ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОГО ПРОЕКТА
1 2 Абиш Г.Е. , Абдигали С.А.
1Абиш Гулайым Ертаевна - магистрант, педагогический факультет иностранных языков;
2Абдигали Садык Абдигалиевич - кандидат педагогических наук, профессор, кафедра методики иноязычного образования,
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: целью данной статьи является, основываясь на научные теоретические ресурсы, характеризовать самообразовательную деятельность и обосновать возможность подготовки будущих преподавателей к данной деятельности с помощью информационно-поискового проекта. Понятия самообразовательной деятельности и проектного обучения анализированы, информационно-поисковой проект предложен как эффективная технология для подготовки к самообразованию будущих учителей.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, информационно-поисковой проект, метод проектов, проект в образовании.
В настоящее время на рынке труда создана ситуация, которая подтверждает что только компетентные, организованные, инициативные, способные самореализоваться, личности, становятся конкурентоспособными и востребованными специалистами в сфере профессиональной деятельности. Это означает, что самообразование становится активным элементом образа жизни различных социальных групп, что способствует изменению роли отдельных лиц в общественной социальной структуре, активизируя самообразования, ибо самообразование является фактором и индикатором развития личности и общества. Самообразование определяется взаимодействием личности и потребностей общества. Самообразование характеризует полноценность деятельности, и в то же время она также является источником саморазвития.
Противоречие между глубиной знания и человеческими способностями приобретать их - одна из главных проблем XXI века. В непрерывном образовании «учиться быть» означает развиваться больше и работать самостоятельно. Поэтому развитие самообразовательной деятельности рассматривается как одно из рекомендации взрослых по самообразованию. Вопрос самообразования особенно актуален и значителен в педагогической деятельности. Обучение будущих учителей в контексте будущих проблем в обучении - спорный процесс. Продолжительность программы обучения будущих учителей рассчитана на 4-6 лет. Однако независимо от того, насколько хороши эти программы, они не могут подготовить будущих специалистов для решения всех проблем в своей будущей педагогической деятельности.
Понятие самообразовательной деятельности
Прежде всего, для того чтобы дать определение самообразовательной деятельности, нам представляется необходимым рассмотреть понятие самообразовательной деятельности и определить ее сущность. Целью профессионально-педагогического самообразования, как считает Г.М. Каджаспирова, является личное и профессиональное самосовершенствование, что позволяет достичь профессиональной компетентности, высокого общекультурного уровня, повышения
результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях развития личности школьника, то есть достижения высокою уровня педагогического мастерства и творческого отношения к делу [1].
Профессор, доктор педагогических наук Л.Б.Соколова (2013), анализируя современные подходы профессионального образования при оценивании результатов обучения, используя компетентностный подход, подчеркивает значимость и важность концепции самообразовательной компетенции.[2] Согласно мнению экспертов международных организаций (ЮНЕСКО, Всемирный банк), чтобы стать компетентным специалистом в определенной области, включающей самообразовательную деятельность, необходимо приобретение основных центральных компетенций.
Кунанбаева С.С. определяет самообразовательную деятельность обучающегося с позиций компетентностного подхода, как способность индивида в различных формах: высокая степень умений, способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение); некий итог саморазвития личности, форма проявления индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности. [3] Быть компетентным в самообразовательной деятельности, согласно мнению И.А. Зимняя (2003), это означает «быть способным мобилизовать знания, навыки и опыт». Однако трансформировать знания, навыки и умения в определенных ситуациях имеет существенное значение. [4] И.С. Заир-Бек (2000) объясняет этот подход более подробно, подчеркивая компетенцию самообразования в качестве ведущей в характеристике личности педагога-исследователя [5].
В исследовании В.Б. Шароновой самообразовательная деятельность учителя рассматривается как система знаний, включающая в себя следующие основные компоненты.
Образовательный — знания, выраженные в понятиях или образах, восприятий и представлений, включающая обучающую и развивающую цели, оперирование умениями и методическими приемами и технологиями по преподаваемому предмету.
Научно-методический — анализ научных исследований, изучение методик и технологий, передового педагогического зарубежного и российского опыта и личного опыта профессиональной деятельности.
Научно-исследовательский — овладение новыми знаниями, способами решения педагогических задач, новыми педагогическими технологиями, создание собственных методов и способов профессионально-творческой самообразовательной деятельности. Самообразование является мощным каналом воздействия на личность учителя с целью развития его способности к саморегуляции [6].
