Научная статья на тему 'Образ современника в творчестве красноярских скульпторов XX века'

Образ современника в творчестве красноярских скульпторов XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
265
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО / СОЦРЕАЛИЗМ / СКУЛЬПТУРА / СКУЛЬПТОРЫ КРАСНОЯРСКА / СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ / ОБРАЗ СОВРЕМЕННИКА / SOVIET ART / SOCIALIST REALISM / SCULPTURE / SCULPTORS OF KRASNOYARSK / SCULPTURAL PORTRAIT / THE IMAGE OF A CONTEMPORARY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шавлыгин Д. О.

В статье рассматриваются особенности развития красноярской скульптуры в контексте художественных процессов прошлого столетия, а также общих тенденций формирования советского искусства, оказавшего существенное влияние на развитие региональных школ. Исследуются знаковые произведения, демонстрирующие жанровое разнообразие, в которых каждый из мастеров показал вершины своего таланта. В исследовании сделан акцент на качествах, обусловленных местным колоритом и ментальностью, на художественных особенностях, выражающих самобытность красноярского изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A CONTEMPORARY IN THE WORK OF THE KRASNOYARSK SCULPTORS OF THE XX CENTURY

The paper discusses the features of the development of Krasnoyarsk sculpture in the context of cultural processes of the last century, as well as general tendencies in the formation of Soviet art, which had a significant impact on the development of regional schools. The paper reviews the easel works of leading Krasnoyarsk sculptors studying the specifics of a contemporary’s image reflection. The study focuses on the qualities inherent in local color and mentality, on artistic features that express the identity of the Krasnoyarsk fine art.

Текст научной работы на тему «Образ современника в творчестве красноярских скульпторов XX века»

УДК 73.04

Д. О. Шавлыгин

Сибирский федеральный университет

Красноярск, Россия

ОБРАЗ

СОВРЕМЕННИКА

в творчестве красноярских скульпторов ХХ века

В статье рассматриваются особенности развития красноярской скульптуры в контексте художественных процессов прошлого столетия, а также общих тенденций формирования советского искусства, оказавшего существенное влияние на развитие региональных школ. Исследуются знаковые произведения, демонстрирующие жанровое разнообразие, в которых каждый из мастеров показал вершины своего таланта. В исследовании сделан акцент на качествах, обусловленных местным колоритом и ментальностью, на художественных особенностях, выражающих самобытность красноярского изобразительного искусства.

Ключевые слова: советское искусство; соцреализм; скульптура; скульпторы Красноярска; скульптурный портрет; образ современника

Ю. П. Ишханов. Девочка-хакаска. 1961. Дерево.

Государственная Третьяковская галерая

Круг красноярских ваятелей прошлого столетия характеризуется как цех сплоченных единомышленников. Компактное расположение корпусов творческих мастерских, получившие в обиходе название «Скульптурный городок» [12], способствовало крепкой дружбе и профессиональной активности мастеров.

Художники черпают вдохновение в окружающем мире и часто обращаются к теме современности. Каждый раскрывает ее сквозь призму своих персональных творческих взглядов. Для полного понимания произведений необходимо осветить культурные особенности рассматриваемой эпохи.

Одной из отправных точек в формировании искусства соцреализма можно

считать ленинский план монументальной пропаганды [8, с. 197]. А. В. Луначарский в своих воспоминаниях повествует о том, что идея призвать изобразительное искусство на просветительскую службу воспитания советского человека пришла В. И. Ленину благодаря утопическому произведению «Город солнца» итальянского философа Томазо Кампанеллы (1568-1639). Идея монументальной пропаганды легла в основу культурной политики молодого Советского государства. Это накладывало определенный отпечаток на творчество скульпторов советского времени. Довоенный период соцреализма наполнен пафосом идей, формирующих новую личность, поэтику сверхчеловека [7, с. 9].

После победы над фашизмом линия

идеализации достижении революции сменилась героической патетикой триумфа Советского Союза. Герои пришли в мирную жизнь: те, кому выпало выжить в этой суровой войне, продолжали трудиться и восстанавливать израненную страну. Образ героя-современника надолго стал одним из главных образов в разных направлениях советского искусства.

