Научная статья на тему 'Вовлечённость членов профсоюза как детерминанта межгрупповой адаптации разнопоколенных групп профсоюзных организаций образования'

Вовлечённость членов профсоюза как детерминанта межгрупповой адаптации разнопоколенных групп профсоюзных организаций образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INVOLVEMENT IN TRADE UNION MOVEMENT / ACTIVITY OF UNION / INTER-GROUP ADAPTATION IN ORGANIZATIONS / TRADE UNION / SOCIAL PARTNERSHIP / ВОВЛЕЧЁННОСТЬ В NPОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ NPОФСОЮЗA / МЕЖГPУППОВAЯ АДАПТАЦИЯ В ОPГAНИЗAЦИИ / NPОФСОЮЗ / СОЦИAЛЬНОЕ NAPТНЕPСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлютенкова О.А.

В статье представлены результаты апробации модели вовлечённости в профсоюзное движение гак детерминанты ме-жгрупповой адаптации разнопоколенных фупп в образовательных организациях. Эмпирическое исследование выполнено в первичных профсоюзных организациях 4-х вузов и 7 общеобразовательных школ г. Москвы, общая выборка 629 чел.: 205 преподавателей, 260 студентов, 164 учителя, из них 37 молодых учителей. Каждая группа в ходе межгрупповой адаптации имеет свою структуру вовлечённости. В зависимости от принадлежности группы к поколению и сложившемуся уровню эффективности профсоюзного членства определён ранговый порядок компонентов, их наполненность. В более эффективных организациях структура вовлечённости стабильная. В менее эффективных профсоюзных организациях структура измен-чивая, компоненты вовлечённости хаотичные. Сбалансированность и стабильность структур вовлечённости разнопоколен-ных групп в профсоюзной организации определяют её детерминацию межгрупповой адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павлютенкова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF MEMBERS OF THE TRADE UNION AS A DETERMINANT OF THE INTERGROUPE ADAPTATION OF THE DIFFERENTIATED GROUPS OF TRADE UNION ORGANIZATIONS OF EDUCATION

The article reveals the results of approbation of the model of involvement in trade union movement as the detectors of the interdisciplinary adaptation of disreputable groups in educational organizations. The empirical research ia carried out in the primary trade union organizations of 4 universities and 7 general education schools in Moscow, a total of 629 people: 205 teachers, 260 students, 164 teachers, 37 of them young teachers. Each group in the course of the interdepartmental adaptation has its own structure of involvement. Depending on the appropriateness of the group to the generation and the established level of efficiency of the union membership, the ordering of components is determined, and their completeness. In more effective organizations the structure of involvement is stabile. In less effective union organizations have a changeable structure, the components of involvement are chaotic. The stability and stability of the structure of the involvement of disrupted groups in the union organization determine its detection of interdepartmental adaptation.

Текст научной работы на тему «Вовлечённость членов профсоюза как детерминанта межгрупповой адаптации разнопоколенных групп профсоюзных организаций образования»

следований, в то время как другие показатели, такие как психологическое здоровье и особенности взаимоотношений с другими людьми, можно наиболее полно изучить, используя психологические методы.

Обобщая данные теоретических и эмпирических исследований, проведённых в России и за рубежом, автор предлагает изучать психологическое благополучие ребёнка дошкольного возраста в 4-х плоскостном измерении с помощью оценки: 1) вы-

Библиографический список

раженности просоциального поведения как показателя социальной компетентности ребёнка; 2) уровня проблем интернального спектра как показателя степени эмоционального благополучия ребёнка; 3) уровня проблем экстернального спектра как показателя степени поведенческого благополучия ребёнка; 4) влияния проблем на функционирование в основных сферах жизни (дружеских отношениях, обучение и занятия в свободное время, домашняя жизнь, субъективное страдание и бремя для семьи).

1. ЮНИСЕФ. Проблема детской бедности в перспективе. Обзор благополучия детей в богатых странах. Флоренция: Исследовательский центр ЮНИСЕФ «Инноченти», 2007.

2. Comparative Child Well-being across the OECD. Doing Better for Children. Paris: OECD Publishing, 2009.

3. Fauth B., Thompson M. Young Children's Well-Being: Domains and Contexts of Development from Birth to Age 8. London: National Children's Research Centre, 2009.

4. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы. Диссертация ... кандидата психологических наук. Томск, 2002.

