Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ НАСТАВНИКОВ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭЛИТЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ НАСТАВНИКОВ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭЛИТЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова А.А., Кудрявцев Н.Г.

В данной статье описана характеристика основной образовательной программы и опыт профессиональной подготовки специалистов в области образовательной робототехники в Горно-Алтайском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темербекова А.А., Кудрявцев Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FUTURE MENTORS OF THE ENGINEERING ELITE OF THE ALTAI REPUBLIC

This article describes the characteristics of the main educational program and the experience of professional training of specialists in the field of educational robotics at the Gorno-Altai State University.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ НАСТАВНИКОВ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭЛИТЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»

РАЗДЕЛ 1

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: DEVELOPMENT TRENDS

УДК 378.02

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ НАСТАВНИКОВ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭЛИТЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ TRAINING FUTURE MENTORS OF THE ENGINEERING ELITE OF THE ALTAI REPUBLIC

Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор Кудрявцев Н. Г., канд. техн. наук, доцент Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск tealbina@yandex.ru, ngkudr@mail.ru

Аннотация. В данной статье описана характеристика основной образовательной программы и опыт профессиональной подготовки специалистов в области образовательной робототехники в Горно-Алтайском государственном университете.

Ключевые слова: магистратура, образовательный процесс, профессиональные компетенции, проектный подход.

Abstract. This article describes the characteristics of the main educational program and the experience of professional training of specialists in the field of educational robotics at the Gorno-Altai State University.

Key words: magistracy, educational process, professional competencies, project approach.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Алтай в рамках научного проекта № 20-413-040003 р_а «Исследование эффективности использования метода проектных интерфейсов при внедрении проектного подхода в систему подготовки инженерных кадров и специалистов в области искусственного интеллекта в Республике Алтай».

Актуальность подготовки инженерной элиты является чрезвычайно важной для Республики Алтай темой. Она диктуется необходимостью обучения и воспитания целого поколения молодых людей, профессионально компетентных, имеющих специальный опыт работы над сложными проектами, готовых к созданию новых комплексных решений в области науки, техники, экономики.

Анализ результатов педагогических исследований позволяет констатировать, что в педагогической теории и образовательной практике такие фундаментальные вопросы как вопросы подготовки инженерных кадров как для отдаленных регионов России в целом, так и для Республики Алтай в частности, практически не рассматривались.

Одним из путей решения обозначенной проблемы является реализация на базе ГорноАлтайского государственного университета программы магистратуры, разработанной на основе отечественных и мировых практик педагогической науки и ориентированной на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих современными информационными и педагогическими технологиями обучения, воспитания и развития школьников.

Педагогическая магистерская программа «Робототехника» реализуется на кафедре математики, физики и информатики физико-математического и инженерно-технологического института ГорноАлтайского государственного университета: направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» Профиль: «Робототехника».

Основная образовательная программа [1] ориентирована на подготовку обучающихся к области профессиональной деятельности: 01 Образование и наука (в сфере общего, профессионального и дополнительного профессионального образования; в сфере научных исследований) и к решению задач профессиональной деятельности методического характера.

Нормативно-правовой базой для разработки основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» Профиль «Робототехника» (Магистратура) явились: Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 [2]. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование высшего образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» февраля 2018 г. №126. 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программ высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утверждённый приказом Минобр-

науки России от 5 апреля 2017 №301 4. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам спе-циалитета и программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636. 5. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. № 1383.

В магистерской программе «Робототехника» обобщен опыт преподавателей кафедры по разработке и успешной реализации образовательных программ дополнительного образования научно-технического направления (образовательная робототехника, 3D моделирование и печать, 1Т-курсы).

Полученная степень магистра позволит каждому обучающемуся увеличить перспективы карьерного роста специалиста в сфере образовательной робототехники, расширить свои профессиональные контакты, пополнить профессиональное портфолио.

Получая университетское образование, обучающиеся проходят практику в образовательных организациях города Горно-Алтайска и Алтайского края, на кафедрах и в лабораториях университета.

Задачами профессиональной деятельности являются: изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения; исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов; разработка и реализация образовательных программ СПО и программ ДО.

