Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА АБИТУРИЕНТОВ-ОРГАНИСТОВ В США: МЕТОДЫ ХХI ВЕКА'

ПОДГОТОВКА АБИТУРИЕНТОВ-ОРГАНИСТОВ В США: МЕТОДЫ ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ОРГАНА / ОРГАННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА / МЕЛИЗМАТИКА / РЕГИСТРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парадиз Елена

Данная статья представляет собой краткое изложение концепции авторской электронной книги: сборника необходимых материалов для преподавателей органа. В ней содержится информация об органной технике и исполнении, мелизматике, регистровке, репертуаре разных эпох и национальных органных школ. Книга основана на новейших веб-технологиях с использованием текста, видео, аудио и интерактивных нотных примеров. Она работает как с Интернетом, так и без него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING ENTRANT ORGANISTS IN THE UNITED STATES: METHODS OF THE XXI CENTURY

This article is about my e-book, a compilation of essential texts for organ instructors. It covers organ technique, performance, ornamentation, registration, and repertoire selected by historical periods and national organ schools. It incorporates the newest Web technologies of text, videos, audios, and interactive score examples. It can be used stand-alone or connected to the Internet

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА АБИТУРИЕНТОВ-ОРГАНИСТОВ В США: МЕТОДЫ ХХI ВЕКА»

Научная статья УДК 786.6

Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 34-37

Парадиз Елена

Клайпедский университет (Клайпеда, Литва), Фортепианная студия Парадиз (Морган Хилл, Калифорния, США), elenaparadies1@gmail.com

34

Данная статья представляет собой краткое изложение концепции авторской электронной книги: сборника необходимых материалов для преподавателей органа. В ней содержится информация об органной технике и исполнении, мелизматике, регистровке, репертуаре разных эпох и национальных органных школ. Книга основана на новейших веб-технологиях с использованием текста, видео, аудио и интерактивных нотных примеров. Она работает как с Интернетом, так и без него.

Ключевые слова: преподавание органа, органное исполнение, электронная книга, мелизматика, регистровка

Для цитирования: Парадиз Е. Подготовка абитуриентов-органистов в США: методы ХХ1 века //Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 34-37

Original article

Preparing Entrant Organists in the United States: methods of the XXI century

Music Education and Science. 2021. Paradies E.

№ 2 (15). p. 34-37 Klaipeda University (Klaipeda, Lithuania), Paradise Piano Studio

(Morgan Hill, California, USA), elenaparadies1@gmail.com

This article is about my e-book, a compilation of essential texts for organ instructors. It covers organ technique, performance, ornamentation, registration, and repertoire selected by historical periods and national organ schools. It incorporates the newest Web technologies of text, videos, audios, and interactive score examples. It can be used stand-alone or connected to the Internet. Key words: organ teaching, organ performance, e-book, ornamentation, registration

For citation: Paradies E. Preparing Entrant Organists in the United States: methods of the XXI century // Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). P. 34-37

© Парадиз Е., 2021

Органное исполнитель-

ство — это увлекательный и сложный путь. Наверное, нет другого такого инструмента, который был бы так взыскателен к музыканту, как орган. «Король инструментов» требует беззаветной преданности, музыкальной эрудиции, владения разнообразными техническими навыками, постоянного доступа к инструменту и т. д.

Молодые исполнители, которые решили посвятить себя органной музыке, сталкиваются со множеством проблем. Прежде всего, это фортепианная подготовка. В отличие от остальных инструменталистов, органисты должны приобрести навыки фортепианной игры, прежде чем они начнут играть на органе. Им также необходимо время для самостоятельных занятий на духовом или электронном инструменте, например, в близлежащей церкви. И наконец, им нужен хороший педагог. К сожалению, в США почти нет таких школ, в которых преподавался бы орган. Для того чтобы найти педагога, молодые таланты должны обращаться в близлежащий колледж, имеющий класс органа, но к сожалению, таких учебных заведений становится все меньше. Во многих случаях занятия игрой на органе оказываются невозможными просто из-за географического расположения. Другой путь совершенствовать свое мастерство — это искать местных церковных органистов, дающих частные уроки. Однако уровень их мастерства заметно разнится. То же можно сказать и о качестве преподавания. Хотя педагоги прикладывают максимум усилий, в отдельных случаях учителям не хватает знаний и практического опыта, необходи-

мых для подготовки учеников к поступлению в высшие учебные заведения по классу органа.

У этой проблемы есть несколько составляющих. Прежде всего, это экономический фактор. В связи с последним глобальным экономическим кризисом многие университеты сократили свои органные программы, что привело к уменьшению числа квалифицированных преподавателей.

Следующий фактор — это географическая изоляция. Учителя, проживающие в отдалении от культурных центров, ограничены в профессиональном развитии.

