1. Система мотивационного программно-целевого управления в школе универсальна (применима во всех классах и по всем учебным предметам, в управлении административными и общественными организациями).
2. Система мотивационного программно-целевого управления деятельностью учащихся технологична (можно и нужно вводить новые алгоритмы по различным видам деятельности).
3. На современном уроке по системе МПЦУ совершенствуются функции роли учащихся и учителя.
4. Мероприятия по системе МПЦУ способствуют развитию творчества учителей и учащихся, укрепляют связи науки и педагогической практики.
5. Уроки по системе МПЦУ способствуют: увеличению объема усваиваемых учащимися знаний, умений, навыков, их творческой деятельности; более рациональному использованию учебного времени и включению в деятельность учащихся; росту сплоченности в коллективе; совершенствованию навыков педагогов в анализе и самоанализе проводимых уроков.
6. Система МПЦУ создает равные возможности для творческого поиска учителей и учащихся.
7. Открытые уроки и внеклассные мероприятия способствуют успешной аттестации учителей, являются престижным видом деятельности педагогического коллектива.
Ю.П. Березуцкая в заключении своей монографии «Мотивационное программно-целевое обеспечение анализа управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения» отмечает: «... анализ - это вид исследовательской дея-
тельности по изучению какого-либо объекта для глубокого познания его сущности с целью решения определённых задач, связанных с этим объектом.... Системой, с помощью которой можно осуществить такой анализ для нас стала система мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), имеющая широкое распространение в практике руководителей образовательных учреждений как на территории Алтайского края, так и за его пределами. С целью проверки на универсальность нами был произведён подробный анализ системы МПЦУ, а также её сравнительный анализ ведущими подходами мирового менеджмента. Сравнительный анализ осуществлялся без учёта специфических, соответствующих какой-либо отрасли черт применения, с ориентировкой на деятельностный аспект управления. Результат проведенного анализа подтвердил универсальность и преимущество системы МПЦУ в сравнении с отдельными управленческими подходами».
Вывод. Инновационный потенциал МПЦУ может служить для диссертантов и исследователей передового опыта:
- своеобразной «дорожной картой» в выборе актуальной темы исследования по направлению управления образованием;
- базой в определении методологии исследования;
- «точкой роста» нового знания по причине синергетического эффекта и благоприятным условием успешного теоретического обобщения практики управления образовательными учреждениями.
В библиографическом списке представлен комплект авторских изданий по теории, технологии и практике МПЦУ.
Библиографический список
1. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология: учеб. пособие. - Барнаул: БГПУ, 2007.
2. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления качеством образовательного процесса в вузе: учеб. пособие. - Барнаул,
2008.
3. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход / под ред. И.К. Шалаева. -Барнаул, 2003.
4. Школа МПЦУ в развитии управленческой теории и практики / составитель И.К. Шалаев. - Барнаул, 2003.
5. Инновационный потенциал МПЦУ в решении управленческих задач: межвузовский сб. науч. статей. - Барнаул, 2006.
6. МПЦУ в развитии профессионального образования и в практике управления образовательными учреждениями: некоторые итоги деятельности научной школы МПЦУ. - Барнаул, 2008.
7. Шалаев, И.К. Эффективность воспитательных систем: монография / И.К. Шалаев, Л.И. Любавская. - Новосибирск, 2003.
8. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. - Барнаул, 2010.
9. История региональной научной школы управления образованием: коллективная монография / под ред. И.К. Шалаева. - Барнаул, 2010.
10. Шалаев, И.К. Развитие теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ: пролегомены. - Барнаул, 2011.
Bibiography
1. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya: ucheb. posobie. - Barnaul: BGPU, 2007.
2. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya kachestvom obrazovateljnogo processa v vuze: ucheb. posobie. - Barnaul, 2008.
3. Khrestomatiya po ehffektivnosti upravleniya obrazovaniem: motivacionnihyj programmno-celevoyj podkhod / pod red. I.K. Shalaeva. - Barnaul, 2003.
4. Shkola MPCU v razvitii upravlencheskoyj teorii i praktiki / sostavitelj I.K. Shalaev. - Barnaul, 2003.
5. Innovacionnihyj potencial MPCU v reshenii upravlencheskikh zadach: mezhvuzovskiyj sb. nauch. stateyj. - Barnaul, 2006.
6. MPCU v razvitii professionaljnogo obrazovaniya i v praktike upravleniya obrazovateljnihmi uchrezhdeniyami: nekotorihe itogi deyateljnosti nauchnoyj shkolih MPCU. - Barnaul, 2008.
