РАЗДЕЛ IV
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности
УДК 37(091):37.034:1(091)
Корниенко Елена Ревовна
Кандидат педагогических наук, ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии Северного государственного медицинского университета г. Архангельск, lenarevo.kamal@ mail.ru
ПЕДАГОГИКА ПРОШЛОГО КАК ИСТОК ПЕДАГОГИКИ БУДУЩЕГО
Kornienko Elena Revovna
Candidate ofScience in Pedagogy, Senior Lecturer ofPedagogy and psychology in the North State Medical University, Arkhangelsk, [email protected]
PEDAGOGY OF THE PASTAS THE SOURCE OF FUTURE
PEDAGOGY
Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в каждом временном отрезке истории имеют свои особенности. Это побуждает философов, психологов и педагогов того или иного исторического периода рассматривать указанную проблему под тем углом зрения, который отражает данные особенности в большей мере.
Постоянная «убыль» народа, констатируемая на современном этапе развития российского общества, - это лишь внешнее проявление глубинных болезненных изменений, происходящих в сознании русских людей. Такое наблюдается, когда народ забывает о воспитании. К сожалению, лишь совсем недавно, на рубеже тысячелетий, губительность исчезновения воспитательного начала из сферы образования и всей культуры осознали на высоком государственном уровне. Стремительный возврат в чиновно-государственный язык понятий «воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «нравственное воспитание» и др. таит в себе опасность омертвления глубинных корневых смыслов этих слов, то есть тех смыслов, которые развивались в течение многих веков в философии и педагогической науке.
Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации и истоки современного содержания воспитания необходимо искать в истории. Так, например, выдающийся мыслитель античности Аристотель (около 384-322 до н. э.) в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый строй терпит ущерб». Воспитание в значительной степени обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу исходных ценностей; именно в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека. Стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям. Попытка
заглянуть в прошлое, обратиться к прежним системам ценностей обусловит идейные ориентиры как педагогической науки в целом, так и современной общеобразовательной и высшей школы.
Общечеловеческие ценности, не имеющие исторических и государственных границ, определяют цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели связаны главным образом с понятиями морали и нравственности. Древний античный философ Пифагор (570-490 до н. э.) отмечал, что главное для человека - «наставить душу к добру и злу».
Самая важная задача духовно-нравственного воспитания - воспитание сердца, с которым связано формирование мотивов к той или иной деятельности. Именно сердце различает добро и зло, являясь «седалищем» совести. В связи с этим русский просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие.., или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия.. .а все сие зависит от образования сердца в юношестве». «Человек склонен. к добру и злу, - отмечал психолог Э. Фромм (1900-1980); - когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать.Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе».
Воспитание в человеке нравственности всегда было приоритетным делом любого общества. Нравственность теряет свое духовное предназначение, если злые силы преобладают в моральной жизни над мотивами добра. В истории философской мысли разработано обширное учение о добродетелях. Добродетель означает «деятельное стремление к добру, к избежанию зла» (В. И. Даль), то есть человек совершает такие поступки, которые несут в себе благо, ценное для людей. Добродетель сама по себе выступает духовной ценностью человека. Это понятие является обобщенной характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нем подчеркивается деятельная форма усвоения добра. По мнению профессора архимандрита Платона Игумнова (1945 г. р.), добродетель подразумевает нравственную доблесть, которая способна восхищать и привлекать всякого человека и вести его к совершенству.
Все, что есть в человеке доброго и злого, вырастает в самом человеке; доброе - из идеальной природы его личности, злое - из фактического подчинения личности физическому миру. Желание доброго в действительности ограничено в человеке, поэтому он нуждается в поддержке различных мотивов. Эмпирические мотивы добродетели конечным образом опираются на практическое соображение. Что представляется человеку истинно выгодным, то и является двигателем поступков. Все расчеты человека о выгоде не имеют никакого отношения к содержанию морального сознания, так как они преследуют не осуществление нравственного идеала ради его безусловной истинности, а лишь
осуществление некоторых добродетельных поступков ради их предполагаемой выгодности. Безусловно, такими поступками человек не может внести в мир ценность нравственного порядка.
