Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный педагог / учебная практика / производственная практика / обучающийся с ограниченными возможностями здоровья / госпитальная школа / social pedagogue / educational practice / industrial practice / student with disabilities / hospital school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

В современном социуме важное место занимают вопросы социально-педагогической и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья из-за устойчивого роста их числа. Автор отмечает, что имеющиеся в арсенале социальных педагогов и психологов формы, методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не в полном объеме реализуются в дальнейшей профессиональной деятельности выпускниками вузов. В статье актуализировано значение проблемы подготовки будущего социального педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, ее особенности. Представленный обзор содержания всех видов практик будущих социальных педагогов, позволяет автору сделать вывод о том, что современные реалии указывают на необходимость прохождения практик на базе различных профильных организаций. Автором отмечается интересный выбор студентами в качестве проблем для итогового исследования, по окончанию прохождения практик вопросов, связанных с процессом реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В статье проанализирован опыт организации учебной и производственных практик студентов педагогического вуза, будущих социальных педагогов, на базе реабилитационно-оздоровительного центра, готовящихся к работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Преобладающим видом деятельности данного центра является психолого-педагогическая реабилитация. Реабилитационная деятельность осуществляется с применением методики трудотерапии, методики обучения ручному труду у детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором представлен анализ основных видов реабилитации. Рассмотрены этапы осуществления реабилитационной деятельности, знание которых поможет будущим социальным педагогам в дальнейшей профессиональной деятельности. В статье обосновано, что существует необходимость дополнения содержания производственной практики подготовкой будущих социальных педагогов к работе в условиях госпитальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern society, issues of socio-pedagogical and psychological assistance to children with disabilities occupy an important place due to the steady growth of their number. The author notes that the forms and methods of working with children with disabilities that are available in the arsenal of social educators and psychologists are not fully implemented in further professional activities by university graduates. The article actualizes the importance of the problem of preparing a future social pedagogue to work with students with disabilities, its features. The presented review of the content of all types of practices of future social educators allows the author to conclude that modern realities indicate the need for internships on the basis of various specialized organizations. The author notes an interesting choice of students as problems for the final study, at the end of the internship, issues related to the rehabilitation process of children with limited health opportunities. The article analyzes the experience of organizing educational and industrial practices of students of a pedagogical university, future social educators, on the basis of a rehabilitation and wellness center, preparing to work with students with limited health opportunities. The predominant activity of this center is psychological and pedagogical rehabilitation. Rehabilitation activities are carried out using occupational therapy techniques, methods of teaching manual labor to children with disabilities. The author presents an analysis of the main types of rehabilitation. The stages of rehabilitation activity implementation are considered, the knowledge of which will help future social educators in their further professional activities. The article proves that there is a need to supplement the content of industrial practice by preparing future social educators to work in a hospital school.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

7. Терехова, С.Е. Национально-культурный компонент изучения устаревшей лексики на уроках русского языка в современной школе / С.Е. Терехова // Вестник БелИРО. - 2019. - № 1(11). - С. 30-37

8. Цынк, C.B. Собственно лексические архаизмы в произведении А.И. Солженицына «Двести лет вместе» / C.B. Цынк // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». - 2012. - № 1. - С. 24-30

9. Цынк, C.B. Лексический потенциал языка в оценке А.И. Солженицына (на материале «Русского словаря языкового расширения» /C.B. Цынк. -М.: НИЯУ МИФИ, 2014. - 144 с.

10. Цынк, C.B. Языковая личность А.И. Солженицына как автора научно-публицистического текста (на материале исторического очерка «Двести лет вместе» / C.B. Цынк. - Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2016. - 145 с.

Педагогика

УДК 37.015

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В современном социуме важное место занимают вопросы социально-педагогической и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья из-за устойчивого роста их числа. Автор отмечает, что имеющиеся в арсенале социальных педагогов и психологов формы, методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не в полном объеме реализуются в дальнейшей профессиональной деятельности выпускниками вузов. В статье актуализировано значение проблемы подготовки будущего социального педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, ее особенности. Представленный обзор содержания всех видов практик будущих социальных педагогов, позволяет автору сделать вывод о том, что современные реалии указывают на необходимость прохождения практик на базе различных профильных организаций. Автором отмечается интересный выбор студентами в качестве проблем для итогового исследования, по окончанию прохождения практик вопросов, связанных с процессом реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В статье проанализирован опыт организации учебной и производственных практик студентов педагогического вуза, будущих социальных педагогов, на базе реабилитационно-оздоровительного центра, готовящихся к работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Преобладающим видом деятельности данного центра является психолого-педагогическая реабилитация. Реабилитационная деятельность осуществляется с применением методики трудотерапии, методики обучения ручному труду у детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором представлен анализ основных видов реабилитации. Рассмотрены этапы осуществления реабилитационной деятельности, знание которых поможет будущим социальным педагогам в дальнейшей профессиональной деятельности. В статье обосновано, что существует необходимость дополнения содержания производственной практики подготовкой будущих социальных педагогов к работе в условиях госпитальной школы.

