ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
УДК 159.95
Сапоровская Мария Вячеславовна
кандидат психологических наук, доцент, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
sozpsi@mail.ru
МЕЖПОКОЛЕННАЯ ТРАНГЕНЕРАЦИЯ ПАТТЕРНОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ГРУППЕ
В статье обсуждаются методологические, теоретические и эмпирические аспекты изучения механизмов межпоколенной трансгенерации в семейной группе. Обоснована необходимость изучения заявленной проблематики в рамках социально-психологической науки. Представлены результаты исследования совладающего поведения членов семьи в контексте проблемы межпоколенной трансгенерации. Опыт трудных жизненных ситуаций и совладающего поведения прародителей и родителей рассматривается как функциональная модель со-владания с трудными жизненными ситуациями в старшем подростковом возрасте.
Ключевые слова: межпоколенная связь, трансгенерация паттернов, межпоколенное воспроизводство, преемственность, подражание, идентификация, усвоение.
Не смотря на демографические, культурные, социальные, экономические изменения современного общества, в структуре российской семьи по-прежнему важнейшим ее компонентом являются межпоколен-ные связи и отношения.
Межпоколенная связь - это сложный и весьма неоднозначный феномен. Сильная связь или зависимость друг от друга представителей разных поколений может делать их как более жизнестойкими, так и, наоборот, уязвимыми, беспомощными, не способными эффективно противостоять стрессу. Эта связь может, как усиливать, так и ослаблять индивидуальную систему ресурсов человека.
Бесспорно, связь между поколениями необходима для оптимального развития общества, т.к. является важнейшим фактором его интеграции. Очевидно и то, что прогрессивное развитие общества невозможно без отказа или замены «старого» на «новое». И нередко необходимое «новое» (не имеет принципиального значения, в какой сфере) столь существенно отличается от «прежнего», что происходит резкий разрыв между поколениями, а их субъкультуры становятся контркультурами. Эти факты объясняют необходимость многомерного изучения феномена меж-поколенной связи и механизмов ее функционирования.
Одним из факторов, определяющих актуальность проблемы межпоколенной связи и трансгенерации, является отсутствие четкого понятий-
ного аппарата в данном предметном поле, недостаточная терминологическая дифференциация, необходимость определения и соотнесения таких понятий, как: межпоколенная связь, трансгенерация, воспроизводство, преемственность. Часто эти термины используются как синонимы. Тщательный анализ их смысловых значений позволил определить и соотнести рабочие понятия (рис. 1).
Межпоколенная связь как процесс, предполагает передачу опыта одного поколения и принятие этого опыта другим поколением. Однако в данном случае нет указания на направленность этого процесса. Трансгенерация, являясь разновидностью межпоколенной связи, указывает на его направленность, и предполагает передачу и принятие опыта в направлении от предков к потомкам
Выделяется и другой вид межпоколенной связи, который предполагает процесс передачи и принятие опыта в направлении от потомков к предкам. Например, этот процесс является преобладающим в префигуративной культуре, когда старшее поколение учится у младшего, и обусловлено это высокими темпами научно-технического прогресса (М. Мид).
Межпоколенная трансгенерация более характерна для постфигуративных культур и предполагает формирование и развитие нового опыта потомков на основе предшествующего и передающегося из поколения в поколение опыта предков.
Следует отметить, что опыт потомков, в целом, не повторяет, не дублирует опыта предков,
Межпоколенная съя:ь
как процесс, предполагает передачу опыта одного поколения и принятие этого опыта другим поколением
л Л
/ \ Трапсгеперация («социальное наследование») Передача и принятие опыта в направлении от предков к потомкам ш Передача и принятие опыта в направлении от потомков к предкам
Рис. 1. Структурные компоненты межпоколенной связи
а лишь имеет с ним сходные элементы. Здесь имеется в виду определенная степень сходства, которая зависит от того, по какому типу осуществляется трансгенерация - по типу Воспроизводства или по типу Преемственности
Анализ лексических компонентов, указывающих на специфику каждого понятия, позволяет дать им следующие определения.
Межпоколенное Воспроизводство - это процесс, предполагающий воссоздание, повторение потомками элементов опыта предков. Преемственность поколений - это передача и усвоение потомками опыта предков. При этом собственный опыт потомков не повторяет (не дублирует) опыт предшественников, но содержит не-
которые его наиболее ценные и полезные элементы.
Эта проблематика, безусловно, привлекает внимание и в контексте психологии совладающе-го поведения, а конкретно в аспекте динамики и факторов его развития
В логике наших рассуждений под процессом межпоколенной трансгенерации паттернов копинга мы понимаем формирование и развитие у потомков опыта совладающего поведения на основе передачи и принятия опыта совлада-ния их предков (главным образом, родителей и прародителей).
