1) в ходе эмпирического исследования разработана и апробирована социально-психологическая модель детерминации МГА разновозрастных групп в образовательных организациях вузов и школ их вовлечённостью в члены профсоюза;
2) доказана детерминированность вовлечённостью членов профсоюза МГА в профсоюзных организациях;
Библиографический список
3) определены основные направления повышения вовлечённости членов профсоюза, влияющие на эффективность деятельности профсоюзной организации в контексте МГА раз-нопоколенных групп в образовательной организации. Обоснован научный подход, направленный на активизацию, развитие, поддержание вовлечённости у членов профсоюза.
1. Булгаков А.В., Чистоходова Л.И., Павлютенкова О.А. Мотивация профсоюзного членства как компонент межгрупповой адаптации студентов и преподавателей в единой профсоюзной организации вуза (часть 1. Студенты: проблема мотивации профсоюзного членства). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016; 3: 30 - 48.
2. Булгаков А.В., Чистоходова Л.И., Павлютенкова О.А. Мотивация профсоюзного членства как компонент межгрупповой адаптации студентов и преподавателей в единой профсоюзной организации вуза (часть 2. Преподаватели: особенности мотивации профсоюзного членства в контексте межгрупповой адаптации в профсоюзной организации). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016; 4: 41 - 54.
3. Булгаков А.В. Структура психологических механизмов межгрупповой адаптации как индикатор и инструмент управления развитием организации: социально-когнитивный анализ. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012; 3: 12 - 21.
4. Булгаков А.В. Дизайн группы как возможное интегральное понятие в изучении и управлении межгрупповой адаптацией. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011; 1; 45 - 53.
5. Булгаков А.В. Психологические механизмы межгрупповой адаптации в организации как ресурс управления ее изменениями: социально-когнитивный анализ. Организационная психология. 2013; Т. 3; № 1: 46 - 77.
References
1. Bulgakov A.V., Chistohodova L.I., Pavlyutenkova O.A. Motivaciya profsoyuznogo chlenstva kak komponent mezhgruppovoj adaptacii studentov i prepodavatelej v edinoj profsoyuznoj organizacii vuza (chast' 1. Studenty: problema motivacii profsoyuznogo chlenstva). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2016; 3: 30 - 48.
2. Bulgakov A.V., Chistohodova L.I., Pavlyutenkova O.A. Motivaciya profsoyuznogo chlenstva kak komponent mezhgruppovoj adaptacii studentov i prepodavatelej v edinoj profsoyuznoj organizacii vuza (chast' 2. Prepodavateli: osobennosti motivacii profsoyuznogo chlenstva v kontekste mezhgruppovoj adaptacii v profsoyuznoj organizacii). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2016; 4: 41 - 54.
3. Bulgakov A.V. Struktura psihologicheskih mehanizmov mezhgruppovoj adaptacii kak indikator i instrument upravleniya razvitiem organizacii: social'no-kognitivnyj analiz. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2012; 3: 12 - 21.
4. Bulgakov A.V. Dizajn gruppy kak vozmozhnoe integral'noe ponyatie v izuchenii i upravlenii mezhgruppovoj adaptaciej. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2011; 1; 45 - 53.
5. Bulgakov A.V. Psihologicheskie mehanizmy mezhgruppovoj adaptacii v organizacii kak resurs upravleniya ee izmeneniyami: social'no-kognitivnyj analiz. Organizacionnaya psihologiya. 2013; T. 3; № 1: 46 - 77.
Статья поступила в редакцию 10.04.17
УДК 37.013
Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: klinpsych@mail.ru
TEACHING FUTURE PRACTICAL PSYCHOLOGISTS TO WORK WITH STUDENTS PRONE TO INTERNET ADDICTION. The
article outlines the directions of training, capable of providing preventive, diagnostic and corrective work with children with Internet addiction, with a penchant for suicide, provoked by "groups of death" in social networks. The author believes that the following measures would be effective: refresher courses for psychologists aimed at building practical skills of work with dependent children, including those involved in social networks negative orientation; carrying out practice-oriented seminars with students psychological and pedagogical professions specialists with extensive rehabilitation centres of positive experience in this direction; involvement of psychologists to work with parents, aimed at laying the foundations of psychological competence in building harmonious parent-children relations.