5. Психологическое благополучие ребёнка в современном обществе: монография. М.В. Сафронова, В.Б. Кузнецова, Е.А. Козлова, О.А. Ахметова, А.В. Варшал. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2016.

6. Гудман Р, Скотт С. Детская психиатрия: практическое руководство. Москва: ТриадаХ, 2008.

7. Land K. C., Lamb V. L., Zheng H. How are the Kids Doing? How do We Know? Recent Trends in Child and Youth Well-Being in the United States and Some International Comparisons. Social Indicators Research. 2009; Т. 100; № 3: 463 - 477.

8. Rees G., Goswami H., Bradshaw J. Developing an index of children's subjective well-being in England. London: Children's Society, 2010.

9. Moore K. A., Murphey D., Bandy T. Positive child well-being: An index based on data for individual children. Maternal and child health journal. 2012; Т. 16; № 1: 119 - 128.

10. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности. Вестник практической психологии образования. 2009; 3: 17 - 21.

11. Самойлова В. А. Адаптация личности в современном обществе и проблема психологического здоровья детей и подростков. Известия РГПУ им. АИ Герцена. 2014; 167: 41 - 54.

12. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents. International Journal of Behavioral Development. 2010; Т. 34; № 5: 441 - 451.

13. Чеснокова Е.П. Роль межличностных отношений со сверстниками в становлении психологического здоровья старших дошкольников. Вестник Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова. 2010; Т. 35; № 1: 63 - 69.

References

1. YuNISEF. Problema detskoj bednosti v perspektive. Obzor blagopoluchiya detej v bogatyh stranah. Florenciya: Issledovatel'skij centr YuNISEF «Innochenti», 2007.

2. Comparative Child Well-being across the OECD. Doing Better for Children. Paris: OECD Publishing, 2009.

3. Fauth B., Thompson M. Young Children's Well-Being: Domains and Contexts of Development from Birth to Age 8. London: National Children's Research Centre, 2009.

4. Voronina A.V. Ocenka psihologicheskogo blagopoluchiya shkol'nikov v sisteme profilakticheskoj i korrekcionnoj raboty psihologicheskoj sluzhby. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Tomsk, 2002.

5. Psihologicheskoe blagopoluchie rebenka v sovremennom obschestve: monografiya. M.V. Safronova, V.B. Kuznecova, E.A. Kozlova, O.A. Ahmetova, A.V. Varshal. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU, 2016.

6. Gudman R., Skott S. Detskaya psihiatriya: prakticheskoe rukovodstvo. Moskva: TriadaX, 2008.

7. Land K. C., Lamb V. L., Zheng H. How are the Kids Doing? How do We Know? Recent Trends in Child and Youth Well-Being in the United States and Some International Comparisons. Social Indicators Research. 2009; T. 100; № 3: 463 - 477.

8. Rees G., Goswami H., Bradshaw J. Developing an index of children's subjective well-being in England. London: Children's Society, 2010.

9. Moore K. A., Murphey D., Bandy T. Positive child well-being: An index based on data for individual children. Maternal and child health journal. 2012; T. 16; № 1: 119 - 128.

10. Dubrovina I.V. Psihicheskoe i psihologicheskoe zdorov'e v kontekste psihologicheskoj kul'tury lichnosti. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2009; 3: 17 - 21.

11. Samojlova V. A. Adaptaciya lichnosti v sovremennom obschestve i problema psihologicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov. Izvestiya RGPU im. AI Gercena. 2014; 167: 41 - 54.

12. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents. International Journal of Behavioral Development. 2010; T. 34; № 5: 441 - 451.

13. Chesnokova E.P. Rol' mezhlichnostnyh otnoshenij so sverstnikami v stanovlenii psihologicheskogo zdorov'ya starshih doshkol'nikov. Vestnik Mogilevskogo gosudarstvennogo universiteta imeniA.A. Kuleshova. 2010; T. 35; № 1: 63 - 69.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 159

Pavlyutenkova О.А., senior teacher, Department of Economy and Management, Elektrostal Institute, Branch of Moscow

Polytechnic University (Elektrostal, Russia), E-mail: olgapavl@mail.ru

INVOLVEMENT OF MEMBERS OF THE TRADE UNION AS A DETERMINANT OF THE INTERGROUPE ADAPTATION OF THE DIFFERENTIATED GROUPS OF TRADE UNION ORGANIZATIONS OF EDUCATION. The article reveals the results of approbation of the model of involvement in trade union movement as the detectors of the interdisciplinary adaptation of disreputable groups in educational organizations. The empirical research ia carried out in the primary trade union organizations of 4 universities and 7 general education schools in Moscow, a total of 629 people: 205 teachers, 260 students, 164 teachers, 37 of them young teachers. Each group in the course of the interdepartmental adaptation has its own structure of involvement. Depending on the appropriateness of the group to the generation and the established level of efficiency of the union membership, the ordering of components is determined, and their completeness. In more effective organizations the structure of involvement is stabile. In less effective union organizations have a changeable structure, the components of involvement are chaotic. The stability and stability of the structure of the involvement of disrupted groups in the union organization determine its detection of interdepartmental adaptation.

