Научная статья на тему ' подготовка будущих спeциaлистoв пo aдaптивной физическoй культурe к прoфессиoнальнo-практическoй деятельности в системе высшегo oбразoвания Луганской Народной Республики'

подготовка будущих спeциaлистoв пo aдaптивной физическoй культурe к прoфессиoнальнo-практическoй деятельности в системе высшегo oбразoвания Луганской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационно-методические основы / психолого-педагогическая и спортивно-педагогическая подготовка / будущиe спeциaлисты по aдaптивнoй физической культуре / профессионально-практическая деятельность / система высшего образования / Луганская Народная Республика. / organizational and methodical bases / psychological and pedagogical / sports and pedagogical training / future specialists in adaptive physical culture / professional and practical activities / system of higher education / Lugansk People's Republic.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прихода Игорь Викторович

В статье с современных позиций образования, науки и практики обобщены, систематизированы, проанализированы и изложены организационно-методические основы психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих спeциaлистoв по aдaптивнoй физической культуре к профессионально-практической деятельности в системе высшего образования Луганской Народной Республики, дана их краткая характеристика. Система психолого-педагогической и спортивнопедагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре, осуществляющих профессионально-практическую деятельность в учреждениях высшего образования Луганской Народной Республики, имеет особую сущность, структуру и содержание и требует комплексного и целостного подхода к ее построению, использованию и реализации. Особо выделены и рассмотрены структурно-содержательные уровни этой подготовки, а также ориентация процесса обучения студентов данного направления подготовки на принцип профильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прихода Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR PROFESSIONAL AND PRACTICAL ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article from modern positions of education, science and practice generalizes, systematizes, analyzes and discribes the organizational and methodic bases of psychological and pedagogical, sports and pedagogical training of future specialists in adaptive physical culture for professional and practical activities in system of higher education of Lugansk People's Republic. The system of psychological and pedagogical, sports and pedagogical training of future specialists in adaptive physical culture in institutions of higher education of Lugansk People's Republic has special structure and content, and requires to implement an integrated and holistic approach to its construction and use. Structural and substantial levels of this system and the principle of specialization have been placed a special emphasis to in the article.

Текст научной работы на тему « подготовка будущих спeциaлистoв пo aдaптивной физическoй культурe к прoфессиoнальнo-практическoй деятельности в системе высшегo oбразoвания Луганской Народной Республики»

УДК 378.016:796.071.4

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ nO ДДЛПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКOЙ КУЛЬТУРЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

И.В. Прихода

В статье с современных позиций образования, науки и практики обобщены, систематизированы, проанализированы и изложены организационно-методические основы психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих спeциaлистoв по aдaптивнoй физической культуре к профессионально-практической деятельности в системе высшего образования Луганской Народной Республики, дана их краткая характеристика. Система психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре, осуществляющих профессионально-практическую деятельность в учреждениях высшего образования Луганской Народной Республики, имеет особую сущность, структуру и содержание и требует комплексного и целостного подхода к ее построению, использованию и реализации. Особо выделены и рассмотрены структурно-содержательные уровни этой подготовки, а также ориентация процесса обучения студентов данного направления подготовки на принцип профильности.

Ключевые слова: организационно-методические основы, психолого-педагогическая и спортивно-педагогическая подготовка, будущиe спeциaлисты по aдaптивнoй физической культуре, профессионально-практическая деятельность, система высшего образования, Луганская Народная Республика.

TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR PROFESSIONAL AND PRACTICAL ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC

I.V. Prikhoda

The article from modern positions of education, science and practice generalizes, systematizes, analyzes and discribes the organizational and methodic bases of psychological and pedagogical, sports and pedagogical training of future specialists in adaptive physical culture for professional and practical activities in system of higher education of Lugansk People's Republic. The system of psychological and pedagogical, sports and pedagogical training of future specialists in adaptive physical culture in institutions of higher education of Lugansk People's Republic has special structure and content, and requires to implement an integrated and holistic approach to its construction and use. Structural and substantial levels of this system and the principle of specialization have been placed a special emphasis to in the article.

Keywords: organizational and methodical bases, psychological and pedagogical, sports and pedagogical training, future specialists in adaptive physical culture, professional and practical activities, system of higher education, Lugansk People's Republic.

