УДК 37.0(1)
Корниенко Елена Ривовна
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Северного государствен-ного медицинского университета, Selvi-ch@mail.ru, Архангельск
ПЕДАГОГИКА ПРОШЛОГО КАК ИСТОК ПЕДАГОГИКИ БУДУЩЕГО
Kornienko Yelena Rivovna
Senior teacher at the chair of pedagogics and psychology of the Northern state medical university, Selvi-ch@mail.ru, Arkhangelsk
PEDAGOGICS OF THE PAST AS A SOURCE OF PEDAGOGICS OF THE FUTURE
Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в каждом временном отрезке истории имеют свои особенности. Это побуждает философов, психологов и педагогов того или иного исторического периода рассматривать указанную проблему под тем углом зрения, который отражает данные особенности в большей мере.
Постоянная «убыль» народа, констатируемая на современном этапе развития российского общества, - это лишь внешнее проявление глубинных болезненных изменений, происходящих в сознании русских людей. Такое наблюдается, когда народ забывает о воспитании. К сожалению, лишь совсем недавно, на рубеже тысячелетий, губительность исчезновения воспитательного начала из сферы образования и всей культуры осознали на высоком государственном уровне. Стремительный возврат в чиновно-государственный язык понятий «воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «нравственное воспитание» и др. таит в себе опасность омертвления глубинных корневых смыслов этих слов, то есть тех смыслов, которые развивались в течение многих веков в философии и педагогической науке.
Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации и истоки современного содержания воспитания необходимо искать в истории. Так, например, выдающийся мыслитель античности Аристотель (около 384-322 до н. э.) в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый строй терпит ущерб». Воспитание в значительной степени обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу исходных ценностей; именно в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека. Стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям. Попытка заглянуть в прошлое, обратиться к прежним систе-
мам ценностей обусловит идейные ориентиры как педагогической науки в целом, так и современной общеобразовательной и высшей школы.
Общечеловеческие абсолютные ценности, не имеющие исторических и государственных границ, определяют цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели связаны, главным образом, с понятиями морали и нравственности. Древний античный философ Пифагор (570-490 до н. э.) отмечал, что главное для человека - «наставить душу к добру и злу».
Самая важная задача духовно-нравственного воспитания - воспитание сердца, с которым связано формирование мотивов к той или иной деятельности. Именно «сердце» различает добро и зло, являясь «седалищем» совести. В связи с этим русский просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия... а все сие зависит от образования сердца в юношестве». «Человек склонен... к добру и злу, - отмечал психолог Э. Фромм (1900-1980), - когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать... Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе».
Воспитание в человеке нравственности всегда было приоритетным делом любого общества. Нравственность теряет свое духовное предназначение, если злые силы преобладают в моральной жизни над мотивами добра. В истории философской мысли разработано обширное учение о добродетелях. Добродетель означает «деятельное стремление к добру, к избежанию зла» (В. И. Даль), то есть человек совершает такие поступки, которые несут в себе благо, ценное для людей. Добродетель сама по себе выступает духовной ценностью человека. Это понятие является обобщенной характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нем подчеркивается деятельная форма усвоения добра. По мнению профессора архимандрита Платона Игумнова (1945 г. р.), добродетель подразумевает нравственную доблесть, которая способна восхищать и привлекать всякого человека и вести его к совершенству.
Все, что есть в человеке доброго и злого, вырастает в самом человеке; доброе - из идеальной природы его личности, злое - из фактического подчинения личности физическому миру. Желание доброго в действительности ограничено в человеке, поэтому он нуждается в поддержке различных мотивов. Эмпирические мотивы добродетели конечным образом опираются на практическое соображение. Что представляется человеку истинно выгодным, то и является двигателем поступков. Все расчеты человека о выгоде не имеют никакого отношения к содержанию морального сознания, так как они преследуют не осуществление нравственного идеала ради его безусловной
истинности, а лишь осуществление некоторых добродетельных поступков ради их предполагаемой выгодности. Безусловно, такими поступками человек не может внести в мир ценность нравственного порядка.
Обращение к нравственным проблемам добра и зла, добродетели и порока было традиционным для философской и педагогической мысли. Например, древнекитайский философ Конфуций (около 551-479 до н. э.) рассматривал человека не как изолированного от общества индивида, а как связанного со всеми людьми природными, родовыми и общественными узами. Поэтому и нравственный идеал добродетельного человека непосредственно связывался у Конфуция с социальным порядком. По мнению философа, овладение человеком совокупностью норм общежития позволяет ему поступать нравственно в различных жизненных ситуациях, с достоинством избегать разного рода столкновений. Нравственные нормы воздействуют на чувства, мысли, поступки человека, несут в себе элемент организации, сплоченности людей и порядка в обществе. Каждый человек выполняет в обществе определенные обязанности. От того как он их выполняет, зависит не только его жизнь, но и благополучие других людей и общества в целом [1].