Ключевые слова: социальный педагог, учебная практика, производственная практика, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, госпитальная школа.

Annotation. In modern society, issues of socio-pedagogical and psychological assistance to children with disabilities occupy an important place due to the steady growth of their number. The author notes that the forms and methods of working with children with disabilities that are available in the arsenal of social educators and psychologists are not fully implemented in further professional activities by university graduates. The article actualizes the importance of the problem of preparing a future social pedagogue to work with students with disabilities, its features. The presented review of the content of all types of practices of future social educators allows the author to conclude that modern realities indicate the need for internships on the basis of various specialized organizations. The author notes an interesting choice of students as problems for the final study, at the end of the internship, issues related to the rehabilitation process of children with limited health opportunities. The article analyzes the experience of organizing educational and industrial practices of students of a pedagogical university, future social educators, on the basis of a rehabilitation and wellness center, preparing to work with students with limited health opportunities. The predominant activity of this center is psychological and pedagogical rehabilitation. Rehabilitation activities are carried out using occupational therapy techniques, methods of teaching manual labor to children with disabilities. The author presents an analysis of the main types of rehabilitation. The stages of rehabilitation activity implementation are considered, the knowledge of which will help future social educators in their further professional activities. The article proves that there is a need to supplement the content of industrial practice by preparing future social educators to work in a hospital school.

Key words: social pedagogue, educational practice, industrial practice, student with disabilities, hospital school.

Введение. Большое внимание в современном социуме уделяется вопросам социально-педагогической и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья из-за устойчивого роста их числа. Такие дети имеют различные ограничения возможностей здоровья, выражающиеся как в физических, психических, так и умственных недостатках, оказывающих негативное влияние на процесс получения образования без создания специальных условий.

Проблемы изучения и реализации потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптация их к социальной среде приобретают также большую значимость в нашем обществе. Ряд законодательных документов признает детей с ограниченными возможностями здоровья полноценными гражданами нашего государства и гарантирует доступность образовательных, информационных, культурных, социальных и других услуг.

Однако, имеющиеся в арсенале социальных педагогов и психологов формы, методы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, способствующие расширению их возможностей дальнейшей реабилитации, адаптации и, в целом, социализации, не в полном объеме реализуются в дальнейшей практической деятельности выпускниками вузов. На наш взгляд, это связанно с тем, как организуются вузами практики студентов, непосредственно получающих образование социальных педагогов.

Практическая подготовка для студентов любых специальностей имеет важное значение, но работа социальным педагогом подразумевает готовность к особо тесному профессиональному взаимодействию с различными категориями обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, организация практики должна осуществляться непосредственно в тех образовательных организациях, в которых имеется данный контингент обучающихся.

Важным моментом в процессе организации практик, например, учебных, производственных (психолого-педагогических, социально-педагогических, летних педагогических практик, преддипломных), является учет имеющегося в данной области социально-педагогического, психолого-педагогического опыта, дающего возможность наиболее эффективно организовать практическую подготовку будущих социальных педагогов.

Изложение основного материала статьи. Актуальность исследуемой проблемы связана с увеличением количества обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. В связи с этим необходимо готовить будущих социальных педагогов еще в стенах вуза к тому, чтобы уметь создавать определенные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывать социально-педагогическую помощь, сопровождать процесс их, реабилитации, адаптации и социализации. Важно, чтобы такие действия со стороны социального педагога не навредили, а способствовали формированию самостоятельности в принимаемых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья решениях и ответственности за предпринимаемые поступки.

Нами, на примере практической подготовки по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность «Психология и социальная педагогика», проанализирована и представлена логика получения первичных профессиональных умений и навыков студентами-бакалаврами, получающими образование на протяжении пяти лет по заочной форме обучения. Рассмотрев учебную и производственные практики, можно отметить, что студентам предлагается их прохождение на базах различных социальных институтов (учреждения социальной защиты населения, общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования детей и молодежи).

