шеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних», «О социальной работе с детьми и молодежью», «Об охране детства», «Основы законодательства о здравоохранении», «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О молодежных и детских общественных организациях», «О предупреждении насилия в семье». В своей работе педагоги также руководствуются нормативными актами гражданско-правовой защиты детей, нормативно-правовыми актами относительно защиты трудовых прав детей, нормативно-правовыми актами, направленными на предупреждение противоправных действий среди несовершеннолетних, Указами Президента Украины и Постановлениями Кабинета Министров Украины и общегосударственными программами.
Как свидетельствует практика, наиболее эффективными путями подготовки будущих учителей к этому направлению работы есть их специальное обучение выбору и применению разных форм и методов социально-педагогической помощи ученикам и социального сопровождения неблагополучных семей.
Важным направлением подготовки студентов к деятельности относительно защиты прав учеников есть привлечение их к студенческому самоуправлению, главная задача которого заключается в том, что, проявляя социальную активность, студенты воспитывают в себе чувство ответственности, личного достоинства, получают возможность проявить себя в делах, приобретают умения защищать свои права и предоставлять помощь другим.
Таким образом, необходима системная подготовка студентов, которая бы включала в себе: 1) широкую осведомленность выпускников университета в международно-правовых актах и отечественном нормативном обеспечении социально-педагогической защиты детей; 2) практическую их подготовку к работе в учебных заведениях и органах социальной защиты; 3) привлечение самых студентов к студенческому самоуправлению. Наличие системной подготовки будет оказывать содействие улучшению подготовки будущих учителей к защите прав учеников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Збiрник нормативно-правових акпв у сферi захисту прав дггей. Кшв, 2003. 412 с.
2. Конститущя Украни. Коментар основних положень Конституци Украни щодо прав i свобод людини i громадянина / упоряд. М.1. Хавронюк. Кшв, 2008. 112 с.
3. Кравченко В.В. Конституцшне право Украши: навчальний поабник. Кшв, 2008. 592 с.
4. Правове положення неповнолп'шх в Укршт: збiрник нормативних акпв. / уклад. В.Л. Кройтор, В.Ю. £вко. Харькив, 2002. 576 с.
5. Про проблему бездомних громадян та безпритульних дней i шляхи И подолання. Парламентсьш слухання. Кшв, 2004. 376 с.
6. Управлшня трудовим процесом в школт правове регулювання: навчальний поабник. / за заг. ред. В.П. Пастухова. Кшв, 1993. 352 с.
Л.Р. Кашкарева
ИЕРАРХИЯ ЛИЧНОСТНЫХ АБСОЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Ценность - понятие, используемое в философии и социологии для определения объектов, явлений и абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому эталонами, которых нужно придерживаться.
Принято выделять три формы существования ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как созданное общественным сознанием абстрактное представление об атрибутах того, что должно быть, в разных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», абсолютными, так и конкретно-историческими. Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры или человеческих поступков, которые являются конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов. В-третьих, социальные ценности в процессе и в
результате индивидуальной жизнедеятельности входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, которые являются одним из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые отображаются в сознании в форме ценностных ориентаций и являются важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида [7, 442].
Набор этих ценностей и их структура объективно детерминированы, прежде всего, экономическими и политическими факторами, а также системой воспитания, внедренной и осуществляемой семейными и социальными институтами общества. Именно поэтому проблема исследования динамики изменений социальных и личностных ценностей всегда будет актуальной.
Понятие «личностные ценности» или «ценностные ориентации личности» отображает факт вхождения субъекта в социальные связи и отношения, включение в духовную систему ценностей общества. Они выступают для субъекта в виде идеалов, установок, убеждений и внутренней позиции, т.е. в виде направленности личности на цели и средства деятельности [6, 173.]