Key words: involvement in trade union movement, activity of union, inter-group adaptation in organizations, trade union, social partnership.

О.А. Павлютенкова, ст. преп. каф. «Экономика и управление» Электростальского института (филиала)

Московского политехнического университета, г. Электросталь, E-mail: olgapavl@mail.ru

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА КАК ДЕТЕРМИНАНТА МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИИ РАЗНОПОКОЛЕННЫХ ГРУПП ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты апробации модели вовлечённости в профсоюзное движение как детерминанты межгрупповой адаптации разнопоколенных групп в образовательных организациях. Эмпирическое исследование выполнено в первичных профсоюзных организациях 4-х вузов и 7 общеобразовательных школ г. Москвы, общая выборка 629 чел.: 205 преподавателей, 260 студентов, 164 учителя, из них 37 молодых учителей. Каждая группа в ходе межгрупповой адаптации имеет свою структуру вовлечённости. В зависимости от принадлежности группы к поколению и сложившемуся уровню эффективности профсоюзного членства определён ранговый порядок компонентов, их наполненность. В более эффективных организациях структура вовлечённости стабильная. В менее эффективных профсоюзных организациях - структура изменчивая, компоненты вовлечённости хаотичные. Сбалансированность и стабильность структур вовлечённости разнопоколенных групп в профсоюзной организации определяют её детерминацию межгрупповой адаптации.

Ключевые слова: вовлечённость в npофсоюзное движение, деятельность пpофсоюзa, межфупповгя гдгптгция в оpгaнизaции, пpофсоюз, социaльное пapтнеpство.

Вовлечённость членов профсоюза определяется как долговременное эмоциональное состояние, обусловленное совпадением ценностей профсоюзной организации с их жизненными ценностями, представлениями о профсоюзе.

Проведённый теоретический анализ позволил создать модель детерминации вовлечённости в профсоюзное движение межгрупповой адаптации (МГА) разнопоколенных групп в первичных профсоюзных организациях (ППО) образования. Модель экспериментально проверена в реальных условиях вузов и школ г. Москвы в 2016-2017 годах. Было опрошено 629 чел. - членов профсоюза: 260 студентов, 205 преподавателей четырех московских вузов, 164 учителя, из них 37 молодых учителей семи общеобразовательных школ г. Москвы [1; 2]. Опрос проводился по авторской методике, в которую вошли: опрос, математико-ста-тистическая обработка результатов (как по специально разработанной электронной программе, так и с помощью стандартных статпакетов), интерпретация результатов по разработанной на основании теоретической модели схеме. Многоуровневый диагностический инструмент представлялся опрашиваемым в форме анкеты, включающей (по порядку расположения в анкете):

1) исследование социальных представлений;

2) диагностика организационной культуры (ОК);

3) изучение мотивационного профиля;

4) собственно изучение компонентов включенности;

5) изучение эффективности деятельности первичной профсоюзной организации.

В качестве независимой переменной эксперимента выступил сложившийся уровень эффективности профсоюзных организаций по критерию членства и возраст участников (преподаватели и учителя). Зависимой - компоненты вовлечённости (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) и МГА взаимодействующих групп (показатели ОК, мотивационного профиля и социальных представлений). Результирующей зависимой переменной является взаимосвязь компонентов вовлечённости с МГА разновозрастных групп. Простейшим способом обработки результатов является применение ^критерия Стьюдента.

Структурно модель детерминации вовлечённости в профсоюзное движение МГА разнопоколенных групп в ППО образования состоит из компонентов:

- Во-первых, главная цель МГА групп с различным статусом - оптимальное управление профсоюзной организацией [3].

- Во-вторых, МГА между группами взаимодействия, выделенными по критерию возраста, который во многом определяет статус в образовательной организации. В вузе: преподаватели -студенты. В школе: молодые учителя (до 35 лет) - остальные учителя.

