Научная статья на тему 'Подготовка детских неврологов в системе непрерывного медицинского образования.'

Подготовка детских неврологов в системе непрерывного медицинского образования. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
212
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное медицинское образование / детский невролог / современные тенденции постдипломного образования / pediatric neurologist / continual medical education / current trends in postgraduate education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лепесова М.М.

Статья посвящена перспективе и подготовке детских неврологов в АГИУВ. Роль кафедры детской неврологии в подготовке кадров лидера и координатора непрерывного профессионального образования и развития в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing medical education in professional training of pediatric neurologist.

The article is devoted to the status and prospects of training, pediatric neurologists in ASIAME as an educational center. The role of the Department of Pediatric Neurology training the leader and coordinator of the progress of pediatric neurologists in the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Подготовка детских неврологов в системе непрерывного медицинского образования.»

РАЗДЕЛ 1. НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 616.8-053.2+61-025.32-37+311.72-378.046.4

ПОДГОТОВКА ДЕТСКИХ НЕВРОЛОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л/. М. Лепесова

Адматинский государственный институт усовершенствования врачей

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена перспективе и подготовке детских неврологов в АГИУВ. Роль кафедры детской неврологии в подготовке кадров - лидера и координатора непрерывного профессионального образования и развития в современных условиях.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, детский невролог, современные тенденции постдипломного образования.

Подготовка детских врачей - процесс непрерывный. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для подготовки детских врачей были определены приоритеты первичной медико-санитарной помощи и ее составляющей - амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам. Это напрямую совпадает с Государственной программой «СаламаттыКазакстан» - ведущей стратегии здоровья населения в XXI веке.

Поскольку основным звеном государственной системы первичной эпидемиологической, социально-гигиенической и лечебно-профилактической помощи детскому населению являются детские поликлиники (городские, консультативно-диагностические), то главной фигурой - врачи, имеющие междисциплинарную поликлиническую подготовку. К ним относятся участковые педиатры, врачи школьно-дошкольных и подростковых отделений, врачи домов ребенка, реабилитационных, санаторно-курортных и медико-социальных центров, отделений и станций неотложной и скорой помощи, подготовке которых по вопросам детской неврологии должно уделяться особое внимание.

С учетом того что, роль специалистов первичного звена здравоохранения - осуще-ствлятьпроспективный мониторинг здоровья детского населения; профилактика инфекционных и соматических заболеваний; лечение заболевших детей на дому, в поликлинике, в организованных детских коллективах; обеспечение ургентной догоспитальной диагностики, первой врачебной помощи; диспансеризацию здоровых, детей групп риска и больных детей; медицинскую и социальнуюреабилитацию; санитарно-просветительную и санитарно-гигиеническую работу с родителями, в детских дошкольных учреждениях, школах, домах ребенка, специализированных детских учреждениях; решение медико-социальных проблем детей и семей, также важен дифференцированный подход к раннему выявлению неврологической патологии, такой подход не только требует оценку состояния здоровья, физического и нервно-психического развития ребенка в каждом возрастном периоде, особых знаний, включающих генетические, анатомо-физиологические, гигиенические, клинические, психологические, социальные и другие аспекты, предполагающие активное участие детского невролога.

В этой связи, особенным разделом работы врача педиатра является организация и координация междисциплинарного взаимодействия с узкими специалистами педиатрического профиля: детскими неврологами, детскими хирургами, акушерами-гинекологами, урологами-андрологами, гигиенистами и специалистами Госсанэпиднадзора. Врач-

17

педиатр общей практики - это специалист, обеспечивающий информационное взаимодействие с семьей в области развития и здоровья ребенка, в особенности нервно-психическое здоровье, во взаимодействии с детскими неврологами.

В современных условиях это диктует переход детских амбулаторно-поликлинических учреждений на систему непрерывного медицинского наблюдения на педиатрическом участке за ребенком с момента планирования/зачатия ребенка до достижения подростком возраста 18 лет (17 лет 11 мес. 29 дней) перед врачом-педиатром общей практики встают новые задачи по междисциплинарному (андролог/уролог, акушер/гинеколог, психиатр/нарколог, цеховой подростковый врач, детский невролог и т.д.) имежведомственному (педагоги и психологидомов ребенка, дошкольных учреждений, школ, лицеев, вузов, специалисты военкоматов, органов социальной защиты, воспитаель-ных колоний и т. д.) взаимодействию в областях здоровья подростков.

