Научная статья на тему 'Преемственность ФГОС среднего общего и высшего языкового педагогического образования'

Преемственность ФГОС среднего общего и высшего языкового педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УУД / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СТАНДАРТОВ / FEDERAL STATE STANDARDS OF EDUCATION / SECONDARY EDUCATION / HIGHER EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / GENERAL COMPETENCES / PERSONAL OUTCOMES / METADISCIPLINARY OUTCOMES / CONTINUITY OF EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярова Ирина Николаевна, Васильева Елена Викторовна

В статье представлены результаты сопоставительного анализа ФГОС среднего общего образования и бакалавриата по направлениям, обеспечивающим подготовку учителя иностранного языка: 45.03.02 Лингвистика, 45.03.01 Филология, 44.03.01 Педагогическое образование. Образовательные результаты универсального: личностного, общекультурного, метапредметного характера на двух уровнях образования были сопоставлены с точки зрения используемого понятийного аппарата, принадлежности к сферам деятельности человека, наличия в них ценностно-мотивационного, операционально-деятельностного и знаниево-предметного компонентов, а также с точки зрения наличия прогрессии при переходе к более продвинутому уровню. Сопоставление выявило нарушения преемственности анализируемых стандартов, по крайней мере, на уровне формулировок образовательных результатов. Повышение уровня результатов обучения наблюдается менее чем в половине случаев, в основном оно осуществляется за счет расширения сфер деятельности, а не перехода на качественно новый уровень. Также были выявлены группы образовательных результатов, нуждающихся в уточнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столярова Ирина Николаевна, Васильева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of Secondary and Higher Education Standards as a Problem of Language Teacher Training in Russia

The article is focused on comparing Federal State Standards of Secondary Education and Higher Education (Bachelor level, English Language Teaching programs) in terms of general educational outcomes. Personal and metadisciplinary outcomes of secondary education and general non-profession-specific higher education outcomes are described according to the spheres of human life they belong to, the presence of value, operational and subject components as well as the continuity of transition from secondary level to Bachelor level. The comparison has revealed lack of continuity between the standards and the aspects of outcomes that require further analysis and development.

Текст научной работы на тему «Преемственность ФГОС среднего общего и высшего языкового педагогического образования»

УДК 378.1

doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-22-34

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ЯЗЫКОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Столярова Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: i.n.stolyarova@gmail.com

© Васильева Елена Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: elenavas55@gmail.com

В статье представлены результаты сопоставительного анализа ФГОС среднего общего образования и бакалавриата по направлениям, обеспечивающим подготовку учителя иностранного языка: 45.03.02 Лингвистика, 45.03.01 Филология, 44.03.01 Педагогическое образование. Образовательные результаты универсального: личностного, общекультурного, метапредметного характера на двух уровнях образования были сопоставлены с точки зрения используемого понятийного аппарата, принадлежности к сферам деятельности человека, наличия в них ценностно-мотивационного, операцио-нально-деятельностного и знаниево-предметного компонентов, а также с точки зрения наличия прогрессии при переходе к более продвинутому уровню. Сопоставление выявило нарушения преемственности анализируемых стандартов, по крайней мере, на уровне формулировок образовательных результатов. Повышение уровня результатов обучения наблюдается менее чем в половине случаев, в основном оно осуществляется за счет расширения сфер деятельности, а не перехода на качественно новый уровень. Также были выявлены группы образовательных результатов, нуждающихся в уточнении.

Ключевые слова: ФГОС среднего общего образования; ФГОС высшего образования; учитель иностранного языка; общекультурные компетенции; УУД; личностные результаты; метапредметные результаты; преемственность стандартов

Отечественная система образования переживает в настоящий момент радикальные преобразования, являющиеся ответом на новые вызовы, связанные с развитием технологий, перестройкой общественных отношений, изменением способов распространения информации и т. д. Новой парадигмой, способной максимально реализовать образовательные потребности конкретной личности и общества в целом, стали сформировавшиеся в отечественной и зарубежной педагогике подходы: системно-деятельност-ный, компетентностный, личностно-ориентированный. На основе данных подходов разработаны ФГОС нового поколения для всех уровней образования. Переход на новые ФГОС стал запускным механизмом и ключевым инструментом для глобальных изменений системы образования.

