Научная статья на тему 'Подготовка будущих социальных педагогов в процессе прохождения летней педагогической практики к профилактике наркозависимости подростков'

Подготовка будущих социальных педагогов в процессе прохождения летней педагогической практики к профилактике наркозависимости подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ГРУППА РИСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Е. А.

В статье актуализируются проблемы наркозависимости и ее профилактики в подростковой среде в процессе прохождения сту-дентами-будущими социальными педагогами летней педагогической практики. Предложена социально-педагогическая программа профилактики наркозависимости подростков, реализованная будущими социальными педагогами в процессе прохождения педагогической практики в летних оздоровительных лагерях, выявлена её эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаталова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих социальных педагогов в процессе прохождения летней педагогической практики к профилактике наркозависимости подростков»

УДК 37.013.42+378.637

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ К ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Алтайская государственная педагогическая академия

е-таИ:

зКаЬе184 @гпЪох.ги

Е. А. Шаталова

В статье актуализируются проблемы наркозависимости и ее профилактики в подростковой среде в процессе прохождения студентами-будущими социальными педагогами летней педагогической практики. Предложена социально-педагогическая программа профилактики наркозависимости подростков, реализованная будущими социальными педагогами в процессе прохождения педагогической практики в летних оздоровительных лагерях, выявлена её эффективность.

Ключевые слова: зависимое поведение, социально-педагогическая профилактика, наркозависимость, девиантное поведение, психоактивные вещества, группа риска.

Социально-педагогическую деятельность с детьми, подростками в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в социально-педагогических учреждениях осуществляет социальный педагог. Его деятельность направлена на содействие и помощь учащимся в решении проблем, помощь в использовании их личных ресурсов и резервных возможностей для преодоления трудностей, предотвращения проблем, своевременного их выявления, обеспечение профилактики различного рода негативных влияний, отклонений в поведении учащихся и их общении, тем самым оздоравливая их окружающую микросреду [1].

Актуальным в деятельности социального педагога становится подготовка будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости подростков.

Профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с подростками в области профилактики наркозависимости способствует их теоретическая подготовка, а также практическая, которая осуществляется в процессе прохождения ими педагогических практик.

Наше исследование проводилось на базе Алтайской государственной педагогической академии и летних оздоровительных лагерей г. Барнаула, Алтайского края.

Педагогическая практика - это один из этапов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Учебным планом по специальности «Социальная педагогика» предусмотрены следующие виды практик: практика в летних оздоровительных лагерях, педагогическая практика в общеобразовательных учреждениях и социально-педагогическая практика в социально-педагогических учреждениях.

Цельюпрактики в летних оздоровительных лагерях является реализация профессионального и личностного потенциала будущего социального педагога; развитие и закрепление знаний, умений и навыков, опыта социально-педагогического взаимодействия; организация социально-педагогической деятельности в условиях летних загородных, городских лагерей отдыха для детей и подростков [3]. Неотъемлемой частью работы студентов является деятельность по профилактике употребления детьми наркотических веществ.Именно в летний период необходимо уделять большое внимание профилактике зависимого поведения детей и подростков.

С целью совершенствования подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности нами была разработана социально-педагогическая программа работы с подростками в период летней педагогической практики.

Реализация разработанной программы осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом этапе было проведено расширенное первичное исследование уровня информированности по проблеме наркомании и её профилактики в условиях летнего оздоровительного лагеря среди подростков, склонных к наркозависимости.

Целью анкетирования явилось выявление уровня информированности подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря по проблеме наркомании и её профилактики. Общее количество участников анкетирования - 46 подростков. Из них: мальчиков - 25 человек, девочек - 21 человек. Соответственно соотношение мальчиков и девочек 54 % к 46 %.

Анкета включает в себя 3 блока вопросов направленных навыяснение: ценностного отношения подростков к проблеме наркомании; информированности подростков по проблеме наркозависимости подростков; отношения подростков к профилактике наркомании.

В результате проведённого нами исследования было выявлено, что 100% опрошенных подростков в летнем оздоровительном лагере считают наркоманию современной молодёжной проблемой. Большинство опрошенных воспринимают наркоманию как зависимость и лишь 30% считают, что наркомания - это заболевание. Можно предположить, что восприятие наркомании у подростков несколько поверхностное, и они не осознают всю сложность проблемы. 43% ребят связывают наркотики с разрушением здоровья, 27% - с зависимостью, то есть они выделяют негативную сторону влияния наркотиков на организм. Только 4% связывают наркотики с удовольствием.

Подростки чётко осознают последствия влияния наркотиков на жизнь человека, что говорит об их информированности в этой области. Основным источником информации о наркомании и наркотиках для подростков являются СМИ, а уж потом родители и учителя.