Эпоха сталинского ампира диктовала видение образа современника в духе возвышенного идеала классического искусства. Такому принципу изобразительности отвечал прежде всего жанр парадного портрета. Создание станкового портрета многими скульпторами виделось как предварительный вариант к созданию памятника.

Культурная ситуация стала меняться с середины 1950-х годов. Оттепель позволила проявиться многим позитивным явлениям в отечественной культуре и искусстве. Наравне с мастерами, которые были фронтовиками и ветеранами Великой Отечественной войны, в культурной и художественной жизни начало участвовать поколение детей войны. Их идеи существенно изменили советское общество второй половины ХХ века. Обретает силу новая интеллигенция: небывалый расцвет переживала поэзия, освещая новые дороги развития соцреализма. Был намечен разворот в сторону субъективных переживаний человека.

В изобразительном искусстве эпоха 1960-х была также отмечена возникновением новых течений. Прежде всего необходимо отметить «суровый стиль», берущий истоки в творчестве живописцев. Скульптурное искусство подхватило современный лаконичный язык и отозвалось «поэтическим доку-ментализмом». Иначе зазвучала скульптура малых форм: авторы искали свежие композиционные решения, обращались к гротескной трактовке портретных характеристик, применяли новаторские приемы в решении концепции пространственной среды [6].

В этот период стало активно развиваться региональное искусство в разных уголках

Б. И. Мусат. Таймени. 1999. Силумин.

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

Советского Союза. Система профессионального художественного образования также вступила в фазу прогрессивного развития. Формировались ценные кадры, которые, в свою очередь, развивали искусство периферии. В Красноярске успешно выстраивалась система многоступенчатого художественного образования.

Позитивное развитие профессиональной художественной базы сделало Красноярск привлекательным для скульпторов. В 1976 году были построены корпуса скульптурных мастерских. Красноярский «Скульптурный городок» надолго сплотил плеяду местных мастеров. Благодаря именно этим факторам скульптурное искусство стало активно развиваться на красноярской земле.

Портрет в творчестве красноярских скульпторов двадцатого столетия являлся приоритетным жанром. Во многом это было обусловлено отсутствием в городе литейной базы. Портрет технически проще воплотить в камне или дереве, в отличие от произведений малой пластики, которые в основном дошли до нашего времени в гипсе.

Ю. П. Ишханов. Портрет начальника строительства красноярской ГЭС А.Е. Бочкина. 1968. Бронза.

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

При исследовании линии портрета современника в творчестве красноярских скульпторов становятся очевидными тематические доминанты: одна из них - отражение образа героя-фронтовика.

Среди красноярских скульпторов старшего поколения были те, кто непосредственно участвовал в Великой Отечественной войне.

Адель Хакимович Абдрахимов (19152016) - художник, проживший более ста лет, создавший множество разнообразных портретов - от торжественно-монументальных до более камерных, утонченных. Адель Хакимович неоднократно обращался к теме героя, победившего в войне. Это портреты Героя Советского Союза В.Д. Тюркина, портрет летчика-ветерана Ю.М. Плотникова, в исполнении которых скульптор отказался от жанровых приемов официального портрета. Ограничившись только изображением головы, автор сосредоточил творческие усилия на отражении монументальных качеств пластического образа. Благодаря этому создается ощущение, что данные портреты вполне могли быть использованы в монументаль-

ной форме как часть фигуры. Подобное ощущение исходит от головы Гаттамелаты скульптора Донателло. Рассматривая эти портреты, понимаешь, что в процессе профессионального становления художник был внимателен к опыту моделировки формы великого мастера эпохи Возрождения.

Концентрацию человеческих переживаний А. Х. Абдрахимов сумел выразить в собирательном образе портрета солдата. «Портрет солдата» - это глубокое осмысление темы простого человека, исключающее ложный пафос. Автор сумел добиться огромной психологической глубины, что вызывает ощущение реальных военных событий, через которые воин дошел до Берлина.

Ашот Акопович Партизпанян (19161993), скульптор, творчество которого четко фиксировано в рамках задач высокого соцреализма. Мастер обладал культурой монументального формообразования, хорошим художественным чувством в отборе средств, умением взвешенно соизмерять пропорции. В работах мастер тяготеет к поиску идеализированного образа героя войны, однако все его произведения насыщены реалистической жизненностью личного опыта. Одной из вершин творчества Ашота Акоповича является парадный по своей трактовке портрет маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна . Основным посылом данного произведения является отражение вклада армянского народа в дело великой победы. Маршал Багра-мян - величайший военный стратег своего времени. Именно таким предстает маршал в произведении скульптора Партизпаняна -кавказской горной вершиной.

