Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения игры на национальном инструменте комуз'

Подготовка будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения игры на национальном инструменте комуз Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
228
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КОМУЗ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ФЕНОМЕН / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА / ОБУЧЕНИЕ В КЛАССЕ КОМУЗА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПЕДАГОГИКА / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФУНКЦИИ / НАРОДНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Джакыпов Кубатбек Куланчиевич

В статье рассматриваются проблемы предметной подготовки будущего учителя музыки, основная база которой исполнительские дисциплины, а именно музыкально-инструментальный класс. Под музыкальным исполнительством понимается многогранный феномен, состоящий из неисчислимого количества компонентов. Это задачи технического, психологического и эстетического и др. характера, решение которых оказывает огромное воздействие на все аспекты формирования личности музыканта-педагога. На примере обучения в классе комуза, как самого распространенного и универсального инструмента в среде кыргызского народа, выявляются основные пути преодоления технических и художественно-эстетических проблем, стоящих перед исполнителем. Отмечается, что опыт подготовки учителей музыки на музыкальном факультете востребован, отвечает как многовековым традициям, доказавшим свою жизнеспособность и актуальность, так и современным требованиям гуманитарного порядка. Чтобы раскрыть характер и содержание музыкального произведения, историю его создания, будущий учитель должен сам прекрасно владеть музыкально-методическим материалом. Успех его деятельности в этом направлении во многом зависит от того, с каким «багажом» он приступает к самостоятельной работе в школе. Особые задачи в этом отношении стоят сегодня перед учителем музыки общеобразовательного учреждения. Учитель музыки должен свободно владеть современными педагогическими и другими технологиями, техникой, облегчающими доступ практически ко всем ценностям мировой и традиционной этнической музыки, а также быть способным в своем собственном исполнении познакомить учеников с лучшими образцами музыки. Учителя выполняют функции проводника подрастающего поколения в мире искусства, духовных наследий народа, человечества посредством необъятного мира звуков. Только собственноручное освоение музыкального материала на комузе, когда музыкант своими физическими усилиями, тактильно и душевно «переживает» каждую ноту, позволяет ему по-настоящему познать эстетические чувства и вековых традиций духовной культуры народа, что, в свою очередь, помогает решить важную педагогическую задачу с должной степенью совершенства донести до своих учеников всю эстетическую значимость народного произведения. Для этого музыкант-педагог должен владеть исполнительским мастерством на комузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения игры на национальном инструменте комуз»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА НАЦИОНАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ КОМУЗ Джакыпов К.К.

Джакыпов Кубатбек Куланчиевич - доцент, заведующий кафедрой, кафедра музыки, факультет художественной культуры и образования, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы предметной подготовки будущего учителя музыки, основная база которой - исполнительские дисциплины, а именно музыкально-инструментальный класс. Под музыкальным исполнительством понимается многогранный феномен, состоящий из неисчислимого количества компонентов. Это задачи технического, психологического и эстетического и др. характера, решение которых оказывает огромное воздействие на все аспекты формирования личности музыканта-педагога. На примере обучения в классе комуза, как самого распространенного и универсального инструмента в среде кыргызского народа, выявляются основные пути преодоления технических и художественно-эстетических проблем, стоящих перед исполнителем. Отмечается, что опыт подготовки учителей музыки на музыкальном факультете востребован, отвечает как многовековым традициям, доказавшим свою жизнеспособность и актуальность, так и современным требованиям гуманитарного порядка.

Чтобы раскрыть характер и содержание музыкального произведения, историю его создания, будущий учитель должен сам прекрасно владеть музыкально-методическим материалом. Успех его деятельности в этом направлении во многом зависит от того, с каким «багажом» он приступает к самостоятельной работе в школе. Особые задачи в этом отношении стоят сегодня перед учителем музыки общеобразовательного учреждения. Учитель музыки должен свободно владеть современными педагогическими и другими технологиями, техникой, облегчающими доступ практически ко всем ценностям мировой и традиционной этнической музыки, а также быть способным в своем собственном исполнении познакомить учеников с лучшими образцами музыки. Учителя выполняют функции проводника подрастающего поколения в мире искусства, духовных наследий народа, человечества посредством необъятного мира звуков. Только собственноручное освоение музыкального материала на комузе, когда музыкант своими физическими усилиями, тактильно и душевно «переживает» каждую ноту, позволяет ему по-настоящему познать эстетические чувства и вековых традиций духовной культуры народа, что, в свою очередь, помогает решить важную педагогическую задачу - с должной степенью совершенства донести до своих учеников всю эстетическую значимость народного произведения. Для этого музыкант-педагог должен владеть исполнительским мастерством на комузе.

