Научная статья на тему 'Педагогическая мысль России XVIII века о воспитании гражданственности'

Педагогическая мысль России XVIII века о воспитании гражданственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1409
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая мысль России XVIII века о воспитании гражданственности»

Д.С. Николаева

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ XVIII ВЕКА О ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

В современных условиях вопросы граж данского воспитания находятся в ста дии активной разработки, что актуализирует обращение к истокам этой проблемы, к тому историческому периоду, когда были заложены основы взаимодействия государства - общества - человека. Это XVIII век - эпоха великих преобразований, когда само время, по словам Д.С. Лихачёва, вызывало к жизни появление «нового человека», осознающего свою значимость « в строительстве государства».

Сущностные характеристики этого «нового человека» отражены в наследии отечественных просветителей. Анализ работ Ф. Прокоповича, И. Посошкова, Ф. Татищева, М. Ломоносова, А. Кантемира, Н. Новикова. И. Бецкого, Е. Дашковой, Н. Радищева и др. позволил выделить три этапа в становлении и развитии проблемы гражданского воспитания в России в XVIII веке.

Первый этап - это Петровская эпоха, когда задачи новой государственности требовали создания такой системы воспитания, которая способствовала бы осуществлению замыслов Петра I . Педагогическая мысль этого периода формировалась на основе светского взгляда на человека, на признании его самоценности. И пороки, и достоинства людские проистекают не от человеческой природы, а от воспитания. Отсюда - первоочередной задачей государственного строительства утверждается проблема воспитания «нового человека» - «достойного сына Отечества, гражданина.» Автором этой концепции был Ф. Прокопович (1681-1736) - государственный и церковный деятель, сподвижник Петра, глава «Учёной дружины».

В его работах (трактаты «Духовный регламент» и «Poetic de Art», публицистические «Речи» и художественные произведения) дается критика средневекового канона как залога нравственного совершенства и выдвигается идея воспитания «нового человека», которого Прокопо-вич называет «совершенным человеком», востребованным эпохой. Этот человек «действует во Благо государству», обладает научными познаниями, смысл его жизни - активная гражданская деятельность, он не «внутренний человек» (человек для себя), а «внешний - человек для госу-

дарства». «Совершенный человек», по мысли философа, - это гражданин [6, с. 75-79].

Позиция Прокоповича несколько позже дополняется идеей об европеизации воспитания и образования, чтобы страна «стала российской Европией» (Ф. Салтыков «Пропозиции» и «Изъявления прибыточные государству»); интересными мыслями об «устройстве совершенного государства» (И. Посошков «Книга о скудости и богатстве») и положениями о распространении наук и знаний (В. Татищев «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ»).

В первую треть XVIII века сделана попытка представить положительный идеал, в котором материализовались бы задачи воспитания гражданственности: молодые люди должны иметь профессию, которая «приносит деятельные пользы всем людям»; помнить об исполнении своего долга перед государством, овладеть научными познаниями. Акцент в этой модели воспитания делается на профессиональную ответственность «совершенного человека» пред государством.

Этот этап справедливо будет называть «периодом первоначального накопления», главное открытие его: «основа всякого благоустройства общества» - воспитание (Ф. Татищев). При этом определяются основные тенденции в области воспитания истинного гражданина своей страны, которые на протяжении нескольких десятилетий данного века разовьются, наполнятся конкретным содержанием, детерминированным историко-культурными процессами.

Второй этап - 40-60-е годы. Россия в эти годы в силу исторических условий, особенность которых - дальнейшее развитие государственности и становление дворянской культуры, ориентированной на европейские образцы, нуждалась в новом содержании воспитания. В этот период существовало две системы: домашнее воспитание и государственное образование.

Сторонником домашнего воспитания был А. Кантемир (1709-1744), в своей позиции он руководствовался собственным опытом: в условиях семьи он овладел многими научными знаниями, европейскими языками, выбрал путь гражданского служения.