Согласно учебного плана, выделяются необходимые блоки: блок дисциплин (модулей), блок практик, блок ГИА и факультативов. Обязательная часть блока 1 представлена такими дисциплинами как: Иностранный язык и межкультурная коммуникация;. Коммуникативные технологии общения; Менеджмент в профессиональной деятельности; Управление проектами; Правовое и этическое обеспечение образовательной деятельности. Педагогическое проектирование. Современные теории и технологии обучения и воспитания. Методология научных исследований. Характеристика этих дисциплин ориентирована на формирование компетенций: ОПК-1 - способность осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; ОПК-2 - способность проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации; ОПК-3 - способность проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; ОПК-8 - способность проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований; УК-4 - способность применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия; УК-5 - способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений блока 1 учебного плана, содержит следующие курсы: Измерения, датчики и навигационные системы; Виды роботов и их конструкции; Программирование встраиваемых систем; Математическое моделирование в робототехнике; Основы электроники и схемотехники; Компьютерное проектирование мехатронных систем; Кинематика роботов и мехатронные системы; Сети и средства связи. В разделе элективных дисциплин представлены Элективные дисциплины 1 (Искусственный интеллект; Интеллектуальные системы принятия решений). Элективные дисциплины 2 (Методика использования проектного метода в образовательной робототехнике; Инновационные процессы в образовательной робототехнике). Элективные дисциплины 3 (Информационно-коммуникационные процессы в образовании: Робототехника в системе ДОП школьников). Элективные дисциплины 4 (Теория систем и системный анализ; Системный анализ в школьной робототехнике). В рамках указанных дисциплин формируются профессиональные компетенции: ПК-1 - способность к преподаванию физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных организациях с использованием технологий, отражающих специфику предметной области; ПК-2 - способность разработки методического обеспечения учебного процесса в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования.

Следует уделить внимание тому факту, что в этом блоке широко используется проектный метод, который рассматривается в различных системах и комплексах: как проектно-ориентированное образование [3; 4], как проектная деятельность [5; 6], как проектный метод [7].

Практическая часть блока 2 представлена обязательной частью: Научно-исследовательская работа; Научно-исследовательская работа (Технологическая практика) и частью, формируемой участниками образовательных отношений (Преддипломная практика). Согласно ФГОС ВО данного направления, этот блок формирует все виды компетенций (универсальные, общепрофессиональные, профессиональные).

Блок 3 - Государственная итоговая аттестация (ГИА) - представлен подготовкой и защитой магистрантом выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации. В качестве факульта-

тивов магистрантам предлагается дисциплина «Патентоведение и защита интеллектуальной собственности» и дисциплины (модули) по выбору: 1 (Теория решения изобретательских задач: Социально-психологический тренинг). В блоке формируются все предусмотренные во ФГОС ВО универсальные и общепрофессиональные компетенции, а также все профессиональные компетенции, разработанные образовательной организацией.

Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по ООП определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки. В целях совершенствования ООП при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по ООП привлекаются учителя информатики МБОУ «Лицей № 6», МБОУ «Гимназия №3», БОУ РА «Республиканская гимназия им. В. К. Плакаса», г. Горно-Алтайск, Республика Алтай, методическое объединение учителей информатики г. Горно-Алтайска.

По окончании обучения по программе магистратуры выпускники смогут работать в образовательных организациях, робототехнических клубах, научно-исследовательских организациях педагогического направления, в учебно-методических центрах, в организациях по обучению персонала в области программирования, информационных технологий, робототехники.

Освоение описанной выше программы в Горно-Алтайском университете реализуется с 2019 года. Магистранты, как правило, уже работают по выбранной ими специальности, занимаясь либо педагогической деятельностью, либо на профессиональном уровне, решая задачи в области IT-технологий. Через совокупность универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, они развивают личностные качества, формируют профессиональную направленность, совершенствуют навыки работы в команде.

Надо отметить, что деятельность по подготовке кадров для региона ведется Горно-Алтайским государственным университетом уже на протяжении достаточно длительного времени не только в области образовательной робототехники. Реализуя свой опыт, педагогические и профессиональные навыки, сотрудники университета разработали и апробировали в рамках создания цифровой образовательной среды, целый ряд инновационных исследовательских проектов регионального уровня.

Уже реализованные и планируемые к внедрению в ближайшем будущем инновационные исследовательские проекты регионального уровня - модели, развивающиеся в рамках комплексного исследовательского проекта, объединяющего систему профессиональной подготовки в ВУЗе, систему дополнительного образования молодежи «Кванториум-04» [8-10] научно-исследовательскую деятельность университетских исследовательских лабораторий «Инновационных образовательных технологий» и «Робототехники», внесут свой существенный вклад в решение проблемы подготовки инженерных кадров для региона.

Библиографический список:

1. Основная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки Педагогическое образование Профиль Робототехника. Уровень высшего образования Магистратура. Горно-Алтайск, 2019. - URL: http://www.gasu.ru/sveden/files/00P_440401robMZ_ 19.06.2019.pdf (дата обращения: 19.06.2020). - Текст: электронный.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. -Москва : Мозаика-Синтез, 2013. - 268 с.

3. Николаенко, А. В. Развитие проектно ориентированного образования в современных условиях / А. В. Николаенко // Качество образования. - 2016. - № 9. - С. 7-11. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27521196 (дата обращения: 19.06.2020). - Текст: электронный.