Ключевые слова: комуз, музыкальное исполнительство, феномен, духовная культура народа, обучение в классе комуза, эстетические проблемы, педагогика, подготовка учителей, современные педагогические технологии, эстетическое воспитание, функции, народные произведения, музыкальное произведение, будущий учитель.

УДК: 398.5(575.2) (04)

Практический опыт известных музыкантов-исполнителей и педагогов, а также создания на основе этого колоссальной учебно-методической литературы по музыкальной педагогике обогатило ее и поставило в ранг высшей школы

музыкального исполнительства. На опыте известных комузчу и педагогов в данной статье мы хотели бы остановиться на обобщении некоторых вопросов работы над музыкой комуза. Сложность задачи обусловлена не только спецификой анализа творческого процесса, каким является работа над музыкальным произведением комуза, но и необходимость учитывать различную степень подготовленности студентов. В рамках данной работы не хватает возможности охватить все многообразие самого процесса, так как это связано с различными индивидуальными особенностями исполнителей. Решение этой проблемы возможно лишь в итоге длительных личностных исследований и обобщений в синтезе с дискуссиями и обсуждениями тех или иных вопросов и взглядов на те или иные музыкальные вещи, принадлежащих уже известным комузистам, музыкантам-педагогам и методистам. Опираясь на их музыкально-эстетические и педагогические принципы, мы стремились, на сколько это позволяет рамки данной научной статьи, приблизиться к творческому процессу, наметить пути достижения художественного единства музыки и слова. Такой подход к работе, по нашему мнению, должно содействовать более полному обобщению опыта музыкальной методики и тем самым способствовать дальнейшему совершенствованию процесса обучения студентов-музыкантов.

Факультет художественной культуры и образования Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, а также кафедра «Музыки», которая является структурным подразделением факультета ФХКО, обеспечивает учебную, научную, методическую и воспитательную работу осуществляет подготовку кадров по направлению 550600- Художественное образование (профиль музыки). Главной задачей кафедры музыки является подготовка специалистов для работы в общеобразовательных школах, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях в должности учителя (преподавателя) музыки и пения, музыкального инструмента. Факультет был призван вести подготовку учителей музыки для общеобразовательных школ, прививать любовь к эстетически прекрасному в жизни. В течение ряда десятилетий отрабатывалась модель музыканта-педагога, прошедшая практическую апробацию на территории Кыргызской республики и подтвердившая свою востребованность.

В фундаментальном основании обучения на факультете лежит процесс непосредственного соприкосновения учащегося с музыкой, особенно народной музыкой.

В чем же заключаются основные задачи современного педагога, овладевающего мастерством исполнителя на музыкальном инструменте, в частности искусством игры на комузе? Прежде всего, нужны теоретически-методологические знания того, как соотносится текст, записанный на нотном стане, с тем, что должно стать звучащим феноменом. Овладение техникой игры на комузе - это освоение нескончаемого ряда способов, приемов, методов совершенствования исполнительского мастерства. Следует например, отметить, что движения рук и пальцев комузиста подчиняются определенным законам кинетики, должны быть строго целесообразными. Также же важна корректировка и организация психическое состояние человека, психомоторные связи и т. д. Технические проблемы исполнения могут быть преодолены с освоением навыков попеременного напряжения и расслабления мышц, оттачиванием характера прикосновения к инструменту в плане музыкального интонирования, динамики звучания. Эстетическое переживание, музыкально-слуховые представления о нужном звучании дают импульс к совершению соответствующих движений и наоборот. Невозможно полноценное исполнение произведения без ощущения смысла его целостной формы, отдельных составляющих и деталей этой формы.