Война отгремела, оставив сиротами многих детей. Скульптор Василий Сергеевич Павленко (1924-1976) также прошел в юности суровую фронтовую школу и перенес тяжелое ранение. И именно в образе нового послевоенного поколения художник увидел отражение современности, Скульптору позировали ребятишки из детского дома. Эти натурные наработки мастер использовал при создании творческих произведений, ко-

торые дышат неподдельной эмоцией.

Композиционный портрет «Лыжник», выполненный из дерева, - одна из вершин творчества В.С. Павленко. Здесь концентрированно отразились любовь мастера к мельчайшим деталям и умение передать в скульптуре реальные эмоции. Впечатляет свежесть и живописность, «по-бурделевски» дробящая привычный классический треу-

гольник главного поворота. А при рассмотрении композиции в профиль дышащий морозным воздухом лыжник вновь устремляется вперед благодаря усиленной динамике силуэта.

Естественный свет простых человеческих качеств отражают работы Владимира Ивановича Шавлыгина (1927-2009). Позитивный образ здорового духом и телом человека художники часто находили в спортивной среде. Портрет олимпийского чемпиона по вольной борьбе Ивана Ярыгина выполнялся с натуры. Образ дышит природной силой и при этом достаточно целен и свободен от излишней детализации. Бюст выполнен из листовой меди методом выколотки. Энергетика фактуры, полученной скульптурным инструментом, способствует проявлению в художественном образе борца мужской бру-тальности, а красный металл подчеркивает его полнокровность.

Особенность деятельности художника, в особенности скульптора, заключается в сбалансированности сочетания труда физического и труда интеллектуального. Многие художники дружили с представителями интеллектуальной среды, известными учеными и литераторами. Скульптор Владимир Алексеевич Зеленов (1932-2017) олицетворяет этот прекрасный творческий синтез. Его крепкая дружба с известным красноярским писателем В.П. Астафьевым отразилась в ключевой для скульптора художественной композиции «В Овсянке». Скульптурная композиция изображает сидящих на де-

В. С. Павленко. Лыжник. 1960.

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

Б. И. Мусат. Ваятель. 2010. Гипс, тонировка.

Собственность автора

В. А. Зеленов. Памятник писателю В.П. Астафьеву и его супруге В.С. Корякиной. 2004. Бронза.

Дом-музей В.П. Астафьева

ревенской лавочке супругов Астафьевых. Можно сказать, данная композиция является пластической одой тем жизненным принципам, которые вели гений писателя. В ней раскрыта искренняя любовь супругов друг к другу, проявленная в неотрывном взгляде жены и подаренном ей букете полевых цветов. Любовь к деревенской простоте, стремление к почвенничеству переданы в том, что Астафьевы изображены босиком. Любовь к природе подчеркивается растительными декоративными деталями, апеллирующими своей пластикой к орнаментальности народной резьбы по дереву. Любовь к русской воле и широте души олицетворена в широком распахнутом жесте Виктора Петровича, вызывающем ассоциацию с аршином, которым русскую душу не измерить, но так хочется объять необъятное. Казалось бы, жанровая композиция, но благодаря тому, что она повествует о больших, вечных человеческих вещах, она монументальна. Разумен выбор прочтения деталей, считывается свойственный духу поколения мастера лаконизм сурового стиля.

Эпоха шестидесятых связана с подъемом региональной культуры малых народов СССР. Чарующая экзотика малых народов часто привлекала художников, раскрывающих образ современника. Выдающийся красноярский скульптор Юрий Павлович Ишханов (1929-2009) в своем творчестве неоднократно возвращался к этой теме. Одухотворенное медитативное настроение наполняет образ «Девочки-хакаски», созданной мастером в 1961 году. Скульптура выполнена из дерева, но трактуется как каменное изваяние, имеющее фактурирован-ную поверхность, подобную той, на которой оставила след троянка. От дерева веет природным теплом, но осмысление объема вызывает ассоциацию с искусством Мике-ланджело. Композиционная основа этой скульптуры вне сомнений отсылает к египетскому стилю. Скульптурная композиция «Девочка-хакаска» чудесным образом аккумулирует наследие великих предков.

