Научная статья на тему 'К вопросу о начальном всеобщем военном обучении граждан ЧАССР в годы Великой Отечественной войны'

К вопросу о начальном всеобщем военном обучении граждан ЧАССР в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о начальном всеобщем военном обучении граждан ЧАССР в годы Великой Отечественной войны»

В.И. СОКОЛОВА

К ВОПРОСУ О НАЧАЛЬНОМ ВСЕОБЩЕМ ВОЕННОМ ОБУЧЕНИИ ГРАЖДАН ЧАССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Осуществление плана «Барбаросса» началось на рассвете 22 июня 1941 г. широкими бомбардировками с воздуха крупнейших промышленных и стратегических центров, а также наступлением сухопутных войск Германии и ее союзников по всей европейской границе СССР. 22 июня 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была объявлена мобилизация военнообязанных на территории 14 военных округов страны, в том числе и Московского округа, куда входила Чувашская АССР. Победа требовала мобилизации всех сил народа, исключительной организованности, самоотверженной готовности переносить любые трудности сурового военного времени. Чувашская АССР как тыловой регион участвовала в обеспечении фронта воинами, вооружением и снаряжением, продовольствием.

17 сентября 1941 г. было принято постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» [1]. Оно основывалось на записанной в Конституции СССР обязанности всех граждан защищать свое Отечество. Считая, что каждый гражданин Союза ССР, способный носить оружие, должен быть обучен военному делу, чтобы быть подготовленным с оружием в руках защищать свою Родину, и в целях подготовки для Красной Армии обученных резервов ГКО постановил ввести с 1 октября 1941 г. обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет, которое должно было осуществляться вневойсковым порядком без отрыва лиц, привлеченных к прохождению военного обучения, от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Дни и часы занятий по военной подготовке не должны были нарушать нормального хода работы предприятий и учреждений и не наносить ущерба производству. Обучение следовало проводить по 110-часовой программе, обращая особое внимание на строевую подготовку, овладение винтовкой, пулеметом, минометом и ручной гранатой, противохимическую защиту, рытье окопов и маскировку, а также на тактическую подготовку одиночного бойца и отделения. В качестве инструкторов военного обучения следовало привлекать средний командный и политический состав и младший начсостав запаса, пользующийся отсрочками от призыва по мобилизации, а также наиболее подготовленный рядовой состав старших возрастов, не призванный в армию. В первую очередь к военной подготовке привлекались допризывники 1923 и 1924 гг. рождения и военнообязанные запаса из числа необученных в возрасте до 45 лет. Организация Всевобуча возлагалась на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч), в военных округах, в областных (краевых, республиканских) военкоматах - его отделы, а в городских и районных военкоматах вводилась должность инструктора Всевобуча.

В первый же день войны, получив правительственные телеграммы о мобилизации населения, Чувашский обком ВКП(б) в течение нескольких часов осуществил организацию и подготовку мобилизационных пунктов. Состав призывных комиссий подбирался партийными органами совместно с военкоматами и утверждался на заседаниях бюро райкомов, горкомов ВКП(б). Необходимо было учесть население, подлежащее обучению военному делу, создать учебные подразделения на предприятиях, в учреждениях, МТС и колхозах, подобрать командный состав. Всеобщее военное обучение граждан, подлежащих призыву в ряды действующей армии, облегчало подготовку мобилизованных в армию к ведению боевых действий и в итоге внесло определенную лепту в победу советского народа в Великой Отечественной войне. Хотя постановление ГКО о Всевобуче предусматривало обучение военному делу только мужчин, в его состав добровольно вступали девушки и женщины, изучавшие военное дело, чтобы использовать полученные знания в защите Родины.

Мобилизация населения в Чувашии проходила организованно. Всего за годы войны в системе Всевобуча было проведено семь очередей вневойсковой подготовки граждан. Например, в ЧАССР в период проведения первой очереди, рассчитанной на 4-5 месяцев обучения (осень 1941 - февраль 1942 гг.), было создано 189 учебных пунктов. В них подготовку прошли всего 26722 человека: 7004 призывника 1923 года рождения и 19718 военнообязанных. В итоге был полностью охвачен контингент граждан, подлежащий первоочередному военному обучению. До 1944 г. в Чувашской АССР было проведено 5 очередей Всевобуча [2].