4. Митрофанова, Т. В. Информационные технологии при организации проектной деятельности в системе дополнительного образования / Т. В. Митрофанова, С. С. Сорокин, Т. Н. Копышева // Ученые записки ИСГЗ. - 2017. - № 1 (15). - С. 386-390.

5. Михелькевич, В. Н. Теоретико-методологические основы организации проектной деятельности учащихся в учреждениях детского и юношеского творчества / В. Н. Михелькевич, Л. П. Овчинникова, А. И. Лисовская // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - C. 198-202. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28772241 (дата обращения: 19.06.2020). - Текст: электронный.

6. Темербекова, А. А. Алгоритмический подход к использованию проектного метода в различных образовательных системах / А. А. Темербекова, И. С. Леушина, Г. В. Байкунакова // Дистанционные образовательные технологии: сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции ; ответственный редактор В. Н. Таран. - Симферополь, 2019. - С. 117-123.

7. Леушина, И. С. Кейс-проектирование как средство развития метапредметных результатов обучающихся / И. С. Леушина, А. А. Темербекова // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. -Т. 13. - № 4. - С. 486-492.

8. Кудрявцев, Н. Г. Особенности метода проектных интерфейсов как механизма развития проектного подхода в образовательном процессе и детском техническом творчестве / Н. Г. Кудрявцев, А. А. Темербекова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018.

- Т. 8. - № 6. - С. 167-182. - URL: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.11 (дата обращения: 19.06.2020). - Текст: электронный.

9. «Кванториум» как флагманский проект в сфере дополнительного образования детей / . Г. А. Назарова, С. А. Уварова, С. Н. Федотова, Г. А. Назарова // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 декабря, 2017 г., г. Самара): в 2 ч. - Уфа : Аэтерна, 2017. - Ч. 2. - С. 53-54.

10. Пятый ежегодный обзор «Технопарки России - 2019» / Л. В. Данилов, Е. А. Кашинова, Е. И. Кравченко [и др.] // Ассоциация развития кластеров и технопарков России. - Москва : АКИТ РФ, 2019. - 110 с.

УДК 908(470.345)

ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: К АСПЕКТАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА POLITICALITY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA: TO ASPECTS OF THE INFORMATION SPACE

Никонова Л. И., д-р ист. наук, профессор ГКУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» Россия, Республика Мордовия, г. Саранск congress7@list.ru

Аннотация. В данной статье подчеркивается технический (статистические данные переписей населения, архивов) подход и каналы коммуникации (СМИ, публицистические материалы) по формированию полиэтничности Республики Мордовия; характеризуется регион как социальный организм во взаимодействии различных этносов. Этнокультурная образовательная среда позволяет формирование адаптированной к условиям информационного общества гуманистической, готовой к диалогу личности.

Ключевые слова: мигранты, полиэтничность, Республика Мордовия, информационное пространство, статистика, архив.

Abstract. This article emphasizes the technical (statistical data of censuses, archives) approach and communication channels (media, journalistic materials) for the formation of the multi-ethnicity of the Republic of Mordovia; it descrebes the region as a social organism in the interaction of various ethnic groups. The ethnocultural educational environment allows the formation of a humanistic person who is adapted to the conditions of the information society and ready for dialogue.

Key words: migrants, multi-ethnicity, Republic of Mordovia, information space, statistics, archive.

Взаимопроникновение культуры в образование и образования в культуру является необходимым условием для формирования адаптированной к условиям информационного общества гуманистической, готовой к диалогу личности. В контексте вышесказанного становится очевидным необходимость исследования информационной культуры и выявления ее роли в процессе формирования личности [1] в условиях полиэтнического региона. Миграционный аспект через призму этнических контактов весьма актуален для многонациональной России, на территории которой проживают представители более 180 этносов и этнических групп. Изучение миграции привлекает ученых-этнологов и культурологов, поскольку с миграцией связаны этнические проблемы (адаптация, расселение мигрантов, традиции и их трансформация), процесс мирового развития, культуры и цивилизации. Миграционный процесс Республики Мордовия повторяет общероссийский, что подтверждают данные переписи 2010 г. и здесь, согласно всероссийской переписи 2010 года проживает население 119 национальностей [2; 3; 4].

Исследователь И. А. Добровольская формулирует информационное пространство в виде некой системы взаимодействия субъектов и объектов окружающей среды, связанных посредством взаимодействия процессов производства и потребления сведений [5]. Появление понятия информационное пространство обусловлено возросшей потребностью общества в непрерывном информировании. В научной среде превалируют два подхода в изучении информационного пространства - технический (информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура) и гуманитарный (совокупностью знаний и информации, формирующейся и постоянно изменяющейся в процессе эволюции общества) подходы. Как мы видим, информационное пространство имеет многокомпонентную структуру, основу которой составляют пии лы коммуникации. Основными компонентами научного информационного пространства являются, информационные ресурсы, средства взаимодействия потребителей с различными ресурсами при поиске информации по запросам различной сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.