Исследованию ценностно-смысловой сферы личности посвятили свои работы известные отечественные и зарубежные психологи: И.Д. Бех, Ф.Ю. Василюк, М.Р. Гинзбург, С. Гроф, З.С. Карпенко, Д.О. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, М. Рокич, Т.М. Титаренко, В. Франкл, Н.В. Чепелева и другие. Проблему духовных ценностей исследовали, в частности, М.Й. Боришевский, А.Ф. Лосев, М. Монтессори, Е.А. Помиткин, Г.С. Сковорода, В.А. Сухомлинский, Р. Штайнер и другие психологи и педагоги [1; 2]. Однако, учитывая многоаспектность проблемы ценностей, она остается в центре внимания современных исследователей (В.О. Белоусова, В.В. Бируля, Г.О. Ескина, Н.А. Кирилова, Н.А. Кордунова, В.В. Кузьмич, Л.И. Мороз, Е.Д. Научи-тель, Л.В. Романюк, В.И. Сметаняк и другие) [4; 5].
В результате исследования Е.Д. Научитель (1999 г.) нарисовался ценностно-ориентаци-онный портрет украинского студента I курса высшего учебного заведения. Это человек, для которого главное в жизни - здоровье (63 % респондентов), хорошие друзья (40 %), уверенность в себе (39 %), любовь (36 %), свобода (22 %), материально обеспеченная жизнь (21 %), развитие (19 %), интересная работа (18 %). Вместе с тем, 32 % студентов считают, что делать из творчества и развлечений цель существования просто не достойно [5].
В.В. Кузьмич приводит данные своего исследования ценностей и проблем современной российской молодежи (2003 г.), которая условно разделена на три возрастные группы: младшая (15-17 лет, «чистая постсоветская»), средняя (18-24 года) и старшая (25-30 лет, «молодая взрослость»). Выделено три типа проблем, которые волнуют молодежь: 1) жизнь и здоровье; физическое и духовное состояния; 2) жизненные перспективы; 3) социальное участие и повышение гражданской активности. Среди ценностных ориентаций обращает на себя внимание преемственность поколений. Российские юноши и девушки считают себя патриотами Родины. Базовые ценности: получить хорошее образование, заниматься любимым делом по специальности и зарабатывать большие деньги, создать счастливую семью в собственной квартире. Главной жизненной опорой молодое поколение россиян закономерно считает родителей [4].
Таким образом, проблема ценностей продолжает исследоваться современными научными работниками. Тем не менее, на наш взгляд, сегодня, в период экономической и политической нестабильности, нужен постоянный мониторинг иерархии личностных ценностей молодежи, ведь именно от нее будет зависеть перспектива развития общества. Эта проблема и стала целью нашего исследования (ноябрь-декабрь 2008 г.), в котором приняли участие магистры разных факультетов Бердянского государственного педагогического университета (в количестве 30 лиц возрастом от 24 до 27 лет). Эта категория молодых людей была избрана не случайно, ведь, несмотря на молодость, они уже имеют определенный жизненный и трудовой опыт, профессию, многие - собственную семью, а в скором времени именно они пополнят ряды преподавателей высшей школы и сами станут носителями социальных норм и идеалов.
В этой статье предлагаются результаты исследования отношения современной украинской молодежи к абсолютным, «вечным» социальным ценностям общества.
В основу исследования был положен Кодекс ценностей современного украинского воспитания [3, 110-112], предложенный в 1997 г. В нем приведен перечень 20 абсолютных ценностей, а
именно: вера, надежда, любовь, совесть, правда, доброта, честность, справедливость, искренность, достоинство, милосердие, прощение, совершенство, красота, свобода, нетерпимость ко злу, великодушие, оберегание жизни, мудрость, благородство. Магистрам предлагалось избрать десять наиболее значимых для каждого из них ценностей и присвоить им рейтинговые ранги от 1 до 10, начиная от наиболее значимой ценности до наименее значимой. Также нужно было письменно обосновать свой выбор пятерых (на свое усмотрение) из названных ценностей.
Процедура обработки результатов заключалась в следующем: рейтинговые ранги переводились в баллы: 1-й ранг - 10 баллов; 2-й - 9 баллов; 3-й - 8 баллов и т.д.; 10-й - 1 балл. Сумма баллов, полученная каждой ценностью, делилась на количество выборов (максимальное - 30), определялся индекс каждой ценности (максимальный - 10). На основе индекса каждой ценности присваивался рейтинговый номер.