Трансгенерация паттернов копинга в онтогенезе осуществляется и по типу межпоколенного
V Восприятие \ •Восприятие потомками опыта предков, которое включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому и не исчерпывается содержанием представлений '
V Осмысление •Осмысление опыта предков, направлено на раскрытие его смыслового содержания и проникновение в него. Осмысление опыта включает в себя все мыслительные процессы, которые позволяют раскрыть предметное содержание знания, полученного на основе опыта предков, в его многосторонних взаимосвязях. ;
Ьч А
\/ Закрепление •Закрепление опыта предков предполагает его воспроизведение в опыт& потомков, но в процессе воспоризведения происходит повторная проработка, осмысливание и нередко переосмысление опыта предков на предмет его ценности и пользы для последующих поколений, живущих в другом историческом и социальном контексте >
кч А
V" Овладение •Овладение осмысленным опытом предков предполагает его включение , интеграцию в непосредственный жизненный контекст потомков, в котором он (опыт предков) обретает иные качества, но сохраняет некоторые его наиболее ценные и полезные элементы
V7
Рис. 2. Структурные компоненты процесса усвоения, лежащие в основе межпоколенной преемственности
воспроизводства, и по типу межпоколенной преемственности.
В основе межпоколенного воспроизводства лежат психологические механизмы подражания и идентификации, которые обеспечивают повторение различных паттернов копинга предков в опыте потомков.
В основе межпоколенной преемственности лежит процесс усвоения, состоящий из взаимосвязанных компонентов: осмысленного восприятия, прочного закрепления и овладения опытом, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя (рис. 2).
Следует особенно подчеркнуть, что процесс межпоколенной преемственности является двусторонним и социальным по своему существу процессом передачи предками опыта своего поколения и усвоения потомками опыта предшественников. Отмеченные характеристики (двусто-ронность и социальность) этого процесса указывают на то, что предок передает свой опыт, который определенным образом им переработан и осмыслен. В процессе переработки и осмысления собственного опыта формирует отношение субъекта к нему. Таким образом, межпоко-ленная трансляция опыта предков неотъемлемо включает в себя демонстрацию отношения субъектов к собственному опыту. Примером в данном случае могут служить следующие высказывания: «Я много работал и много добился в жизни» - «Я всю жизнь много работал, но все это было зря»; «Я всегда прислушивался к мнению своих родителей, и это мне поддерживало» -«Я всегда прислушивался к мнению своих родителей, но, к сожалению, это мешало мне принимать правильные решения в жизни» и т.д.
Из этой логики становится очевидным, что то, как опыт воспринимается, осмысливается и оце-
нивается потомками, существенно зависит от того, как он подается и оценивается предками.
С позиции эмпирического исследования такое понимание изучаемых конструктов в первую очередь ставит проблему их операционализции и поиска методических приемов их изучения. Попытка решения данной проблемы была предпринята в исследовании, целью которого являлось изучение фактов и закономерностей меж-поколенного воспроизводства подростками опыта совладающего поведения прародителей и родителей (Е.А. Горелова, М.В. Сапоровская, 2010).
В качестве эмпирического эквивалент интересующего нас конструкта мы рассматривали совпадение характеристик совладания в опыте прародителей, родителей и детей.
Характеристиками копинга для нас являлись трудные жизненные ситуации, представленные в опыте членов семьи трех поколений, а так же предпочитаемые ими копинг-стратегии.
Для решения исследовательских задач был использован Репертуарный тест ролевых конструктов (Д. Келли), модифицированный нами в соответствии с целью исследования (Е.А. Горелова, М.В. Сапоровская, 2010).
В репертуарных решетках в качестве объектов представлены: Сам респондент, его Прародители (бабушка / дедушка) и Родители (мать/отец). Конструктами репертуарных решеток являлись способы совладания, представленные в опроснике «Юношеская копинг-шкала» (ЮКШ) (Э. Фрайденберг, Р Льюис, адаптация Т. Л. Крюковой, 2004) и трудные (стрессовые) ситуации типичные для подросткового возраста (С.А. Хазова, К.Н. Попова, 2008).
Общее количество трудных жизненных ситуаций (ТЖС), включенных в репертуарную решетку составляло 20 позиций. Факты межпоколенного повторения установлены в 13 случаях, что составляет 65% от общего числа представленных
ситуаций (рис. 3). В 55% случаев опыт респонде-тов совпадает с опытом ТЖС матери, 40% совпадений с опытом ТЖС отца, 20% совпадений с опытом ТЖС бабушки и 0 совпадений с опытом ТЖС деда. Это говорит о том, что женский опыт ТЖС воспроизводиться чаще, чем мужской, не зависимо от пола подростков, а их восприимчивость к опыту ТЖС прародителей низкая.
Закономерным является то, что целый ряд ТЖС представлен в опыте только одного поколения, главным образом поколения «детей», а именно: ссора с родителями; неуспеваемость в школе; ссора или развод родителей; конфликты с учителями; переход в другую школу или смена класса; участие в спортивных или общешкольных мероприятиях; кошмарное сновидение. Вполне возможно, что этот факт можно рассматривать как дескриптор тех изменений, которые происходят в жизни людей под влиянием временного фактора.
При исследовании копинг-поведения мы в первую очередь отследили те стратегии копин-га, которые представлены в опыте трех поколений членов семьи, это: Стремление принадлежать и Поиск духовной опоры (табл. 1).