Образ большого советского строителя, в чертах лица которого отразились сложные перипетии судьбы, раскрывается в портрете начальника строительства красноярской ГЭС А.Е. Бочкина. В портрете, созданном Ю.П. Ишхановым в 1968 году, очевидным становится то, что работа лепилась с натуры. Однако образ настолько пропущен сквозь проницательный взгляд мастера, что делает его композиционным произведением. Бюст обладает пластической цельностью, но черты лица имеют напряжение, особенно в области глаз, подобное напряжению плотины, сдерживающей тонны воды. Характерный шрам на лбу напоминает русло реки, рожденной из мощных горных потоков. Вздыбленная прядь волос на голове явно отождествляется с могучей волной Енисея. Таким образом, сила потоков, преграждаемая в районе переносицы, передает свою кинетическую энергию остальным частям лица, растекаясь по впадинам. Напряжение чуть ослабевает благодаря скупой мужской улыбке. Но волевой подбородок вновь создает ощущение концентрации, говоря о том, что река покорена, и энергия воды стала электричеством.

Титанический вклад в развитие красноярской скульптуры внес Борис Ильич Мусат (1932-2011). Наследие художника колоссально, но каждая работа достойна внимания. Следуя логике исследования - раскрыть образ современника, - остановимся на жанровых композициях мастера.

Для рождения нового художественного образа мастеру необходимы яркие жизненные впечатления. Многие художники предпочитают активный отдых и путешествия, расширяющие горизонты познания. Среди красноярских скульпторов большой популярностью пользовалась рыбалка в северных притоках Енисея. Особая романтика этого события стала поводом для создания скульптурной композиции «Таймени». Наполненный чувством радостной гордости за небывалый улов, крепкий сибирский рыбак на вытянутых в стороны руках демонстрирует зрителю двух огромных рыбин. Дружелюб-

ный жест персонажа распахивает композицию, приглашая зрителя к диалогу. Произведение, выполненное в прошлом столетии, до сих пор пронизано ощущением жизненной свежести. Подкупает смелость композиционного решения, где очевидная симметрия, которую обычно избегают художники, вносит нотки новаторства. Такой жанр в советской скульптуре назван поэтическим доку-ментализмом. Добрый человеческий юмор являлся неотъемлемым компонентом творчества Бориса Ильича Мусата.

Прием художественного противопоставления применяется автором в одной из последних работ. Композиция «Ваятель»

- прекрасный эпилог к творчеству Бориса Ильича Мусата. Автопортретная композиция символически указывает на бренность человеческой жизни, скоротечность юности и вечность искусства. Свободная плоскость скульптурного станка как бы задает вопрос: «Какой будет новая композиция?»

Творчество Александра-Шимту Давидовича Давыдова (1942-2018) ярко выделяется в кругу красноярских скульпторов благодаря особой декоративной манере исполнения. Эстетическая манера мастера тонко сочетается с восточным колоритом в подаче материала.

Мастер очень любил работать в камне, всегда подчеркивая его природные качества. В безмолвном диалоге с камнем раскрывается его первородность. «Портрет Горянки»

- творческое откровение автора, уносящее к детским воспоминаниям. Мастер часто говорил о теплоте рук, которое должно передаваться произведению от художника. Этот портрет олицетворяет женское начало, в котором проявляется и образ матери, и образ первой любви, и собирательный образ малой родины - азербайджанской горной деревушки Куба. Благодаря принципу горельефа, обеспечивающего тектонику данного произведения, создается особый визуальный эффект: у зрителя складывается ощущение восприятия портрета сквозь легкую пелену горного тумана. Это придает произведению

таинственность восточной сказки.

Александр Давидович замыкает круг тех, кто стоял у истоков красноярского скульптурного городка - гостеприимного городка мастеров, навсегда оставшегося в теплых воспоминаниях.

