Далее коэффициент сформированности компетенций по уровням знания, умения и владения вычислялся как отношение полученных баллов к максимально возможному. Например, в данном случае, коэффициент сформированности компетенции на уровне знания КЗ = 12 . 100 = 75, на уровне умения КУ = 10 . 100 = 60, на уровне владения КВ = -8- . 100 = 50.
Успешность выполнения заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции по формуле, полученной нами экспериментальным путем: ККОМ = -8,33 + 0,003КЗ + 1,07КУ + 0,003КВ [6].
Данный коэффициент для приведенного выше примера:
ККОМ = -8,33 + 0,003 . 75 + 1,07 . 60 + 0,003 . 50 = 56,2.
Библиографический список
Для интерпретации значений коэффициента использовалась следующая шкала: от 0,7 до 1 - уровень сформированности компетенции высокий, от 0,6 до 0,69 - средний, от 0,5 до 0,59 -достаточный, ниже 0,5 - недостаточный. Полученное значение коэффициента позволяет оценить уровень сформированности компетенции ПК-1 у данного студента как достаточный.
Данная технология, применяемая в ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», может служить для диагностики как уровня сформированности компетенций из ФГОС ВО, так и уровня освоения выпускниками трудовых функций из Профессионального стандарта педагога.
Хотелось бы отметить, что применение данной технологии утратит свою актуальность, если федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования будут приведены в соответствие с Профессиональным стандартом педагога.
1. Суховиенко Е.А. Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в контексте информатизации образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Екатеринбург, 2006.
2. Суховиенко Е.А. Управление качеством образования и педагогическая диагностика. Профессиональное образование. Столица. 2003; 10: 11.
3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544. Москва. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
4. Шкерина Л.В. Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015.
5. Антонова А.В., Клименко И.М. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя. Педагогическое образование в России. 2014; 6: 81-86.
6. Суховиенко Е.А. Математическая модель рейтинговой системы диагностики компетенций будущих учителей математики. Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: КрайРА, 2015: 92-98.
References
1. Suhovienko E.A. Pedagogicheskaya diagnostika uspeshnosti obucheniya uchaschihsya v kontekste informatizacii obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii . doktora pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2006.
2. Suhovienko E.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya i pedagogicheskaya diagnostika. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2003; 10: 11.
3. Professional'nyj standart. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii). Utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544. Moskva. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
4. Shkerina L.V. Metodika vyyavleniya i ocenivaniya urovnya sformirovannosti professional'nyh kompetencij studentov - buduschih uchitelej matematiki. Krasnoyarsk: RIO KGPU im. V.P. Astaf'eva, 2015.
5. Antonova A.V., Klimenko I.M. Professional'nyj standart pedagoga: novye trebovaniya i kvalifikacionnye harakteristiki sovremennogo uchitelya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; 6: 81-86.
6. Suhovienko E.A. Matematicheskaya model' rejtingovoj sistemy diagnostiki kompetencij buduschih uchitelej matematiki. Aktual'nye problemy razvitiya srednego i vysshego obrazovaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Chelyabinsk: KrajRA, 2015: 92 - 98.
Статья поступила в редакцию 22.10.16
УДК 378
Usoltsev A.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Dummer M.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk,
Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURE OF THE MASTER'S PROGRAM "PHYSICAL EDUCATION IN MODERN SCHOOL". The article discusses features of the structure and contents of a master's program. The studied program trains teachers to work in the modern educational environment's conditions. The program enables a teacher to focus on actual problems of school physical education: prepares school graduates to obtain technical education, develops their engineering thinking, technology training to final certification, the development of the schoolchildren's creative abilities at lessons and during extracurricular work. The program's novelties are: modular structure, adequate physics teacher's professional activities structure; modern contents of academic disciplines; innovative ways of students' educational achievements' evaluation, according to their intellectual capabilities, experience, and having professional education. The network interaction at realization of the program allows students to attach to the research and traditions of two well-known scientific methodological schools.
Key words: module, teacher, engineering thinking, teaching activities, planned educational results, project, method, technology, physics, electronic course, final examination, network form of interaction.