Key words: psychological dependence, Internet, teenagers, "group of death".
Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
Е-mail: klinpsych@mail.ru
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
В статье обозначены направления работы по подготовке кадров, способных оказывать профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми с интернет-зависимостью, со склонностью к суициду, спровоцированной «группами смерти» в социальных сетях. Автор считает, что достаточно эффективными будут следующие меры: организация курсов повышения квалификации для психологов, направленных на формирование практических умений работы с зависимыми детьми, в том числе вовлечённые в социальные сети негативной направленности; проведение практико-ориентированных семинаров со студентами психологических и педагогических специальностей специалистами реабилитационных центров, имеющих большой положительный опыт работы в этом направлении; привлечение психологов к работе с родителями, направленной на формирование основ психологической компетентности в области построения гармоничных детско-родитель-ских отношений.
Ключевые слова: психологическая зависимость, Интернет, подростки, «группы смерти».
Современные подходы к профессиональной подготовке практических психологов предполагает личностную центрированность. Однако анализ содержания профессиональной подготовки показывает, что значительная часть используемых учебных программ, их содержание и методика несколько отста-
ют от современных реалий и не способствуют подготовке будущих психологов к решению проблем в области психического здоровья. Между тем, стремительно меняющаяся реальность современного мира приводит к тому, что перед человечеством возникают всё новые и новые проблемы. При этом наибольшую
тревогу вызывает уровень психического здоровья детей, которое стремительно ухудшается в последнее время. Прежде всего, это связано с формированием у детей зависимости от различного рода гаджетов, социальных сетей.
Особенно ярко эту тенденцию иллюстрирует проведённый недавно в одном из крупных городов эксперимент: детям от 12 до 18 лет, в количестве 68 человек, предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). Детям в рамках эксперимента запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Но при этом разрешался целый ряд классических занятий: чтение, письмо, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т. п. Автор эксперимента, являющаяся семейным психологом, хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные дети не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
Результаты эксперимента оказались шокирующими: из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь трое детей - одна девочка и два мальчика. При этом ещё у троих детей возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе и т. п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. Но все эти симптомы прошли, когда дети смогли вновь вернуться к своим привычным занятиям - включили телефоны, вышли в Интернет, зашли в социальные сети [1].
Тем самым данный эксперимент проиллюстрировал огромную степень зависимости детей от Интернета, разного рода гаджетов и компьютерных игр. Причём, он был проведён несколько лет назад, когда ещё не были распространены так называемые «группы смерти», благодаря которым в 2016 году в России наблюдался рост самоубийств среди подростков на 57%!
Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют следующие основные типы Интернет-зависимости у подростков: пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению; навязчивый веб-серфинг - беспорядочные переходы с сайта на сайт; игровая зависимость - разнообразные онлайн-игры и игры по сети.
При этом у учащихся формируются следующие признаки Интернет-зависимости, по которым эту зависимость можно диагностировать: увеличение интервала времени, проводимого за компьютером, нарушения сна, часты резкие перепады настроения, снижение успеваемости в школе, потеря интереса к происходящему вокруг, неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер - вплоть до скандала [2].
Интернет-зависимость является аддикцией, т. е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.
Во многих развитых зарубежных странах (Китай, США Корея) интернет-зависимость стала столь распространённой, что учёные предлагают относить её к числу заболеваний. В США была создана специализированная клиника для лечения людей с чрезмерной привязанностью к соцсетям и онлайн-играм.
Механизм её формирования очень схож с алкогольной, никотиновой, наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Поэтому формируется не химическая, а психическая зависимость, влияющая на те же рецепторы в центрах удовольствия. В последнее время появился ещё один, самый опасный тип - зависимость от социальных сетей, особенно, от так называемых «групп смерти». 20 марта 2017 года уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова провела на площадке МЧС России Всероссийское селекторное совещание по проблематике суицидов несовершеннолетних [3]. Как было отмечено, с 2011 по 2015 год
количество самоубийств в России стабильно снижалось на 10% в год. Но в 2016 году произошёл рост на 57%. Одной из причин этого является лавинообразное распространение «групп смерти» в соцсетях».
Специалисты выделяют основные проблемы в работе по противодействию детским суицидам: несовершенство нормативно-правовой базы и методического обеспечения, бесконтрольный доступ несовершеннолетних к сетевым ресурсам, недостаточную квалификацию специалистов, работающих с детьми.