- В-третьих, группы взаимодействия, имеющие собственную структуру [4], наглядно представленные в образе пирамиды: ОК - основание пирамиды; вовлечённость членов профсоюза - высота пирамиды. При этом содержание вовлечённости выглядит как единое, целое, состоящее из переплетающихся, взаимоувязанных компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого.

В результате эмпирически определена структура вовлечённости членов профсоюза взаимоадаптирующихся групп.

Вовлечённость студентов - членов профсоюза имеет следующую по количественному убыванию структуру: эмоциональный, поведенческий, когнитивный компонент. При этом эффек-

тивные и менее эффективные ППО значимо на уровне р<0,01 отличаются лишь количественно, сохраняя общую структуру вовлечённости для этой группы.

Обобщенная структура вовлечённости преподавателей -членов профсоюза имеет следующий вид: поведенческий, когнитивный, эмоциональный компонент. При этом структуры эффективных и менее эффективных ППО значимо на уровне р<0,05 отличаются, структура вовлечённости в эффективных организациях: когнитивный, поведенческий, эмоциональный компонент; в менее эффективных - поведенческий, когнитивный, эмоциональный.

Структура вовлечённости учителей - членов профсоюза более эффективных организаций представляется как сочетание когнитивного, поведенческого, эмоционального компонентов, в менее эффективных когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Количественно структуры различаются на уровне р<0,05.

Структура вовлечённости молодых преподавателей - членов профсоюза представляет собой сочетание эмоционального и равно представленных поведенческого и когнитивного компонентов. В более эффективных по сравнению с менее эффективными все компоненты вовлечённости статистически равно отличаются на уровне р<0,05.

Для оценки детерминации вовлечённости членов профсоюза МГА в первичных профсоюзных организациях был проведен факторный анализ результатов. В результате выявлены четыре фактора. Первый фактор (вес 7,057) - мотивация как интегра-тивный механизм вовлечённости в профсоюзное движение. Второй фактор (вес 3,638) - творческий потенциал профсоюзного членства. Третий фактор (вес 2,2308) - размытость, амбивалентность структуры организационной культуры профсоюзной организации. Четвертый фактор (вес 2,600) - когнитивный компонент вовлечённости в профсоюзное движение.

Полученные результаты положены в основание Программы мероприятий по повышению эффективности деятельности Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ, в которой стратегии роста соотносятся с организационной культурой первичных профсоюзных организаций - базовой компонентой МГА в организациях [5].

На основании полученных результатов социально-психологического исследования и экономического анализа проведён SWOT-анализ деятельности Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (МГО Профсоюза). Основными слабыми сторонами менее эффективных по членству профсоюзных организаций, входящих в состав региональной профсоюзной организации, являются: недовольство членов профсоюза низкими заработными платами; недостаточная эффективность расходования профсоюзных средств (в части слабой информированности членов профсоюза о возможностях МГО Профсоюза, которыми можно воспользоваться); отсутствие обучения профактива, работы с молодежью и недостаточного проведения мероприятий в менее эффективных территориальных и первичных профсоюзных организациях МГО Профсоюза. Недостаточно эффективно расходуются профсоюзные средства. Для активизации вовлечённости членов профсоюза, привлечения новых членов и удержания профсоюзного членства спрогнозированы варианты, по которым может осуществляться развитие деятельности МГО Профсоюза.

Таким образом,

1) в ходе эмпирического исследования разработана и апробирована социально-психологическая модель детерминации МГА разновозрастных групп в образовательных организациях вузов и школ их вовлечённостью в члены профсоюза;

2) доказана детерминированность вовлечённостью членов профсоюза МГА в профсоюзных организациях;

Библиографический список

3) определены основные направления повышения вовлечённости членов профсоюза, влияющие на эффективность деятельности профсоюзной организации в контексте МГА разнопоколенных групп в образовательной организации. Обоснован научный подход, направленный на активизацию, развитие, поддержание вовлечённости у членов профсоюза.

1. Булгаков А.В., Чистоходова Л.И., Павлютенкова О.А. Мотивация профсоюзного членства как компонент межгрупповой адаптации студентов и преподавателей в единой профсоюзной организации вуза (часть 1. Студенты: проблема мотивации профсоюзного членства). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016; 3: 30 - 48.

2. Булгаков А.В., Чистоходова Л.И., Павлютенкова О.А. Мотивация профсоюзного членства как компонент межгрупповой адаптации студентов и преподавателей в единой профсоюзной организации вуза (часть 2. Преподаватели: особенности мотивации профсоюзного членства в контексте межгрупповой адаптации в профсоюзной организации). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016; 4: 41 - 54.

