Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя к формированию универсальных учебных действий у младших школьников в условиях информатизации образования'

Подготовка будущего учителя к формированию универсальных учебных действий у младших школьников в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEACHERS` TRAINING / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Т. Е., Чижевская И. Н.

В статье описаны основные виды универсальных учебных действия, определены направления использования информационных технологий в процессе подготовки будущего учителя к формированию универсальных учебных действий у младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future teachers’ training. Formation of universal educational activities for primary school children in conditions of educational informatization

The article describes the main types of universal educational actions, determines the directions in which information technologies can be implied in the process of future teachers training aimed at formation of universal educational activities in primary school

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя к формированию универсальных учебных действий у младших школьников в условиях информатизации образования»

УДК

Подготовка будущего учителя к формированию универсальных учебных действий у младших школьников в условиях информатизации образования

Т.Е. Демидова, И.Н. Чижевская

Демидова Т.Е. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, demidova_te@mail.ru

И.Н. Чижевская - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, 91919070@mail.ru

Аннотация: В статье описаны основные виды универсальных учебных действия, определены направления использования информационных технологий в процессе подготовки будущего учителя к формированию универсальных учебных действий у младших школьников.

Ключевые слова: подготовка учителя, универсальные учебные действия, информатизация образования, информационные технологии.

Сегодня перед школой и перед каждым учителем стоит непреходящая цель - повышение уровня интеллектуальной подготовки учащихся: развитие у них перцептивных процессов, памяти, способностей к абстрактному мышлению, предвосхищению результатов своей деятельности и т.д. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. Эти требования к системе образования закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения.

Смещение акцентов нового стандарта от содержания к ценности образования, обновлению средств обучения свидетельствует о необходимости создания такого образовательного пространства, которое бы инициировало познавательную деятельность младших школьников, способствовало усвоению знаний и универсальных учебных действий.

Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, т.е. способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Овладение универсальными учебными действиями открывает обучающимся возможность ориентироваться как в различных предметных областях, так и в структуре самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий выделят четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной

форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции

других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [2].

Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер. Они реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития обучающегося; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции учебной деятельности обучающегося, независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают не только этапы усвоения учебного содержания, но и формирования психологических способностей учащегося.

Сформировать у школьников и у всего взрослого населения потребность и способность к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, сформировать умение учиться - одна из стратегических целей, стоящих перед современной российской школой.

Реализация этой цели будет невозможным без подготовки для нее специалистов нового качества, и, в первую очередь, учителей, осознавших, принявших и способных в своей практической деятельности реализовывать новую образовательную философию.

Проблема подготовки таких учителей актуальна для школы любого уровня. Особое значение она имеет для подготовки учителей начальных классов, закладывающих у младших школьников фундамент самоорганизации, не прекращающейся в течение всей жизни познавательной деятельности.

Внедрение информационных технологий в сферу высшего образования позволяет преподавателям модернизировать цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения.

Компьютерные технологии, открывая каждому обучающемуся доступ к практически неограниченному объему информации и ее аналитической обработке, представляют собой универсальное средство познавательно-исследовательской деятельности, являются вторым по значимости, после традиционной письменности, знаковым орудием, обеспечивающим оперативный обмен информацией по содержанию выполняемой деятельности. Их педагогически целесообразное использование позволяет усиливать интеллектуальные возможности обучающегося, воздействуя на его память, эмоции, мотивы, интересы, создает условия для перестройки структуры его познавательной и производственной деятельности. С их помощью возможно более эффективное формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся, осуществление освоение основ наук в индивидуальном темпе, оперативное использование обратной связи и дифференциации обучения. Расширяется спектр предлагаемых заданий, используется больше возможностей для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельной работы студентов.

Компьютерные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества, приобретения и закрепления различных умений и навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения с применением средств компьютерного моделирования явлений и процессов. Компьютерное моделирование способствует наглядному представлению изучаемого объекта и повышению интереса у учащегося к этой форме обучения, а изучение процессов в развитии - более глубокому усвоению учебного материала.

Компьютеры играют важную роль в правильной организации самостоятельной познавательной деятельности современного человека. В первую очередь будут полезны банки данных - специальные компьютерные системы, предназначенные для обеспечения актуальной информацией пользователей различных целевых групп. Банки данных, в свою очередь, состоят из системы баз данных, каждая из которых относится к информации в определенной области человеческого опыта. Каждая база данных организована по единым принципам и находится под общим управлением.

