Научная статья на тему 'ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНЫХ И КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ'

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНЫХ И КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНЫХ И КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бутова Татьяна Георгиевна, Данилина Елена Петровна, Егошина Ольга Леонидовна, Климович Наталья Викторовна, Поподько Галина Ивановна

Имеющийся в России значительный творческий потенциал людей, занимающихся в производственной сфере и одной из лучших в мире культурных индустрий, не используется в полной мере для экономического роста малого и среднего предпринимательства страны и регионов и занятости населения, в то время как отмечается активное развитие креативных индустрий в развитых странах, поддерживаемое развитием информационно-коммуникативных и цифровых технологий и ростом внимания населения и государства к креативным индустриям, увидевших в них инструменты посткризисного развития. Актуализация внимания правительства России к развитию креативных индустрий, обеспечивающих экономический рост и социальное значение, проявившаяся в разработке нормативного документа по формированию Концепции развития творческих индустрий, стимулировало интерес и некоторое действия региональных органов власти к поддержке развития креативных индустрий. Между тем успешная реализация Концепции требует научного обоснования потенциала креативных индустрий в социально-экономическом развитии регионов и устранение существующих терминологических проблем, приводящих к затруднению понимания сущности основных терминов и путанице в практической и исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бутова Татьяна Георгиевна, Данилина Елена Петровна, Егошина Ольга Леонидовна, Климович Наталья Викторовна, Поподько Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMINOLOGICAL RESEARCH IN THE FIELD OF CULTURAL AND CREATIVE INDUSTRIES

A significant creative potential of people involved in the manufacturing sector and one of the best cultural industries in the world is not fully used for the economic growth of small and medium-sized businesses and employment of the population in the country and regions of Russia, while there is an active development of creative industries in the developed countries, supported by the development of information, communication and digital technologies as well as the growing attention of the population and states to creative industries, which are considered as tools for post-crisis development. Growing attention of the Russian government to the development of creative industries that ensure economic growth and social significance, manifested in the development of a regulatory document to form the Concept for the Development of Creative Industries, stimulated the interest and some actions of regional authorities to support creative industries development. Meanwhile, successful implementation of the Concept requires a scientific substantiation of creative industries potential in the socio-economic development of regions and the elimination of existing terminological problems that lead to difficulty in understanding the essence of basic terms and confusion in applied and research work.

Текст научной работы на тему «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНЫХ И КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 332.14:339

Бутова Татьяна Георгиевна,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры международной и управленческой экономики, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация. Данилина Елена Петровна,

кандидат медицинских наук, доцент,

доцент кафедры факультетской хирургии имени профессора Ю.М. Лубенского, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Красноярск, Российская Федерация. Егошина Ольга Леонидовна, кандидат экономически наук,

доцент кафедры международной и управленческой экономики,

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,

г. Красноярск, Российская Федерация.

Климович Наталья Викторовна,

кандидат филологических наук, доцент

доцент кафедры теоретической экономики

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,

г. Красноярск, Российская Федерация.

Поподько Галина Ивановна,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник,

ФГБУН «Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук»,

г. Новосибирск, Российская Федерация.

Butova Tatiana Georgievna,

Doctor of Economics, Professor,

Professor at the Department of International and Management Economics, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation. Danilina Elena Petrovna,

Ph.D. of Medical Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Professor Yu.M. Lubensky Department of Faculty Surgery,

Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University,

Krasnoyarsk, Russian Federation.

Egoshina Olga Leonidovna,

Candidate of Economics, Associate Professor,

Professor at the Department of International and Management Economics, Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation.

Klimovich Natalya Viktorovna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theoretical Economics, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation.

102

Popodko Galina Ivanovna,

Doctor of Economics, Leading Researcher,

Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS,

Novosibirsk, Russian Federation.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНЫХ И

КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ1

TERMINOLOGICAL RESEARCH IN THE FIELD OF CULTURALAND CREATIVE

INDUSTRIES

Имеющийся в России значительный творческий потенциал людей, занимающихся в производственной сфере и одной из лучших в мире культурных индустрий, не используется в полной мере для экономического роста малого и среднего предпринимательства страны и регионов и занятости населения, в то время как отмечается активное развитие креативных индустрий в развитых странах, поддерживаемое развитием информационно-коммуникативных и цифровых технологий и ростом внимания населения и государства к креативным индустриям, увидевших в них инструменты посткризисного развития. Актуализация внимания правительства России к развитию креативных индустрий, обеспечивающих экономический рост и социальное значение, проявившаяся в разработке нормативного документа по формированию Концепции развития творческих индустрий, стимулировало интерес и некоторое действия региональных органов власти к поддержке развития креативных индустрий. Между тем успешная реализация Концепции требует научного обоснования потенциала креативных индустрий в социально-экономическом развитии регионов и устранение существующих терминологических проблем, приводящих к затруднению понимания сущности основных терминов и путанице в практической и исследовательской работе.