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2006

© Д.С. Николаева, 2006

В его философских «Письмах о природе человека» провозглашаются безграничные возможности человеческого разума, воли: «Человеческий ум велик и пространен... бесконечны его действия, всесветны, вечны и непременны...» Этот теоретический посыл лёг в основу утверждения Кантемира о том, что умственное развитие и воспитанность чувств определяют сущностное содержание человека. Основным качеством человека, по мнению Кантемира, является одна добродетель, а все другие - её исходные. Добродетельный человек всегда нравственен, свои действия соотносит с пользой для отечества, проверяет их отношениями с людьми и семьёй. В его систему воспитания гражданственности включается кодекс чести дворянина, являющегося членом «первейшего сословия государства»: важно «не быть наследником предков благородных», а «благородным быть», готовить себя к военной службе, «презрев покой нести труды военны», а в гражданской службе «страсти позабыть», «хранить в чистоте и совесть и руки», а завершается кодекс пожеланиями «быть не гневным, беззлобным, добродетельным быть».

Доминантной особенностью гражданина, по Кантемиру, является нравственная воспитанность человека. Он писал: «Сколь человек ни искусен и ни украшен различными знаниями, больше ещё скажу, сколь он ни принёс пользы народу, но если он не сумел заслужить любовь добронравием, недолго будет стоять его слава, забудут его люди» [2, с. 172].

Смена мировоззренческих ориентиров и ценностей в этот период была связана с научной, литературной, педагогической деятельностью М.В. Ломоносова, который был пропагандистом государственного образования россиян всех сословий.

Если Кантемир акцентировал внимание на нравственном воспитании «совершенного человека», то Ломоносов - на умственном развитии. В формировании истинного сына отечества, считал он, первейшая роль принадлежит науке: «занятия наукой не самоцель, а средство воспитания гражданской добродетели». Связывая прогресс страны, её будущее с наукой, Ломоносов слагает своеобразный гимн наукам: «кто к добродетелям путь отверзает? - наука; кто отвращает от пороков? - наука; кто рассеянные народы в общество собрал ? - наука; кто построил грады и открыл страны отдалённые морями? - наука» [4, с. 184]...

Благодаря Ломоносову отечественная педагогическая мысль обогатилась новыми представ-

лениями о формировании гражданственности. Истинный гражданин - просвещённая науками личность, соизмеряющая активность в познании и практической деятельности с идеей общественного Блага и величия России. Воспитание гражданственности - это формирование такой личности, которую просветитель связывал с умственным развитием и нравственным просвещением. Так в этом процессе сходятся две равнозначные составляющие - нравственное и умственное воспитание.

Рассуждения о «совершенном человеке» Ломоносов воплотил в образе Петра I, он прославлялся поэтом как неповторимая , творческая личность, русский характер, работник, патриот, что «Россию, варварством попранну, с собой возвысил до небес». Другой «совершенный человек» - лирический герой его од: это сын Отечества, восхищающийся тем, что уже сделано для страны и что можно ещё сделать для её дальнейшего процветания.

Во вторую треть ХУШ века просветители , не отрицая важности воспитания «внешнего человека», подчёркивали необходимость формирования внутреннего мира человека, его творческих способностей, нравствебнной позиции, гражданин - это добродетельная, просвещённая науками личность, соизмеряющая свою деятельность с пользой Отечеству, а поведение с общественными нормами. Во вторую треть закрепляются важнейшие педагогические открытия предшествующей поры и проектируются новые идеи, способствующие комплексному подходу к воспитанию «истинного сына отечества».

Третий этап - это эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, время интеллектуального подъёма и особой стадии социокультурного развития: растёт число учебно-воспитательных заведений, театров, библиотек, книгоиздательств, сделан прорыв в области теории эстетики и педагогики. Появляется небывалое количество трактатов, авторы которых исповедовали идею общественного договора, естественного равенства людей, внесословную ценность человека, ратовали за распространение образования и наук.

