ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2013. № 3
НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
Т. Ю. Базаров, А. Д. Губайдуллина, А. А. Туниянц
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГА» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПСИХОЛОГИИ ФИЛИАЛА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА В Г. ТАШКЕНТЕ
В статье обсуждается проблема первого этапа профессиональной социализации студентов-психологов, существующая в современной системе высшего профессионального образования, обозначается статус данной проблемы в современной психологической литературе. Дается описание предложенного авторами курса «Профессиональная социализация психолога»: перечисляются образовательные цели учебной дисциплины и основные принципы, раскрывается содержание 5 разделов, обозначаются формы контроля знаний. Анализируются результаты опроса студентов-первокурсников, проведенного авторами после окончания курса. Обсуждаются три основных аспекта: общее впечатление студентов о курсе, формальные и неформальные эффекты обучения. Делается вывод о роли разработанного курса в профессиональной социализации студентов-психологов. На основании двухлетней работы выдвигается перечень перспективных направлений дальнейшего совершенствования курса с целью повышения его эффективности в решении выявленных проблем первого этапа профессиональной социализации психологов.
Ключевые слова: профессиональная социализация, студенты-психологи, социально-психологическая адаптация, программа курса «Профессиональная социализация психолога», обратная связь.
In this paper authors discuss the problem of the first stage of professional psychologists’ socialization, existing in the modern system of higher education and indicate the status of the problem in modern psychological literature. Provided
Базаров Тахир Юсупович — докт. психол. наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Губайдуллина Амина Дамировна — ассистент преподавателя кафедры психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте. E-mail: аmina_ [email protected]
Туниянц Анна Александровна — ассистент преподавателя кафедры психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте. E-mail: anna.tuniyants@ bk.ru
112
the description of the course offered by the authors “Professional socialization of psychologist”, listed educational goals and the basic principles of the discipline, described the content of five sections, indicated forms of control knowledge. Analyzed the results of a survey of first-year students conducted by the authors after the course. Discussed three main aspects: the overall students’ experience about the course, formal and informal learning effects. The conclusion about the role of the developed course in the professional socialization of psychologists. Based on two years of work created a list of prospective directions of further improvement of the course in order to increase its efficiency in dealing with the identified problems of the first stage of professional socialization of psychologists.
Key words: professional socialization, psychology students, social and psychological adaptation, the course “Professional socialization of psychologist”, feedback.
1. Проблема первого этапа профессиональной
социализации студентов-психологов
Тема путей и конкретных способов совершенствования профессионального психологического образования неоднократно поднималась в отечественной научной литературе (см., напр.: Базаров, 1997; Кравцова, 2005; Кринчик, 2004, 2005, 2006, 2008, 2009а, б; Михеев, 2010; Собкин, Ткаченко, 2007; Юшваева, 2009а, б). В рамках данной темы рассматриваются вопросы компетентности и компетенций профессионала (Базаров, 2003, 2011; Киселёва, 2008), а также личностного и контекстного подхода к обучению в вузе (Вербицкий, 1991; Вербицкий, Ларионова 2009; Кринчик, 2011). Интерес современных исследователей также вызывает процесс профессиональной социализации психолога в ходе получения высшего образования (Ирба, 2008; Собкин, Ткаченко, 2007). Комплексный теоретический анализ этого процесса имеет самостоятельную научную значимость, однако не представляется в полной мере возможным в рамках данной статьи. Поэтому мы только обозначим его общее понимание и сосредоточим внимание на тех его элементах, которые имеют непосредственное отношение к студентам-психологам 1-го курса.
По мнению У Бронфенбреннера, «процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества» (Андреева, 2009, с. 192). С этой точки зрения профессиональную социализацию (ПС) можно понимать как процесс вхождения индивида в профессиональное сообщество, усвоение профессиональных норм, ценностей и стандартов, а также как процесс активной реализации уже накопленного профессионального опыта в виде подбора оптимальных профессиональных решений (Перинская, 1998).
