ЛИТЕРАТУРА
1. Колесов В.П. О классификации компетенций / Высшее образование сегодня. — 2006. — № 2.
2. Кузьмичева Т.Ю. Формирование научной и профессиональной компетентностей // Физика. — 2008. — №2.
3. Евдокимов М.А., Филиппенко О.В. Задачи профессиональной направленности и их роль в реализации компе-
тентностного подхода // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. — 2007. — № 2 (8).
4. Пайкес В.Г., Ерюткин Е.С., Ерюткина С.Г. Дидактические материалы по физике. 9 класс: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи. 2-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2001.
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.Н. Поддубная, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета, (928) 4684358, [email protected]
Статья раскрывает содержание деятельности социального педагога по формированию социальной компетентности учащихся современной школы в аспекте модернизации образования, содержит программу групповой социально-педагогической поддержки, ориентированную на учет особенностей поликультурного образовательного пространства Республики Адыгея.
Ключевые слова: компетентность, социальная компетентность, программа социально-педагогической поддержки учащихся, этнокультурный компонент, ядро социальной компетентности школьников.
SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT PROGRAM AS MEANS OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN PUPILS OF MODERN SCHOOL DURING SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY
Poddubnaya T.N.
The paper discloses the contents of activity of the social teacher on formation of social competence in pupils of modern school in the education modernization aspect. The paper contains the group socio-pedagogical support program taking into account specific features of multicultural educational space of Adygheya Republic.
Key words: competence, social competence, the program of socio-pedagogical support of pupils, ethno-cultural component, a core of social competence of pupils.
В современных условиях обострения социальных проблем остро встали вопросы незащищенности несовершеннолетних, роста насилия в отношении детей в образовательных учреждениях, в семье, на улице, асоциальных проявлений в детской среде. Вызывает обоснованную тревогу и отношение детей к себе, своему здоровью, окружающей среде. Все это позволяет сделать важный, на наш взгляд, вывод: социальная ситуация развития ребенка в начале третьего тысячелетия нуждается в научном осознании и прогнозировании перспектив социализации детей, что требует концентрации усилия всех субъектов защиты и поддержки мира детства — воспитателей, педагогов, исследователей, практиков и др.
Традиционное образование, направленное на объектное познание окружающей среды, передачу знаний, уме-
ний, навыков и не затрагивающее субъектную позицию человека, переживает кризис. Оно не отвечает современным требованиям и запросам человека, в связи с тем что обеспечивает лишь готовность личности к освоению объективного мира и не позволяет ей развивать собственную субъектную позицию. Современная парадигма преобразовательной деятельности требует выхода за рамки традиционного образования, открывая новые возможности построения образования в аспекте его гуманизации. Сложившаяся сегодня социокультурная ситуация в России характеризуется, прежде всего, прерванной социальной функцией образования, заключающейся преимущественно в том, что образование является средством социальной преемственности, средством передачи знаний, опыта подрастающему поколению. В этой связи школа выступа-
ет главнейшим образовательным институтом, средством формирования у учащихся представлений об окружающем мире, трансляции молодому поколению опыта социального взаимодействия в социокультурной среде.
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. определены новые социальные требования к системе российского образования, определяющие школу важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности; модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. При этом на общеобразовательную школу возлагается функция формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Важнейшие задачи воспитания состоят в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [5]. Иначе говоря, достижение нового качества образования неразрывно связано с ориентацией на обеспечение ком-петентностного подхода к содержанию образования, т.е. на формирование у учащихся способности применять полученные знания, умения и навыки для решения практических задач.
Следует отметить, что компетентности подход в образовании только начинает формироваться в научную теорию. «Компетентность — это готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества» [6, с. 54]. Быть компетентным, по мнению Л.Е. Солянкиной, «значит быть способным в случае необходимости мобилизовать полученные знания и опыт» [7, с. 17]. А для этого, по правомерному мнению В.В. Краевского и Е.В Бережновой, «усилия всей системы образования и каждого педагога в отдельности должны быть нацелены на развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации, формирование у них умения отстаивать свои права при наличии высокого уровня правовой культуры» [6, с. 54].