В результате обработки результатов исследования ценности расположились следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Абсолютные, «вечные» ценности
Рейтинговый Ценность Индекс по 10- Количество выборов
№ балльной шкале из 30 возможных
1 Любовь 6,70 26
2 Правда 5,10 21
3 Доброта 4,30 20
4 Честность 4,00 20
5 Справедливость 3,75 20
6 Мудрость 3,60 18
7 Вера 3,30 18
8 Оберегание жизни 3,25 20
9 Достоинство 2,70 15
10 Надежда 2,45 18
11 Милосердие 2,35 15
12 Искренность 2,20 11
13 Прощение 2,15 17
14 Свобода 1,95 12
15 Благородство 1,75 13
16 Нетерпимость ко злу 1,45 9
17 Совесть 1,35 9
18 Красота 1,25 9
19 Великодушие 1,05 11
20 Совершенство 0,20 3
На первое место среди вечных ценностей (с индексом 6,7 б.) молодежь поставила «любовь», причем подчеркнуто в широком понимании. Приведем некоторые обоснования сделанного выбора.
- Любовь - высшая жизненная ценность человека, ради которой он существует.
- Любовь - это счастье для меня, без нее никуда.
- Без любви я не представляю своей жизни, она наполняет ее смыслом, делает меня лучшей, помогает лучше познать себя, дарит уверенность в себе.
Любовь - так как это чувство вечное и прекрасное, без него не может быть жизни, все вокруг было бы серым и жутким.
- Без любви к чему-либо невозможно творить, работать и, вообще, существовать. Если с самого начала начинать какое-то дело без любви, то и результаты будут неутешительные.
Любовь, по моему мнению, является наибольшей ценностью человека, так как любовь в широком понимании побуждает личность к самосовершенствованию, позволяет взглянуть на себя
глазами других людей. Любить - означает без остатка жертвовать собой ради другого человека или дела и видеть обратный результат в такой же любви.
Высочайшей ценностью для меня является любовь. По моему мнению, она - основа для формирования всех других ценностей. Любовь вдохновляет, вселяет веру в лучшее, дает надежду, делает человека великодушным. Любовь к людям, животным, растениям, ко всему миру... Когда любишь, никогда не сделаешь больно другим, никогда не будешь прибегать к мести. Любовь к свободе... Любовь к своему государству... Когда любишь - уважаешь. Уважаешь - учитываешь мнение другого, никогда не обидишь.
Любить надо, прежде всего, себя. Полюби себя таким, какой ты есть. Так, именно полюби, а не влюбись в себя, не утони в своей гордыне. Удовлетворенный самим собой человек с адекватной самооценкой ради своего благополучия всегда будет адекватно воспринимать себя, анализировать и исправлять свои недостатки, стремиться быть еще лучше не только ради себя, но и ради других.
Любовь вечная и всесильная. Любовь - не страсть, не жажда, не самолюбие.
Без любви не будет вокруг красоты, уважения, чистых чувств, семьи, детей. Также есть любовь к Родине, природе и т.п. Без этого мир не будет существовать.
- Я считаю, что только любовь спасет наш прагматичный и жестокий мир.
Среди вечных ценностей второе место заняла «правда» (с индексом 5,1 б.). В понимании магистров - это аргументы и факты без всяких объективных или субъективных искажений. Обоснования выбора такие.
- На основе правды люди строят свои отношения, нельзя жить во лжи.
- «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Не терплю лжи, ведь это недоверие и неуважение к окружающим.
Следующие в рейтинге ценности с индексом в пределах 4-3 баллов (4,3 б. - 3,25 б.) названы такие: «доброта», «честность», «справедливость», «мудрость», «вера», «оберегание жизни». Свой выбор молодежь обосновывает следующим образом.
- Ко всем нужно относиться хорошо. Если будет доброта в моем семейном кругу, то будет добро на всей земле.
- Именно доброта порождает милосердие.
Честность помогает людям в порядочной жизни.
- Уважаю в людях честность, тогда и отношение другое, и общаться приятно.
Честным нужно быть и перед собой, и перед другими людьми.
