Научная статья на тему 'АЙАР СУОЛ. ПУТЬ СОЗИДАНИЯ. ВАСИЛИЙ СИВЦЕВ ОТУР СИЛИС'

АЙАР СУОЛ. ПУТЬ СОЗИДАНИЯ. ВАСИЛИЙ СИВЦЕВ ОТУР СИЛИС Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
164
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
портрет / памятник / низкий постамент / естественная среда / символика деталей образов / portrait / monument / low pedestal / natural environment / symbolism of the details of images

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова-Унарова Зинаида Ивановна

В статье рассматривается творческий путь скульптора Василия Яковлевича Сивцева, представителя красноярской художественной школы. Его биография и творчество связаны с Якутией, откуда он родом. Чувство материала, мастерское владение формой, объемом и пропорциями скульптурной пластики, психологизм образов, обращение к классическому наследию реалистического искусства отличают серии портретов. В тематических композициях, связанных с традициями якутской культуры, художник шире пользуется символическим языком искусства, сохраняя глубину и конкретность содержания, приближается к условной форме абстрактной фигуры, подчиняя творчество пластическим принципам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AYAR SUOL. THE PATH OF CREATION. VASILY SIVTSEV OTUR SILIS

The article examines the creative path of the sculptor Vasily Yakovlevich Sivtsev, a representative of the Krasnoyarsk art school. His biography and work are connected with Yakutia, where he comes from. A sense of a material, a mastery of a form, volume and proportions of sculptural plastic, the psychologism of images, an appeal to the classical heritage of realistic art distinguish the series of portraits. In thematic compositions related to the traditions of the Yakut culture, the artist uses the symbolic language of art more widely, preserving the depth and concreteness of the content, approaching the conventional form of an abstract figure, subordinating creativity to plastic principles.

Текст научной работы на тему «АЙАР СУОЛ. ПУТЬ СОЗИДАНИЯ. ВАСИЛИЙ СИВЦЕВ ОТУР СИЛИС»

УДК 730

3. И. Иванова-Унарова

Арктический государственный институт культуры и искусств Якутск, Россия

АЙАР СУОЛ.

ПУТЬ СОЗИДАНИЯ.

ВАСИЛИЙ СИВЦЕВ -ОТУР СИЛИС

В статье рассматривается творческий путь скульптора Василия Яковлевича Сивцева, представителя красноярской художественной школы. Его биография и творчество связаны с Якутией, откуда он родом. Чувство материала, мастерское владение формой, объемом и пропорциями скульптурной пластики, психологизм образов, обращение к классическому наследию реалистического искусства отличают серии портретов. В тематических композициях, связанных с традициями якутской культуры, художник шире пользуется символическим языком искусства, сохраняя глубину и конкретность содержания, приближается к условной форме абстрактной фигуры, подчиняя творчество пластическим принципам.

Ключевые слова: портрет; памятник; низкий постамент; естественная среда; символика деталей образов.

бирают свой семейный алаас - чистую поляну с озером. «Алаас - символ пространства культуры саха, этики пространственного освоения. Для саха понятие родины ассоциируется с алаасом» [4, с. 502]. В старину на такой поляне поселялись одна-две родственные семьи, поэтому такие местожилища не претендуют на то, чтобы их называли деревней или поселком. Когда семья покидала алаас, переезжая в поселок или город, то от него оставались одиночные избы «етёхи».

Именно на такой безлюдной поляне рядом с озером в местности Халамнаайы Таттинско-го улуса путнику неожиданно открывается удивительная картина: бронзовая скульптура подростка-рыбака, стоящего у проруби с сач-

Настоящий скульптор для меня -философ, художник, человек со своим видением мира, взлета и падения...

Так же, как Охотник.

Василий Сивцев

В. Я. Сивцев. Портрет народного мастера Б. Ф. Неустроева -Мандар Уус. 2019. Гипс тон. 54x26x29

Центр духовности и творчества "Мандар Уус" Баягинский наслет Таттинского улуса (Якутия)

Узнаваемой чертой якутской природы являются широкие поляны, так называемые алаасы, окруженные лесными массивами, с обязательным озером. Бесчисленное количество таких алаасов формирует ландшафт Якутии средней полосы. В истории и культурологии Якутии введен термин «алас-ная культура», когда речь идет об исконном поселении саха. Якуты никогда не строят свои жилища в тайге среди лесов, а непременно вы-

ком на длинной рукояти для подледной ловли рыбы. Фигура воспринимается как органичная часть природной среды, словно поднялась из родной почвы круглого аласа.