113
Обучение в вузе представляет собой первый этап длительного процесса ПС (Собкин, Ткаченко, 2007). Отметим, что социализирующая роль вуза не может сводиться к содержанию образования. Это важно подчеркнуть, так как современные образовательные стандарты предполагают, что специалист способен применять научные методы для нахождения оптимальных решений профессиональных задач, действуя в ситуации личной ответственности и при наличии значимой степени риска (Корнилова, 2006). Трудовая деятельность выдвигает требования к профессиональной зрелости специалиста, т.е. ПС подразумевает не только овладение знаниями, но и развитие личности, а именно: а) формирование самостоятельного профессионального мышления, обеспечивающего трансформацию научных знаний в личностный опыт и компетенции в отношении объектов профессиональной действительности (Киселёва, 2008); б) организацию процессов самовоспитания в направлении формирования и совершенствования профессионально важных качеств (Ирба, 2008); в) развитие коммуникативных и творческих способностей (там же); г) ознакомление с нормативными образцами поведения в профессиональных ситуациях и этикой коммуникации в профессиональном сообществе (там же); д) усвоение профессиональных норм, организующих поведение в профессиональных ситуациях (Юшваева, 2009а).
ПС студента-первокурсника предполагает также формирование и конкретизацию представлений о собственном профессиональном будущем (Ирба, 2008), на базе которых в дальнейшем произойдет его самоопределение в пространстве выбранной специальности. Не менее важно осознание логики профессионального становления и приобретение умений действовать в соответствии с ней. Процессу ПС первокурсников следует уделять особое внимание, так как у них высока вероятность возникновения дискомфорта и конфликтов как внутриличностного и профессионального характера, так и в отношениях с окружением (Булгаков, 2007; Кринчик, 2009б). В связи с этим необходимо способствовать процессам адаптации студента к содержанию и условиям учебного процесса, чтобы обеспечить самостоятельность в организации индивидуальной учебной деятельности. Перед первокурсниками стоят задачи приобретения организационных и когнитивных умений; формирования учебной и профессиональной мотивации и готовности к непрерывному профессиональному саморазвитию; социально-психологической адаптации к новой учебной группе, к профессорско-преподавательскому составу (Булгаков, 2007; Росляков, 2003) и к специфике образовательного учреждения в целом. Результатом социально-психологической адаптации должен стать переход от межличностного к профессиональному общению, в ходе которого формируются нормы профессионального поведения (Юшваева, 2009а).
114
Исследования, проведенные на студентах-психологах, обнаруживают ряд проблем. Например, на 1-м курсе подавляющее большинство студентов называют в качестве основного критерия выбора специальности «интерес к профессии», а на завершающем этапе обучения резко растет число студентов, отмечающих «случайность» своего выбора (Собкин, Ткаченко, 2007). Утрата интереса к профессии, вероятно, связана со спецификой процесса обучения психологии в вузе. Многие студенты-психологи говорят о дефиците практических умений и навыков, активных форм обучения и неформального общения с преподавателями (Кринчик, 2006). Необходимость решения этих и других проблем приводит к мысли о создании в вузах службы психологического сопровождения получения профессионального образования (Казачихина, 2009; Кринчик, 2004, 2005). Данная служба может содействовать студентам в переходе к типичным для вуза формам, методам, режиму учебной деятельности; в развитии познавательной и профессиональной мотивации и формировании самоорганизации; в воспитании личности профессионала, подразумевающем развитие индивидуального стиля, умение следовать этическим нормам и т.д. (Кринчик, 2004).
2. Описание курса
«Профессиональная социализация психолога»
Учитывая вышесказанное и принимая во внимание различные варианты систематизации проблем профессионального психологического образования (Кринчик, 2004, 2005, 2009б; Михеев, 2010), а также опыт коллег1, мы разработали программу курса «Профессиональная социализация психолога» (ПСП), в рамках которого ставились следующие образовательные цели.
1. Социально-психологическая адаптация к обучению в вузе, которая включает: 1.1. Формирование самоорганизации и умения учиться; 1.2. Знакомство с историей, традициями и современными реалиями вуза.
2. Работа с представлениями о выбранной профессии, которая подразумевает: 2.1. Коррекцию представлений о психологии через знакомство со спецификой данной науки, ее предметом и границами, а также связями с другими науками; 2.2. Конкретизацию представлений о логике формирования профессиональной позиции через знакомство с биографиями великих психологов, выступающих конкретным примером профессионального развития.