В соответствии со своими концептуальными основаниями новые ФГОС для всех уровней образования предлагают достаточно целостный портрет выпускника соответствующей ступени образования как всесторонне развитой личности, обладающей не

только знаниями, умениями и навыками, связанными с определенными областями деятельности (предметные результаты обучения для школы, профессиональные компетенции для уровня бакалавриата, магистратуры и аспирантуры), но и системой знаний, умений, способностей универсального характера, которые могут быть присущи человеку как личности, как члену общества, готовому к самореализации, продуктивной работе, взаимодействию с окружающими. На уровне среднего образования эти универсальные образовательные результаты описываются термином «универсальные учебные действия»; в стандартах ФГОС высшего образования третьего поколения фигурируют понятия «общекультурные компетенции» и «универсальные компетенции».

Итак, современные образовательные стандарты всех ступеней образования выдвигают в качестве цели образования всестороннее развитие целостной личности. Концептуальное единство новых ФГОС для разных ступеней предполагается по умолчанию. Однако ФГОС разрабатываются разными коллективами, в разные сроки, внедряются с разной скоростью на разных уровнях образования, в связи с чем возникает вероятность несогласованности между стандартами. В то же время самоочевидным представляется то, что о полноценном и успешном переходе на новую образовательную парадигму можно будет говорить только при условии согласованности и преемственности ФГОС разных уровней образования.

Особую значимость преемственность между стандартами разных уровней приобретает в случае, если речь идет о подготовке учителя и преподавателя педагогического вуза. По сути, готовность учителя и преподавателя к работе по новым ФГОС — это определяющее условие внедрения новых ФГОС в практику, а значит — определяющее условие успешной реализации новой образовательной парадигмы.

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа новых ФГОС предполагает, что учитель школы должен быть готов к формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Отсюда следует, что будущий учитель, осваивающий программу бакалавриата по педагогической специальности, должен овладеть компетенциями, в состав которых входят данные УУД, а преподаватель вуза, освоивший программу магистратуры и/или аспирантуры, должен также владеть этими компетенциями на соответствующем уровне. В результате возникает своего рода цикл, нарушение которого на любой из стадий может откликнуться на всех уровнях образования: выпускник школы, не освоивший УУД, не сможет освоить соответствующие компетенции на уровне бакалавриата; выпускник-бакалавр не сможет освоить программу магистратуры и полноценно выполнять работу учителя школы; преподаватель вуза, слабо представляющий себе значимость общекультурных или универсальных компетенций и их соотношение с УУД, не сможет обеспечить формирование их у студента — будущего учителя.

Высказанные соображения обусловливают необходимость сопоставления ФГОС для разных уровней с двойной целью:

- для выявления возможных нарушений преемственности между стандартами разных уровней;

- для осмысления внутренних связей между разными этапами образования, что позволит достичь более глубокого понимания возможностей реализации системно-де-ятельностного подхода и усовершенствовать практику вузовского и школьного обучения.

Задачи и направления анализа могут быть обобщены в виде схемы 1.

В статье мы сосредоточимся на 3-й и 4-й ступенях получившейся «лестницы». Цель представленного в данной статье анализа — выявление преемственности между планируемыми личностными и метапредметными результатами обучения в новых ФГОС для среднего общего образования и бакалавриата на примере подготовки учителя иностранного языка, поскольку именно учитель школы оказывается в эпицентре всех преобразований.

Поставленная цель предполагает решение двух задач:

• уточнить основания для сопоставления результатов среднего и высшего образования во ФГОС нового поколения;

• провести анализ планируемых результатов среднего общего образования и высшего образования на уровне бакалавриата по направлениям, обеспечивающим подготовку учителя иностранного языка: 45.03.02 Лингвистика, 45.03.01 Филология, 44.03.01 Педагогическое образование.

В рамках решения первой задачи рассмотрим понятия, используемые для описания результатов образования в современных ФГОС.

Понятие «результат образования» является системообразующим параметром современных стандартов. Во ФГОС среднего образования выделяются личностные, ме-тапредметные и предметные результаты. Личностные и метапредметные результаты раскрываются через понятие «универсальные учебные действия».

Под универсальными учебными действиями в самом широком значении понимается «умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В более узком значении УУД — это «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формировании умений, включая организацию этого процесса» [1, с. 27].

Обобщенная структура УУД представлена следующими компонентами [2]:

1) личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-критического оценивания;

2) регулятивные УУД: целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование;

3) познавательные УУД: общеучебные, логические, знаково-символические;

4) коммуникативные УУД.