«Мальчик и озеро» - так назвал свою работу автор Василий Сивцев, якутский скульптор, проживающий в Красноярске. Памятникам место на городских площадях, скверах или музеях. Но почему одинокая скульптура оказалась в безлюдной глухой местности, отдаленной от населенных пунктов? Создание и установка ее имеют историю, связанную с именем выдающегося сына якутского народа Платона Алексеевича Ойунского (1893-1939), основоположника якутской литературы, писателя, переводчика, ученого-лингвиста, впервые записавшего устный героический эпос олонхо на литературном якутском языке.

П.А. Ойунский, один из основателей советской власти в Якутии и создания автономной республики в составе России, стал жертвой политических репрессий 1930-х гг. Замученного пытками ученого и писателя похоронили в тайне от народа, до сих пор неизвестно место его захоронения. В 2003 г. в ходе подготовки к 120-летнему юбилею Ойунского была организована экспедиция по его родным местам в Таттинском улусе, в составе которой был скульптор Василий Сивцев. После посещения алааса Ойунского у художника зародилась идея создания юного образа писателя по его автобиографическому рассказу «О^о куйуур-дуу турара» («Мальчик рыбачит рыболовным сачком») о подростке из бедной семьи, умоляющем бабушку Озеро (эбэкээм) дать ему рыбку для продолжения учебы.

Закончив работу в гипсе и отливку в бронзу, автор предложил установить скульптуру именно в том пустынном месте, где родился писатель и где прошли его детские годы. Место столь отдаленное, что зрителями становятся лишь редкие проезжающие по пути в районный центр Ытык Кель, но слухи о необыкновенном впечатлении от скульптуры на алаасе интриговали желающих посмотреть на нее [1, с. 44]. Позже Сивцев повторил ее в бронзе, и теперь точная копия находится в Якутске в

Литературном музее имени П.А. Ойунского (2018).

В композиции использована символика выразительных средств искусства: в выпрямившейся фигуре мальчика с устремленным вверх взглядом читаются и мольба, и уверенность в преодолении трудностей; форма сачка с древком символизирует его крестный путь, и даже перепонки между пальцами, по задумке автора, отсылают к трагической судьбе Платона Ойунского. Скульптор с увлечением работал над

ней при свечах зимой в холодной мастерской, отапливая помещение старинной печкой-буржуйкой. Здесь мы подходим к еще одной странице истории красноярского скульптора Василия Сивцева, о которой рассказал журналист Андрей Медведев в Интернет-газете №\уз1аЬ. ш[3].

В 1973 г. в Красноярске в ходе подготовки к 350-летнему юбилею города был построен уникальный скульптурный городок со специализированными мастерскими площадью 7 ООО м2, каких нет нигде в стране. Все памятники, которыми славится Красноярск, были созданы в этом городке. После распада СССР скульпторы лишились государственных заказов для создания масштабных произведений, постепенно жизнь в городке угасла. В 2003 году мастерские отключили от тепла, а затем и от электричества. В опустевшем городке, несмотря ни на что, оставался один скульптор, «не смирившийся с уничтожением уникального городка, долгие годы хранивший это место» [3]. Этим скульптором и был Василий Сивцев. Больше 15 лет изо дня в день он отапливал мастерские допотопной буржуйкой, работал при

В. Я. Сивцев. Мальчик и озеро. 05о куйуурдуу турара. 2004. Бронза, гранит. 185x76x53

Местность

Халамнаайы

(с. Таатта, Якутия)

| ТЕМА НОМЕРА|

В. Я. Сивцев. Дитя земли. 1995. Шамот. 33x24x29

Частная коллекция

свечах, каждый день убирал территорию городка. Некоторые любопытные спрашивали: «И зачем тут чистить?.. Никого ведь нет уже!». Он кратко отвечал: «Так воспитан» [3].