Так, на первом курсе обучающиеся обязаны на протяжении двух недель получить общее представление о деятельности профильной организации, на базе которой они проходят практику. Ознакомиться с основными направлениями деятельности профильной организации, ее специалистов, выполнить в процессе прохождения практики предлагаемые задания. Например, необходимо после наблюдения за деятельностью специалистов профильной организации и общения с ними по вопросам организации взаимодействия между всеми участниками, встречающимися им в ходе профессиональной деятельности, составить памятку для будущего социального педагога и психолога.

Другое, на наш взгляд, важное и интересное задание связано с осуществлением сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики психолого-педагогических особенностей различных категорий лиц, находящихся в социальной или образовательной организации, специфики трудных детей, интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении личности, социального благополучия детей и подростков, взрослых, особенностей семьи, особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, специфики коллектива.

В заключении практики студент организует совместную деятельность детей, осуществляет межличностное взаимодействие с педагогическими работниками социальной или образовательной организаций, другими специалистами в процессе проведения мероприятия в контексте определенного вида деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой, психологической, воспитательной, социально-педагогической направленности. Особое внимание уделяется подготовке и проведению мероприятия с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.

После окончания второго курса организуется производственная летняя педагогическая практика на базе загородных детских оздоровительных лагерей или пришкольных лагерей дневного пребывания. Студенты, проходящие практику, обязаны проанализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность загородного детского оздоровительного или пришкольного лагеря, внести результаты анализа в представленную в задании матрицу. В рамках данной практики все задания направлены на организацию совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития в контексте проведения различных мероприятий. Происходит непосредственное общение студентов на протяжении всего потока с обучающимися в условиях детского оздоровительного или пришкольного лагеря, что дает возможность посредством использования различных диагностических методик выявить особенности различных категорий детей, находящихся в загородном детском оздоровительном или пришкольном лагере. По окончанию любого вида практики студентами представляется отчет о ее прохождении, также результаты размещаются в электронной информационной образовательной среде вуза.

На третьем и четвертом курсе организуются практики на базе различных социальных институтов, направленные на апробацию диагностических методик, основанных на самостоятельном выборе студентом проблематики дальнейшего исследования, которое в процессе преддипломной практики на пятом курсе завершается и представляется в виде выпускной квалификационной работы. В процессе преддипломной практики происходит углубление сферы научных интересов обучающихся. Обучающиеся анализируют, отбирают и апробируют утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи в контексте социально-педагогической или психологической проблемы, поставленной в выпускной квалификационной работе.

В рамках практической части преддипломной практики студентами разрабатывается программа социального сопровождения, социальной реабилитации, социализации и поддержки обучающихся (клиентов), например, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально ценной деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов, описание совершенствования социально-педагогического процесса в образовательных или социальных организациях, апробации в рамках индивидуального решения социально-педагогической или психологической проблематики выбранной для защиты выпускной квалификационной работы.

Важно отметить, что достаточно большое количество студентов после прохождения практик на базе различных социальных институтов, выбирают в качестве проблем для дальнейшего исследования, вопросы, связанные с организацией процесса реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Неотъемлемую значимость приобретают в современном обществе имеющиеся подходы определения понятия реабилитация. Проблема реабилитации рассматривалась различными учеными (Л.И. Аксёнова, М.В. Воронцова, Т.А. Дубровская, М.М. Кабанова, В.А. Качесов, Н.М. Назарова и другие) [1; 2; 3].

М.В. Воронцова, Т.А. Дубровская и другие ученые, считают, что основной целью психической реабилитации является восстановление психического здоровья посредством организации определенным образом досуга, общения или помещения в специализированный стационар. Особое внимание, по мнению авторов, должно уделяться комплексной реабилитации, включающей совместную деятельность психологов, педагогов, медицинских работников, также мероприятия социально-экономической направленности. По мнению ученых, при осуществлении социальной реабилитации создаются условия, способствующие возвращению человека к полноценной социальной жизни, его включению в социальные отношения. Также указывается на то, что для того, чтобы реализовать задачи по реабилитации, необходимо владеть средствами и методами взаимодействия с ребенком [1].

Многие исследователи выделяют этапы осуществления реабилитационной деятельности. Так, Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов и другие ученые считают, что реабилитация проходит в несколько этапов. Так, на первом этапе определяется исходный реабилитационный потенциал. На втором этапе осуществляется составление комплексной программы

реабилитации. На третьем этапе происходит реализация комплексной программы реабилитации, ее периодическая корректировка. На заключительном этапе происходит составление рекомендаций воспитаннику. При этом, по утверждению авторов, ведущим методом реабилитации должно быть создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта [3].

