Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОС / ЭТНОФАКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Газизова Фарида Самигулловна

В статье рассматривается вопрос о готовности и подготовленности будущих педагогов к формированию этнической культуры у детей младшего возраста. Проблема по подготовке учителя, который бы был готов к работе поликонфессиональной и полиэтнической среде на современном этапе является актуальной. Авторами анализируются взгляды, подходы ученых как Бэнкс Дж., Р. Люсиер, Я. Пэй, А.В. Шафикова, Макаева В.В., Мальковой З.А., Супруновой Л.Л, Коджаспирова А.Ю. и др. к готовности, должны быть готовность теоретического и практического характера. В работе представлен опыт работы педагогов по данному направлению Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Анализируется подготовленности будущих учителей к работе в полиэтнической среде. Современный учитель должен уметь строить педагогическую деятельность в обстановке межнационального общения в образовательной организации, поликультурной ситуации. Полиэтническое образование и воспитание нельзя включить в образовательную организацию без подготовленного к данной деятельности педагога. Аналогичным готовности учителя к деятельности в полиэтнической и поликонфессиональной среде должны быть готовность теоретического и практического характера: знание о своей национальности, культуре других народов, знание традиций и обычаев своего и других народов, участие в различной этнопедагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Газизова Фарида Самигулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHERS FOR ACTIVITIES IN A MULTI-ETHNIC AND MULTI-CONFESSIONAL ENVIRONMENT WITH YOUNG CHILDREN

The article deals with the question of the readiness and preparedness of future teachers for the formation of ethnic culture in young children. The problem of preparing a teacher who would be ready to work in a multi-confessional and multi-ethnic environment at the present stage is relevant. The authors analyze the views and approaches of scientists such as J. Banks, R. Lucier, Ya. Pei, A.V. Shafikova, Makaeva V.V., Malkova Z.A., Suprunova L.L., Kodzhaspirova A.Yu. and others for readiness, there must be a readiness of a theoretical and practical nature. The paper presents the experience of teachers in this area of the Yelabuga Institute of KFU. The readiness of future teachers to work in a multi-ethnic environment is analyzed. A modern teacher should be able to build pedagogical activity in an environment of interethnic communication in an educational organization, a multicultural situation. Multi-ethnic education and upbringing cannot be included in an educational organization without a teacher prepared for this activity. A teacher's readiness to work in a multi-ethnic and multi-confessional environment should be similar to the readiness of a theoretical and practical nature: knowledge of one's nationality, culture of other peoples, knowledge of the traditions and customs of one's own and other peoples, participation in various ethno-pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Э.Э. Сыманюк // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - № 4. - С. 6-11

2. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Учёные записки национального общества лингвистики. - 2013. - № 4 (4). - С. 16-31

3. Потапова, Н.В. Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Потапова. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/15/sostavlyayushchie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-v (дата обращения: 19.12.2022)

4. Симонов, Н.В. Сущность и структура профессиональной компетентности / Н.В. Симонов // Вестник СевероКавказского федерального университета. - 2018. - № 1 (64). - С. 186-192

5. Печеркина, А.А Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умников: Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург. 2011 - 233 с.

6. Хайновская, Т.А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровни и этапы ее развития / Т.А. Хайновская // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 95-106

7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64

Педагогика

УДК 371.01

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о готовности и подготовленности будущих педагогов к формированию этнической культуры у детей младшего возраста. Проблема по подготовке учителя, который бы был готов к работе поликонфессиональной и полиэтнической среде на современном этапе является актуальной. Авторами анализируются взгляды, подходы ученых как Бэнкс Дж., Р. Люсиер, Я. Пэй, А.В. Шафикова, Макаева В.В., Мальковой З.А., Супруновой Л.Л, Коджаспирова А.Ю. и др. к готовности, должны быть готовность теоретического и практического характера. В работе представлен опыт работы педагогов по данному направлению Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Анализируется подготовленности будущих учителей к работе в полиэтнической среде. Современный учитель должен уметь строить педагогическую деятельность в обстановке межнационального общения в образовательной организации, поликультурной ситуации. Полиэтническое образование и воспитание нельзя включить в образовательную организацию без подготовленного к данной деятельности педагога. Аналогичным готовности учителя к деятельности в полиэтнической и поликонфессиональной среде должны быть готовность теоретического и практического характера: знание о своей национальности, культуре других народов, знание традиций и обычаев своего и других народов, участие в различной этнопедагогической деятельности.

