Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к защите прав учащихся как составляющая их педагогической компетентности'

Подготовка будущих учителей к защите прав учащихся как составляющая их педагогической компетентности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА РЕБЕНКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ОБРАЗОВАНИЕ НА УКРАИНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашкарев Георгий Викторович

В статье рассматривается деятельность педагогических работников относительно социально-педагогической защиты детей. Автор говорит о специальном обучении выбору и применению разных форм и методов социально-педагогической помощи ученикам и о социальном сопровождении неблагополучных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к защите прав учащихся как составляющая их педагогической компетентности»

вующую педагогическую культуру. Открытость системы обусловливается действием, например, принципов дополнительности и субъектности. Принцип дополнительности характеризуется тем, что могут изменяться цели, содержание и способы организации самой системы. Реализацию принципа субъектности мы видим в способности личности каждого студента к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию и самореализации своей профессиональной деятельности. Каждый студент развивается и овладевает педагогической культурой в соответствии с природными и индивидуальными особенностями. Развитие личности студентов происходит гармонично, но не обязательно равномерно, стремиться к уравнению в развитии всех студентов даже опасно.

Идея субъектности как принципа синергетического мировоззрения представлена в отечественных и зарубежных психологических концепциях, сформировавшихся в XX столетии в рамках персонологического направления: индивидуальной психологии (А. Адлер), аналитической психологии (К. Юнг), эго-психологии (Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хони), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), общепсихологической теории личности (Д.Н. Узнадзе), концепции психологической активности субъекта (В.Г. Ананьев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), психологии отношений (В.Н. Мясищев) и др. Проблемы развития личности субъекта занимают сегодня одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях наук о человеке. Попытки их решения становятся приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностно-профессионального развития.

Современная модель формирования личности специалиста как субъекта может быть построена на основе принципов синергетического мировоззрения, поскольку они создают методологию изучения личности в любых сферах жизнедеятельности. Такой подход позволяет не только переориентировать образовательную стратегию на обретение учащимся суммы ценностей, но и дает возможность увидеть и реально учесть как неоднолинейность, незапрограммированность развития личности, так и неоднозначность самих педагогических воздействий.

Подробное изучение синергетической парадигмы позволяет сделать вывод о ее внутренней, сущностной связи с полисубъектной идеологией образовательного процесса. Синергетика позволяет методологически усилить модель формирования личности студента как субъекта учебно-воспитательного процесса и собственной жизнедеятельности, более оптимально подготовить его к решению задач личностно ориентированного обучения учащихся в школе. Синергетический подход является одним из важнейших факторов педагогического обеспечения личностно ориентированного обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Творч. центр «Учитель», 1999.

2. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 1.

3. Кульневич С.В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой деятельности: дис ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 1997.

4. Назарова Т.С., Шаповаленко B.C. Синергетический синдром» в педагогике // Педагогика.. 2001. № 9.

Г.В. Кашкарев

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАЩИХСЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Демократическое общество, как и демократическое государство, неразрывно связаны с понятием «права человека». В повседневной жизни нам часто приходится слышать слова: «я имею право», «это мое право», «права человека». Право человека английский философ Томас Гоббс определял как свободу что-то делать или не делать.

Путь человечества к современному пониманию прав человека был продолжительным. Сначала права человека существовали в виде моральных норм. Они важны для человека, но не принадлежат к правовым нормам и законам.

Законы, которые появились одновременно с возникновением государства, сделали права человека понятием юридическим. Права человека (на жизнь, безопасность, собственность, работу и т.п.) определялись законами, но государство преимущественно ограничивало их, а часто они и не реализовывались совсем.

В первых, известных истории государствах права человека были очень ограниченные, узкие. Законами закреплялось неравенство людей по сословным, имущественным, религиозным, национальным и другим признакам, которое делало невозможным реализацию прав человека.

Ряд событий, которые приблизили пору прав человека, началась с принятия в 1215 году английской Большой хартии вольностей. После ее принятия в европейских государствах был одобрен ряд документов, которые расширяли права высших слоев населения (Золотая булла императора Карла IV 1356 года, Билль о правах в Англии 1689 года и т.п.). Настоящий отсчет истории прав человека в современном их понимании начинается с Большой Французской революции конца XVIII столетия.

