УДК 377:378
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
А.Н. Хузиахметов, Р.Г. Г абдрахманова1
1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.
Аннотация. Система образования нашей страны динамично изменяется. В современную школу внедряются новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Высшее учебное заведение готовит будущего учителя к реализации данных стандартов. В статье предлагается материал о процессе разработки встраиваемого в учебный план психолого-педагогического модуля и одного из курсов этого модуля, который подготовит будущего учителя к реализации программы воспитания и социализации в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: учитель, творчество, уровень профессионализма, социализация, программа воспитания и социализации
PREPARING FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT A PROGRAM OF EDUCATION AND SOCIALIZATION
A.N. Khuziakhmetov, R.G. Gabdrakhmanova
Abstract. The education system of our country is rapidly changing. In modern school introduces new Federal government standards. The task of the University to prepare future teachers to implement these standards. The article about preparing students for the implementation of the programme of education and socialization in school In the article material is offered about a development of the psychology and pedagogical module built in a curriculum process and one of courses of this module that will prepare a future teacher to realization of the program of education and socialization at general school.
Keywords:teacher, creativity, professionalism, socialization, education and socialization
Система образования нашей страны динамично изменяется. Современный учитель, как и прежде, выполняет заказ государства, а значит, в процесс его подготовки должны быть внесены изменения. Школа сегодня работает по новым Федеральным государственным образовательным стандартам, разработанным для трех ступеней школьного образования:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (59 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
В стандартах, кроме знаний, умений, навыков и компетенций, которые ученик должен приобрести в период обучения в школе, четко прописан портрет выпускника, где определены основные качества личности выпускника. В каждом стандарте прописаны требования к условиям реализации общеобразовательной программы. В содержании перечисленных выше документов отмечается важное значение процесса социализации личности школьника. Необходимо отметить, что новые Федеральные государственные образовательные стандарты внедряются не только в общеобразовательную школу, но и в систему высшего образования. Сегодня уже реализуются ФГОСы третьего поколения.
Образовательная система высшей школы развивается сегодня в условиях сетевого взаимодействия. Разработка и реализация, встраиваемых в основную образовательную программу модулей, является новым для системы высшего образования. Ново это и для студенчества, т.к. у них появился выбор, возможность построить свой индивидуальный образовательный маршрут, выбрать вуз, выбрать преподавателя для изучения отдельного модуля. Для разработчиков
встраиваемых модулей и их рабочих программ важно не только содержание рабочей программы, инструментарий, материально-техническое оснащение и т.д., но и рекламная составляющая. Реклама должна быть яркой, лаконичной, доступной, с ответами на самые основные вопросы, которые обычно интересуют абитуриентов. Как и для любого проекта, важно преподнести информацию таким образом, чтобы заинтересовать студента и привлечь его к участию в этом проекте. Кроме будущих студентов привлечь к проекту необходимо руководителей других вузов. Сетевое взаимодействие предполагает взаимодействие между вузами.
Мы участвовали в разработке, встраиваемого в учебный план, психолого-педагогического модуля, который состоял из четырех дисциплин. Прежде чем приступить к разработке рабочей программы одной из дисциплин данного модуля «Педагогика социализации личности школьника в безопасной образовательной среде», нами были изучены и проанализированы следующие
документы:
- принятый в декабре 2012 года Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (№273-ФЗ), который привнес в систему образования колоссальные изменения;
- утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы;
- приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", которому будут следовать работодатели при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда - и др.
Мы пришли к выводу, что изучение процесса социализации в общеобразовательной школе с каждым годом расширяется и углубляется [4,5]. В Федеральном государственном стандарте школьного образования указано на обязательность реализации в рамках школы программы воспитания и социализации. Соответственно, каждый студент направления подготовки «Педагогическое образование» должен быть подготовлен к реализации данной программы в общеобразовательной организации.
Данная программа довольно сложная по своей структуре, и включает в себя [10]:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования;
2) основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся;
5) описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся;
6) описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;
7) описание методов и форм профессиональной ориентации в образовательном учреждении;
8) описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах;
9) описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
10) планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
11) критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.
Для составления и реализации данной программы нужна специальная подготовка, которую возможно организовать в рамках психолого-педагогического модуля [7, 8]. Современный учитель
должен уметь в полной мере использовать безопасную образовательную среду школы для успешной социализации личности школьника.
Безопасная образовательная среда, в нашем представлении, среда, в которой ученик чувствует себя в безопасности, чувствует защищенность, комфорт (физический, психологический), он доволен процессом обучения и общением с одноклассниками и учителями. Для многих родителей, учеников, учителей и школьной администрации вопросы насильственных отношений в школе стали ведущей проблемой. Ученики сталкиваются в образовательной среде школы с унижениями или жестоким обращением со стороны учителей. Иногда можно наблюдать деспотизм и подавление личности ребенка педагогами. Не редки случаи жестокого обращения со стороны одноклассников.
Улучшить ситуацию насильственных отношений в общеобразовательной школе может программа воспитания и социализации.