1 Помимо психологической службы для решения проблем, сопровождающих процесс становления специалиста психолога, за последнее десятилетие в МГУ имени М.В. Ломоносова были введены курсы «Мир и психология», «Демонстрационный практикум» по общей психологии (подробнее об этом см.: Кринчик, 2006, 2008).
115
3. Развитие личности профессионала. Формирование представлений об этапности развития личности в профессии, знакомство с основами профессиональной этики, осмысление значимости непрерывного профессионального развития.
Данная дисциплина была включена в учебную программу 1-го курса факультета психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте, и занятия по ней проводились в первом семестре на протяжении двух учебных годов: 2011—2012 — 54 часа; 2012—2013 — 120 часов.
Основные принципы курса ПСП:
— интерактивные формы обучения как наиболее эффективный вариант усвоения гуманитарного знания (Кравцова, 2005);
— рефлексия как основа развития профессиональной позиции, самоорганизации, познавательной и профессиональной мотивации, активной позиции в обучении (Ишков, 2004б);
— постоянный мониторинг производимых эффектов и их соответствия целям курса;
— последовательное усложнение предлагаемого учащимся материала, оптимальная трудность которого обеспечивает интерес и творческое отношение к учебному предмету (Поддьяков, 2009);
— разнообразие видов занятий (семинарские, творческие, тренинговые, практические, дискуссионные и т.д.) и форм контроля (схемы, тесты, эссе, коллоквиумы, психологический диктант, психологические задачи и др.);
— предоставление информации в контексте практических действий и прослеживание связей с будущей профессиональной деятельностью;
— ориентация процесса обучения на развитие личности студентов (профессионально важных качеств).
Курс ПСП включает 5 разделов: 1. Средства оптимизации процесса обучения психологии. 2. История и особенности образовательного учреждения. 3. Особенности психологического знания. 4. Индивидуальная судьба как фактор научных взглядов известных психологов.
5. Личность как инструмент работы психолога.
Особое внимание было уделено форме преподнесения информации, поэтому далее описываются разделы курса как с точки зрения вошедших в них тем, так и с точки зрения работы учебных групп с материалом.
Раздел 1. Средства оптимизации процесса обучения психологии. Раздел направлен на формирование умения учиться. В литературе выделяются три группы умений, составляющие умение учиться (Бабанский,1981; Сиднева, 2008): 1) учебно-организационные; 2) учебно-информационные; 3) учебно-интеллектуальные.
В рамках курса ПСП для формирования учебно-организационных умений были предложены темы «Тайм-менеджмент» и «Оптими-
116
зация уровня стресса», выбранные в связи с тем, что в вузе выделяется большое количество часов для самостоятельной работы, и это требует от студентов повышения уровня самоорганизации, а экзаменационная сессия носит выраженный стрессогенный характер. Учебно-информационные умения совершенствовались в ходе освоения тем «Работа с учебным текстом» и «Методы теоретического исследования». Несмотря на то что изучение школьных предметов сопровождается использованием данных методов, их освоение обычно не выступает самостоятельной целью. В связи с этим студенты-первокурсники часто испытывают сложности в их применении. Темы «Повышение эффективности запоминания» и «Индивидуальные особенности восприятия в процессе обучения» (а именно учет ведущей модальности) способствовали развитию учебно-интеллектуальных умений. Для закрепления тем «Работа с текстом» и «Организация запоминания» использовались материалы других учебных дисциплин («Анатомия ЦНС», «Введение в общую психологию» и т.д.). Практические занятия по темам «Работа со стрессом» и «Модальности восприятия» проходили в тренинговой форме и включали диагностику студентами своих индивидуальных особенностей и последующую их проработку. Методы теоретического исследования применялись для выполнения задания «Схематически организовать информацию по разделу 1», а затем и по всем другим пройденным разделам. При этом постепенно увеличивались требования к глубине анализа материала и качеству оформления работы. Принципы и приемы тайм-менеджмента студенты осваивали применительно к тем личностно значимым делам, которые систематически не выполняются вовремя.
Раздел 2. История и особенности образовательного учреждения. После знакомства с историей, гимном, гербом и флагом МГУ имени М.В. Ломоносова студенты выполняли творческие работы по созданию аналогичной символики для факультета психологии его филиала в г. Ташкенте.