Здоровье населения в целом и подрастающего поколения в частности является надежным залогом социальной успешности каждого общества и экономического процветания любого государства. Без этого любые общественно-политические, социально-экономические и научно-технические реформы лишены всякого смысла, ибо здоровье и жизнь являются главными личными и общественными ценностями, основными двигателями социального прогресса и государственного развития [9; 10]. К большому сожалению, в настоящее время количество учащихся (в том числе студентов) с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе инвалидов) в учреждениях различных уровней образования стремительно возрастает. Не составляют исключения и учреждения высшего образования. Теперь практически в каждой академической группе есть студенты, которым необходимо психолого-педагогическое и спортивно-педагогическое взаимодействие со специалистом по адаптивной физической культуре [7; 8].

Задача специалиста по адаптивной физической культуре (инструктора-методиста, тренера-преподавателя и др.) в этих учреждениях - скорректировать развитие организма и личности обучающихся средствами адаптивной физической культуры и мотивировать их к дальнейшему физическому, психическому, духовному и социальному развитию [11; 12].

Для успешного решения этой задачи будущему специалисту по адаптивной

физической культуре нужны широкие и глубокие системно-целостные знания о физических, психических, духовных и социальных особенностях и закономерностях развития аномальных детей в процессе обучения и воспитания [1; 2].

В современный период перед системой высшего образования Луганской Народной Республики, находящейся на этапе своей сущностной, структурной и содержательной трансформации в реалиях глобализированного общества XXI века, насущной встает проблема такой организации учебно-воспитательного процесса, ключевой доминантой которой является ориентированность на профессиональную подготовку будущих специалистов, компетентных, способных к эффективной работе, профессионально мобильных и конкурентоспособных на рынке труда [10; 11].

В условиях значительного ухудшения состояния здоровья нации особой актуальности приобретают вопросы, связанные с оптимизацией отечественной системы профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре. А исходя из того, что адаптивная физическая культура является новым направлением в учебно-

воспитательном, научно-практическом и профессионально-прикладном сегментах системы высшего образования Луганской Народной Республики, важность вышеуказанных вопросов приобретает первостепенное значение [10; 11].

Нормативно-правовую базу профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре составляют Законы Луганской Народной Республики «Конституция Луганской Народной Республики» (2014), «Об образовании» (2016), «О науке и государственной научно-технической политике» (2018), «Об основах охраны здоровья» (2016), «О культуре» (2015), «О средствах массовой информации» (2014), Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего образования» (2018), Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (уровень бакалавриата) (2018), Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (уровень магистратуры) (2018) [10; 11].

Кроме того, государственная стратегия здоровьесбережения изложена в нормативно-правовых документах, регулирующих развитие сфер физической культуры и спорта, здравоохранения и социального развития в Луганской Народной Республике, в частности в Законах Луганской Народной Республики «Об основах государственной молодежной политики»

(2015), «О неотложных мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории Луганской Народной Республики в условиях агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины» (2014), «О программе социально-экономического развития Луганской Народной Республики на 2018 год» (2018), Программе социально-экономического развития Луганской Народной Республики до 2023 года «Наш выбор» (2018) [10; 11].

Объектом исследования является психолого-педагогическая и спортивно-педагогическая подготовка будущих специалистов по адаптивной физической культуре к профессионально-практической деятельности в системе высшего образования Луганской Народной Республики.

Предметом исследования являются уровни психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к

профессионально-практической деятельности в системе высшего образования Луганской Народной Республики.

Целью исследования является изучение и анализ организационно-методических основ психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к

профессионально-практической деятельности в системе высшего образования Луганской Народной Республики.

Задачами исследования являются определение и анализ сущности, структуры и содержания уровней психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к

профессионально-практической деятельности в системе высшего образования Луганской Народной Республики.

Методологической основой исследования являются философские, социологические, психолого-педагогические идеи и выводы относительно общественных тенденций модернизации высшего образования в Луганской Народной Республике; профессионально-личностный, системный, акмеологический, аксиологический, личностно ориентированный, деятельностный, рефлексивный и компетентностный подходы.

Методами исследования являются теоретические, эмпирические и статистические методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Определяя и анализируя сущность, структуру и содержание психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к профессионально-практической деятельности в системе высшего образования Луганской Народной Республики, можно условно выделить ее три уровня и дать им краткую характеристику.