Между тем, о сообществах в соцсетях, подстрекающих подростков к самоубийству, широкой общественности стало известно в мае 2016 года, после публикации в «Новой газете» статьи журналиста Галины Мурсалиевой. Она провела расследование, посвящённое массовому суициду среди подростков, и утверждала, что жертвами «групп смерти» в соцсетях стали 130 детей. Статья вызвала огромный общественный резонанс, дала начало дискуссии о безопасности детей в интернете. В ноябре 2016 года было предъявлено обвинение в доведении до самоубийства администратору закрытой группы «ВКонтакте», который под псевдонимом Филипп Лис высылал подросткам инструкции к некой «игре», финалом которой становился суицид. Следствие установило, что жертвами стали 15 подростков.
Специалисты считают, что причина того, что подростки ищут такого рода острых ощущений, недостаточное внимание со стороны родителей. Если между родителями и ребёнком существуют нормальные, доверительные отношения, он не будет вступать в «группы смерти», подчеркивают психиатры.
Профилактику зависимого поведения необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно с раннего возраста говорить детям о здоровом образе жизни, о позитивном отношении к самому себе. Показывать личный пример такого отношения.
Как уже было доказано в многочисленных исследованиях, зависимость детей от социальных сетей, наркотиков, чаще всего возникает в тех семьях, где ребёнок не ощущает любви взрослых, их интереса и уважения к его чувствам. Причем, случается это как в семьях социально незащищенных, переживающих материальные трудности - неполных, многодетных, - так и во вполне благополучных. Как следствие, у ребёнка развивается заниженная самооценка, он живет с чувством своей беззащитности перед проблемами взросления, трудностями в школьной жизни, поскольку родители не оказывают ему эмоциональной поддержки. Именно такие дети становятся лёгкими жертвами «групп смерти» [4].
Важную роль в работе с детьми должны играть школьные психологи, социальные педагоги. В то же время многие из них испытывают определённые затруднения в процессе оказание помощи учащимся, вовлечёнными «в группы смерти». Это связано с тем, что подобная проблема в таком масштабе возникла сравнительно недавно и требует более комплексного изучения и практических наработок. В настоящий момент максимум, что сейчас проводится в школах, - визуальное выявление детей с признаками членовредительства - прежде всего, с ранами, с порезами, так как было выявлено, что с этих действий начинается «работа» с детьми в «группах смерти» с постепенным доведением их до суицида.
В Ставрополе достаточно грамотно такую работу проводят психологи из Краевого центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних. Однако, с учётом массовости данной проблемы среди молодёжи, когда в той или иной степени от психологической зависимости страдает большая часть молодёжи, в том числе от крайней формы зависимости - от «групп смерти» в социальных сетях, то с учётом масштабов данной проблемы, её решение должно носить комплексный характер [4].
Интересен так же опыт Северо-Кавказского федерального университета в проведении совместных семинаров с зарубежными психологами - практиками. Так, в мае 2017 года был проведён круглый стол на тему «Проблемы психологии здоровья в России и США». Его организатором выступила кафедра практической и специальной психологии СКФУ. Ведущей круглого стола выступила специально приглашенный профессор университета Нешнл Льюис (National Louis University) Рамзия Дужински. Подобный обмен опытом вносит существенный вклад в разработку стратегий психокоррекционной работы с детьми, в том числе и с Интернет-зависимыми.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что мы видим решение проблемы повышения эффективности подготовки будущих
практических психологов к работе с учащимися, склонными к Интернет - зависимости, в следующих мероприятиях:
1. Прежде всего, на наш взгляд, необходимо ввести, хотя бы в перечень вариативных дисциплин, изучение дополнительных предметов в процессе подготовки практических психологов - криминологии и судебной психиатрии, а так как же спецкурсов, направленных на подготовку психологов к работе с Интернет-зависимыми детьми, детьми, склонными к суициду.
2. Организовать более активное привлечение волонтёров из числа студентов различных специальностей к проведению просветительской работы со школьниками, направленной на профилактику Интернет- зависимости среди молодёжи.
Библиографический список
3. В тематику курсов повышения квалификации для практических психологов внести разделы, направленные непосредственно на формирование практических умений работы с зависимыми детьми, в том числе Интернет-зависимыми, привлекая к преподаванию наиболее продвинутых в этом отношении психологов-практиков.
