УДК 37.012.3
АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННО-ЦЕНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
© Ольга Сергеевна Доржиева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета E-mail: [email protected]
© Ольга Анатольевна Куликова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета E-mail: [email protected]
В данной статье освящено личностно-ориентировочное направление, которое в настоящее время наиболее часто применяется в профессиональном образовании концепции В. В. Давыдова о развивающем обучении. Статья посвящена анализу лично-стно-ориентировочного направления в концепции развивающего обучения, которое, на наш взгляд, имеет связь с формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения личности человека к какому-либо виду деятельности. Проделаны попытки выявления взаимосвязи учебной деятельности студентов Бурятского государственного университета с потребностью мотива к двигательной активности на основе естественной потребности в движении. Анализируются условия формирования у студентов Бурятского государственного университета устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Ключевые слова: Личностно-ориентировочное направление, развивающее обучение концепции В. В. Давыдова, мотивационно-ценностная направленность, мотивацион-но-ценностное отношение студентов, занятия физической культурой, потребность в двигательной активности.
Система современного высшего профессионального образования XXI века держит курс на личностно-ориентировочное направление студентов, которое направлено на развитие саморазвития, внимания, воображения и т. д. На наш взгляд, связано это с тем, что в настоящее время личностно-ориентировочное направление наиболее часто применяется в профессиональном образовании концепции В.В. Давыдова о развивающем обучении. Как известно, данная система это результат многолетней исследовательской работы одних из ведущих научных коллективов России и является перспективной с педагогической точки зрения, так как направлена на развитие психики и личности человека. В своих трудах Зайцев Г.К. дал наиболее полный теоретический анализ развивающего обучения, где дает критический отзыв следующим аспектах развивающего обучения по В.В. Давыдову:
• решение учебных задач в рамках этой системы может происходить в режиме принуждения (следовательно, возможны психотравмирующие ситуации), так как, хотя за студентами формально признается право быть субъектом познания, но реализация этого права переносится на организаторов обучения, которые определяют все формы познавательной активности;
• в данной системе остались не разработанными практические, эстетические, эмоциональные и физические сферы самовыражения студентов. В результате ряд
базовых потребностей студентов не удовлетворяется, что может негативно отразиться на их общем развитии и психическом здоровье (5).
Анализ личностно-ориентировочного направления в концепции развивающего обучения привел к выводу, что оно имеет связь с формированием мотивационно-ценностным отношением личности человека к какому-либо виду деятельности.
На наш взгляд, одно из немаловажных условий формирования у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культурой является взаимосвязь учебной деятельности с потребностью мотива к двигательной активности на основе естественной потребности в движении.
Целью исследования явился анализ мотивационно-ценостного отношения студентов Бурятского государственного университета к занятиям физической культурой, определение динамики физической подготовленности студентов 1-3 курсов, а также выявление причин, негативно на посещаемость и активность студентов на занятиях физической культурой.
Для изучения данного вопроса было проведено тестирование общей и специальной физической подготовленности, а также анкетирование трех учебных групп по физической культуре: группа специализации «волейбол» (п=17), группа специализации «аэробики» (п=17) и группа «ОФП» (п=17). Оценка общей физической подготовленности определялась по результатам выполнения обязательных тестов: бег 100 метров, 2000 метров и силовой тест на мышцы брюшного пресса (подьем туловища за 30 сек.). Статистически значимы (р<0,005) за трехлетний период обучения лишь значения упражнения подъем корпуса за 30 сек в трех группах. Достоверно положительна динамика специальной физической подготовленности и у студентов, занимающихся в группе специализация «волейбол». В группе «ОФП» положительная динамика наблюдается в показателях выносливости и скоростно-силовой подготовки (бег 100 метров, бег 400 метров, прыжки в длину с разбега).
