| ТЕМА HOMI-l'A | ISSUE SUBJECT
DOI: 10.17516/2713-2714-0049
УДК 730
KRASNOYARSK SCHOOL OF SCULPTURE:
TO THE HISTORY OF FORMATION
Ilya V. Tsarinny
Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky
Krasnoyarsk, Russian Federation
Abstract: Krasnoyarsk is the center of an artistic professional training of sculptors beyond the Urals. The young school of sculpture is an alive and developing phenomenon that is reflected in the work of teachers who transfer knowledge to their students from hand to hand. The article examines the historical background and the context of the formation of the Krasnoyarsk sculpture school. The personal contribution of artists to the f ormation of this school is summarized, the artistic means, by which the masters achieved imagery based on professional competencies and creative freedom, are considered. It is concluded that the characteristic features of the Krasnoyarsk school of sculpture are the orderliness of work, the graphic nature, the broad palette of texture solutions and some integrity in a form's interpretation.
Keywords: Krasnoyarsk sculpture school; sculptors of Krasnoyarsk region; creative sculpture workshop of the Urals, Siberia and the Far East branch of the Russian Academy of Arts; Krasnoyarsk State Art Institute.
Citation: Tsarinny, I. V. (2022). KRASNOYARSK SCHOOL OF SCULPTURE: TO THE HISTORY OF FORMATION. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 3 (12), p. 78-85.
И. В. Царинный
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Красноярск, Российская Федерация
КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА СКУЛЬПТУРЫ:
К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ
Красноярск является центром профессиональной подготовки скульпторов за Уралом. Молодая скульптурная школа - явление живое и развивающееся, что отражается в творчестве педагогов, передающих знания своим ученикам. В статье рассматриваются исторические предпосылки для создания скульптурной школы Красноярья. Анализируется персональный вклад выдающихся мастеров в её формирование, рассматриваются художественные средства, с помощью которых они добивались образности, основанной на профессиональных компетенциях и творческой свободе. Делается вывод, что характерными чертами Красноярской школы скульптуры являются методичность ведения работы, тяготение к графичности, широкая палитра фактурного решения, определённая цельность в трактовке формы.
Ключевые слова: красноярская школа скульптуры; творческая мастерская скульптуры отделения УСДВ PAX; Красноярский государственный художественный институт.
issun SUBJECT I ТНМЛ HOMEPA|
Школа как художественное явление характеризуется не только едиными эстетическим принципами отбора явлений и их отображением, но и наличием ярких биографий. В рассматриваемое широкое понятие, кроме профессиональных ремесленных методов, излюбленных мотивов и образно-пластических средств, включается философия и отношение художника к миру. На основе биографий предлагается проследить линию преемственности и этапы формирования красноярской скульптурной традиции от первых профессиональных скульпторов до современных мастеров. Толчком к бурному развитию региональной скульптурной школы послужило образование Красноярского государственного института искусств (1978), а затем открытие регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств (1987). Следствием этих событий стало формирование центра профессионального образования в сфере скульптуры, подобных примеров которому за Уралом нет. При этом исторический контекст, в котором определились genius loci в области скульптуры, уже был.
Один из первых профессиональных скульпторов Красноярска, уроженец Енисейской губернии, будущий мастер ар-деко и соцреализма - Георгий Дмитриевич Лавров (1895-1991). Начальное художественное образование он получил в Красноярской городской рисовальной студии, а затем, будучи студентом Томского университета, посещал занятия при Томском обществе художников (ТОЛХ). В 1919-1920 годах он сражается на Алтае в ряду бойцов партизанской армии Мамонтова. В эти же годы скульптор создаёт свою первую композицию «Апостол Петр» и получа-
Г. Д. Ливров. Крадущийся тигр. 1932. Брата: нашила, чеканка, основание: чёрный мрамор.