Обращение к нравственным проблемам добра и зла, добродетели и порока было традиционным для философской и педагогической мысли. Например, древнекитайский философ Конфуций (около 551-479 до н. э.) рассматривал человека не как изолированного от общества индивида, а как связанного со всеми людьми природными, родовыми и общественными узами. Поэтому и нравственный идеал добродетельного человека непосредственно связывался у Конфуция с социальным порядком. По мнению философа, овладение человеком совокупностью норм общежития позволяет ему поступать нравственно в различных жизненных ситуациях, с достоинством избегать разного рода столкновений. Нравственные нормы воздействуют на чувства, мысли, поступки человека, несут в себе элемент организации, сплоченности людей и порядка в обществе. Каждый человек выполняет в обществе определенные обязанности. От того как он их выполняет, зависит не только его жизнь, но и благополучие других людей и общества в целом [1, с. 151].
Представляется интересной у Конфуция классификация людей на три категории в зависимости от нравственных качеств: благородный, средний и мелкий (низкий) человек.
Благородным человеком, по мнению философа, можно считать того, кто постоянно совершенствует себя, чтобы в свою очередь, обеспечить благоденствие своим близким, своему народу. Благородный человек постоянно стремится к добродетели и заботится о том, чтобы не только в поступках, но и в мыслях не было ничего дурного, чтобы торжествовала справедливость.
Если образ благородного человека выступает у Конфуция нравственным идеалом, к которому люди должны стремиться, то образ мелкого человека несет в себе все негативное, осознавать его нужно, как нравственное падение. Если благородный человек способствует тому, чтобы в людях торжествовали добродетель, доброе и прекрасное, то мелкий человек наделен отрицательными качествами: самоуверенность, категоричность, себялюбие, поглощенность материальным интересом, склонность ко лжи, упрямству; трусость, заносчивость, распущенность, пренебрежение и т. д. [2, с. 157].
Конфуций в своем трактате, характеризуя благородного человека, выделяет следующие добродетели: сострадание ко всем живым существам, скромность, чувство стыда, умение отличать добро от зла, истину от заблуждений. Высшей «от Неба добродетелью» он считает человечность, гуманность, любовь к людям, служение им. Человечность как высшая людская добродетель «не бывает одинокой», к ней относятся совестливость, твердость устремлений, ученость, справедливость и честность, доброта и искренность, правдивость и милосердие, почтительность, храбрость, великодушие, сметливость и т. п.
Человечность, с точки зрения философа, выступает важнейшей духовной основой общества. Лишь тот, кто добродетелен, умеет любить людей. Благородному человеку присущи такие нравственные качества, как вежливость в поведении, точность на службе, мужество, знание людей, добро в поступках,
смиренность - что позволяет достичь совершенства. А совершенным, с точки зрения китайского мудреца, можно считать того, кто предпочитает справедливость личной выгоде, жертвует собой в момент опасности, но не погибает безрассудно. Также благородный человек стремится соблюдать следующие нравственные принципы: ясно видеть и слышать своего собеседника; при общении с людьми следит, чтобы выражение лица всегда оставалось ласковым, а поступки - почтительными, речь - искренней; думает о справедливости. Однако чувство справедливости, которое благородный человек ценит выше всего, не означает всепрощение [5].
Вслед за Конфуцием русский просветитель Н. И. Новиков в статье «К добродетели» обозначил следующие нравственные качества человека: благо-родность за услуги, стремление взаимному благосостоянию, примиримость, великодушие; искренняя любовь, почитание людей братиями, признание че-ловеков за человеков, истинное человеческое достоинство, благотворение и помощь нуждающимся, ограничение в забавах, отказ от удовольствия и наслаждения, владение собою, жертвенность во имя добродетели, терпение в страдании, бодрость в несчастьи, преодоление трудностей, сохранение невинности, спокойствия; сожаление, благодетельность, терпение, постоянство, спокойствие, бодрость, уступчивость, любовь к истине, любовь к праводе-тельности, чистосердечие, честность, откровенность, трудолюбие, взаимопомощь, смирение, скромность, доброе поведение, общеполезное поведение, снисхождение и др. [3, с. 314].
