УДК 398(470.57)
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ
ИЗУЧЕНИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО ЭПОСА «УРАЛ-БАТЫР»
TRAINING OF FUTURE TEACHERS
FOR SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS THROUGH STUDYING THE BASHKIR FOLK EPIC «URAL-BATYR»
Р. К. Акчулпанова
R. K. Akchulpanova
ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой», г. Стерлитамак
Аннотация. В статье рассматривается процесс подготовки будущего учителя к духовнонравственному воспитанию учащихся на основе изучения башкирского народного эпоса «Урал-батыр» в рамках спецкурса «Этнопедагогика и этнопсихология».
Abstract. This article considers the process of training of future teachers for spiritual and moral education of students through studying the Bashkir folk epic «Ural-batyr» in the context of special course «Ethnopedagogics and ehtnopsychology».
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, духовно-нравственное воспитание будущего учителя, духовно-нравственный потенциал башкирского народного эпоса «Урал-батыр».
Keywords: spiritual and moral culture, spiritual and moral education of future teacher, spiritual and moral potential of the Bashkir folk epic « Ural-batyr».
Актуальность исследуемой проблемы. Особенностью педагогической деятельности современного учителя является то, что он должен не только давать знания, но и воспитывать личность на нравственных, гражданских и духовных началах. В связи с этим формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя со всеми ее особенностями выступает на передний план, становится доминирующим.
Современная школа требует подготовки нового учителя - профессионала с широким философским мировоззрением, выраженной гражданской позицией духовного и нравственного воспитания. В этой связи вкладом в науку явилась разработанная А. Я. Данилюком, А. М. Кондаковым, В. А. Тишковым в 2010 году «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определила актуальные направления в современной педагогической науке и практике - духовнонравственное развитие и духовно-нравственное воспитание [1].
В условиях многонациональной и поликонфессиональной среды Республики Башкортостан формирование духовно и нравственно богатой личности возможно, на наш взгляд, при учете национальных, возрастных и индивидуальных особенностей человека. Подготовка поликультурного учителя, способного создать в полиэтническом и многоконфессиональном образовательном пространстве атмосферу духовности и толерантности, становится первостепенной задачей высшего профессионального образования.
Педагогическая готовность будущих учителей к осуществлению программы духовно-нравственного воспитания регламентируется требованиями к подготовке студентов к профессиональной деятельности, отраженными, в частности, в следующих компетенциях:
- готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способности выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
- владении знаниями о национальной культуре, традициях и устно-поэтическом творчестве (СК-6).
Материал и методика исследований. Исследование проводилось на факультете башкирской филологии по профилям «Родной (башкирский) язык и литература, русский язык и литература», «Родной (башкирский) язык и литература, иностранный язык», «Родной (башкирский) язык и литература, история», на филологическом факультете по профилю «Родной (татарский, чувашский) язык и литература, русский язык» Стерлита-макской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой.
В ходе экспериментальной работы использовались теоретические методы (анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы; учебных пособий, рабочих программ по спецкурсам «Этнопедагогика и этнопсихология», «Духовно-нравственное воспитание школьников», «Народная игровая культура»); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование).
Результаты исследований и их обсуждение. В многоуровневой системе подготовки будущего учителя в вариативной части профессионального цикла предусмотрен спецкурс «Этнопедагогика и этнопсихология». Целью данного спецкурса является воспитание гармонично развитой личности гражданина-патриота, знающего историю родного края, любящего родную природу, уважающего культуру своего и других народов, чутко и бережно относящегося к духовному наследию своих предков.
При изучении вышеназванного спецкурса мы эффективно используем духовно-нравственный потенциал башкирского фольклора, в частности, народного эпоса «Урал-батыр».
Необходимо отметить, что «Урал-батыр» - самое крупное и древнейшее эпическое произведение башкирского фольклора. Дошедшее до нас из глубин веков, оно воплощает в себе духовно-нравственные и эстетические воззрения наших далеких предков. Мысль о
бессмертии подвига героев, борющихся против сил зла, прославление вечно живой и обновляющейся жизни - такова гуманистическая сущность эпоса, который способствует формированию духовно-нравственной культуры будущих учителей.
«Урал-батыр» относится к разряду героических произведений, в котором закрепились знания народа о мире, восходящие к древнейшим представлениям башкир. Огромная ценность этого эпоса в том, что в нем отражены вечные темы бессмертия жизни и природы, торжества добра над злом, идеи справедливого мироустройства и гуманизма, поэтому его изучение с точки зрения духовно-нравственного воспитания позволяет будущим учителям увидеть в знакомом тексте воспитательный потенциал для работы со школьниками.
В башкирском эпосе «Урал-батыр» четко зафиксированы духовно-нравственные идеалы народа, начиная с первобытнообщинного строя. Во вступительной части произведения сохранились наиболее древние пласты эпоса. Старик Янбирде и старуха Янбика являются прародителями, они дали жизнь Урал-батыру и его брату Шульгану, живут на небольшом участке земли, со всех сторон окруженном морем.