Так воспитан скульптор Василий Яковлевич Сивцев, живущий в Красноярске, ставшем для него второй родиной, творчество которого в основном посвящено родной Якутии. Родился в 1967 г. в якутском поселке Крест-Хальджай Томпонского района. В его воспитании большую роль сыграл отец Яков Дмитриевич, мастер на все руки, кадровый профессиональный охотник совхоза имени Героя Советского Союза Ф. М. Охлопкова. Для Василия Охотник - священное понятие. Он уверен, что «охотник - это тот, кто с природой наравне, кто понимает язык зверей и птиц, философ, мыслитель». Отец хотел видеть сына охотником, с шести лет брал его с собой на охоту. Позже, когда увидел, что сын пошел по другому пути, радовался его успехам. Василий с волнением вспоминает, что отец всегда ждал его приезда домой, собирал камни, чтобы пригодились сыну в работе. С другой стороны, мать Анастасия Михайловна, учительница младших классов, заметила склонность сына к рисованию, помогала развить его природный талант, посоветовала ему параллельно со школой учиться в художественном классе детской музыкальной школы поселка.

На окончательный выбор профессии оказала влияние близкая родственница Анастасия Саввична Сыромятникова, известная якутская писательница. Поступив по окончании школы в Якутский государственный университет по специальности инженера-строителя, Василий жил у нее и увидел другую жизнь, на-

полненную творчеством. Здесь собирались писатели, поэты, художники, велись разговоры о литературе, искусстве, и это было так интересно, что ему тоже захотелось получить творческую профессию, тем более с детства любил рисовать. Решительно забрав документы из университета, уехал к себе в деревню, работал на производстве, отслужил армию в Уссурийском районе. После армии вернулся на родину с твердым намерением учиться на художника.

В 1987 г. Василий уезжает в Красноярск и поступает в художественное училище имени В.И. Сурикова. Сам того не ведая, он первым проложил дорогу в Красноярск, ставший Меккой для якутских художников. Весной 1987 г. в Красноярске открывается отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской Академии художеств с творческими мастерскими для прохождения стажировки молодых художников. Сюда приезжают с целью повышения мастерства многие якутские художники, выпускники художественных вузов страны. В том же 1987 г. с отрывом в один месяц открывает двери Красноярский художественный институт, среди выпускников которого ныне известные якутские графики Туйаара Шапошникова, Михаил Старостин, Дьулустан Бойту-нов, Иннокентий Корякин и скульптор-косторез Василий Амыдаев. По их же следам пошел Василий Сивцев. После окончания художественного училища в 1991 г. он поступает в КГХИ, обучаясь у знатных скульпторов - академиков Л.Н. Головницкого (1929-1994), Ю.П. Ишханова (1929-2009) и А.Д. Давыдова (19422018), известного мастера декоративной скульптуры.

В институте поощряли самостоятельную творческую деятельность студентов и их участие в выставках. Работы Василия, экспонированные в годы учебы в городских и краевых молодежных выставках, говорят о поисках стиля, техники, материала, о его творческом подходе при изучении классического наследия.

Композиция «Подружки» по повести A.C. Сыромятниковой (1994, мрамор), «Портрет олонхосута (сказителя)» (1995, гипс тон.) созданы в роденовской импрессионистской манере живой энергичной лепкой, с бликами игры

света и тени. Почти круглая композиция «Сир of)omo (Дитя земли)» (1995, шамот) своей компактностью и собранностью отсылает к известному высказыванию Микеланджело о том, что хорошая статуя может быть сброшена под откос без опасности каких-либо повреждений. Светлый шамот придает ей ощущение тепла и радости. Детские фигурки «Аня», «Мальчик. Лето», «Туйаара» (1994-1996, гипс, шамот) точно передают трогательный детский образ.

Участие в выставках начинающего скульптора отмечено первой для него наградой - премией Фонда научно-технической инновационной и творческой деятельности России. В дипломной работе «Зов предков» (1997, гипс тон.) на знакомую с детства тему он выполняет образ отца-охотника, тихо крадущегося к зверю. Его зоркий взгляд, твердость руки, держащей копье, напряженная поза, готовая к стремительному броску, настолько убедительны, что государственная аттестационная комиссия, высоко оценив работу выпускника, рекомендовала его в члены Союза художников России, а руководитель творческой мастерской скульптуры народный художник РСФСР, академик Ю.П. Ишханов предложил дальнейшую стажировку в своей творческой мастерской.