А.П. Усольцев, д-р пед. наук, проф., Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург,
E-mail: [email protected]
М.Д. Даммер, д-р пед. наук, проф., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
В статье рассматриваются особенности структуры и содержания магистерской программы, основной целью которой является подготовка учителей к работе в школе в условиях современной образовательной среды. Программа позволяет ориентировать учителя физики на актуальные проблемы школьного физического образования: подготовку выпускников школы
к получению технического образования, развитие их инженерного мышления, технологии подготовки к итоговой аттестации, развитие творческих способностей обучаемых в условиях урочной и внеурочной деятельности. Новизна программы обусловлена ее модульной структурой, адекватной структуре профессиональной деятельности учителя физики; современным содержанием учебных дисциплин; инновационными средствами оценивания учебных достижений обучающихся в магистратуре, учитывающими их интеллектуальные возможности, опыт и имеющееся профессиональное образование. Реализация программы в условиях сетевого взаимодействия позволяет приобщать студентов к результатам исследований и традициям двух известных научно-методических школ.
Ключевые слова: модуль, учитель, инженерное мышление, педагогическая деятельность, планируемый образовательный результат, проект, метод, технология, кабинет физики, электронный курс, итоговая аттестация, сетевая форма взаимодействия.
Замена специалитета на двухступенчатую структуру высшего образования «бакалавриат - магистратура» в нашей стране уже произошла. Тем не менее, ряд проблем, возникших при этом переходе, продолжает оставаться актуальным. Одна из них связана с тем, что обучение в магистратуре зачастую не имеет качественных отличий от обучения в бакалавриате, а часто, по сути, превращается в некоторые несколько расширенные курсы повышения квалификации (или переквалификации, для тех, у кого базовое высшее образование не по профилю магистратуры).
Этому есть объективные причины, не зависящие от организаций высшего образования. Например, функционал и заработная плата бакалавра и магистра, работающих в системе образования, ничем не отличаются.
Но при этом присутствует и субъективный фактор: зачастую при планировании образовательной программы её авторы сами не могут ответить на вопрос: какие новообразования в сфере своей профессиональной деятельности получит тот, кто закончил магистратуру?
В полной мере эта проблема относится и к направлению подготовки «44.04.01 Педагогическое образование» в целом, и при подготовке учителей физики, в частности.
В последнее время отношение к физическому образованию в РФ сильно изменилось: курс на технологическое перевооружение экономики должен быть обеспечен инженерными кадрами, подготовка которых должна начинаться ещё на школьной скамье [1; 2].
В регионах это нашло отражение в областных региональных программах: например, в Свердловской области реализуется масштабная программа «Уральская инженерная школа» [3; 4], в Челябинской области реализуется программа ТЕМП (технология, естествознание, математика, педагогика) [5].
Ключевой фигурой в реализации этих программ является учитель физики, который должен выполнять не только требования ФГОС, но и задачи, связанные с воспитанием и обучением будущих инженеров.
Подготовка в бакалавриате не предусматривала решение этих новых задач. Становится очевидной целесообразность подготовки в магистратуре к реализации этих программ. Именно это и послужило основанием выбрать в качестве системообразующего элемента магистерской программы «Физическое образование в современной школе» следующую цель: формирование готовности учителя физики выполнять социальный заказ в рамках проектов «Уральская инженерная школа» и ТЕМП.
При этом важно подчеркнуть, что региональная направленность цели вовсе не означает, что Программа будет востребована и актуальна только в Уральском регионе. Региональные программы созданы для решения проблем федерального масштаба, поэтому магистр, получивший подготовку по этому направлению, будет полезен и в других регионах, не имеющих комплексных программ, акцентированных на инженерной подготовке молодёжи.
В качестве основного вида деятельности, к которой готовится магистрант, выбрана педагогическая [6], направленная на решение задачи формирования инженерного мышления школьников.
Под инженерным мышлением понимается мышление, направленное на обеспечение деятельности с техническими объектами, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях и характеризующееся как политехничное, конструктивное, научно-теоретическое, преобразующее, творческое, социально-позитивное [7].
Далее формулируется блок образовательных задач, решаемых при подготовке в магистратуре, и выраженных в формировании:
• умения выявлять, формулировать педагогическую проблему, определять алгоритм её решения;
• готовности к выбору и использованию современного оборудования школьного кабинета физики;
• готовности к осуществлению дополнительного образования по физике;
• готовности к использованию современных информационных технологий в учебном процессе по физике;
• умения по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике;
• и, наконец, в итоге, готовности использовать современные педагогические технологии для формирования инженерного мышления школьников в процессе обучения физике.
