Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА «ЭЛИТНЫХ» ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАК ГАРАНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ПОДГОТОВКА «ЭЛИТНЫХ» ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАК ГАРАНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элитные педагогические кадры / устойчивое развитие региона / инновационное педагогическое образование / организационно-педагогические условия / подготовка лидеров образования для региона / эвристический потенциал классического университетского образования / elite teaching staff / sustainable development of the region / innovative pedagogical education / organizational and pedagogical conditions / training of education leaders for region / heuristic potential of classical university education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.П. Морозова

Актуальность проблемы, которая рассматривается в настоящей статье, обусловлена инновационным характером тех задач, которые позволят обеспечить устойчивое развитие региона в настоящее время, и значительностью вклада, который могут внести современные лидеры образования, т.н. «элитные» педагоги, – выпускники классического университета. Статья раскрывает эвристический потенциал классического университетского образования в подготовке «элитных» педагогов, которые способны осуществить воспитание интеллектуальной элиты региона еще со школьной семьи, обеспечив его потребности в инновационных кадрах и тем самым – успешное развитие во всех сферах экономики, бизнеса, социально-культурной жизни. Особое внимание в статье уделяется выявленным организационно-педагогическим условиям, реализация которых позволяет эффективно решить задачи подготовки выпускников классического университета к работе в школе в условиях новой реальности с учетом вызовов времени. Среди таких условий наиболее значимыми являются следующие: фундаментализация профессиональной подготовки будущих учителей; проблематизация содержания педагогического образования с учетом инновационного развития науки и практики; реализация принципа опережающего обучения; организация научно-педагогического сотворчества преподавателей и студентов. В статье описаны результаты реализации данных условий, которые представляют особую значимость для устойчивого развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.П. Морозова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF “ELITE” TEACHING STAFF AT THE CLASSICAL UNIVERSITY AS A GUARANTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

The urgency of the problem, which is considered in this article, is due to the innovative nature of the tasks that will ensure the sustainable development of the region at the present time and the significance of the contribution that modern educational leaders, so-called “elite” teachers, graduates of the classical university, can make in their region. The article reveals the heuristic potential of classical university education in the training of elite teachers who are able to educate the intellectual elite of the region from the school family, ensuring its needs for innovative personnel and thereby successful development in all spheres of economy, business, socio-cultural life. Special attention is paid in the article to the identified organizational and pedagogical conditions, the implementation of which makes it possible to effectively solve tasks of preparing graduates of a classical university to work in schools in a new reality, taking into account the challenges of the time. Among such conditions, the most significant are the fundamentalization of the professional training of future teachers, the problematization of the content of pedagogical education, taking into account the innovative development of science and practice, the implementation of the principle of advanced learning, the organization of scientific and pedagogical co-creation of teachers and students. The article describes the results of the implementation of these conditions, which are of particular importance for the sustainable development of the region.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА «ЭЛИТНЫХ» ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАК ГАРАНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

Библиографический список

1. Абросимова Г.А. Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение. Alma mater (Вестник высшей школы). 2019; № 6: 65 - 69.

2. Гафуров И.Р, Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки. Высшее образование в России. 2020; № 10: 101 - 112.

3. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. О понятии и моделях смешанного обучения. VI Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань: Издательство Казанского университета, 2021: 162 - 166.

4. Мартынова И.А. Развитие комплексного навыка беглого чтения вслух в рамках курса смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Казанский педагогический журнал. 2020; № 1 (138): 128 - 136.

5. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе. Педагогическое образование в России. 2014; № 8: 68 - 74.

6. Стрекалова Н.Б. Учебный процесс в открытых информационно-образовательных средах. Высшее образование в России. Москва: Московский политехнический университет, 2014; № 1: 93 - 97.

7. Трофимова Н.Н. Перспективы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе дистанционного обучения в цифровом формате. Инновации в образовании. 2020; № 6: 136 - 146.

8. Шабанов ГА. Педагогические проблемы обеспечения качества онлайн-образования. Высшее образование сегодня. Москва: Логос, 2017; № 5: 9 - 12.