В современном обществе больше всего мне не хватает справедливости, ведь не имеешь власти и возможностей, не имеешь и справедливости.
Меня удручает, когда окружающие не являются справедливыми по отношению к другим в той или иной ситуации.
Справедливость - одна из важных ценностей потому, что если бы люди не были справедливыми друг к другу, то в мире, наверное, был бы хаос.
Мудрость - это богатство каждого человека.
Мудрость - это свойство, которое есть не у всех людей. Чаще всего она присуща пожилым людям, которые очень много видели в этом мире.
Мудрость - очень редкое человеческое качество, и мне нечасто встречались в жизни действительно мудрые люди. Воспитать это качество очень тяжело или даже невозможно.
Без мудрости - никуда. Если человек мудрый, то он и счастливый, может всего добиться.
- Верить людям, в Бога (если кто-то верует), не рассказывать сплетни. Если не верить людям - тебе тоже не будут верить.
Без веры в дело и в его конечный результат можно и не начинать ничего делать, так как, если сам человек не верит в себя, свое дело и свои возможности, то ничего не выйдет.
- Если у человека есть вера во что-либо, он сможет добиться всего в жизни.
- Нужно оберегать жизнь, так как нет ничего ценнее жизни.
- Следующие ценности с индексом в пределах 2 баллов (2,7 б. - 2,15 б.): «достоинство», «надежда», «милосердие», «искренность», «прощение». Обоснования таковы.
- Как говорит пословица: «Надежда умирает последней». Если надеяться, то легче достичь цели.
Милосердие - очень много людей нуждаются в нашей помощи, не обязательно материальной. Искренность - тип поведения, когда человек остается самим собой.
Искренность, так как очень не люблю людей «с двойным дном», которые говорят одно, а думают другое.
- Прощение, так как все мы не без греха.
Нельзя держать в себе обиду, ведь она «съедает» человека, следует прощать, чтобы там ни было, поскольку каждый ошибается, и имеет на это право.
Ценности, которые получили индекс в пределах 1 балла (1,95 б. - 1.05 б.) - это «свобода», «благородство», «нетерпимость ко злу», «совесть», «красота», «великодушие». Приведем некоторые из обоснований.
Для каждого человека свобода - главнейшее условие для нормальной полноценной жизни, ведь без свободы человек не может обеспечить полноценное существование всех других жизненных ценностей.
- С каждым следующим поколением благородных людей становится все меньше, что проявляется в плохом поведении молодежи, в ее невоспитанности.
- Необходимо с совестью относиться к работе и обязанностям.
Последнее место в рейтинге среди вечных ценностей с индексом 0,2 балла заняло «совершенство».
Следует заметить, что каждый из магистров среди 20 ценностей должен был избрать лишь 10, однако тот факт, что в конечном итоге все ценности были названы, свидетельствует о том, что они действительно остаются значимыми для современного поколения молодых людей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бех 1.Д. Духовш цшносп в розвитку особистосл // Педагопка i психолог1я. 1997. №1. С.124-129.
2. Боришевський М.Й. Духовш цшносп в становленш особистосп громадянина // Педагогжа i психолопя. 1997. №1. С.144-150.
3. Концептуальш засади демократизацй та реформування освгги в Украш: Педагопчш концепцй / А. По^бний, А. Алексюк та ш Кшв: Школяр, 1997. 149 с.
4. Кузьмич В. Ценности и проблемы современной молодежи: взгляд социолога // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. № 1. С. 81-86.
5. Научитель Е.Д. Ценностные ориентации молодежи // Практична психолопя та сощальна робота. 1999. №3. С.36-38.
6. Подоляк Л.Г., Юрченко В.1. Психолопя вищо! школи: Навчальний посiбник для магiстрантiв i аспiрантiв. Кшв: Фiл-студiя, 2006. 320 с.
7. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
О.Н. Кирюшина
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
Успешность любой деятельности достигается при наличии совокупности необходимых ресурсов - потенциала. Это относится и к реформированию образования. Его потенциал составляет совокупность экономических, материально-технических, трудовых и научных ресурсов. К числу