Ценные сведения о деятельности государственных органов по обязательному военному обучению граждан и подготовке специалистов для фронта можно почерпнуть из отчета о работе 6-й очереди начального военного обучения граждан ЧАССР по 110-часовой программе подготовки бойцов-стрелков и комсомольско-молодежных спецподразделений снайперов, ручных пулеметчиков. В январе 1944 г. все ответственные за проведение этого мероприятия руководители республики начали работу по организации начальной военной подготовки в пунктах Всевобуча. К обучению в республике приступили организованно: по программе бойцов-стрелков обучение было начато 15 января 1944 г., по программе снайперов и ручных пулеметчиков - 5 февраля 1944 г. Отбор и комплектование комсомольско-молодежных спецподразделений были проведены в соответствии с решением ЦК ВЛКСМ от 25 декабря 1945 г. Перед началом обучения 6-й очереди была проведена большая подготовительная массовополитическая и организационная работа, которая оказала безусловно положительное влияние на весь ход военного обучения. Накануне открытия учебных пунктов была проведена республиканская радиоперекличка, в которой приняли участие секретарь ОК ВКП(б), заведующий военным отделом ОК ВКП(б), секретарь ОК ВЛКСМ, председатель ЦС Осоавиахима, председатель комитета физкультуры и спорта при СНК ЧАССР, облвоенком и начальник политотдела ОВК. Руководством республики было принято решение о выделении помещений под учебные пункты, обеспечении топливом, освещением и т.д. Подразделения Всевобуча были организованы по территориально-производственному

принципу: на предприятиях, в учреждениях, МТС, колхозах. В сельской местности были открыты 95 учебных пунктов, которые работали с отрывом от производства. Занятия проводились по твердому распорядку дня - по 8 часов рабочего времени в день и 2-3 часа политико-воспитательной работы. В часы полит-массовой работы проводились самоподготовка, дополнительные занятия с отстающими и прием зачетов по пройденным темам. В городах Чебоксары, Ка-наш, Алатырь, Шумерля и в некоторых районах, где имелись промышленные предприятия, обучение проводилось без отрыва от производства по выходным дням по 7-8 часов и 2 дня вечерами по 2-3 часа в день. В Шихазанском районе на учебных пунктах сел Шихазаны и Атнашево было организовано казарменное размещение слушателей в свободных школьных зданиях и колхозных клубах. В этих же учебных пунктах было организовано горячее питание для обучающихся и командного состава за счет продуктов, выдаваемых колхозами. Общественное питание также было организовано в других районах. Например, в Канашском районе - Тобурдановском и Янгличском учебных пунктах, в Первомайском районе - Сигачинском учебном пункте [3].

К началу работы 6-й очереди на учет был взят весь контингент молодежи, подлежащий военному обучению, - 9158 человек. Программу бойца-стрелка по плану должны были освоить 8454 человека (фактически обучалось 8081), ручных пулеметчиков - 350 (407), снайперов - 200 (297). Параллельно с комплектованием подразделений Всевобуча подбирался командный состав учебных пунктов. На должности начальников учебных пунктов, их заместителей по политической части, командиров взводов и отделений были назначены военнослужащие запаса и находящиеся в отпусках по болезни фронтовики, преимущественно из тех, которые проводили обучение в предыдущих очередях [4].

С начсоставом учебных пунктов перед началом учебы были проведены 67-дневные учебно-методические сборы, а в ходе работы учебных пунктов проводились систематический инструктаж и показательные занятия. Сведения о командном составе учебных пунктов Чувашской АССР приводятся в табл. 1.

Приведенные данные показывают, что учебные пункты 6-й очереди Всевобуча были полностью укомплектованы командными кадрами, в большинстве ВУП начальниками были назначены офицеры (79,6%, сержанты составляли 20,4%). Более 60 % командного состава являлись фронтовиками. Естественно, в ходе повседневных занятий они передавали свой боевой опыт слушателям Всевобуча. Однако часть офицеров вследствие полученных на фронте ранений и увечий не могли на достаточно высоком уровне показывать подчиненным некоторые необходимые боевые приемы, а также не имели организационнометодических навыков по работе с молодежью, что безусловно негативно сказывалось на качестве подготовки будущих воинов. Командный состав запаса, привлеченный к работе на учебные пункты в сельской местности, был стабильным, а в городах и поселках, где обучение проводилось без отрыва от производства, наблюдалась текучесть кадров, так как в течение 3-4 месяцев ряд командиров был мобилизован на фронт. Поточная система обучения, при которой в районе работало одновременно не более 2-3 учебных пунктов, причем они организовывались преимущественно в райцентрах и крупных населенных пунктах, где име-