Художник-реалист прежде всего черпает вдохновение в объективном, реальном мире. Другое дело, что физический мир конечен, а художественный гений стремится оперировать вечными категориями. Поэтому художник прорывается из физического/объективного пространства в бесконечный мир метафизического восприятия реальности. В XXI веке становится особенно понятно, что постмодернистский плюрализм творческих взглядов отнюдь не способствует развитию высокого искусства. Жесткие культурные рамки советского искусства служили фильтром, который имел свои плюсы. Одним из них несомненно является культивирование и развитие академической школы.

Красноярское искусство в большей степени движется по пути развития разумного

А. Х. Абдрахимов. Портрет летчика-ветерана Ю. М. Плотникова. 1970. Медь.

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

традиционализма. Этот вектор заложен еще в самом начале возникновения профессионального искусства высоким примером В.И. Сурикова и закреплен соцреализмом двадцатого столетия. Художественное познание мира во многом происходило через исследование мира человека и создание его образа, в частности, в советской академической скульптуре, придерживавшейся фигуративных рамок. В результате исследования можно заключить, что каждый мастер из плеяды красноярских скульпторов ХХ века искал свой творческий ключ к пониманию образа современника. При этом всех объединяла идея общего созидания единого советского искусства. Местный колорит отражался в выборе тем, часто характеризующих именно сибиряков. В это время закладывалась база для осознания региональной культурной ментальности. Главная ценность духовного наследия красноярского искусства прошлого столетия выражена в том, что был сформирован крепкий фундамент для следующих поколений мастеров.

Литература

1. Адель Хакимович Абдрахимов. Скульптура / авт. вступ. ст. Л.И. Шаповалова. - Красноярск : ООО ИПЦ «КЛАСС», 2010. - 28 с.: ил.

2. Борис Мусат. Скульптура / авт. вступ. ст. Т.М. Ломанова. - Красноярск, 2010. - 48 с.: ил.

3. Борис Мусат. Скульптура, графика / авт. ст. Т.М. Ломанова, Э.И. Русаков, В.В. Орехов. - Красноярск : ООО «Поликор», 2006. - 128 с.: ил.

4. Василий Павленко: каталог / авт. ст. Е.М. Гонтаровский. - Красноярск : Красноярский рабочий, 1968. - 6 с.: ил.

5. Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра / авт.-сост. М.В. Москалюк. - Красноярск : ООО «Поликор», 2010. - 288 с.: ил.

6. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. - URL: https://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/ (дата обращения 25.02.2020).

7. Круглова, Т. А. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Т.А. Кру-глова. - Екатеринбург, 2005. — 46 с.

8. Луначарский, А. В. Воспоминания и впечатления / А.В. Луначарский. - Москва : Советская Россия, 1968. - С. 197-200.

9. Художники земли красноярской: каталог / сост., авт. вступ. ст. Т.М. Ломанова. - Красноярск : ООО «Поликор», 2007. - 320 с.: ил.

10. Художники красноярского края / авт. ст. Р.П. Ложкина, Т.М. Ломанова. - Москва : Советский ху-

дожник, 1991. - 216 с.: ил.

11. Юрий Ишханов. Скульптура / авт. ст. М.В. Москалюк, И.А. Знак, В.Б. Ракова. - Красноярск : РИЦ «Офсет», 2000. - 48 с.: ил.

12. Шаповалова, Л.И. Скульптурный городок -развитие и отторжение. - URL: http://www.presslife. ru/content/view/7120 (дата обращения 25.02.2020)

Об авторе

Шавлыгин Дмитрий Олегович - доцент Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета

E-mail: [email protected]

THE IMAGE OF A CONTEMPORARY IN THE WORK OF THE KRASNOYARSK SCULPTORS OF THE XX CENTURY

Dmitry Olegovich Shavlygin Associate Professor, Institute of architecture and design, Siberian Federal University

Abstract; The paper discusses the features of the development of Krasnoyarsk sculpture in the context of cultural processes of the last century, as well as general tendencies in the formation of Soviet art, which had a significant impact on the development of regional schools. The paper reviews the easel works of leading Krasnoyarsk sculptors studying the specifics of a contemporary's image reflection. The study focuses on the qualities inherent in local color and mentality, on artistic features that express the identity of the Krasnoyarsk fine art.

Keywords: Soviet art; socialist realism; sculpture; sculptors of Krasnoyarsk; sculptural portrait; the image of a contemporary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.