Василий с гордостью вспоминает, что Юрий Павлович написал письмо его родителям, поблагодарив за талантливого сына, что было для них высшей наградой. После окончания института в 1997 г. Сивцев три года продолжает творческую деятельность как аспирант творческих мастерских скульптуры. В 2001 г. на VI отчетной выставке творческих мастерских отделения УСДВ PAX он показал цикл скульптурных композиций, обращенных к вечной теме нравственности, страданий и взлетов судьбы, имеющих общечеловеческий смысл, о чем говорят названия «Покаяние», «Порыв», «Мысль», «Коленопреклоненный». Фигура пожилого мужчины в «Покаянии», без сил упавшего на колени, схватившегося в отчаянии за голову, полна трагизма и мучительного осознания грехов без надежды на прощение (1999, гипс тон.). Переживание глубокого морального кризиса и надежду на его преодоление воплощает скульптура «Коленопреклоненный» (2001, гипс тон.). Поза стоящего на коленях человека с низко опущенной головой и скрещенными на груди руками символизирует раскаяние и мольбу о прощении.

Интеллектуальные поиски молодого художника, размышляющего о смысле жизни, о ценности творчества и устремленности в будущее отражают композиции «Мысль» и «Порыв» (2000, гипс тон.). Импрессионистская техника лепки придает динамическую изменчивость и живописные светотеневые эффекты.

На отчетной выставке были показаны переведенные в материал более ранние работы: «Аня» (1996, бронза), «Мальчик. Лето» (2000, мрамор). Близкие по композиционному решению фигурки непоседы Ани и малыша, греющегося на солнышке, на маленькой круглой подставке, подкупают детской непосредственностью и точно схваченной позой маленьких детей.

Творческие успехи молодого скульптора отмечены важным для него событием - его принимают в Союз художников России, он регистрируется в региональной организации СХ Красноярского края

В. Я. Сивцев. Бык и мальчик. 2013. Песчаник. 310x205x90

Г. Черкесск

(Карачаево-

Черкессия)

В. Я. Сивцев. Детство. 05о саас. 2010. Бронза, бетон. 1,25 наш. вел.

Пос. Амга (Якутия)

с творческим псевдонимом Отур Силис, что значит примерно «крепкий корень» - намек на крепкие родовые корни. Отныне он активный участник крупных региональных и всероссийских выставок, награждается дипломами Всероссийской выставки «Молодые художники России», региональной выставки «Сибирские художники 2000-летию Рождества Христова», дипломами и премией губернатора и Министерства культуры Красноярского края (2011). Работу «Лето» приобретает музей современного искусства 3. К. Церетели.

По окончании стажировки Василий остался жить в Красноярске, в городе, где он уже признан как художник, где встретил любовь и обрел семейное счастье. На шестом курсе института Василий женился на Ольге Ворон-ковой, студентке Московского художественного института имени В.И. Сурикова, которая к тому времени перевелась в КГХИ по семейным обстоятельствам. Ольга также закончила скульптурную мастерскую Ю.П. Ишханова, также прошла стажировку в его творческой мастерской, являлась членом Союза художников России, участницей многих краевых, всероссийских и зарубежных выставок.

Супруги-коллеги идут рядом по жизни, и каждый имеет свой неповторимый творческий почерк. Старшая дочь Мария, студентка Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова по специальности «Дизайн среды», уже участвовала в городских, краевых и российских выставках. Младшая Аня - еще школьница, облик которой прослеживается в некоторых скульптурных работах родителей. Ее детский образ запечатлен в бронзовой скульптуре «Аня», созданной в 2008 г. еще до рождения дочери Анечки: художник как бы предвидел рождение будущей дочери. Живой интерес зрителей вызвали семейные выставки с участием Ольги Воронковой, Марии и Василия Сивцевых, экспонированные в Красноярском музее им. Б. Ряузова (2005) и на V краевой выставке-ярмарке «Семейное творчество» (2006).