Схема 1

Начальное общее образование

Результаты высшего образования формулируются понятием «компетенция». При всем разнообразии подходов к определению понятия «компетенция/компетентность» [5] большинство авторов рассматривают компетенцию как способность и готовность осуществлять деятельность, применять знания, навыки и умения для решения задач в реальном мире (А. В. Хуторской, И.А. Зимняя и др.).

В глоссарии терминов Болонского процесса [3] для описания образовательных результатов выделяются два типа компетенций: универсальные и профессиональные. Универсальные компетенции имеют надпредметный характер и часто характеризуются как «ключевые».

Рассматриваемые в настоящей работе общекультурные компетенции в отечественной педагогике интерпретируются либо как эквивалент общих компетенций, либо как одна из разновидностей универсальных или ключевых компетенций наряду с информационными, учебно-познавательными, коммуникативными, личностными, социально-личностными и др. Для каждой из точек зрения имеется продуманное обоснование [5, с. 109; 6]. В настоящей статье мы исходим из имеющегося материала: общекультурных компетенций (далее ОК), представленных в выбранных для анализа стандартах как эквивалента универсальных или ключевых, хотя, на наш взгляд, термин «универсальные компетенции» в большей степени отражает природу данного явления.

Что касается соотношения понятий «УУД» и «компетенция», по мысли авторов концепции, положенной в основу ФГОС средней школы, УУД рассматриваются как составляющие «важнейшей компетенции личности — умения учиться» [2, с. 4], которая становится условием овладения другими компетенциями. Таким образом, УУД выступают как основа и условие овладения более крупными, комплексными явлениями — компетенциями.

Целью образования в рамках системно-деятельностного подхода является развитие личности через освоение УУД, однако результаты среднего образования наряду с понятием «умение» раскрываются во ФГОС через понятия «способность», «готовность», «компетентность». При этом практически каждый блок результатов обладает сложным многокомпонентным составом, что во многом уравнивает результаты с компетенциями. Поэтому можно считать, что, сопоставляя результаты обучения во ФГОС разных уровней, мы, по сути, сопоставляем компетенции.

Перейдем к анализу содержания и формулировок планируемых результатов во ФГОС.

В качестве основания для сопоставления образовательных результатов по содержанию была выбрана классификация И. А. Зимней [4], поскольку выделенные в рамках данной классификации группы компетенций/компетентностей в достаточной степени приближены к типам УУД, представленным во ФГОС средней школы.

Результаты анализа представлены в таблице 2. Курсивом выделены те компоненты, исходя из которых результат включается в ту или иную группу.

Таблица 2

Содержательные блоки компетенций

ЧЕЛОВЕК

1.1. Здоровьесбережение

ФГОС среднего общего образования - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях

спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь

45.03.01 Филология - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); - способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9)

45.03.02 Лингвистика - способность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8)

44.03.01 Педагогическое образование - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); - способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9)

1.2. Ценностно-смысловая ориентация в мире

ФГОС среднего общего образования - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

45.03.01 Филология - способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)

45.03.02 Лингвистика - способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

- способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2); - способность к осознанию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5); - способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владению высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12)

44.03.01 Педагогическое образование - способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)

1.3. Интеграция

ФГОС среднего общего образования - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

45.03.01 Филология - способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); - способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); - способность использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности (ОК-10)

Лингвистика - владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6); - способность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8)

44.03.01 Педагогическое образование - способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); - способность использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах/ для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); - способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК 7)

1.4. Гражданственность

ФГОС среднего общего образования - российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; - умение определять назначение и функции различных социальных институтов

45.03.01 Филология - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)

45.03.02 Лингвистика - способность занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9); - способность к осознанию своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; готовность использовать действующее законодательство; готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10)

44.03.01 Педагогическое образование - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)

1.5. Самосовершенствование, саморегулирование

ФГОС среднего общего образования - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

45.03.01 Филология - способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

45.03.02 Лингвистика - готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11)

44.03.01 Педагогическое образование - способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6)

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ

2.1. Социальное взаимодействие

ФГОС среднего общего образования - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

45.03.01 Филология - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)

45.03.02 Лингвистика - владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3); - готовность к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4)

44.03.01 Педагогическое образование - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5)

2.2. Общение

ФГОС среднего общего образования - владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

45.03.01 Филология - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)

45.03.02 Лингвистика - владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3); - владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7)

44.03.01 Педагогическое образование - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Познание

ФГОС среднего общего образования - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

