Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей как субъектов педагогической деятельности'

Подготовка будущих учителей как субъектов педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / SYSTEM / СУБЪЕКТ / SUBJECT / AIM / INTERACTION / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / СУБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERSUBJECT RELATIONS / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянкина Е. К.

Автор статьи предлагает системный подход к подготовке будущего учителя как субъекта педагогической деятельности и рассматривает условия, которые обуславливают положительный результат. Материалом для предложенного анализа по-служила экспериментальная исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS AS SUBJECTS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article describes the conditions permitting effective training of the future teachers as the subjects of pedagogical activity using systematic approach. The analysis is based on the experimental and research work carried out by the author.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей как субъектов педагогической деятельности»

Новые социальные условия требуют и нового качества педагогической готовности студентов в системе профессионального музыкального образования. В условиях наметившихся изменений в экономической и социальной обстановке в стране возникает потребность в качественной подготовке кадров для осуществления прогнозируемого развития индивидуального стиля исполнительской деятельности, которая невозможна без компетентной психолого-педагогической деятельности преподавателя музыки.

Литература

1. Абдуллин Э.Б. Методический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990.

2. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: 1984.

3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвеще-

нии и образовании. - М.-Л., 1965.

4. Батчаева Н.А. Формирование общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности - Автореферат. дисс. .. .кан. пед. наук. - М., 2006.

5. ГотсдинерА.Л. Музыкальная психология. - М., 1993.

6. Кабалевский Д.Б. Эстетическая культура в школе // Советская педагогика, 1970. - № 1.

7. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.

8. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003.

УДК 378.1:51 ББК 74.00

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.К. Дворянкина, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры математики Дальневосточного государственного гуманитарного университета, (4212) 420748, [email protected]

Автор статьи предлагает системный подход к подготовке будущего учителя как субъекта педагогической деятельности и рассматривает условия, которые обуславливают положительный результат. Материалом для предложенного анализа послужила экспериментальная исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи. Ключевые слова: система, субъект, целеполагание, моделирование, субъектно-субъектные отношения.

TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS AS SUBJECTS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

Dvorjankina E.K.

The article describes the conditions permitting effective training of the future teachers as the subjects of pedagogical activity using systematic approach. The analysis is based on the experimental and research work carried out by the author. Keywords: system, subject, aim, interaction, modeling, intersubject relations.

Анализ материалов по психологии и педагогике позво- ших черт и традиций человеческих отношений и др.

л

ф

ляет утверждать, что формирование и развитие профессионализма будущего учителя станет возможным, если подходить к личности как к целостности (системно), обеспечивая ее субъектное саморазвитие в системе обучения и воспитания. Т.е. на смену представлениям о человеке как объекте социального прогресса пришел взгляд на него как на субъект общественных преобразований. По мнению В.И. Слободчикова, основным определением человека как субъекта является его способность [1]. С. Л. Рубинштейн утверждает: «Способности квалифицируют человека как субъекта деятельности» [2]. Таким образом, задача системы образования состоит в переводе человека из объекта в позицию субъекта (управленца) деятельности, т. е. в результате обучения и воспитания человек должен выйти на уровень саморазвития. Человек как личность, подчеркивает Л.И. Анциферова, умеет «самостоятельно определять путь своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого» [3]. В зависимости от области и уровня проявления самостоятельности субъекта судят о степени соответствующей зрелости человека: интеллектуальной (научной, познавательной), духовной (нравственной), профессиональной.

Таким образом, степень проявления самостоятельности будущего специалиста зависит от уровня сформированности его субъектных качеств [4]. В то же время традиционная образовательная система как школы, так и вуза пока недостаточно эффективно решает задачу развития обучающихся как субъектов интеллектуального, духовного и профессионального развития и саморазвития в системе обучения.

Чтобы обеспечить подготовку будущих учителей как субъектов педагогической деятельности, необходимо рассмотреть проблемы и тенденции развития указанной области педагогического образования. К таким проблемам относятся: 1) уточнение целей педагогического образования; 2) организация целостного процесса обучения учителя, что означает педагогизацию всех учебных дисциплин, изучаемых в вузе; 3) становление субъект-субъектных отношений в образовательной системе вуза; 4) воспитание студентов носителями луч-

Названные проблемы вузовского педагогического образования нашли свое отражение в исследовании, результаты которого составили основу данной статьи. При выборе стратегических целей в работе с будущими учителями мы обратились к целям системы образования: развитие интеллектуального, духовного и профессионального потенциала молодого поколения. Названные цели являются стратегическими, т. е. идеальными и в силу своей абстрактности и обобщенности не технологизируются. Поэтому мы избрали следующий вариант их декомпозиции: 1) цели интеллектуального развития декомпозируются до оперативного уровня (уровни усвоения), которые определены как «сохраняемые модели содержания образования». Эти цели получили название «содержательно-образовательных»; 2) за личностный аспект стратегической цели духовного потенциала приняты нравственные категории (гуманизм, свобода и др.), для каждой их которых строится «дерево цели». Кроме того, оперативный уровень рассматриваемой цели предполагает декомпозицию каждой составляющей ее «дерева цели» на ее информационный, мотиваци-онный и операционный аспект. Нами эта цель названа «мировоззренческой»; 3) цели развития профессионального потенциала будущих учителей названы профессионально-педагогическими. Эти цели специфицировались на стратегическом уровне как педагогические способности. Оперативный для них уровень совпадает с декомпозированными первыми двумя целями.