Россия смотрела на Европу как на школу воспитания, что способствовало возникновению огромного интереса к педагогическим идеям Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Г. Гельвеция.

Пришло время, когда отдельные идеи об образовании и воспитании стали оформляться в теорию, именно в этот период создаётся теория воспитания «истинного сына Отечества» - граж-

данина. В данном временном контексте наибольший интерес представляют работы просветителей И. Бецкого, Н. Новикова, А. Радищева.

Интенсивно осваивая достижения западной педагогики, с одной стороны, и опираясь на лучшие традиции отечественной школы воспитания, с другой - они включились в поиск рационального соотношения национальных и общечеловеческих начал при создании самобытной системы русского воспитания.

И.И. Бецкой (1704-1795), как идеолог образовательной политики государства, в своей деятельности ориентировался на «Наказ императрицы Екатерины II» («.. .правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами») и манифест «О должностях человека и гражданина». Он является автором теории воспитания «новой породы людей», призванной нести государственную службу, исполняя свой долг перед государем и отечеством. Сущностные особенности « людей новой породы», по его теории, -благородство и честь, личное мужество и преданность монарху, олицетворяющему государство.

Дальше пошёл в теории воспитания гражданственности Н. Новиков (1744-1818). Ему принадлежат слова, не потерявшие своей актуальности и сегодня: «Благополучна та страна, где юношество к пользе государя, ко благосостоянию общества, ко преодолению господствующих в народе предрассуждений и к собственному своему благополучию воспитывается» [5, с. 121]. В этом рассуждении по сути сформулирована цель воспитания «подпоры государства». В его работах («Философ», «О воспитании и наставлении детей», «Об эстетическом способе обучения».) появляется мысль о совершенном человеке. Следуя за ранними просветителями, Новиков в первый период своего творчества проповедовал необходимость наполнить своего воспитанника суммой знаний и моральными правилами, ибо «познание истины должно приводить к любви и исполнению добродетели». Во второй период его педагогическая мысль сложно преодолевала представление о человеке как пассивном объекте. Размышляя о человеке, он в статье «О достоинствах человека в отношении к богу и миру» «венцом природы», звеном в «бесконечной цепи действительно существующих веществ», человек, утверждает философ, одновременно «цель» и «средство», осуществляющее движение к совершенству, он «долженствует своему отечеству и каждому сочеловеку служить и быть полезен» [5, с. 84].

Каков же «совершенный человек» по Новикову?

Его отличают «устремленность к знаниям и нравственному совершенствованию собственной души», . «любовь к отечеству, любовь к благу общественному», . «готовность посвятить имения и жизнь к подкреплению государства и благополучию сограждан». При формировании этих характеристик воспитатель должен учитывать право ребёнка на свободное развитие его природных сил, способностей, мотивов учения («важно, чтобы дети заохочивались к дальнейшему учению для собственной своей и отечества своего пользы») [5, с. 146].

В его педагогической концепции утверждается впервые личная польза и польза государства едины, а «счастливые люди - полезные граждане», они служат совершенству государства. Сильная сторона педагогических идей Новикова - их практическая направленность: семья является естественной средой формирования будущего сына отечества, именно в семье он получает представления о национальных традициях, учится любить родной язык, отечественную культуру, осознаёт собственную принадлежность к своему народу, государству, а знакомство с «достойными историческими достопамятностями, служащими пользе», занятия науками, что «приносят обществу великие пользы», искусством, которое «воздействует на нравственность и внушает общественные идеалы», - всё это «образовывает разум и сердце». Жизненность подходов к воспитанию и обучению детей отражают новые ценностные ориентации: - гражданские права человека и его обязанности перед обществом [5, с. 274].

