Научная статья на тему 'Подготовка футбольных арбитров к соревнованиям'

Подготовка футбольных арбитров к соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
299
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильина И. А., Кукла В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка футбольных арбитров к соревнованиям»

тельности региональных Центров подготовки спортсменов с созданием соответствующей инфраструктуры.

По мере ввода в эксплуатацию этих Центров начиная с 2011 г. в Нижнем Тагиле (Свердловская обл.) будет действовать вертикаль многолетней подготовки спортсменов, начиная от детей-новичков до спортсменов высокого класса. Предполагается, что Центры будут нести прямую ответственность не только за подготовку высококвалифицированных спортсменов, но и косвенную за образовательный и воспитательный процесс в деле формирования гармоничной личности молодых людей - спортсменов.

В заключение следует обратить внимание на тот факт, что, исходя из понимания важности участия в спортивном студенческом форуме, Президиумом Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России принято решение о выступлении российской студенческой команды на зимней Универсиаде 2011 г., которая пройдет в Турции, с задачей завоевания призовых мест в личном и командном зачетах.

Таким образом, прыжки с трамплина и лыжное двоеборье в системе студенческого спорта всё-таки должны получать поддержку для развития на местах и занимать законное место не только в комплексных институтских соревнованиях, но и в студенческих Спартакиадах и Универсиадах федерального и регионального уровней.

И. А. Ильина, В. В. Кукла

Подготовка футбольных арбитров к соревнованиям

Вопросы подготовки футбольных арбитров становятся все более актуальными в наше время. Понятие «спортивная медицина» начиная с 80-х годов все больше связывалось с понятием «футбольный арбитр как спортсмен». С точки зрения доктора Ханса-Йорга Эйсманна (Германия), члена комитета ФИФА по спортивной медицине, автора книги «Рекомендации по спортивной медицине для футбольных арбитров» (перевод Василия Казарцева, идея Виктора Кукла, 2001), вопросы подготовки футбольных арбитров были подняты благодаря Фрицу Сейпелту, председателю Комитета арбитров УЕФА, и Генеральному Секретарю ФИФА Йозефу С. Блатте-ру. Начиная с 1990 г. Паоло Казарин в Италии остро поставил вопрос об объективной оценке физической готовности арбитров.

В книге Эйсмана даны рекомендации арбитру относительно того, как готовиться к спортивным соревнованиям с помощью правильной тренировки и питания, а также как предупредить травмы

304

(Х. Й. Эйсманн, 1990). Также в ней дана информация относительно различных травм игроков с целью помочь арбитру выносить правильные решения в тех или иных ситуациях. Мы остановимся на рассмотрении Хансом-Йоргом Эйсманном вопроса о подготовке арбитров к соревнованиям.

«Спортивная подготовка» означает физическую, тактикотехническую и умственную подготовку с помощью упражнений, т. е. с помощью физических усилий. Согласно Д. Харру (1986), спортивная деятельность связана с качественным выполнением необходимых требований.

Степень готовности арбитра к судейству в нужный момент зависит от его спортивной подготовки к соревнованиям.

По мнению В. Холлманна (1990), очень важна взаимосвязь между подготовкой, приспособлением и дальнейшим усовершенствованием деятельности в рамках тех пяти физических качеств в спорте, которые приняты за основные. В. Холлманн дает им определение.

Под координацией понимается взаимодействие между центральной нервной системой и скелетной мускулатурой при определённых движениях. Зачастую быстрота, ловкость или психомоторная способность подразумевают под собой координацию.

Гибкость, или подвижность, определяется как самостоятельная максимально возможная амплитуда движения в одном или нескольких суставах. Упражнения на растяжку улучшают гибкость, а также предотвращают травмы, если должным образом выполнены до и после упражнений на силу.

Главные виды силы - статическая, динамическая и сила выносливости. Для статической силы, или силы удерживания, длина составляющих мышцы постоянна. Динамическая сила основывается на способности мышцы или группы мышц свободно двигаться при определённых нагрузках. Если сила используется в течение длительного периода, тогда уже говорят о силе выносливости.

Скорость в значительной степени определяется скоростной силой и координацией. Скорость принято измерять либо биомеханическими способами, либо по времени на коротких дистанциях с неподвижного старта или со старта в движении (например, бег на 50 и 200 м).

Выносливость характеризуется способностью как можно дольше выполнять определённые действия. Теоретически выносливость можно разделить на локальную и общую выносливость мышц, или на общую и специальную выносливость (В. Холлманн, 1990).

305

Д. Харр (1986) рассматривает взаимосвязь между подготовкой, приспособлением и дальнейшим совершенствованием спортивной деятельности.

Под приспособлением понимается переход системы физических и умственных способностей на должный высокий уровень под влиянием внешних воздействий и реакций организма на них. Процесс приспособления только начинается, когда подготовка достигает оптимального уровня (сравниваются индивидуальные возможности) и продолжается некоторое время. Процесс приспособления - результат управляемого чередования прилагаемых усилий и восстановления сил. Только для новичков, а также когда вводятся новые упражнения либо сверхбольшие нагрузки, тренировки будут относительно быстро приводить к высоким показателям. Во время процесса приспособления умственные и физические способности, чтобы справиться с нагрузками, заметно усиливаются.