References

1. Abrosimova G.A. Novye tehnologii obrazovaniya v vuze: smeshannoe obuchenie. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2019; № 6: 65 - 69.

2. Gafurov I.R., Ibragimov G.I., Kalimullin A.M., Alishev T.B. Transformaciya obucheniya v vysshej shkole vo vremya pandemii: bolevye tochki. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; № 10: 101 - 112.

3. Ibragimov G.I., Ibragimova E.M. O ponyatii i modelyah smeshannogo obucheniya. VI Andreevskie chteniya: sovremennye koncepcii i tehnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti: sbornik statej uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2021: 162 - 166.

4. Martynova I.A. Razvitie kompleksnogo navyka beglogo chteniya vsluh v ramkah kursa smeshannogo obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № 1 (138): 128 - 136.

5. Semenova I.N., Slepuhin A.V. Didakticheskij konstruktor dlya proektirovaniya modelej 'elektronnogo, distancionnogo i smeshannogo obucheniya v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 8: 68 - 74.

6. Strekalova N.B. Uchebnyj process v otkrytyh informacionno-obrazovatel'nyh sredah. Vysshee obrazovanie v Rossii. Moskva: Moskovskij politehnicheskij universitet, 2014; № 1: 93 - 97.

7. Trofimova N.N. Perspektivy professional'noj podgotovki vysokokvalificirovannyh specialistov na osnove distancionnogo obucheniya v cifrovom formate. Innovacii v obrazovanii. 2020; № 6: 136 - 146.

8. Shabanov G.A. Pedagogicheskie problemy obespecheniya kachestva onlajn-obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. Moskva: Logos, 2017; № 5: 9 - 12.

Статья поступила в редакцию 09.04.22

УДК 378.2

Morozova O.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: mop@mail.asu.ru

TRAINING OF "ELITE" TEACHING STAFF AT THE CLASSICAL UNIVERSITY AS A GUARANTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION.

The urgency of the problem, which is considered in this article, is due to the innovative nature of the tasks that will ensure the sustainable development of the region at the present time and the significance of the contribution that modern educational leaders, so-called "elite" teachers, graduates of the classical university, can make in their region. The article reveals the heuristic potential of classical university education in the training of elite teachers who are able to educate the intellectual elite of the region from the school family, ensuring its needs for innovative personnel and thereby successful development in all spheres of economy, business, socio-cultural life. Special attention is paid in the article to the identified organizational and pedagogical conditions, the implementation of which makes it possible to effectively solve tasks of preparing graduates of a classical university to work in schools in a new reality, taking into account the challenges of the time. Among such conditions, the most significant are the fundamentalization of the professional training of future teachers, the problematization of the content of pedagogical education, taking into account the innovative development of science and practice, the implementation of the principle of advanced learning, the organization of scientific and pedagogical co-creation of teachers and students. The article describes the results of the implementation of these conditions, which are of particular importance for the sustainable development of the region.

Key words: elite teaching staff, sustainable development of the region, innovative pedagogical education, organizational and pedagogical conditions, training of education leaders for region, heuristic potential of classical university education.

О.П. Морозова, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: mop@mail.asu.ru

подготовка «элитных» педагогических кадров

в классическом университете

как гарант устойчивого развития региона

Актуальность проблемы, которая рассматривается в настоящей статье, обусловлена инновационным характером тех задач, которые позволят обеспечить устойчивое развитие региона в настоящее время, и значительностью вклада, который могут внести современные лидеры образования, т.н. «элитные» педагоги, - выпускники классического университета. Статья раскрывает эвристический потенциал классического университетского образования в подготовке «элитных» педагогов, которые способны осуществить воспитание интеллектуальной элиты региона еще со школьной семьи, обеспечив его потребности в инновационных кадрах и тем самым - успешное развитие во всех сферах экономики, бизнеса, социально-культурной жизни. Особое внимание в статье уделяется выявленным организационно-педагогическим условиям, реализация которых позволяет эффективно решить задачи подготовки выпускников классического университета к работе в школе в условиях новой реальности с учетом вызовов времени. Среди таких условий наиболее значимыми являются следующие: фундаментализация профессиональной подготовки будущих учителей; проблематизация содержания педагогического образования с учетом инновационного развития науки и практики; реализация принципа опережающего обучения; организация научно-педагогического сотворчества преподавателей и студентов. В статье описаны результаты реализации данных условий, которые представляют особую значимость для устойчивого развития региона.