И наконец, педагоги часто лишены помощи и поддержки официальных организаций по сравнению с другими категориями органистов. Например, Американская гильдия органистов (The American Guild of Organists. AGO) предоставляет возможности продолжения образования органистам с различным уровнем подготовки. Тем не менее. большинство этих программ рассчитано в основном на студентов университетов или профессиональных органистов. Американская гильдия органистов поддерживает молодых органистов посредством национальной образовательной программы «Встречи с органом» (Pipe Organ Encounters, POE). К сожалению. эта программа направлена на совершенствование ученика, а не педагога. Преподаватели, готовящие учеников к поступлению в высшие учебные заведения, предоставлены сами себе, им приходится самостоятельно решать насущные проблемы, что сказывается на уровне подготовки будущих студентов.

Для анализа эффективности преподавания органа в США,

для оценки сильных и слабых сторон этого процесса, для понимания того, какая конкретно помощь требуется педагогам, автор провела опрос, разослав 220 анкет профессорам университетов и частным преподавателям из 25 американских штатов.

Вопросы для частных педагогов включали в себя такие аспекты, как методики преподавания, трудности в подготовке учеников к поступлению в высшие учебные заведения, заинтересованность педагогов в продолжении их личного образования, дополнительные полезные ресурсы и т. п. Профессорам университетов было предложено ответить на вопросы о том, что они дума- 35 ют по поводу уровня подготовки абитуриентов, о том, что можно сделать для его повышения, как университеты работают над подготовкой молодых педагогов, и о дополнительных образовательных ресурсах в помощь церковным органистам-педагогам.

Авторский проект «Подготовка абитуриентов-органистов: методы XXI века» в формате электронной книги основан на результатах анкетирования педагогов и призван решить некоторые из вышеперечисленных проблем. Мы уверены, что никакие технологии, даже самые инновационные, не смогут заменить живого общения с педагогом, его восприятия и понимания. Но современные технологии могут быть использованы в качестве дополнительного ресурса в усовершенствовании процесса преподавания. Обеспечение педагогов компактным и систематизированным учебным пособием, где была бы собрана необходимая информация по разнообразным вопросам, касающимся органного исполнительства, было

бы крайне своевременно. На данный момент такого единого ресурса не существует.

Сегодня новые технологии развиваются стремительными темпами. Они оказывают сильное воздействие на различные аспекты нашей жизни, иногда даже без нашего на то согласия. Молодое поколение легко и быстро осваивает цифровые гадже-ты, часто с полным и абсолютным погружением в Интернет. В настоящее время уже хорошо известны примеры применения цифровых технологий в процессе музыкального преподавания: это онлайн-курсы, интерактивные веб-сайты, уроки по Скайпу, раз-36 личные цифровые программы, рассчитанные на развитие определенных музыкальных навыков и т. д. Настало время изучения и использования неограниченных возможностей электронных книг.

Особенность данной электронной книги, основанной на мультимедийных ресурсах, заключается в том, что это учебное пособие может работать как с Интернетом, так и без него. Она может быть прочитана смартфоном, планшетом или компьютером и транслироваться на более широкие экраны, как, например, домашний кинотеатр. Концептуально целевая аудитория данного пособия — это преподаватели, не получившие высшего образования по специальности орган. Используя эту книгу, педагоги будут располагать необходимыми справочными данными, распечатывать домашние задания по теории музыки, загружать обновления и другие учебные материалы из Интернета в текстовом, видео- и аудиоформатах.

Данная электронная книга обладает следующими характеристиками.

• Она включает в себя текст, видео-, аудиоматериалы в автономном стандарте EPUB 3 и музыкальные примеры с интерактивными функциями.

• При подключении к Интернету существует возможность использования книжных ссылок на YouTube и их последующего прослушивания в самой книге.

• Электронная книга может быть использована и без Интернета на таких мобильных устройствах, как планшет или смартфон.

Книга состоит из пяти глав.

I. Обучение основам современной и старинной органной техники

В главе содержится вводный материал, который понадобится педагогу в течение первых месяцев обучения. В нем объясняются принципы современной органной техники, основанной на игре legato (романтический и современный периоды), и принципы ранней органной техники, основанной на «дифференцированном legato» (эпохи Возрождения и барокко). Каждый вид техники демонстрируется на видео и сопровождается иллюстрирующими примерами из органной литературы.

II. Стиль и техника: преподавание музыки различных стилей

В этой главе рассказывается о том, как работать с учеником над романтическим, современным и барочным репертуаром таким образом, чтобы интегрировать техническое и музыкальное развитие ученика. Предлагаемый музыкальный анализ отдельных произведений концентрируется на нескольких различных педагогических задачах. Пошаговая инструкция указывает, как достичь необходимых результатов

определенными методами работы. Читатель найдет ссылки на другие разделы книги, в которых обсуждаются регистровка и ме-лизматика, уместные в данном конкретном произведении.

