Научная статья на тему 'Анализ мотивационноценностного отношения студентов к занятиям физической культурой'

Анализ мотивационноценностного отношения студентов к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ В.В. ДАВЫДОВА / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИОННОЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / PERSONALITY ORIENTED APPROACH / DEVELOPMENTAL EDUCATION / DAVYDOV'S CONCEPT OF DEVELOPMENTAL EDUCATION / MOTIVATIONAL AND VALUE ORIENTATION / MOTIVATIONAL AND VALUE ATTITUDES OF STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / NEED FOR PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржиева Ольга Сергеевна, Куликова Ольга Анатольевна

В настоящее время личностно-ориентированное направление получило широкое распространение в высшем профессиональном образовании, в частности в концепции развивающего обучения В.В. Давыдова. Статья посвящена анализу личностноориентированного направления в обучении студентов Бурятского государственного университета в рамках концепции развивающего обучения, которое, на наш взгляд, имеет прямую связь с формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения личности к какому-либо виду деятельности. Авторами устанавливается взаимосвязь учебной деятельности студентов университета по дисциплине «физическая культура» с мотивацией к двигательной активности на основе естественной потребности в движении, также анализируются основные условия формирования у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культурой в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доржиева Ольга Сергеевна, Куликова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Analysis of Student Motivational and Value Attitudes to Physical Training

Currently, a personality orientated approach is widespread in higher professional education, in particular V. V. Davydov’s concept of developmental education. In the article we analyzed personality orientated approach to teaching students of Buryat State University in the framework of developmental education, which, in our opinion, contribute to formation of personality sustainable motivational and value attitudes to any type of activity. We have established an association of students’ educational activity at "Physical Education" classes with the motivation to motor activity based on natural need to move, and also analyzed the basic conditions for formation of students’ sustained interest in physical training at university.

Текст научной работы на тему «Анализ мотивационноценностного отношения студентов к занятиям физической культурой»

УДК 378.016:796

doi: 1018101/1994-0866-2106-4-61-64

АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

© Доржиева Ольга Сергеевна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

© Куликова Ольга Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

В настоящее время личностно-ориентированное направление получило широкое распространение в высшем профессиональном образовании, в частности в концепции развивающего обучения В. В. Давыдова. Статья посвящена анализу личностно-ориентированного направления в обучении студентов Бурятского государственного университета в рамках концепции развивающего обучения, которое, на наш взгляд, имеет прямую связь с формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения личности к какому-либо виду деятельности. Авторами устанавливается взаимосвязь учебной деятельности студентов университета по дисциплине «физическая культура» с мотивацией к двигательной активности на основе естественной потребности в движении, также анализируются основные условия формирования у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культурой в вузе.

Ключевые слова: личностно-ориентированное направление, развивающее обучение, концепция В. В. Давыдова, мотивационно-ценностная направленность, мотивационно-ценностное отношение студентов, занятия физической культурой, потребность в двигательной активности.

В системе современного высшего профессионального образования применяется личностно-ориентированное направление в концепции развивающего обучения В. В. Давыдова [2]. Как известно, данная система — это результат многолетней исследовательской работы одних из ведущих научных коллективов России и является перспективной с педагогической точки зрения, так как направлена на развитие психики и личности человека. В своих трудах Г. К. Зайцев дал наиболее полный теоретический анализ развивающего обучения, где дает критический отзыв следующим аспектам развивающего обучения по В. В. Давыдову:

• решение учебных задач в рамках этой системы может происходить в режиме принуждения (следовательно, возможны психотравмирующие ситуации), так как хотя за студентами формально признается право быть субъектом познания, но реализация этого права переносится на организаторов обучения, которые определяют все формы познавательной активности;

• в данной системе остались не разработанными практические, эстетические, эмоциональные и физические сферы самовыражения студентов. В результате ряд базовых потребностей студентов не удовлетворяется, что может негативно отразиться на их общем развитии и психическом здоровье [4].