Ключевые слова: элитные педагогические кадры, устойчивое развитие региона, инновационное педагогическое образование, организационно-педагогические условия, подготовка лидеров образования для региона; эвристический потенциал классического университетского образования.

Работа поддержана средствами программы развития ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» «Приоритет - 2030»

Вступление человечества в новую эпоху, происходящие кардинальные перемены во всех сферах жизни общества выводят Россию и ее регионы на небывалый ранее уровень инновационного развития. Современные стратегические ориентиры страны требуют особых кадровых ресурсов, подготовку которых уже со школьной скамьи должны осуществлять высококвалифицированные, высококонкурентные педагоги, наделенные особым типом мышления, креативными способностями, отвечающие новым вызовам времени, лидеры инновационных преобразований, устремленные в будущее, т.н. «элитные» педагоги, особая миссия которых - воспитание из числа наиболее талантливых и одаренных школьников интеллектуальной элиты региона. При этом мы исходим из того, что «элита - это особая группа лиц, демонстрирующих наивысшие достижения в своей области», ... и «особая миссия элиты - быть впереди других в осмыслении и решении сложных общественных проблем (вызовов времени) и действовать во благо всего общества» [1, с. 10].

В этих условиях одна из актуальных задач системы отечественного педагогического образования - подготовка таких «элитных» педагогических кадров; раскрытие и реализация эвристического потенциала всех субъектов системы высшего образования, причастных к этой подготовке в регионе. Особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено классическому университету, который за годы своего существования накопил определенный опыт подготовки своих выпускников к работе в школе. В ряде исследований, выполненных Бережной Н.Ф. [2], Жук О.Л. [3], Загвязинским В.И. [4], Калимуллиным А.М. [5], Розовым Н.Х. [6], Сенько Ю.В. [7], Фроловской М.Н. [8] и др., определена значительная роль классического университета в становлении будущих педагогов, способных успешно работать с одаренными и талантливыми школьниками, развитии исследовательской деятельности учащихся; заложены концептуальные подходы к повышению качества педагогической подготовки студентов в условиях классического университетского образования и др. Анализ этих и других научных публикаций, посвященных обозначенной проблеме, убедительно свидетельствует о ее значимости и актуальности в настоящее время и вместе с тем - недостаточной разработанности, а также позволяет выделить следующие существующие противоречия между:

- масштабностью инновационных процессов, происходящих в различных сферах социально-экономической и культурной жизни региона, и слабой способностью современных выпускников педагогического вуза готовить школьников к их осуществлению в будущем;

- массовой подготовкой будущих учителей в педагогических университетах и ее недостаточными возможностями, позволяющими им успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в эпоху инновационных перемен и тем самым вносить серьезный вклад в устойчивое развитие региона;

- эвристическим потенциалом классического университета осуществлять подготовку «элитных» педагогических кадров для решения стратегических задач развития региона и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, способствующих успешной реализации данного процесса.

В связи с этим проблема нашего исследования заключается в поиске ответа на вопрос о том, каковы организационно-педагогические условия, способствующие успешной подготовке «элитных» педагогов в классическом университете.

Цель исследования - определить, научно-теоретически обосновать и реализовать комплекс организационно-педагогических условий, которые позволили бы подготовить «элитные» педагогические кадры как гаранта устойчивого развития региона.

Задачи исследования:

- осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования и выявить степень ее изученности;

- определить зависимость между спецификой классического университетского образования и возможностями подготовки педагогов в классическом университете;

- выявить, теоретически обосновать и реализовать те значимые обстоятельства, которые определяют эффективность подготовки «элитных» педагогических кадров в классическом университете.