Василий Яковлевич участвует в творческих конкурсах по скульптуре. Для городских памятников им были предложены интересные

проекты писателю В.П. Астафьеву; борцу, двухкратному чемпиону Олимпийских игр Ивану Ярыгину, эвенкийскому снайперу-охотнику И. Кульбертинову.

С азартом работает в станковой и монументальной скульптуре, отдавая предпочтение жанру портрета, подчеркивая при внешнем сходстве характер личности. Все они отличаются строгим реализмом классической академической русской школы с ее конструктивной пластической ясностью, психологизмом образов. Галерея портретов известных людей Сибири представлена людьми, с которыми встречался и был лично знаком В. Сивцев.

Легендарного красноярского скульптора Аделя Хакимовича Абдрахимова (1915-2016), участника Великой Отечественной войны, перешагнувшего столетний рубеж, Василий считает своим учителем-наставником. Портрет-бюст Абдрахимова изображает человека сильного, мудрого, решительного, и лишь горькие складки губ напоминают о тяжелых испытаниях, выпавших на долю страны и личную жизнь старого мастера (2003, гипс тон.). Художник знал и писателя Виктора Астафьева, навещавшего друзей в скульптурном городке. В портрете Астафьева, будто на минутку присевшего босиком на корягу, художник подчеркивает внешнюю простоту и душевность истинно народного «деревенского» писателя, во взгляде, выражении лица, еле заметных движениях которого угадывается его богатый духовный мир (2005, гипс тон.). Пожалуй, нет выставок краевых, региональных и городских, где бы ни принял участие красноярский скульптор Василий Сивцев.

Вместе с тем он сознает себя якутским скульптором по менталитету и по творчеству, ибо значительная часть его работ посвящена людям и земле своих предков. Василий часто приезжает в Якутск, ездит по улусам, участвует в выставках, организуемых Союзом художников и музеями республики.

В 2017 г. в Национальном художественном музее экспонировалась его персональная выставка «Айар суолум» («Мой творческий путь») с демонстрацией его станковых произведений и фотографий монументов.

В 2019 г. в Литературном музее имени П.А. Ойунского была организована выставка одной работы «Мальчик и озеро» («Ого куйуурдуу турара»). Отлитая в бронзе композиция находится в музее до сих пор, хотя официально не приобретена никем.

Сивцев - Отур Силис прежде всего взялся увековечить память своих знатных земляков Томпонского улуса. В родном поселке Крест-Хальджай в период 2008-2012 гг. установлены мемориальные доски и памятники-бюсты из бронзы и гранита прославленному снайперу Герою Советского Союза Ф.М. Охлопкову (2008), его жене, матери-героине А.Н. Охлопковой, писательнице A.C. Сыро-мятниковой (2009), первооткрывателю Ку-ларского месторождения золота геологу Г.П. Ефимову (2012). Герои скульптур Василию близки с детства. Для него Федор Михайлович Охлопков - не только имя и гордость всего народа саха, но еще и друг отца, до войны кадровый охотник из тех, кто попадает белке в глаз, чтобы не испортить шкуру. Образ меткого снайпера стал прототипом героя кинофильма «Снайпер Саха» режиссера Никиты Аржакова (2010). Анастасии Сыромятниковой Василий благодарен тем, что она невольно привила ему любовь к искусству, к литературе и сыграла важную роль в выборе профессии художника. Образ каждого героя наделен индивидуальными чертами внешнего облика и беспокойным целеустремленным характером. А вот портрету матери-героини Анны Николаевны Охлопковой скульптор придал черты скромной женщины, материнской тихой любовью которой согрето ее окружение (2008, бронза, гранит). За эту работу Сивцев получил благодарность и памятную медаль от Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова.

Окрыленный признанием не только земляков, но и руководства республики, Сивцев продолжает серию портретов знатных людей республики. Автор не утверждает «я так вижу», а так, как сохранились его герои в представлении народа.

Памятник выдающемуся ученому-физику, академику Леониду Васильевичу Корейскому установлен в селении Амга, где родился и

В. Я. Сивцев. Писатели Н. Д. Неустроев и А. Д. Неустроева. 2020.