Анализ личностно-ориентированного направления в концепции развивающего обучения показал, что оно имеет связь с формированием мотива-ционно-ценностного отношения личности к какому-либо виду деятельности.

На наш взгляд, одним из немаловажных условий формирования устойчивого интереса студентов к занятиям физической культурой является взаимосвязь учебной деятельности с потребностью мотива к двигательной активности на основе естественной потребности в движении.

Целью исследования явился анализ мотивационно-ценностного отношения студентов Бурятского государственного университета к занятиям физической культурой, а также определение динамики физической подготовленности студентов 1-3-х курсов, выявление причин, негативно влияющих на активность студентов на занятиях физической культурой и посещаемость.

Для изучения данной проблемы было проведено анкетирование и тестирование общей и специальной физической подготовленности трех учебных групп по физической культуре: группа специализации «волейбол» (п=17), группа специализации «аэробика» (п=17) и группа «ОФП» (п=17). Общая физическая подготовленность оценивалась по результатам выполнения следующих тестовых испытаний: бег 100 метров, 2000 метров и силовой тест на мышцы брюшного пресса (подьем туловища за 30 с). Статистически значимы (р<0, 005) за трехлетний период обучения лишь значения упражнения «подъем корпуса за 30 с» в трех группах. Достоверно положительна динамика специальной физической подготовленности и у студентов, занимающихся в группе специализации «волейбол». В группе «ОФП» положительная динамика наблюдается в показателях выносливости и скоростно-силовой подготовки (бег 100 метров, бег 400 метров, прыжки в длину с разбега).

Мотивационная сфера деятельности студентов к занятиям физической культурой оценивалась методом анкетирования [3]. Анкетный опрос проводился дважды на первом и третьем курсах. Наиболее популярным видом спорта среди студентов является волейбол. На 1-м курсе — 47%, через два года обучения — уже 54%. Занятие в группе специализации «аэробика» выбирают 26% на 1-м курсе, через два года обучения — уже 30%, «легкая атлетика» — 13% на 1-м курсе, через два года обучении — 9%.

Если проследить систематичность занятий физической культурой самостоятельно, то выясняется, что студентки группы по волейболу регулярно занимаются дополнительно — 47%, нерегулярно — 53%, тогда как на первом курсе 41% вообще не занимается дополнительно. В группах аэробики это число чуть ниже — 26%, и надо заметить, что оно сократилось к 3-му курсу (занимаются регулярно — 30%, нерегулярно — 44%).

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что наблюдается существенное влияние на уровень двигательной активности студентов следующих факторов: оптимизация веса, улучшение рельефа тела (62%), улуч-

шение состояния здоровья (33%), возможность снять усталость за счет повышения работоспособности (3%); достижение спортивного результата (2%); получение зачета по дисциплине «Физическая культура» в группе специализации «волейбол» — 15%, в группе специализации «аэробика» — 35%, в группе «ОФП» — 55%.

Результаты анкетирования, полученные в ходе исследования, свидетельствуют об устойчивом интересе студентов к занятиям физической культурой. В настоящее время молодежь четко осознает необходимость занятий физической культурой и спортом, как показали результаты ответов студентов на вопрос: «Если физическую культуру вывести из обязательной программы обучения в вузе, посещали бы Вы занятия физической культурой?». На что студенты ответили «да» — 83%, «нет» — 17%.

Результаты исследования показали, что при организации занятий физической культурой в вузе необходимо учитывать спортивно-физкультурные интересы, избегать непосильных физических нагрузок, оценивать динамику физической подготовленности индивидуально. Только при заинтересованности студентов в занятии физической культурой можно оптимизировать средства, совершенствовать методы и формы организации занятий и рационализировать процесс управления формированием мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.

Литература

1. Антошин М. В., Шалагин В. Е. Организация самостоятельной работы студентов по физическому воспитанию в вузе. Физическая культура и спорт в системе образования // Здо-ровьесберегающие технологии: материалы междунар. симпозиума. — Красноярск, 2004. —

340 с.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.

3. Дуркин П. К., Лебедева М. П. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 2. — С. 55-58.