Ключевые слова: культурная сфера, культурные индустрии, творческие индустрии, креативные индустрии, терминологические исследования в сфере культурных и креативных индустрий.

A significant creative potential of people involved in the manufacturing sector and one of the best cultural industries in the world is not fully used for the economic growth of small and medium-sized businesses and employment of the population in the country and regions of Russia, while there is an active development of creative industries in the developed countries, supported by the development of information, communication and digital technologies as well as the growing attention of the population and states to creative industries, which are considered as tools for post-crisis development. Growing attention of the Russian government to the development of creative industries that ensure economic growth and social significance, manifested in the development of a regulatory document to form the Concept for the Development of Creative Industries, stimulated the interest and some actions of regional authorities to support creative industries development. Meanwhile, successful implementation of the Concept requires a scientific substantiation of creative industries potential in the socio-economic development of regions and the elimination of existing terminological problems that lead to difficulty in understanding the essence of basic terms and confusion in applied and research work.

Keywords: cultural sphere, cultural industries, creative industries, terminological studies in the field of cultural and creative industries.

ВВЕДЕНИЕ

Последние годы в мире наблюдаются стремительные трансформации во всех сферах человеческой деятельности, отражающиеся на социально-экономическом развитии стран и регионов и приведшие к синергетическому кризису [5], который рассматривается не только как проблема, но и как использование новых возможностей. Правительство России начало рассматривать в качестве новых возможностей экономического развития в постэпидемиологический период использование творческих индустрий, видя в них значительный потенциал, связанный в основном со сферой культуры [23]. Между тем в развитых странах культурные индустрии уже с 1970-х годов 19 века развиваются как секторы экономики, связанные с «омоложением» культуры, вызванной студенческой революцией 1968 года, фестивалем в Вудстоке (1969 г.) [26]. Началось практическое применение в экономической деятельности индустрий культуры и использование термина «культурные индустрии», введенного в оборот в 1947 году философами М. Хоркхаймером и Т. Адорно с резко негативной оценкой [32]. Это философское определение культурных индустрий в результате начавшихся теоретических исследований и экономическое развития культуры трансформировалось в экономическое понятие «культурные индустрии». Культура стала рассматриваться не

1 Статья выполнена в рамках проекта «Оценка креативного потенциала Красноярского края и его роли в социально-экономическом развитии региона» при поддержке Красноярского краевого фонда науки

103

только как социальный и духовная категория, но и как экономическая категория, как инструмент социально-экономического развития территорий [2,4, 7, 12, 16, 17, 19,27, 30, 33, 34].

Начавшееся во второй половине 1990-х годов и начале 2000-х распространение идеи творческого подхода как одного из «двигателя» общественного и экономического развития привело к внедрению креативных индустрий в сферу производства, обусловив активизацию исследований по данной теме. Анализ российских публикаций показал, что сначала применялся термин «творческие индустрии» [8, 10, 21, 22, 15, 20], затем наиболее часто — «креативные» [1, 26, 31]. В настоящее время используются все термины «культурные индустрии», «творческие индустрии», «креативные индустрии» [3, 6, 9, 13, 14,23].

Использование терминов «творческие», «креативные» и «культурные» индустрии как самостоятельные категории, так и синонимы иногда без четкого понимания их сущности в научных исследованиях и практической деятельности обусловливает проблемы их прикладного применения из-за отсутствия релевантной научно-теоретической базы в данной области исследования. На наш взгляд, интеграция креативных индустрий в предпринимательство, несмотря на активные в последние 20 лет публикации отечественных ученых по анализу и обоснованию экономической значимости креативных индустрий, сдерживается существующими терминологическими проблемами, требующими глубокого анализа. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

Термин «культурные индустрии» является междисциплинарным, поэтому его изучением занимаются специалистами различных областей знания: философы, социологи, экономисты, политологи и урбанисты и пр., вкладывая в данное понятие свое узкоспециализированное понимание. Однако для успешного формирования культурных индустрий в контексте использования креативных индустрий для эффективного включения их в достижение целей социально-экономического развития государства и общества, необходимо достичь терминологического единства в понимании культурных, творческих и креативных индустрий.