лись оборудованные штурмовые полосы и военные кабинеты, способствовала полной обеспеченности учебных пунктов оружием и другими учебно-наглядными пособиями. Макеты винтовок, гранат, пулеметов производили многие предприятия местной промышленности. Силами молодежи было организовано изготовление макетов винтовок и гранат-болванок. Была поставлена задача - изготовить на каждого будущего бойца по одному макету-винтовке и по 2 гранаты-болванки, что и было выполнено в ходе учебы. Посещаемость занятий слушателями 6-й очереди в сельской местности была достаточно высокой и составляла почти 100%, а в городах и рабочих поселках - 97-98%. Состояние дисциплины занимающихся было вполне удовлетворительное. Однако некоторая часть обучающихся под различными предлогами старалась уклониться от военного обучения. Таких случаев было выявлено 19, из них 7 человек были осуждены показательным судом к принудительным работам сроком на 3-6 месяцев. Имели место нарушения дисциплины со стороны офицерского состава военкоматов. Например, инструкторы Всевобуча лейтенант Хомяков и капитан Соколов (и здесь и далее автору установить инициалы персоналий не удалось) за пьянку получили дисциплинарное взыскание. За период обучения, во время стрельбы, произошло два случая ранения обучающихся со смертельным исходом. Существенные недостатки и упущения имелись в политико-воспитательной работе. Высокой была сменяемость среди заместителей начальников по политчасти. В Аликовском, Сундырском, Крас-ночетайском районах в течение длительного времени не было замполитов [6].

Таблица 1

Командный состав учебных пунктов Всевобуча в Чувашской АССР на 1 января 1944 г. [5]

Долж- ности Всего подо- брано Процент обеспе- ченности В том числе Партийность Возраст Участ- ники ВОВ

офицер- ского состава сержант- ского состава рядо- вого состава членов ВКП(б) членов ВЛКСМ до 45 лет свыше 45 лет

Началь- ник ВУП 113 100 90 23 - 25 21 110 3 98

Зам. по политчасти 113 100 24 38 51 113 - 111 2 41

Коман- диры взводов 253 100 38 192 23 14 51 249 4 215

Коман- диры отделе- ний 693 100 - 186 507 4 191 671 22 355

Всего 1172 100 152 439 581 156 263 1141 31 709

В программу обучения были включены основные предметы, по которым в конце обучения следовало сдавать экзамены: огневая подготовка, тактическая

подготовка, самоокапывание, строевая подготовка, рукопашный бой, уставы, химическая подготовка, гигиена бойца. На протяжении всего периода обучения проводились занятия по физической подготовке и спортивно-массовой работе. В ходе работы 6-й очереди обучения большое внимание было уделено физической подготовке обучающихся. Кроме 20 часов, положенных по программе, значительное время было отведено лыжной подготовке за счет дополнительных дней учебы. Проводились пробеги лыжных команд, переходы на дистанции 15-20 км, притом в составе целых учебных пунктов. Были проведены индивидуальные и командные соревнования, массовый кросс в связи с 26-й годовщиной Красной Армии. В зимнем лыжном кроссе приняло участие 3880 человек. Был организован и проведен республиканский лыжный пробег лучших слушателей, в котором приняли участие от каждого района по 5 человек. Из них многие прошли по 150-200 км и в назначенный срок точно прибыли в г. Чебоксары. Также были проведены первомайские соревнования по легкой атлетике, в которых приняло участие 2758 человек. В итоге проведенных мероприятий слушатели, прошедшие Всевобуч по программе стрелка, сдали нормы ГТО 1-й ступени по лыжам 5142, нормы ГТО 2-й ступени - 85, ПВХО - 6154, нормы ГСО - 1449 человек. Низкий уровень сдачи норм ГТО по лыжам следует объяснить тем, что ряд учебных пунктов данного потока занимались в бесснежное время, к тому же многие слушатели оказались физически слабыми. Организовывались соревнования по гранатометанию, рукопашному бою, преодолению штурмовых полос, легкой атлетике и т.д. Ежедневно проводилась 15-20минутная физзарядка. Физической подготовкой бойцов руководили командный состав учебных пунктов, а также работники физкультурных организаций [7].