Совокупность обсуждаемых сегодня оснований модернизации образования в общем и школы в частности отражает появившийся в педагогической науке взгляд ученых на основной результат деятельности образовательного учреждения — формирование у обучаемых набора ключевых компетенций, существенное место среди которых принадлежит социальной компетентности — «совокупности знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, личностных качеств, обеспечивающих адаптацию личности в обществе и
способствующих ее самореализации, самоактуализации, самоопределению» [4, с. 17]. Е.Н. Дронова выделяет следующие показатели социальной компетентности подростка: сформированность навыков само- и взаимоподдержки; знание своих прав и умение их отстаивать, личная ответственность за совершаемые действия; владение средствами общения и конструктивного взаимодействия; способность адаптироваться в новых ситуациях; успешное выполнение социальных ролей, дисциплинированность; расширение субъектного опыта и т.д. [3, с. 104—106].
Формирование у учащихся социальной компетентности в сфере образования не только имеет первостепенное значение для решения ключевых задач развития современной школы, но и выступает в качестве условия развития в России гражданского общества. Оценивая российские нормативные правовые акты (Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ (с посл. изм. и доп.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.), определяющие вектор развития образовательной политики в аспекте модернизации современного образования, мы склонны определять формирование социальной компетентности учащихся как приоритет системы образования, необходимое условие повышения его качества.
Вопросы формирования у школьников социальной компетентности актуализируются с момента ратификации нашей страной Конвенции ООН о правах ребенка (1989), предусматривающей необходимость правового просвещения детей, формирования у них навыков самозащиты и самопомощи с целью проявления активной субъектной позиции при решении собственных проблем. В связи с этим в российских школах реализуется целостная программа гражданско-правового образования и воспитания. В соответствии с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования (учебные планы для школы предусматривают изучение интегрированного курса «Обществознание», вариативная часть которого может включать несколько авторских вариантов курса «Граждановедение» (5—9 кл.), «Общество и я» (5—6 кл.), «Азбука гражданина» (6—7 кл.) и др.) в школах изучаются курсы по выбору, факультативы: «Политика и право», «Права человека», «Основы права» и др. [5]. Вместе с тем в работе по формированию у учащихся социальной компетентности важнейшая роль принадлежит не только учителям, но и специально подготовленным кадрам — социальным педагогам, призванным дополнять и развивать многоплановую деятельность учреждений социально-педагогической инфраструктуры, взаимодействовать с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи государственно-общественных структур с семьей, личностью каждого ребенка.
Средством формирования социальной компетентности школьников выступила разработанная нами программа групповой социально-педагогической поддержки «Страна, где я живу в XXI веке». Данная программа
реализовывалась студентами отделения социальной педагогики Адыгейского госуниверситета в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея на классных часах в старших классах. Целью данной программы является формирование у обучаемых гуманистических социальных установок, развитие представлений о своем месте в системе социальных связей и взаимоотношений, овладение навыками самозащиты. Задачами программы выступили: расширение у обучаемых представления о своем месте в окружающем мире, существующих нормах и ценностях; формирование представлений у детей и подростков о национальных традициях адыгейского народа, своем правовом поле, о действующей нормативно-правовой базе по защите их прав; овладение обучаемыми навыками самозащиты и самопомощи; развитие ценностного отношения к себе, своему здоровью, окружающей среде. Новизна программы заключается в интегративном подходе к формированию у учащихся гуманистических социальных установок к себе как субъекту собственного развития на основе ценностного потенциала, разнообразия информации о своем социальном поле с учетом национально-регионального компонента. Учитывая, что социальная защита детства в нашем понимании носит интегративный характер, в ходе реализации программы нами были отобраны специальные темы, отражающие социокультурные, правовые, здоровье-сберегающие аспекты.
Программа рассчитана на 16 часов учебного времени и состоит из трех разделов: «Мое место в этом мире», «Мои права», «Мое здоровье», существенно расширяющих тематику основной части учебного плана и обеспечивающих специфику развития социальной компетентности школьников. В процессе реализации программы социальный педагог применяет различные формы и методы работы: диагностические методики, беседы, деловые игры, круглые столы, экскурсии, диспуты, тренинги, конкурс плакатов и т.д. Программа предполагает и использование интерактивных форм обучения, когда в ходе изложения материала возможны индивидуальные проектные разработки, самостоятельные мини-исследования учащихся: «Тайны моего имени и моей фамилии», «Кем я хочу стать?», «Вредные привычки», «Национальные традиции народов Кавказа» и др. В целом с методической точки зрения программа включает в себя три основных уровня подачи и изложения материала: репродуктивный, реконструктивный и проектный. Каждая тема предполагает совместное обсуждение материала (диспуты, круглые столы, беседы).