Научная новизна исследования:

- обоснована научная идея о том, что выявление и осмысление эвристических возможностей классического университетского образования, обусловленных его особой спецификой, позволит научно-теоретически обосновать и разработать такие организационно-педагогические условия в университете, которые обеспечат подготовку педагогически мотивированных студентов как современных лидеров образования, способных успешно воспитать будущую интеллектуальную элиту общества из числа современных выпускников школ, и тем самым способствовать устойчивому развитию региона;

- определен и теоретически обоснован комплекс организационно-педагогических условий «элитных» педагогических кадров в классическом университете, являющихся гарантом устойчивого развития региона.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в:

- уточнении содержания понятия «элитный педагог» как рабочего определения нашего исследования, которое в дальнейшем (при соответствующей

доработке) могло бы войти в состав понятийного аппарата современной педагогической науки;

- расширении научного знания в области педагогики высшей школы -разработки нового научного направления профессиональной подготовки будущих учителей - «элитных» педагогических кадров в системе классического университетского образования.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что была создана образовательная программа магистратуры для педагогически мотивированных и имеющих глубокую фундаментальную предметную подготовку выпускников бакалавриата классического университета, реализация которой позволяет обеспечить успешную подготовку «элитных» педагогических кадров для образовательной отрасли региона.

Методологическую основу исследования составили ведущие методологические подходы: системный, синергетический, деятельностный, личностно ориентированный.

Ведущими методами исследования выступили следующие: анализ научной литературы и практического опыта по заявленной проблематике, наблюдение, эксперимент, анкетирование, метод практических заданий.

На основе анализа научной литературы и существующей образовательной практики нам удалось сделать вывод об основных характеристиках классического университетского образования, которые заключаются, прежде всего, в его фундаментальном, исследовательском, опережающем характере. Вместе с тем, и само школьное образование становится сегодня исследовательским. Его ориентация на выявление ранней одаренности и талантов, разностороннее развитие личности, воспитание будущей интеллектуальной элиты общества настоятельно требует и учителя, способного эффективно решать такого рода задачи. Совершенно очевидно, что сопряжение специфики классического университета и тенденций развития современного школьного образования определяет и вектор подготовки педагогических кадров в настоящее время. Этот вектор позволяет выявить комплекс организационно-педагогических условий успешной подготовки «элитных» педагогов в классическом университете, в качестве которых, на наш взгляд, выступают фундаментализация профессиональной подготовки будущих учителей; проблематизация содержания педагогического образования с учетом инновационного развития науки и практики; реализация принципа опережающего обучения; организация научно-педагогического сотворчества преподавателей и студентов.

Фундаментальный характер профессионально-педагогической подготовки в системе классического университетского образования связан в выделенным в содержании вузовского педагогического образования «инвариативных структурных единиц научного знания [9, с. 39], которые выступают в роли фундаментальных научных знаний, объясняющих «сущность наблюдаемых в данной специальности фактов и явлений. Студенты, усвоившие такие знания, могут в дальнейшем разобраться во всех остальных случаях без специального обучения ...» [10, с. 50]. Таким образом, именно фундаментальные знания помогают будущим учителям перейти от решения частных, узкопедагогических задач к реализации более широкого класса задач и ситуаций как важнейшего элемента методологической культуры «элитного» педагога.

С другой стороны, в классическом университете осуществляется серьезная фундаментальная предметная подготовка, связанная с постижением глубинных основ научного знания в его генезисе, с конструированием прогностической модели его дальнейшего развития. В ходе нашей опытно-экспериментальной работы мы включали эти знания в контекст педагогической проблематики и учили будущих учителей на этой основе проектировать в школе образовательный процесс и его отдельные компоненты. Особое внимание уделялось при этом формированию способности испытуемых опредмечивать свои представления о развитии науки в контексте ее различных парадигм и др.

Данное условие неразрывно связано с опережающим характером обучения будущих учителей в университете как важным условием их становления «элитными» педагогами. При этом, как справедливо утверждают исследователи, «в основу модели опережающего образования может быть положена стратегия устойчивого развития» [11, с. 3].