По состоянию на 30 апреля 1944 г. в сельских районах программа обучения была закончена, за исключением некоторых учебных пунктов, не прошедших стрельбу 2- и 3-го упражнений из винтовки и 1-го упражнения из ППШ (пистолет-пулемет Шпагина). В городах и промышленных районах обучение было закончено к 20 мая 1944 г. Главное внимание в обучении уделялось индивидуальной подготовке бойца по всем разделам программы. Занятия начинались с краткого объяснения и личного показа самим командиром отрабатываемого приема, после чего приступали к отработке приема обучающимися до совершенства. В подавляющем большинстве районов занятия проводились хорошо. Вместе с тем в некоторых районах имелись крупные недостатки в организации учебы. Например, в учебном пункте в г. Цивильске занятия по саперной подготовке проводились не в полевых условиях, а в классе. В Чкаловском районе плохо была организована огневая подготовка призывников, в результате чего во время стрельбы боевыми патронами был смертельно ранен слушатель. Подобный случай повторился на учебном пункте в с. Полевой Сундырь Комсомольского района (в то время еще не была разработана специальная система АСУ (автоматическая система управления мишенной обстановкой в ходе учебных боевых стрельб) и поэтому слушатели вынуждены были показывать мишени вручную). В связи с этими фактами руководством республики были приняты меры по обеспечению безопасности граждан во время учебных стрельб. По вопросам ор-

ганизации учебы на бюро ОК ВКП(б) были заслушаны секретари Чкалов-ского и Комсомольского РК ВКП(б), также секретари ОК ВЛКСМ. За допущенные ошибки в организации стрельб инструктора Всевобуча младшие лейтенанты Забалуев и Манькова были осуждены военным трибуналом.

Лучшим районом по организации 6-й очереди обучения был признан Ши-хазанский район. В этом районе имелась неплохая материальная база, командный состав учебных пунктов был укомплектован хорошими специалистами, которые ежедневно проводили с обучающимися практический инструктаж. В районе граждане, проходившие Всевобуч 6-й очереди, были полностью обучены к 15 апреля 1944 г. с общей итоговой оценкой: огневая подготовка -«хорошо», строевая и физическая - «хорошо», стрельба боевым патроном из винтовки по всем упражнениям - 94% на «отлично» Во время обучения слушатели находились в казармах, в общежитиях всегда соблюдался порядок, образцовая чистота. Внутренний наряд четко выполнял свои обязанности. Обучающиеся регулярно стриглись, мылись в бане, прожаривали на огне свою одежду с целью профилактики педикулеза. Вместо обычной постели ими были изготовлены соломенные матрацы, которые в дневное время свертывались в рулон и убирались в голову нар. Для всех было организовано горячее питание за счет продуктов, предоставляемых колхозами. Была хорошо поставлена политико-воспитательная работа. Для слушателей регулярно организовывались лекции, беседы, доклады. Ежедневно выпускались боевые листки и один раз в неделю стенные газеты. Посещаемость занятий была почти 100%-ная. В ряды ВЛКСМ был вовлечен 91 человек, или 42 % к числу обученных. В члены Осоавиахима было вовлечено 187 человек, или 90 % к числу обученных. Сдали нормы ГТО по лыжам 211 человек, или 100 %. Не было ни одного случая нарушения дисциплины. 27 слушателей получили поощрения. Лучшими командирами были признаны младший лейтенант Храмова и капитан Мишуткин [8].

Хорошо работали учебные пункты Чебоксарского района. Здесь регулярно проводились политинформации, выпускались боевые листки, газеты, проводились встречи слушателей с Героями Советского Союза, фронтовиками, с ними велась оживленная переписка. Все полученные письма вывешивались на видном месте. Было проведено 7 коллективных просмотров кинокартин, организован сбор средств на постройку эскадрильи самолетов «Боец Всевобуча», в ходе которого было собрано 24500 руб. На имя И. Сталина была послана телеграмма, на которую был получен ответ, в котором тот благодарил слушателей и командиров Чебоксарского центрального учебного пункта за сбор денег. Была организована ленинская комната. В ряды ВЛКСМ было вовлечено 105 человек. Зимние нормы ГТО по лыжам сдали 206, ПВХО - 278, получили поощрение - 50 человек. Программа была выполнена: по тактической подготовке -«хорошо», по строевой подготовке - «хорошо», по умению владеть оружием -«хорошо», стрельба боевым патроном - «отлично», 1-е упражнение из ППШ -«отлично». Неплохих результатов в организации вневойсковой подготовки граждан добились руководители Всевобуча в Ядринском и Яльчикском районах [9].