Раздел 3. Особенности психологического знания. Необходимость данного раздела обусловлена тем, что в курсах «Введение в профессию» и «Введение в общую психологию» не учитываются уже существующие у студентов-первокурсников представления о выбранной профессии (ее специфике и особенностях ее освоения). Эти представления часто носят искаженный, обыденный, мифологический характер и нуждаются в корректировке, уточнении, а иногда и полной трансформации (Ирба, 2008). Информация, полученная на занятиях по этому разделу, закреплялась решением психологических задач, специально подобранных для данной цели; студенты также анализировали свой личный опыт и обыденные знания с целью обнаружения в них мифов о психологии.
117
Раздел 4. Индивидуальная судьба как фактор научных взглядов известных психологов. В четвертом разделе курса, следуя замечанию В.А. Михеева (2010) об исключительной пользе изучения биографий известных психологов для становления профессионала, студенты знакомились с жизнеописаниями 14 выдающихся психологов. Это способствовало формированию личностного отношения к авторам различных психологических концепций и выработке привычки впредь самостоятельно находить и изучать подобную информацию. Материал по данному разделу прорабатывался на занятиях с точки зрения роли образования, семьи, круга знакомств и других значимых факторов в формировании профессиональной позиции выдающегося психолога. Студенты выполняли самостоятельную работу по составлению вопросов о психологах на основе фактов из их биографий, которые затем ранжировали по степени значимости с точки зрения описания данного конкретного специалиста.
Раздел 5. Личность как инструмент работы психолога. Занятия проходили преимущественно в тренинговой форме. Процесс профессионального становления можно рассматривать в том числе и как процесс личного становления (Зотова, Родина, 2009), что особенно важно на первом курсе, студенты которого, согласно исследованиям (Зотова, Родина 2009; Кринчик, 2008), активны и заинтересованы в личностном развитии и, следовательно, готовы работать в данном направлении. При этом на основе опроса студентов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в обучении психологии указывается «необходимость воспитания в студенте психолога и недостаточность такой работы на факультете» (Кринчик, 2004, с. 65). В связи с этим в разделе 5 нами рассмотрены некоторые из качеств личности, отмечаемых в литературе как значимые для учебной деятельности и профессионального становления психолога. В их число вошли социальный интеллект и креативность (Смирнов, 2004), рефлексия (Ишков, 2004а; Михеев, 2010; Юшваева, 2009а) и др. Развитию рефлексии уделяется внимание на протяжении всего курса ПСП в рамках написания эссе, а в разделе 5 этому посвящена отдельная тема. Поскольку в профессиональной деятельности психолога большую роль играет эмпатия (Михеев, 2010), несколько занятий раздела было отведено для ее развития. Кроме того, студенты знакомились с основными этическими принципами в работе психолога и применяли эти знания на практике, выполняя творческое задание «Описать конкретные ситуации в работе специалиста, которые могли бы иллюстрировать ту или иную этическую проблему».
Промежуточные и итоговая формы контроля знаний
С целью адаптации студентов к вузовскому обучению в курсе ПСП использовались практически все формы контроля, применяе-
118
мые в университете, — коллоквиум, тестирование, эссе, письменный опрос, кейсы, устный опрос на семинарских занятиях, экзамен. Такая вариативность позволяет повысить объективность выставления оценки и уточняет представление студента об уровне своих знаний. Для смягчения стресса в ситуации контроля знаний была разработана система баллов, которые студенты набирали в течение всего семестра. Количество баллов определяло предварительную оценку по учебной дисциплине, ее можно было повысить, успешно ответив на экзамене.
Завершив описание основного содержания и форм занятий по дисциплине ПСП, перейдем к анализу и рефлексии опыта проведения данного курса.
3. Представление и анализ результатов опроса студентов
Для совершенствования курса ПСП и отслеживания его эффективности после сдачи экзамена каждому студенту предлагалось заполнить специальный бланк для обратной связи. С ориентацией на аналогичные работы (Кринчик, 2008) была составлена схема качественного анализа полученных отзывов, которая включала 2 основных блока — оценку курса в целом и оценку по эффектам обучения.
3.1. Оценка курса в целом
Общее впечатление
В опросе приняли участие 80 студентов, которые в целом положительно оценили курс. Приведем отдельные высказывания студентов, выражающие их общее впечатление от учебного курса ПСП.