Необходимость реализации и разработки данного условия детерминирована, прежде всего, серьезным увеличением скорости устаревания добытых на сегодняшний день знаний. В связи с этим особую роль в структуре научного знания начинают играть знания будущего, еще не освоенные наукой. Их особенностью «является то, что сама научная проблема здесь еще не сформулирована, нет гипотезы, предмет познания точно не определен, хотя есть уже объект наблюдения или размышления» [12, с. 175]. Овладение этими знаниями студентами в процессе нашего эксперимента происходило за счет выстраивания содержания учебного материала на противоречивой основе. Задача будущих педагогов состояла в том, чтобы увидеть возникшие противоречия и, исходя из них, сформулировать проблему. Видение и осмысление проблемы - важный шаг начала работы «на опережение», так как в этом случае возникает стимул к поиску ее решения.

Кроме того, мы разработали содержание обучения таким образом, чтобы у испытуемых формировались мотивация и умения увидеть изучаемый научный объект в будущем, по каким законам и закономерностям он будет развиваться,

предотвратить негативные характеристики в его динамике и усилить позитивные. На учебных занятиях преподаватели систематически демонстрировали студентам прогнозы в развитии науки в будущем, вовлекали их в овладение новыми знаниями и способами деятельности, которые будут востребованы в перспективе, когда видимые сегодня тенденции завтра станут закономерностями.

Важной составляющей опережающего обучения явилось включение практического опыта работодателей в структуру содержания вузовского педагогического образования, когда перед студентами обнажалась значимость овладения опережающими знаниями, без которых невозможно будет уже в ближайшем будущем решить ни одну серьезную производственную проблему.

Следующее условие, которое было разработано и реализовано нами в ходе экспериментального исследования, - проблематизация содержания педагогического образования с учетом инновационного развития науки и практики, или (в другой терминологии) задачное структурирование учебного материала. Нами была проделана значительная работа по конструированию учебно-познавательных и практических задач и организации из них целостных комплексов.

В данном случае мы, прежде всего, исходим из тех ведущих характеристик, которые должны быть присущи «элитному» педагогу. На основе анализа научной литературы, существующей образовательной практики, тенденций развития региона и его потребностей в педагогических кадрах нам удалось выявить следующий состав данных качеств, которые являются ведущими: способность к проблемному видению, креативность, умение экстраполировать знания и умения в новые условия, толерантность и потребность в инновациях, в авторской позиции, самоактуализации, рефлексивность, готовность к диалогу, сотрудничеству и сотворчеству, проектное мышление, высокий уровень методологической культуры и др. Применительно к развитию данных качеств «элитного» педагога мы и выстраивали типологию учебно-познавательных и практических задач, предлагаемых в ходе эксперимента испытуемым. Так, к примеру, способность к диалогическому поиску формировалась на основе задач на понимание природы разной трактовки вопроса участников диалога; задач, предполагающих коллективную рефлексию; задач, связанных с внутренним диалогом и др. А готовность к сотрудничеству формировалась с помощью задач, стимулирующих необходимость проявления коллективной педагогической деятельности в тех или иных ситуациях, разделения функций между ее участниками, дифференциации общей задачи на частные и др.

Организация научно-педагогического сотворчества преподавателей и студентов также явилась важным организационно-педагогическим условием успешной подготовки «элитных» педагогов в классическом университете. При этом вслед за исследователями под сотворчеством мы понимаем «создание рефлексивной среды: в мышлении - через решение проблемно-конфликтных ситуаций, в деятельности - через формирование установки на кооперирование ..., в общении - через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта для себя» [13, с. 77].

На протяжении всей нашей опытно-экспериментальной работы мы создавали такие ситуации, когда ученые университета систематически вовлекали будущих учителей в совместную научно-исследовательскую деятельность. Студенты становились полноценными участниками научных конкурсов, грантов, приобщаясь к большой науке, овладевая логикой научно-исследовательского поиска и достигая совместных научных результатов, что имеет архиважное значение для будущей профессиональной деятельности, осуществляемой в условиях школьного образования, которое сегодня носит исследовательский характер. Постоянно демонстрировалось влияние научной деятельности на образовательный процесс в университете за счет его оптимизации на основе включения результатов исследовательской деятельности в содержание вузовского образования. Вместе с тем мы показывали испытуемым возможности переноса такого рода умений в школьную образовательную практику. При этом у будущих учителей формируется особое отношение к своей профессиональной деятельности, когда работа педагога становится объектом его исследования, возникает постоянная потребность, мотивация на анализ [14, с. 159], что, в свою очередь, выступает стимулом ее дальнейшего развития.