Решение указанных проблем актуализирует необходимость и направление научного обоснования сущности исследуемых категорий через четкое обозначение терминов. Таким образом, цель данного исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию понятийного аппарата в исследуемой области знаний позволяющего четко дифференцировать термины, выявить их сходство и структуру и эффективно управлять данным сектором общественного производства для социально-экономического развития регионов.

В качестве методики было использовано терминологическое исследование.

Цель исследования потребовала формулирования задач:

• выявление базовых понятий в исследуемой области знаний и практической деятельности;

• выявление соотношения и различий базовых понятий;

• определение последовательности развития базовых терминов. РЕЗУЛЬТАТЫ

Отмеченная авторами задача научного исследования, заключающаяся в определении базовых терминов в области креативных индустрий, является важной задачей при внешней простоте формулировки, так как только по категории «культура» существует более 500 понятий [29].

Под базовыми терминами будем понимать те термины, которые:

• во-первых, наиболее часто используются в научных и др. публикациях, применяемые в практике ведения бизнеса, в нормативных документах по государственному регулированию,

• во-вторых, являются производными для других терминов.

Для определения базовых терминов нами был проведен контент-анализ около 300 публикаций из базы elibrary.ru. Далее из многочисленных понятий в данной области выделены наиболее часто встречающиеся термины и систематизированы по группам, на основе которых. Результаты исследования показали, что наиболее часто встречающимися терминами являются: «Сфера культуры», «Культурные индустрии», «Творческие индустрии» и «Креативные индустрии»;

Проведенные авторами терминологическое исследование анализируемых терминов было проведено методом их запроса по ключевым словам в базе elibrary.ru. Исследование показало, что научная электронная библиотека находит около 12000 научных работ. Контент-анализ определенной выборки публикаций (300) выявил отсутствие единообразного понимания исследуемых понятий. Результаты терминологического исследования позволили выделить два основных подхода:

104

1. Ряд авторов [6, 26, 19, 20] используют понятия культурные, креативные и творческие индустрии как синонимы, считая, что культурные индустрии — это предшественники в историческом развитии креативных индустрий, и с начала 21 в. уже следует использовать термин «креативные». Используя в названии и ключевых словах публикаций термин «культурные индустрии», они фактически описывают креативные индустрии. Так, информационное агентство InterMedia на основе масштабного терминологического исследования «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ: терминология 2021» [29] сформировало справочник, куда вошло 550 терминов только в области культуры. Однако определение используемого в качестве базового понятия «культурные индустрии» не сформулировано, в то время как понятие «креативные индустрии» подробно представлено в справочнике. Такой подход к понятиям подменяет их сущность и вносит проблемы их использовании в практической деятельности.

2. Другая группа авторов использует дифференцированные термины «культурные индустрии», «творческие индустрии», «креативные индустрии». Однако анализ использования терминов показал наличие смешенного понимания. Например, в состав понятия «культурные индустрии» часто включают и креативные, и либо наоборот — креативные индустрии включают в себя культурные индустрии, что тоже создает определенную путаницу в понимании банных понятий [Флиер А.Я., Мартиросян K.M., Левочкин В.В., Фурсова В.В., Бокова A.B. и др.].

Таким образом, решение задачи исследования анализируемых терминов показало, что наиболее часто используемыми терминами являются: «культурные индустрии», «творческие индустрии», «креативные индустрии». Термин «сфера культуры» используется как самостоятельный объект исследования [2, 7], и в контексте исследования креативных индустрий встречается редко [12, 28, 29]. Это позволило авторам сделать вывод о том, что сфера культуры является самостоятельной категорией, имеющей собственную структуру, включающую, в том числе, культурные индустрии, требующей релевантной методологии исследования и самостоятельных направлений исследования. Поэтому нами предлагается в качестве базовых понятий использовать следующие: «культурные индустрии»; «творческие индустрии», «креативные индустрии».

Проведенный нами контент-анализ публикаций, показавший базовые термины в области креативных индустрий, позволил выявить соотношения и различий базовых понятий, сгруппированных следующим образом:

• «Сфера культуры» и «Культурные индустрии»;

• «Творческие индустрии» и «Креативные индустрии»;

• «Культурные индустрии» и «Креативные индустрии».