Представляется интересной у Конфуция классификация людей на три категории в зависимости от нравственных качеств: благородный, средний и мелкий (низкий) человек.
Благородным человеком, по мнению философа, можно считать того, кто постоянно совершенствует себя, чтобы в свою очередь, обеспечить благоденствие своим близким, своему народу. Благородный человек постоянно стремится к добродетели и заботится о том, чтобы не только в поступках, но и в мыслях не было ничего дурного, чтобы торжествовала справедливость.
Если образ благородного человека выступает у Конфуция нравственным идеалом, к которому люди должны стремиться, то образ мелкого человека несет в себе все негативное, осознавать его нужно, как нравственное падение. Если благородный человек способствует тому, чтобы в людях торжествовали добродетель, доброе и прекрасное, то мелкий человек наделен отрицательными качествами: самоуверенность, категоричность, себялюбие, поглощенность материальным интересом, склонность ко лжи, упрямству; трусость, заносчивость, распущенность, пренебрежение и т. д. [2].
Конфуций в своем трактате, характеризуя благородного человека, выделяет следующие добродетели: сострадание ко всем живым существам, скромность, чувство стыда, умение отличать добро от зла, истину от заблуждений. Высшей «от Неба добродетелью» он считает человечность, гуманность, любовь к людям, служение им. Человечность как высшая людская добродетель «не бывает одинокой», к ней относятся совестливость, твердость устремлений, ученость, справедливость и честность, доброта и искренность, правдивость и милосердие, почтительность, храбрость, великодушие, сметливость и т. п.
Человечность, с точки зрения философа, выступает важнейшей духовной основой общества. Лишь тот, кто добродетелен, умеет любить людей. Благородному человеку присущи такие нравственные качества, как вежливость в поведении, точность на службе, мужество, знание людей, добро в поступках, смиренность - что позволяет достичь совершенства. А совершенным, с точки зрения китайского мудреца, можно считать того, кто предпочитает справедливость личной выгоде, жертвует собой в момент опасности, но не погибает безрассудно. Также благородный человек стремится соблюдать следующие нравственные принципы:
- ясно видеть и слышать своего собеседника;
- при общении с людьми следит, чтобы выражение лица всегда оставалось ласковым, а поступки - почтительными, речь - искренней;
- думает о справедливости.
Однако чувство справедливости, которое благородный человек ценит выше всего, не означает всепрощение [Васильев, с. 172].
Вслед за Конфуцием русский просветитель Н. И. Новиков в статье «К добродетели» обозначил следующие нравственные качества человека: благородность за услуги, стремление взаимному благосостоянию, примири-мость, великодушие; искренняя любовь, почитание людей братиями, признание человеков за человеков, истинное человеческое достоинство, благотворение и помощь нуждающимся, ограничение в забавах, отказ от удовольствия и наслаждения, владение собою, жертвенность во имя добродетели, терпение в страдании, бодрость в несчастьи, преодоление трудностей, сохранение невинности, спокойствия; сожаление, благодетельность, терпение, постоянство, спокойствие, бодрость, уступчивость, любовь к истине, любовь к праводетельности, чистосердечие, честность, откровенность, трудолюбие, взаимопомощь, смирение, скромность, доброе поведение, общеполезное поведение, снисхождение и др. [3].
Мыслитель выделял среди них главные добродетели, «коим дети и молодые люди должны быть научаемы и в которых беспрестанно упражнять их надлежит»: повиновение, уступчивость, любление истины и честности, трудолюбие, порядок в делах, смирение, скромность, человеколюбие, удовольствие в благотворении, владение самими собой, отрицание сильных чувственных похотей, терпение в страдании, постоянство в несчастии, неустрашимость в опасностях.
Взгляды на добродетельного человека у древнекитайского и русского философов схожи:
Конфуций благородный человек сострадание <-*•
скромность
умение отличать добро от зла умение отличать истину
Н. И. Новиков добродетельный человек не стыдиться слез сожаления скромность благодетельные мысли любовь к истине
точность на службе порядок в делах, прилежание
мужество мужество
добро чистосердечие
совестливость > следовать совести
честность честность
искренность *-* чистосердечность
правдивость <7~> творить правду
почтительность уважение, дружество
храбрость смелость и неустрашимость
великодушие великодушие
смиренность > повиновение, уступчивость,
смирение
справедливость <—> следовать совести,
творить правду
человечность <—> благоволение ко всем,
благотворение
Др.
