Научная статья на тему 'Целеполагание нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова'

Целеполагание нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / ПАТРИОТИЗМ / СЫН ОТЕЧЕСТВА / НОВИКОВ Н.И

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корниенко Е. Р.

В статье рассматривается идея формирования истинного сына Отечества как цель нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the idea of patriotic Motherland's son education as a purpose of moral education in the pedagogical inheritance of N. Novikov.

Текст научной работы на тему «Целеполагание нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова»

Е. Р. Корниенко

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Н. И. НОВИКОВА

Работа представлена кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. С. Буторина

В статье рассматривается идея формирования истинного сына Отечества как цель нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова.

Ключевые слова: просвещение, нравственное воспитание, цель воспитания, патриотизм, сын Отечества.

The article deals with the idea of patriotic Motherland’s son education as a purpose of moral education in the pedagogical inheritance of N. Novikov.

Key words: the Enlightenment, moral education, purpose of education, patriotism, Motherland’s son.

Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом. Нравственность возникает как совокупный продукт духовного и социального бытия человека и представляет собой сложное социально-психологическое образование.

Обновление общественных отношений закономерно влечет за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания форм общественного сознания. Этим обусловлена необходи-мость постановки в центр внимания нравственного воспитания общечеловеческих ценностей, одной из них является патриотизм.

По нашему мнению, в современных условиях приоритетным направлением воспитательного процесса должно стать воспитание истинного патриота России. Потребность в такой личности вытекает из самих условий существования современной России. Любовь к Родине может и должна проявляться не только в критические периоды, но и повседневной жизни - в деятельности на благо Отечества.

Вопросы содержания нравственного воспитания и воспитания истинного патриота России были центральными в отечественной педагогике второй половины ХУНТ в. Так, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Г. С. Сковорода и др. считали, что жизненный путь человека во многом определяется его нравственными качествами, сформированными в детстве. Раскрывая роль нравственного воспитания в общественном развитии и в формировании человеческой личности, они особое внимание придавали одной из ключевых задач - воспитанию достойного гражданина.

Необходимо отметить, что, разрабатывая содержание нравственного воспитания детей, отечественные педагоги руководствовались следующими положениями:

1) нравственные качества личности выдвигались ими на основе целевых установок;

2) на определение содержания нравствен -ного воспитания оказало влияние духовное богатство великого русского народа;

3) характеристика личности «сына Отечества» обусловлена нравственным воспитанием.

4 16

Русские мыслители и педагоги раскрыли своеобразие содержания нравственного воспитания детей. Они сформировали моральный облик «истинного сына Отечества».

Особый вклад в разработку этой проблемы внес Н. И. Новиков, который обогатил русскую общественную мысль передовыми просветительскими и педагогическими идеями.

В России второй половины ХУТТТ в. ведущим являлось домашнее воспитание по старине или воспитание русского юношества иностранцами, преимущественно французами. Н. И. Новиков выступал против господствовавшей системы воспитания сатирическими статьями, основывал училища на средства благотворителей, в которых пытался реализовать собственные педагогические воззрения. В последние годы своей общественной деятельности в статьях по педагогике Н. И. Новиков распространял в обществе «здравые» понятия о воспитании. Так, в журнале «Покоящийся трудолюбец» педагог высказывал ряд предложений по организации нравственного воспитания: 1) «Помышляйте часто, какие суть те творения, которых воспитанием и образованием вы занимаетесь»; 2) «Старайтесь самолучшими средствами содержать себя в надлежащем уважении у детей своих»; 3) «...Представляйте себе часто многоразличные и великие выгоды, которые сами вы можете почерпнуть из разумного и христианского воспитания детей в рассуждении морального вашего характера, или нравственного совершенства» и т. д.1

Н. И. Новиков сформировал новое для России отношение к целям воспитания. До него основной задачей школы считалась подготовка верноподданных граждан. В статье «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его» просветитель выдвинул идею многостороннего воспитания человека: «.физическое, касающееся до одного тела; нравственное, имеющее предметом образование сердца, то есть образование и

управление натурального чувствования и воли детей; и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума. Все сии три части вывели мы из правила, положенного всеобщим и последним предметом воспитания, то есть: “Воспитывай детей твоих счастливыми и полезными гражданами”». Сочетание умственного образования с нравственным воспитанием - такой подход был отличным от традиционного понимания целей воспитания, заключающихся в том, что «образование сердца» должно занимать первенствующее положение в процессе формирования человеческой личности.

В центре философии нравственности Н. И. Новикова находился человек. Ничто не может быть «полезнее, приятнее и. достойнее», чем труд на благо человека, писал он.

Педагог исходил из того, что развитие естественной природы дает жизненное определение человека; что социальное существование изменяет его натуральный образ жизни. Соединение природного и общественного, их взаимная координация должны определять этические нормы человеческих отношений. Как идеалист, Н. И. Новиков видел залог успеха представляемых им педагогических начал в справедливых государственных законах, которые наряду с воспитанием являются фактором, благотворно воздействующим на человеческие поступки, обусловленные естественным стремлением человека к благополучию и общественной пользе.

Н. И. Новиков считал, что жизнь вне общества немыслима, воспитание носит социальный характер. В воспитательной практике он стремился «закалить» детей от возможной «нравственной порчи» и готовить людей для служения обществу.