III. Фортепианная техника и ее связь с изучением органа

Этот раздел дает рекомендации о том, как разучивать гаммы, запоминать аппликатуру и развивать у учащихся фортепианную технику, являющуюся необходимым дополнением к занятиям в органном классе. В заключение приводятся советы, как использовать фортепиано, разучивая органную пьесу.

IV. Основы теории музыки для изучающих игру на органе: уроки и домашние задания

Эта глава поможет педагогу в сжатой форме ознакомить ученика с основами теории музыки во время органных уроков. Педагогу предлагается систематизированный курс объемом в сорок уроков с домашними заданиями, которые можно распечатать.

V. Другие педагогические ресурсы

а) Орнаментика

В разделе представлен краткий обзор мелизмов эпохи барокко, классифицированный по странам и историческим периодам. Он включает в себя список композиторов отдельных эпох с датами их жизни и смерти. Все транскрипции мелизмов основаны на данных из первоисточников, использованных в цитируемых публикациях. Глава завершается сравнительной таблицей мелизмов и списком дополнительной литературы.

б) Репертуар для начинающих органистов

В этой главе приводится краткая характеристика органного репертуара различных истори-

ческих периодов и национальных школ с широким спектром стилей и музыкальных форм. Предлагается приблизительный список репертуара для начинающих и перечень изданий Urtext^ органных произведений Баха, Брамса, Мендельсона и французских романтиков в дополнение к сборникам, опубликованным издательством Уэйн Леупольд (Wayne Leupold).

в) Школы органостроения и их влияние на регистровку

В этом разделе рассматривается связь между конкретной национальной школой органо-строения, диспозицией органа и регистровкой. В нем перечислены краткие характеристики основных школ органостроения и наиболее типичные регистровки в зависимости от жанра, музыкальной формы или динамических изменений.

Прилагаются ссылки на видео из YouTube некоторых известных исторических органов. VI. Библиография Список литературы может быть полезным материалом на пути неустанного самообразования в обширной области органного исполнительства.

Предложенная версия электронной книги оптимизирована для чтения с помощью приложения для чтения iBooks от Apple. Требования к техническому обеспечению электронной книги

включают в себя Apple MacBook Pro с 16 ГБ оперативной памяти, Apple iPad с 64 ГБ оперативной памяти. Будущие версии могут быть выпущены для других операционных систем и устройств.

Разработка новых открытых стандартов электронных книг за последние два десятилетия позволила быстро и удобно обновлять и распространять учебные материалы и мультимедийные дидактические пособия. Педагог может загружать необходимую информацию из Интернета и, используя подходящее устройство для чтения электронных книг, добавлять свои заметки для создания удобного личного учебного пособия, обновляя его по мере появления новых материалов.

Новые технологии будут оказывать большое влияние на дальнейшее развитие электронных книг. Например, в наши дни ведется работа над более быстрым Интернетом, скорость которого увеличится с 4G, то есть 4-го поколения беспроводных технологий, на 5G. Это означает, например, что потребуется менее 1 секунды для того, чтобы скачать на смартфон 60-минутное видео, что в 100 раз превышает нынешнюю скорость 4G. И через несколько лет 5G станет повсеместно доступной. Это даст толчок к увеличению объема и контента электронных книг, их свободному использованию на

различных гаджетах и их усовершенствованию в соответствии с потребностями читателей, в частности педагогов-органистов.

Подобно тому, как печатный станок Иоганна Гуттенберга в пятнадцатом веке в корне изменил способ обмена знаниями и создал возможность получения образования, так Интернет в наши дни революционизировал хранение и передачу информации, фактически заменив классические информационные ресурсы. Электронная книга, как часть инновационных процессов, должна стать важным инструментом в дальнейшем усовершенствовании образовательного процесса.

37

Информация об авторе

Е. Парадиз — доктор музыки, доцент Клайпедского университета (Литва), органист и музыкальный директор Первой лютеранской церкви Св. Иммануила (Сан Хосе, Калифорния, США), преподаватель фортепиано «Фортепианной студии Парадиз» (Морган Хилл, Калифорния, США)

Information about the author

E. Paradies — Doctor of Music, Associate Professor at the University of Klaipeda (Lithuania), organist and music Director of the First Lutheran Church of St. Immanuel (San Jose, California, USA), piano teacher at the Paradise Piano Studio (Morgan Hill, California, USA)

Статья поступила в редакцию 10.12.2021; одобрена после рецензирования 12.12.2021; принята к публикации 12.12.2021. The article was submitted 10.12.2021; approved after reviewing 12.12.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.