Мыслитель выделял среди них главные добродетели, «коим дети и молодые люди должны быть научаемы и в которых беспрестанно упражнять их надлежит»: повиновение, уступчивость, любление истины и честности, трудолюбие, порядок в делах, смирение, скромность, человеколюбие, удовольствие в благотворении, владение самими собой, отрицание сильных чувственных похотей, терпение в страдании, постоянство в несчастии, неустрашимость в опасностях.
Взгляды на добродетельного человека у древнекитайского и русского философов схожи: Конфуций благородный человек сострадание скромность
умение отличать добро от зла умение отличать истину точность на службе мужество добро
совестливость честность искренность правдивость
Н. И. Новиков
добродетельный человек
^ не стыдиться слез сожаления
^ скромность
^ благодетельные мысли
^ любовь к истине
^ порядок в делах, прилежание
^ мужество
^ чистосердечие
^ следовать совести
^ честность
^ чистосердечность
^ творить правду
почтительность храбрость
^ уважение, дружество
^ смелость и неустрашимость
^ великодушие
^ повиновение, уступчивость, смирение
^ следовать совести, творить правду
^ благоволение ко всем, благотворение
великодушие смиренность
справедливость человечность
Русский философ считал представленные добродетели благородными «предводительницами» в жизни человека.
По мнению Н. И. Новикова, добродетель предполагает «доброе сердце», то есть такое «качество души», которое указывает смысл жизни в «общей пользе и охраняет от «неправды и сребролюбия», побуждает пользоваться благами по заслугам, соответственно «благоразумию и способностям» и выполнять долг «с истинной верностью и неослабеваемым прилежанием» [4, с. 184]. Н. И. Новиков в статьях своих издаваемых журналов указывал, что не корысть, а внутреннее удовлетворение должно руководить человеком.
Китайский мудрец Конфуций считал, что человек от рождения добр, но он утрачивает свои добродетели, совершает безнравственные поступки. Подобное происходит, по мнению Конфуция, в силу того, что человек начинает терять благородные качества под влиянием дурного общества и отсутствия должного воспитания и культуры общения. Поэтому важную роль в осознании всеми людьми необходимости выполнения своих обязанностей, нравственных норм поведения Конфуций отводил системе воспитания. Человек должен тратить все свое свободное время на обучение, постигать высшую степень знания, которое начинается с познания самого себя. Благоустройство в самом себе позволяет человеку сознательно и правдиво мыслить, сердцем быть чистым и добродетельным. Вырабатывать в себе благородную душу, с точки зрения Почтенного Учителя (Конфуций), может любой человек, если начнет формировать в себе добродетель. Человек в состоянии улучшать свою нравственную природу [5, с. 132-146]. Таким образом, Конфуций приоритетным в жизни человека считал образование, познание самого себя, воспитание сердца. Исходя из анализа педагогического наследия Н. И. Новикова, можно заключить, что взгляд его на человека во многих аспектах идентичен древнему философскому этическому учению.
Так, Н. И. Новиков тоже отмечал, что добродетель формируется внешним образом. Это то, что привносится в человеческую природу, задается, воспитывается, в широком смысле прививается. Поэтому добродетель складывается под воздействием внешних усилий. Нравственность приобретается в сфере публичности, внешних отношений, в контроле не только со стороны государства (через наказание и награду) и публичных отношений в целом (через порицание и одобрение), прежде всего над самим собой. Внешняя и внутренняя дисциплина, контроль необходимы для поддержания добродетели. «Но к сему нужны долговременные рассуждения, намерения... и беспрестанные старания, которые бы могли нас удерживать на пути добродетели» [6, с. 376], -писал Н. И. Новиков. Нравоучение или практическое наставление нуждается
в правилах, благодаря которым становится возможным рассмотрение видов добродетели: прямое добросердечие, благожелательство, гостеприимство. Именно такие правила составил Н. И. Новиков в статьях «О образовании сердца» и «Всеобщие правила», опубликованных в журнале «Прибавления к Московским «Ведомостям» (1783-1784). Просветитель указывал на зависимость человеческих добродетелей от наставления, воспитания, внешних обстоятельств, от божественного провидения.