7. Shalaev, I.K. Ehffektivnostj vospitateljnihkh sistem: monografiya / I.K. Shalaev, L.I. Lyubavskaya. - Novosibirsk, 2003.
8. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya: monografiya. -Barnaul, 2010.
9. Istoriya regionaljnoyj nauchnoyj shkolih upravleniya obrazovaniem: kollektivnaya monografiya / pod red. I.K. Shalaeva. - Barnaul, 2010.
10. Shalaev, I.K. Razvitie teorii i praktiki upravleniya obrazovaniem posredstvom realizacii innovacionnogo potenciala MPCU: prolegomenih. -Barnaul, 2011.
Статья поступила в редакцию 20.03.12
УДК 37:36
Sheptenko P.A., Shatalova E.A. PREVENTION OF THE TEENAGER DRUG ADDICTION WITH THE HELP OF THE FUTURE SOCIAL TEACHERS IN THE PROCESS OF THE SOCIALLY - PEDAGOGICAL PRACTICE. The main idea of this article is the problem of drug addiction and its prevention between teenagers. Here it is also proposed the socially -pedagogical programm to prevent the teenager drug addiction. This programm was realised by the future social teachers in the process of the socially -pedagogical practice. It was shown the importance of this programm.
Key words: drug addiction, socially -pedagogical prevention, dependent behaivor, deviant behaivor, psychoactive substances, risky group.
П.А. Шептенко, канд. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected];
Е.А. Шаталова, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ БУДУЩИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В статье актуализируются проблемы наркозависимости и ее профилактики в подростковой среде. Предложена социально-педагогическая программа профилактики наркозависимости подростков, которая реализована будущими социальными педагогами в процессе социально-педагогической практики, выявлена её эффективность.
Ключевые слова: наркозависимость, социально-педагогическая профилактика, зависимое поведение, девиантное поведение, психоактивные вещества, группа риска.
Наркозависимость подрастающего поколения приобретает характер национальной катастрофы, становится социальной болезнью, требующей профессиональной интеграции и координации усилий и резервов общества в ее преодолении.
В большей степени наркозависимости подвержены учащиеся общеобразовательных школ подросткового возраста. Подростковый возраст - это переходный период, богат конфликтами и осложнениями. По данным социологических исследований от 70 до 80 % подростков находятся в «зоне конфликтности» с учителями, родителями, сверстниками. Для них свойственно стремление к самостоятельности, повышенная самоуверенность. Именно в это время происходит интенсивное развитие личности, перестраивается мотивационно-потребностная сфера человека, происходит переоценка ценностей, оформляются относительно устойчивые отношения в ближайшем окружении. Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции.
Подросток 14-15 лет - это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт, качеств и жизненных ориентаций, требующая от взрослых, окружающих, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости. Всё это делает подростковый возраст наиболее уязвимым для разного рода неблагоприятных воздействий социума, ведущих к нарушению социального развития личности [1].
Социально-педагогическую деятельность с детьми, подростками образовательных учреждений осуществляет социальный педагог. Его деятельность направлена на содействие и помощь учащимся в решении проблем, помощь в использовании их личных ресурсов и резервных возможностей для преодоления трудностей, предотвращения проблем, своевременного их выявления, обеспечение профилактики различного рода негативных влияний, отклонений в поведении учащихся и их общении, тем самым оздоравливая их окружающую микросреду [2].
Актуальным в деятельности социального педагога становится формирование у подростков способности противостоять негативным влияниям социальной среды. Назревает необходимость в создании социально-педагогической программы профилактики наркозависимости, построенной на основе взаимодействия усилий педагогов, психологов, родителей, ресурсов самой формирующейся личности подростка [3].
Значительный вклад в изучение проблемы наркозависимости и построение целостной системы профилактики аддиктив-ного поведения внесли С.В. Березин, Н.А. Гусева, К.С. Ли-сецкий, М.А. Ковальчук, Ц.П. Короленко, Р.П. Клещёва,
М.П. Осипова, Р Шульман и др. Однако проблема профилактики наркозависимости подростков в деятельности социального педагога недостаточно изучена.
Анализ литературы и практики позволил выявить противоречие между необходимостью готовности будущего социального педагога к профилактике наркозависимости подростков и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке и практике.
Целью нашего исследования явилось выявление причин наркозависимости подростков и разработка комплекса средств и методов по ее профилактике в деятельности будущих социальных педагогов.
Наше исследование проведено на базе Алтайской государственной педагогической академии, в которой осу-
ществляется подготовка социальных педагогов к профессиональной деятельности и общеобразовательных школ г. Барнаула, в которых организуется социально-педагогическая практика студентов.