Длина основания 61,5 см
Частная коллекция
G. D. Lavrov. Crouching tiger 1932. Bronze: patina, chasing, base: black marble, 'lhe length of the base is 61,5 cm.
Private collection
ет от Революционного комитета направление в Москву для дальнейшего обучения. В столице он участвует в выставках, работает в «Окнах сатиры РОСТА», вступает в Ассоциацию художников революционной России. Его кабинетная скульптура «В. И. Ленин с книгой» получает одобрение комиссии ЦИК ВКП (б) и выпускается массовым тиражом.
В 1927 году Е Д. Лавров был командирован наркомом просвещения А. В. Луначарским на стажировку в Париж на пять лет. Во Франции Е Д. Лавров брал уроки в частных академических мастерских известных скульпторов, которые имели разное художественное мировоззрение и работали в различных творческих манерах. Он посещает академию Коларосси, берёт уроки у братьев Ландовских, А. Бушара, А. Бурделья и А. Майоля. Активно участвует в Парижских выставках, перенимает художественный опыт довоенной столицы искусства. В 1932 году состоялась персональная выставка Е Д. Лаврова в галерее Монпарнаса, где он был представлен современным модернистским скульптором. В портретах и декоративных композициях он сочетал приёмы древнеегипетского и средневекового искусства, экспериментировал с формой. Это сближает его с саратовским скульптором Д. Ф. Цаплиным, заново открытым относительно недавно: первое полноценное издание об этом мастере увидело свет в 2021 году. Они оба находились под влиянием модернизма и авангарда, приветствовали новое искусство, развитие которого на родине было прервано большевиками.
По возвращении в Советскую Россию Е Д. Лаврова ждали трудности с заказами, обвинения в формализме и роковая композиция «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»1. И в 1938 году Лаврова, как свидетеля государственной фальсификации, репрессировали и отправили в Магадан. Результатами этого периода жизни скульптора стали бетонные фигуры - «Красноармеец», «Партизанка», «Колхозница», «Бурильщик», декор Дома культуры имени М. Горького в Магадане (сейчас - Магаданский государственный музыкальный и драматический театр имени А. М. Горького), монумент Сталину и девять барельефов освоения Колымы [6].
В 1943 году его перевозят в Красноярск, где до 1952 года он работает и преподает. Создает бюст В. И. Сурикова (1948) для художественного музея, ряд станковых портретов, памятник на братской могиле солдат 31-го Сибирского стрел-
кового полка (1947). После 1960 года он живёт в Москве, где активно работает, трудится над мемуарами.
Среди коллекционеров он известен как мастер художественной керамики и анималистики. В 1970-1980-е годы он активно экспериментирует с материалом, использует полихромию в необычных пластических сочетаниях и композициях. Он возвращается к любимым темам, образам В. Сурикова и А. Павловой, портретам дорогих ему людей, рисует с натуры.
Г. Д. Лавров разделил судьбу ряда многообещающих скульпторов-революционеров, окрыленных большими ожиданиями и совершенно недооцененных властью. При этом в них сосуществовали различные творческие потенции, они работали на заказ, экспериментировали в творчестве и преподавали.
Так сложилось, что красноярская традиция скульптуры корнями уходит к педагогической деятельности французской школы. Все приобретённые знания Г. Д. Лавров активно передавал своим ученикам, в их числе был Адель Хакимович Абдрахимов (1915-2016). Он родился в Енисейске, в бедной татарской семье. В детстве и юности работал кочегаром и мотористом, а с 1940 года -на фарфоровой фабрике в Красноярске. Ушёл на войну добровольцем и после ранения в 1943 году вернулся в Красноярск. В 1944 году стал председателем местного товарищества «Художник» и кандидатом в члены Красноярского отделения Союза художников. Именно в это время приезжает Лавров, у которого в дальнейшем учится Адель Хакимович. Вспоминая учителя, Абдрахимов пишет: «У него была такая живая лепка, а у меня какой-то детский лепет. Я видел, как он работает, понимал разницу между мной и им... Он помог мне подняться в профессиональном плане, произошёл перелом в видении» [1, с. 24]. Для Г. Д. Лаврова почти восемь лет прибывания на Колыме стали временем творческого переосмысления европейского опыта и впечатлений. Красноярск был для него родным домом, откуда он в двадцатилетнем возрасте начал поиск своего творческого пути.