Первый (специальный) уровень этой подготовки представлен в вузах спе-

циальными психолого-

педагогическими дисциплинами, среди которых наиболее важными являются «Коррекционная педагогика с элементами специальной психологии» и «Специальная психология». Ведущими в содержательном блоке «Специальная психология» являются: категория развития в специальной психологии, понятие о соотношении психического развития и деятельности, понятие аномального развития (дизонтогенеза) и его параметры. Здесь рассматриваются и

анализируются типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. На основе понятия «аномальный ребенок» определяются особенности аномального развития (дизонтогенеза), выделяются отрасли специальной психологии - олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, патологией внутренних органов, нервной системы, опорно-

двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития и др. Далее в курсе «Коррекционная педагогика с элементами специальной психологии» изучаются объект, предмет, цели, задачи, принципы и подходы, формы и методы специальной педагогики, а также основной понятийно-категориальный аппарат специальной педагогики. Идя в контексте гумани-

стической парадигмы современного образования, обучение, воспитание и развитие аномальных детей представляются как непременный, целеустремленный процесс формирования и развития личности, передачи, усвоения и репродукции знаний, умений и навыков, который дает аномальным детям главное средство их подготовки и готовности к жизни и труду. В этой связи определяются и формулируются структура, содержание, принципы и подходы, формы и методы обучения и воспитания аномальных детей, изучаются и анализируются понятия и категории физической, психической, духовной и социальной реабилитации, коррекции, адаптации и компенсации. Затем в качестве основ выделяются и исследуются главные отрасли специальной педагогики: олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедагогика, специальная дошкольная педагогика и др. [5; 6].

Второй (обобщенный) уровень реализуется в курсе спортивно-педагогических дисциплин, общих для всех базовых физкультурно-спортивных направлений подготовки: «Теория и методика физического воспитания», «Теория и методика спортивной тренировки», «Теория и методика адаптивной физической культуры». Блочно-модульное построение программ по этим спортивно-педагогическим дисциплинам позволяет выделить инвариантные содержательные части блоков и вариативные модули, направленные на специализированную подготовку студентов

по каждому направлению отдельно. Здесь также формируются все три стороны спортивно-педагогической компетентности будущего специалиста по адаптивной физической культуре: спортивно-педагогические знания; мотивация и направленность на профессиональную деятельность и иные важные профессиональные и личностные качества, все компоненты спортивно-педагогического взаимодействия [5; 6].

Все учебные элементы этих курсов структурированы с учетом принципа профильности. Логика изложения учебного курса согласуется с логикой осваиваемой студентами науки [5; 6], однако все учебные элементы направлены на спортивно-педагогическую подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности

именно по своему направлению подготовки в учреждениях высшего образования Луганской Народной Республики [3; 4].

Третий (интегративный) уровень -это психолого-педагогические и спортивно-педагогические знания, способы психолого-педагогического и спортивно-педагогического взаимодействия и личностные качества специалиста по адаптивной физической культуре, актуализирующиеся в ходе обучения дисциплинам иных блоков - медико-биологического, социально-

гуманитарного и др. [5; 6].

Важную роль в процессе психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физиче-

ской культуре к профессионально-практической деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Луганской Народной Республики играет непрерывная учебная, производственная и преддипломная практика. Она имеет огромное значение в профессионально-практическом становлении будущих специалистов по адаптивной физической культуре, которым предстоит выполнять работу по оздоровлению и реабилитации контингента студентов в учреждениях высшего образования Луганской Народной Республики [3; 4]. Для этого разработана программа заданий по психолого-педагогическому и спортивно-педагогическому блоку для каждого базового направления подготовки, в том числе и адаптивной физической культуры [11; 12].

Особую роль в психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовке будущих специалистов по адаптивной физической культуре к профессионально-практической деятельности в учреждениях высшего образования Луганской Народной Республики играет система самостоятельной и индивидуальной работы [1; 2]. Здесь нами paзpaбoтaнa, апробирована и предложена система, адаптированная к реалиям профессионально-практической деятельности в конфликтных и проблемных ситуациях. Самостоятельное и индивидуальное решение этих ситуаций позволяет актуализировать у студентов знания, умения и навыки по всему блоку психолого-педагогических

и спортивно-педагогических дисциплин, выявить зоны улучшения знаний и скорректировать знания по этой теме. Составление подобных ситуаций заставляет студента развивать педагогическую наблюдательность, педагогическую интуицию, актуализирует и развивает в нем педагогическую направленность и иные важные профессиональные и личностные качества. Этот вид работы в активной форме подготавливает студентов к научной организации своего взаимодействия с очень сложным контингентом учащихся - лицами с отклонениями в состоянии здоровья, учит их адекватному психолого-педагогическому и спортивно-педагогическому взаимодействию [11; 12]. Другим важным методом организации самостоятельной и индивидуальной работы студентов по дисциплинам психолого-

педагогического и спортивно-педагогического блока является составление и решение заданий тестового типа. Их преимущество состоит в том, что они в краткой, конкретной и четкой форме позволяют структурировать содержание учебного материала. Составление тестовых заданий поможет студентам лучше понять пробелы в структуре и содержании своей психолого-педагогической и спортивно-педагогической компетентности, а их решение - устранить выявленные недостатки [11; 12].