Подготовке студентов к работе с подростками по профилактике наркозависимости способствует изучение психолого-педа-гогических дисциплин. В учебный план подготовки бакалавров по профилю «Психология и социальная педагогика» включены дисциплины: «Педагогическая профилактика наркомании», «Технология работы с детьми с зависимым поведением», «Технология работы с детьми с девиантным поведением». Их реализация в учебном процессе даёт возможность проводить профилактические мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у детей и подростков. Во внеурочное время со студентами организуются конкурсы плакатов «Мы выбираем жизнь», «На крючке», «Рука в руке», посещение морфологического музея, проводятся профилактические мероприятия с использованием мультимедийных образовательных технологий.
С целью совершенствования подготовки студентов к профилактике наркозависимости среди подростков нами разработана и реализована социально-педагогическая программа «Скажи НЕТ наркотикам». Большое значение отводилось социально-педагогической работе студентов, которую они организовывали в процессе социально-педагогической практики - одного из этапов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.
Реализация разработанной социально-педагогической программы осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На первом этапе проводилась первичная диагностика учащихся, с которыми предстояло работать. Первичный срез знаний учащихся с помощью теста определения информированности по теме «Наркозависимость» показал: низкий уровень информированности преобладает у большинства подростков (опрошено 15 человек) - составляет 80% (12 человек), средний у 13,3% (2 человека), высокий уровень показал только 1 человек
- 6,6%.
Учащимся была предложена анкета, состоящая из вопросов, на которые надо было ответить «да» или «нет», что позволило выявить субъективную оценку приема психоактивных веществ, особенности ближайшего окружения подростка (употребляют ли друзья, одноклассники ПАВ) и последствия употребления психоактивных веществ подростком (неприятности с учебой, конфликты с полицией, проблемы со здоровьем). Диагностика уровня алкоголизации позволила выявить «группу риска»,
Таблица 1
Сравнительная таблица уровня алкоголизации подростков
Уровни Количество отвечающих в цифрах Количество отвечающих в %
мальчики девочки мальчики девочки
нулевой 2 3 8 % 12 %
первый 3 2 12 % 8 %
с го второй 5 2 20 % 8 %
> о a s третий 4 3 16 % 12 %
|_ а четвертый 1 0 4 % 0 %
что дало возможность более адекватно построить программу профилактики наркозависимости. «Группу риска» составили учащиеся (15 человек), имеющие II, III, IV уровень алкоголизации (таблица 1).
По итогам анкетирования был выявлен II и III уровень алкоголизации у мальчиков, который составил 20% и 16%, у девочек
- 8% соответственно и 12%. Учащиеся III, IV уровней и определили «группу риска», в эксперимент вошло 15 человек (60% учащихся), из них 20% девочек и 40% мальчиков (5 девочек и 10 мальчиков). По результатам анкетирования, у данной группы подростков, выявлено эпизодическое употребление алкоголя на фоне эйфории и имеют уже хорошую переносимость. Некоторые из испытуемых имеют опыт различных эксцессов на почве употребления алкоголя. Для них характерна эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться, стать взрослым и добиваться своей цели любыми способами.
Второй этап - основной состоял в реализации антинаркоти-ческой социально-педагогической программы. С этой целью проводились занятия с учащимися по следующей тематике: «Наркомания - социальная болезнь»; «Мифы о наркомании»; «Факторы риска и факторы защиты»; «Молодость. Красота. Здоровье».
В социально-педагогической работе с подростками использовались наглядные и интерактивные методы, такие как: беседа-демонстрация «Мифы о наркомании», просмотр фильма «Мифы о наркомании», работа в малых ролевых группах: «специалист», «родитель», «сверстники»; методика «мифы и реальность». На обсуждение выносились такие темы, как: «Активное освещение темы наркомании в средствах массовой информации влияет на ее рост», «Наркоманы - люди без будущего», «Наркотики пробуют дети и подростки из социально неблагополучных семей», «Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент», «Разговор с подростками о наркотиках может не предотвратить, а простимулировать их интерес», «Большинство пользующихся наркотиками идут на преступление, чтобы получить деньги для их приобретения», «Наркомания - это болезнь», «Есть “легкие наркотики”, которые не вызывают привыкания», «Наркомания - это преступление».
Студенты-практиканты проводили работу совместно с пе-дагогами-психологами, валеологами и медицинскими работниками, привлекали родителей и общественные организации. Подготовленные старшеклассники составляли единую команду, придерживались единой концепции и становились реальной силой, противодействующей зависимому поведению. Все проведённые занятия направлены на формирование негативного отношения к наркотикам и развитие навыков сохранения и укрепления своего здоровья.