Компьютер обеспечивает совместное использование банков данных многими пользователями, что особенно важно при организации самостоятельной работы большого числа учеников. Умение

использования баз данных повышает эффективность самостоятельной познавательной деятельности.

Информация, хранящаяся в базах данных и предназначенная для студентов, должна быть специально структурирована и ориентирована на учебную познавательную деятельность. При ее разработке требуется одновременный учет методологии науки, психолого-педагогических принципов и закономерностей строения и функционирования систем знаний.

Обучение с использованием компьютеров значительно повышает эффективность учения. Новые возможности для преподавателей и обучающихся открывают телекоммуникационные технологии, содержащие в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы. Объединение таких систем и сетей уже сегодня составляет основу новой инфраструктуры планеты - инфосферы.

Обратимся теперь к конкретным путям использования информационных технологий в качестве средства подготовки будущих учителей начальных классов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников.

Использование компьютера как инструмента, позволяющего значительно расширить иллюстративную базу изучаемых в вузе дисциплин. Здесь мы имеем в виду использование готовых демонстрационных материалов, подготовленных заранее преподавателем. К ним относятся не только статические образы изучаемых объектов. Более эффективным является показ объектов в динамике, например, возможность пошагового построения чертежей, иллюстрация процесса изменения графиков функций с изменением значений параметров, возможности визуализации сечений различных геометрических тел, изменения свойств и состояний веществ и др. Предъявляя такие материалы, преподаватель организует наблюдение студентами изменений, происходящих в наблюдаемых объектах, обращая внимание на все его этапы; привлекает студентов к анализу, сравнению предъявляемых объектов или явлений. Эти материалы используются преподавателями при чтении лекций и при проведении практических занятий.

При изучении курсов методик изучения математики и естествознания целесообразно использовать видеозаписи фрагментов различных уроков, собранных на электронных носителях по определенной теме. Например, организация восприятия текста задач и разбор ее содержания (работа с учебным текстом), обучение приемам самоконтроля на уроках математики, обучение наблюдению на уроках естествознания.

Открывается возможность «присутствовать» на открытых уроках учителей, наблюдать технологию их работы, анализировать и оценивать эффективность применяемых ими средств и методов, отдельных методических приемов, форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Мультимедийные пособия обеспечивают мгновенный доступ к любому этапу урока, неоднократный просмотр тех или иных аспектов деятельности учителя и учащихся, обращение к развернутым планам уроков, дидактическим материалам и др.

Нами разработаны материалы на электронных носителях, включающие в себя видеозаписи уроков и серию заданий студентам, связанных с анализом деятельности учителя по формированию универсальных учебных умений у младших школьников. Эти материалы также целесообразно использовать для организации самостоятельной работы студентов.

Создание и использование электронной библиотеки. Известно, какое большое значение в системе образования имеет хорошо организованная система знаний. От того, как организована эта информация, насколько оперативно её можно использовать, зависит успешность обучения. Компьютер в этом отношении предоставляет большие возможности.

В процессе самостоятельной работы студенты должны не только закреплять полученные от преподавателя знания, но и овладевать новыми. Более того, как пишет Г.Г. Хамов, за время обучения в вузе у студента необходимо сформировать стойкую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы [4]. Для реализации этих целей студент должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной самостоятельной познавательной деятельности.

Часто у студентов возникают трудности из-за того, что в доступной им части информации не оказывается необходимых материалов. Как уже отмечалось выше, авторов большинства пособий, адресованных студентам, объединяет общий подход к рекомендациям: называние необходимости формирования универсальных учебных действий без детального описания способов деятельности, которые могут привести к их (универсальных учебных действий) сформированности у школьников.

Мы располагаем некоторым, пока небольшим, опытом построения соответствующей электронной библиотеки и ее использования при подготовке студентов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников.

Среди различных материалов в ней размещены отдельные пособия по педагогике и

психологии, монография «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников», статьи журналов «Начальная школа» и «Начальная школа: до и после», диссертации по проблемам формирования отдельных универсальных учебных действий у младших школьников, выпускные квалификационные работы студентов по проблемам формирования универсальных учебных действий у младших школьников, соответствующие тестовые задания.