Творчество самого Аделя Хакимовича связано с портретным жанром: он автор портрета заслуженного тренера СССР Д. Г. Миндиашвили (1982), мемориальной доски для дома-музея В. И. Сурикова (1973), академика Л. А. Киренского (1978). Его портреты точны и образны. Не получив специального образования, он демонстрировал вполне профессиональные навыки. Уровень
академической лепки не уступает столичным скульпторам. С одинаковым интересом он работает с деревом и камнем. В металле работ немного в силу того факта, что литье в Красноярске еще не было налажено. В фондах Красноярского краевого краеведческого музея и Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова хранится более 30 скульптурных портретов.
Наиболее значимой личностью для формирования профессионального сообщества скульпторов Красноярска можно считать
академика, народного художника России Юрия Павловича Ишханова (1929-2009). Он окончил Симферопольское художественное училище, а затем в 1959 году Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (мастерская В. В. Лишева). С 1960 по 1964 год стажируется в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством народного художника СССР Н. В. Томского. В 1965 году он переехал в Красноярск, где ранее бывал в студенческие годы. Ему довелось трудиться под руководством Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане, работать над памятником В. И. Ленину в Красноярске с признанным мастером монументальной скульптуры, народным художником СССР, академиком В. Б. Пинчуком. В Красноярске первую поддержку ему оказывает А. X. Абдрахимов, тогда возглавлявший товарищество «Художник».
Монументальные композиции Ю. П. Ишханова для советского Красноярска стали важными акцентами в городской среде. Эксперименты в области композиции и формировании архитектурной среды Красноярска 1970-х можно заметить в декоративном панно «Октябрь» (в соавторстве с. А. Ш. Давыдовым, архитектор Э. М. Панов, 1977) и мемориальном комплексе «Кандальный путь» (архитектор А. С. Демирханов, 1979). Мемориальные доски (Д. И. Каратанову, 1974; А. С. Попову, 1995; М. Ф. Решетнёву, 1998) - еще один аспект
А. X. Абдрахимов. Портрет академика Л.А. Киренского. 1978. Гипс тон. 30x55x40
Собственность семьи скульптора
А. Н. Abdrakhimov. The portrait of Academician L. A. Kirensky. 1978. Plaster colored. 30x55x40 'I he property i ij the sculptor's family
ISSUE SUBJECT I ТЕМА HOMEPA|
Ю. П. Шиханов за работой над композицией «Пробуждающийся Енисей». 1963
Архив
Красноярского края
Yu. P. lshkhanov making the composition "The Awakening Yenisei1963.
Archive
of the Krasnoyarsk territory
Ю. П. Ишханов. Целинница. 1962. Дерево. 55x95x57 Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова
Yu. P. lshkhanov. Collective former. 1962. Wood. 55x95x57
Krasnoyarsk Slale Arl Muséum named
iifter V. 1. Surikov
творческого наследия Ишханова. В его творчестве прослеживается точно найденная реалистическая выразительность и лаконичность решения. Ишханов выдающийся портретист: он смог убедительно отразить глубину и многообразие человеческого мира. Для него важным было, чтобы «произведение „дышало", чтобы его поверхность привлекала, ласкала. Можно грамотно вылепить всю работу, но она останется абсолютно мёртвой, подобное всегда страшно, недопусти-
мо» [4, с. 12]. Исследователи творчества отмечают «зримый и эмоциональный образ» его произведений [3, с. 93], в котором раскрывается дух времени. Его работы отличает погружение в характер человека - у него практически отсутствуют жанровые композиции. Портрет для Ишханова стал стилеобразующим фактором, главной темой творчества.
