СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
УДК 378.016:796
doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-53-56
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМАТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© Доржиева Ольга Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 640000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: dorzhieva1987@gmail.com
© Намсараева Яна Николаевна старший преподаватель, Бурятский государственный университет Россия, 640000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: yana_nams@mail.ru
Статья посвящена подготовке выпускников разных уровней образования и профилей в условиях модернизации высшей школы, когда меняются образовательные стандарты, предъявляются новые требования к содержанию подготовки кадров, происходит резкая переориентация оценки результатов образования. Ключевые компетенции концептуально обозначают цели современного образования. В настоящее время общество выдвигает повышенные требования к квалифицированным работникам образовательных учреждений с высшим уровнем образования. Основной целью вузов является подготовка высококвалифицированного компетентного работника с конкурентноспособностью на рынке труда, свободно ориентирующегося в разных областях деятельности, готового к самосовершенствованию и профессиональному росту. Подготовка бакалавров физической культуры в вузе, на наш взгляд, должна отвечать запросам, которые задает в настоящее время работодатель. Постоянное совершенствование образовательных программ высшего образования влечет за собой изменение набора компетенций будущих квалифицированных работников соответствующих уровней и профилей. Ключевые слова: бакалавр физической культуры; профессиональные компетенции; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, ком-петентностный подход.
Современное общество Европы, Америки и многих других континентов и государств, отражая качественные стороны уровня развития цивилизации, являются носителями культуры (в том числе физической), адаптированной эволюционно и филогенетически многими поколениями.
В этом смысле физическая культура как часть общей культуры есть аргумент прошлого и функция будущего. В течение всей жизни у человека естественным путем в
разных вариациях развиваются одни и те же физические факторы. Однако, если в доисторический период факторами, определяющими параметры физической подготовленности, были условия дикой природы, обстоятельства государственного переустройства, межгосударственные и общественные отношения, то ныне заказчиками по большой части выступают сами люди, желающие удовлетворить собственные интересы [6].
В настоящее время протекает переломный этап модернизации высшей школы: меняются образовательные парадигмы, предъявляются новые требования к подготовке кадров, происходит резкая переориентация оценки результатов образования [7]. Это, на наш взгляд, является основой инноваций и преобразований, позволяющих методологически грамотно обеспечить переход от устоявшегося квалификационного подхода к компетентностному [4]. Взамен понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» пришли «компетентность», «компетенция», «когнитивная компетенция» и «ключевые компетенции», которые наиболее продуктивно, глубоко и содержательно выполняют свои функции [10].
Именно в структуре ключевых компетенций и ключевых квалификаций концептуально обозначаются цели современного образования, в которых они выступают активным ядром качества [3]. Нами разделяется мнение о том, что такой подход является один из системных, междисциплинарных подходов, определяющих результативно-целевую направленность образования, характеризующуюся личностным и деятельност-ным аспектами, а также то обстоятельство, что компетентностный подход существенно расширяет привычный для всех «зуновский» подход к образованию, который не отрицает, но дополняет личностными составляющими (ценностность, мотивация, коммуникация, регулятивность) [1].
Нами предпринята попытка определить наиболее востребованные компетенции бакалавра физической культуры для понятийного аппарата современного выпускника, которые будут в дальнейшем использоваться без изменений при смене образовательного стандарта. В настоящее время нами активно проводятся исследования в данном направлении. Во время учебной практики студентов 4-го курса факультета физической культуры, спорта и туризма Бурятского государственного университета под наблюдением находились дети младшего и среднего школьного возраста: проводился опрос родителей и учителей физической культуры; изучались требования работодателей к профессиональным и личностным качествам будущих бакалавров физической культуры; учитывалось мнение обучающихся.
Реализация направления подготовки 49.03.01 Физическая культура в Бурятском государственном университете предусматривает два вида деятельности (педагогическая, тренерская), для которых свойствен определенный набор компетенций. Исходя из особенностей контингента, для которых будет осуществляться подготовка бакалавров физической культуры, мы считаем необходимым использование базовых общебиологических, общекультурных, гуманитарных, естественно-научных и других знаний, полученных в последнее время [5]. Опираясь на имеющиеся в различных источниках материалы, мы выделили компетенции, которые могли бы обозначить структурное образование понятийного аппарата, определяющие содержание основных позиций стандарта высшего образования для образовательных учреждений.