Бронза, гранит. 195x135x100, постамент 180x140x70

Село Усть-Татта (Якутия)

вырос создатель красноярской научной физической школы, основатель в Красноярске университета и института физики. Бронзовый бюст на высоком постаменте из красного гранита располагает к себе доброжелательной открытостью русского интеллигента с едва заметными якутскими чертами во внешнем облике (2009, бронза, гранит, архитектор Н.В. Григорьева).

Другому известному выходцу из Амгин-ского района артисту-мелодисту Христофору Максимову к его 100-летию установлен памятник в его родном селе Сулгаччы Амгинского района (2017, бронза, гранит). Самодеятельный композитор-мелодист, исполнитель своих песен Христофор Максимов по своей популярности у народа саха сравним с Марком Бернесом. Его душевные, часто с озорным юмором песни с легко запоминающейся мелодией звучат до сих пор. Скульптурная композиция изображает любимца народа сидящим на стуле с баяном на коленях в короткую минуту отдыха. Маленькая певчая птичка, вспорхнувшая на баян, символизирует музыку и связь человека с природой.

Таттинский улус Якутии, куда часто приезжает художник, славится талантливыми уче-

В. Я. Сивцев.

Памятник

артисту,

мелодисту

X. Т. Максимову.

2017.

Бронза, гранит. 160x120x120

п. Сулгачи, Амга (Якутия)

ными, писателями и поэтами. Несколько раз скульптор обращался к незаурядной личности Дмитрия Кононовича Сивцева - Суорун Омоллоона, классика якутской литературы и драмы. В портретных этюдах писателя (2009, бронза, гранит; 2010, мрамор) он стремится найти внешнее сходство и передать сложный богатый внутренний мир. Необычно найдена композиция, установленная в местности Ха-даайы под открытым небом в Ытык-Кельском литературно-художественном музее-заповеднике «Таатта», основанном самим же Суорун Омоллооном (2011, бронза, гранит). Народный писатель, общественный деятель, основатель двух музеев в селениях Соттинцы и Ытык Кель изображен сидящим на камне на невысоком постаменте. Босоногий, углубленный в свои мысли, он слит с природой в единое целое, а низкий постамент максимально приближает его к народу, толстый том книги рядом из черного мрамора напоминает о его вкладе в литературу.

В этом же музее под открытым небом почти рядом находится памятник Анемподисту

Софронову - Алампа (2013, бронза, гранит, арх. А.П. Лопатин), одному из выдающихся основателей якутской советской литературы и драматургии. Первый директор Якутского драмтеатра, поэт и драматург был оклеветан по политическим мотивам, долгие годы провел в лагерях и тюрьмах, часть из них отбывал на Соловках. Имя его было восстановлено лишь в 1962 г., но его стихи и драмы, хотя и были запрещенными, всегда оставались популярными у народа. Памятник так же, как у Суорун Омоллоона, установлен на низком постаменте, но человек изображен уверенно стоящим во весь рост, заложив руки за спину, на лице, во взгляде опущенных глаз легла печать горьких событий и разочарований. На низком заборе, окружающем сквер, где установлен памятник, «сидят» птички, символизирующие поэзию и муз.

Другой интересный памятник, посвященный основоположникам якутской литературы, открыт в Таттинском улусе на родине писателей в селе Усть-Татта (2020, бронза, гранит).

Двухфигурная скульптурная композиция «Писатели Николай Денисович и Анна Денисовна Неустроевы» размером в 1,35 натуральной величины изображает брата и сестру Неустроевых, оставивших глубокий след в литературе. Николай Денисович был первым писателем-драматургом 1920-х гг., работавшим в жанре комедии. Анна Денисовна - первая из якутских женщин, ставшая членом Союза писателей СССР, писала прозу и стихи для детей. Композиция построена в духе фотографий начала XX в., будто позируя, старший брат сидит на стуле, рядом стоит сестра. Одежда также выдержана в стиле 1920-х гг. Скульптура, пробудившая в памяти известных представителей из числа первой якутской интеллигенции, удачно вписывается в пространство сельской природы.