В последнюю треть XVIII века наблюдается сближение общефилософских, эстетических и педагогических теорий. Наиболее ярко это проявляется в наследии А. Радищева (1749-1802). Центральным звеном в философско-педагогичес-кой концепции этого мыслителя является учение о совершенном человеке - «истинном сыне отечества». По Радищеву, категория совершенства является основанием «для иерархии существующих форм бытия: недвижное, вневременное совершенство, совершенство движущегося космоса и земной природы, совершенство человека (физическое и духовно-нравственное) и, наконец, совершенство общества». Человек есть высшая мера совершенства «в земной вещественности». Его стремление к совершенству существует объективно в собственном нравственном мире и

созданном им социуме. Нравственное самосовершенствование является активным, преобразующим жизнь началом. А важнейшие качества совершенного человека - познавательная сила разума, величие души, свободная воля [7, с. 135-142].

Эти теоретические положения определили педагогические изыскания Радищева, который заговорил о воспитании как о творческом, многофункциональном процессе, цель которого -готовить воспитанника для деятельной жизни, формировать любовь к Отечеству, наукам и художествам, развивать творческие способности, нравственность, быть нетерпимым к злу, «стать философом». Такая объёмная целевая установка воспитания «совершенного человека» охватывает физическое воспитание, трудовое, умственное, эстетическое, нравственное. За воспитание несут ответственность семья, общество, государство.

По Радищеву, главный воспитатель - семья: она определяет смыслы жизнедеятельности своего ребёнка, которому надлежит начинать службу «со зрелыми нравами» и помнить, что «нет низкого состояния в служении отечеству».

Человек - существо общественное, поэтому воспитывать его следует в обществе и для общества, которое «вселяет в нас ряд своих мыслей», предъявляет свои требования: исполнение обычаев и нравов, выработанных стремлением человека к общежитию, совершенству; исполнение «гражданских и священных законов», небрежение которых «отлучает человека от добродетели, благодаря которой приобретаем общую доверенность и почтение».

Государство должно прилагать «особливое старание о воспитании», обеспечивая развитие сети образовательных учреждений. Глава государства должен «стремиться возвысить души своих подданных» собственной деятельностью, подвигнуть их «к гражданской службе во всех частях России».

Мысли об ответственности семьи, общества, государства за воспитание молодого поколения, за формирование гражданственности, которая понималась Радищевым как интегрированное качество, определяющее ценностные ориентиры, нравственные убеждения и потребность делать добро, не потеряли своей актуальности и сегодня.

В статье «Беседа, что есть сын отечества» писатель-философ перечисляет «качества истинного гражданина», что создаются «воспитанием и просвещением»: это трудолюбие и прилежание, «охота благотворить всем и умное сострадание»,

любовь к Отечеству и «также к наукам и художествам», причем подчеркивается, что любовь к Отечеству - действенна, а науки должны научать «человека его обязанностям».

Автор считает необходимым изменение «системы общественного воспитания» на правилах гражданственности - любви к Отечеству, - тогда «успехи воспитания, восходящие к предложенной цели исполинскими шагами, будут встречены просвещённой Европой с изумлением» [1, с. 381].

Интересным фактом в системе развития воспитания и образования в России были в этот период публикации двух статей Н. Карамзина: «Нечто о науках, искусствах и просвещении», «О любви к Отечеству и национальной гордости» и работы П. Плавильщикова «Нечто о врожденном свойстве душ российских».

Возникшая между авторами дискуссия по проблемам русского национального характера включила в орбиту споров вопросы воспитания россиян. И писатель, историк Карамзин, и драматург, педагог Плавильщиков считали просвещение гарантом развития нации, но на частные вопросы воспитания их взгляды разнились.

Определяя долг человека перед Отечеством, Карамзин писал: « Все могут и должны служить отечеству. Герой разит неприятелей или хранит порядок внутренний, судья спасает невинность, отец образует детей, учёный распространяет круг сведений, богатый сооружает монументы благотворения, господин печётся о своих поданных, владелец способствует успехам земледелия - все равно полезны государству.» Однако он утверждал: «Душа и просвещенный образ всего народа - просвещённое дворянство» [3, с. 91-92].