Несмотря на редкое упоминание термина «Сфера культуры» в посвященных креативным ин-дустриям публикациях, мы считаем, что это основная категория для понимания термина «культурная индустрия». Анализ термина «культурные индустрии» закономерно начать с его составляющих терминов — «культура» и «индустрии». Информационное агентство InterMedia в справочнике «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ: терминология 2021», где дает следующие авторские определения культуры: «1) общее (цивилизационное) определение — совокупность результатов общественно полезной человеческой деятельности; 2) институциональное определение — совокупность результатов деятельности резидентов в областях искусства, культурного наследия и др., которое применяется в государственном управлении, законодательстве, учете и статистике [29]. Обратимся ко второму слову «культурные индустрии». С.И. Ожегов дает понятию «индустрия» такое определение — «это то же, что промышленность или отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления» [24]. При объединении таких разнородных понятий как культура и промышленное производство в термин «культурные индустрии» у некоторых авторов возникает когнитивный диссонанс, связанный с пониманием высокой роли и функций культуры и соотнесением их с промышленностью [6]. Между тем соединение понятий «культура» и «индустрия» произошло в тот момент, когда появились новые технические средства, позволяющие тиражировать произведения искусства— фотография, репродукция, звукозапись и т. д. Индустрия сделала произведения культуры доступным широкому кругу людей, обращая его в предмет массового потребления и коммерческой эксплуатации [14]. Термин «культурная индустрия» или «индустрия культуры» (редко встречающийся термин), являясь производным от термина «сфера культуры» обозначает самостоятельное понятие, и, на наш взгляд, является базовым для данной области исследования.

105

Соотношение следующей группы терминов «Творческие индустрии» и «Креативные индустрии» показало, что, по сути, они отражают близкое понятие. Понятие творческих индустрий относят к более широким и универсальным, считая, что в России креативные индустрии часто переводят как «творческие индустрии», стараясь «укоренить» это понятие в русском языке [15]. Аналогичной позиции придерживается Абанкина Т.В. использует термины «культурные индустрии» и креативные и творческие индустрии, как синонимы [2]. Поддерживая эту точку зрения, отметим, что это разные термины, обозначающие одно понятие, поскольку «творческие» - это перевод английского слова «creative», a «креативные» — его транскрипция [5].

Рассматривая следующее соотношение терминов — «Культурные индустрии» и «Креативные индустрии». Некоторые авторы отождествляют термин «культурные индустрии» и «креативные индустрии», считая, что принципиального различия между определениями «культурные индустрии» и творческие (креативные) индустрии нет [26]. Другие авторы используют единый термин «творческие (культурные) индустрии» и отождествляет их [20].

Анализ подходов к определению терминов и их соотношению показал точку зрения российских авторов, разделяющих понятия «культурные индустрии» и «креативные/творческие индустрии» [3,33, 34]. В некоторых исследованиях культурные индустрии выделяются в отдельный сектор творческих индустрий [36], либо рассматриваются, как отдельный сегмент креативных индуст-рий, включающий в себя именно те направления творческой деятельности, которые помимо непосредственно индустриальных признаков имеют соотношение с отраслями культуры [18].

Поддерживая такой подход, отметим, что культурные индустрии, являясь частью сферы культуры, по технологии производства культурных продуктов могут быть разделены на 2 части:

1. Креативный сектор культурных индустрий, относящийся к креативным индустриям.

2. Традиционный сектор культурных индустрий.

Таким образом, проведенное терминологическое исследование показало, что культурные и креативные индустрии, имея точки взаимопроникновения, являются отдельными понятиями. Это позволяет нам сузить базовые понятия и определить в качестве таковых 1) культурные индустрии и 2) креативные индустрии. На наш взгляд, определение сущности и роли базовых понятий требует научного обоснования и структурирования.

Решение задачи выявления последовательности развития базовых терминов на основе периодизации предпосылок возникновения креативных индустрий и формулирования их понятий в научных публикациях позволило предложить цепочку развития и формирования базовых понятий креативных индустрий (рис. 1).

Культурные индустрии

4

Творческие индустрии

Креативные индустрии

Рис. 1. Цепочка развития и формирования базовых понятий креативных индустрий (Составлено по [7, 11, 13])

ВЫВОДЫ

Проведенные авторами исследования позволили выявить проблемы использования и соотношения терминов в области креативных индустрий и обосновать необходимость терминологического исследования для решения проблем, заключающихся в том, что при значительном количестве научных публикаций, отчетов и др. источников до настоящего времени отсутствуют единые подходы к использованию терминов и определению сущности их понятий.