Этот блок получен в результате анализа запросов учителей физики, личного опыта авторов по преподаванию физики в школе.
К каждой из этих образовательных задач создаётся модуль, содержащий несколько учебных дисциплин. Итоговая форма проверки осуществляется не по отдельным учебным дисциплинам, а по всему модулю и представляет собой результат профессиональной педагогической деятельности, который педагог будет применять в своей дальнейшей работе.
Соответствие планируемого образовательного результата, учебных дисциплин и продукта деятельности магистранта приведено в таблице 1.
Подробнее опишем каждый полученный модуль.
1. Умение выявлять, формулировать педагогическую проблему, определять алгоритм её решения.
Этот блок учителями вначале обычно не указывается как востребованный. Но после нескольких занятий по курсу «Современные проблемы науки и образования» ситуация сильно меняется: учителям становится понятной важность выделения, локализации и вербализации существующей педагогической проблемы.
В рамках этого модуля важную роль приобретает дисциплина «Иностранный язык». Чаще всего, этот курс предлагается учителям для поддержания имеющегося уровня владения английским языком. В таком традиционном понимании цели этот курс является малоэффективным: небольшое количество часов и низкий уровень владения английским языком у учителей физики не позволяет заметно улучшить владение иностранным языком. Кроме того, часть учителей (особенно, с большим стажем педагогической деятельности), учила в школе немецкий или французский язык. Поэтому этот курс совершенно справедливо воспринимается педагогами весьма скептически как бесполезная трата времени.
В рамках рассматриваемого модуля дисциплина «Иностранный язык» имеет целью ознакомить магистранта с состоянием рассматриваемой им проблемы в зарубежной методической науке и практике. Для этого обучающийся имеет возможность пользоваться электронными «переводчиками», а педагог помогает ему переработать полученный электронный текст в осмысленный перевод на русском языке. В этом случае, за достаточно короткое время можно научить переводить тексты даже того, кто ранее изучал другой иностранный язык. В результате каждый обучающийся подбирает иностранную литературу по исследуемой им проблеме, которую он будет в дальнейшем использовать в своей квалификационной работе.
Эссе «Моя педагогическая мечта» служит для определения цели, поставленной магистрантом перед собой на период обучения в магистратуре.
Завершается модуль защитой темы выпускного проекта на научном семинаре. Каждый магистрант доказывает актуальность рассматриваемой им проблемы и представляет краткий обзор научно-методической литературы по этой проблеме, обязательно содержащей иностранные источники.
2. Готовность использовать современные педагогические технологии для формирования инженерного мышления школьников в процессе обучения физике.
Таблица 1
Структура ОПОП по достижению планируемого образовательного результата
Планируемый образовательный результат Дисциплины Продукт деятельности магистранта
1 Умение выявлять, формулировать педагогическую проблему, определять алгоритм её решения Современные проблемы науки и образования Эссе «Моя педагогическая мечта». Защита темы ВКР
Праксиологические основы педагогической деятельности
Иностранный язык
2 Готовность использовать современные педагогические технологии для формирования инженерного мышления школьников Технологии современного урока физики Видеосюжет «Мой урок», «Прыжок-тандем». Система оценивания по одной из тем физики / четверти.
Учебная практика
ССОРО
Реализация концепции «Уральская инженерная школа» / ТЕМП в образовательной организации
3. Готовность к выбору и использованию современного оборудования школьного кабинета физики Современный кабинет физики Программа развития кабинета физики. Проект «Арсенал» - комплекс демонстрационного и лабораторного эксперимента по одной из тем школьного курса физики
Демонстрационный эксперимент по физике
4 Готовность к осуществлению дополнительного образования по физике Организация элективных курсов (на примере курса «Технические инновации») Разработка элективного курса по физике / внеклассного мероприятия / детского проекта
Научно-исследовательская практика
ТРИЗ
Методика работы с одарёнными детьми
Методика раннего обучения физике
Организация проектной деятельности школьников по физике
5 Готовность к использованию современных информационных технологий в учебном процессе по физике Цифровой физический эксперимент в школе Проект «Мой электронный багаж»
Производственная практика
Информационные технологии в обучении физике
6 Умения по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике Метод ключевых задач по физике Комплекс задач по одной теме
Практикум по решению физических задач
Этот модуль является ключевым во всём курсе, так как именно он несёт основную содержательную нагрузку: учитель физики должен освоить новые инструменты (методы, технологии), в современных условиях более эффективные для достижения поставленных образовательных целей, в том числе, и для формирования инженерного мышления школьников.