Из памятников известным людям Якутии можно назвать бюсты родоначальнику Степной Думы (первого представительного органа власти в Якутии в 1827-1837 гг.) И.Е. Мигал-кину, первому якутскому врачу XIX в. П.Н. Сокольникову; современникам: академику В.П. Ларионову, ректору Высшей школы музыки

В.А. Босикову и его супруге, ученому-мерзлотоведу М.К. Гавриловой.

Плодотворной была очередная поездка в Якутию весной и летом 2019 г., когда художник близко общался с замечательными людьми: с поваром, мэтром кулинарного искусства Иннокентием Тарбаховым, народным мастером и мудрым философом Борисом Неустроевым - Мандар Уус, народным артистом России, солистом оперного театра, обладателем редкого баса Иваном Степановым и с лауреатом Государственной премии СССР, артистом Саха драмтеатра Ефимом Степановым. Имена эти широко известны не только в Якутии, но и даже за пределами России. Казалось бы, простая профессия повара, но мастерству Тарбахова на конкурсах кулинарного искусства аплодировали во многих странах Европы и Азии, в Париже наградили его знаком Кулинарной академии Франции за пропаганду национальной кухни. Портретные головы художник представил на выставке графики и скульптуры «Пересечение времен» в Академии художеств в Красноярске, посвященной 90-летию академика Ю.П. Ишханова (2019, гипс тон.). Отлитый в бронзе бюст Ивана Степанова был экспонирован на выставке «Россия XIII» (2019, Москва, ЦДХ).

Если в портретном жанре Сивцев следует законам классической скульптуры с внешним сходством и внутренней силой, то в станковых произведениях и декоративных монументах он уходит в свободное плавание. Шире пользуясь символическим языком искусства, он сохраняет конкретность содержания, используя форму абстрактного реализма. Пример парковой скульптуры являет композиция «Детство», выполненная совместно с А.Р. Дряхловым по эскизу Ольги Воронковой в с. Амга, утверждающая безмятежное счастливое солнечное детство (2011, бронза).

Монументальная композиция «Жернова», посвященная жертвам Великой Отечественной войны в Якутии, погибшим в тылу в 1941-1945 гг., установлена в ограде Никольской церкви в Якутске, что придает особо торжественный характер. На каменных жерновах на русском и якутском языках выбита

молитва к Господу Богу об упокоении душ праведных умерших (2015, бронза, гранит). 22 июня 2021 г. в годовщину начала Великой Отечественной войны якутская епархия во главе с архиепископом Романом провела у монумента торжественную панихиду об упокоении воинов и тружеников. Мотив «жернова» имеет и другой смысл. Сохранившееся с древних времен ручное каменное орудие, моловшее зерно, символизирует спасительный хлеб в голодные годы. С другой стороны, жернова судьбы, жернова репрессий - сложный путь, пройденный через страдания и приведший к гибели многих людей.

В тематических композициях Сивцева отражается ментальность народа саха в восприятии картины мира. Кто из мальчишек не ездил верхом на быке? Это самая популярная тема среди якутских живописцев и графиков. Бык как архетип в якутском фольклоре символизирует мощь и холод и представляет собой универсальный символ сезонного цикла жизни. Теряя к весне рога, бык олицетворяет смену календаря от зимы к весне. Образ быка в произведениях якутских художников рождает новую символику: бык - верный друг и молчаливый спутник детства. В воспоминаниях о счастливом детстве живописца Иннокентия Корякина большая серия картин посвящена теме «Бык и мальчик». Василий Сивцев начиная с 1996 г. каждый год лепит в пластилине и гипсе, переводит в материал то просто фигуру быка, то мальчика, сидящего на быке, то едущего верхом на быке. В декоративной монументальной композиции «Айан» («Путник»), опуская детали, создает условный символ путника, сливая в единое целое фигуру человека и лошади (2012, Астана, известняк). Еще один романтический образ, постоянно встречающийся в скульптурных композициях Сивцева, - это фигура маленькой птички как символа поэзии и лирики. Птичка в композиции «Путник» придает ей лирическое восприятие. С этой работой Сивцев участвовал на V Международной биеннале скульптурного искусства тюркского мира в Астане (Казахстан) и был награжден премией Международной организации ТЮРКСОЙ и благодарственной грамотой от Министерства

В. Я. Сивцев.

Памятник

писателю

А. И. Софроно-

ву-Алампа.

