Научная статья на тему 'Использование потенциалов межпоколенных связей в социальном воспитании'

Использование потенциалов межпоколенных связей в социальном воспитании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
405
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / СВЯЗЬ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ СВЯЗИ / ПОТЕНЦИАЛЫ / GENERATION / RELATION / CROSS-GENERATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фокина Евгения Вячеславовна

В статье анализируются возможности использования потенциалов межпоколенных связей в социальном воспитании. Дается определение основных понятий, раскрыты особенности межпоколенных отношений в современной российской семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of usage of cross-generational relations in social ubringing are analyzed in the article. The definition of main notions is given, the peculiarities of crossgenerational relations in the modern Russian family are revealed.

Текст научной работы на тему «Использование потенциалов межпоколенных связей в социальном воспитании»

7. Померанц Г. С. Дороги духа и зигзаги истории. - М., 2008.

8. Эйдман И.В. Прорыв в будущее: социология интернет-революции. - М., 2007.

УДК 37

9. Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Мат. междунар. научно-практ. конф. - Казань: КГУ, 2000.

Фокина Евгения Вячеславовна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

fokine@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛОВ МЕЖПОКОЛЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

В статье анализируются возможности использования потенциалов межпоколенных связей в социальном воспитании. Дается определение основных понятий, раскрыты особенности межпоколенных отношений в современной российской семье.

Ключевые слова: поколение, связь, межпоколенные связи, потенциалы.

В «Толковом словаре» С. Ожегова понятие «поколение» трактуется следующим образом - во-первых, - «это родственники одной степени родства по отношению к общему предку»; во-вторых, - «одновременно живущие люди близкого возраста» [4]. А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами» [1].

Наиболее полно, на наш взгляд, раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько его значений: степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение); сверстников, т.е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время; современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста; отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей; современники как люди, сформировавшиеся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий, и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний [3].

Таким образом, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Использование межпоколенческого подхода в социальном воспитании предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в педагогической ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения пожилых. Существование и взаимосвязь трех различных времен представляет собой движение вперед, т.е.

формирование личности всех участников взаимодействия, развитие объектно-субъектных и субъектно-субъектных отношений и связей.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Чтобы избежать этих крайностей ученые (философы, социологи) обосновали идею «этики дискурса», т.е. идею о нравственности, делающей своим содержанием проблемы коммуникации. Этика дискурса ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет не о помощи старшим, либо обучении младших, а о сотрудничестве.

Поколение - это временная категория, а смена поколений - это исторический процесс, который обеспечивает передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.

В структуре современной семьи, несмотря на демографические, культурные, социальные, экономические изменения, по-прежнему важнейшим компонентом являются межпоколенные связи и отношения. В непосредственном взаимодействии представителей разных поколений в семье (родителей и детей; родителей и прародителей, детей и прародителей) соприкасается индивидуальный жизненный опыт каждого человека, который пронизан историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в тот или иной период времени. Это соприкосновение опыта разных поколений вызывает определенный резонанс.

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Фокина Е.В., 2010

Межпоколенные связи и отношения - это сложный и неоднозначный феномен. Сильные связи или зависимости друг от друга представителей разных поколений могут делать их, с одной стороны, более жизнестойкими а, с другой стороны, уязвимыми, беспомощными, неспособными противостоять стрессу. Они могут как усиливать, так и ослаблять индивидуальную систему жизненных ресурсов человека. В одном случае, связь между поколениями необходима для нормального функционирования и развития общества, так как является важным социально-психологическим фактором его интеграции. В другом случае, прогрессивное развитие общества невозможно без отказа от «старого» или замены «старого» на «новое». В современном динамичном мире довольно часто «новое» (не имеет принципиального значения, в какой сфере) настолько существенно отличается от «старого», что происходит резкий разрыв между поколениями, что может привести к кризисным явлениям, как, например, это происходит в современной российской семье.

В Толковом словаре В. Даля слово «связь» означает взаимную зависимость, обусловленность, общность или соединенность каких-либо объектов. Связь предполагает передачу и прием информации с помощью каких-либо средств. Слово «передать» означает «отправить, дать», а слово «принять» имеет общее прототипическое значение -согласиться сделать что-то своим, включить что-то в сферу своего владения, влияния, понимания... взять, получить даваемое, передаваемое, сдаваемое; получить в свое ведение. [4]

Таким образом, анализ значения этих слов дает возможность определить понятие «межпоколен-ная связь» как показатель общности, взаимной зависимости представителей разных поколений. Межпоколенная связь, как процесс, предполагает передачу опыта одного поколения и принятие этого опыта другим поколением. Отметим, что меж-поколенная связь, являясь показателем соединенности, общности разных поколений, предполагает передачу и прием опыта как в направлении от предков к потомкам, так и от потомков к предкам.