Русский философ считал представленные добродетели благородными «предводительницами» в жизни человека.
По мнению Н. И. Новикова, добродетель предполагает «доброе сердце», то есть такое «качество души», которое указывает смысл жизни в «общей пользе и охраняет от «неправды и сребролюбия», побуждает пользоваться благами по заслугам, соответственно «благоразумию и способностям» и выполнять долг «с истинной верностью и неослабеваемым прилежанием» [4]. Н. И. Новиков в статьях своих издаваемых журналов указывал, что не корысть, а внутреннее удовлетворение должно руководить человеком.
Китайский мудрец Конфуций считал, что человек от рождения добр, но он утрачивает свои добродетели, совершает безнравственные поступки. Подобное происходит, по мнению Конфуция, в силу того, что человек начинает терять благородные качества под влиянием дурного общества и отсутствия должного воспитания и культуры общения. Поэтому важную роль в осознании всеми людьми необходимости выполнения своих обязанностей, нравственных норм поведения Конфуций отводил системе воспитания. Человек должен тратить все свое свободное время на обучение, постигать высшую степень знания, которое начинается с познания самого себя. Благоустройство в самом себе позволяет человеку сознательно и правдиво мыслить, сердцем быть чистым и добродетельным. Вырабатывать в себе благородную душу, с точки зрения Почтенного Учителя (Конфуций), может любой человек, если начнет формировать в себе добродетель. Человек в состоянии улучшать свою нравственную природу [5]. Таким образом, Конфуций приоритетным в жизни человека считал образование, познание самого себя, воспитание сердца. Исходя из анализа педагогического наследия Н. И. Новикова, можно
заключить, что взгляд его на человека во многих аспектах идентичен древнему философскому этическому учению.
Так, Н. И. Новиков тоже отмечал, что добродетель формируется внешним образом. Это то, что привносится в человеческую природу, задается, воспитывается, в широком смысле прививается. Поэтому добродетель складывается под воздействием внешних усилий. Нравственность приобретается в сфере публичности, внешних отношений, в контроле не только со стороны государства (через наказание и награду) и публичных отношений в целом (через порицание и одобрение), прежде всего над самим собой. Внешняя и внутренняя дисциплина, контроль необходимы для поддержания добродетели. «Но к сему нужны долговременные рассуждения, намерения...и беспрестанные старания, которые бы могли нас удерживать на пути добродетели» [6], - писал Н. И. Новиков. Нравоучение или практическое наставление нуждается в правилах, благодаря которым становится возможным рассмотрение видов добродетели: прямое добросердечие, благожелательство, гостеприимство. Именно такие правила составил Н. И. Новиков в статьях «Об образовании сердца» и «Всеобщие правила», опубликованных в журнале «Прибавления к Московским «Ведомостям» (1783-1784). Просветитель указывал на зависимость человеческих добродетелей от наставления, воспитания, внешних обстоятельств, от божественного провидения.
Конфуций заявлял, что если игнорируются учеба и воспитание, то добродетельные достоинства могут перейти в порок; поэтому устремленность к добродетели освобождает от всего дурного. Той же точки зрения придерживался Н. И. Новиков. Более того, он считал, что грехи и пороки «ослабляют и унижают дух человеческий..., делают человека бесполезным, презренным, вредным членом человеческого общества» [7]. Н. И. Новиков призывал «споспешествовать образованию сердца», так как тем самым будет оказана большая польза роду человеческому и его благополучию [8].
Рассуждая об истинном благополучии, к которому стремятся все граждане, княгиня Е. Р. Дашкова (1743/1744-1810) пришла к заключению, что оно состоит не в богатстве, чинах, могуществе и роскоши. Человеческое благополучие и счастье надо искать в добродетели. «Добродетель вообще, -по мысли Е. Р. Дашковой, - есть то душевное расположение, которое постоянно устремляет нас к деяниям полезным нам самим, ближним нашим и обществу». Говоря о важнейших человеческих добродетелях, которыми являются человеколюбие, благоразумие, великодушие, смиренность, благодетельность, кротость, терпение, снисходительность и др., княгиня подчеркивала, что эти «добродетели рождают благонравие... без которого народы благоденствовать не могут».