Для оценки мотивационной сферы деятельности студентов к занятиям физической культурой использовался метод анкетирования. Анкетный опрос проводился дважды на первом и третьем курсе. Наиболее популярным видом спорта среди студентов является волейбол. На 1 курсе — 47 %, через два года обучения уже 54 %. Занятие в группе специализации «аэробика», выбирают — 26 %- на 1 курсе, через два года обучения уже — 30 %, легкой атлетикой — 13 % — на 1 курсе, через два года обучении — 9 %.
Если проследить систематичность занятий физической культурой самостоятельно, то выясняется, что студентки группы по волейболу регулярно занимаются дополнительно — 47 %, нерегулярно — 53 %, тогда как на первом курсе 41 % вообще не занимается дополнительно. В группах аэробики это число чуть ниже 26 %, и надо заметить, что оно сократилось к 3 курсу (занимаются регулярно — 30 %, не регулярно- 44 %).
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что имеется существенное влияние на уровень двигательной активности студентов следующих факторов: оптимизация веса, улучшение рельефа тела(62 %), улучшение состояние здоровья (33 %), возможность снять усталость за счет повышения работоспособности (3 %); достижение спортивного результата (2 %); получение зачета по дисципли-
не «Физическая культура» в группе специализации «волейбол» — 15 %, в группе специализации «аэробика» — 35 %, в группе «ОФП» — 55 %,
Результаты анкетирования, полученные в ходе исследования, свидетельствуют об устойчивом интересе студентов к занятиям физической культурой. В настоящее время молодежь четко осознает необходимость занятий физической культурой и спортом о чем свидетельствуют результаты ответов студентов на вопрос: «Если физическую культуру вывести из обязательной программы обучения в ВУЗе, посещали бы Вы занятия физической культурой?». На что студенты ответили «да» — 83 %, «нет» — 17 %.
Результаты исследования приводят к выводу, что при организации занятий физической культурой в вузе необходимо учитывать спортивно-физкультурные интересы, избегать непосильных физических нагрузок, оценивать динамику физической подготовленности индивидуально по их приросту. Только при заинтересованности студентов в занятии физической культурой можно оптимизировать средства, совершенствовать методы и формы организации занятий и рационализировать процесс управления формированием мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.
Литература
1. Антошин М. В. Организация самостоятельной работы студентов по физическому воспитанию в вузе. Физическая культура и спорт в системе образования / М. В. Антошин, В. Е. Шалагин // Здоровьесберегающие технологии: сборник. материалов международного симпозиума. — Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2004. — 340 с.
2. Дуркин П. К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — №2. — С. 55-58.
3. Старостенко А. Г. Повышение эффективности физкультурно-спортивной подготовки студентов / А. Г. Старостенко // Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспектива развития в современном обществе: материалы II Российской научно-практической конференции с международным участием (Красноярск 25-26 ноября 2004 г.). — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В. П. Астафьева, 2004. — 532 с.
4. Филиппов Н. Н. Научно-педагогические основы физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства. — Минск: Минскпроект, 2001. — С. 67-69.
5. Филин В. П. Организационно-методические основы спортивных знаний с детьми школьного возраста. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — С. 87-90.
ANALYSIS OF MOTIVATIONAL-VALUABLE RELATION OF STUDENTS TO PHYSICAL TRAINING
Dorzhieva Olga S., candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer, Department of Physical Education of Buryat State University E-mail: [email protected]
Kulikova Olga A., candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Physical Education of Buryat State University E-mail: [email protected]
In this article the personal and approximate direction which is most often applied in professional education of the concept of V. V. Davydov about the developing training now is consecrated. Article is devoted to the analysis of the personal and approximate direction in the concept of the developing training which, in our opinion, has connection with formation of the steady motivational and valuable relation of the identity of the person to any kind of activity. Attempts of identification of interrelation of educational activity of students of the Buryat state university with requirement of motive to physical activity on the basis of needs of nature in the movement are done. Formation conditions at students of the Buryat state university of steady interest in occupations are analyzed by physical culture. Keywords: The personal and approximate direction developing training of the concept of V. V. Davydov, a motivational and valuable orientation motivational and valuable the relation of students, occupations by physical culture, need for physical activity.