В эпосе имеются явные отголоски того периода человеческого общества, когда люди еще не выделяли себя из мира природы. В эпосе и люди, и звери ведут единый образ жизни, живут сообща в едином для всех мире. Все эти примеры способствуют осознанию учащимися того, что все люди являются частью природы, воспитанию культуры взаимодействия человека с окружающим миром.
Центральное место в эпосе занимает образ Урал-батыра, главный подвиг которого состоит в том, что он, борясь против всякого рода чудовищ и победив их, открыл тайну бессмертия жизни на земле, спас все живое от гибели. На вопрос Урал-батыра: «Можно мне найти смерть и погубить ее?» Янбирде отвечает, что смерть невидима для глаз, и на нее есть лишь одна управа. Бессмертным становится лишь тот, кто выпьет воды из родника на земле падишаха-дива [4, 271]. Узнав о тайне родника, Урал-батыр решил найти эту воду и раздать ее людям для того, чтобы народ стал бессмертным и избавился от всех болезней. Но тут произошло одно непредвиденное событие: по пути к живому роднику он встретил дряхлого старика, который раскрыл ему тайну этого источника - подлинное бессмертие человека не в бесконечном долголетии, а в его добрых деяниях на благо мира:
То, что на земле остается,
Чем все лучшее создается,
Сада краса и благоухание -Это добро и благодеяние.
До неба возвысится - благодеяние,
В воде не утонет - благодеяние,
Останется в памяти - благодеяние.
Оно - голова всех дел,
Для всех живущих на свете людей Пребудет как мира высший удел [4, 124].
Так, повествование о героических деяниях Урал-батыра, характеризующих его как человека справедливого, бескорыстного, сильного, доброго, заставляет учащихся задуматься об актуальных для современности проблемах добра и зла. А идеал совершенного человека в лице благородного героя эпоса Урал-батыра будет способствовать выбору правильного жизненного пути.
Мотив поисков воды, оживляющей людей, исцеляющей раны, возвращающей зрение, как известно, широко распространен в фольклоре многих народов. В эпосе «Урал-батыр» он получает своеобразную интерпретацию: герой отправляется на поиски «живой воды» не ради собственного бессмертия, а чтобы сделать вечными землю, природу и людей. Преодолев бесчисленные препятствия, он мог бы выпить ее сам, чтобы обрести вечную жизнь. Но Урал-батыр, набрав полный рот живой воды, не пьет эту воду, а окропляет ею образовавшиеся из костей дива безжизненные горы, и они зазеленели вечным цветом, на горах выросли сосны и ели, в лесах запели птицы, и увядающая природа стала бессмертной.
Конец заключительной части повествования приобретает черты этнологического предания. Здесь рассказывается о возникновении уральских гор, ущелий и рек, происхождение которых связывается с именами героев эпоса. Богатыря Урала хоронят на вершине горы, которую он отвоевал у дива, и стала она называться его именем. Кости его превращаются в самоцветы, а на могиле образуется золото.
В контексте этих описаний вновь проводится основная мысль эпоса - добро бессмертно, и поэтому имена Урала-батыра и его сыновей, совершивших подвиги во имя счастья людей, сохранившиеся в названиях гор и рек, будут вечно напоминать людям о благородных деяниях героев.
В эпосе «Урал-батыр» содержатся знания и представления о мире, мировоззренческие установки, нравственно-эстетические ориентации и эстетические ценности, нормы поведения, предпочтения и приоритеты, сложившиеся в народном сознании башкир. В нем закрепился также национальный общественно-исторический опыт: совокупность религиозно-мифологических представлений, знаний, эстетических, художественных и морально-нравственных ценностей народа в виде картины мира. Этот образ реального мира создавался в сознании народа как результат отражения действительности благодаря его мифопоэтическому мышлению.
Таким образом, башкирский народ донес до нашего времени выдающееся произведение устного творчества - эпос «Урал-батыр», который является самым ярким и монументальным памятником его духовной культуры, он удивительно точно отображает духовно-нравственные и морально-этические нормы народа, его обряды и верования, которые способствуют формированию готовности будущих учителей к духовнонравственному воспитанию учащихся [3, 135].
Резюме. Башкирский народный эпос «Урал-батыр» имеет огромный духовнонравственный потенциал. В процессе изучения этого произведения у будущих учителей вырабатывается истинное видение роли традиций родного народа, родной культуры, любви к родной природе. Обобщенные в эпосе знания о тайнах мироздания, мире природы и человека, богатстве души и ярком таланте башкирского народа способствуют формированию готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. - 24 с.
2. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. - Уфа : Китап, 2005. - 269 с.
3. Шагисултанов, Ф. А. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе изучения эпоса «Урал-батыр» / Ф. А. Шагисултанов // Духовно-нравственная культура учителя современной школы : сб. науч. статей / отв. ред. В. И. Павлов. - Чебоксары : Новое время, 2011. - 184 с.