Ключевые слова: этническая культура, поликультурное образование, полиэтническое образование, поликонфессиональная среда, готовность, подготовленность, многонациональная, этнопедагогика, этнос, полиэтническое воспитание, этнофактор.

Annotation. The article deals with the question of the readiness and preparedness of future teachers for the formation of ethnic culture in young children. The problem of preparing a teacher who would be ready to work in a multi-confessional and multi-ethnic environment at the present stage is relevant. The authors analyze the views and approaches of scientists such as J. Banks, R. Lucier, Ya. Pei, A.V. Shafikova, Makaeva V.V., Malkova Z.A., Suprunova L.L., Kodzhaspirova A.Yu. and others for readiness, there must be a readiness of a theoretical and practical nature. The paper presents the experience of teachers in this area of the Yelabuga Institute of KFU. The readiness of future teachers to work in a multi-ethnic environment is analyzed. A modern teacher should be able to build pedagogical activity in an environment of interethnic communication in an educational organization, a multicultural situation. Multi-ethnic education and upbringing cannot be included in an educational organization without a teacher prepared for this activity. A teacher's readiness to work in a multi-ethnic and multi-confessional environment should be similar to the readiness of a theoretical and practical nature: knowledge of one's nationality, culture of other peoples, knowledge of the traditions and customs of one's own and other peoples, participation in various ethno-pedagogical activities.

Key words: ethnic culture, multicultural education, multiethnic education, multiconfessional environment, readiness, readiness, multinational, ethnopedagogy, ethnos, multiethnic education, ethnofactor.

Введение. Мы живем в многонациональной стране. Нет даже республик и областей, где бы проживала одна национальность. Поэтому, встает проблема по подготовке учителя, который бы был готов к работе поликонфессиональной и полиэтнической среде [51.

В каждой группе дошкольной образовательной организации, в каждом классе школы мы встречаем детей разных национальностей. И учитель должен быть подготовленным к организации взаимообщения детей разных культур.

Школьный учитель, педагог дошкольной образовательной организации должен уметь пользоваться технологией воспитания в данной среде. Во время обучения в высших учебных заведениях будущий учитель, педагог ДОО получает специальную подготовку к работе формирования национальной культуры воспитанников и обучающихся.

Так как, это и является средством взаимообогащения, развития потребности содружества и взаимопонимания, единения. Все это мы относим не только к учащимся, воспитанникам ДОО, но и к самому учителю. Исходя всего этого, можно сказать, что этнопедагогический подход в содержании образования процессе подготовки учителей, воспитателей ДОО является актуальным.

Изложение основного материала статьи. Как определить готовность будущего учителя к формированию этнической культуры воспитанников ДОО, школьников?

Соответствием готовности к этой деятельности должны быть готовность теоретического и практического характера:

- знание о своей национальности, культуре других народов;

- знание традиций и обычаев своего и других народов, участие в различной этнопедагогической деятельности [11.

Этот век породил новую образовательную политику, в основе которой лежит идея поликультурности. Ученые разных

стран обозначают данное понятие разными терминами, транскрипциями [41.

Например, мультиэтническое образование (Бэнс Дж.), мультикультурное образование (Р. Люсиер, Шафикова А.В. и др.), поликультурализм вобразовании (Г.М. Коджаспирова), поликультурное образование ((Н.В. Бордовская и др.) и т.д.

В педагогическом процессе (обучение, воспитание) могут быть задействованы в комплексе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Так выстроен данный процесс. Но все же, по утверждению практиков, в изучаемых курсах студентами есть депривация этнопедагогического материала.

В результате получаем недостаточной подготовленности будущих учителей к работе в полиэтнической среде. Очень важно уметь будущему педагогу строить педагогическую деятельность в обстановке межнационального общения в образовательной организации, поликультурной ситуации. Нам кажется, что полиэтническое образование и воспитание нельзя включить в образовательную организацию без подготовленного к данной деятельности педагога [31.

В педагогических вузах этнопедагогика внедрена как научная дисциплина. Но, это тоже зависит от того, какой специалист составляет учебный план. Один поток студентов изучает этнопедагогику, у других - данной дисциплины уже нет.

Сегодня, во время активных инновационных процессов, в социокультурной среде в деятельности педагога важно учитывать этнофактор. Это - есть веление времени.

В данном случае меняется назначение учителя:

- он - дидакт и ментор, становится носителем общечеловеческих ценностей;

- действует как представитель конкретной культуры и этноса с прогрессивным этносознанием и самосознанием, имеющим навыки, умения гуманного отношения, общения [5].