В качестве отчётного мероприятия по этому блоку обучающийся готовит видеопрезентацию своего урока «Мой урок», который обсуждается на научном семинаре.
Отдельного внимания заслуживает парная форма работы, названная нами «Прыжок-тандем». Эта форма отчётности была придумана для того, чтобы опытные учителя физики, имеющие большой стаж работы, помогали магистрантам, не работавшим до этого в школе (чаще всего, это те, кто имеет базовое непедагогическое образование). Разработка урока проходит под руководством опытного учителя, а урок проводит начинающий педагог. После просмотра презентации этого урока обсуждается как идея построения урока (цели, этапы, формы и т.п.), ответственность
за которую несёт практикующий учитель, так и её практическая реализация, демонстрирующая умения начинающего педагога. Это позволяет использовать потенциальные возможности учи-телей-стажистов для начальной подготовки к ведению занятий магистрантов, не имеющих педагогического опыта.
По результатам усвоения этого модуля магистранты защищают собственную систему оценивания достижений обучающихся по одной из тем физики / в четверти.
3. Готовность к выбору и использованию современного оборудования школьного кабинета физики.
Необходимость изучения этого модуля доказывается тем, что в последнее время очень часто учителя обращаются с просьбой оказать помощь в приобретении оборудования для кабинета физики. При этом оперируют лишь выделенной для этого суммой, не анализируя свои потребности и образовательные цели.
В рамках этого модуля обучающиеся в парах выполняют проект «Арсенал» — комплекс демонстрационного и лабораторного эксперимента по одной из тем школьного курса физики,
и защищают его. Парные команды выбирают темы так, чтобы было рассмотрено всё содержание школьного курса физики.
В результате каждый учитель составляет программу развития кабинета физики с учётом имеющегося оборудования, потребностей школьников, собственных предпочтений. В этот план входит план дооборудования кабинета в различных вариантах, который включает прайс-листы различных компаний, предлагающих оборудование с вариацией цен и качества.
4. Готовность к осуществлению дополнительного образования по физике.
В рамках этого модуля обучающиеся занимаются разработкой: элективного курса по физике / внеклассного мероприятия / детского проекта. В итоге они защищают этот проект и доводят его до уровня практического применения.
В качестве примера проводится курс «История технических инноваций», в рамках которого магистранты не только усваивают его содержание, но, прежде всего, готовятся к его реализации в школе по готовым дидактическим материалам и методическим рекомендациям. Кроме того, в рамках этого курса студентам демонстрируется логика его построения, идеи, положенные в основу отбора содержания и организации познавательной деятельности школьников. На этом примере студенты учатся разрабатывать другие элективные курсы.
5. Готовность к использованию современных информационных технологий в учебном процессе по физике.
В рамках этого модуля обучающийся готовит проект «Мой электронный багаж», о котором рассказывает на научно-практическом семинаре. Под «электронным багажом» понимается весь комплекс мультимедийных материалов, программного обеспечения, ресурсов Интернет, используемых педагогом в своей работе. Этот «багаж» подбирается таким образом, чтобы решать задачи, поставленные магистрантом в своей квалификационной работе.
6. Умения по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике.
И, наконец, модуль, посвящённый подготовке школьников к итоговой аттестации, заканчивается созданием каждым обучающимся комплекса задач по одной теме, так, чтобы все темы школьного курса были рассмотрены. Таким образом, после рас-
Библиографический список
смотрения всех представленных комплексов у магистранта создаётся некоторый минимально достаточный комплекс задач, использование которого позволяет подготовить ученика к итоговой аттестации по физике.
Все выполненные проекты заносятся в портфолио обучающегося (в электронном варианте). В это же портфолио помещаются отчёты по всем видам практики.
