Научная статья на тему 'Подготовка боевых резервов для красной армии в специальных комсомольско-молодежных формированиях Тамбовской области (1941 – 1943 гг. )'

Подготовка боевых резервов для красной армии в специальных комсомольско-молодежных формированиях Тамбовской области (1941 – 1943 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ РЕЗЕРВЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВСЕВОБУЧ / КОМСОМОЛ / МОЛОДЕЖЬ / ТЫЛ / FIGHTING RESERVES / VSEVOBUCH / KOMSOMOL / YOUTH / HOME FRONT / GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бредихин В. Е.

Рассматриваются вопросы подготовки боевых резервов для Красной армии в Тамбовской области в годы войны и участие в этом местных комсомольских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of Fighting Reserves for Red Army in Special Young Komsomol Organizations in Tambov Region (1941-1943)

Matters of training fighting reserves for Red Army in Tambov region in the war years and participation of local Komsomol organizations in it are considered/

Текст научной работы на тему «Подготовка боевых резервов для красной армии в специальных комсомольско-молодежных формированиях Тамбовской области (1941 – 1943 гг. )»

УДК 940.53 ББК Т3(2) 722

ПОДГОТОВКА БОЕВЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЕЖНЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1941 - 1943 гг.)

Бредихин В.Е.

Кафедра истории и философии ТГТУ

Представлена профессором А.А. Слезиным и членом редколлегии профессором В. И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: боевые резервы; Великая Отечественная война; всевобуч; комсомол; молодежь; тыл.

Аннотация: Рассматриваются вопросы подготовки боевых резервов для Красной армии в Тамбовской области в годы войны и участие в этом местных комсомольских организаций.

С первых дней войны, в целях подготовки боевых резервов для армии и обучения населения основам гражданской обороны, ВЛКСМ вместе с государственными и партийными органами развернул работу по военному обучению молодежи. 23 июня 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мероприятиях по военной работе в комсомоле», в котором потребовал от членов союза быть готовыми с оружием в руках сражаться с врагом [1]. В соответствии с этим постановлением Тамбовский обком ВЛКСМ 24 июня 1941 г. принял решение о введении обязательной военной подготовки молодежи [2]. В директиве райкомам ВЛКСМ от 18 июля 1941 г. указывалось, что «...комсомольцы должны быть инициаторами вступления молодежи в народное ополчение. Каждый комсомолец обязан овладеть в ближайшее время одной из военных специальностей... Горкомы и райкомы ВЛКСМ... должны немедленно организовать массовую подготовку снайперов, пулеметчиков, стрелков... Необходимо... организовать подготовку инструкторов по военному обучению..., организовать противовоздушную оборону фабрик, заводов...». Для реализации этих указаний в тот же день на заседании бюро обкома ВЛКСМ было принято два постановления. В первом говорилось об участии комсомольских организаций в подготовке населения к ПВО. Согласно ему райкомы и горкомы ВЛКСМ должны были выявить всех комсомольцев, имевших значки ПВХО (противовоздушной и химической обороны) II ступени и направить их для работы инструкторами ПВХО в организации Осоавиахима. Следовало также направить 2050 комсомольцев в школу ПВХО Осоавиахима для подготовки инструкторов ПВХО и всех комсомольцев привлечь по месту жительства к участию в ПВХО. Согласно второму постановлению райкомы и горкомы ВЛКСМ должны были совместно с организациями Осоавиахима не позднее 25 июля 1941 г. направить в Тамбовский аэроклуб для его укомплектования 260 человек из числа комсомольцев и молодежи. Требования: возраст 18-24 года, образование не ниже

7 классов [3. Л. 166-167, 192-196].

С началом войны в городах и районах области комсомольские организации приняли участие в создании и комплектовании кружков и групп по подготовке медсестер и санитаров, пожарных команд, в обучении населения основам ПВХО.

Райкомы и горкомы ВЛКСМ были ответственны за вовлечение комсомольцев и молодежи в систему военного обучения и осуществление контроля за ним. К августу 1941 г. в области было подготовлено 250 молодых связистов, 4000 инструкторов ПВХО, свыше 700 медсестер и 2300 сандружинниц [4].

17 сентября 1941 г. на бюро обкома ВЛКСМ был рассмотрен вопрос об участии комсомольских организаций области в выполнении постановления Государственного Комитета Обороны «О всеобщем обучении военному делу граждан СССР» (по стодесятичасовой программе подготовки). Было принято решение, в котором, в частности, указывалось, что райкомы и горкомы ВЛКСМ должны развернуть пропагандистскую работу по разъяснению этого постановления населению, помочь военкоматам учесть всех граждан мужского пола, подлежащих военному обучению, оказывать практическую помощь командно-политическому составу, выступать перед молодежью с докладами на военные и политические темы, организовать изготовление учебных пособий, создать на предприятиях, в учреждениях, колхозах, городах и районах военные кабинеты и т. д. В горкомах и райкомах ВЛКСМ вводилась должность секретаря по военной работе, на которую назначались лица из числа активистов, знающих военное дело [5. Л. 6-8].