По кафедре теории и методики дошкольного и начального образования студенты за весь период обучения в вузе проходят несколько практик: будущие воспитатели - в детских садах, студенты по профилю «Начальное образование» - в школе университета.

Для каждого профиля составлена программа, где имеет место задачи, функции по формированию этнопедагогической культуры педагога, по формированию этнической культуры учащихся начальных классов.

Во взаимодействии с Детскими садами, преподаватели кафедры ТиМДиНО ЕИ К(П)ФУ проводят совместные методические семинары, форумы, конференции, конкурсы, консультации.

Например, в Детском саду № 38 г. Елабуги ежегодно проходит конкурс «Лучший знаток традиций и культур». Елабужский институт К(П)ФУ является организатором данного мероприятия.

Воспитатели принимали участие в номинациях - Лучшая авторская разработка «Знание языков - значит иметь много ключей к одному языку». Была предложена викторина «Содружество народов Поволжья» и т.д.

Коллектив детского сада № 29 «Золотая рыбка» г. Елабуги считает традиционно своим конкурс «Татар малае», который уже имеет статус Всероссийского конкурса. Несколько лет подряд этот конкурс проводится на базе этой ДОО.

Конкурс курирует Елабужский институт КФУ, в частности кафедра теории и методики дошкольного и начального образования в рамках работы по научному сопровождению базовых экспериментальных площадок.

Задача конкурса «Татар малае» / «Татарский мальчик» - формирование национального сознания, высокой языковой культуры овладения татарским языком, привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям татарского народа и представителей других наций, живущих на территории Республики Татарстан.

Согласно положению конкурса, участники-воспитанники дошкольных учреждений, в первом туре очного участия представляют комиссии и гостям мероприятия свои визитные карточки по теме «Дуслык илем - Татарстан»/ «Мой родной Татарстан», а во втором туре «Егет кешегэ ^итмеш терле heнэр дэ аз» / «Джигиту и семидесяти ремесел мало» продемонстрируют свои умения и навыки по народным традициям, обычаям, фольклору, конкурс творческих работ «Лучшая нагрудная перевязь - Хасита и лучший нагрудник - Изю» в рамках приобщения участников образовательного процесса к культурным традициям татарского народа и т.д.

Учитывая, что дети любят слушать сказки, стихи великого татарского поэта Габдуллы Тукая, в апреле каждого года в дошкольных образовательных организациях проводится конкурс сценариев по произведениям великого поэта. Сценарии готовят на русском, на татарском языках, так ка многие произведения поэта переведены и на русский язык. Дети прекрасно справляются задачей.

Преподаватели кафедры тесно сотрудничает и с ДОО «Детский сад комбинированного вида № 39 «Килэчэк» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Например, в этой ДОО состоялся региональный семинар, посвященный актуальной проблеме полилингвального образования « Современные подходы к организации полилингвальной среды в ДОО». На семинаре был обобщен опыт по созданию и реализации модели ДОО с полилингвальным компонентом образования. Участники семинара убеждены, что такая педагогическая система может способствовать повышению качества воспитательно-образовательного процесса.

Участникам семинара было интересно ознакомиться опытом работы воспитателей иностранного языка. Английский язык воспитуемые изучают с 3-х лет по методике Мещеряковой В.Н. Малыши учатся английскому языку в музыкально-игровой форме. Педагог считает, что данная форма максимально приближаете детей к естественному овладению английским языком. Также посетили мастер-классы: Счастье - знать второй язык. Раннее обучение английскому языку», «Татарча сейлэшэбез»/ «Говорим по татарски». Более успешно решаются задачи, когда дети заняты разнообразной деятельностью. Например, дошкольники гостям представили мини спектакль «Куян кызы»/ «Дочь Зайчихи Зайка»(Абдулла Алиш).

В детском саду запущен проект «Кухня», который помогает в изучении традиций татарской, русской, английской культуры. Дети делились опытом, как можно готовить блюда молекулярной кухни, английский омлет, татарскую лапшу, русский коктейль.

В Татарстане открыты полилингвальные школы, детские сады (Казань, Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск). У проекта большое будущее. Но, и надо понимать, что усложняются задачи его научно-методического сопровождения [21.

Будущие учителя начальных классов тоже тесно сотрудничают с учителями, младшими школьниками Университетской школы.

Педагогическую практику студенты в данной школе проходят в новом формате - ассистентами учителя.

По желанию студентов 3-4 курсов назначают ассистентами учителей начальных классов. Практиканты помогают учителю и учащимся, общаются и вне уроков. Ассистенты помогают учителю в организации внеклассных занятий, мероприятий. В классах начального звена за учительским столом стоят два кресла: для учителя и для ассистента.