Применение терминологического исследования позволило на основе выявления различий и сходства понятий «сфера культуры», «культурные индустрии», «творческие индустрии» и «креативные индустрии» обосновать использование в качестве базовых терминов следующие 1) «культурные индустрии» и 2) «креативные индустрии».

Анализ периодизации предпосылок возникновения и развития креативных индустрий позволил предложить цепочку формирования базовых понятий креативных индустрий.

Проведенные исследования показали направления новых исследований и пути совершенствования методических подходов к эти исследовниям.

106

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абанкина Т.В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития / Т.В. Абанкина, Е.А. Николаенко, В.В. Романова, И.В. Щербакова. — М.: Grey matter, 2021. — 44 с.

2. Абанкина Т.В. Экономический потенциал сферы культуры и досуга в России и странах ОЭСР / Т.В. Абанкина, Е.А. Николаенко, В .В. Романова // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2020. — N° 2 (46). — С. 98-117.

3. Бокова А.В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры (опыт концептуализации): специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Анна Викторовна Бокова. — Томск, 2016. — 22 с.

4. Браун Дж. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории / Дж. Браун [Электронный ресурс] // Институт культурной политики. — 2016. — Режим доступа: www.cpolicy.ru/analy-tics/64.html (дата обращения: 15.12.2021).

5. Бутова Т.Г. Развитие научных подходов к исследованию творческих индустрий в современных условиях/ Т.Г. Бутова и др. // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — N° 4 (57). — С. 102-108.

6. Вейнмейстер А.В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий / А.В. Вейн-мейстер, Ю.В. Иванова // Международный журнал исследований культуры. — 2017. — N° 1 (26). — С. 38-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Влияние культуры на экономическое развитие Зарождение культурных индустрий и «кластеров» креативной экономики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.culturepartnership.eu/upload/editor/2017/ Factsheets/pdf-6/06_Influence%20of%20culture%20on%20economic%20development.%20 Emergence%20of%C2% A0cultural%20industries%20and%20creative%2 0economy%20clusters_RU.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

8. Гнедовский М.Б. Творческие индустрии - развивающийся сектор постиндустриальной экономики / М.Б. Гнедовский // Управленческое консультирование. — 2006. — N° 2 (22). — С. 140-151.

9. Казакова М.В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий / М.В. Казакова // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. N° 11. — С. 2875-2898. — DOI: 10.18334/ce.14.11.111156.

10. Кейвс Р. Творческие индустрии: контракты между искусством и коммерцией / Р. Кейвс. — Коннектикут: Издательство Гарвардского университета, 2000. — 109 с.

11. Креативные индустрии: учеб. пособие / Е.В. Зеленцова, Е.Х. Мельвиль, М.В. Румянцев и др. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. — 252 с.

12. Культура и культурные индустрии в РФ 2016-2018 гг. / Отв. ред. Е. Сафронов. — М.: Intermedia.online, 2019. — 42 с.

13. Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: дис. канд. культурологии / Е.В. Зеленцова. — М., 2008. — 153 с.

14. Зеленцова Е.В. От творческих индустрий к творческой экономике / Е.В. Зеленцова // Управленческое консультирование. — 2009. — №> 3. — С. 190-199.

15. Зеленцова Е.В. Развитие творческих индустрий в России: проблемы и перспективы / Е.В. Зеленцова, Е.Х. Мельвиль // Культурологический журнал. — 2011. — N° 4. — С. 9-15.

16. Зуев С.Э. Культурные индустрии в условиях глобализации / С.Э. Зуев, А.А. Васецкий // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. — 2010. — . 1 (37). — С. 76-89.

17. Лазарева О.В. Культурные индустрии: два аспекта понимания / О.В. Лазарева // Обсерватория культуры. — 2017. — Т. 14, №> 6. — С. 670-676.

18. Левочкин В.В. Особенности формирования культурных индустрий в национальном регионе России: на примере Республики Саха (Якутия): диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Владислав Валерьевич Левочкин; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. — Якутск, 2018. — 233 с.

19. Матецкая М.В. Культурные индустрии как инновации в культуре, менеджменте, технологиях / М.В. Матецкая [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. — Режим доступа: www.hse.ru/data/2012/01/31/1269679204/ Matetskaya_men_2011 .pdf (дата обращения 01.12.21).