Кроме технических проблем исполнительство ставит перед педагогом и учеником сложнейшие художественные задачи. Эмоциональное «проживание» художественно -образного содержания сочинения, выстраивание интерпретационного исполнительского плана. Необходима способность человека к чрезвычайно быстрой внутренней психологической перестройке, возникающей при смене художественных

53

образов. Также очень сложным в психологическом отношении является период подготовки к публичному исполнению произведения.

Следует при этом отметить, что по сложившейся на протяжении веков традиции приобретение и развитие исполнительского мастерства ведется, как правило, на материале изучения лучших образцов народной музыки.

Многие элементы кыргызской народной музыки были выработаны под влиянием кочевого образа жизни, препятствующего возникновению крупных стационарных инструментальных ансамблей, но при этом способствующему развитию наиболее передвижного из всех инструментов — комуза. Кочевой образ жизни предполагает минимум материального имущества, поэтому вместо того, чтобы создавать множество разнообразных музыкальных инструментов, люди начинают экспериментировать с комузом, голосом, стараются извлекать с его помощью различные звуки, вырабатывают различные стили. Среди кыргызов кочевой образ жизни сохранился вплоть до двадцатого века, и за это время у них выработалась своеобразная музыкальная культура, которая по ряду важнейших аспектов отличается от культуры других народов Центральной Азии.

Кыргызские чабаны, как и другие центральноазиатские кочевники, играли на комузе. Как и комуз, такие пастушьи аэрофоны как чоор и сыбызгы использовались в качестве сопровождения к выкрикам пастухов. Среди кыргызов, которые испокон веков вели кочевой образ жизни, певцы-сказители, исполняющие такие эпосы как «Манас» и «Эр тоштук», по-прежнему занимают важное место в жизни общества. Они сумели сохранить традицию исполнения эпосов в стихотворной форме, а их музыка тесно переплетается с архаическим миром звуков Центральной Азии.

Кыргызские наездники были не только комузчу (игроками на комузе), но, скорее всего, самыми первыми в мире кыякчи (исполнителями на кыяке). Кыяк или кыл-кыяк (струнный смычковый инструмент) был музыкальном инструментом кочевого народа: его струны и смычок изготавливались из конского волоса, а венчающая шейку головка нередко изготавливалась в виде резной фигурки лошадиной головы. Этот инструмент имеет древнюю историю среди кочевых народов Центральной Азии и тесно связан с традициями шаманизма и поклонения духам. Связан с шаманизмом и другой музыкальный инструмент - небольшой металлический щипковый идиофон, темир ооз комуз. Это один из немногих инструментов, встречающихся по всей Центральной Азии, но особое развитие он получил только в Кыргызстане.

Традиционная культура кыргызов, а также других кочевых народов Центральной Азии, своими корнями уходит глубоко в кочевническое прошлое и носит преимущественно изустный характер, причем сама специфика знания, которое сохраняется и передается из уст в уста, позволяет нам приблизиться к пониманию этой культуры. Неудивительно, что в таком социальном контексте музыка стала выполнять гораздо более важные функции, чем просто развлечение. Для кыргызов музыка была одним из основных элементов общества, поскольку она была механизмом, позволяющим сохранять существующий уклад жизни и передавать его из поколения в поколение. К примеру, многие виды музыки используются в традиционных ритуалах гостеприимства, совершаемых в войлочных юртах - жилище кыргызских кочевников. Музыка кыргызов обусловлена самой структурой общества, а также религиозными верованиями. Музыкальные выступления, как правило, сопровождались комментарием, разговорами, толкованиями. Как правило, каждое музыкальное произведение рассказывало историю своего собственного создания, а его исполнение включало в себя повествование о композиторе и о прошлых исполнителях. Между акыном и слушателями происходило самое разноплановое общение, при этом само исполнение было «живым», а не технологическим событием, и слушатели принимали в нем активное участие, влияли на выбор репертуара, ободряли исполнителей.

Кочевой образ жизни сыграл важную роль в культурном и историческом развитии тюркских народов. Это образ жизни, который был обусловлен экономической необходимостью — будучи животноводами, кочевники вынуждены перегонять скот с пастбища на пастбище в зависимости от времени года. Такая экономически обусловленная мобильность с самых ранних пор была усовершенствована благодаря лошади.