Содержание нравственного воспитания Н. И. Новиков раскрыл прежде всего в статье «О нравственном воспитании», изданной в журнале «Прибавления к “Московским ведомостям”»: «Нравственное воспита-

4 17

ние состоит наипаче в том, чтобы стараться образовать разум и сердце дитяти и чрез то самолучшим образом приводить его к добродетели, религии и христианству». Таким образом, в неразрывную связь с развитием ума он ставил и развитие сердца.

Нравственная сила, по мнению педагога, заключается в руководстве разума поступками человека, его склонностями. Он понимал, что знания не ведут автоматически к моральным поступкам и полезным для общества делам; что важны нравственные побуждения, которыми руководствуется человек: «Нравоучение есть первая, важнейшая и для всех полезнейшая наука; оной прежде и паче всего должно научать юношество»2. В противном случае науки «не просветят разума и не исправят сердца».

Н. И. Новиков писал, что людям необ-ходима большая или меньшая мера познаний, высшая или низшая ступень просвещения, от которого зависит благополучие каждого и его польза обществу: «Всякий человек тем полезнее бывает государству, чем просвещеннее его разум».

«Образовать сердце детей называется устремлять склонности и желания их к самолучшим вещам, вливать в них владычествующую любовь ко всему тому, что истинно, справедливо и добро. Образование сердца. предполагает образование духа. Живость духа должна употребляема быть на важные и полезные познания и науки; чувствительность сердца надлежит образовывать к чувствованию всего того, что истинно изрядно, благородно и велико; а дей-ственностию так управлять должно, чтоб она превратилась в ревнование быть услужливым и общеполезным»3, - писал педагог в главе «О образовании сердца». Н. И. Новиков отстаивал мысль об общеполезности человека, так как ключевым в характеристике личности сына Отечества, по его мнению, является польза на благо общества и тем самым на благо Отечества.

В рассуждениях об «образовании сердца» Н. И. Новиков подчеркивал, что со-

весть должна руководствоваться размышлением, что мысль и нравственность невозможны друг без друга. Поэтому чем справедливее мы мыслим и рассуждаем, тем справедливее будут «определения нашей воли и происходящие от того желания и отвращения»; следовательно, чем лучше «образуется» разум ребенка, тем большего успеха можно добиться в образовании его сердца. В данном сочинении Н. И. Новиков сформулировал правила для «образования сердца», тесно связанные с теми, которые развивают ум: обучая добру, нравственности, в то же время учишь мыслить. Таково, например, третье правило: «.научайте их действовать по добрым, самолучшим и благороднейшим причинам и с чистыми благодетельными намерениями».

Характеризуя добродетельного человека, Н. И. Новиков отмечал: «.кто имеет независимую от суждений и мнений людских и всегда действенную склонность ко всему тому, что справедливо и добро, и тот только может быть счастлив, кто умеет удовольствоваться невинностию своего сердца и одобрением совести». Итак, по мнению Н. И. Новикова, счастливый человек - это добродетельный человек. Добрые наклонности в ребенке он советовал пробуждать и укреплять посредством собственного опыта и собственной мысли. Например, для возбуждения в детях трудолюбия, порядка и прилежания надо показать им, как люди необходимы друг для друга, как трудолюбие предохраняет от пороков; для развития в детях чувства сожаления и готовности помогать бедным не следует удалять их от «трогающих» явлений; необходимо развивать в детях любовь ко всем «человекам» независимо от социального положения, национальной и религиозной принадлежности.

Н. И. Новиков сформулировал правила нравственного поведения, опубликованные в журнале «Живописец»: «Не смейся пороку ближнего. не имеешь ли сам его, в противном случае сам смешон будешь»; «имей к людям уважение, если уважаем

быть хочешь»; «праздность - мать всем порокам»; «леность, трусость и нерешимость ни к чему в свете не годятся»; «храбрость, терпение и великодушие все в свете преодолевают» и т. п.4 Данные правила были направлены на воспитание у молодежи уважения к старшим, любви к трудящимся, честности, храбрости и мужества, презрения к праздности, скуке, лености, упрямству и т. д.

Исходя из тезиса Н. И. Новикова, что «худой человек всегда бывает и худой гражданин», можно заключить: нравственность - главное качество Сына Отечества, идея воспитания которого была основной в наследии просветителя. В свою очередь, главным в содержании нравственного воспитания Н. И. Новиков считал выработку у детей и юношества таких ценных моральных качеств, как патриотизм, чувство общественного долга, уважение к человеку, смелость, трудолюбие, прилежание и др. «Счастливый человек» Н. И. Новикова в то же время и «полезный гражданин», «истинный

патриот» должен быть прежде всего добродетельным, нравственным человеком. «Благополучие детей и польза их государству составляют существенные части предмета воспитания», - заключает Н. И. Новиков в статье «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его».

Таким образом, как просветитель, Н. И. Новиков, придавая нравственному воспитанию ключевое значение, полагал, что процветание государства и благополучие народа зависят от «доброты нравов, а доброта нравов» от воспитания. Педагог был убежден в том, что через распространение нравственности возможно организовать справедливое общество, в котором все будет служить человеку, общественному благополучию, пользе Отечества. Содержание нравственного воспитания он определял общественным интересом, поскольку основывалось оно «на благонравии», любви к Отечеству и воспитании «истинного сына Отечества».

ПРИМЕЧАНИЯ

1Н. И. Новиков и его современники: Избранные сочинения. М., 1961. С. 310-316.

2Новиков Н. И. Нравоучение как практическое наставление: Избранные сочинения. М., 1961. С. 401.

3 Н. И. Новиков и его современники: Избранные сочинения. С. 290-291

4 Живописец. Н. И. Новикова. Лист 8. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.