Конфуций заявлял, что если игнорируются учеба и воспитание, то добродетельные достоинства могут перейти в порок; поэтому устремленность к добродетели освобождает от всего дурного. Той же точки зрения придерживался Н. И. Новиков. Более того, он считал, что грехи и пороки «ослабляют и унижают дух человеческий..., делают человека бесполезным, презренным, вредным членом человеческого общества» [7, с. 294]. Н. И. Новиков призывал «споспешествовать образованию сердца», так как тем самым будет оказана большая польза роду человеческому и его благополучию [8, с. 299].
Рассуждая об истинном благополучии, к которому стремятся все граждане, княгиня Е. Р. Дашкова (1743/1744-1810) пришла к заключению, что оно состоит не в богатстве, чинах, могуществе и роскоши. Человеческое благополучие и счастье надо искать в добродетели. «Добродетель вообще, - по мысли Е. Р. Дашковой, - есть то душевное расположение, которое постоянно устремляет нас к деяниям полезным нам самим, ближним нашим и обществу» [9, с. 34]. Говоря о важнейших человеческих добродетелях, которыми являются человеколюбие, благоразумие, великодушие, смиренность, благодетельность, кротость, терпение, снисходительность и др., княгиня подчеркивала, что эти «добродетели рождают благонравие,.. .без которого народы благоденствовать не могут» [9, с. 35].
В рассуждениях об идеальном государственном деятеле княгиня Е. Р. Дашкова также обращалась к авторитету Конфуция, который считал, что «не довольно знать добродетель; надобно ее любить, а любя надобно ею обладать. Сие священное правило, для всех состояний полезное, долженствует паче впечатлено быть в сердцах великих вельмож» [9, с. 36].
Философ-просветитель Н. И. Новиков считал одним из «украшений» человека добродетель, и «первейшее упражнение и старание» человека состоит в том, чтобы «успевать в предписанных добродетелях» [10, с. 221]. Н. И. Новиков последовательно в «Рассуждении о бессмертии души», размышляя о «будущей жизни» человека, проводит мысль о награждении и «мучении» в будущей жизни: человек должен быть оправдан или осужден, «смотря по добрым и злым его действиям»; нет в «сём свете» различия между «состоянием добродетельных и порочных»; нет «должного возмездия» за добродетель и «мучения» за порок, которое соответствовало бы «великости оного»; необходимо, чтобы «высочайшее существо» (Бог) оказывало человеку свое либо благоволение, либо негодование; добродетельные люди не получают награждения, «безза-конники» наказания; в другой будущей жизни мучения и награждения должны распределяться «каждому соразмерно прежнему его поведению; «взирая» на
людей, бог должен наградить добродетель и наказать порок воздаянием точно соразмерным заслуге и преступлению каждого. В заключение просветитель утверждал, что «добродетель всегда восторжествует над пороком».
Таким образом, добро - это благо, благоденствие как для человека, так и для общества; тогда как зло олицетворяет собой все «печальные» стороны социального бытия, что является следствием дисгармонии людей, нарушающих нравственные нормы общежития. Состоит оно в нарушении человеком положительных ценностей.
Воспитание общечеловеческих моральных ценностей занимает важное место в современном обществе, поскольку утрачиваемая людьми нравственность ведет к девальвации духовной жизни человека. Обращение к морали на основе историко-философского исследования проблем добра и зла, добродетели и порока может оказать положительное влияние на демократические преобразования в нашей стране. Этот процесс требует формирования гражданина и патриота, наделенного лучшими добродетелями во имя процветания России.