Особое место в программе принадлежит национально-региональному компоненту (тема «Моя родина — Адыгея!»). Представленная программа, имея универсальные характеристики, в то же время ориентирована на учет особенностей поликультурного образовательного пространства (которым является Республика Адыгея), базируется на регионально-территориальном принципе образовательной политики, когда каждый
регион вправе определять содержание образования с учетом национально-регионального компонента, опираясь на собственные сложившиеся традиции, социокультурные механизмы образования и воспитания детей. Принцип культуросообразности позволил нам определить этнокультурный компонент в качестве одного из элементов содержания данной программы, которая предусматривает культивирование и этнорегиональных ценностей. Ведь этнорегиональные ценности, лежащие в основе адыгства (человечность, почтительность, разум, мужество, честь; ребенок, его благополучие, семья как главнейшая ценность; приоритет семейного воспитания и др.) [1, 2], не противоречат базовым общечеловеческим ценностям — Истине, Добру и Красоте, — а, наоборот, их конкретизируют и дополняют. Они направлены на актуализацию гуманистических установок человеколюбия, признание человечности господствующим принципом существования этноса. Этнокультурные традиции являются своеобразным путем освоения общечеловеческих, национальных ценностей, средством преодоления превосходства, значимости традиций одной нации над другими.
Специфическая тема «Социальные болезни и как от них уберечься» раскрывает аспекты полового просвещения школьников, направлена на предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа, инфекций, передающихся половым путем, наркомании в детско-подростковой среде. Она предполагает информирование детей и подростков о наиболее опасных социальных заболеваниях — наркомании и ВИЧ/СПИДе; доступ обучающихся к достоверной информации, средствам индивидуальной защиты, углубление ориентации на здоровый образ жизни. Для изучения данной темы привлекались студенты-волонтеры (будущие социальные педагоги и социальные работники), которые прошли курс специальной подготовки в Адыгейском республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (АРЦПБ СПИД), что позволяет им осуществлять профилактическую работу среди несовершеннолетних. После проведения бесед «Представление о моем здоровье», игры «Почему мы говорим о ВИЧ/СПИДе?» и тренинга «Уверенное и ответственное поведение» учащимся раздавались буклеты, популярная литература, освещающие вопросы профилактики наркомании и ВИЧ/СПИДа, предлагалось пройти бесплатное анонимное обследование в АРЦПБ СПИД.
Программа групповой социально-педагогической поддержки «Страна, где я живу в XXI веке» носит практико-ориентированный характер, обусловленный выделением в процессе изучения каждого раздела следующих этапов: получение знаний (о себе, своей семье, социокультурном пространстве, социальных болезнях), понимание и осознание их сущности, стремление воплощать их в действительности (умение отстаивать свои права, личная ответственность за совершаемые действия, стремление к собственной защите, не нарушая при этом
Тематический план программы групповой социально-педагогической поддержки «Страна, где я живу в XXI веке»
№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Примечания (формы и методы работы)
1. Раздел 1. Мое место в этом мире Вводное занятие: Кто такой ребенок? 1 ч Анкета «Кто я?»; конкурс рисунков «Кто я такой?», «Я дома»
2. Моя семья 1 ч Диагностическая методика Рене Жиля, тест «Рисунок семьи»; игра «Мои прародители», индивидуальные проекты «Тайны моего имени и моей фамилии»
3. Моя родина — Адыгея! 3 ч Круглый стол «Мой родной край»; экскурсия в краеведческий музей; диспут «Национальные традиции народов Кавказа»
4. Я в будущем 2 ч Доклады «Кем я хочу стать?»
5. Раздел 2. «Мои права» Основные документы, регулирующие мои права и свободы 1 ч Беседа «Почему мы говорим о проблеме права?»