Использование таких подходов в процессе реализации социально-педагогической практики будущих социальных педаго-
Библиографический список
гов позволяет, на наш взгляд, не только решать задачи формирования знаний о сущности, последствиях наркомании, методах профилактической работы, но и приобщать и стимулировать потребность в здоровом образе жизни у подростков [4].
Третий, заключительный этап, заключался в проведении повторной диагностики с помощью той же группы методик, цель
- сравнение результатов первичного среза и итогового, а также определение эффективности программы «Скажи НЕТ наркотикам». Диагностика информированности подростковпосле реализации программы показала следующие результаты: низкий уровень знаний - 26,6% (4 человека); средний уровень - 26,6% (4 человека); высокий уровень - 46,6% (7 человек). По итогам заключительной диагностики уровня информированности позволяет нам говорить об эффективности разработанной нами ан-тинаркотической программы для старшеклассников «Скажи НЕТ наркотикам». Её реализация приводит к общему снижению спроса на психоактивные вещества, а также к сокращению численности «группы риска» по фактору «наркозависимость» в ученической среде, уменьшению количества подростков, употребляющих психоактивные вещества.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что в ходе проведения занятий уровень информированности по теме «Наркозависимость» у подростков «группы риска» значительно повысился (высокий уровень информированности показали больше половины подростков экспериментальной группы, в то время как до реализации программы был только один испытуемый с высоким уровнем знаний). Наблюдение показывает, что в течение проведения занятий подростки активно стремились повысить уровень своих знаний о наркомании, с интересом задавали вопросы, активно участвовали в беседах и дискуссиях, чтобы узнать новое и найти ответы на множество вопросов. Сравнительный анализ полученных данных говорит о том, что у подростков значительно повысился уровень информированности по проблеме наркозависимости.
Анализ результатов социально-педагогической практики студентов позволяет заключить, что проведённая работа будущими социальными педагогами способствовала закреплению и углублению теоретических знаний, практическому их использованию, приобретению личного опыта по взаимодействию социальных педагогов с подростками девиантного поведения.
Профессиональная среда, в которой находились будущие социальные педагоги, дала возможность не только освоить специфику социально-педагогической деятельности, но и создала предпосылки для развития профессиональных качеств, социальной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
Таким образом, в процессе нашего исследования мы пришли к выводу, что работа с подростками в процессе социальнопедагогической практики по специально разработанной программе способствует эффективной подготовке будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости.
1. Березин, С.В. Наркомания глазами семейного психолога: учеб. пособие / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. - СПб., 2005.
2. Шептенко, П.А. Подготовка социальных педагогов в процессе изучения учебного предмета «Введение в специальность» // Всерос-
сийские педагогические чтения «Педагогическое наследие. С.П. Титов»: сборник материалов / под ред. В.М. Лопаткина. - Барнаул, 2010 .
3. Свиридов, А.Н. Педагогическая профилактика наркомании: учеб. пособие / А.Н. Свиридов. - Барнаул, 2008.
4. Шаталова, Е.А. Подготовка субъектов профилактики наркомании к развеиванию мифов в подростковой среде // Теория и практика социальной работы в условиях трансформации модели социальной политики в России: сб. материалов науч.-практического семинара. - Барнаул, 2011.
Bibiography
1. Berezin, S.V. Narkomaniya glazami semeyjnogo psikhologa: ucheb. posobie / S.V. Berezin, K.S. Liseckiyj. - SPb., 2005.
2. Sheptenko, P.A. Podgotovka socialjnihkh pedagogov v processe izucheniya uchebnogo predmeta «Vvedenie v specialjnostj» // Vserossiyjskie pedagogicheskie chteniya «Pedagogicheskoe nasledie. S.P. Titov»: sbornik materialov / pod red. V.M. Lopatkina. - Barnaul, 2010 .
3. Sviridov, A.N. Pedagogicheskaya profilaktika narkomanii: ucheb. posobie / A.N. Sviridov. - Barnaul, 2008.
4. Shatalova, E.A. Podgotovka subjhektov profilaktiki narkomanii k razveivaniyu mifov v podrostkovoyj srede // Teoriya i praktika socialjnoyj rabotih v usloviyakh transformacii modeli socialjnoyj politiki v Rossii: sb. materialov nauch.-prakticheskogo seminara. - Barnaul, 2011.
Статья поступила в редакцию 20.03.12