Система психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре потребовала

создания новых приемов и подходов, форм и методов работы в структуре и содержании физкультурно-

спортивного цикла [8]. Так, специалисты по адаптивной физической культуре (инструкторы-методисты, тренеры-преподаватели и др.), работающие в системе учреждений высшего образования Луганской Народной Республики, успешно используют преимущество моновидовых и поливидовых секций по адаптивной физической культуре. В моновидовых секциях студенты получают подготовку в рамках одного вида спорта (например, баскетбола), а в поливидовых - в нескольких (например, ряда спортивных игр) [11; 12].

Для секционной работы будущих специалистов по адаптивной физической культуре нами был разработан, апробирован и предложен метод избыточного инструктажа. Главная особенность состоит в том, что технико-технологический инструктаж, совмещенный с показом выполнения различных упражнений, ведет один из студентов (как правило, член общей медицинской группы, имеющий хорошую физическую подготовку и обучающийся в одной академической группе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья). Будущий специалист по адаптивной физической культуре в это время осуществляет «избыточный инструктаж», а именно: подходит во время выполнения к каждому учащемуся и применяет необходимые мотивационные приемы (ободряет их, уточняет и исправляет технику выполнения, обращает вни-

мание на успехи учащегося и пр.) [11; 12].

Дневники оздоровления и реабилитации, которые ведут занимающиеся в этих секциях, также позволяют специалисту по адаптивной физической культуре реализовать индивидуальный подход, ведь именно это зачастую нужно больше всего учащимся с отклонениями в состоянии здоровья -позитивное внимание педагога, констатация их достижений и ободрение вначале каждого последующего этапа деятельности, на каждом занятии. Для формирования профессионально и личностно важных качеств будущему специалисту по адаптивной физической культуре требуется также особая психолого-педагогическая и спортивно-педагогическая подготовка. Она осуществляется с учетом введенного нами частнодидактического принципа личностной и спортивной биографич-ности. Согласно этому принципу для построения психолого-педагогической и спортивно-педагогической компетентности будущего специалиста по адаптивной физической культуре требуется диагностировать и учитывать не только актуальный уровень его личностных качеств и способ формирования его личности, но и историю его спортивной жизни. В частности, вид спорта, которым занимается студент, его спортивные достижения, за счет чего и в какое время они были осуществлены, особенности личности, формирующиеся у спортсменов во время занятий данным видом спорта,

¡.V. Рпк^а

уровень его спортивной самооценки и спортивных притязаний [11; 12].

Выводы. Таким образом, организационно-методические основы психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к профессионально-практической деятельности имеют особую сущность, структуру и содержание и требуют широкого и глубокого системно-целостного подхода к ее проектированию, созданию, использованию и реализации. Это осуществляется преимущественно благодаря ориентации процесса обучения и воспитания студентов данного направления подготовки на принцип про-фильности, который основан на диф-ференциально-интегративном подходе и за счет блочно-модульного структурирования учебного материала. Формирование индивидуальной, уникальной в каждом конкретном случае системы профессиональных и личностных качеств будущих специалистов по адаптивной физической культуре должно происходить с учетом требований принципа личной и спортивной биографичности в контексте гуманистической парадигмы образования.

Перспективы дальнейших исследований. Перспективы дальнейших ис-

следований состоят в изучении и анализе других аспектов психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к профессионально-практической деятельности. В частности, предполагается исследовать психолого-педагогическую и спортивно-педагогическую подготовку будущих специалистов по адаптивной физической культуре к профессионально-практической деятельности в других организациях Луганской Народной Республики (учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения и др.). Также весьма перспективным видится исследование зависимости результатов профессионально-практической деятельности специалистов по адаптивной физической культуре от качества их психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки. И, наконец, крайне интересным видится исследование психолого-педагогической и спортивно-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к другим видам деятельности (организационно-управленческой, научно-исследовательской и др.).

Список литературы

1. Балашова В.Ф. Научно-теоретические основы формирования компетентности специалиста по адаптивной физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 - Москва, 2009. - 418 с.

2. Белова И.Ю. Становление профессиональной компетентности специалистов адаптивной физической культуры в системе вузовского образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чита, 2008. - 192 с.