Приспособление, выработанное в процессе тренировок, уменьшится, если эти тренировки чрезмерно сократить. Поэтому длительный период без тренировок в принципе недопустим. Любое физическое усилие требует приспособления со стороны организма. Механизм приспособления (подготовка к усилиям) включается прежде, чем начинается действительное спортивное действие. Цель разогрева состоит в том, чтобы «переключить» организм из отдыха в рабочий режим и лучше подготовить его к предстоящей деятельности.

Цель общей подготовительной части заключается в том, чтобы:

• усилить кровообращение;

• увеличить интенсивность обмена веществ и получение энергии;

• улучшить эластичность и гибкость мышц;

• подготовить связки и суставы к активным действиям;

• улучшить координацию и реакцию;

• улучшить концентрацию;

• избежать, предотвратить травмы.

Подготовительная часть должна начинаться с упражнений, охватывающих всё тело, и продолжаться приблизительно 10 мин. Внешние признаки хорошей подготовки - выступление пота и усиление пульса до 120 ударов.

В специальной фазе (5 мин), целью которой является подготовка к предстоящему заданию, выполняют упражнения (например, бег спиной вперёд, прыжки приставными шагами боком), напрямую связанные с тем, что будет необходимо, например, в матче или при сдаче нормативов. Эти специальные упражнения дают арбитру под-

306

готовиться физически, помогают ему расслабиться и создать уверенность в себе.

После тренировки или матча лучший способ восстановления -медленный бег, приблизительно 15 мин с выполнением упражнений на гибкость. Есть различия между активным и пассивным восстановлением. Важно отметить: никакая пассивная форма восстановления не может заменить активную (Д. Харр, 1986).

Любые спортивные действия имеют собственные характеристики. Для работы арбитра на поле они могут быть определены следующим образом:

• для повышения своей физической подготовки он занимается индивидуально;

• для повышения тактической подготовки - в составе бригады;

• в условиях нагрузок он, подобно футболисту, занимается на поле, без соперников.

Эти комплексные требования определяют то, к чему он должен быть готов во время матча. Арбитр должен быть вынослив, чтобы квалифицированно выполнять свои обязанности 90 или 120 минут. Он должен быстро перемещаться и занимать правильную позицию, чтобы контролировать игроков и мяч и принимать решения правильно и быстро. Внешние условия, например, погодные или недостаточное освещение на поле, увеличивают требования к арбитру. Важным является и то, что хороший уровень подготовки включает в себя и развитие умственных способностей, которые необходимы при принятии решений.

При планировании тренировки арбитра необходимо рассматривать три стадии: период подготовки к сезону, непосредственно сезон, время отдыха.

В период подготовки к сезону база для хорошего уровня подготовки закладывается через тренировку выносливости. Период времени здесь определяется несколькими неделями перед началом сезона. На завершающей стадии этого периода рекомендуется отсудить несколько товарищеских матчей.

Главный период - сезон - длится 4-5 месяцев. Здесь необходимо использовать все свои специальные способности. Там, где в сезоне имеется зимний перерыв, требуется второй подготовительный период. Время отдыха длится с конца сезона и до начала подготовительного периода. Это время должно использоваться главным образом для повышения умственных способностей, но свою спортивную форму также необходимо поддерживать.

Рекомендуется иметь журнал наблюдений, в котором отмечаются результаты тренировок и судейства игр. В нем фиксируют дату

307

и результаты тестов и медицинских осмотров, записывают планы тренировок (продолжительность, интенсивность), а также каких результатов необходимо достичь, фиксируют даты и детали обслуженных матчей. Это наглядно отображает уровень подготовки или, например, успешное обслуживание игр. Также записывают своё мнение относительно умственных и физических результатов, оценки любых элементов, имеющих какую-либо степень трудности (умственную или физическую), которые могут возникнуть.

Регулярная запись этих деталей даёт возможность оценить эффективность тренировок и судейской деятельности и увидеть любые возможные изменения в чём-либо. Соответствующие записи помогут вовремя принять необходимые меры.

С. Н. Мишарина

Оценка физического и моторного развития младших школьников с нарушением зрения

Известно, что нарушение и аномалии функционирования зрительной системы отрицательно влияют на физическое и моторное развитие слабовидящих и слепых школьников.

Цель исследования: определение особенностей физического и моторного развития детей младшего школьного возраста в соответствии с характером основного нарушения развития и половыми признаками.

Организация исследования. В исследовании приняли участие дети с нарушением зрения, обучающиеся в 1-4 классах специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната № 1 им. К.К. Грота Красногвардейского административного района Санкт-Петербурга в количестве 66 человек (37 мальчиков и 29 девочек). Средний возраст испытуемых составил 9,3±1,5 лет.

Результаты исследования. При анализе медицинских карт учащихся 27,43 % детей были отнесены к группе незрячих. Подобная патология может сочетаться с другими видами поражения нервной системы и соматическими заболеваниями, что значительно осложняет процесс обучения этих детей.

Анализ значений полученных антропометрических показателей позволил установить, что у слабовидящих (сл/в) мальчиков определено гармоническое развитие в 70,00 %; дисгармоническое - в 10,00 % и резко дисгармоническое - в 20,00 % случаях.

308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.