По состоянию на 20 мая 1944 г. количество обученных в 6-й очереди по программе бойца-стрелка по Чувашской АССР должно было составлять 8081 человек, однако до окончания учебы по разным причинам выбыло 426 слушателей и поэтому к экзаменам было допущено 7655 человек. Из них 10 человек не сдали зачет по двум и более предметам и были оставлены на 7-ю очередь обучения (слушатели, не сдавшие экзамен (зачет) по отдельным предметам, но не более одного, считались окончившими программу). Возрастной состав 7645 сдавших экзамен слушателей был следующим: 7612 человек - 1927 года рождения, 8 - 1926, 11 - 1925, 14 - старшего возраста. Из них 2985 человек являлись членами ВЛКСМ. Таким образом, следует отметить, что основную массу слушателей 6-й очереди по программе бойца-стрелка составляли молодые граждане 1927 года рождения, которым к этому времени исполнилось 16-17 лет. Анализ итогов экзаменов свидетельствует о том, что вневойсковая подготовка молодежи в республике была налажена неплохо: отсев будущих воинов в 6-й очереди по программе бойца-стрелка составил 5,27%. Успешно сдали экзамены и окончили учебу 99,9 % граждан, допущенных к экзаменам [10].

По состоянию на 25 мая 1944 г. количество обученных в 6-й очереди по программе ручных пулеметчиков по Чувашской АССР должно было составлять 350 человек по плану, фактически обучалось 407, из них выбыло до окончания учебы по разным причинам 13 и к экзаменам было допущено 394 человека. Возрастной состав 394 сдавших экзамен слушателей был следующим: 294 человек -1927 года рождения, 89 - 1926, 8 - 1925, 4 - 1924. Из них 158 человек являлись членами ВЛКСМ. Отметим, что и в этой группе обучающихся основной костяк слушателей составляли молодые граждане 1927 года рождения, меньше - 1926го, а граждане другого возраста составляли единицы. Эти данные подтверждают тот факт, что граждане старших возрастов прошли обучение в предыдущих очередях и в основной массе уже были мобилизованы на фронт. Анализ итогов экзаменов свидетельствует о том, что по этой специальности подготовка была налажена лучше, чем в предыдущей группе: план подготовки бойцов был выполнен на 112,6 %, успешно сдали экзамены и окончили учебу 100% граждан, допущенных к экзаменам [11].

По состоянию на 25 мая 1944 г. количество обученных в 6-й очереди по программе снайперов по Чувашской АССР должно было составлять 200 человек по плану, фактически обучалось 297, из них выбыло до окончания учебы по разным причинам 60 и к экзаменам было допущено 237 человек. Возрастной состав 237 сдавших экзамен слушателей был следующим: 197 человек - 1927 года рождения, 40 - 1926-го. Из них 122 человека являлись членами ВЛКСМ. Следует отметить, что в этой группе обучающихся большинство слушателей составляли молодые граждане 1927 года рождения, меньше - 1926-го, граждане другого возраста не привлекались. Анализ итогов экзаменов свидетельствует о том, что по этой специальности обучение было организовано хорошо: план подготовки бойцов был выполнен на 118,5 %, успешно сдали экзамены и окончили учебу 100% граждан, допущенных к экзаменам [12].

Что касается успеваемости выпускников военно-учебных пунктов, об этом наглядно свидетельствуют результаты зачетов (экзаменов) по программе бойцов-стрелков 6-й очереди по Чувашской АССР, которые приводятся в табл. 2.

Таблица 2

Результаты зачетов (экзаменов) по программе бойцов-стрелков Всевобуча в Чувашской АССР в 1944 г. [13]

№ п/п Дисциплины Показатели Всего сдало Общая оценка

отл. хор. удовл. плохо

1 Огневая подготовка 2070 2913 2640 32 7645 (10) хорошо

2 Тактическая подготовка 1628 3042 2958 27 7645 (10) хорошо

3 Самоокапывание 1826 3033 2767 29 7645 (10) хорошо

4 Строевая подготовка 1678 3135 2821 21 7645 (10) хорошо

5 Рукопашный бой 1199 1623 4810 23 7645 (10) удовл.

6 Уставы - 2268 5373 14 7645 (10) удовл.

7 Химическая подготовка 713 1502 5432 8 7645 (10) удовл.

8 Гигиена бойца 688 1531 5426 10 7645 (10) удовл.

Примечание: (10) - не сдали экзамены, были оставлены на 7-ю очередь обучения.

Материалы табл. 2 показывают, что в 6-й очереди вневойсковой подготовки граждан обучение по таким дисциплинам, как огневая, тактическая, строевая подготовка и самоокапывание, было поставлено хорошо. Чуть хуже обстояло дело с навыками ведения рукопашного боя, соблюдения гигиены бойца. Большинство слушателей показали слабое знание уставов, низкий уровень противохимической подготовки. Эти недостатки, возможно, были связаны с тем обстоятельством, что сельские парни плохо знали русский язык, на котором велось их обучение.

Сведения о результатах зачетов (экзаменов) по программам пулеметчиков и снайперов 6-й очереди по Чувашской АССР содержатся в табл. 3.