В серии памятников-бюстов советским деятелям Ф. Э. Дзержинскому, Я. М. Свердлову, С. М. Кирову мастер стремится к цельности и ясности образов. Он добивается гармонии между монументальностью в трактовке портрета и приближением к натуре. Начиная с первых самостоятельных работ - «Портрет молодого хирурга» (1961) и «Портрет хакаски» (1961) - скульптора увлекают типажи, наделенные внутренней духовной жизнью. Ишханов-портретист раскрывает образы людей, окружавших его в жизни, вне зависимости от социального статуса и рода деятельности. Выделяются своей выразительностью «Портрет краеведа Н. В. Лисовского» (1967) и «В.И. Серков - рыбак и охотник» (1974), «Ирина» (1962), «Портрет начальника строительства Красноярской ГЭС А. Е. Бочкина» (1968) и «Портрет В. Е Тангиева, участника парада 1945 года» (1985).
В 1960-1970-е годы в Красноярске сформировалась творческая среда выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Из Ленинграда приехали молодые скульпторы и архитекторы Ю. Якубовский, А. Шельпук, В. Зеленов, Н. Анипенко и др. Ближайшими товарищами были те, чьи имена сегодня входят в историю советского искусства Сибири, - Ю. Худоногов, А. Поздеев, Р. Руйга, С. Орлов, А. Знак и др. Главными задачами для Юрия Павловича Ишханова стало укрепление художественного фонда, получение дополнительных мастерских для художников, выделение им квартир. Красноярский Союз художников, возглавляемый им (1967-1977, 1982-1986) активно рос, в него вошли тувинские и хакасские мастера, которые в последствии организовали собственные Союзы. Бывая на мероприятиях, форумах и съездах Союза художников в Москве, Ишханов поднимал проблемы развития сибирского искусства, говорил о необходимости создания здесь собственной полноценной художественной школы.
Кроме наследия творческого, Ю. П. Ишханов внёс колоссальный организационный вклад в формирование Красноярского художественного
института и кафедры «Скульптура» (профессор с 1990 г.). В 1994 году он возглавил отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в городе Красноярске, а с 1997 года был вице-президентом Российской академии художеств. Неизвестно, как сложилась бы красноярская скульптурная школа, если бы не активная жизненная позиция, неутомимость Юрия Павловича в общественной деятельности. Именно ему красноярские художники благодарны за формирование профессионального сообщества, практически все скульпторы старшего поколения Красноярска его ученики или последователи. Сам Юрий Павлович не стремился преподавать, однако, когда в 1980 году встал вопрос о закрытии кафедры декоративно-прикладного искусства, Ишханов её возглавил. Это было нужно для существования кафедры, так как других профессионалов его уровня в городе просто не было. При этом он многое сделал, чтобы увеличить значимость института, поставить его наравне с вузами Москвы и Петербурга. Кадровый вопрос для института решился с открытием отделения Академии художеств - на сегодня единственного за Уралом.
С 1994 года Ишханов, заместив Л. Н. Голов-ницкого, который по состоянию здоровья был вынужден покинуть Красноярск и пост академика-секретаря Сибирско-Дальневосточного отделения Академии художеств, становится председателем Отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, руководителем творческой мастерской скульптуры. В 1997 году Отделение получило возможность для выставочной деятельности: часть мастерских преобразована в залы. Здесь проходят отчётные выставки выпускников творческих мастерских, персональные и групповые выставки известных художников России. Ежегодно проводятся конференции и семинары, круглые столы и презентации. Налаживается активная издательская деятельность.
Система художественного образования, та академическая школа, которую Ишханов прошёл сам, которой он неуклонно следовал, закрепилась в Красноярске. Она основана на реалистической традиции, содержательности и образности. Лучшим подтверждением этого факта можно считать произведения, которые демонстрируют выпускники института искусств и творческих мастерских скульптуры на многочисленных вы-
ставках, и монументы, устанавливаемые в городах России.
