ПЕДАГОГИКА, ЛИНГВИСТИКА И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ДЕЛО
Улзытуева Александра Ивановна
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
(г. Чита, Российская Федерация)
УДК 378.14
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ЯЗЫКОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
FUTURE TEACHERS' TRAINING FOR PRIMARY SCHOOLCHILDREN
LANGUAGE EDUCATION
Автор статьи рассматривает проблему подготовки будущих педагогов (бакалавров и магистров) к языковому образованию младших школьников. Примеры представленных в статье заданий свидетельствуют о возможности формирования компетенций, необходимых для решения обозначенной проблемы.
Ключевые слова: языковое образование, будущие учителя, начальная школа, компетенции.
The problem of future teachers (bachelors and masters) training for the primary schoolchildren language education is considered by the author of the article. Examples of the tasks presented in the article testify to the possibility of forming the competencies necessary to solve the indicated problem.
Key words: language education, future teachers, primary school, competences.
В рейтинге направлений подготовки будущих педагогов одним из самых востребованных является «Начальное образование», что связано с изменением демографической ситуации и увеличением количества детей младшего школьного возраста.
Подготовка будущих учителей начальной школы осуществляется по данному направлению на уровне бакалавриата и магистратуры. Однако в Концепции поддержки развития педагогического образования отмечается, что «результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые лучшие (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники» [1, с. 161]. Известно, что многие работодатели в качестве негативного в подготовке учителей выделяют
118
низкую коммуникативную культуру и недостаточную грамотность устной и письменной речи выпускников вуза, в то время как в методике преподавания русского родного языка с 90-х годов XX века введено понятие «компетенция» с целью определения задач обучения языку, что, по мнению ученых-методистов, вызвано следующим:
1) обращением к языку как полифункциональному явлению: средству общения, интеллектуального и духовного развития личности;
2) модернизацией российского школьного образования в русле компетентностного подхода и в связи с этим с уточнением целеполагания;
3) учетом достижений современной психологической и лингвистической наук: теории речевой деятельности, коммуникативной лингвистики и когнитивной лингвистики;
4) необходимостью разработки целостной концепции языкового образования в школах России и, как следствие, необходимостью создания единого подхода и понятийного аппарата;
5) учетом тенденций в мировой теории и практике определения целей и уровней владения языками [4, с. 26].
ФГОС НОО предусматривает необходимость достижения таких образовательных результатов, как «универсальные учебные действия», «формирование УУД является, с одной стороны, самостоятельной целью, а с другой, - следствием качественного усвоения обучающимися предметных знаний и умений [3, с. 4].
Данные положения актуализируют проблему подготовки в вузе будущих педагогов к языковому развитию младших школьников. Предмет «Русский язык» в начальной школе «обеспечивает формирование познавательных коммуникативных и регулятивных действий» [2, с. 138]. Известно, что изучению русского языка, т.е. языковому образованию, в школе уделяется серьезное влияние, однако повышение грамотности (в широком понимании этого слова) остается проблемой, требующей решения. Одним из путей решения названной проблемы и является применение разных средств и технологий в обучении студентов (бакалавров и магистров).
Одним из действенных средств, на наш взгляд, являются учебно-профессиональные задачи. Приведем пример учебно-профессиональной задачи, которую студенты выполняли в ходе изучения дисциплины «Теоретические основы и технологии начального языкового образования».
Учебно-профессиональные задачи
1. Обобщенная формулировка задачи. Известно, что в начальных классах закладываются основы грамотного письма, при этом особую трудность
дети испытывают, усваивая орфографию. Однако усвоение орфографии неотделимо от знания правил графики.
2. Ключевое задание. Учитывая основные понятия графики и орфографии, проанализируйте доступные источники информации по проблеме взаимосвязи данных разделов лингвистики, а также учебники русского языка для начальной школы, определите трудности и пути их преодоления при усвоении правил орфографии по написанию безударных гласных в корне слова. Дайте описание результатов исследования в форме доклада, сообщения, методических рекомендаций, игр, упражнений и заданий (на выбор).
3. Контекст решения задачи (на выбор).
a) Вы учитель младших классов. Подготовьте доклад на тему: «Роль графики в формировании орфографических действий и навыка правописания».
b) Вам как учителю 3 класса требуется провести родительское собрание по проблеме формирования орфографических действий и навыка правописания. Подготовьте рекомендации для родителей по обозначенной проблеме.
c) Вы учитель 3 класса. Подготовьте для обучающихся игровые упражнения и задания, ориентированные на усвоение правил орфографии (безударные гласные в корне слова) и актуализацию знаний основных правил графики.