6. Ребенку о его правах 2 ч Деловая игра «Знаю ли я свои права?»; анкета «Осведомленность ребенка о своих правах»; тренинги «Права детей», «Правила для нашей безопасности»
7. Как я могу защитить себя и своих друзей? 1 ч Беседа «Куда я могу обратиться за помощью?»; тест «Проверь себя»
8. Раздел 3. «Мое здоровье» Здоровый образ жизни: что это такое? 2 ч Беседа «Как сохранить свое здоровье?»; Доклады «Вредные привычки»
9. Социальные болезни и как от них уберечься 2 ч Беседа «Представление о моем здоровье»; игра «Почему мы говорим о ВИЧ/СПИДе?»; тренинг «Уверенное и ответственное поведение»
10. Итоговое занятие «Отношение к себе и к собственной жизни» 1 ч Оформление групповых плакатов «Мои права», «Мое здоровье», «Каким я хочу стать»
Итого: 16 ч
прав окружающих, ведение здорового и ответственного образа жизни). Триада названных действий образует ядро социальной компетентности школьников.
В целом все предложенные для изучения темы, выбранные формы и методы работы ориентированы на позиционирование учащихся в социокультурном пространстве региона, определение своего места как объекта социальной защиты и субъекта личностно ориентированного образования. Ниже представлен примерный тематический план данной программы.
Как видим, содержание программы многофункционально и несет в себе значительный гуманистический потенциал, который в своей работе могут использовать как педагоги-предметники (учителя истории, обществоз-
нания, граждановедения), так и социальные педагоги, инспекторы по охране прав детей.
В целом основными показателями результативности реализации программы групповой социально-педагогической поддержки выступили: активизация субъектности учащихся к преодолению собственных проблем; развитие ценностно-смыслового отношения к себе и окружающим; повышение ответственности, заинтересованности, сформированная готовность к выполнению социальных ролей; знание своих прав и стремление к собственной защите, формирование чувства социальной защищенности и удовлетворенности образовательным процессом и др. Только в этом случае ученик становится субъектом образовательного процесса, который строится на его непосредственном опыте, активи-
педагогическое образование
зирует его социальное поведение, что является одним из условий формирования защищенного пространства социализации детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байчекуева Н.Х. Поликультурная воспитательная система в непрерывном педагогическом образовании (на материале Кабардино-Балкарской Республики). — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004.
2. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. — Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1999.
3. Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка подростков в деятельности социального педагога общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. — Барнаул, 2004.
4. Калинина Н.В. Формирование социальной ком-
петентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Психологическая наука и образование. — 2001. — № 4.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. — М.: Академия, 2002.
6. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие / В.В. Краевский, Е.В. Бе-режнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
7. Солянкина ЛЕ. Позиционирование компетент-ностного подхода в образовательном пространстве России / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2008. — № 1.
8. Тюляева Т.И. Права детей: социальные и образовательные программы / Основы государства и права. — 2005. — № 2.
АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
А.А. Калекин, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета, (4862) 556162, [email protected]
Рассматривается понятие «технология» в философии как способ восприятия и познания действительности. Технологическая подготовка школьников выполняет задачу освоения мира и своим содержанием призвана мобилизовать личность на осмысленное действие и продуктивную деятельность в профессиональной сфере.
Ключевые слова: философия, технологическое образование, синергетический подход, общеинженерная педагогика.
PHILOSOPHIC ASPECTS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
Kalekin A.A.
The concept «technology» in philosophy as a way of perception and knowledge of the validity is considered. The technological preparation of schoolchildren solves the problem of development of the world and its maintenance is called to mobilize the person for intelligent acts and productive activity in professional sphere.
Key words: philosophy, technological education, synergetic approach, general engineering pedagogics.
Современная образовательная парадигма в области трудового обучения и воспитания школьников инициировала разработку концепции технологического образования, реализуемой в школе в новой образовательной области «Технология».
Сущность человека, иерархия факторов формирования личности, общие цели образования и воспитания, выбор нравственных и эстетических идеалов и др. неизбежно вписываются в определенный философский контекст. Это касается сущности технологического образования, особенностей и противоречий его современного этапа. Рассмотрение на теоретическом уровне обозначенных аспектов технологического образования следует отнести
к его философии. Более того, исследование формирования познавательных, социально-политических ценностей, нравственных, этических и эстетических отношений человека к окружающей среде в процессе технологического образования представляет собой философский аспект рассматриваемого образования [1].
Если философию понимать как развитую культуру способности мыслить, как предельно обобщенное теоретическое видение мира, то технологическое образование создает благоприятные условия для развития личности в обозначенных направлениях. Это вытекает из самой сущности технологического этапа научно-технического прогресса, который устанавливает приоритет способа над результатом