Таблица 3

Результаты зачетов (экзаменов) по программам пулеметчиков и снайперов Всевобуча в Чувашской АССР в 1944 г. [14]

Дисциплины Ручные пулеметчики Общая оценка Снайперы Общая оценка

показатели показатели

отл. хор. удов. отл. хор. удов.

Огневая подготовка 143 168 83 хор 109 85 43 хор

Окончание табл. 3

Дисциплины Ручные пулеметчики Общая оценка Снайперы Общая оценка

показатели показатели

отл. хор. удов. отл. хор. удов.

Тактическая подготовка 120 176 98 хор 52 97 88 удовл

Строевая подготовка 115 186 93 хор 51 109 77 хор

Самоокапывание 122 164 108 хор 53 111 73 хор

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подразделения ручных пулеметчиков и снайперов неплохо были подготовлены к боевым операциям. Об этом свидетельствуют результаты выпускных экзаменов (зачетов), большинство которых были сданы на «хорошо», только по тактической подготовке снайперы получили общую оценку «удовлетворительно». Между тем следует особо выделить тот факт, что слушатели в обеих группах лучших результатов добились по огневой подготовке. Пулеметчики получили следующие оценки: «отлично» - 143 (36,3%), «хорошо» -168

(42,7%), «удовлетворительно» - 83 (21,0%) человека. Более успешно сдали экзамены снайперы: «отлично» - 109 (46,0%), «хорошо» - 85 (35,9%), «удовлетворительно» - 43 (18,1%) человека.

Сведения о результатах выполнения стрельбы боевыми патронами выпускниками 6-й очереди, прошедшими программу бойца-стрелка, приводятся в табл. 4.

Таблица 4

Данные о результатах стрельбы боевыми патронами выпускниками Всевобуча в Чувашской АССР в 1944 г. [15]

Упражнения Всего стре- ляло Из них выполнено % выполнения Общая оценка

отл. хор. удовл. не вы-полн.

Из винтовки 1-е 7645 1661 2553 2875 556 92,8 отл.

2-е 7346 1114 2310 3501 421 94,2 отл.

3-е 7274 1562 2318 3023 371 95,0 отл.

Из ППШ 1-е 6244 1120 2197 2612 315 95,0 отл.

Приведенные данные позволяют сделать ряд обобщений. В частности, не все выпускники выполнили стрельбу боевыми патронами из винтовки и 1-е упражнение из ППШ, так как до получения боевых патронов они были отправлены на работу в другие области и районы. Позже были проведены до-

полнительные сборы этих слушателей. Общие итоговые оценки, полученные на стрельбищах, свидетельствуют о достаточно эффективной организации

практической работы в военно-учебных пунктах 6-й очереди.

Сведения о результатах выполнения стрельбы боевыми патронами из ручного пулемета выпускниками 6-й очереди спецподразделения ручных пулеметчиков показывают, что все 394 экзаменующихся слушателей выполнили задание со следующими показателями: 1-е упражнение (80 человек - «отлично», 131 -«хорошо», 174 - «удовлетворительно», 9 - «неудовлетворительно»; 2-е упражнение (89 человек - «отлично», 141 - «хорошо», 160 - «удовлетворительно», 24 - «неудовлетворительно»). Следует отметить, что в этой группе 1-е упражнение по стрельбе боевыми патронами из ручного пулемета было выполнено на 97,8 % (9 человек не справились с заданием), 2-е упражнение - на 94 % (24 человека не выполнили упражнение). Таким образом, общие итоговые результаты стрельбы были оценены на «отлично» [16]. Приведенные данные позволяют сделать вывод о высокой ответственности советских людей, которые даже в тяжелейших жизненных условиях практически не допустили срыва занятий, успешно выполнили нормативы по стрельбе.

Сведения о результатах выполнения стрельбы боевыми патронами из винтовки выпускниками 6-й очереди спецподразделения снайперов приведены в табл. 5.

Таблица 5

Данные о результатах стрельбы боевыми патронами выпускниками спецподразделения снайперов Всевобуча в Чувашской АССР в 1944 г. [17]

Упражнения Всего стреляло Показатели Не выполнили % выполнения Общая оценка

отл. хор. удовл.

Упражнения нач. стрельбы 237 72 98 56 11 95,4 отл.

1-е 237 41 101 82 13 94,5 отл.

2-е 237 76 114 32 15 93,7 отл.

3-е 237 62 116 54 5 98,0 отл.

4-е 237 56 102 78 1 99,6 отл.