Среди перечисленных понятий особое место занимают «ключевые компетенции», которые являются общими, объединяя в себе интеллектуальную и навыковую составляющие, и обеспечивают при надлежащем обучении универсальность бакалавра физической культуры и не могут быть специализированными [8]. К тому же это понятие
О. С. Доржиева, Я. Н. Намсараева. Подготовка бакалавров физической культуры в формате компетентностного подхода
интегрирует многие однородные и смежно-профильные умения и знания, относящиеся к сферам культуры и деятельности. Ключевые компетенции, в свою очередь, состоят из пяти ее составляющих, которым в профессиональном образовании придается особое значение.
В соответствии с целями и задачами образовательного процесса подготовка бакалавра физической культуры имеет свои специфические особенности. Ученые в понятии «профессиональная компетенция» [3] по-разному расставляли акценты профдея-тельности, в одних — на его личностных качествах, в других — на многопрофильные общие и узкопрофессиональные качества.
Определяя уникальность компетенций бакалавра физической культуры в образовательных учреждениях в ряду других педагогических профессий, можно выделить дополнительный вид деятельности направления подготовки — воспитательную, которая требует отдельного исследования. Опираясь на педагогический опыт и результаты большинства исследований за последние годы, мы склонны разделить мнение [2], что бакалавр физической культуры образовательных учреждений должен обладать компетенциями универсальными и профессиональными. При этом на первом месте в общекультурных компетенциях приоритет отдаем общебиологическим, естественно-научным, гуманитарным и адаптивным компетенциям, далее идут общекультурные и социально-личностные и уже потом инструментальные и общенаучные компетенции. Особый акцент уделяем профессиональности, что связано с «объемностью» и «функциональностью» успешной профессиональной деятельности в компетентностном формате. Рассматриваемые компетенции бакалавров физической культуры не всегда удовлетворяют запросам работодателей образовательных учреждений общего и дополнительного образования и, на наш взгляд, требуют определенной доработки.
Литература
1. Августимова О. С. Инновационная модель подготовки управленцев для сферы физической культуры и спорта // Инновационно-педагогические подходы в подготовке специалистов (менеджеров) для сферы физической культуры и спорта: материалы междунар. науч.-метод. конф. — Волгоград, 2003. — С. 106-116.
2. Байденко В. И. Выявление состава компетенции выпускников вызов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. — М.: Ис-следоват. центр пробл. качества подготовки специалистов. 2006. — 72 с.
3. Балашова В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре: монография. — М.: Физическая культура, 2008. — 150 с.
4. Коробейникова И. А. Модель формирования управленческой компетентности студентов педагогического вуза // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 4. — С. 63-67.
5. Селиверстова М. В. Управление как специфический вид профессиональной деятельности. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-organizatsionno-upravlench-eskoy-kompetentsii-bakalavrov-po-fizicheskoy-kulture#ixzz4hDfglRH5 (дата обращения: 7.03.2016).
6. Тихомиров Ю. В., Правдов М. А. Модель формирования профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры на основе совершенствования методики преподавания базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности // Современные исследования социальных проблем. — 2015. — Вып. 3. — С. 164-172.
7. Чеснов Н. Н., Никитушкин В. Г. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта: учебник. — М.: Физическая культура. — 2011. — 400 с.
8. Чесноков Н. Н., Чернов С. С., Александров Д. С. Компетентностный подход к содержанию образовательных стандартов по подготовке бакалавров по физической культуре // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2014. — Вып. 4-2. — С. 249-254.
9. Шарыгина И. Т., Фендель Т. В. Модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2014. — Вып. 12. — С. 222-225.
10. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту: монография. — М.: Академия естествознания, 2011. — 91 с.
PREPARATION FOR BACHELOR'S DEGREE IN PHYSICAL CULTURE IN TERMS OF COMPETENCY-BASED APPROACH
Olga S. Dorzhieva
Cand. Sci. (Education), A/Prof., Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: dorzhieva1987@gmail.com
Yana N. Namsaraeva Senior Lecturer, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: yana_nams@mail.ru
The article is devoted to modernization of higher education, characterized by changing educational standards, new professional training requirements, and sharp reorientation of the evaluation of educational outcomes. Key competences conceptually designate the goals of modern education for graduates of different levels of education and profiles. At present, the society puts forward increased requirements for qualified employees of higher educational institutions. Primary goal of universities is preparation of highly skilled competent workers, who are competitive in the labor market and proficient in various fields of activity, ready for self-perfection and professional growth. Training bachelors physical culture at university, in our opinion, should meet the current demands of employers. Continuous improvement of higher education programs results in changing set of competences of future qualified employees of appropriate levels and profiles.
Keywords: bachelor of physical culture; professional competencies; Federal state educational standard of higher education; competency-based approach.