«Предмет очень интересный. Мы как бы вступили в психологический мир».
«Курс ПСП интересен тем, что дает общую картину того, с чем мы будем сталкиваться как на протяжении учебы, так и в профессиональной деятельности. Значительно расширяет кругозор».
«Вначале мне курс показался неинтересным, но потом, с каждым новым занятием, я все больше начала в него втягиваться, и мне было интересно не просто ответить, у меня возникло желание все больше узнавать о психологии».
«На мой взгляд, этот предмет один из самых важных предметов и должен проходить в начале учебного года. Мне очень понравился курс в целом».
«Честно говоря, я была удивлена, что его [курс ПСП] ввели лишь в этом году, потому что лично мне он очень помог составить картину о нашей будущей программе и о психологии в принципе».
«Вообще, я считаю, что этот предмет направлен на благо студента!»
119
Оценка связи курса с другими учебными дисциплинами
В связи с особенностями модульной системы обучения в первый год проведения занятий по курсу ПСП первокурсники познакомились с большей частью программы раньше, чем начали изучать учебную дисциплину «Введение в общую психологию» и другие специальные дисциплины. Это привело к тому, что обсуждаемый курс стал базой для освоения других учебных предметов, о чем наглядно свидетельствует следующее высказывание: «Уже сейчас я понимаю, что ВВП [Введение в общую психологию] мне так легко далось благодаря тем знаниям, которые я на ПСП получила».
Во второй год проведения курса ПСП занятия проходили параллельно с курсом «Введение в общую психологию», что способствовало лучшему усвоению материалов каждого из названных предметов. При этом большинство студентов отмечали благотворное влияние рассматриваемого курса на процесс обучения в целом.
«Методики запоминания и работы с текстом очень помогли в учебе».
«Этот курс помог мне в процессе обучения. Особенно тема “Тайм-менеджмент”, т.к. я научилась планировать свою работу».
«Рисование схем научило меня структурировать информацию, что помогло успешно сдать первую сессию».
3.2. Оценка по эффектам обучения
Формальные эффекты обучения (усвоенные знания)
Ответы студентов на вопрос: «Насколько вами усвоен материал курса?» распределились в следующем процентном соотношении: 20% студентов отметили, что знают материал отлично, впоследствии смогут вспомнить больше 80%; 49% — выше среднего, позже воспроизведут больше половины информации; 31% — знают основные моменты, по прошествии времени какую-то часть материала точно вспомнят; никто из студентов не указал, что недоволен своими знаниями, вряд ли спустя время сможет вспомнить что-то из курса.
В результате качественного анализа конкретных знаний и умений, отмечаемых студентами как усвоенные в процессе обучения, были выделены следующие: 1) умения организации учебной деятельности; 2) знания об истории МГУ имени М.В. Ломоносова; 3) более ясное представление о психологии; 4) общее представление о необходимых качествах личности психолога, компетенциях психолога-профессионала; 5) знания о психологах и их жизни; 6) практические умения борьбы со стрессом и управления временем.
Опрос показал, что наиболее легким для студентов оказался первый раздел, посвященный средствам оптимизации процесса
120
обучения психологии, что аргументируется более выраженным интересом к данной тематике. Логично предположить, что возможность постоянного практического применения этих знаний, более того, необходимость ежедневного освоения непривычно больших объемов информации, сопровождающая начало обучения в вузе, повышает мотивацию изучения первого раздела. Обратная связь позволила выявить и наиболее сложные материалы курса. Все многообразие сложностей, описанных студентами, можно разделить на две группы: (1) Сложный стиль изложения в рекомендуемой для прочтения литературе. Здесь большинство студентов отмечали две темы: «Научный дискурс» и «Структурно-функциональная модель временнОй компетентности личности». (2) Много фактов и дат в теме «Роль личности М.В. Ломоносова в становлении Московского Императорского университета» и в разделе «Индивидуальная судьба как фактор научных взглядов известных психологов».
Неформальные эффекты обучения
(формирование профессионального сознания)
А. Трансформация представлений о профессии
«Наиболее интересно было при изучении 3-го и 4-го разделов, т.к. мы уже стали видеть реальную картину нашей практической деятельности».
«Теперь есть стимул пойти в науку».
«Это было первое погружение в профессию и в стоящие задачи развития собственной личности».