Данное направление поставит новые задачи содержанию деятельности первичного звена педиатрической службы по охране и укреплению здоровья детей и подростков на современном этапе, требующих серьезные структурные и функционально-организационные изменения детской поликлиники, изменений в области финансирования (к бюджетному добавились обязательное и добровольное страхование) работы врача, введения временных отраслевых стандартов по профилактической работе с детьми и серьезных изменений в подготовке новых кадров, способных обеспечить адекватную работу в области профилактической педиатрии. Работы участкового врача и детского невролога усложняется в связи с тем, что в последние десятилетия сочетанная перинатальная патология, включающая поражения ЦНС (центральной нервной системы), внутриутробную инфекцию, аномалии развития, является основной причиной не только детской инвалидности, но и пограничных расстройств.

В связи с внедрением современных технологий экстракорпорального оплодотворения, прогнозирования патологической беременности, первичной реанимации и интенсивной терапии больных новорожденных, в том числе недоношенных с экстремально низкой массой тела, увеличилась «выживаемость» тяжело пострадавших внутриутробно детей и соответственно приобрели особую медико-социальную значимость проблемы их отдаленного развития и социализации. Возможности решения этих проблем связаны не только с предотвращением или смягчением перинатальных поражений ЦНС (первичная профилактика), но и с адекватной медико-педагогической коррекцией функциональных дефектов, в том числе первично-психической коррекцией функциональных дефектов, в том числе первично-психической деятельности у пострадавших детей (вторичная профилактика). Последнее приобретает особую важность в связи с расшифровкой тонких патологических механизмов поражения нервных клеток при перинатальной гипоксии и ишемии (представление об апоптозе, т.е. о постепенной, отсроченной во времени, гибели нейрона, а также о значительных пластических возможностях детского организма). Таким образом, врач имеет в своем распоряжении так называемое «терапевтическое окно» для проведения реабилитации.

Частота рождения маловесных детей в последние годы не имеет тенденции к снижению. У детей, родившихся преждевременно или с низкой массой тела, наиболее высокий риск отдаленной инвалидизации. У значительной части этих детей отмечаются различные неврологические, сенсорные, а также соматотропные отдаленные нарушения, что затрудняет социализацию детей и ухудшает качество их жизни.

Детские неврологи, в отличие от специалистов других областей медицины, изучающих биологические процессы, патологию различных органов и систем, изучают закономерности роста и развития ребенка, получая знания, которые необходимы для предотвращения отклонений в состоянии здоровья и профилактики неврологических заболеваний. Детские неврологи изучают патологию нервной системы в связи с функцией ребенка в эволюционном развитии с учетом условий влияния окружающей среды на ребенка и се-

мью, благодаря чему они могут опознать ранние признаки аномальных изменений и предупредить их осложнения.

В рамках широких границ, характеризующих нормальное развитие популяции, направление развития каждого отдельного человека в течение жизни уникально, что связано с рядом комплексных изменений, начиная с молекулярного уровня регуляции и заканчивая особенностями поведения ребенка. В этой связи обязанностью детского невропатолога является, прежде всего, обеспечение всем детям благоприятных условий для достижения ими индивидуального потенциала роста и развития вплоть до превращения ребенка в зрелого взрослого человека, с учетом современных генетических знаний.

В роли четких и внимательных хранителей физического, полового, психомоторного, умственного и эмоционального развития ребенка детские неврологи находятся в авангарде служб образования, культуры и социальной заботы о детях и семьях.

Поскольку необходимым средством для достижения целей контроля роста и развития каждого ребенка является лонгитудинальное наблюдение, детскими неврологами разработана стройная система дорожной неврологической карты (утвержденной МЗ РК 2014г.) в виде профилактических и лечебных мероприятий, призванных обеспечить систематическое наблюдение за детьми с использованием профилактических технологий, способствующих эйтрофическому и гармоничному развитию ребенка, предупреждающих расстройства здоровья и развитие заболеваний, а также реабилитации. Эта система объединена термином диспансеризация или реабилитация, характеризуется в виде ведения хронических больных, и прежде всего как систему мониторинга здоровых детей и детей групп риска или внимания.

