Научная статья на тему 'Подготовка будущего педагога к реализации межпоколенных связей в социальном воспитании подростков'

Подготовка будущего педагога к реализации межпоколенных связей в социальном воспитании подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ СВЯЗИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / GENERATION / INTERGENERATIONAL ASSOCIATIONS / SOCIOCULTURAL MEDIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Евгения Вячеславовна

В статье представлены и проанализированы результаты исследования понимания межпоколенных связей в социальном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future pedagogues training in intergenerational relations realization in teenagers social upbringing

Intergenerational associations in social upbringing research results are presented and analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего педагога к реализации межпоколенных связей в социальном воспитании подростков»

УДК 371

Фокина Евгения Вячеславовна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

fokine@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПОКОЛЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

В статье представлены и проанализированы результаты исследования понимания межпоколенных связей в социальном воспитании.

Ключевые слова: поколение, межпоколенные связи, социокультурная среда.

Входе нашего исследования мы изучали то, как педагоги реализуют межпоколенные связи в социальном воспитании подростков. Для того, чтобы они это делали успешно, необходимо глубокое понимание взрослыми, студентами сущности межпоколенных связей. Чтобы будущие педагоги постигли эту сущность, мы специально рассматриваем с ними понятия «поколение» и «связь».

В Толковом словаре С. Ожегова понятие «поколение» трактуется следующим образом - во-первых, - «это родственники одной степени родства по отношению к общему предку»; во-вторых, - «одновременно живущие люди близкого возраста» [4]. А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами» [1].

Наиболее полно, на наш взгляд, раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько его значений: степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение); сверстников, т.е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время; современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста; отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей; современники как люди, сформировавшиеся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий, и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний [3].

Таким образом, поколение - это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Использование межпоколенных связей в социальном воспитании предполагает анализ сосу-

ществования трех жизненных измерений в педагогической ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения пожилых. Существование и взаимосвязь трех различных времен представляет собой движение вперед, т.е. формирование личности всех участников взаимодействия, развитие объектно-субъектных и субъектно-субъектных отношений и связей. Для нас эта идея имеет принципиальное значение, поскольку, хотя мы исследуем социальное воспитание подростков, однако это воспитание влияет на всех, кто участвует в межпоколенных проектах. Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису. Чтобы избежать последнего, ряд ученых (философы, социологи) обосновывает идею «этики дискурса», т.е. идею о нравственности, делающей своим содержанием проблемы коммуникации. Этика дискурса ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет не просто о помощи старшим, или обучении младших, а о сотрудничестве, партнерстве поколений.

Поколение - это всегда временная категория, а смена поколений - это неизбежный исторический процесс, который обеспечивает передачу информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.

В структуре современной семьи, несмотря на происходящие в России демографические, культурные, социальные, экономические изменения, по-прежнему одним из важнейших компонентом являются межпоколенные связи и отношения. В непосредственном взаимодействии представителей разных поколений в семье (родителей и детей; родителей и прародителей, детей и прародителей) соприкасается индивидуальный жизнен-

© Фокина Е.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

179

ный опыт каждого человека, который пронизан историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в тот или иной период времени. Это соприкосновение опыта разных поколений вызывает определенный личностный резонанс и формирует особые межпоколенные связи и отношения. Эти связи и отношения - сложный и неоднозначный феномен. Сильные связи или зависимости друг от друга представителей разных поколений могут делать их, с одной стороны, более жизнестойкими а, с другой стороны, уязвимыми, беспомощными, неспособными противостоять стрессу, сложной жизненной ситуации. Они могут как усиливать, так и ослаблять индивидуальную систему жизненных ресурсов человека. В одном случае, связь между поколениями необходима для нормального функционирования и развития семьи, общества, так как является важным социально-психологическим фактором их интеграции. В другом случае, например, прогрессивное развитие общества невозможно без отказа от «старого» или замены «старого» на «новое». В современном динамичном обществе довольно часто «новое» (не имеет принципиального значения, в какой сфере) настолько существенно отличается от «старого», что происходит резкий разрыв между поколениями, что может привести к кризисным явлениям, как, например, это происходит в современной российской обществе, да и в семье после известных радикальных событий начала и середины 90-х годов ХХ века.

Теперь рассмотрим понятие «связь». В Толковом словаре В. Даля слово «связь» означает взаимную зависимость, обусловленность, общность или соединенность каких-либо объектов. Связь предполагает передачу и прием информации с помощью каких-либо средств. Слово «передать» означает «отправить, дать», а слово «при-

нять» имеет общее прототипическое значение -согласиться сделать что-то своим, включить что-то в сферу своего владения, влияния, понимания... взять, получить даваемое, передаваемое, сдаваемое; получить в свое ведение [2].

Таким образом, анализ значения этих слов дает возможность определить понятие «межпоколен-ная связь» как показатель общности, взаимной зависимости представителей разных поколений. Межпоколенная связь, как процесс, предполагает передачу опыта одного поколения и принятие этого опыта другим поколением. Отметим, что межпоколенная связь, являясь показателем соединенности разных поколений, предполагает передачу и прием опыта как в направлении от предков к потомкам, так и от потомков к предкам. Эта идея так же имеет для нашего исследования принципиальное значение, поскольку позволяет обеспечить в социальном воспитании взаимовлияние всех его участников.

Проведенное нами исследование показывает, от того, как студенты осваивают сущность меж-поколенных связей, зависит и то, как они будут эти связи реализовывать в специальной социально-педагогической работе с детьми.

Библиографический список

1. Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений // Преемственность поколений как социологическая проблема / сост. Л.Н. Москвичев. - М.: Мысль, 1973. - С. 20-24.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 2005.

3. Кон И. С. Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. -Л.: Наука, 1979. - С. 209.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1995. - 540 с.

180

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.