Бронза, гранит.

220x86x86

Литературно-

художественный

музей-заповедник

"Таатта".

Ытык-Кёлъ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Якутия)

культуры и информации Республики Казахстан.

По характеру с «Путником» перекликается монументальная декоративная композиция «Мальчик и Бык», показанная на I Международной биеннале скульптурного искусства в г. Черкесске Карачаево-Черкесской Республики, также отмеченная благодарностью Министерства культуры Карачаево-Черкесской Республики. Здесь художник сопоставляет единение мощного и хрупкого. Перед нами предстает огромный бык, спокойно отдыхающий на земле, он словно боится потревожить безмятежный покой малыша, уснувшего на его спине (2013, известняк).

Выразительная пластическая форма и декоративность, выявление красоты прозрачного льда отличает и ледовые скульптуры, с которыми художник успешно участвует на международных конкурсах. Василий одержим потребностью творить. В настоящее время он работает над образами красноярских альпинистов и столбистов, недавно покоривших пик Победы. Его привлекают сильные характеры целеустремленных личностей. Интерес к теме альпинистов зародился давно. Еще в 2013 г. в гипсе вылепил портрет уроженца из Янека Якутии художника-альпиниста В.Ф. Янова, затем создает мужественный образ «снежных барсов», альпинистов-столбистов С.М. Пруса-кова, А.Н. Губанова. Работа продолжается.

Огромный труд мастера в создании серии портретов выдающихся представителей якутской интеллигенции, исторических личностей и современников, обогащении пластических средств в монументальной декоративной и станковой скульптуре получил высокую оценку общественности и правительства Ре-

спублики Саха (Якутия). Василий Яковлевич Сивцев - Отур Силис, почетный гражданин нескольких улусов, обладатель многочисленных дипломов и грамот, удостоен высокого звания «Заслуженный деятель искусств Якутии» (2019), в 2020 г. избран членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств.

Примечания

1. Дойду, А. Наш славный земляк // В. Сивцев. Альбом. - Красноярск, 2017. - 44 с.

2. Ломанова, Т. М. Талантливый сын якутской земли // Енисей. Новый Енисейский литератор : альманах. - Красноярск, 2019. - № 5 (70). - С. 329-334.

3. Медведев, А. «Уничтожили своими руками»: история гибели скульптурного городка в Красноярске // Newslab.ru : интернет-газета. - 20.03.21. - URL: http://newslab.ru/article/1019710 (дата обращения 11.08.2021).

4. Попова, Е С., Никифорова, С. В., Дьячковская, Е. А. Проблемы воссоздания аласной культуры сахав современных условиях // Культура и цивилизация. -Ногинск, 2017. - Т. 7. - № ЗА. - С. 496-517.

5. Сивцев Василий Яковлевич. Скульптура : альбом избранных произведений / авт. в ступ. ст. М.В. Москалюк, Т.М. Ломан ов а, Н.В. Тригалева. - Красноярск : КЛАСС ПЛЮС 2017. - 56 с.

Об авторе

Иванова-Унарова Зинаида Ивановна - искусствовед, профессор Арктического института культуры и искусств, заслуженный деятель искусств России и Республики Саха (Якутия) E-mail: sign37@mail.ru

AYAR SUOL. THE PATH OF CREATION. VASILY SIVTSEV - OTUR SILIS

Ivanova-Unarova Zinaida Ivanovna Art critic, Professor of the Arctic Institute of Culture and Arts, Honored Artist of Russia and the Republic of Sakha (Yakutia)

Abstract: The article examines the creative path of the sculptor Vasily Yakovlevich Sivtsey; a representative of the Krasnoyarsk art school. His biography and work are connected with Yakutia, where he comes from. A sense of a material a mastery of a form, volume and proportions of sculptural plastic, the psychologism of images, an appeal to the classical heritage of realistic art distinguish the series of portraits. In thematic compositions related to the traditions of the Yakut culture, the artist uses the symbolic language of art more widely, preserving the depth and concreteness of the content, approaching the conventional form of an abstract figure, subordinating creativity to plastic principles.

Keywords: portrait; monument; low pedestal; natural environment; symbolism of the details of images.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.