В настоящее время происходят радикальные изменения в социально-экономической жизни страны. Представители старших поколений полностью отдают себя работе, пытаясь экономически обеспечить свои семьи. В этой связи возникает такая важная проблема социального воспита-

ния, как снижение воспитательной функции семьи. Стремление молодых семей жить отдельно приводит и к физическому дистанцированию представителей разных поколений.

Помощь, оказываемая старшими члена семьи ее молодым членам весьма многообразна. Она выражается в уходе и заботе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи молодым людям трудно переоценить. Это и преимущества индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Однако при совместном проживании между представителями молодого и старшего поколения довольно часто возникает непонимание друг друга. Причинами этого непонимания становятся различная оценка новых социально-экономических и политических реалий в стране, разногласия во взглядах на современную жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение считает представителей старшего поколения носителями идей прошлого, отказывается от их ориентиров в жизни, перестает считаться с их авторитетом в семье. Это ведет к напряжению во взаимоотношениях в семье, с которой подавляющее большинство представителей старшего поколения связывает жизненное благополучие и стабильность. В идеале, решение конфликта поколений должно происходить на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это происходить не часто. Вместо уважения, заботы старшее поколение испытывает унижение достоинства, невнимание и как результат, оно стремиться оградиться от конфликтных взаимоотношений. Поэтому пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.

Кроме этих, субъективных, причин, существуют и объективные причины одинокого проживания пожилых россиян, которые можно разделить по следующим основаниям.

По полу. Пожилых российских женщин больше чем мужчин. По данным 2010 года средняя продолжительность женщин в России 72 года, мужчин - примерно 60 лет. И пока перспективы увеличения продолжительности жизни мужчин неутешительные. В силу этих причин число одиноких пожилых россиянок, живущих отдельно, будет так же увеличиваться.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

121

По семейному положению. Только один из 20 пожилых россиян не был женат или не выходил замуж. Такая пропорция и среди тех, кто был разведен. В 65 лет только 25% пожилых женщин живут с супругом, 65% являются вдовами. Причем с годами этот процент увеличивается. Например, 90% женщин в возрасте 75-79 лет являются вдовами. А это все одинокие пожилые женщины.

По связям с детьми. В противовес распространенному мнению, что одинокие пожилые люди часто бывают покинутыми своими детьми, все же большинство из них имеет частые контакты. По нашим данным, три человека из пяти, кто живет один, имеет телефонные разговоры или личные контакты, по крайней мере, один раз в неделю. 28% видят друг другом ежедневно. 67% опрошенных пожилых отмечают, что их дети могут приехать в ним в критические моменты.

Несмотря на это, отдельное проживание пожилых и молодых людей может привести к увеличению уязвимости этой социальной группы населения, особенно женщин, а так же тех, кому за 80 лет. Эти одинокие пожилые россиянки могут рассчитывать на государственные услуги социальных служб и программ, оплачиваемую социально-медицинскую помощь и волонтерскую работу. Но важнее заполнит брешь в связях между поколениями, активно используя потенциалы межпоколенных связей.

С помощью межпоколенного подхода представители разных поколений начинают общаться и взаимодействовать, делиться своими талантами и опытом, помогать друг другу в деятельности, которая является полезной как для совместно действующих, так и обществу в целом.

Теоретический анализ проблемы позволил выделить следующие потенциалы межпоколен-ных связей в социальном воспитании. Используя межпоколенный подход, можно: разрушить сложившиеся стереотипы о молодых и пожилых; развить уважение к богатому культурному наследию, традициям и истории разных поколений; содействовать пониманию духовных ценностей другого поколения, уважению людей на всех возрастных этапах жизни; помочь потенциалу одного поколения удовлетворить потребности другого; предоставить возможность для взаимодействия людям, занимающим различные позиции в обществе, имеющим разный возраст и опыт; обучать людей для того, чтобы решать проблемы разных поколений, через взаимодействие и объе-

динение ресурсов; предотвратить возрастную сегрегацию в обществе; повысить осведомленность общества о проблемах, которые затрагивают и волнуют как молодых, так и пожилых; объединить и актуализировать вопросы социальной политики, которые касаются всех поколений; заполнить брешь в социальных службах на местном (общинном) уровне для таких категорий граждан как инвалиды, немощные пожилые, молодые люди из группы риска; создать партнерские отношения между людьми, которые обычно не взаимодействуют.