Итак, при моделировании занятий в вузе на каждом из них преподаватель определяет все три цели. Принятое нами целевое обозначение занятий в вузе логично и практически удобно, т. к. позволяет не только теоретически грамотно моделировать вузовскую систему обучения, но и готовить будущих учителей к практике моделирования системы обучения в учреждениях образования, экстраполируя приобретенный вузовский опыт учения в опыт преподавания на базе школьной системы образования. Конструируя занятия со студентами педагогического вуза на основе, образно говоря, материализованной на практике теории гуманитарных систем обучения и воспитания, преподаватели обеспечивают педагогизацию

преподавания всех учебных дисциплин, изучаемых всем составом студентов.

Осмысление целей системы обучения и освоение способов их достижения на занятиях ставит студентов в позицию субъектов обучения как носителей целей, достигающих их реализации посредством использования адекватных технологий. Достижение целей обучения и воспитания осуществляется субъектами учения во взаимодействии с системой преподавания, субъектом которой является преподаватель, что знаменует факт сотрудничества при достижении единых целей в системе обучения. Как видим, рассмотренный нами подход к подготовке будущих учителей обеспечивает субъект-субъектные отношения студентов и преподавателей на занятиях в вузе.

За методологическую основу нашего исследования принят системный подход, в логике которого системообразующими характеристиками являются состав, структура и функционирование. Определяя состав системы обучения, мы ориентируем студентов на фиксирование в нем (составе) систем преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, предметной области учебной дисциплины. Взаимодействие этих систем происходит посредством реализации целей, которые представляют структуру системы обучения. Эффективность функционирования системы зависит от соответствия технологий рабочим целям, с которыми они (технологии) находятся в аксиоматической взаимосвязи, и от объективности педагогической рефлексии, поэтапно констатирующей степень достижения прогнозируемого результата, как по целям и технологиям, так и по синхронности взаимодействующих систем.

Моделирование системы обучения на занятиях со студентами при изучении основ наук в вузе предполагает конструирование гуманитарной системы, функционирование которой осуществляется в репродуктивном и творческом режиме и зависит от цели. Наличие в обучении состава системы преподавания и учения позволяет однозначно отметить, что эти целостности находятся в переменных субъект-объектных отношениях, которые, в свою очередь, означают, что при взаимодействии этих систем появилась третья - система управления, ибо наличие субъекта и объекта есть признак управления. Для ориентировки и упорядочения своих знаний об управлении перечислим его циклы и сопоставим их с нашей позицией в отношении моделирования систем и управления их взаимодействием: 1) определение стратегических целей; 2) декомпозиция целей, конструирование «дерева цели»; 3) моделирование системы по составу, структуре и функционированию; создание идеальной модели; 4) организация деятельности по реализации целей посредством адекватных технологий; моделирование реально-оптимальной системы в данном времени и пространстве; 5) анализ результата по степени достижения цели посредством педагогической рефлексии. Как видим, рассмотренные нами подходы к моделированию системы обучения на занятиях в вузе органично согласуются с этапами цикла управления, упорядочивая поступательное развитие и взаимодействие систем, обеспечивая его синхронность. В наших исследованиях обучение рассматривается как «гуманитарная система» [5], которая может поступательно развиваться при условии созидательной роли субъектов преподавания и учения. Отличительной особенностью такого со-

стояния системы является ее практическая воспроизводимость и технологическая разработанность процессуальной составляющей педагогической подготовки будущего учителя.

Таким образом, в данном времени и пространстве происходит моделирование ранее не существующих гуманитарных систем, которые могут быть отнесены к самоорганизующимся. Там, где в системе находится человек, развитие ее как самоорганизующейся целостности обеспечивается осознанной деятельностью людей по реализации научно обоснованных целей гуманитарной системы, в которой живут или теряют позицию субъектов ее участники [6]. Условием перехода в субъектную позицию преподавания для студентов является овладение всеми этапами цикла управления: осознание стратегической цели деятельности; конструирование «дерева цели» по составляющим структурной системообразующей характеристики; отбор технологий, адекватных целям, и моделирование систем; организация непосредственной деятельности на учебных занятиях и овладение педагогической культурой по результатам деятельности (рефлексией).

На завершающем этапе зафиксирована конвергентность предметной области и профессиональной деятельности студентов. Моделируя свою деятельность по усвоению основ наук и систему учения, управляя взаимодействием этих систем, студент приобретает опыт профессиональной деятельности, т. е. становится субъектом преподавания посредством интеграции целей и технологий двух областей знаний и преодоления их дискретности в своем сознании. Происходит становление убеждения в том, что система обучения предполагает развитие такой позиции обучающихся, когда они становятся субъектами своего интеллектуального, нравственно-духовного и профессионального саморазвития.

Экспериментальное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что эффективность подготовки будущих учителей в учебно-воспитательной системе вуза обеспечивается посредством развития субъектной позиции студентов в учении, которая прогнозируется и реализуется субъектом преподавания, моделирующего как гуманитарную систему обучения на занятии, так и управление взаимодействием ее составляющих - учения, преподавания и предметной области учебной дисциплины. Для этого каждый преподаватель вуза ставит на занятии цели для развития студентов, обеспечивая деятельность по становлению субъектной позиции обучающихся в предстоящей профессиональной деятельности посредством экстраполяции опыта учения на опыт преподавания.

Литература

1. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.П. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 2000.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х томах / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1.

3. Анцифирова Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности. - М.: Наука, 1982.

4. Слободчиков В.И. Указ соч.

5. Гусинский Э.Н. Образование личности. - М.: Интер-пракс, 1994.

6. Волов В.Т. Синергетика как базовая методология гуманитариев XXI века / В.Т. Волов, Д.Ф. Катаев. - Самара: Изд-во Самар. науч. центра Рос. акад. наук, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.