Самообразование - это путь самореализации и саморазвития субъекта, которая в значительной степени определяет их реальные и потенциальные возможности в системе социальных связей, отношений и взаимодействий. Следовательно, целью самообразования является саморазвитие, самореализация и самореализация субъекта не только в личном измерении, но и в широких социальных контекстах. Нам представляется правомерным определить самообразование учителя как целенаправленное, независимое ежедневное профессиональное развитие, приобретение психолого-педагогических и методологических знаний, постоянный анализ и отражение педагогических проблем, поиск инновационных решений, целью которых является осознанное, организованное и самоуправляемое развитие в личном, профессиональном и социальном контексте, обеспечивающее более эффективное развитие учеников.
Доказано, что студента обучить самообразовательной деятельности невозможно [7]. В процессе наблюдения и изучения найдя различные модели поведения преподавателей, отобрав из них те, которые в наибольшей степени соответствует его индивидуальности, эстетическому вкусу и нравственным ценностям будущий преподаватель овладевает самообразовательной деятельности. Выготский писал, что
«учащиеся, приобретая индивидуальный опыт, формируют свое обучение, образования и культуру взаимодействия в конкретной социокультурной среде» [8].
С.С. Кунанбаева, анализируя существующие по этой теме работы, выявила доминирующие принципы развития самообразовательной деятельности в процессе интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности:
1) принцип интеграции среды, общения и деятельности в вузе;
2) принцип педагогической поддержки;
3) принцип самореализации личности в процессе самообразования [3].
Обеспечение преемственности аудиторной и внеаудиторной деятельности должно
происходить с учетом возможностей среды для эффективной самореализации, саморазвития, самовоспитания личности студента.
Данное обеспечение, по анализу С.С. Кунанбаевой, представляется как система технологий:
- когнитивно-ориентированные технологии: представление предметного материала в контексте профессиональных задач, диалогические методы обучения, направленные на выявление ценностно-смыслового содержания предложенных текстов и другие.
- деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов и гипертекстов, моделирование стратегии профессиональной деятельности в различных вариантах контекстного обучения, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические задачи), технологические карты, имитационно-игровое моделирование технологических процессов;
- личностно-ориентированные технологии: моделирование ситуаций, предполагающих актуализацию личностных функций избирательности, рефлексии, смыслоопределения, ответственности, саморегуляции, креативности, индивидуальности и др., что предполагает проектирование учебных задач, содержащих личностно-развивающий контекст. [3]
Таким образом, ориентируясь на систему технологий для эффективного самообразования, Кунанбаева С.С. выделяет проекты как один из важнейших и современных видов заданий, которое предлагает самостоятельное решение определенной проблемы, начиная с ее формулировки, простраивания стратегии ее решения, проверка адекватности цели, выбора методов и средств, анализа полученных результатов.
Из набора представленных исследователями определений и описаний, ясно видно, что самообразовательная деятельность будущих педагогов является одним из значительных составляющих профессиональной деятельности и влияющим фактором профессионального развития личности преподавателя. Так как мы заинтересованы в подготовке будущих учителей к самообразовательной деятельности с помощью проекта (информационно-поискового), то мы рассмотрим подробнее данную технологию.
Информационно-поисковой проект в подготовке будущих преподавателей к профессиональной самообразовательной деятельности
Проекты рассматриваются как одно направление в методике преподавания иноязычного общения и, соответственно, обозначается данное направление как проектное обучение [9]. Зарубежные методисты говорят о проектно-ориентированном обучении, то есть о внедрении в образовательный процесс элементов метода проектов для достижения поставленных дидактических задач [10]. Выдвигается точка зрения, что проектное обучение - это не направление, и не метод, а технология организации проблемного обучения [11].
В работе И.А.Зимней и Т.Е.Сахаровой проект определяется как самостоятельно планируемой и реализуемой обучающимися работой [12]. Также в исследовании Т.Е. Бацаевой проектное обучение - это такое обучение, при котором осуществляется
активная творческая самодеятельность ученика в процессе его учения, осуществляемая под руководством и при поддержке учителя [13].
В вышеприведенных определениях можно выделить общие характерные черты, присущие проектной деятельности обучающихся. В целом это самостоятельная, совместная, творческая, учебно-познавательная деятельность, проблемная по форме предъявления материала, практическая по способу его применения. Существенное, что объединяет авторов,- это признание комплексного характера проектной технологии в обучении, опирающейся на идеи познания, исследования, конструировании и всесторонней оценки результатов завершенного проекта.
Различаются определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационно-поисковые и практико-ориентированные (Н.Н. Боровская).
Особенность информационно-поискового проекта состоит в том, что студенты работают над проблемой самостоятельно, автономно, находят необходимый материал, анализируют его, активно участвуя в принятии решения. Важные учебные цели достигаются вне занятия через опрос, наблюдение, интервью, анкетирование, сотрудничают с общественными учреждениями, сбор и оценку материала и другие действия.