19 сентября 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление об участии комсомольских организаций во всеобщем военном обучении граждан (всевобуче), и с 1 октября занятия по этой системе начались в Тамбовской области [2]. Организации всевобуча представляли собой военизированные формирования. Граждане, проходившие в них обучение, назывались бойцами и на время учебы сводились в подразделения (роты, взводы, отделения). Обучением занимались инструкторы, подбор которых происходил при участии райкомов и горкомов ВЛКСМ. 4 октября 1941 г. в подразделениях всевобуча Тамбовской области была введена должность заместителя политрука, в чьи обязанности входила учебно-воспитательная работа среди молодых бойцов. На эту должность назначались комсомольские работники [5. Л. 33].

Весь объем работ по организации военного обучения молодежи в системе всевобуча выполнить было непросто, и уже в начале октября 1941 г. обком ВЛКСМ указывал райкомам и горкомам на недостатки в проводимой работе: «...многие РК, ГК, первичные организации до сих пор не приняли реальных мер по оборудованию военно-учебных пунктов, не развернули массово-политическую работу среди молодежи, подлежащей обучению». Райкомы и горкомы ВЛКСМ получили указание закончить оборудование военно-учебных пунктов (ВУПов) к 9 октября и к 10 ноября изготовить силами комсомольцев и молодежи учебные пособия: 2000 макетов винтовок, 3000 болванок гранат, 355 чучел для рукопашного боя и 55 макетов танков [5. Л. 31, 32, 34-36]. Участие комсомольцев во всевобуче в целом по области не могло удовлетворить комсомольское руководство [5. Л. 41-44; 6. Л. 117 об; 7. Л. 23-26, 165-166].

Из-за огромных потерь на фронте армии требовались обученные резервы, в том числе истребители танков, подрывники, минометчики и стрелки (автоматчики, пулеметчики и снайперы). Подготовка этих специалистов в системе всевобуча и стала осуществляться на ВУПах Тамбовской области с ноября 1941 г., но в полном объеме развернулась только с февраля 1942 г., когда, в соответствии с решением ЦК ВЛКСМ, Тамбовским обкомом было принято постановление о создании в области специальных резервных комсомольско-молодежных формирований (постановление от 13 февраля). Согласно ему горкомы и райкомы ВЛКСМ к 22 февраля 1942 г. должны были совместно с военкоматами завершить набор комсомольцев и молодежи в подразделения истребителей танков, автоматчиков, минометчиков, станковых пулеметчиков и снайперов первой очереди и с 25 февраля приступить к занятиям по специальным программам. Резервные комсомоль-

ско-молодежные формирования проходили обучение в системе всевобуча и комплектовались бойцами в возрасте от 17 до 30 лет, прошедшими его стодесятичасовую программу подготовки. Ответственность за материальное и команднополитическое обеспечение возлагалась на райкомы и горкомы ВЛКСМ совместно с органами всевобуча. Были установлены следующие сроки окончания обучения: истребителей танков - 1 мая 1942 г., пулеметчиков, автоматчиков, минометчиков - 15 мая, снайперов - 1 июня. По разверстке полагалось подготовить 885 истребителей танков, 670 автоматчиков, 825 станковых пулеметчиков, 390 минометчиков и 555 снайперов. В ходе обучения бойцов обнаружились крупные недостатки как в работе самих формирований, так и в руководстве ими со стороны горкомов и райкомов ВЛКСМ.

Большинство райкомов не уделяло достаточного внимания подготовке молодежи в комсомольско-молодежных формированиях, не контролировало работу командиров и заместителей политруков. Подбор последних затянулся. На занятия командный состав нередко приходил неподготовленным. В Лысогорском, Покро-во-Марфинском и Алгасовском районах очень плохо было поставлено практическое обучение бойцов, в Туголуковском районе формирования не были созданы даже через месяц после начала занятий. В целом по области дисциплина на занятиях была низкой, в учебных кабинетах часто отсутствовали наглядные пособия, не поддерживалась чистота. В результате к концу срока обучения в комсомольско-молодежных формированиях первой очереди проходило подготовку 649 автоматчиков, 384 станковых пулеметчика, 334 минометчика, 713 истребителей танков и 586 снайперов, то есть всего 2666 человек (в докладной обкома в военный отдел ЦК ВЛКСМ от 26 июня 1942 г. наряд указан в 2080 человек, тогда как по февральской разверстке полагалось подготовить 3325 человек). Из них выдержали испытание 2186 человек, остальные сдали на неудовлетворительно (в Тамбове и Уварове таких насчитывалось среди снайперов 220 человек, среди автоматчиков - 70). Средний процент сдавших испытания составил 95.