Общенациональные интересы требуют, чтобы общество и государство, озабоченные сохранением своей целостности, должны помочь молодому поколению сориентироваться в реальном соотношении борющихся и воспитывающих его сил, отличить истинные ценности от мнимых и ложных, достойные цели от недостойных. Концепция воспитания современной российской молодежи, предполагающая определение цели воспитания - формирование личности в соответствии с идеалом молодого человека, соотнесенным с историческим периодом развития общества, должна быть действенной и жизнеспособной. Обращение к прошлому, в частности к идеям гуманизма, к философии морали, к наиболее важным этическим категориям добра и зла, добродетели и порока, отвечает современным задачам нравственного воспитания молодежи.
Библиографический список
1. Конфуций. Я верю в древность [Текст]/ Конфуций. - М., 1995. - 425 с.
2. Древнекитайская философия. [Текст]/ В2т. М., 1972, т. 1. - 362 с.
3. Новиков, Н. И. Избранные сочинения [Текст]/ Н. И. Новиков. - М.; Л.: Гослитиздат, 1951.- 774 с.
4. Новиков, Н. И. О воспитании согласном с избираемым образом жизни [Текст] / Н.И.Новиков // Покоящийся трудолюбец. - 1789. -Ч.1.- 598 с.
5. Васильев, В. А. Конфуций о добродетели [Текст] / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. - 2006. -№6.- С. 132-146.
6. Новиков, Н. И. О добродетели [Текст] / Н. И. Новиков // Утренний свет. -1780. -Ч.9 (май-август). - 547 с.
7. Н. И. Новиков и его современники [Текст]/ Об образовании сердца. 1. Вообще. // Избранные сочинения. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 448 с.
8. Н. И. Новиков и его современники [Текст]/ Об образовании сердца. 1. Вообще. // Избранные сочинения. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 448 с.
9. Дашкова, Е. Р. Об истинном благополучии [Текст] / Е. Р. Дашкова // Собеседник. - 1783. - Ч. 1.-269 с.
10. Новиков, Н. И. Рассуждение о бессмертии души [Текст] / Н. И. Новиков // Вечерняя заря. - 1782. -Ч. 1.- 683 с.
УДК 377
СайгушеваЛюдмила Ивановна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления образованием Магнитогорского государственногоуниверситета, [email protected], Магнитогорск.
Томчикова Светлана Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием Магнитогорского государственногоуниверситета, Магнитогорск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Saigusheva Lyudmila Ivanovna
EdM (candidate of pedagogical science), professor of Education Management Department ofMagnitogorskState University [email protected], Magnitogorsk
Tomchikova Svetlana Nikolayevna
EdM (candidate of pedagogical science), associate professor of Education Management Department of Magnitogorsk State University, Magnitogorsk
PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF TOE POSITION OF TOE SUBJECT OF TOE STUDENTS OF TOE COLLEGE OF EDUCATION
Субъектная нроблематика в настоящее время занимает центральное место в теоретических и нрикладных исследованиях всех наук о человеке и нред-ставляет нриоритетное нанравление в изучении нсихолого-недагогических механизмов личностного и нрофессионального развития людей.
Среднее нрофессиональное образование становится в нашей стране все более востребованным. Одна из его актуальных задач - стимулирование самосовершенствования человека, его самонреобразование и саморазвитие. В данном аснекте студент рассматривается как самоорганизующийся субъект учебной и нрофессиональной деятельности.
В работах ученых (К. А. Абульхановой-Славской, Е. И. Исаева, А. В. Леонтьева, А. Г. Маслоу, Н. К. Сергеева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова и др.) человека различают, с одной стороны, как субъекта жизнедеятельности и, с другой, - как субъекта внутреннего, нсихического мира. Человек как субъект жизнедеятельности - это субъект изменений и развития основных условий