В Соединенных Штатах борьба за права человека продолжалась более успешно, чем в других странах мира. Творцы американской Конституции (1789 г.) объявили народ суверенным. Во время утверждения Конституции наибольшую обеспокоенность у представителей штатов вызвало отсутствие в ней положений, которые бы защищали и штаты, и их граждан от возможного произвола центрального правительства. Учитывая это, в 1791 году штаты утвердили первые десять поправок к Конституции Соединенных Штатов, известные теперь как Билль о правах.

В середине XX столетия страны Западной Европы и Северной Америки создали условия для того, чтобы не только декларировать права и свободы человека, а и гарантировать их осуществление. Так, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации объединенных наций утвердила Всеобщую декларацию прав человека. Большое значение этого документа заключается в том, что впервые в истории человечества были определены основные права и свободы человека, которые сегодня в целом мире считаются стандартами, образцами для соответствующих национальных юридических документов (разделов конституций о правах граждан и разных законов).

Сборник международных документов о правах человека, изданный ООН в 1989 году, содержал около семидесяти международных договоров о защите прав и свобод человека, их перечень постоянно пополняется и сейчас их свыше ста. Среди них: Декларация прав ребенка (20 ноября 1959 г.), Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г., которая приобрела силу для Украины с 27 сентября 1991 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30 сентября 1990 г.), Факультативный Протокол к Конвенции о правах ребенка относительно торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (7 сентября 2000 г.).

Права не является все однотипными. В международно-правовых документах закреплены такие группы прав человека: Гражданские (личные) права - это возможности человека, необходимые для его физического существования, для обеспечения его биологических и материальных нужд, это возможности сохранения, проявления, развития и защиты нравственно-психологической индивидуальности человека, его мировоззрения и духовности. Политические права - это возможности человека принимать участие в осуществлении власти, в управлении государственными делами и в общественно-политической жизни. Социально-экономические права дают человеку возможности реализовать свои способности и создавать средства для существования, принимая участие в производстве материальных и других благ. Они являются основой экономической самостоятельности человека, а также определяют общие условия его социальной жизни. Права на чистую окружающую среду, культурные права и права развития - это возможности сохранения и развития национальной самобытности, своего языка, культуры, доступ к духовным достояниям человечества, их усвоение, использование и участие в их дальнейшем развитии, а также право жить в такой окружающей среде, которая является чистой, защищенной от загрязнения и уничтожения.

Права человека приобретают юридическое значение и защиту вследствие признания их государством и закрепления системой законов, прежде всего в конституционных нормах. Без юридического утверждения государством реализация прав и свобод человека оказалась бы проблематической, а в некоторых случаях - невозможной. Права и свободы человека определяют его пра-

вовой статус (положение) в отношениях с государством в лице государственных органов, служебных и должностных лиц.

В статье 3 Конституции Украины сделано ударение: «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высочайшей социальной ценностью». Это означает, что человек является ценностью не только сам для себя, а и для всего общества. Все другие ценности должны быть подчинены ценности человека. Не существует ни одной ценности в обществе, ради которой можно было бы пожертвовать человеком. В этой статье также указано: «права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. ...Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства». Это означает, что государство должно создавать условия, при которых становится возможной реализация прав граждан, и обеспечить гарантии этих прав. Именно поэтому во многих статьях Конституции Украины зафиксировано, что государство «гарантирует», «обеспечивает» права и свободы человека, создает условия для реализации прав людей, заботится об их осуществлении.

В статье 22 подчеркивается, что перечень гарантированных в Конституции Украины прав и свобод не является исчерпывающим, т.е. есть такие права и свободы, которые гарантированы в законах и принятых Верховной Радой международно-правовых актах, но в Конституции они не отражены. Т.е. права и свободы человека и гражданина не исчерпываются правами, гарантированными в Конституции Украины. И это понятно, ведь человеческие нужды возрастают и разнообразятся, что увеличивает и расширяет права и свободы человека. Государство возлагает на себя ответственность обеспечивать реализацию прав и свобод человека и гражданина, предохранять и защищать их [2].

Каждый человек должен использовать свои права таким образом, чтобы это не нарушало прав других людей. Можно сказать, что право одного человека заканчивается там, где начинается право другого. Но в жизни мы иногда оказываемся в ситуации, когда осуществление прав одним человеком затрагивает права других. В таких случаях нередко возникает конфликт. Но, как правило, его можно решить, проявляя толерантность и желание достичь компромисса. Если прийти к согласию не удается, решение конфликта поручают независимому арбитру - суду. В реальной жизни кроме конфликта прав довольно часто возникает конфликт прав и обязанностей.