При подготовке к практическим и семинарским занятиям студенты обращались не только к электронной библиотеке кафедры, но и к необходимым материалам по определенной тематике в сети Internet. С этой целью в электронной базе данных создан аннотированный каталог сайтов, на которых целесообразно искать интересующую их информацию.

Таким образом, электронная библиотека служит источником необходимой образовательной информации и выполняет функцию информационно-методического обеспечения учебного процесса в ВУЗе.

Использование компьютерных технологий в качестве средства контроля - как текущего, так и итогового. В реальных условиях применяются разные формы такого контроля. Важно, чтобы текущий контроль содействовал формированию навыков самоконтроля. После выполнения заданий студентами преподаватель может предъявить им с помощью мультимедийного проектора правильно выполненное задание, после чего студенты сличают свой вариант с образцом, осуществляя самоконтроль. Преподаватель может предъявить задание, выполненное одним из студентов, после чего коллективно проводится анализ предъявленного задания.

Особое значение в организации самостоятельной работы студентов имеет компьютерное тестирование. В определённое время студент может прийти в кабинет и проверить себя на готовность выполнить заданный тест. В зависимости от результатов он может корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

Вопросы тестов сгруппированы по темам: операционный состав каждого универсального учебного действия; обобщенные планы формирования учебных действий; методики диагностирования уровней сформированности универсальных учебных действий; упражнения, направленные на формирование универсальных учебных действий и др.

Студентов целесообразно привлекать для создания тестов, позволяющих диагностировать уровень сформированности отдельных универсальных учебных действий у младших школьников, которые затем возможно использовать в ходе прохождения педагогической практики.

Создание электронных презентаций урока. В ходе изучения курсов методик обучения математике и естествознанию студенты разрабатывают фрагменты уроков. При этом они отбирают содержание, подбирают дидактическое оснащение (в том числе и цифровые образовательные ресурсы), определяют методы, формы организации учебно-познавательной деятельности, формы и средства контроля, разрабатывают материалы, которые можно предъявить с помощью мультимедийного проектора, записывают их в виде отдельных слайдов на электронных носителях.

Использование компьютерных технологий в качестве средства создания творческого, эмоционального отношения к процессу формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Возможности визуализации, которые предоставляются компьютерными технологиями, могут быть использованы для создания творческого, эмоционального отношения к процессу формирования универсальных учебных действий. Например, показ видеозаписей фрагментов уроков, где представлены различные варианты работы учителей на разных уроках при подведении детей к формулированию целей урока (обучение целеполаганию) или формированию конкретного универсального учебного действия, вызывает у студентов интерес и желание предложить свой вариант такой работы.

Использование компьютерных технологий в качестве средства экспериментирования и моделирования. В ряде случаев при решении задач по математике, изучении явлений и процессов курса естествознания и осуществлении самоконтроля бывает полезным прибегать к помощи компьютерного экспериментирования и моделирования. С помощью компьютерных моделей можно, например, исследовать и проверить свое предположение о влиянии параметров на структуру геометрического объекта. Например, выяснить, как на ребрах куба выбрать три точки, чтобы сечение получило требуемый вид. Большие возможности открываются при изучении геометрических преобразований, особенно при их реализации в пошаговом режиме.

Использование компьютерных технологий в качестве средства проверки гипотезы исследования и статистической обработки результатов исследований при выполнении выпускной квалификационной работы. Например, используя программу «EXSEL» необходимо только занести данные контрольных срезов в таблицу. Программа позволяет определить средний балл, среднее

квадратичное отклонение, дисперсию и др., которые в свою очередь позволяют сравнивать нулевую и альтернативные гипотезы, проверить принадлежность выборок оценок контрольного и экспериментального классов к одной генеральной совокупности и др.

Литература:

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М. : Дрофа, 2008. — 312, [8] с. : ил.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Под ред. А.Г. Асмолова. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб пособие для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.

4. Хамов Г.Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. - СПб.: РГПУ, 1993

Future teachers' training. Formation of universal educational activities for primary school children in conditions of educational informatization.

Demidova T.E. - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of Petrovsky Bryansk State University.

Chizhevskaya I.N.- Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Petrovsky Bryansk State University.

Annotation: The article describes the main types of universal educational actions, determines the directions in which information technologies can be implied in the process of future teachers training aimed at formation of universal educational activities in primary school.

Key words: teachers' training, universal educational activities, informatization of education, information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.