45.03.01 Филология

45.03.02 Лингвистика - владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, культурой устной и письменной речи (ОК-7)

44.03.01 Педагогическое образование - способность использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3)

3.2. Деятельность

ФГОС среднего общего образования - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

45.03.01 Филология - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); - способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); - способность использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности (ОК-10)

45.03.02 Лингвистика - владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, культурой устной и письменной речи (ОК-7)

44.03.01 Педагогическое образование - способность использовать основы естественно-научных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах/ для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); - способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7)

3.3. Информационные технологии

ФГОС среднего общего образования - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

45.03.01 Филология

45.03.02 Лингвистика

44.03.01 Педагогическое образование

Распределенные по группам результаты были проанализированы с точки зрения наличия в них ценностно-мотивационного, операционально-инструментального и зна-ниево-предметного компонентов. Кроме того, отслеживалось наличие прогрессии при переходе от уровня школьного образования к бакалавриату. В итоге очевидным стало следующее.

Группа результатов «Здоровьесбережение» представлена во всех стандартах, однако во ФГОС «Лингвистика» здоровьесбережение представлено как один из многих составляющих ОК-8, таким образом теряя в значимости. Результаты в школьном ФГОС в основном имеют характер ценностных ориентаций; детально охарактеризовано наполнение понятия «здоровый и безопасный образ жизни». В стандартах направлений подготовки «Филология» и «Педагогическое образование» результаты описаны более инструментально, в частности, по модели «применять что для чего» и отражают расширение сфер деятельности выпускника вуза по сравнению с выпускником школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты ценностно-смысловой направленности на уровне средней школы характеризуются широтой охвата ценностей и смыслов. ФГОС направления подготовки «Лингвистика» вполне перекликается со ФГОС среднего образования, хотя ОК-2 имеет скорее профессионально-направленный, чем общий характер. В стандартах же направлений подготовки «Филология» и «Педагогическое образование» наблюдается скорее «откат назад»: в них идет речь о формировании мировоззренческой позиции (ср. со сформированностью мировоззрения во ФГОС школы) средствами одной дисциплины, т. е. результаты носят предметно-операциональный характер.

В результатах группы «Интеграция», описывающих способности структурировать и применять знания, прослеживается определенный рост: практически все ФГОС бакалавриата включают компетенции, предполагающие применение знаний из разных областей в реальной жизни. Однако формулировки данных компетенций задают только предметную область, подлежащую освоению, но недостаточно информативны относительно ситуаций и способов применения этих знаний.

В группе «Гражданственность» результаты для средней школы имеют ценностно-ориентированный характер и достаточно детально описаны, в то время как ценностный аспект результата освоения образовательных программ по филологии и педагогическому образованию ограничивается гражданской позицией, а инструментальный — умениями, связанными с одной предметной областью: историей. Результаты во ФГОС по направлению подготовки «Лингвистика» более детальны и «компетент-ностны», т. е. отражают цель и способы деятельности, хотя в ОК-10 содержится формулировка, в большей степени подходящая для оценочного дескриптора, чем содержания компетенции.

В группе «Самосовершенствование» детальное описание результатов на уровне школы, содержащее ценностный и инструментальный компоненты, сменяется обобщенно сформулированной и инструментальной по характеру ОК-7/6 в стандартах «Филология» и «Педагогическое образование». ОК-11 во ФГОС «Лингвистика» более конкретна, хотя особых содержательных изменений по сравнению со школьным уровнем не наблюдается.

Результаты группы «Социальное взаимодействие» на всех уровнях вполне отражают возрастные особенности и задачи. В результатах группы «Общение» наблюдается переход от инструментального подхода на уровне средней школы к более комплексному, целеориентированному описанию на уровне бакалавриата.

Вызывает удивление отсутствие эквивалента познавательных результатов во ФГОС «Филология». Означает ли это, что бакалавр не осваивает новых способов мышления, способов познания, а ограничивается применением сформированного в школе? Очевидно, что нет, поскольку когнитивное развитие продолжается и по достижении совершеннолетия. В стандартах направлений «Лингвистика» и «Педагогическое образование» присутствуют отдельные компоненты познавательной деятельности, но они имеют обобщенный, а потому малоинформативный характер.