Опыт использования этих копинг-стратегий воссоздается по женской линии, при этом частота совпадений в межпоколенной динамике увеличивается. Эта закономерность характерна как для девушек, так и для юношей.
Ряд копинг-стратегий (Фокусирование на решении проблемы; Упорная работа и достижения; Ставка на близких друзей; Разрядка) воспроизводятся как из материнского, так и из отцовского опыта.
Стратегия Поиск общественной поддержки и Беспокойство (стремление поделиться своей проблемой с другими людьми, заручиться их поддержкой, одобрением, советами) воспроизводиться испытуемыми только из материнского опыта совладающего поведения.
Опыт использования стратегий Общественные действия, Обращение за помощью к профессионалу, Стремление отвлечься и отдохнуть воспроизводится только по отцовской линии,
Из опыта совладающего поведения бабушек передается копинг-стратегия Игнорирование проблемы.
В целом следует отметить, что к влиянию меж-поколенного фактора более чувствительным оказывается опыт совладающего поведения, чем опыт столкновения с трудными жизненными ситуациями, что довольно закономерно, так как содержательный компонент ситуационной детерминанты совладающего поведения сенситивен к влиянию временного фактора.
В заключении следует отметить, что полученные в результаты еще нуждаются в глубоком осмыслении и анализе. Однако они указывают на
Таблица1
Копинг-стратегии, используемые подростками в ТЖС Квантили
3 (50%-75%) 4 (75%-100%)
Мать Отец Бабуш- ка Дедуш ка Мать Отец Бабуш ка
Стремление принадлежать 50% 83%
Поиски духовной опоры 71% 86%
Фокусирование на решении проблемы 73% 62%
Упорная работа и достижения 72% 67%
Ставка на близких друзей 62% 54%
Разрядка 58% 50%
Поиски общественной поддержки 75%
Беспокойство 52%
Общественные действия 50%
Обращение за помощью к профессионалу 66% 83%
Стремление отвлечься и отдохнуть 59%
Игнорирование проблемы 50%
возможности и перспективность эмпирического исследования фактов межпоколенной трангене-рации в семье и ее закономерностей.
Библиографический список
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: АСТ, Астрель, 2008.
2. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, Оникс, 2010.
4. СапоровскаяМ.В. Теория и практика исследования межпоколенной связи в семейном контексте // Психологические исследования: электрон. научн. журн. - 2009. - №»3. - П^: http:psystundy.ru.
5. Сапоровская М.В. Межпоколенная трансгенерация паттернов совладающего поведения // Психология совладающего поведения: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 2325 сент. 2010 г. В 2-х ч. Ч. 1 / Отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - С. 276-279.
УДК 159.95
Кучина Зульфия Бурхоновна
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
uoo@ksu.edu.ru
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ЭКЗАМЕНАХ РАЗНОГО ТИПА
Статья посвящена описанию проведенного исследования разнотипных экзаменационных стрессов и психо-лого-акмеологических особенностей совладающего поведения студентов университета на примере академического (устного) экзамена и компьютерного тестирования. Приводятся специфика стрессогенности экзаменов разного типа, доминирующие стратегии совладающего поведения у студентов в период экзаменов, в зависимости от диспозиционного фактора, результаты исследования взаимосвязи академической успешности на экзамене и продуктивности совладания.
Ключевые слова: специфика стрессогенности экзаменов, стратегии совладающего поведения, академическая успешность.
Современный человек каждый день сталкивается с целым рядом стрессогенных ситуаций, поэтому вырастает нагрузка на механизмы, позволяющие разрешать проблемные ситуации, предвосхищать их возникновение и снимать психическое напряжение, возникающее в результате воздействия различных стрессоров. Исследованием психологических аспектов стресса, трудной жизненной ситуации в разное время занимались Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, А.Б. Леонова, Б.Д. Карвасарский, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, А.Г. Маклаков, Н. Хаан и другие авторы, которые реализовали различные подходы к его изучению.
Однако многие авторы подчеркивают, что стресс может служить толчком к психосоциальному развитию субъекта, оказывая при этом стимулирующее, мобилизующее, ресурсное влияние (С. Aldwin, S. НоЬВэП, Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Д. Брайт, Ф. Джонс, Т.Л. Крюкова и др.).
Процесс обучения в университете рассматривается с учетом преемственности стадий раз-
вития личности и тех психологических новообразований, которые появляются у студентов в ходе данной деятельности. Экзаменационная процедура в вузе, преодоление студентами экзаменационного стресса, способствует эффективному саморазвитию личности студента, его профессиональному становлению.
Экзамен - это существенный стресс для студентов, неоднозначно трудная жизненная ситуация, связанная с оценкой их достижений, напрямую влияющая на самооценку и шире - Я-кон-цепцию (Р. Бернс). Именно оценка, полученная субъектом на экзамене, оказывает многостороннее влияние на его психическое состояние, умственную деятельность, мотивационную сферу, личность в целом и её развитие, так как имеет мощную воспитательную и самовоспитательную функцию (Б.Г. Ананьев).
Таким образом, экзаменационный стресс рассматривается как стресс коммуникативный и информационный по природе, тесно связанный с изменениями самооценки. Согласно исследовани-