20. Матецкая М.В. Творческие индустрии: перспективы социально-экономической трансформации / М.В. Матецкая // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2011. — .№3. — С. 192-206.

21. Мьеж Б. Творческие индустрии такие как они есть / Б. Мьеж [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — 2011. — Режим доступа: spb.hse.ru/news/67793534.html (дата обращения: 19.12.2021).

22. Недосвитий Н.В. Творческие индустрии как инструмент наращивания конкурентного потенциала территории / Н.В. Недосвитий // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2014. — N° 1. — С. 87-89.

23. Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. N° 2613-р. [Электронный ресурс] — Режим доступа: base.garant.ru/ 402845784/ (дата обращения: 19.11.2021).

24. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. — М. : Мир и образование, 2020. — 1376 с.

107

25. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы / С.В. Бредихин, В .В. Власова, Н.В. Гаври-лова и др. [Электронный ресурс] // Научный дайджест №№1. — 2021. — Режим доступа: www.hse.ru/data/2021/08/05/ 1425538088/Human_Capital_NCMU_Digest_1_Creative_Industries_202Lpdf (дата обращения: 21.12.2021).

26. Румянцев М.В. Междисциплинарное исследование креативных индустрий и творческой экономики Красноярска / М.В. Румянцев, М.А. Лаптева, Е.В. Зеленцова, Е.Х. Мельвиль, С.В. Андреева // Культурологический журнал. — 2012. — №1. — С. 7-17.

27. Савельева К.В. Развитие феномена культурных индустрий в современном обществе / К.В. Савельева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 12 (74). — С. 154-157.

28. Сфера культуры и культурные индустрии в РФ 1. Аналитика 2019-2021 [Электронный ресурс]. — М.: InterMedia, 2021. — 113 с. — Режим доступа: www.intermedia.ru/uploads/culture_research_anaiitika-2021.pdf (дата обращения: 19.12.2021).

29. Сфера культуры и культурные индустрии в РФ: терминология [Электронный ресурс]. — Издание 7-е, исправленное и дополненное. — М.: InterMedia. 2020. — 85 с. — Режим доступа: www.intermedia.ru/uploads/ culture_research_terminologiya-2020.pdf (дата обращения: 19.12.2021).

30. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / Д. Хезмондалш; пер. с англ. И. Кушнаревой. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 453 с.

31. Хестанов Р. Креативные индустрии - модели развития / Р. Хестанов // Социологическое обозрение. — 2018. — Т. 17. — № 3. — С. 173-196. — DOI 10.17323/1728-192X-2018-3-173-196.

32. Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно; пер. с нем. М.Кузнецова. — М.: Медиум, 1997. — 198 с.

3 3. Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии / А.Я. Флиер [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — N° 3. — Режим доступа: zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ (дата обращения: 07.12.2021).

34. Фурсова В.В. Культурные индустрии в современном обществе / В.В. Фурсова [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». —Режим доступа: kpfu.ru/stafF_filesi/F337636421/KULTURNYE_INDUSTRn.pdf (дата обращения: 07.12.2021)

35. UNESCO Цели устойчивого развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.unescoorg/sdgs (дата обращения: 26.11.2021).

SPISOKLITERATURY

1. Abankina T.V Kreativnyye industrii v Rossii: tendentsii i perspektivy razvitiya / T.V Abankina, Ye. A. Nikolayenko, VV Romanova, I.V. Shcherbakova. — M.: Grey matter, 2021. — 44 s.

2. Abankina T.V Ekonomicheskiy potentsial sfery kul'tury i dosuga v Rossii i stranakh OESR / T.V Abankina, Ye.A. Nikolayenko, VV Romanova // Zhurnal Novoy ekonomicheskoy assotsiatsii. — 2020. — № 2 (46). — S. 98-117.

3. Bokova A.V Kul'turnyye, kreativnyye, tvorcheskiye industrii kak yavleniye sovremennoy kul'tury (opyt kontseptualizatsii): spetsial'nost' 24.00.01 «Teoriya i istoriya kul'tury»: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata filosofskikh nauk / Anna Viktorovna Bokova. — Tomsk, 2016. — 22 s.

4. Braun Dzh. Kul'turnyye industrii. Vyyavleniye kul'turnykh resursov territorii / Dzh. Braun [Elektronnyy resurs] // Institut kul'turnoy politiki. — 2016. — Rezhim dostupa: www.cpolicy.ru/analy-tics/64.html (data obrashcheniya: 15.12.2021).