На высоком уровне находилась военно-политическая подготовка в комсомольско-молодежных подразделениях Мордовского, Сосновского и Сампурского районов (в последнем районе было подготовлено 183 военных специалиста). Хорошо была налажена работа по подготовке истребителей танков в Уваровском районе (подготовлено 168 человек), где бойцы, кроме всего прочего, совершили два похода в противогазах. Ряд тактических задач решили комсомольско-молодежные подразделения Моршанского района: самоокапывание, маскирование на местности, бой в наступлении и обороне. Однако в организации подготовки военных специалистов имелись и крупные недостатки. Так, при проверке подразделений автоматчиков Жердевского района обнаружилось, что бойцы плохо владеют оружием. Тренировки здесь не проводились, дисциплина не поддерживалась, политруки и заместители политруков существовали только на бумаге.

Качество обучения в целом по области было низким, методика его не отработана: теория преобладала над практикой. При проведении практических занятий часто имела место условность (в Каменском районе и на Тамбовском военноучебном пункте штыковой бой был отработан «рукомаханием»), рабочее время использовалось неэффективно, посещаемость была низкой. Политруки и заместители политруков, в большинстве своем, планов работы не имели, на занятиях по боевой подготовке не присутствовали, их деятельность ограничивалась короткими выступлениями.

С середины мая 1942 г. начались занятия второй очереди комсомольско-молодежных формирований. На этот раз в них разрешили принимать на добровольной основе девушек в возрасте от 18 до 26 лет. Обком ВЛКСМ потребовал от райкомов и горкомов не допускать недостатков, имевших место при подготовке

первой очереди бойцов, особенно обратить внимание на качество обучения и дисциплину. На секретарей горкомов и райкомов была возложена персональная ответственность за формирование и подготовку спецподразделений. Учитывая нехватку учебных пособий в подразделениях первой очереди, бюро обкома ВЛКСМ, отметив тот факт, что многие комсомольские организации прекратили их изготовление для пунктов всевобуча, обязало горкомы и райкомы к 15 мая изготовить 4000 макетов винтовок, 250 чучел для рукопашного боя, 27 макетов танков, 3500 болванок гранат и столько же бутылок с зажигательной смесью. Согласно наряду, в подразделениях второй очереди надлежало подготовить 520 истребителей танков, 760 автоматчиков (в том числе 120 женщин), 330 минометчиков, 320 ручных и 340 станковых пулеметчиков, 920 снайперов (в том числе 390 женщин). Были установлены следующие сроки обучения: для первых трех групп подразделений с 15 мая по 20 июля 1942 г., для ручных пулеметчиков -с 15 мая по 1 августа, для станковых пулеметчиков - с 20 мая по 10 августа и для снайперов - с 10 июня по 1 сентября. К концу июня 1942 г. в формированиях обучалось 680 истребителей танков, 340 минометчиков, 340 ручных и 380 станковых пулеметчиков, 805 автоматчиков (в том числе 120 женщин), 925 снайперов (в том числе 425 женщин), всего 3470 человек (в том числе 980 комсомольцев) [8. Л. 5658, 106-108, 143, 153, 154; 7. Л. 1-3; 9. Л. 18-26].

Набор комсомольцев и молодежи в комсомольско-молодежные подразделения третьей очереди был произведен в конце августа - начале сентября 1942 г. Их обучение продолжалось с 5 сентября по 25 ноября (у бойцов противотанковых ружей (ПТР) - до 10 декабря) того же года. Между районами и городами области было развернуто социалистическое соревнование за лучшую военнополитическую подготовку бойцов всевобуча и специальных комсомольско-молодежных формирований. Победителем стал г. Мичуринск и его горком ВЛКСМ. Хорошо работал комсомольский актив на ВУПах г. Моршанска, Мордовского и Сосновского районов. Среди отстающих были Жердевский и Токарев-ский райкомы комсомола (при этом важным критерием оценки являлась величина комсомольской прослойки среди бойцов). После прохождения проверочных испытаний из спецподразделений третьей очереди было выпущено 580 истребителей танков (средний балл при сдаче испытаний 3,7), 730 автоматчиков (средний балл 3,6), 450 минометчиков (средний балл 3,6), 480 ручных пулеметчиков (средний балл 3,9), 550 станковых пулеметчиков (средний балл 4,0), 640 снайперов (средний балл 3,9), 250 бойцов ПТР (средний балл 3,6). Всего же, вместе с бойцами других подразделений всевобуча, третья очередь дала армии 18746 военных специалистов (задание на их подготовку за 1941- 1942 гг. было перевыполнено на 16 %). В числе лучших по подготовке бойцов обком ВЛКСМ отметил города и районы: Мичуринск и Моршанск, Гавриловский, Избердеевский, Красивский и По-летаевский. В этих городах и районах наряды на подготовку бойцов были выполнены, а хорошая работа командиров подразделений по военному обучению сочеталась с активной политической работой на ВУПах [7. Л. 121, 186 об; 10. Л. 28].