В рассуждениях об идеальном государственном деятеле княгиня Е. Р. Дашкова также обращалась к авторитету Конфуция, который считал, что «не довольно знать добродетель; надобно ее любить, а любя надобно ею обладать. Сие священное правило, для всех состояний полезное, долженствует паче впечатлено быть в сердцах великих вельмож».
Философ-просветитель Н. И. Новиков считал одним из «украшений» человека добродетель, и «первейшее упражнение и старание» человека состоит в том, чтобы «успевать в предписанных добродетелях» [9].
Н. И. Новиков последовательно в «Рассуждении о бессмертии души», размышляя о «будущей жизни» человека, проводит мысль о награждении и «мучении» в будущей жизни: человек должен быть оправдан или осужден, «смотря по добрым и злым его действиям»; нет в «сём свете» различия между «состоянием добродетельных и порочных»; нет «должного возмездия» за добродетель и «мучения» за порок, которое соответствовало бы «великости оного»; необходимо, чтобы «высочайшее существо» (Бог) оказывало человеку свое либо благоволение, либо негодование; добродетельные люди не получают награждения, «беззаконники» наказания; в другой будущей жизни мучения и награждения должны распределяться «каждому соразмерно прежнему его поведению; «взирая» на людей, бог должен наградить добродетель и наказать порок воздаянием точно соразмерным заслуге и преступлению каждого. В заключение просветитель утверждал, что «добродетель всегда восторжествует над пороком».
Таким образом, добро - это благо как для человека, так и для общества; тогда как зло олицетворяет собой все «печальные» стороны социального бытия, что является следствием дисгармонии людей, нарушающих нравственные нормы общежития. Состоит оно в нарушении человеком положительных ценностей.
Воспитание общечеловеческих моральных ценностей занимает важное место в современном обществе, поскольку утрачиваемая людьми нравственность ведет к девальвации духовной жизни человека. Сиюмоментное проживание жизни, когда человеческий взгляд упирается в узкую конкретность ситуации, порождает квазиценности. «Пошлый здравый смысл» принимает за ценность нечто, выдвинувшееся на первый план внимания общества. Такую ошибку допускают сегодня даже педагоги-теоретики. Вот печальный пример тому.
Педагог Б. А. Кирмасов [10; 16] утверждает: «Главные принципы жизни -индивидуализм, свободна конкуренция и предпринимательство... Жить в обществе - значит участвовать в рыночных отношениях...». Средство жизни понимается как содержание жизни. Частное, мелкое, второстепенное выдается за открытие новых базовых идей жизни. Конъюнктура тем самым вытесняет из сознания подрастающего поколения абсолютные вечные ценности жизни
Обращение к морали на основе историко-философского исследования проблем добра и зла, добродетели и порока не может не оказать положительного влияния на преобразования в нашей стране. Этот процесс требует во имя процветания России формирования Человека, наделенного лучшими добродетелями Общенациональные интересы требуют, чтобы общество и государство, озабоченные сохранением своей целостности, помогли молодому поколению сориентироваться в реальном соотношении борющихся и вос-
питывающих его сил, отличить истинные ценности от мнимых и ложных, достойные цели от недостойных.
Новая концепция воспитания современной российской молодежи, предполагающая определение цели воспитания - формирование личности, способной выстраивать жизнь, достойную Человека, зарождающаяся сегодня, не может быть не соотнесена с историческим периодом развития общества, должна быть действенной и жизнеспособной. Обращение к прошлому, к идеям гуманизма, к философии морали, к наиболее важным этическим категориям добра и зла, добродетели и порока, отвечает современным задачам нравственного воспитания молодежи.
Библиографический список
1. Конфуций. Я верю в древность [Текст] / М. 1995. - С. 151
2. Древнекитайская философия. В 2 т. М.: 1972. - Т. 1. - С. 157.
3. Новиков, Н. И. Статьи. - С. 300-309.
4. Новиков, Н. И. О воспитании согласном с избираемым образом жизни / Покоящийся трудолюбец. Ч. I, С. 183.
5. Васильев, В. А. Конфуций о добродетели [Текст] / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С. 141.
6. Новиков, Н. И. Статьи. О добродетели. - С. 84.
7. Новиков, Н. И. Статьи. Об образовании сердца. - С. 294.
8. Новиков, Н. И. Статьи. - С. 299.
9. Новиков, Н. И. Рассуждение о бессмертии души. - С. 221.
Ю.Кирмасов, Б. А. Научное прогнозирование развития образования в современных условиях [Текст] / Б. А. Кирмасов // Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика. - Т. 1. М.: 2007. - С. 16.