В отличие от врачей других специальностей врач детский невролог должен и опосредует свои рекомендации через семью (мать, отца, других лиц, ответственных за ребенка), причем все рекомендации по профилактике расстройств роста и развития, предупреждению и лечению острых и хронических заболеваний не спланированы для детей с неврологическими проблемами. Оценка возможностей семьи в контроле здоровья ребенка в каждом конкретном случае требует от врача детского невролога умелой, приспособительной корректировки рекомендаций и изменений планов профилактической работы. В связи с потребностями современности, эта позиция, позиция врача-советника, врача - обучающего, с одной стороны требует от детского невропатолога высокой общей культуры, широких знаний в смежных областях, таких как психология развития, психология семьи, воспитание и образование детей и т.д., с другой - умения, навыков и таланта педагога и организатора, способного к убеждению, завоеванию авторитета у семьи в области здоровья ребенка и семьи в целом.

Все это нацеливает преподавателей кафедры детской неврологии с курсом медицинской генетики на подготовку новых программ.

В этой связи новые требования возлагаются на сферу переподготовки врачей. Особая роль в этом отводится АГИУВ - авангарду кадров подготовки постдипломного образования.

На кафедре детской неврологии с курсом медицинской генетики АГИУВ разработаны как модульные циклы (24 недели) так и краткосрочные программы по подготовке первичного звена (педиатры, ВОП, медсестры), а также и детских неврологов, позволяющие ознакомить специалистов с современными тенденциями в выявлении неврологических генетических, в том числе орфанных болезней нервной системы.

Кафедра подготовила и выпустила ряд литературы, с подробным описанием различных актуальных разделов, включая врожденные пороки ЦНС, эпилепсию, орфанные заболевания, нервно-мышечные болезни детского возраста.

Все эти современные веяния повышают требования к подготовке детских неврологов, где роль кафедры детской неврологии с курсом медицинской генетики АГИУВ заключается в улучшении дополнительного профессионального образования, включающего первичную переподготовку, повышение квалификации, проведение мастер-классов, семи-

наров, тренингов с вовлечением зарубежных специалистов. Правительство, МЗРК, администрация АГИУВ уделяет особое внимание подготовке кадров в резидентуре и магистратуре. Первые выпуски этой отрасли уже дают свои плоды - лечебно-профилактической организации, пополняется новыми кадрами, способных поднять на новый уровень систему детского здравоохранения в области детской неврологии.

Таким образом, с учетом сказанного АГИУВ - не только образовательный центр современного уровня, но и лидер и координатор непрерывного профессионального развития детских неврологов в РК.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РК от 09.11.2010 года №1113 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «СаламаттыКазакстан» на 2011-2015 годы.

2. Когамдык денсаулык жэне перинатальды медицинадагы Ka3ipri замангы техно-логиялар. Т.К. Чувакова - «Младенческая смертность в Казахстане, возможности ее снижения», Денсаулык; сактауды дамыту журналы, 2011. 5 с.

ТУЙ1Н

Макала балалар неврологтарын даярлау куй-жагдайына жэне АМБДЖИда осындай мамандар даяр-лау сурагыньщ болашак куйлерне арналган.

Туйшд1 сездер: узд1каз медицинальщ 6miM беру, балалар неврологы, дипломнан кейшп 6miM беру-д¡И заманауи багыттары

SUMMARY

The article is devoted to the status and prospects of training, pediatric neurologists in ASIAME as an educational center. The role of the Department of Pediatric Neurology training - the leader and coordinator of the progress of pediatric neurologists in the Republic of Kazakhstan.

Keywords: pediatric neurologist, continual medical education, current trends in postgraduate education.

УДК 614.2-022.316-004.315.4

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗКГМУ им. МАРАТА ОСПАНОВА

С. А. Сейтмагамбетов, Б. К. Жолдин, Р. Е. Нургалиееа

Факультет послевузовского и дополнительногообразования ЗКГМУ

им. Марата Оспанова,

г. Актобе АННОТАЦИЯ

В статье обсуждаются вопросы обучения специалистов здравоохранения Западного Казахстана.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, специалисты здравоохранения.

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011 - 2015 годы предусматривает профессиональный и личностный рост медицинских работников путем непрерывного профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.