Курс «Педагогика социализации личности школьника в безопасной образовательной среде» направлен на формирование знаний о сущности социализации личности школьника в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, на освоение студентами теоретических основ организации процесса социализации личности школьника в образовательной среде, на приобретение навыков по конструированию программ воспитания и социализации [9]. В конце изучения данного курса студенты должны будут обладать следующими компетенциями: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;готовностью к психологопедагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
Литература:
1. Габдрахманова Р.Г., Егерева С.Ф. Полипрофессиональный подход к антинаркотическому воспитанию молодежи как фактор саморазвития личности / Р.Г. Габдрахманова, С.Ф. Егерева // Образование и саморазвитие. -2012.- №2.- С. 126-131.
2. Габдрахманова Р.Г., Егерева С.Ф. Экология школьника - залог успешной социализации личности / Р.Г. Габдрахманова, С.Ф. Егерева // Казанская наука. - 2012.- №5.- C.124-129.
3. Габдрахманова Р.Г. Условия успешной социализации старшеклассников в школьных трудовых объединениях / Р.Г. Габдрахманова // Образование и саморазвитие. Казань. - 2013.- №4.- С.120-126.
4. Хузиахметов А.Н., Габдрахманова Р.Г. Социализация личности школьника: проблемы, поиски, решения: учебно-методическое пособие. Казань: Изд-во "Хэтер", 2011. - 274 с.
5. Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания: учебник для ВУЗов и ССУЗов. Казань: "Магариф", 2006. - 288 с.
6. Хузиахметов А.Н. Общественно-педагогическое движение в России: нравственно-воспитательная парадигма: монография. Москва: Изд-во "Школьная пресса". 2011. - 178 с.
7. Хузиахметов А.Н. Проблемы социализации личности в педагогической теории и практике /А.Н. Хузиахметов // Образование и саморазвитие. Казань, 2012. -№2. - С. 121-127.
8. Хузиахметов А.Н. Воспитать патриотов / А.Н. Хузиахметов // Высшее образование в России. - 2005. - №6. -С. 115 - 119.
9. Хузиахметов А.Н. Ценностный потенциал педагогического воздействия / А.Н. Хузиахметов // Высшее образование в России. - 2004. - №12.- С. 108 - 112 .
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
References:
1. Gabdrahmanova R.G., Egereva S.F. Poliprofessional'nyj podhod k antinarkoticheskomu vospitaniju molodezhi kak faktor samorazvitija lichnosti / R.G. Gabdrahmanova, S.F. Egereva // Obrazovanie i samorazvitie. 2012. №2. S. 126-131.
2. Gabdrahmanova R.G., Egereva S.F.Jekologija shkol'nika - zalog uspeshnoj socializacii lichnosti / R.G. Gabdrahmanova, S.F. Egereva // Kazanskaja nauka. - 2012. - №5.- C.124-129.
3. Gabdrahmanova R.G. Uslovija uspeshnoj socializacii starsheklassnikov v shkol'nyh trudovyh ob#edinenijah / R.G. Gabdrahmanova // Obrazovanie i samorazvitie. Kazan'. - 2013.- №4. - S.120-126.
4. Huziahmetov A.N., Gabdrahmanova R.G. Socializacija lichnosti shkol'nika: problemy, poiski, reshenija: uchebno-metodicheskoe posobie. Kazan': Izd-vo "Hjeter", 2011. - 274 s.
5. Huziahmetov A.N. Teorija i metodika vospitanija: uchebnik dlja VUZov i SSUZov. Kazan': "Magarif', 2006. -288 s.
6. Huziahmetov A.N. Obshhestvenno-pedagogicheskoe dvizhenie v Rossii: nravstvenno-vospitatel'naja paradigma: monografija. Moskva: Izd-vo "Shkol'naja pressa". 2011. - 178 s.
7. Huziahmetov A.N. Problemy socializacii lichnosti v pedagogicheskoj teorii i praktike /A.N. Huziahmetov // Obrazovanie i samorazvitie. Kazan', 2012. - №2. - S. 121-127.
8. Huziahmetov A.N. Vospitat' patriotov / A.N. Huziahmetov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. №6. S. 115 - 119.
9. Huziahmetov A.N. Cennostnyj potencial pe-dagogicheskogo vozdejstvija / A.N. Huziahmetov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. - №12. - S. 108 - 112 .
10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshhego obrazovanija (10-11 kl.) (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17 maja 2012 g. № 413).
Сведения об авторах:
Хузиахметов Анвар Нуриахметович (Казань), доктор педагогических наук, профессор, заведующий, кафедра методологии обучения и воспитания, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Габдрахманова Рашида Габдельбакиевна (Казань), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методологии обучения и воспитания, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Information on authors:
Khuziakhmetov A.N. (Kazan), doctor of pedagogical Sciences, professor, Kazan (Volga region) Federal University.
Gabdrakhmanova R.G. (Kazan), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kazan (Volga region) Federal University