4. Проведение практико-ориентированных семинаров, мастер- классов, тренингов со студентами психологических и педагогических специальностей специалистами реабилитационных центров, имеющих большой положительный опыт работы в этом направлении, а так же, по возможности, с зарубежными коллегами - практическими психологами, ведущими психокоррекцион-ную работу с Интернет-зависимыми детьми.
1. Мурашова Е. Любить или воспитывать? Москва, 2014.
2. Интернет-зависимость у детей и подростков. Available at: http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-po-drostkov/
3. Кузнецова А. В 2016 году наблюдался рост самоубийств на 57%. Психологическая газета. Available at: http://psy.su/feed/6004/
4. Как на Ставрополье реализуется право детей на здоровье и счастье. Ставропольская правда. 06.11.2014.
References
1. Murashova E. Lyubit'ili vospityvat'? Moskva, 2014.
2. Internet-zavisimost' u detej ipodrostkov. Available at: http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov/
3. Kuznecova A. V 2016 godu nablyudalsya rost samoubijstv na 57%. Psihologicheskaya gazeta. Available at: http://psy.su/feed/6004/
4. Kak na Stavropol'e realizuetsya pravo detej na zdorov'e i schast'e. Stavropol'skaya pravda. 06.11.2014.
Статья поступила в редакцию 01.06.17
УДК 159.928
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru
Galoshina E.V., MA student, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: www.helen.ru1994@mail.ru Ratnikova I.V., MA student, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: ms.irina.ratnikova@mail.ru
SOCIAL INTELLIGENCE AND COMMUNICATIVE ABILITIES OF THE INTERNET-DEPENDENT PERSON. In order to identify the level of social intelligence and communication skills among Internet dependent people, 50 young male people are examined, who have the signs of Internet addiction, according to K. Young's test, in comparison with a representative group of 50 people without the signs of dependence. The Gilford-Saliven method is used and the method of diagnosing the Boyko's communicative installation. It is shown that there are features of social intelligence and communicative attitudes, both in terms of the overall level of social intelligence, and in its component composition, and signs of a negative communicative attitude with a reduced level of communicative tolerance.
Key words: Internet-dependent personality, social intelligence, communicative settings.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. каф. психологии личности и спец. Психологии, ФП ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru Е.В. Галошина, магистрант, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Е-mail:www.helen.ru1994@mail.ru
И.В. Ратникова, магистрант ФГБОУ ВПО «Новосибирский университет экономики и управления, г. Новосибирск, Е-mail: ms.irina.ratnikova@mail.ru
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ
С целью выявления уровня социального интеллекта и коммуникативных способностей у интернет-зависимых лиц, были обследованы 50 молодых людей мужского пола, которые выявили признаки интернет-зависимости по тесту К. Янг, в сравнении с репрезентативной группой 50 человек без признаков зависимости. Применялись методика Гилфорда - Саливена и методика диагностики коммуникативной установки Бойко. Показано, что имеются особенности социального интеллекта и коммуникативных установок, как по общему уровню социального интеллекта, так и по компонентному его составу, и признаки негативной коммуникативной установки со сниженным уровнем коммуникативной толерантности.
Ключевые слова: интернет-зависимая личность, социальный интеллект, коммуникативные установки.
Актуальность исследования вызвана значительным количеством интернет-зависимых лиц и потребностью изучения их психологических особенностей с тем, чтобы прогнозировать последствия этого нарушения.
Активное развитие современных технологий, компьютеризация и информатизация практически всех сфер жизни, свободный доступ в интернет приводят к закономерному увеличению количества лиц, вынужденных большую часть своего времени проводить за компьютером, а также к появлению новых видов зависимых состояний, связанных с нахождением в сети. Растет
количество интернет-зависимых, при этом пребывание за компьютером практически не рассматривается как некая опасность, несмотря на многочисленные предупреждения со стороны медиков и психологов [1; 2]. Особый интерес представляет трансформация личности интернет-активной и интернет-зависимой личности, в частности, их способность адаптироваться в реальном мире.
В структуре интернет-зависимой личности интерес представляют такие элементы, как социальный интеллект и коммуникативные качества. Социальный интеллект является непре-