Студент имеет возможность подменить учителя, если потребуется. Данный проект помогает студентам понять профессию педагога глубже, ближе.

При кафедре теории и методики дошкольного и начального образования традиционно проводятся мероприятия со студентами к знаменательным датам года. Например, ко дню рождения Льва Николаевича Толстого проводилась выставка пальчикового театра "В гостях у сказки". Для участия в открытии были приглашены студенты 1-3 курсов, практические работники дошкольных образовательных организаций и учителя начальных классов. В экспозиции представлены работы по мотивам сказок: «Лев и собачка», «Три поросёнка», «Су анасы / Водяная», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Теремок». Организаторы выставки украсили витражи сказочными персонажами, что позволило всем присутствующим окунуться в прекрасный мир под названием «театр». Он выступает в качестве неиссякаемого ресурса развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способа приобщения к духовному богатству. Педагоги-практики пользуются пальчиковыми куклами, знают о пальчиковом театре. Такой театр очень полезен для развития дошкольников. Самый простой способ развития мелкой моторики у ребят. В свою очередь, он еще и способствует раннему развитию речи малышей, помогает снимать стресс, проблем у детей в процессе проигрывания различных ситуаций. Все игрушки можно расположить на ладони ребенка, чтобы сыграть любого героя.

В плане воспитательной работы учителя важное направление имеет развитие этнической культуры. Планируя работу, учитель, соотнеся общие цели воспитания с индивидуальными особенностями детей, учитывает и этнические потребности ребенка, политическую ситуацию, постулаты гуманистической педагогики.

В итоге, организовывает процесс обучения, которая направлена и на освоение социокультурного опыта, национальной и мировой культуры, которая развивает личность младшего школьника, в том числе и процесс организации деятельности педагога [31.

Этническая культура учащихся - это и есть мировоззренческие знания, системообразующий фактор, условие формирования школьного содержания образования. Известно, что знания без мировоззренческих основ являются духовно пустыми [11.

Елабужский институт КФУ продолжает традиции укрепления дружбы народов Поволжья. Учитывая сложившиеся традиции межкультурного взаимодействия в рамках «Кунаклар / Гости», студентами и преподавателями кафедры был организован и проведен мастер-класс по изготовлению народных украшений с использованием татарского национального орнамента. Воркшоп был приурочен в честь родных языков и народного единства в Республике Татарстан. Приобщение учащихся младшего и среднего звена к народным художественным промыслам Татарстана - это важная задача на сегодняшний день.

На этом мастер-классе учащиеся с большим интересом знакомились с технологией изготовления броши из фетра с татарским национальным орнаментом. Внимание ребят привлекла презентация государственной символики Татарстана: герба, флага, гимна. По ходу демонстрации учащиеся с удовольствием отвечали на вопросы викторины, среди которых были затронуты такие темы, как цвета флага республики, значение символов на гербе и значение цветов флага. Особый интерес у учащихся вызвала технология изготовления броши из фетра. Они активно занимались творческой деятельностью на протяжении всего мастер-класса.

Выводы. Таким образом, опыт показывает, что на основе совершенствования методики опытной работы, эффективного педагогического руководства разнообразной деятельностью студентов, подготовка к формированию этнической культуры младших школьников успешно реализовывается на основе учебной, поисковой, игровой, педагогической практики. В процессе творческой, игровой деятельности и решаются задачи формирования и развития отношения к этнокультуре.

Литература:

1. Матис, В.И. Педагогика межнационального общения: учебник для вузов / В.И. Матис. - 2-е изд.,исп.и доп. - М.: Изд-во Юрайт. - 2022. - 343 с.

2. Мынжасарова, А.А. Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации / А.А. Мынжасарова, М.А. Сагимбаева // Молодой учёный. - №5 (139). - 2017. - М. - С. 517-519. - URL: https://moluch.ru/archive/139/38440/ (дата обращения: 10.12.2022)

3. Садыков, Р.М. Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве / Р.М. Садыков, Г.М. Садыкова // Молодой учёный. - №13 (147). - 2017. - М. - С. 599-601. - URL: https://moluch.ru/archive/147/41213/ (дата обращения: 10.12.2022)

4. Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко; под ред. Л.Л. Супруновой. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 c.

5. Тришина, Е.С. Этнопедагогическая подготовка студентов как средство повышения их профессиональной компетентности / Е.С. Тришина / Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 157-160. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6985/ (дата обращения: 21.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.