38 % опрошенных имеют знакомых, употребляющих наркотики, что позволяет предположить о риске приобщения подростков к наркотическим веществам.

Несмотря на контакт с потребителями наркотиков, процент пробовавших наркотические вещества не очень высок. 87 % опрошенных не пробовали наркотические вещества, 7 % - пробовали однажды, а 3 % «периодически курят травку» - наркотики группы галлюциногенов. 19 % опрошенных ассоциируют наркотики с зависимостью, 10 % ассоциируют с преступностью, 9 % - с опасностью и столько же с болезнью, но при этом 13 % - с кайфом.

В пользу жизни без наркотиков ребята назвали аргументы, связанные с отношениями с близкими, с наличием целей в жизни, со здоровьем, с карьерой, с учёбой, с занятием спортом, с любовью.Именно эти аргументы могут быть наиболее приоритетными в профилактической работе с подростками.

39% опрошенных предполагают, что СМИ, выступающие против наркотиков, возможно, способствуют повышению интереса к наркотикам и желанию их попробовать, однако у них нет четкой уверенности в этом. При этом, 33 % однозначно ответили «нет». И 8 % однозначно ответили «да», что заставляет задуматься над качеством осуществляемой работы СМИ в сфере профилактики наркомании.

Несмотря на то, что подросткам присуща безрассудность, однако 66 % оценили ценность своего здоровья на 10 баллов.

86 % опрошенных однозначно ответили, что никто не заставит их попробовать наркотик. Но это хорошо лишь с одной стороны, так как это говорит о том, что подростки не видят собственный риск приобщения к наркотикам и, соответственно, не видят необходимости в поддержке данной позиции неупотребления наркотиков.

58 % подростков считают, что не нуждаются ни в какой информации по проблеме наркомании, 42 % - считают, что им нужна дополнительная информация. 33 % опрошенных хотели бы её получить в индивидуальной беседе. 18 % опрошенных хотели бы получать информацию на семинарах, организуемых сверстниками.

Большинство опрошенных (56 %) согласно с тем, что для предотвращения распространения наркомании необходимо вести профилактическую работу в данной об-

ласти. 34 % подростков хотели бы принять участие в профилактических мероприятиях; 36 % - не знают, соответственно при определённых условиях их можно замотиви-ровать на профилактическую деятельность; 30 % - не хотят лично принимать участие в профилактическом мероприятии. Подобное разделение мнений, скорее всего, связано с отсутствием опыта участия в профилактических мероприятиях.Основными причинами, по которым ребята хотели бы войти в группу, занимающуюся профилактикой наркомании, стали: «предотвращение наркомании хотя бы в своей школе», «хочу помочь», «жалко тех, кто страдает», «меня интересует моё здоровье».

Второй этап - основной. На данном этапе реализовалась антинаркотическая социально-педагогической программа «Вместе мы сила!». Студентыпроводили воспитательную работу с подростками, склонными к наркозависимости: ознакомление с условиями работы лагеря, со специфическими особенностями работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря; проведение психолого-педагогической диагностики личности подростков, склонных к наркозависимости (наблюдения за воспитанниками в различных ситуациях лагерной жизни, беседы с ними, специальные исследовательские методики: анкетирование и т. д.); составление перечня вопро-сов,планов воспитательной работы по организации воспитательной работы с подростками, склонными к наркозависимости на период работы лагеря; подбор и проведе-ниеиндивидуальных бесед, коллективных дел с подростками.

С целью профилактики наркозависимости подростков в течение всей лагерной смены проводились занятия по следующей тематике: «Наркомания - болезнь или привычка?»; «Реальность и мифы о наркомании»; «ЗОЖ - залог успеха» и др.

Третий - заключительный этап.

Осуществлялось повторное анкетирование, целью которого явилось сравнение результатов первичного среза и итогового, а также определение эффективности программы «Вместе мы сила!».

Анкетирование подростков после реализации программы показало следующие результаты: восприятие наркомании подростками более глубокое, они осознают всю сложность проблемы. 65 % ребят связывают наркотики с разрушением здоровья, 25 % - с зависимостью, то есть они выделяют более негативную сторону влияния наркотиков на организм. Отмечается отсутствие вариантов ответа, связывающих употребление наркотиков с удовольствием.

Большинство подростков относят алкоголь и никотин к наркотикам.Они чётко осознают последствия влияния наркотиков на жизнь человека, что говорит об их хорошей информированности в этой области. Понимание того, что наркотики ведут к постоянному удовольствию, снизилось на 15 %. 25 % опрошенных ассоциируют наркотики с зависимостью, 35 % ассоциируют с преступностью, 40 % - с опасностью и столько же с болезнью. Выдвинутые аргументы против наркотиков говорят о том, что они ведут к болезни, смерти. 34 % опрошенных выделили один из наиболее часто встречаемых аргумент, связанный с тем, что, не употребляя наркотики, твоя жизнь целенаправленна, разнообразна и интересна. Аргументы «за наркотики» отсутствовали.

