УДК 371
Фокина Евгения Вячеславовна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
fokine@mail.ru
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПОКОЛЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ
В статье представлены и проанализированы результаты исследования понимания межпоколенных связей в социальном воспитании.
Ключевые слова: поколение, межпоколенные связи, социокультурная среда.
Входе нашего исследования мы изучали то, как педагоги реализуют межпоколенные связи в социальном воспитании подростков. Для того, чтобы они это делали успешно, необходимо глубокое понимание взрослыми, студентами сущности межпоколенных связей. Чтобы будущие педагоги постигли эту сущность, мы специально рассматриваем с ними понятия «поколение» и «связь».
В Толковом словаре С. Ожегова понятие «поколение» трактуется следующим образом - во-первых, - «это родственники одной степени родства по отношению к общему предку»; во-вторых, - «одновременно живущие люди близкого возраста» [4]. А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами» [1].
Наиболее полно, на наш взгляд, раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько его значений: степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение); сверстников, т.е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время; современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста; отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей; современники как люди, сформировавшиеся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий, и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний [3].
Таким образом, поколение - это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.
Использование межпоколенных связей в социальном воспитании предполагает анализ сосу-
ществования трех жизненных измерений в педагогической ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения пожилых. Существование и взаимосвязь трех различных времен представляет собой движение вперед, т.е. формирование личности всех участников взаимодействия, развитие объектно-субъектных и субъектно-субъектных отношений и связей. Для нас эта идея имеет принципиальное значение, поскольку, хотя мы исследуем социальное воспитание подростков, однако это воспитание влияет на всех, кто участвует в межпоколенных проектах. Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису. Чтобы избежать последнего, ряд ученых (философы, социологи) обосновывает идею «этики дискурса», т.е. идею о нравственности, делающей своим содержанием проблемы коммуникации. Этика дискурса ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет не просто о помощи старшим, или обучении младших, а о сотрудничестве, партнерстве поколений.
Поколение - это всегда временная категория, а смена поколений - это неизбежный исторический процесс, который обеспечивает передачу информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.
В структуре современной семьи, несмотря на происходящие в России демографические, культурные, социальные, экономические изменения, по-прежнему одним из важнейших компонентом являются межпоколенные связи и отношения. В непосредственном взаимодействии представителей разных поколений в семье (родителей и детей; родителей и прародителей, детей и прародителей) соприкасается индивидуальный жизнен-
© Фокина Е.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
179
ный опыт каждого человека, который пронизан историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в тот или иной период времени. Это соприкосновение опыта разных поколений вызывает определенный личностный резонанс и формирует особые межпоколенные связи и отношения. Эти связи и отношения - сложный и неоднозначный феномен. Сильные связи или зависимости друг от друга представителей разных поколений могут делать их, с одной стороны, более жизнестойкими а, с другой стороны, уязвимыми, беспомощными, неспособными противостоять стрессу, сложной жизненной ситуации. Они могут как усиливать, так и ослаблять индивидуальную систему жизненных ресурсов человека. В одном случае, связь между поколениями необходима для нормального функционирования и развития семьи, общества, так как является важным социально-психологическим фактором их интеграции. В другом случае, например, прогрессивное развитие общества невозможно без отказа от «старого» или замены «старого» на «новое». В современном динамичном обществе довольно часто «новое» (не имеет принципиального значения, в какой сфере) настолько существенно отличается от «старого», что происходит резкий разрыв между поколениями, что может привести к кризисным явлениям, как, например, это происходит в современной российской обществе, да и в семье после известных радикальных событий начала и середины 90-х годов ХХ века.
Теперь рассмотрим понятие «связь». В Толковом словаре В. Даля слово «связь» означает взаимную зависимость, обусловленность, общность или соединенность каких-либо объектов. Связь предполагает передачу и прием информации с помощью каких-либо средств. Слово «передать» означает «отправить, дать», а слово «при-
нять» имеет общее прототипическое значение -согласиться сделать что-то своим, включить что-то в сферу своего владения, влияния, понимания... взять, получить даваемое, передаваемое, сдаваемое; получить в свое ведение [2].
Таким образом, анализ значения этих слов дает возможность определить понятие «межпоколен-ная связь» как показатель общности, взаимной зависимости представителей разных поколений. Межпоколенная связь, как процесс, предполагает передачу опыта одного поколения и принятие этого опыта другим поколением. Отметим, что межпоколенная связь, являясь показателем соединенности разных поколений, предполагает передачу и прием опыта как в направлении от предков к потомкам, так и от потомков к предкам. Эта идея так же имеет для нашего исследования принципиальное значение, поскольку позволяет обеспечить в социальном воспитании взаимовлияние всех его участников.
Проведенное нами исследование показывает, от того, как студенты осваивают сущность меж-поколенных связей, зависит и то, как они будут эти связи реализовывать в специальной социально-педагогической работе с детьми.
Библиографический список
1. Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений // Преемственность поколений как социологическая проблема / сост. Л.Н. Москвичев. - М.: Мысль, 1973. - С. 20-24.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 2005.
3. Кон И. С. Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. -Л.: Наука, 1979. - С. 209.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1995. - 540 с.
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18