Процесс использования информационно-поискового проекта дает для студентов возможность для самообразования. Преподаватель подталкивает обучающихся к самостоятельному составлению учебных задач и проблем проекта, поиску информации и подбору необходимого материала для создания конечного продукта. В процессе выполнения проекта, будущие преподаватели иностранного языка овладевают общими и предметными компетенциями, укрепляют свои знания и умения. В конечном итоге такой активности, у будущих специалистов формируются навыки самообразования.
Информационно-поисковой проект может выполняться как в стенах высшего учебного заведения, так и за его пределами - студенты, будущие педагоги, собирают информацию, устанавливают контакты с общественными учреждениями, снимают на видео материал. Материал в дальнейшем систематизируется, анализируется и готовится к презентации. По нашему мнению, преимущество исследовательского характера информационно-поискового проекта содержится в том, что студенты приобретают навыки научно-исследовательской работы, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Будущие преподаватели рассматривают различные вопросы и явления с позиции ученого-исследователя, определяя цель, задачи, методы исследования, определяя проблему, намечая пути ее решения и обсуждая полученные результаты.
Проектная деятельность создает условия для постепенной передачи ответственности самим студентам. Этот фактор в обучении Р. Штайнер, основатель первой вальдорфской школы, признавал положительным. Вальдорфцы придают большое значение подготовке преподавателя. Полноценное образование возможно только тогда, когда значительная доля ответственности передается в руки участников образовательного процесса. Именно в этом Вальдорфцы видели фактор плодотворной школьной реформы. Преподаватель при таком обучении, прежде всего, организатор познавательной деятельности обучающихся: он следит за работой студентов, направляет, предугадывает неправильные действия, показывает приемы скорейшего выполнения работы, дает дополнительные разъяснения и указания, приучает к постоянному самоконтролю. Таким образом, главным для преподавателя становится теоретическая и практическая поддержка студентов в решении профессиональных задач.
Выделенные сущностные характеристики разрешают определить информационно -поискового проекта как эффективную технологию подготовки к самообразовательной деятельности. Подготовка к самообразовательной деятельности можно добиться и традиционными способами, но при этом упускается из виду комплексность данного понятия. Именно информационно-поисковой проект может способствовать комплексной реализации самообразовательной деятельности в непрерывном
65
образовании, так как это - самостоятельная, творческая, учебно-познавательная, исследовательская работа студентов, проблемная по форме предъявления материала, и практическая по способу его применения. Самообразовательная деятельность будущих учителей является одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности, поскольку способность к самообучению включена в требования к результатам образования. В современном обществе самообразование является одной из основных предпосылок профессиональной деятельности, которая ставится для образования, и одновременно является влиятельным фактором профессионального развития личности учителя. Мы приходим к выводу, что подготовка студентов, будущих преподавателей, к данной деятельности, используя метод проекта (а именно информационно-поискового), вполне осуществима.
Список литературы
1. Каджаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., 1993. 192 с.
2. Sokolova L. Self-educational Competence of Young Researchers of Pedagogical Problems: Methodological Aspect. Middle-East Journal of Scientific Research. 15 (3), 2013. P. 339-343.
3. Кунанбаева С.С. Компетентностное моделирование профессионального иноязычного образования. Монография. С.С. Кунанбаева. Алматы, 2014. 208 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. № 5, 2003.
5. Заир-Бек Е.С., Соляников Ю.В. Технологии обучения научно-исследовательской деятельности как фактор качественной подготовки научных кадров в педагогическом университете // Подготовка специалиста в области образования: Научно-организационные проблемы подготовки кадров высшей квалификации: Коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. Вып. IX.
6. Шаронова В.Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис. канд. пед. наук. М. РГБ, 2003. 207 с.
7. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г.И. Щукина. Москва: Просвещение, 1986. 144 с.
8. Выготский Л.С. Речь и мышление. Психологические исследования. Москва: Просвещение, 1984. 362 с.
9. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе (на материале фр. языка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1994. 16 с.
10. Wicke R.E. Aktiv und kreativ lernen: Projektorientierte Spracharbeit im Unterricht Deutsch als Fremdsprache. Deutsch als Fremdsprache- Max Huber Verlag, 2004. 207 s.
11. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2000. № 3. С. 3-9.
12. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки в школе, 1991. № 3. С. 9-15.
13. Бацаева Т.Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся: автореф. дис. ... канд. техн. наук / Бацаева Т.Е. Брянск, 1998. 20 с.
14. Боровская Н.Н. Анализ проектной деятельности участников регионального этапа всероссийской экологической олимпиады, 2013 / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 4 с.