Особый вклад в развитие красноярской школы скульптуры, определённый творческий импульс внёс академик, народный художник РСФСР Лев Николаевич Головницкий (1929-1994). Можно считать огромной удачей приезд в 1987 году уже состоявшегося, известного мастера, находившегося в одном ряду с Е. В. Вучетичем, А. П. Кибальниковым, М. К. Аникушиным. Он переезжает в Красноярск, а с 1987 по 1993 год является академиком-секретарём Сибирско-Дальневосточного отделения Академии художеств СССР.
Профессиональную подготовку он получил в Саратове, где его учителем был Э. Ф. Эккерт.
ISSUE SUBJECT | ТЕМА HOMEPA|
Л. H. Головницкий. Орлёнок. Фрагмент. 1958. Архитектор А. В. Александров (Челябинск)
L. N. Golovnitsky. The eaglet. Fragment. 1958. Architect A. V. Alexandrov (Chelyabinsk)
Л. И. Головницкий. Красный и белый. Триптих «Мой век». ¡985. Гипс тон. 173x174x48
Курганский областной художественный музей
L. N. Golovnitsky. Red and white. Triptych
"My century". 1985. Plaster colored 173x174x48
Kurgan Regional Art Museum
Его дипломную работу «Николай Островский», вызвавшую полярную реакцию в преподавательском кругу, в 1952 году решено отправить на республиканскую художественную выставку [2, с.
16], что тоже неординарно. Его волновали боль-
2
шие человеческие и гражданские темы .
Л. Н. Головницкий, автор монументов «Орлёнок» (архитектор Е. В. Александров, 1958), «Добровольцам танкистам» в Челябинске (1975), «Память» (в соавторстве с Э. Э. Головницкой, архитекторы Ю. П. Данилов, И. В. Талалай, 1975), «Тыл и фронт» в Магнитогорске (архитектор Я. Б. Белопольский, 1979) прибыл в Красноярск известным мастером. Его стилевые предпочтения и философские взгляды целиком и полностью сформировались на Урале.
Важно отметить, что магистральной линией творчества для него, конечно, были проекты и монументы, отражавшие вехи истории, но параллельно с монументальными заказами он работал над циклом «Мой век», «Гимн борцам», рельефами, посвященными большим темам: военным и трудовым подвигам, Гражданской войне. Но существует «неизвестный Головницкий», творческие эксперименты и поиски которого оставались в мастерской. В рамках одной линии Льву Николаевичу было тесно. Наиболее интересные художественные поиски остаются малоизвестными, так как сохранились лишь на фотоснимках и негативах. В этих работах для усиления точности и достоверности образа скульптор активно использует стилизацию, обобщение, некоторые вещи довольно условны («Распятие»), даже абстрактны («Икар»),
Эту широту взглядов, погружённость в мир образов, живых и настоящих, он передавал своим ученикам, которых, к сожалению, силу жизненных обстоятельств было немного. На короткое время он стал наставником Д. Б. Намдакова. Ныне всемирно известный бурятский скульптор, закончивший художественный институт в Красноярске, отмечает значительный вклад Л. Н. Го-ловницкого в своё становление как художника. Сибирские скульпторы, окончившие институт в конце 1990-х годов, говорят о Головницком как о натуре артистичной и яркой. Легендарный мастер прибыл в Красноярск в зените славы, студенты говорили о нём почти шёпотом, а его редкие фразы и комментарии до сих пор рассказываются как притчи. К сожалению, большого творческого наследия в Красноярске он не оставил, за исключением нескольких станковых ра-
бот в фондах Художественного музея имени В. И. Сурикова и Отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской Академии художеств.