5-е 237 - - 223 14 94,0 отл.

6-е 237 69 94 65 9 96,3 отл.

Столь высокие показатели выполнения упражнений из винтовки объясняются тем, что в этой группе на практическую боевую подготовку кадров обращалось самое пристальное внимание в связи с тем, что от профессионализма и мастерства снайперов зависела в дальнейшем их жизнь. Однако следует отметить, что не всякому было под силу справиться с этой сложнейшей задачей -

метко стрелять, быть максимально собранным, волевым, находчивым и изобретательным, чтобы самому не стать мишенью для врага. Поэтому, думается, не зря в начале обучения был перевыполнен план подготовки слушателей (297 человек вместо 200 по плану), так как в ходе учебы отсеялось 60 человек, т.е. более 20%.

Высокому качеству учебы на военно-учебных пунктах в значительной степени способствовала правильно организованная политико-воспитательная работа. Идейно насыщенная, пламенная и живая политическая агитация и пропаганда играли огромную роль в воспитании будущих воинов. Была поставлена задача - политико-воспитательную работу в подразделениях Всевобуча сделать еще более действенным и мощным средством, способствующим подготовке отважных, стойких, дисциплинированных и умелых бойцов. Эту задачу политработники выполнили. Они применяли разнообразные средства и методы агитации и пропаганды. Умело, в соответствии с обстановкой и имеющимися условиями применяли разные формы политико-массовой работы, добиваясь неплохих результатов. Проводили собрания, митинги, встречи с фронтовиками, знатными людьми, переписывались с фронтовиками, бывшими слушателями Всевобуча, находящимися в данный период на фронте. В основу политико-разъяснительной работы на военно-учебных пунктах было положено изучение книги И. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза» и приказов Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза. По изучению этих важнейших документов политработниками была проделана большая работа. Для слушателей 6-й очереди было прочитано 1013 лекций и докладов на разные темы: Комсомольцы в годы гражданской войны и на фронтах Отечественной войны; 10-я сессия Верховного Совета Союза ССР; 26-я годовщина Красной Армии и приказ № 16; Память Парижской Коммуны; Как советские законы карают дезертиров и изменников Родины; Зверства фашистских захватчиков во временно оккупированных районах над советскими гражданами, военнопленными и др. За период обучения на 113 учебных пунктах было проведено 351 собрание с различной повесткой, в основном касающейся состояния дисциплины и успеваемости обучающихся. Ежедневно проводились политинформации, на которых читали сообщения Совинформбюро, статьи об отдельных боевых эпизодах, произошедших на фронте, решения партии и правительства, известия из-за границы. Политинформации проводились в специально отведенные для этого часы и проходили интересно и увлекательно. За период работы учебных пунктов было выпущено 211 стенгазет, 531 боевой листок и 4 фотогазеты. Стенгазеты и боевые листки были целеустремленными, отражали жизнь, быт и учебу слушателей, прославляли лучших, отмечали нерадивых. Обучающиеся знакомились с биографией и подвигами Александра Матросова, Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, Виктора Талалихина и др. Устраивались газетные витрины, на которых размещались вырезки из газет и журналов, рассказывающих о доблести, мужестве, смелости советских воинов. Эти сведения постоянно обновлялись. На пунктах были вывешены географические карты. На 8 учебных пунктах были просмотрены учебные кинофильмы - «Приемы самоокапывания» и «Снайпер в бою». За период учебы было организовано 52 коллективных посещения кинотеатров. В 22 пунктах были организованы концерты

воинскими частями и учащимися учебных заведений. Слушатели здесь разучивали новые строевые и походные песни. В некоторых учебных пунктах была хорошо налажена художественная самодеятельность: работали драматический, хоровой и другие кружки. Слушателями учебных пунктов было подготовлено и проведено 25 вечеров художественной самодеятельности, на которые приглашались их родители, молодежь городов, колхозов и др.

Комсомольские организации интересовались жизнью обучающихся, их настроением, в нужный момент были готовы оказать им помощь. За период обучения в комсомол было принято 2985 человек: если вначале занятий комсомольцы составляли 12 % обучающихся, то к концу - 37,7 %, а среди слушателей комсомольско-молодежных спецподразделений - 45,7%. Хорошо работали организаторы Всевобуча Чебоксарского, Алатырского, Шихазанского, Цивильско-го, Яльчикского районов. Однако следует отметить, что не везде дело обстояло благополучно с приемом в комсомол. За время работы пунктов в Ибресинском районе было принято в комсомол 15 человек, в Комсомольском - 24, в Вурнар-ском - 34 [18].