5. Butova T.G. Razvitiye nauchnykh podkhodov k issledovaniyu tvorcheskikh industriy v sovremennykh usloviyakh/ T.G. Butova i dr. // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 4 (57). — S. 102-108.

6. Veynmeyster A.V. «Kul'turnyye industrii» i «kreativnyye industrii»: granitsy ponyatiy / A.V. Veynmeyster, Yu.V. Ivanova // Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury. — 2017. — № 1 (26). — S. 38-48.

7. Vliyaniye kul'tury na ekonomicheskoye razvitiye Zarozhdeniye kul'turnykh industriy i «klasterov» kreativnoy ekonomiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.culturepartnership.eu/upload/editor/2017/Factsheets/pdf-6/06_Influence%20of%20culture%20on%20economic%20development.%20 Emergence%20of%C2%A0cultural%20 industries%20and%20creative%20economy%20clusters_RU.pdf (data obrashcheniya: 15.12.2021).

8. Gnedovskiy M.B. Tvorcheskiye industrii - razvivayushchiysya sektor postindustrial'noy ekonomiki / M.B. Gnedovskiy // Upravlencheskoye konsul'tirovaniye. — 2006. — № 2 (22). — S. 140-151.

9. Kazakova M.V Kul'turnyye i kreativnyye industrii: granitsy ponyatiy / M.V Kazakova // Kreativnaya ekonomika. — 2020. — Tom 14. № 11. — S. 2875-2898. — DOI: 10.18334/ce.14.11.111156.

10. Keyvs R. Tvorcheskiye industrii: kontrakty mezhdu iskusstvom i kommertsiyey / R. Keyvs. — Konnektikut: Izdatel'stvo Garvardskogo universiteta, 2000. — 109 s.

11. Kreativnyye industrii: ucheb. posobiye / Ye.V. Zelentsova, Ye.Kh. Mel'vil', M.V. Rumyantsev i dr. — Krasnoyarsk: Sibirskiy federal'nyy universitet, 2011. — 252 s.

12. Kul'tura i kul'turnyye industrii v RF 2016-2018 gg. / Otv. red. Ye. Safronov. — M.: Intermedia.online, 2019. — 42 s.

13. Zelentsova Ye.V Stanovleniye i razvitiye kreativnykh industriy v sovremennoy kul'ture: analiz zarubezhnogo opyta: dis. kand. kul'turologii / Ye.V Zelentsova. — M., 2008. — 153 s.

108

14. Zelentsova Ye.V. Ot tvorcheskikh industriy k tvorcheskoy ekonomike / Ye.V. Zelentsova // Upravlencheskoye konsul'tirovaniye. — 2009. — № 3. — S. 190-199.

15. Zelentsova Ye.V Razvitiye tvorcheskikh industriy v Rossii: problemy i perspektivy / Ye.V Zelentsova, Ye.KH. Mel'vil' // Kul'turologicheskiy zhurnal. — 2011. — № 4. — S. 9-15.

16. Zuyev S.E. Kul'turnyye industrii v usloviyakh globalizatsii / S.E. Zuyev, A.A. Vasetskiy // Upravlencheskoye konsul'tirovaniye. Aktual'nyye problemy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. — 2010. — N° 1 (37). — S. 76-89.

17. Lazareva O.V Kul'turnyye industrii: dva aspekta ponimaniya / O.V. Lazareva // Observatoriya kul'tury. —

2017. — T. 14, № 6. — S. 670-676.

18. Levochkin VV Osobennosti formirovaniya kul'turnykh industriy v natsional'nom regione Rossii: na primere Respubliki Sakha (Yakutiya): dissertatsiya ... kandidata kul'turologii: 24.00.01 / Vladislav Valer'yevich Levochkin; [Mesto zashchity: Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gertsena]. — Yakutsk, 2018. — 233 s.

19. Matetskaya M.V. Kul'turnyye industrii kak innovatsii v kul'ture, menedzhmente, tekhnologiyakh / M.V. Matetskaya [Elektronnyy resurs] // NIU VSH^E. — Rezhim dostupa: www.hse.ru/data/2012/01/31/1269679204/ Matetskaya_men_2011.pdf (data obrashcheniya 01.12.21).

20. Matetskaya M.V. Tvorcheskiye industrii: perspektivy sotsial'no-ekonomicheskoy transformatsii / M.V. Matetskaya // Vestnik Instituía ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. — 2011. — №3. — S. 192-206.