Л. Н. Головницкого много и часто упоминали в статьях, книгах-мемуарах, однако не существует полноценного альбома, посвящённого творчеству мастера. В 2008 году журналист и книгоиздатель А. А. Золотов издаёт книгу-альбом, приуроченную к 80-летию со дня рождения Л. Н. Головницкого. В основу этого издания легли воспоминания о дружбе со скульптором. А известный уральский фотограф В. В. Белковский создал макет альбома «Век Льва Головницкого» на основе редких снимков в мастерской, но и это издание существует в одном экземпляре в семье фотомастера. Для Красноярска Лев Николаевич стал яркой вспышкой в памяти немногочисленных учеников. Он заметно расширил спектр пластических приёмов, подходов к композиции. Его биограф и друг А. А. Золотов отмечал: «Скульптор Головницкий на протяжении всего творчества оставался верным своему принципу: образы наполнены психологическим смыслом, всегда на острие борьбы» [5].
Следует упомянуть ещё несколько скульпторов старшего поколения, работавших в Красноярске и повлиявших на региональную скульптурную школу.
Борис Ильич Мусат (1932-2011) - профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, выпускник петербургской скульптурной школы (мастерская М. К. Аникушина, 1962). Большую известность ему принесли памятники «Воинам-интернационалистам» (архитектор С. М. Геращенко, 1994) и святому архиепископу Луке - хирургу В. Ф. Войно-Ясенецкому (архитектор С. М. Геращенко, 2002) в Красноярске, а также мемориальная доска архиепископу, открытая и освящённая в 1998 году. Этому предшествовали годы работы в Казахстане и городах России, где мастер обрел собственный пластический язык. Он выражается, прежде всего, в цельности трактовки формы и наполненности объёмов, обобщённости. Борис Ильич был учеником М. К. Аникушина, но та творческая манера, которую он выработал в Казахстане, отличалась от тонкости и артистизма петербургского мастера. Его композиции основательны, порой тяжеловесны. Мусат работал и в станковой скульптуре, большая коллекция находится в собрании Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. Часто это жанровые композиции, иногда
многофигурные, бытового или философского характера.
Ещё одним представителем петербургской школы в Красноярске стал Владимир Алексеевич Зеленов (1932-2017). Он двенадцатилетним подростком уехал учиться в Красноярскую школу искусств имени В. И. Сурикова, а в 1959 году (том же году, что и Ю. П. Ишханов) окончил Ленинградский художественный институт имени И. Е. Репина (мастерская В. В. Лишева). С 1980 по 1986 год Зеленов преподаёт в Красноярске. Центральной темой его творчества стали первопроходцы Сибири, местные жители. Эта тема волнует его со студенческих лет (дипломная работа «Плотогон»). Он автор памятника Герою Советского Союза Н. С. Чапаеву в Канске (2003), композиций «В. И. Ленин и Н. К. Крупская в Шушенском» (1984), «Астафьевы в Овсянке» (2004) для музея-усадьбы В. П. Астафьева.
Александр (Шулет) Давидович Давыдов (1942-2018). Родился в городе Губа (Азербайджан), учился в Ташкентском художественном училище. В 1975 году оканчивает Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной по специальности «скульптор монументально-декоративной пластики». В 1967 году приезжает в Красноярск и с 1982 года работает на кафедре «Скульптура» Красноярского государственного художественного института. Мастер декоративной скульптуры, он создал монументальные композиции «Лучники», «Хакасия», «Молодость Сибири», портрет горско-еврейской девушки.
Сегодня одним из ведущих скульпторов -педагогов Сибирского государственного института искусств имени Дм. Хворостовского (в который вошёл художественный институт) является Александр Евгеньевич Ткачук (1974 г. р.). Художественное образование он получил в Красноярске. В настоящее время является руководителем творческих мастерских скульптуры РАХ УСДВ, руководителем мастерской монументально-декоративной скульптуры института искусств. Своих подопечных он учит опираться на богатейший опыт мировой пластики, не ограничиваясь рамками одной манеры или определённой техники.