Для повышения качества обучения программа реализуется в сетевой форме взаимодействия Уральского государственного педагогического университета и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Предлагаемая программа направлена на подготовку учителей физики к реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа» (в Свердловской области) и задач ТЕМП (в Челябинская области). Сетевой характер реализуемой программы позволяет использовать успешный опыт педагогов одной области для решения задач реализации образовательных задач в другой области. Например, в Челябинской области имеется длительный опыт массового внедрения образовательной робототехники, в Свердловской области силами УрГПУ и УГМК осуществляется интересный проект по созданию инженерного лицея на базе обыкновенного общеобразовательной организации. Таким образом, на соответствующих сетевых курсах учителя Свердловской области имеют возможность познакомиться с опытом челябинских коллег по реализации образовательной робототехники, тогда как педагоги Челябинской области могут получить информацию по созданию такого лицея.
В программе имеются уникальные курсы, такие как «Цифровой физический эксперимент в школе» (ЮУрГГПУ), «История технических инноваций» (УрГПУ), «Метод ключевых задач для подготовки школьников к ЕГЭ по физике (УрГПУ).
Проблемы, возникающие в процессе реализации программы, в первую очередь, связаны с большой загруженностью обучающихся своей профессиональной деятельностью в школе и малой гибкостью существующих нормативов реализации учебного плана (например, в школьные каникулы мы не можем больше заниматься с магистрами, так как будет превышаться норматив в 14,5 часов в неделю).
1. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 07 июля 2011 г. № 899. Available at: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/33514
2. О науке и государственной научно-технической политике (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2016). Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ. Ред. от 23.05.2016). Available at: http://synergy.ru/aspir/general/upload/new_IY/Normativka/ Федеральный%20 закон%20от%2023.08.1996%20№/о20127-ФЗ^
3. О комплексной программе «Уральская инженерная школа». Указ Губернатора Свердловской области № 453-УГ от 06.10.2014 г. Available at: http://docs.cntd.ru/document/422448790
4. Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Уральская инженерная школа» на 2016 - 2020 годы. Постановление Правительства Свердловской области от 02.03.2016 N 127-ПП. Available at: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?r eq=doc&base=RLAW071&n=168826&dst=100001#0
5. Концепция ТЕМП. Available at: http://chel-edu.ru/pics/uploads/TEMP/konz.pdf; http://chel-edu.ru/docs/?id=1693
6. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ от 21 ноября 2014 г. N 1505 http://fgosvo.ru/ news/5/553
7. Усольцев А.П., Шамало Т.Н., Усольцев А.П., О понятии «инженерное мышление». Формирование инженерного мышления в процессе обучения: сборник научных трудов Уральского государственного педагогического университета. Екатеринбург, 2015.
References
1. Ob utverzhdeniiprioritetnyh napravlenij razvitiya nauki, tehnologij i tehniki v Rossijskoj Federacii iperechnya kriticheskih tehnologij Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07 iyulya 2011 g. № 899. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/33514
2. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.06.2016). Federal'nyj zakon ot 23.08.1996 N 127-FZ. Red. ot 23.05.2016). Available at: http://synergy.ru/aspir/general/upload/new_IY/Normativka/ Federal'nyj%20zakon%20ot%20 23.08.1996%20N%20127-FZ.pdf
3. O kompleksnojprogramme «Ural'skaya inzhenernaya shkola». Ukaz Gubernatora Sverdlovskoj oblasti № 453-UG ot 06.10.2014 g. Available at: http://docs.cntd.ru/document/422448790
4. Ob utverzhdenii kompleksnoj programmy Sverdlovskoj oblasti "Ural'skaya inzhenernaya shkola" na 2016 - 2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti ot 02.03.2016 N 127-PP. Available at: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLA W071&n=168826&dst=100001#0
5. Koncepciya TEMP. Available at: http://chel-edu.ru/pics/uploads/TEMP/konz.pdf; http://chel-edu.ru/docs/?id=1693
6. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta Vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'magistratury). Prikaz ot 21 noyabrya 2014 g. N 1505 http://fgosvo.ru/news/5/553
7. Usol'cev A.P., Shamalo T.N., Usol'cev A.P., O ponyatii «inzhenernoe myshlenie». Formirovanie inzhenernogo myshleniya v processe obucheniya: sbornik nauchnyh trudov Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ekaterinburg, 2015.
Статья поступила в редакцию 24.10.16