3. Дмитриев С.В. Проектно-двигательное и рефлексивное мышление: концептуальные схемы и методы в спортивной педагогике и адаптивной физической культуре // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 2 (30). - С. 2-10.

4. Еремеев С.Н. Развитие готовности преподавателя вуза к реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Магнитогорск, 2011. - 165 с.

5. Колодезников К.С. Организационно-педагогические условия самосовершенствования будущего специалиста физической культуры и спорта в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Якутск, 2010. - 152 с.

6. Карпюк Р.П. Теоретические и методические основы профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию в высших учебных заведениях: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - Киев, 2010. - 541 с.

7. Концепция формирования здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни - норма жизни РГУФКСТ»: Концепция ИПИ ТИП-С / А.А. Иванов, А.Н. Блеер, С.А. Полиевский, А.П. Лаптев. -М.: РГУФКСТ, 2011. - 21 с.

8. Литош Н.Л. Концепция подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в Сиб-ГУФКе // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10. - С. 20-21.

9. Лубышева Л.И. Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: новые вызовы современности // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 10. -С. 91-92.

10. Прихода И.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре в системе высшего образования: вопросы и задачи, ответы и решения // Образование Луганщины: теория и практика. - 2018. - № 6. - С. 19-25.

11. Прихода И.В. Многогранность профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2 (42). - С. 96-102.

12. Прихода И.В. Теоретические основы формирования профессиональной готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности // Олимпийский спорт, физическая культура, здоровье нации в современных условиях: материалы XVI Международной научно-практической конференции (Луганск, 17-18 апреля 2019 года); ред-кол.: М.С. Скляр (гл. ред.), А.И. Федоров (отв. ред.) [и др.]. - Луганск: Книта, 2019. - С. 341-351.

References

1. Balashova V.F. Nauchno-teoreticheskie osnovy formirovaniya kompetentnosti specialista po adap-tivnoj fizicheskoj kul'ture: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. - Moskva, 2009. - 418 s.

2. Belova I.YU. Stanovlenie professional'noj kompetentnosti specialistov adaptivnoj fizicheskoj kul'tury v sisteme vuzovskogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. - CHita, 2008. - 192 s.

3. Dmitriev S.V. Proektno-dvigatel'noe i refleksivnoe myshlenie: konceptual'nye skhemy i metody v sportivnoj pedagogike i adaptivnoj fizicheskoj kul'ture // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. - 2007. -№ 2 (30). - S. 2-10.

4. Eremeev S.N. Razvitie gotovnosti prepodavatelya vuza k realizacii adaptacionnogo potenciala fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti studentov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. - Magnitogorsk, 2011. - 165 s.

5. Kolodeznikov K.S. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya samosovershenstvovaniya budush-chego specialista fizicheskoj kul'tury i sporta v vuze: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. - YAkutsk, 2010. - 152 s.

6. Karpyuk R.P. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy professional'noj podgotovki budushchih specialistov po adaptivnomu fizicheskomu vospitaniyu v vysshih uchebnyh zavedeniyah: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.04. - Kiev, 2010. - 541 s.

7. Koncepciya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni: «Zdorovyj obraz zhizni - norma zhizni RGU-FKST»: Koncepciya IPI TIP-S / A.A. Ivanov, A.N. Bleer, S.A. Polievskij, A.P. Laptev. - M.: RGUFKST, 2011. - 21 s.

8. Litosh N.L. Koncepciya podgotovki specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture v SibGUFKe // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2005. - № 10. - S. 20-21.

9. Lubysheva L.I. Professional'noe obrazovanie v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta: novye vyzovy sov-remennosti // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2018. - №10. - S. 91-92.

10. Prihoda I.V. Aktual'nye problemy professional'noj podgotovki budushchih specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture v sisteme vysshego obrazovaniya: voprosy i zadachi, otvety i resheniya // Obrazovanie Luganshchiny: teoriya i praktika. - 2018. - № 6. - S. 19-25.

11. Prihoda I.V. Mnogogrannost' professional'noj podgotovki budushchih specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture k prakticheskoj deyatel'nosti // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. - 2019. - № 2 (42). - S. 96-102.

12. Prihoda I.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniya professional'noj gotovnosti budushchih specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture k prakticheskoj deyatel'nosti // Olimpijskij sport, fizi-cheskaya kul'tura, zdorov'e nacii v sovremennyh usloviyah: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Lugansk, 17-18 aprelya 2019 goda); redkol.: M.S. Sklyar (gl. red.), A.I. Fedo-rov (otv. red.) [i dr.]. Lugansk: Knita, 2019. - S. 341-351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.