14 февраля 1943 г. бюро обкома ВЛКСМ после соответствующего указания ЦК ВЛКСМ приняло постановление о подготовке четвертой очереди бойцов специальных комсомольско-молодежных формирований. Набор производился из числа граждан 1922 - 1924 года рождения, призыв которых приходился на 1943 г. и, частично, 1925 года рождения, призыв которых был отсрочен до 1 июня. Все кандидаты должны были иметь образование не ниже 4 классов. Были установлены следующие сроки окончания обучения: для истребителей танков, автоматчиков, минометчиков и ручных пулеметчиков - 15 мая, для станковых пулеметчиков - 1 июня, для снайперов, бойцов ПТР и подрывников - 15 июня. Социалистическое соревнование за лучшую подготовку бойцов выиграла Мучкапская комсомольская организация [II. Л. 29, 30; 12. Л. 44 об].

С 25 июля 1943 г. начались занятия пятой очереди бойцов специальных комсомольско-молодежных формирований, которые завершились к 30 ноября. Подготовка осуществлялась в группах автоматчиков, минометчиков, ручных и станковых пулеметчиков, снайперов и бойцов ПТР [12. Л. 2].

8 апреля 1943 г. в соответствии с решением ЦК ВЛКСМ Тамбовский обком ВЛКСМ принял постановление о создании в области специальных комсомольско-молодежных женских подразделений по специальностям стрелков, радистов, телеграфистов и телефонистов. Подразделения проходили подготовку в системе всевобуча и комплектовались девушками в возрасте от 18 до 26 лет с образованием не ниже 7 классов (в группах стрелков не ниже 4 классов). Обучение в этих формированиях началось 1 мая и завершилось 30 октября 1943 г. [II. Л. 65].

Всего за годы войны в Тамбовской области прошло обучение в системе всевобуча 7 очередей допризывников, было подготовлено 135926 военных специалистов - мужчин, 2689 специалистов - женщин и 32805 специалистов - девушек из учащихся 8-10 классов и техникумов [1]. Областная комсомольская организация провела большую работу по изготовлению учебных пособий для подразделений всевобуча, активно участвовала в мобилизации военных специалистов на фронт. Очевидно, что комсомолу приходилось решать серьезные задачи по вовлечению комсомольцев и молодежи в систему военного обучения, по организации военнополитической работы на ВУПах, по обеспечению их материальными ресурсами и, несмотря на крупные недостатки в решении этих задач, основная их часть была выполнена.

Список литературы

1. Ледовских А. Тамбовский комсомол в годы войны // Комсомольское знамя. 1975. 23 апреля.

2. Пирожков Г. Так мужала юность // Комсомольское знамя. 1988. 6 мая.

3. Центр документации новейшей истории Тамбовской области (ЦДНИТО). Ф. 1184. Оп. 1. Д. 527.

4. Горбунов М. Все для фронта, все для победы // Комсомольское знамя. 1975. 15 января.

5. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 528

6. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 564

7. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 561

8. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 562

9. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 581

10 ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 575

11. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 600

12. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 601

Training of Fighting Reserves for Red Army in Special Young Komsomol Organizations in Tambov Region (1941-1943)

V.E. Bredikhin

Department of History and Philosophy, TSTU

Key words and phrases: fighting reserves, Great Patriotic War; vsevobuch; Komsomol; youth; home front.

Abstract: Matters of training fighting reserves for Red Army in Tambov region in the war years and participation of local Komsomol organizations in it are considered/

Vorbereitung von Gefechtsreserven ffir din Rotarmee in den speziellen komsomol-jugendlichen Formationen des Gebiets Tambov

(1941-1943)

Zusammenfassung: Es werden die Fragen der Vorbereitung von Gefechtsreserven fur die Rotarmee im Gebiet Tambov wahrend des Krieges und die Teilnahme der ortlichen Komsomolorganisationen betrachtet.

Formation des reserves de combat pour l’Armee Rouge dans les groupements speciaux des jeunes komsomols de la region de Tambov

(1941-1943)

Resume: Sont examines les problemes de la formation des reserves de combat pour l’Armee Rouge dans les groupements speciaux des jeunes komsomols de la region de Tambov dans les annees de la guerre avec la participation des organisations locales du komsomol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.