Нужно отметить, что в нынешнюю эпоху остро стоит вопрос стилевой точности в решении композиционных скульптурных задач. Современная скульптура разнообразна в формальных выражениях, и подчас в работах молодых
скульпторов можно наблюдать приёмы неосознанной эклектичности, мешающей воспринимать образ цельно. В мастерской А. Е. Ткачука студентов учат придерживаться исторической и стилистической ясности и чёткости [7].
Среди монументальных работ Александра Евгеньевича в столице края можно выделить фонтан «Похищение Европы» (2003), «Фемида» (2004), «Аполлон» на Театральной площади (2006), фонтан «Лилии» (2007). Эти работы определяют лицо города, они формируют городское пространство, украшают уютные скверы и знаковые места. Те принципы гармонии, эстетики и профессионализма, которые заложили основатели школы, можно увидеть в работах Александра Евгеньевича.
Сегодня в Красноярске активно работает на благо города и края значительный ряд скульпторов: О. В. Гринёв, А. В. Кияницын, В. Я. Сивцев, А. В. Тырышкин, Т. А. Шулим, Д. О. Шавлыгин и др. Все они являются воспитанниками красноярской школы.
Скульптура претерпевает метаморфозы в своей социальной роли, формах выражения, смещаются приоритеты. Система художественного образования в Красноярске устояла в то время, когда многие направления подготовки в России по специальности «художник-скульптор» закрылись. Красноярская школа скульптуры - явление живое и развивающееся благодаря педагогам высокого уровня, передающим знания своим ученикам.
В заключение скажем о том, что уникальность красноярской школы заключается в непрерывающейся линии преемственности ремесла, в её мастерах и пассионариях. Каждый скульптор
Б. И. My шт.
Памятник
св. архиепископу
Луке, выдающемуся
хирургу
B. Ф. Войно-Ясенец-кому. Архитектор
C. М. Геращенко. 2002. Бронза, гранит.
Выс. 3,20 м. Красноярск
Фото пресс-службы Красноярской епархии
В. I. Musat. Monument of St. Archbishop Luka, the outstanding surgeon V.li Voino-Yasenetsky. Architect S. M. Gerashchenko. 2l)02. Brotiza. granite. Height 3,20 m. Krasnoyarsk
Pholo by the press office of the Krasnoyarsk Diocese
ISSUE SUBJECT I TEMA HOMEPA|
Монумент «Под знаменем Победы». 2020. Авторский коллектив: А. Е. Ткачук, А. В. Кияницын, А. В. Тырышкин, И. В. Царинный. Сквер «Народный парк Героев», Красноярск Фото А. А. Снетком
привнёс своё мировосприятие, философию, а следом приёмы, методы работы, тем самым обогащая художественно-образный язык. За более чем 40-летнюю историю существования профессионального сообщества Красноярска сформированы его характерные черты: методичность ведения работы, тяготение к графич-ности, широкая палитра фактурного решения, определённая цельность в трактовке формы. Высокие художественные традиции Парижа и Ленинграда живут и развиваются в Сибири.
Monument "Under the flag Victories". 2020. 'Ihe author's collective: A. E. Tkachuk, A. V. Kiyanitsyn, A. V. Tyryshkin, 1. V. Tsarinny. "People's Park of Heroes" Square, Krasnoyarsk
Photo by A. A. Snelkov
Примечания
1. Г. Д. Лаврову было поручено выполнить композицию, на которой девочка Геля, дочь наркома земледелия из Бурятии Ардана Маркизова, преподносит цветы товарищу Сталину. Снимок этого события был популярен, тиражировался советскими изданиями, висел в детских учреждениях и на предприятиях. Однако, когда композиция была выполнена, Маркизов был арестован и расстрелян. Имя и происхождение ребенка врага народа изменили: девочка с картинки стала Мамлакат Иахан-горовой из Таджикистана. Георгия Дмитриевича Лаврова как свидетеля государственной фальсификации репрессировали.