В процессе нашего исследования была создана и реализована образовательная программа магистратуры по подготовке «элитных» педагогов. В ее содержании нашли отражение все выявленные нами организационно-педагогические условия. Учебный план программы включал спектр учебных дисциплин, связанных с (а) педагогической инноватикой и направленных на формирование у магистрантов готовности к инновационной деятельности; (б) становлением исследовательской культуры будущих учителей и трансформацией мотивов к научно-педагогическому исследованию в интерес и способность к воспитанию у школьников исследовательских учений и навыков; (в) развитием у выпускников магистратуры проектного мышления, позволяющего проектировать содержание школьного образования как своего рода «модель потребного будущего» (Э. Бал-лер) и тем самым формировать у учащихся прогностические способности, важность владения которыми в условиях нарастающих ситуаций неопределенности не вызывает сомнений.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Алтайского государственного университета. Ее участниками явились 104 студента и 28 пре-

подавателей. В ходе ее организации и проведения нам удалось реализовать все разработанные организационно-педагогические условия и получить следующие результаты.

85,9% будущих педагогов понимают важность овладения фундаментальными научными знаниями и овладели ими на достаточно высоком уровне, видят возможности их использования при соответствующей дидактической обработке для конструирования содержания современного школьного образования. На контрольном этапе эксперимента эта часть испытуемых, решая аналогичные учебные и практические задачи, демонстрировала способность к переходу от их частного содержания к общим закономерностям.

В итоге организации опережающего обучения в вузе у 79,8% испытуемых оказалась развитой на высоком уровне способность реконструировать содержание школьного образования на основе ведущих тенденций развития научного знания в той или иной предметной области, тем самым создавать основу для развития у школьников вопрошающей активности, проектного мышления как важного качества специалиста в любой региональной отрасли. Этому способствовала и умелая организация выпускниками университета проектной работы с учащимися, в ходе которой формировалась способность к проблемному видению, умение не только поставить проблему, увидеть способы ее решения, но и воплотить его в реальной практике, если это оказывалось возможным.

Большинство участников эксперимента (67,9%) продемонстрировали также успешное владение умением реализовать задачный подход в содержании школьного образования. Проектируя различные типы учебно-познавательных задач и предлагая их учащимся, будущие педагоги формировали у них всевозможные характеристики современного стиля научного мышления: системность, гибкость, открытость, гуманитарность, различные проявления надситуативной активности и др. Все это стимулировало развитие творческой деятельности у всех участников образовательного процесса. В условиях научно-педагогического сотворчества преподавателей у будущих педагогов в значительной мере возрастал интерес к науке, исследованию ее проблем. Этот факт был зафиксирован нами у 79,6% испытуемых. К тому же эти студенты испытывали при соответствующей педагогической инструментовке серьезную потребность в формировании мотивов высокого познавательного уровня у школьников. Отдельные будущие учителя (25,8%) видели в таком научном сотворчестве эталон организации совместной научно-исследовательской деятельности с учащимися. В результате такого сотворчества происходило взаимообогащение всех его участников. У студентов формировалось умение работать в научном коллективе, вести научную дискуссию, выступать в роли оппонентов и др. Будущие педагоги убеждались в преимуществах достижения научных и педагогических результатов совместными усилиями.

Итоги проведенного исследования убеждают в том, что его цель и задачи достигнуты, а поставленная проблема решена.

В результате проведенного исследования удалось выявить, теоретически обосновать и реализовать комплекс организационно-педагогических условий, детерминированных спецификой классического университетского образования, которые позволили в значительной мере оптимизировать процесс профессиональной подготовки «элитных» педагогов, способных придать новое качество современному школьному образованию, обеспечить его подлинно исследовательский характер, успешно подготовить будущую интеллектуальную элиту региона.