4. Зайцев Г. К., Колбанов, В. В. Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. — СПб.: Изд-во УПМ, 1994. — С. 70-81.

5. Старостенко А. Г. Повышение эффективности физкультурно-спортивной подготовки студентов // Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспектива развития в современном обществе: материалы II Рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Красноярск, 25-26 ноября 2004 г.). — Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева, 2004. — 532 с.

6. Филиппов Н. Н. Научно-педагогические основы физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства. — Минск: Минскпроект, 2001. — С. 67-69.

7. Филин В. П. Организационно-методические основы спортивных знаний с детьми школьного возраста. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — С. 87-90.

AN ANALYSIS OF STUDENT MOTIVATIONAL AND VALUE ATTITUDES TO PHYSICAL TRAINING

Olga S. Dorzhieva

PhD in Pedagogy, Senior Lecturer

Department of Physical Education, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]

Olga A. Kulikova

PhD in Pedagogy, A/Professor

Department of Physical Education, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]

Currently, a personality orientated approach is widespread in higher professional education, in particular V. V. Davydov's concept of developmental education. In the article we analyzed personality orientated approach to teaching students of Buryat State University in the framework of developmental education, which, in our opinion, contribute to formation of personality sustainable motivational and value attitudes to any type of activity. We have established an association of students' educational activity at "Physical Education" classes with the motivation to motor activity based on natural need to move, and also analyzed the basic conditions for formation of students' sustained interest in physical training at university.

Keywords: personality oriented approach, developmental education, Davydov's concept of developmental education, motivational and value orientation, motivational and value attitudes of students, physical education, need for physical activity.

References

1. Antoshin M. V., Shalagin V. E. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov po fizicheskomu vospitaniyu v vuze. Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme obrazovaniya [Organization of Students' Self Study in Physical Education at University. Physical Culture and Sport in the Education System]. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii — Health Saving Technologies. Collected Materials of International Symposium. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State University Publ., 2004. 340 p.

2. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya: Opyt teoreticheskogo i eksperimen-tal'nogo psikhologicheskogo issledovaniya [Problems of Developing Education: The Experience of Theoretical and Experimental Psychological Research]. Moscow: Pedagogika Publ., 1986. 240 p.

3. Durkin P. K., Lebedeva M. P. Interes k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi i sportom kak faktor formirovaniya zdorovogo obraza zhizni [Interest in Physical Education and Sport as a Factor in Forming a Healthy Lifestyle]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka — Physical Culture: Education and Training. 2004. No. 2. Pp. 55-58.

4. Zaitsev G. K., Kolbanov V. V., Kolesnikova M. G. Pedagogika zdorov'ya: Obrazovatel'nye programmy po valeologii [Health Pedagogy: Educational Programs in Valeology]. St Petersburg, 1994. Pp. 70-81.

5. Starostenko A. G. Povyshenie effektivnosti fizkul'turno-sportivnoi podgotovki studentov [Enhancement of Students' Physical and Sports Training Efficiency]. Fizkul'turno-ozdorovitel'noe dvizhenie. Sport. Sostoyanie i perspektiva razvitiya v sovremennom obshchestve — Sports and Recreation Movement. Sport. Status and Prospects of Its Development in Modern Society. Proc. 2nd Russian sci.-pract. conf. with Int. participation (Krasnoyarsk 25-26 November 2004). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University Publ., 2004. 532 p.

6. Filippov N. N. Nauchno-pedagogicheskie osnovy fizkul'turno-ozdorovitel'noi raboty s naseleniem po mestu zhitel'stva [Scientific and Pedagogical Grounds of Community-Based Sports and Recreation Activities]. Minsk: Minskproekt Publ., 2001. Pp. 67-69.

7. Filin V. P. Organizatsionno-metodicheskie osnovy sportivnykh znanii s det'mi shkol'nogo vozrasta [Organizational and Methodical Grounds of Sport Activities with Children of School Age]. Moscow: Fizkul'tura i sport Publ., 1980. P. 87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.