2. В качестве исключительной чести Л. Головниц-кому, единственному из курса, было предложено выполнить портрет И. В. Сталина. Но, ко всеобще-
му удивлению, Лев Николаевич отказался, предложив свою дипломную тему - «Молодогвардейцы перед казнью», - впечатлившись фильмом С. Герасимова «Молодая гвардия».
Литература
1. Адель Хакимович Абдрахимов. Скульптура : каталог выставки / вступ. ст. Л. И. Шаповаловой. - Красноярск, 2015. - 27 с. : ил.
2. Золотов, А. А. Причастность: скульптор Лев Головницкий. - Челябинск : АвтоГраф, 2008. - 204 с.: ил.
3. Москалюк, М. В. Скульптор Юрий Ишханов. -Красноярск : КАСС, 2000. - 144 с. : ил.
4. Москалюк, М. В., Знак, И. А., Ракова В. Б. Юрий Ишханов: скульптура. - Красноярск : РИЦ «Офсет», 2009. - 47 с. : ил.
5. Рохацевич, Е. Взлети выше солнца! // Из истории Челябинской областной комсомольской организации, к столетию ВЛКСМ: сайт. - URL: https://komsomol74. ru/2018/08/24/взлети-выше-солнца (дата обращения 14.07.2022).
6. Царёва, Н. С. Творчество скульптора Г. Д. Лаврова (1895-1991) в контексте художественных тенденций XX века: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. -Барнаул, 2005. - 230 с.
7. Царинный, И. В. Черты красноярской школы скульптуры (на примере творчества А. Е. Ткачука) // Архитектура и дизайн. - Москва, 2018. - № 1. - С. 19-30. -DOI: 10.7256/2585-7789.2018.1.27649.
References
1. Adel' Khakimovich Abdrahimov. Skulptura: katalog vystavki [Adel Khakimovich Abdrahimov. Sculpture: an exhibition catalogue]. Introduction L. Shapovalova. Krasnoyarsk, 2015, 27 p.
2. Zolotov A. A. Prichastnost': sculptor Lev Golovnitsky [Involvement: sculptor Lev Golovnitsky]. Chelyabinsk, AvtoGraf, 2008, 204 p.
3. Moskaluk M. V., ZnakI. A., Rakova V. B. Yury Ishanov. Skulptura [Yury Ishanov. Sculpture]. Krasnoyarsk, KASS, 2009,47 р.
4. Moskaluk M. V. Skulptor Yury Ishanov [Sculptor Yury Ishanov]. Krasnoyarsk, RICz "Ofset", 2000,144 p.
5. Rohacevic E. Vzleti vishe solnca! [Fly up above the sun! ]. From the history of the Chelyabinsk Regional Komsomol Organization, to 100th anniversary of Komsomol.: web site, available at: https://komsomol74.ru/2018/08/24/ взлети-выше-солнца (accessed 14.07.2022).
6. Tsareva N. Tvorchestvo skulptora G. D. Lavrova (18951991) vkontekste hudozestvennih tendencii XX veka [The creative work of the sculptor G. D. Lavrov (1895-1991) in the context of the artistic trends of the 20th century]. Cand. Sci. (Arts) Dissertation. Barnaul, 2005, 230 p.
7. Tsarinny I. Cherti krasnoyarskoy shkoli skulpturi (na primere tvorchestva A. E. Tkachuka) [Features of the Krasnoyarsk school of sculpture (on the example of A. E. Tkachuk's art)]. Architecture and design, Moscow, 2018, no. 1, pp. 9-30, DOI: 10.7256/2585-7789.2018.1.27649.
Об авторе
Царинный Илья Васильевич - аспирант Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) E-mail: [email protected]
Tsarinny Ilya Vasil'evich
Postgraduate student at the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky (Krasnoyarsk)