Территория в самом сердце Центральной Азии исторически является родиной пастухов-кочевников. Историю кыргызов можно проследить вплоть до II века до н.э., при этом все эти две с лишним тысячи лет кыргызы были пастухами и животноводами, ведущими кочевой образ жизни, и это занятие среди них сохранилось до сих пор. Земледелие в их экономике играло гораздо менее важную роль. Проживающие в войлочных юртах чабаны были также испокон веков отличными наездниками, а в прошлом - и неутомимыми воинами.

Искусство песни и танца было для них важнее архитектуры и скульптуры, а песни о лошадях и долгих путешествиях занимали важное место в традиции устного творчества и светского музыкального творчества этого кочевого народа.

В музыкальной иерархии кыргызских кочевников все жанры занимают одинаковое положение. Таким образом, музыканты, играющие в ресторанах, на свадьбах, праздниках, во время танцев, а также аккомпанирующие сказителям пользуются не меньшим уважением, чем исполнители, работающие в более серьезных жанрах. При этом народ с большим восхищением относится к мастерству рассказа, ораторским навыкам музыканта-исполнителя. Тем не менее, кыргызские комузисты-виртуозы, которые раньше выступали перед большими аудиториями во время национальных праздников и церемоний, ныне замечают, что ряды их слушателей начинают редеть, поскольку средства массовой информации постепенно вытесняют живое исполнение. В наши дни ценителями сложного искусства игры на комузе остались лишь просвещенные любители.

Горным регионам присуща собственная экологическая и экономическая специфика, в том числе и в сфере развития. Последний факт редко принимается во внимание различными стратегическими и директивными органами, которые, как правило, расположены в городских, густонаселенных регионах, расположенных в долинах. Кыргызская Республика до сих пор находится на этапе серьезных политических и экономических преобразований. Спустя 28 лет после начала переходного периода культурные и художественные учреждения в Кыргызстане по-прежнему лишены четко обозначенной культурной стратегии на национальном и региональном уровне. Культура - это не отдельная сфера жизни общества, а, скорее, элемент, неотъемлемо присутствующий в каждом секторе и тесно связанный с вопросами политического, экономического и социального характера. При этом Кыргызстан, будучи до недавнего времени малоизвестной страной за пределами СНГ, постепенно превращается в центр культурного и экотуризма.

Для горных регионов характерны и особые сложности в процессе развития. К ним, как правило, относится проблема сохранения традиций и систем ценностей на фоне труднодоступности региона, экономической и политической маргинализации, эмиграции, экологической незащищенности, широкого разнообразия источников существования и культурного многообразия. Эти проблемы, в том числе осуществление культурных перемен без потери идентичности, требуют решения через создание конкретных стратегий, законов и институциональных мер на международном, государственном и местном уровне.

Горные регионы Кыргызстана обращают наше внимание на ряд важнейших вопросов социально-экономического, экологического и культурного развития: Способствуют ли существующие аналитические категории нашему пониманию жителей гор или же наоборот, препятствуют этому пониманию? Можем ли мы по-прежнему прикрываться позицией политического нейтралитета, в то время как происходит экологическое и

55

культурное опустошение горных районов? Разве сохранение культурной среды не столь же важно, как и сохранение окружающей среды?

На данный момент эти проблемы все еще не нашли своего решения. Говоря словами Асанкайгы, «...Быть сознательным и культурным - это не только знать наизусть один из эпосов и играть на комузе, а главное - быть гуманным по отношению к живому, к окружающей среде» [1]. В этом и заключается суть человеческой культуры и основная задача нашего факультета и вуза.

Обращаясь к практике обучения будущих учителей музыки в педагогическом вузе, следует отметить, что они получают предметную подготовку, овладевают широким спектром компетенций в области общей и музыкальной педагогики и психологии, а также совершенствуют свои исполнительские навыки в специальных классах комуза.

Список литературы

1. Айтматов Ч.Т. Духовное и культурное развитие гор // Бишкекский глобальный горный саммит: взгляд в будущее. Бишкек, 2003.

2. Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы, 2002. Ахмедияров К. Шынар. Алматы, 1999.

3. Беляев В.М. Очерки по истории музыки народов СССР. М., 1962.

4. Виноградов В. Кыргызская национальная музыка. Фрунзе, 1958.

5. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Советский композитор, 1983. 266 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.