На наш взгляд, овладение будущим социальным педагогом средствами и методами взаимодействия с ребенком, имеющим различного рода отклонения здоровья от своих сверстников, должно осуществляться в процессе прохождения различных практик. Так, будущие социальные педагоги проходят практику на базе Государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области «Реабилитационно-оздоровительный центр «Русь» г. Оренбурга. Преобладающим видом деятельности данного центра является психолого-педагогическая реабилитация.

Реабилитационная деятельность осуществляется с применением методики трудотерапии, методики обучения ручному труду у детей с ограниченными возможностями здоровья с целью приобретения адекватных форм поведения, эмоционального реагирования, базовых эмоций, элементарных бытовых умений, формирования мелкой моторики и ручных умений.

Психолого-педагогическая реабилитация включает социально-психологический, коммуникативный тренинг, игротерапию, методики арттерапии, методики развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, сенсорных функций с использованием оборудования сенсорной комнаты, оснащенной современным оборудованием. Комната сенсорного развития способствует эффективному проведению занятий, направленных на снятие мышечного и эмоционального напряжения, а также развитие ослабленных сенсорных функций. В реабилитационно-оздоровительном центре используются и другие методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Постоянно действует компьютерный класс, в котором регулярно проводятся коррекционно-развивающие занятия. Особое место занимает работа с глиной, в процессе которой прививаются навыки пространственной ориентировки, развиваются координация движений и воображение.

Все дети участвуют в спектаклях, танцах, общих праздниках, занятиях в кукольном театре, перевоплощаются в сказочных персонажей на занятиях сказкотерапии и куклотерапии. Атмосфера творчества, доверие и открытость способствуют успешной реабилитации и социальной адаптации детей с трудностями в общении, дети открывают в себе новые способности и таланты.

Социально-бытовая реабилитация охватывает такую сферу деятельности ребенка, как самообслуживание. В реабилитационно-оздоровительном центре оборудована бытовая комната, где дети, зачастую не приученные к самообслуживанию, приобретают необходимые для этого умения и навыки.

В реабилитационно-оздоровительном центре также активно работает клуб психологической поддержки родителей «Доверие», целью деятельности которого является повышение уровня компетентности родителей в формировании особых (специальных) условий семейного коррекционно-развивающего воспитания, психологическая поддержка семьи с особым ребёнком.

В настоящее время, актуализируется такое направление подготовки будущих социальных педагогов, как госпитальная школа. В 2019 году усилиями специалистов федерального проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» (флагманская площадка проекта в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии (НМИЦ ДГОИ) имени Дмитрия Рогачева) и Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей (Центр психолого-педагогической помощи в педиатрии под руководством С.Б. Лазуренко) были подготовлены и утверждены Минздравом России и Минпросвещения России «Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут посещать по состоянию здоровья образовательные организации» [4].

Данное направление социально-педагогической, психологической, педагогической поддержки детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарных учреждениях (более двадцати одного дня), относительно мало реализованное в процессе практической подготовки будущих социальных педагогов.

На базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» в 2023 году была разработана и апробирована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях госпитального обучения», направленная на совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области реализации психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях госпитального обучения. Программа включала три модуля, связанные с правовым обеспечением психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях госпитального обучения, психологическими особенностями детей, находящихся на длительном медицинском стационарном лечении и специалистов, сопровождающих ребенка в условиях госпитального обучения.

Выводы. Таким образом, рассмотрение проблемы подготовки будущего социального педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья тесно связано с процессом организации учебных и производственных практик педагогическим вузом, их содержанием.

Анализ реализуемой в педагогическом вузе практической подготовки будущих социальных педагогов, позволяет сделать вывод о том, что наиболее востребованным студентами для исследования остается процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим актуальным, на наш взгляд, будет внесение изменений в содержание практической подготовки будущих социальных педагогов, направленных на формирование их готовности к работе в условиях госпитальной школы.

Литература:

1. Воронцова, М.В. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / М.В. Воронцова, Т.А. Дубровская, B.C. Кукушин; Федеральное агентство по образованию и науке РФ, М-во общ. и проф. образования РФ, Российский гос. соц. Ун-т. - Таганрог: Российский гос. соц. ун-т, 2009. - 290 с.

2. Качесов, В.А. Основы интенсивной самореабилитации / В.А. Качесов. - Москва: Издательская группа «БДЦ-ПРЕСС», 2007. - 174 с.

3. Специальная педагогика / [Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2010. -400 с.

4. Шариков, C.B. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений / C.B. Шариков // Российский журнал детской гематологии и онкологии. - 2015. - №4. - С. 65-73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.