Б. Критические замечания и пожелания
Высказанные студентами критические замечания и пожелания представляют интерес не только с точки зрения дальнейшего совершенствования курса, но и как показатели ответственного отношения к своему профессиональному образованию. Все критические замечания могут быть сведены к одному основному: недостаточность занятий, посвященных третьему разделу (особенностям психологического знания), этическим проблемам в работе психолога, а также социальному интеллекту. Пожелания: (1) После каждого занятия проводить письменный опрос. В целом увеличить количество опросов. (2) Добавить наглядных материалов (видео, фото), а также более глубоко изучать биографии психологов. Первое пожелание выглядит удивительным. Однако если учесть, что опрос проводился после сдачи экзамена и студентами было подчеркнуто, что «частые контрольные заставляли держаться в тонусе, что сейчас на финишной прямой дало свои плоды», оно становится логичным. Во втором пожелании заметен приобретенный студентами интерес к жизни и творчеству великих психологов, к личному контакту со специалистами.
121
4. Заключение
Осмысление опыта проведения занятий и анализ материалов обратной связи дают основания говорить, что учебный предмет «Профессиональная социализация психолога» вызвал значительный интерес у студентов первого курса, расширил их профессиональный кругозор и привлек их внимание к вопросам собственного становления в качестве специалиста. Проведение занятий в интерактивной форме и создание доброжелательной атмосферы содействовали увеличению познавательной активности в отношении изучения психологии. Студенты также отмечали существенный вклад данного курса в их адаптацию к обучению в вузе.
По итогам двухгодичного опыта проведения курса «Профессиональная социализация психолога» можно констатировать, что предмет встроился в программу первого года обучения на факультете психологии, восполняя, по крайней мере, часть пробелов в психологической работе со студентами. Предложения по дальнейшему совершенствованию курса в большинстве своем затрагивают частные вопросы, например такие, как перераспределение часов по темам, разработка и подбор разнообразных вариантов практического закрепления материала без потери их эффективности, проектирование форм предоставления учебной информации, обеспечивающих ее доступность для понимания первокурсниками без потери научной глубины и т.д.
Перспективным также представляется рассмотрение и решение следующих задач:
1) построение вводных занятий так, чтобы студенты с самого начала могли осмыслить место курса в профессиональном становлении психолога;
2) последовательный и целенаправленный учет в организации занятий особенностей межличностного взаимодействия первокурсников;
3) демонстрация логики объединения разделов в единый курс посредством специально организованной практики;
4) привлечение для реализации целей курса средств художественной литературы и искусства, более доступных для понимания студентами первого курса, чем научная психологическая литература (Кравцова, 2005);
5) мониторинг практического применения студентами полученных знаний и развития в себе профессионально важных качеств после завершения курса «Профессиональная социализация психолога»;
6) подготовка методического пособия по учебной дисциплине «Профессиональная социализация психолога».
122
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. [Andreeva, G.M. (2009). Social’najapsihologija. Moskva: Aspekt Press]
Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. [Babanskij, Ju.K. (1981). Racional’naja organizacija uchebnoj dejatel’nosti. Moskva: Znanie]
Базаров Т.Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 45—51. [Bazarov, T.Ju. (1997). K probleme instrumentarija prakticheskogo social’nogo psihologa. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija, 4, 45—51]
Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: квалификация, компетентность (критерии качества)? // Открытый университет / Под ред. В.Л. Глазычева, С.Э. Зуева. М.: Центр стратегических исследований ПФО; Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 2004. С. 510—539. (http://www.ozon.ru/context/detail/id/5382169/) [Bazarov, T. Ju. (2003). Kompetencii budushhego: kvalifikacija, kompetentnost’ (kriterii kachestva)? In: V.L. Glazychev, S.Je. Zuev (Red), Otkrytyj universitet (ss. 510—539). Moskva: Centr strategicheskih issledovanij PFO; Cheboksary: Chuvashskij gos. un-t]
Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты. Практическое пособие. М.: КНОРУС, 2011. [Bazarov, T.Ju. (2011). Tehno-logija centrov ocenki personala: processy i rezul’taty: Prakticheskoe posobie. Moskva: KNORUS]
Булгаков А.В. Психологические особенности межгрупповой адаптации преподавателей и студентов в вузе // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2007. № 3. С. 71—84. [Bulgakov, A.V. (2007). Psihologicheskie osobennosti mezhgruppovoj adaptacii prepodavatelej i studentov v vuze. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija Psihologicheskie nauki, 3, 71—84]
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. [Verbickij, A.A. (1991). Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva: Vysshaja shkola]
Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. [Verbickij, A.A., Larionova, O.G. (2009). Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii. Moskva: Logos]
Зотова Н.Н., Родина О.Н. Индивидуально-личностные особенности и успешность профессиональной подготовки студентов-психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2009. № 1. С. 53—66. [Zotova, N.N., Rodina, O.N. (2009). Individual’no-lichnostnye osobennosti i uspeshnost’ professional’noj podgo-tovki studentov-psihologov. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija, 1, 53—66.]