В группе «Деятельность» школьные ФГОС представляют полный набор УУД, необходимых для успешного осуществления деятельности в разных сферах. В стандартах «Филология» и «Лингвистика» нет детального описания компонентов деятельности. Возможно, это связано с тем, что базовые компоненты деятельности должны быть в полной мере освоены в средней школе. Здесь же идет некоторое расширение результатов за счет приращения знаний, которые бакалавр может использовать для деятельности. В стандарте «Лингвистика» упоминается постановка целей и выбор путей их достижения, т. е. два УУД, подлежащих усвоению в средней школе.

Результаты в области ИКТ не представлены во ФГОС бакалавриата. Возможно, предполагается, что среднестатистический пользователь должен освоить необходимый уровень компетенции в средней школе, а на уровне бакалавриата основной задачей будет освоение информационных технологий в профессиональной деятельности, однако это остается нашей догадкой.

В целом по сопоставлению планируемых результатов среднего и высшего образования во ФГОС можно сделать следующие выводы:

- в стандартах среднего образования и направления «Лингвистика» шире содержательный охват и больше детализация планируемых результатов, в то время как результаты во ФГОС «Филология» и «Педагогическое образование» описаны более обобщенно;

- результаты ФГОС средней школы и направления подготовки «Лингвистика» носят более универсальный характер, характеризуют деятельность в целом, комплексно, в отличие от более предметноориентированных компетенций в стандартах по филологии и педагогическому образованию;

- все ОК в стандарте по лингвистике и отдельные ОК по филологическому и педагогическому образованию носят многокомпонентный и разнородный характер, что затрудняет их классификацию и сопоставление результатов;

- повышение уровня результатов наблюдается менее чем в половине случаев, причем в основном оно осуществляется за счет расширения сфер деятельности, а не перехода на качественно новый уровень; по ряду групп формулировки результатов отражают, скорее, уровневый «застой» и даже снижение уровня.

Основной результат проведенного сопоставления — возможность констатировать факт недостаточной преемственности ФГОС высшего образования по отношению к ФГОС среднего общего образования. На наш взгляд, во многом это проблема формулировок, отсутствия единого, общепринятого и общепонятного языка для описания результатов высшего образования, что, по нашему мнению, противоречит ключевой идее системно-деятельностного подхода. Можно, конечно, считать, что в стандартах высшего образования возможны большее разнообразие и меньшая унификация в соответствии с разнообразием профессий и направлений человеческой деятельности. Однако сама идея общекультурных/универсальных компетенций предполагает возможность выделить некоторый инвариант, отражающий уровень развития человека,

освоившего первую ступень высшего образования, по сравнению с общим средним образованием и последующими ступенями высшего.

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.

3. Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / В. И. Байденко [и др.]; под науч. ред. В. И. Байденко, Н. А. Селезневой. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 148 с.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результатов современного образования // Эйдос: интернет-журнал. — М., 2005. — № 4.

5. Смирнова Е. И. Общекультурные компетенции как результат подготовки будущих специалистов // Омский научный вестник. — 2010. — № 4(89). — С. 107-110.

6. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос: интернет-журнал. — 2006. — № 5.

7. Федеральный государственной образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» (уровень бакалавра) от 7 августа 2014 г., № 947.

8. Федеральный государственной образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавра) от 7 августа 2014 г., № 940.

9. Федеральный государственной образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавра) от 4 декабря 2015 г., № 1426.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г., № 373.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г., № 1897.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г., № 413.

13. Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 8 апреля 2015 г., № 1/15.

14. Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 г., № 1/15.

15. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования от 28 июня 2016 г., № 2/16-з.

CONTINUITY OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION STANDARDS AS A PROBLEM OF LANGUAGE TEACHER TRAINING IN RUSSIA

Irina N. Stolyarova

Cand. Sci. (Education), A/Prof., Department of English Philology, Institute of Philology and Mass Communications, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: i.n.stolyarova@gmail.com

Elena V. Vasilyeva

Cand. Sci. (Education), A/Prof., Department of English Philology, Institute of Philology and Mass Communications, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: elenavas55@gmail.com

The article is focused on comparing Federal State Standards of Secondary Education and Higher Education (Bachelor level, English Language Teaching programs) in terms of general educational outcomes. Personal and metadisciplinary outcomes of secondary education and general non-profession-specific higher education outcomes are described according to the spheres of human life they belong to, the presence of value, operational and subject components as well as the continuity of transition from secondary level to Bachelor level. The comparison has revealed lack of continuity between the standards and the aspects of outcomes that require further analysis and development.

Keywords: Federal State Standards of Education; secondary education; higher education; foreign language teacher; general competences; personal outcomes; metadisciplinary outcomes; continuity of educational standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.