Каждый человек имеет определенные обязанности относительно самого себя и других людей и несет моральную ответственность за исполнение их даже тогда, когда это не предусмотрено действующим законодательством.

Ребенку законом или другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и созданы благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, морально, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем, а также в условиях соблюдения свободы и достоинства. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации [1, 16-17].

В квалификационной характеристике учителя (должностные обязанности) отмечается, что учитель должен уважать достоинство учеников, защищать их от любых форм физического или психического насилия, предотвращать употребление ими алкоголя, наркотиков, другие вредные привычки, пропагандировать здоровый образ жизни, поддерживать связи с родителями, предоставлять им консультативную помощь по вопросам обучения и развития их детей [6, 226].

Под социально-педагогической защитой ребенка следует понимать систему мероприятий социально-правового, организационного, психолого-педагогического характера, направленную на предоставление ребенку помощи и поддержки, предотвращение нарушений и восстановление его прав и интересов в случаях, когда он оказался лишенным условий и услуг, которые необходимы для его всестороннего гармонического развития и социализации.

Для реализации этих мероприятий учитель должен знать нормативное обеспечение школьного образования, индивидуальные характеристики учеников, Закон Украины «Об образовании», другие законодательные и нормативно-правовые акты и документы по вопросам обучения, воспитания и защиты прав ребенка.

Деятельность педагогических работников относительно социально-педагогической защиты детей основывается на положениях Законов Украины: «Об органах и службах по делам несовер-

шеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних», «О социальной работе с детьми и молодежью», «Об охране детства», «Основы законодательства о здравоохранении», «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О молодежных и детских общественных организациях», «О предупреждении насилия в семье». В своей работе педагоги также руководствуются нормативными актами гражданско-правовой защиты детей, нормативно-правовыми актами относительно защиты трудовых прав детей, нормативно-правовыми актами, направленными на предупреждение противоправных действий среди несовершеннолетних, Указами Президента Украины и Постановлениями Кабинета Министров Украины и общегосударственными программами.

Как свидетельствует практика, наиболее эффективными путями подготовки будущих учителей к этому направлению работы есть их специальное обучение выбору и применению разных форм и методов социально-педагогической помощи ученикам и социального сопровождения неблагополучных семей.

Важным направлением подготовки студентов к деятельности относительно защиты прав учеников есть привлечение их к студенческому самоуправлению, главная задача которого заключается в том, что, проявляя социальную активность, студенты воспитывают в себе чувство ответственности, личного достоинства, получают возможность проявить себя в делах, приобретают умения защищать свои права и предоставлять помощь другим.

Таким образом, необходима системная подготовка студентов, которая бы включала в себе: 1) широкую осведомленность выпускников университета в международно-правовых актах и отечественном нормативном обеспечении социально-педагогической защиты детей; 2) практическую их подготовку к работе в учебных заведениях и органах социальной защиты; 3) привлечение самых студентов к студенческому самоуправлению. Наличие системной подготовки будет оказывать содействие улучшению подготовки будущих учителей к защите прав учеников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Збiрник нормативно-правових акпв у сферi захисту прав дггей. Кшв, 2003. 412 с.

2. Конститущя Украши. Коментар основних положень Конституци Украши щодо прав i свобод людини i громадянина / упоряд. М.1. Хавронюк. Кшв, 2008. 112 с.

3. Кравченко В.В. Конституцшне право Украши: навчальний поабник. Кшв, 2008. 592 с.

4. Правове положення неповноттшх в Укршт: збiрник нормативних агатв. / уклад. В.Л. Кройтор, В.Ю. £вко. Харькив, 2002. 576 с.

5. Про проблему бездомних громадян та безпритульних дней i шляхи И подолання. Парламентськ1 слухання. Кшв, 2004. 376 с.

6. Управлшня трудовим процесом в школ1: правове регулювання: навчальний посiбник. / за заг. ред. В.П. Пастухова. Кшв, 1993. 352 с.

Л.Р. Кашкарева

ИЕРАРХИЯ ЛИЧНОСТНЫХ АБСОЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Ценность - понятие, используемое в философии и социологии для определения объектов, явлений и абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому эталонами, которых нужно придерживаться.

Принято выделять три формы существования ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как созданное общественным сознанием абстрактное представление об атрибутах того, что должно быть, в разных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», абсолютными, так и конкретно-историческими. Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры или человеческих поступков, которые являются конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов. В-третьих, социальные ценности в процессе и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.