Ирба (Киселева) О.С. Современное образование как условие профессиональной социализации личности // Изв. Росс. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 80. С. 411—415. [Irba (Kiseleva), O.S. (2008). Sovremennoe obrazovanie kak uslovie professional’noj socializacii lichnosti. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 80, 411—415]
123
Ишков А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2004а. [Ishkov, A.D. (2004a). Svjaz komponentov samoorganizacii i lichnostnyh kachestvstudentovs uspeshnostju v uchebnoj dejatelnosti: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Moskva]
Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: АВС, 2004б. [Ishkov, A.D. (2004b). Uchebnaja dejatel’nost’studenta: psihologicheskie faktory uspeshnosti. Moskva: AVS]
Казачихина М.В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реформирования // Молодежь — будущее России: Мат-лы II заочной Всеросс. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (Омск, 25 декабря 2009 г.). Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. С. 29—33. [Kazachihina, M.V. (2009). Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel’nogo processa v uslovijah re-formirovanija. In: Molodezh’ — budushhee Rossii: Materialy II zaochnoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i aspirantov (Omsk, 25 dekabrja 2009 g.) (ss. 29—33). Omsk: Izd-vo Omskogo gos. un-ta]
Киселева О.С. Проектирование компетенций и компетентностей профессиональной социализации психологов // Изв. Росс. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 77. С. 303—307. [Kiseleva, O.S. (2008). Proektirovanie kompetencij i kompetentnostej professional’noj socializacii psihologov. Izvestija Rossijskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 77, 303—307]
Корнилова Т.В. Интеллект и творчество студентов в условиях инновационного обучения // Национальный психологический журнал. 2006. С. 107—109. [Kornilova, T.V. (2006). Intellekt i tvorchestvo studentov v uslovijah innovacionnogo obuchenija. Nacional’nyj psihologicheskij zhurnal, 1, 107—109]
Кравцова Е.Е. Принципы подготовки психологов в институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ // Журнал практического психолога. 2005. № 6. С. 5—27. [Kravcova, E.E. (2005). Principy podgotovki psihologov v institute psihologii im. L.S. Vygotskogo RGGU. Zhurnalprakticheskogo psihologa, 6, 5—27]
Кринчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов. Сообщение 1. Трудности и проблемы обучения: рефлексия студентов факультета психологии МГУ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 4. С. 61—69. [Krinchik, E.P. (2004). K probleme psihologicheskogo soprovozhdenija professional’nogo stanovlenija studentov-psihologov. Soobshhenie 1. Trudnosti i problemy obuchenija: refleksija studentov fakul’teta psihologii MGU. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija, 4, 61—69]
Кринчик Е.П. К проблеме психологической поддержки профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ. Сообщение 2. «Временной срез» литературного контекста проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. № 2. С. 45—55. [Krinchik, E.P. (2005). K probleme psihologicheskoj podderzhki professional’nogo stanovlenija studentov na fakul’tete psihologii MGU. Soobshhenie 2. «Vremennoj srez» literaturnogo konteksta problemy. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija, 2, 45—55]
Кринчик Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.