Анализ межпоколенных программ и проектов, существующих в России и за рубежом позволяет выделить следующие их основные направления: образовательные; оздоровительные; профилактика правонарушений и правовая защита; ликвидация социальной изолированности; охрана окружающей среды; социальная помощь и поддержка; помощь в обеспечении независимой жизни; укрепление межсемейных отношений; улучшение отношений в социуме.

Все программы и проекты организуют взаимодействие представителей разных поколений: дошкольников, школьников, юношества, молодежи, представителей среднего поколения и пожилых. Каждое поколение получает пользу от взаимодействия, но большинство программ организованы так, что одно поколение предоставляет свои услуги, а другое ими пользуется. Например, пожилые люди выступают в роли наставников молодых, или молодые люди посещают немощных стариков в стационарных учреждениях для пожилых. В других случаях и пожилые и молодые работают, взаимодействуют вместе и предоставляют услуги всему социуму. В некоторых случаях молодые и пожилые взаимодействуют так, что польза взаимная. Например, когда дошкольники приходят в центры для пожилых и, играя, общаясь с пожилыми, получают удовольствие, радость от этих встреч. Это доставляет удовольствие и пожилым.

Можно выделить и социальные службы, учреждения и организации, которые занимаются организацией и реализацией межпоколенных связей. Это: службы, занимающиеся детьми; школы и другие образовательные учреждения; дневные центры для пожилых; социальные службы длительного пребывания в них пожилых; государственные, муниципальные и, частные социальные службы; молодежные общественные

122

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

организации; общественные организации пожилых людей, родителей, инвалидов; общественные организации культуры; здравоохранения; религиозные организации; группы по интересам; волонтерские группы и организации; органы управления и учреждения бизнеса.

Библиографический список

1. Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений // Преемственность поколе-

УДК 378

ний как социологическая проблема / Сост. Л.Н. Москвичев. - М.: Мысль, 1973. - С. 20-24.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: 2005.

3. Кон И. С. Понятие поколения в современном обществоведении. Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука: Учеб. пособие. - Л.: Наука, 1979. - С. 209.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1995. - 540 с.

Зарубин Евгений Павлович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

vpersona07@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье освещаются современные подходы к социально-профессиональному ориентированию курсантов, воспитанию у них уважительного отношения к своей будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: ориентация, ориентирование, социальное ориентирование, профессиональная ориентация, социально-профессиональное ориентирование.

Социально-экономические преобразования в стране сопровождались разработкой новой военной доктрины, реформированием Вооруженных Сил, потребовали существенных изменений в содержании и методах подготовки высококвалифицированных специалистов для армии и флота. Решение последней задачи напрямую связано с социальным и профессиональным самоопределением юношей и девушек, выбравших военную сферу деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что в отечественной науке вопросы социально-профессиональной ориентации молодежи интенсивно изучались в 60-70-ые годы, когда в поле зрения ученых в контексте мар-ксистко-ленинской методологии оказались проблемы влияния средств массовой информации, социального происхождения, освещались представления молодых людей о мире, их взгляды на отдельные характеристики процесса формирования таких ориентации (X. Дсисс, П. Кенкманн, М. Титма и другие).

В 1980-1990-е годы эта линия получила дальнейшее продолжение в работах многих педагогов (П.Р. Атутов, Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, В.Ф. Сахаров, О. Солатарева, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и другие). В них профессиональное ориентирование рассматривалось как динамичный процесс, связанный с информированием че-

ловека о мире профессий, о соотношении «могу», «хочу», «надо» при выборе конкретной специальности, о самой процедуре выбора в условиях быстро меняющихся жизненных ориентиров.

Ориентация при этом трактуется, как определение своего положения в пространстве; совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование собственного поведения; умение разбираться в окружающей обстановке [3].

Соответственно этому профессиональная ориентация раскрывалась также как процесс осознания индивидом существующих в обществе конкретных видов трудовой деятельности, собственных склонностей и способностей к одному (или нескольким) из них, путей или средств овладения знаниями и умениями, необходимыми для выполнения профессиональных действий.

Все годы второй половины XX века в гражданской и военной педагогике изучались различные аспекты проблемы ориентирования учащихся на военные профессии (А.Н. Вырщиков, М.И. Дьяченко, Г. Д. Луков, В.А. Осипов, В.В. Усманов и другие). Анализ этих работ убеждает в том, что содержание такого ориентирования включало знакомство молодых людей с номенклатурой военных специальностей, развитие выносливости и ловкости, формирование храбрости и наблюдательности, воспитание дисциплинированности, привитие любви к Отечеству, мораль-

© Зарубин Е.П., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.