3. Булгаков А.В. Структура психологических механизмов межгрупповой адаптации как индикатор и инструмент управления развитием организации: социально-когнитивный анализ. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012; 3: 12 - 21.

4. Булгаков А.В. Дизайн группы как возможное интегральное понятие в изучении и управлении межгрупповой адаптацией. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011; 1; 45 - 53.

5. Булгаков А.В. Психологические механизмы межгрупповой адаптации в организации как ресурс управления ее изменениями: социально-когнитивный анализ. Организационная психология. 2013; Т. 3; № 1: 46 - 77.

References

1. Bulgakov A.V., Chistohodova L.I., Pavlyutenkova O.A. Motivaciya profsoyuznogo chlenstva kak komponent mezhgruppovoj adaptacii studentov i prepodavatelej v edinoj profsoyuznoj organizacii vuza (chast' 1. Studenty: problema motivacii profsoyuznogo chlenstva). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2016; 3: 30 - 48.

2. Bulgakov A.V., Chistohodova L.I., Pavlyutenkova O.A. Motivaciya profsoyuznogo chlenstva kak komponent mezhgruppovoj adaptacii studentov i prepodavatelej v edinoj profsoyuznoj organizacii vuza (chast' 2. Prepodavateli: osobennosti motivacii profsoyuznogo chlenstva v kontekste mezhgruppovoj adaptacii v profsoyuznoj organizacii). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2016; 4: 41 - 54.

3. Bulgakov A.V. Struktura psihologicheskih mehanizmov mezhgruppovoj adaptacii kak indikator i instrument upravleniya razvitiem organizacii: social'no-kognitivnyj analiz. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2012; 3: 12 - 21.

4. Bulgakov A.V. Dizajn gruppy kak vozmozhnoe integral'noe ponyatie v izuchenii i upravlenii mezhgruppovoj adaptaciej. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2011; 1; 45 - 53.

5. Bulgakov A.V. Psihologicheskie mehanizmy mezhgruppovoj adaptacii v organizacii kak resurs upravleniya ee izmeneniyami: social'no-kognitivnyj analiz. Organizacionnaya psihologiya. 2013; T. 3; № 1: 46 - 77.

Статья поступила в редакцию 10.04.17

УДК 37.013

Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: klinpsych@mail.ru

TEACHING FUTURE PRACTICAL PSYCHOLOGISTS TO WORK WITH STUDENTS PRONE TO INTERNET ADDICTION. The

article outlines the directions of training, capable of providing preventive, diagnostic and corrective work with children with Internet addiction, with a penchant for suicide, provoked by "groups of death" in social networks. The author believes that the following measures would be effective: refresher courses for psychologists aimed at building practical skills of work with dependent children, including those involved in social networks negative orientation; carrying out practice-oriented seminars with students psychological and pedagogical professions specialists with extensive rehabilitation centres of positive experience in this direction; involvement of psychologists to work with parents, aimed at laying the foundations of psychological competence in building harmonious parent-children relations.

Key words: psychological dependence, Internet, teenagers, "group of death".

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

Е-mail: klinpsych@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

В статье обозначены направления работы по подготовке кадров, способных оказывать профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми с интернет-зависимостью, со склонностью к суициду, спровоцированной «группами смерти» в социальных сетях. Автор считает, что достаточно эффективными будут следующие меры: организация курсов повышения квалификации для психологов, направленных на формирование практических умений работы с зависимыми детьми, в том числе вовлечённые в социальные сети негативной направленности; проведение практико-ориентированных семинаров со студентами психологических и педагогических специальностей специалистами реабилитационных центров, имеющих большой положительный опыт работы в этом направлении; привлечение психологов к работе с родителями, направленной на формирование основ психологической компетентности в области построения гармоничных детско-родитель-ских отношений.

Ключевые слова: психологическая зависимость, Интернет, подростки, «группы смерти».

Современные подходы к профессиональной подготовке практических психологов предполагает личностную центрированность. Однако анализ содержания профессиональной подготовки показывает, что значительная часть используемых учебных программ, их содержание и методика несколько отста-

ют от современных реалий и не способствуют подготовке будущих психологов к решению проблем в области психического здоровья. Между тем, стремительно меняющаяся реальность современного мира приводит к тому, что перед человечеством возникают всё новые и новые проблемы. При этом наибольшую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.