Предположение о том, что СМИ, выступающие против наркотиков, способствуют повышению интереса к наркотикам, с 39 % понизилось до 35 %.

Оказывает влияние формирование культа здоровья - 80 % подростков оценили ценность своего здоровья на 10 баллов.

Причины, способствующие приобщению к наркотикам - различные безвыходные ситуации, решающие судьбу родных и близких. 95 % опрошенных однозначно ответили, что никто не заставит их попробовать наркотик.

15 % подростков считают, что не нуждаются ни в какой информации по проблеме наркомании, 85 % - считают, что им нужна дополнительная информация. Данные результаты говорят о хорошо осознаваемой актуальности и личной важности проблемы. 42 % опрошенных хотели бы получить информацию о наркомании в индивидуальной беседе. 35 % опрошенных хотели бы получать информацию на семинарах,

организованных профилактических мероприятиях. 75 % (большинство опрошенных) согласны с тем, что для предотвращения распространения наркомании необходимо вести профилактическую работу в данной области.В области профилактики наркомании 19 человек указали на распространение буклетов; 8 - на рекламу по ТВ и радио; 19 человек назвали семинары; 46 человек выделили работу психолога и социального педагога, что является немаловажным показателем профилактической деятельности социального педагога.

85 % подростков хотели бы принять участие в профилактических мероприятиях; 15 % - не знают, соответственно при определённых условиях их можно замотиви-ровать на профилактическую деятельность; 10 % - не хотят лично принимать участие в профилактических мероприятиях. Данное разделение мнений связано с обогащением опыта участия в профилактических мероприятиях, что дает возможность предположить об эффективности данной программы.

Полученные данные анкетирования на заключительном этапе позволяют говорить об эффективности разработанной нами антинаркотической программы «Вместе мы сила!». Её реализация в условиях летнего оздоровительного лагеряприводит к общему снижению спроса на психоактивные вещества, повышению уровня информированности в области профилактики наркомании.

Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что организация профилактических мероприятий эффективна при следующих условиях: предоставление объективной информации о наркотиках и знание проблемы ведущим; доверительная и располагающая обстановка; информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; социально-педагогическая профилактика наркозависимости среди подростков осуществляется на основе принципов: индивидуально-личностный подход к подростку, объективный подход к подростку и его социальной ситуации развития, опора на положительные стороны личности подростка и их развитие, конфиденциальность.

Анализ результатов социально-педагогической практики в летних оздоровительных лагерях позволяет заключить, что проведённая работа будущими социальными педагогами способствовала закреплению и углублению теоретических знаний, практическому их использованию, приобретению личного опыта по взаимодействию социальных педагогов с подростками девиантного поведения.

Профессиональная среда, в которой находились будущие социальные педагоги, дала возможность им не только освоить специфику социально-педагогической деятельности, но и создала предпосылки для развития профессиональных качеств, социальной позиции студентов - будущих социальных педагогов [2].

Таким образом, в процессе нашего исследования мы пришли к выводу, что работа с подростками в процессе прохожденияпрактики в летних оздоровительных лагерях по специально разработанной программеспособствует эффективной подготовке будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости.

Список литературы

1. Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в процессе изучения учебного предмета «Введение в специальность» // Всероссийские педагогические чтения «Педагогическое наследие С.П. Титова: сборник материалов / под ред. В. М. Лопаткина. - Барнаул: АлтГПА, 2010 . - С. 351 - 353.

2. Шептенко П. А., Шаталова Е. А. Профилактика наркозависимости подростков будущими социальными педагогами в процессе социально-педагогической // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33). - С. 227 - 228.

3. Шептенко П. А., Дронова Е. Н. Сопровождение студентов в процессе социально - педагогической практики: учебно-методическое пособие. - Барнаул: БГПУ,2008. - 93 с.

PREPARING FUTURE SOCIAL TEACHERS FOR TEENAGER DRUG PREVENTION DURING

THE SUMMER TEACHING PRACTICE

E. ^ Shatalova

Altai State

Pedagogical Academy e-mail:

shatel84 @inbox.ru

The main idea of this article is the problem of drug addiction and its prevention between teenagers during the summer student's practice of future social teachers. Here it is also proposed the socially -pedagogical program to prevent the teenager drug addiction. This program was realized by the future social teachers in the process of pedagogical practice in summer camps. It was shown the importance of this program.

Keywords: dependent behavior, socially-pedagogical prevention, drug addiction, deviant behavior, psychoactive substances, risky group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.