4. Задания, которые приведут к решению. Обсудите варианты решения поставленной задачи в студенческой группе, выберите наиболее приемлемый контекст.
5. Оформите окончательный вариант на бумажном и/или электронном носителе, не забудьте оформить список используемой литературы.
При решении данной учебно-профессиональной задачи студенты обнаружили недостаточное знание теоретических сведений по орфографии и графике. Количество студентов, справившихся с учебно-профессиональными задачами на «отлично», - 2 , на «хорошо» - 7, на «удовлетворительно» - 9, на «неудовлетворительно» - 3. Результаты решения задачи свидетельствуют о недостаточной сформированности профессиональной компетенции (ПК-1 -готовность реализовывать образовательную программу по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов).
В.Б. Лебединцев предлагает с целью формирования универсальных учебных действий использовать в начальной школе взаимообучение [4, с. 123124]. Элемент взаимообучения был применен нами также в студенческой группе. Так, при изучении темы «Методы развития речи» одна подгруппа студентов подготовилась по методике использования имитативных методов
развития связной речи в начальной школе, другая - по методике использования коммуникативных методов. Затем в парах должны были работать по схеме:
1) объяснить и дать под запись сущность методов, их приемов и упражнений;
2) уметь привести примеры использования рассматриваемых методов на уроках;
3) уметь отвечать на вопросы;
4) уметь задать вопросы, выявляющие уровень понимания материала;
5) обучаемому уметь пересказать объяснение;
6) совместно разработать и представить фрагмент урока по одной из выбранных тем курса русского языка для начальной школы с применением рассмотренных методов.
Подготовка магистрантов к языковому образованию младших школьников осуществляется и при изучении дисциплины «Совершенствование речевой культуры учителя». Нами разработаны типовые контрольные задания, необходимые для выявления уровней сформированности компетенций. Например, студентам было предложено подготовить для пересказа произведение из учебника по литературному чтению для начальной школы. Пересказ записывался на занятии на диктофон и подвергался самоанализу и анализу. Подобным образом была организована работа по выразительному чтению поэтического и прозаического произведения. Студенты готовили мини-лекцию на тему «Основные функции и закономерности ораторского искусства», презентацию на тему «Нормативные коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи». Перечисленные задания способствуют формированию таких компетенций, как ОПК-1 - готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной форме на русском языке для решения задач профессиональной деятельности и ОПК-3 -готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса.
Таким образом, опыт работы по подготовке будущих педагогов и языковому образованию младших школьников свидетельствует о том, что важную роль в контексте рассматриваемой проблемы имеют средства, методы и технологии организации самостоятельной и аудиторной работы студентов, при этом следует подчеркнуть, что приоритетными являются активные и интерактивные методы и приемы формирования профессиональных компетенций и развития критического мышления студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Весманов С.В. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета / С.В. Весманов, Д.С. Весманов, Н.В. Жадько, Г.А. Акопян // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19. - №3. -С. 226.
2. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Лебединцев В.Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учебно-методическое пособие / В.Б. Лебединцев. - М.: Илекса, 2016. - 208с.
4. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Просвещение, 2004. - 240 с.
Полякова Яна Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 81'272
РЕАЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛЬГИИ)
REALIZATION OF THE EUROPEAN LANGUAGE POLICY IN
MULTINATIONAL STATES (ON THE EXAMPLE OF BELGIUM)
В статье рассматриваются проблемы языковой ситуации и государственной языковой политики в Бельгии, связанной с противостоянием двух главных этнических групп - фламандцев и валлонов, а также национально-лингвистический кризис в этой стране, его истоки и пути его решения.
Ключевые слова: языковая политика, языковая ситуация, мультилингвизм, мультукультурализм.
The article examines the problems of the language situation and the state language policy in Belgium related to the confrontation between the two main ethnic groups - Flemish and Walloons, as well as the national and linguistic crisis in this country, its origins and ways to solve it.
Key words: language policy, language situation, multilingualism, multiculturalism.
Глобализационные и интеграционные процессы, происходящие сегодня в мире, привели к созданию единого экономического, политического, научного, образовательного и культурного пространств и сделали возможным осуществление сотрудничества во всех областях социально-экономической