Не вызывает сомнений тот факт, что благодаря созданным организационно-педагогическим условиям у студентов классического университета формируются такие системные личностные качества, такой комплекс способностей, которые позволят вывести современную школу на новый уровень развития, осуществить подготовку выпускников, обладающих высокой исследовательской культурой, прогностическими способностями, креативностью, инновационным мышлением и др. качествами, которые помогут им в становлении специалистов нового времени, отвечающих потребностям региона, и обеспечат его устойчивое развитие.

Авторский вклад и новые научные результаты исследования состоят в научном осмыслении понятия «элитные педагоги» и их особой миссии как учителей, способных внести определенный вклад в устойчивое развитие региона, а также в обоснование эффективной подготовки таких педагогических кадров, детерминированной спецификой классического университета, и ее успешного осуществления при определенных условиях.

Результаты исследования могут быть использованы в практике подготовки педагогических кадров в классических университетах, а также в системе дополнительного профессионального образования учителей инновационных школ, работающих с одаренными и талантливыми учащимися, осуществляющими развитие научно-исследовательской деятельности школьников, и др.

Перспективу дальнейшего исследования проблемы мы связываем с разработкой модели подготовки «элитных» педагогических кадров в преемственных связях «школа - вуз - школа», выявлением и реализацией ценностного потенциала внеучебной работы студентов бакалавриата классического университета в формировании у них мотивации на учительскую профессию.

Библиографический список

1. Прозументова ПН., Палажинский Э.В., Веснина Л.В. Сектор элитного образования как ресурс инновационного развития региона. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016.

2. Бережная Н.Ф. Профессиональная подготовка будущих педагогов в классическом университете. Вестник Воронежского государственного университета. 2014; Т. 10: 97 - 100.

3. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009.

4. Загвязинский В.И., Плотников Л.Д., Волосникова Л.М. Педагогическое образование в России и стратегии его возможного развития. Образование и наука. 2013; № 4 (103): 3 - 18.

5. Калимуллин А.М., Пафуров И.Р, Закирова ПШ. Технологии подготовки учителей в классическом университете. Казань: Казанский университет, 2019.

6. Розов Н.Х. Педагогическая компонента классического университетского образования. Вестник Московского университета. Серия 20. 2002; № 1: 23 - 31.

7. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Москва: Академия, 2000.

8. Фроловская М.Н. Становление профессионального образа мира педагога в классическом университете. Вестник Московского университета. Серия 20. 2009; № 1: 82 - 92.

9. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. Москва: Академия, 2001.

10. Фридман Л.М., Пидкасистый П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. Москва: Педагогическое общество, 2001.

11. Шошиашвили И.С. Организация системы опережающего образования в техническом университете. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2006.

12. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. Москва: Канон+РООИ «Ребиалитация», 2010.

13. Клюева Н.В. (Ed.). Педагогическая психология. Москва: Владос-ПРЕСС, 2003.

14. Переход к открытому образовательному пространству. Феноменология образовательных инноваций. Томск: Томский университет, 2005; Ч. 2. References

1. Prozumentova G.N., Galazhinskij 'E.V., Vesnina L.V. Sektor 'elitnogo obrazovaniya kak resurs innovacionnogo razvitiya regiona. Tomsk: Izdatel'skij Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016.

2. Berezhnaya N.F. Professional'naya podgotovka buduschih pedagogov v klassicheskom universitete. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; T. 10: 97 - 100.

3. Zhuk O.L. Pedagogicheskaya podgotovka studentov: kompetentnostnyjpodhod. Minsk: RIVSh, 2009.

4. Zagvyazinskij V.l., Plotnikov L.D., Volosnikova L.M. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii i strategii ego vozmozhnogo razvitiya. Obrazovanieinauka. 2013; № 4 (103): 3 - 18.

5. Kalimullin A.M., Gafurov I.R., Zakirova G.Sh. Tehnologiipodgotovki uchitelej v klassicheskom universitete. Kazan': Kazanskij universitet, 2019.