21. M'yezh B. Tvorcheskiye industrii takiye kak oni yest' / B. M'yezh [Elektronnyy resurs] // NIU VSH-E v Sankt-Peterburge. — Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». — 2011. — Rezhim dostupa: spb.hse.ru/news/67793534.html (data obrashcheniya: 19.12.2021).

22. Nedosvitiy N.V Tvorcheskiye industrii kak instrument narashchivaniya konkurentnogo potentsiala territorii / N.V. Nedosvitiy // Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye. — 2014. — № 1. — S. 87-89.

23. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya tvorcheskikh (kreativnykh) industriy i mekhanizmov osushchestvleniya ikh gosudarstvennoy podderzhki v krupnykh i krupneyshikh gorodskikh aglomeratsiyakh do 2030 goda: Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 20 sentyabrya 2021 g. № 2613-r. [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: base.garant.ru/402845784/ (data obrashcheniya: 19.11.2021).

24. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka / S.I. Ozhegov; pod red. L.I. Skvortsova. — M.: Mir i obrazovaniye, 2020. — 1376 s.

25. Razvitiye kreativnykh industriy v Rossii: klyuchevyye indikatory / S.V Bredikhin, VV Vlasova, N.V. Gavrilova i dr. [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy daydzhest №1. — 2021. — Rezhim dostupa: www.hse.ru/data/2021/08/05/ 1425538088/Human_Capital_NCMU_Digest_1_Creative_Industries_2021.pdf (data obrashcheniya: 21.12.2021).

26. Rumyantsev M.V. Mezhdistsiplinarnoye issledovaniye kreativnykh industriy i tvorcheskoy ekonomiki Krasnoyarska / M.V. Rumyantsev, M.A. Lapteva, Ye.V. Zelentsova, Ye.KH. Mel'vil', S.V. Andreyeva // Kul'turologicheskiy zhurnal. — 2012. — №1. — S. 7-17.

27. Savel'yeva K.V. Razvitiye fenomena kul'turnykh industriy v sovremennom obshchestve / K.V Savel'yeva // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki. — 2016. — № 12 (74). — S. 154-157.

28. Sfera kul'tury i kul'turnyye industrii v RF 1. Analitika 2019-2021 [Elektronnyy resurs]. — M.: InterMedia, 2021. — 113 s. — Rezhim dostupa: www.intermedia.ru/uploads/culture_research_analitika-2021.pdf (data obrashcheniya: 19.12.2021).

29. Sfera kul'tury i kul'turnyye industrii v RF: terminologiya [Elektronnyy resurs]. — Izdaniye 7-ye, ispravlennoye i dopolnennoye. — M.: InterMedia. 2020. — 85 s. — Rezhim dostupa: www.intermedia.ru/uploads/ culture_research_terminologiya-2020.pdf (data obrashcheniya: 19.12.2021).

30. Khezmondalsh D. Kul'turnyye industrii / D. Khezmondalsh; per. s angl. I. Kushnarevoy. — M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2014. — 453 s.

31. Khestanov R. Kreativnyye industrii - modeli razvitiya / R. Khestanov // Sotsiologicheskoye obozreniye. —

2018. — T. 17. — № 3. — S. 173-196. — DOI 10.17323/1728-192X-2018-3-173-196.

32. Khorkkhaymer M. Dialektika Prosveshcheniya: Filosofskiye fragmenty / M. Khorkkhaymer, T. Adorno; per. s nem. M.Kuznetsova. — M.: Medium, 1997. — 198 s.

33. Fliyer A.Ya. Kul'turnyye industrii v istorii i sovremennosti: tipy i tekhnologii / A.Ya. Fliyer [Elektronnyy resurs] // Informatsionnyy gumanitarnyy portal «Znaniye. Ponimaniye. Umeniye». — 2012. — № 3. — Rezhim dostupa: zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ (data obrashcheniya: 07.12.2021).

34. Fursova V.V. Kul'turnyye industrii v sovremennom obshchestve / V V Fursova [Elektronnyy resurs] // NIU VSH-E v Sankt-Peterburge — Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». — Rezhim dostupa: kpfu.ru/staff_files/F337636421/KULTURNYE_INDUSTRII.pdf (data obrashcheniya: 07.12.2021)

35. UNESCO Tseli ustoychivogo razvitiya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: ru.unescoorg/sdgs (data obrashcheniya: 26.11.2021).

Статья поступила в редакцию 15 февраля 2022 года Статья одобрена к печати 5 апреля 2022 года

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.