Просвещённый человек- патриот. Опорой патриотизма является любовь к отечеству, гордость его славой. Патриот «отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости,» радуется успехам нашей культуры, знает и любит свой язык («.. .язык нужен для патриота.»)...

Воспитание и распространение просвещения - способ совершенствования человеческой души, гармонизации отношения человека с миром, сила , преобразующая духовное и социальное бытие [3, с. 44-46].

Анализ статей Карамзина в педагогическом аспекте даёт основание сформулировать выдвигаемые им задачи, стоящие перед государством в области просвещения: воспитание патриота, человека долга, понимающего социальную значи-

мость образования и личного совершенствования как условия благоденствия страны.

Если Карамзин полагал: дворянству «слава и счастье отечества особенно драгоценны», то Плавильщиков считал, что стяжал « славу России под Полтавой, Берлином, Колунной и Чесмой русский человек», включая в это понятие все сословия. Он выступил с резкой критикой дворянского космополитизма, «язва модного воспитания», по его мнению, явилась результатом стремления правящих кругов отгородиться от простого народа, хранителя нравственных и национальных традиций.

Поднимая вопросы образования и воспитания, Плавильщиков твёрдо выступал против засилья иностранных учителей, приехавших в Россию в поисках лёгкого заработка. Эти учителя не знают истории страны, не могут понять её настоящего, не знают или плохо знают язык, родной для их воспитанников, которые, веря воспитателю - иностранцу, привыкают «презирать Россию и пленяться иностранным». Заключает свои размышления о домашнем дворянском воспитании Плавильщиков словами: «.язва модного воспитания, низкопоклонство пред иностранщиной, заразило большую часть дворянства, в которых науки и художества должны обретать своих покровителей, и до того довела некоторых именем знатности облечённых, что они об русском и слушать не хотят.» [1, с. 233].

Основываясь на особенностях национального характера (беглость ума, природное любопытство, интерес к неизведанному.), писатель-публицист, как истинный просветитель, ратует за русских учителей - наставников юношества и призывает их знать своё отечество «исторически, географически, философски», ибо ценность человека и его деятельности определяется связью с отечеством.

Внимание в процессе полемики к проблемам национального характера способствовало тому, что абстрактный идеал совершенного человека наполнился конкретно-историческим содержанием, и вывело дискуссию на воспитание патриотизма.

Понятие «патриот», как утверждают авторы названных статей, многозначно: его отличает «физическая, моральная и политическая любовь к отечеству», гордость принадлежностью к своей науке, к славе своей страны, её культуре, чувство собственного достоинства. Всё это достигается просвещением ума и сердца.

Анализ работ просветителей XVIII века в аспекте проблемы воспитания гражданина позволили проследить его эволюцию: совершенный человек - добродетельная просвещенная науками личность - истинный сын отечества - патриот.

Пройден путь от воспитания гражданина на основе абстрактных добродетелей к воспитанию патриота России с учётом конкретных особенностей русского национального характера.

При всех издержках домашнего воспитания и государственного образования в XVIII веке следует констатировать: последующие исторические события засвидетельствовали, что выдвинутые просветителями задачи воспитания гражданина-патриота выполнены и подтверждены подвигом русского человека в Отечественной войне 1812 года. Её герои, чьи портреты составляют «Военную галерею» в Эрмитаже, а это более трёхсот генералов, воспитывались в 80-е, 90-е годы XVIII столетия.

Библиографический список

1. Избранные произведения мыслителей второй половины XVIII века в 2-х томах - М., 1952.

2. Кантемир А.Д. Собрание сочинений: В 2 т. - Л., 1956.

3. Карамзин Н.М. Избранные статьи, письма -М., 1982.

4. ЛомоносовМ.В. Собрание сочинений - М.; Л., 1959.

5. Новиков Н.И. «Смеющейся Демокрит» -М., 1985.

6. Прокопович Ф. Избранные сочинения - М.; Л., 1961.

7. Радищев А.Н. Собрание сочинений: В 3 т. - М.; Л., 1952.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.