6. Rozov N.H. Pedagogicheskaya komponenta klassicheskogo universitetskogo obrazovaniya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. 2002; № 1: 23 - 31.

7. Sen'ko Yu.V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2000.

8. Frolovskaya M.N. Stanovlenie professional'nogo obraza mira pedagoga v klassicheskom universitete. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. 2009; № 1: 82 - 92.

9. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didaktika vysshej shkoly. Moskva: Akademiya, 2001.

10. Fridman L.M., Pidkasistyj P.l. Psihologo-pedagogicheskij spravochnikprepodavatelya vysshej shkoly. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shoshiashvili I.S. Organizaciya sistemy operezhayuschego obrazovaniya v tehnicheskom universitete. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2006.

12. Dubrovskij D.I. Obman. Filosofsko-psihologicheskijanaliz. Moskva: Kanon+ROOl «Rebialitaciya», 2010.

13. Klyueva N.V. (Ed.). Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Vlados-PRESS, 2003.

14. Perehod k otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu. Fenomenologiya obrazovatel'nyh innovacij. Tomsk: Tomskij universitet, 2005; Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 25.04.22

УДК 372.881.1

Rakhimova A.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: rahimovaalina@mail.ru Shemshurenko O.V., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: oksanashemshurenko@gmail.com Gerasimova E.S., teaching assistant, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: eka7778@yandex.ru Mukhametzyanova E.R., teaching assistant, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: elvira-bareeva87@yandex.ru

THE SPECIFICS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODS IN HIGHER EDUCATION. The modern development of information and communication technology is blurring boundaries between people. Today, a resident of almost any country can use Internet technology to communicate with a resident of another country, continent or hemisphere. In addition, the interpenetration of economic relations between states involves more and more people in international communication. In this regard, the ability to communicate in a foreign language becomes relevant. The aim of this study is to identify the features of modern methods of teaching a foreign language in higher education, aimed at the formation of a competent specialist. Within the framework of the study both classical methods and modern ones were considered and conclusions about their effectiveness are drawn. As a result of the study it is found out that today the most important in learning a foreign language is the formation of communicative function of the learner, which he/she needs to solve his/her personal and professional tasks. Key words: foreign language, foreign language teaching methods, foreign languages in higher education.

А.Э. Рахимова, канд. пед. наук, доц., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, E-mail: rahimovaalina@mail.ru

О.В. Шемшуренко, канд. филол. наук, доц., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, E-mail: oksanashemshurenko@gmail.com

Е.С. Герасимова, асс., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, E-mail: eka7778@yandex.ru

Э.Р. Мухаметзянова, асс., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, E-mail: elvira-bareeva87@yandex.ru

особенности методики преподавания иностранных языков в высшей школе

Современное развитие информационно-коммуникационных технологий ведет к стиранию границ между людьми. Сегодня житель практически любой страны может с помощью интернет-технологий общаться с гражданином другого государства, другого континента и полушария Земли. Кроме того, развитие экономических отношений между государствами вовлекает все большее количество людей в международное общение. В этой связи становится актуальным умение общаться на иностранном языке. Целью данного исследования является определение особенностей современных методик преподавания иностранного языка в высшей школе, направленных на формирования компетентного специалиста. В рамках исследования были рассмотрены как классические методики, так и современные, сделаны выводы об их эффективности. В результате исследования было выяснено, что сегодня наиболее важным в изучении иностранного языка становится формирование коммуникационной функции обучающегося, необходимой ему для решения своих личных и профессиональных задач.

Ключевые слова: иностранные языки, методика обучения иностранному языку, иностранные языки в высшей школе.

Современное развитие мира характеризуется наличием трендов глобализации, идет повсеместная интеграция экономик и общества. Мир в процессе обмена продукцией, информацией, знаниями, культурой становится более взаимосвязанным. В этой связи возрастают требования к специалистам из различ-

ных областей деятельности в сфере профессиональной подготовки, в том числе в части эффективной коммуникации. Выпускники высших учебных заведений должны на должном уровне вести диалог, общаться, решать различные вопросы на иностранном языке. Для решения данного вопроса методисты и педагоги все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.