124
2006. № 1. С. 82—89. [Krinchik, E.P. (2006). Nekotorye problemy professional’nogo stanovlenija studentov na fakul’tete psihologii MGU. VestnikMoskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija, 1, 82—89]
Кринчик Е.П. К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов // Психология в вузе. 2008. № 6. С. 73—92. [Krinchik, E.P. (2008). K voprosu ob aktivnyh formah obuchenija v professional’noj podgotovke psihologov. Psihologija v vuze, 6, 73—92]
Кринчик Е.П. Экзамен и психика: 80 лет спустя // Психология в вузе. 2009а. № 2. С. 29—39. [Krinchik, E.P. (2009a). Jekzamen i psihika: 80 let spustja. Psihologija v vuze, 2, 29—39]
Кринчик Е.П. Студент в учебном процессе: проблемы с сорокалетним стажем // Психология в вузе. 2009б. № 3. С. 55—68. [Krinchik, E.P. (2009b). Student v uchebnom processe: problemy s sorokaletnim stazhem. Psihologija v vuze, 3, 55—68]
Кринчик Е.П. Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога: рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А. Вербицкого // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 3. С. 144—155. [Krinchik, E.P. (2011). Mesto i rol’ obshhego praktikuma v professional’noj podgotovke psihologa: refleksija studentov fakul’teta psihologii MGU v svete modeli kontekstnogo obuchenija A.A. Verbickogo. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija, 3, 144—155]
Михеев В.А. Три опорных момента профессионального образования: из опыта проведения занятий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 2. С. 111—120. [Miheev, V.A. (2010). Tri opornyh momenta professional’nogo obrazovanija: iz opyta provedenija zanjatij. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija, 2, 111—120]
Перинская H.A. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации // Социологический сборник. Вып. 4. М.: Социум, 1998. С. 36—40. [Perinskaja, H.A. (1998). Social’naja identichnost’ kak rezul’tat professional’noj socializacii. Sociologicheskij sbornik, 4 (ss. 36—40). Moskva: So-cium]
Поддьяков А.Н. Создание трудностей как расширение и ограничение познавательных возможностей других людей // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Мат-лы VI Междунар. конф. (Иркутск, 12—13 сентября 2009 г.) / Под ред. Л.И. Ларионовой. Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2009. С. 661—671. [Podd’jakov, A.N. (2009). Sozdanie trudnostej kak rasshi-renie i ogranichenie poznavatel’nyh vozmozhnostej drugih ljudej. In: L.I. Larionova (Red), Psihologo-pedagogicheskie problemy odarennosti: teorija i praktika: Materialy VI Mezhdunarodnoj konferencii (Irkutsk, 12—13 sentjabrja 2009 g.) (ss. 661—671). Irkutsk: Irkutskij gos. un-t]
Росляков А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС: Автореф. ... дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2003. [Roslja-kov, A.E. (2003). Social’no-psihologicheskaja adaptacija studentov v uslovijah vuza MPS: Avtoref. ... diss. kand. psihol. nauk. Jaroslavl’]
Сиднева А.Н. О двух подходах к формированию умения учиться в отечественной психолого-педагогической науке // Вестн. Моск. ун-та. Сер.
125
14. Психология. 2008. № 1. С. 37—48. [Sidneva, A.N. (2008). O dvuh podhodah k formirovaniju umenija uchit’sja v otechestvennoj psihologo-pedagogicheskoj nauke. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija, 1, 37—48]
Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2004. № 1. С. 10—35. [Smirnov, S.D. (2004). Psihologicheskie faktory uspeshnoj ucheby studentov vuza. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 20. Pedagogicheskoe obrazovanie, 1, 10—35] Собкин В.С., Ткаченко О.В. Становление профессиональной позиции психолога в процессе получения высшего образования // Национальный психологический журнал. 2007. № 1(2). С. 22—26. [Sobkin, V.S., Tkachenko, O.V. (2007). Stanovlenie professional’noj pozicii psihologa v processe poluchenija vysshego obra-zovanija. Nacional’nyj psihologicheskij zhurnal, 1(2), 22—26]
Юшваева И.У Освоение профессиональных норм студентами-психологами в процессе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2009а. № 1. С. 63—72. [Jushvaeva, I.U. (2009a). Osvoenie professional’nyh norm studentami-psihologami v processe obuchenija v vuze. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 1, 63—72]
Юшваева И.У. Роль профессиональных норм в организации поведения студентов-психологов: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2009б. [Jushvaeva, I.U. (2009b). Rol’professional’nyh norm v organizaciipovedenija studentov-psihologov: Diss. ... kand. psihol. nauk. Moskva]
Поступила в редакцию 27.03.13