На военно-учебных пунктах широко применялись все виды поощрений: слушателям и командирам за отличные показатели в боевой и политической подготовке перед строем и в приказах объявлялись благодарности, выдавались ценные подарки, денежные премии. В период обучения 6-й очереди, в отличие от всех предыдущих, параллельно с военным обучением проводились работы по ликвидации неграмотности и малограмотности, обучению русскому языку и лечению больных от трахомы. По выполнению этих задач учителя-комсомольцы и медработники были прикреплены к определенным учебным пунктам. Была поставлена задача - к 1 августа 1944 г. закончить эту работу, что и было выполнено в срок. Есть смысл особо отметить наиболее эффективную организацию работы военно-учебных пунктов в период последних двух очередей.

Как было заявлено выше, за годы войны в республике было организовано семь очередей по обязательному военному обучению граждан. В общем итоге за период семи очередей за годы войны через Всевобуч и комсомольско-молодежные подразделения в Чувашской АССР было подготовлено 75569 бойцов: в том числе по 110-часовой программе - 61911; минометчиков - 2054, станковых пулеметчиков - 1551, ручных пулеметчиков - 2306, снайперов - 2813, истребителей танков - 1496, автоматчиков - 2348, подрывников - 650, бронебойщиков - 440 (всего 13658 человек) [19].

Следует отметить, что постановлением ЦК ВЛКСМ от 23 июня 1941 г. было введено обязательное военное обучение членов ВЛКСМ. Овладение военной специальностью стало уставной обязанностью каждого комсомольца. Создавались команды и кружки морзистов, трактористов, шоферов, разведчиков, сандружин-ниц, ГСО 2-го профиля, инструкторов ПВО, ПВХО, пожарников, лыжников и др. Наряду с занятиями в указанных командах широко практиковались организации физкультурных команд, военных игр, походов и соревнований. Юноши и девушки закаляли себя, чтобы стать умелыми и сильными и чтобы им не были страшны любые трудности и лишения войны.

Таким образом, политработники и командиры все свои знания и опыт направляли на то, чтобы всемерно содействовать повышению боевой выучки

обучающихся, стремлению как можно лучше овладеть военными знаниями, воспитать их стойкими и мужественными воинами, патриотами, беспредельно преданными народу, готовили их на любые подвиги и жертвы во имя свободы и независимости своей Родины. И они в целом справились с этой задачей. На фронт уходили вполне подготовленные воины и достойно противостояли врагу. Обучение граждан в подразделениях Всевобуча, особенно в комсомольско-молодежных спецподразделениях, проходили организованно, на достаточно высоком уровне. За годы войны на фронт призывались молодые граждане 1923-1927 гг. рождения. Система Всевобуча позволила привести в действие значительные людские ресурсы, охватила все взрослое население. Был накоплен хороший опыт мобилизационной работы. Комсомольские организации оказывали всемерную помощь органам партии, государственной власти и военкоматам в налаживании начальной военной и допризывной подготовки граждан республики. В целом за годы войны с территории Чувашии в ряды Вооруженных Сил СССР с учетом довоенных призывников было мобилизовано более 208 тыс. ее жителей, из которых около 106 тыс. погибло [20]. Ни в одной стране подготовка боевых резервов не велась в таких масштабах и такими темпами, как в СССР, что и стало в конечном

Примечания

1. История Чувашской АССР. Т. 2. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1967. С. 111.

2. ГАСИ ЧР (Государственный архив современной истории Чувашской Республики). Ф. 1. Оп. 5. Д. 615. Л. 5.

3. Там же. Ф. 1. Оп. 23. Д. 719. Л. 123; Ф. 6. Оп. 5. Д. 415. Л. 5-14.

4. Там же. Ф. 6. Оп. 5. Д. 415. Л. 5-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Там же. Л. 5-6.

6. Там же. Ф. 1. Оп. 23. Д. 719. Л. 123.

7. Там же. Ф. 6. Оп. 5. Д. 415. Л. 14-20.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же. Л. 154.

12. Там же. Л. 154.

13. Там же. Л. 16.

14. Там же. Л. 17.

15. Там же. Л. 18.

16. Там же. Л. 19.

17. Там же. Л. 20.

18. Там же. Л. 5-13.

19. Там же. Ф. 6. Оп. 6. Д. 12. Л. 156.

20. Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. С. 101.

СОКОЛОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА родилась в 1950 г. Окончила Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории ХХ-ХХІ вв. Чувашского университета. Имеет 8 научных и научно-методических работ (в т.ч. одну монографию) по проблемам молодежи, истории и культуры Чувашии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.