Научная статья на тему 'Поддержка внешнеэкономической деятельности российских предприятий'

Поддержка внешнеэкономической деятельности российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Порошин Ю. Б., Сидорова Е. Ю.

Внешнеэкономическая деятельность является важнейшим фактором формирования глобальной мировой экономики. В настоящее время большинство отраслей являются неконкурентоспособными. Важнейшее направление стимулирования внешнеэкономической деятельности информационное обеспечение участников внешнеэкономической деятельности. Российским экспортерам требуется обеспечить благоприятные условия деятельности на внешних рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN ENTERPRISES

Foreign trade activities are the major factor of formation of global economic. Now the majority of branches are noncompetitive. The major direction of stimulation of foreign trade activities a supply with information of participants of foreign trade activities. The Russian exporters need to provide favorable conditions of activity on foreign markets.

Текст научной работы на тему «Поддержка внешнеэкономической деятельности российских предприятий»

♦

Таким образом, проведенный фазовый анализ позво -лил устранить противоречия в модифицированных рядах инвестиций: оба ряда указывают на конъюнктурное увеличение уровня инвестиций. Тем не менее характеристики выделенных пятой и шестой фаз (малая мощность и длительная динамика) позволили установить, что конъюнктурные колебания среднесрочного характера (более года и менее 4 лет) в период с середины 2000 г до середины 2006 г. не оказывали существенного влияния на объемы инвестиций в основной капитал. Судя по всему, это отражает ситуацию стагнации на инвестиционном рынке, когда установившееся «конъюнктурное затишье» не позволяет улучшить предсказательные свойства моделей прогнозирования, основанных на экстраполяции трендов и наложении на них сезонных колебаний.

При дальнейшем исследовании следует обратить вни -мание на адекватность выбранной модели тренда и правильность корректировки в исходных данных ценового фактора, так как возникшее противоречие с тренд-цикли -ческим компонентом временного ряда инвестиций может существенно усложнить прогнозирование его уровней.

1 См.: Ханк Д.Э., Уичерн Д.У., Райтс А.Дж. Бизнес-прогнозирование. 7-е изд-е / Пер. с англ. М., 2003. С. 193 - 199.

2 См.: Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования: Учеб. пособие для вузов. М., 2003; Она же. Статистичес-

кие методы прогнозирования в экономике / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2002.

3 См.: Левин В.С. Оценка номинального и реального объемов инвестиций в основной капитал / Актуальные проблемы качественного экономического роста: Мат Всерос. науч.-прак-тич. конф. (г. Саранск, 20 - 21 окт. 2005 г.): В 2 т. Т. 1. Проблемы нового качества экономического роста на макро- и мезоуров-нях / МГУ им. Н.П. Огарева [и др.; редкол.: Н.П. Макаркин (отв. ред.) и др.]. Саранск, 2005.

4 См.: Боровиков В.П. Прогнозирование в системе STATISTICA в среде Windows. Основы теории и интенсивная практика на компьютере: Учеб. пособие / В.П. Боровиков, Г.И. Ивченко. М., 2000; Левин В.С. Декомпозиция временного ряда инвестиций в основной капитал // Вестн. Самарского гос. экон. ун-та. 2005. № 2 (17); Он же. Сезонная декомпозиция временного ряда инвестиций в основной капитал / Состояние и эффективность использования ресурсов АПК РФ: Труды IX межд. науч.-практич. конф. НАЭКОР. Т. 1. Оренбург, 2005; Он же. Декомпозиция временного ряда инвестиций в основной капитал / Стратегия социально-экономического развития России / Под ред. Г.Г. Фетисова, А.М. Бабашкиной. М., 2005.

5 См.: Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов: Учеб. пособие. М., 2003. С. 240 - 255.

УДК 339.9

ПОДДЕРЖКА

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ю.Б. Порошин,

доктор экономических наук, профессор, завкафедрой таможенного дела, СГСЭУ

Е.Ю. Сидорова,,

кандидат экономических наук, доцент кафедры внешнеэкономической деятельности, Саратовский институт Российского государственного торгово-экономического университета

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

Сегодня уже общепризнанно, что внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) является одним из важнейших факторов формирования глобальной мировой экономики. Создание в России рыночной среды предполагает интеграцию в мировое хозяйство. С переходом в рыночную экономику российские предприятия и фирмы вне зависимости от сферы деятельности, формы собственности и размеров получили возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции. Поэтому возникает необходимость в активизации ВЭД предприятий. Однако в настоящее время, несмотря на признание рыночного статуса российской экономики нашими ведущими торговыми партнерами, существуют проблемы функционирования российских предприятий на мировых рынках.

Анализ статистических данных, касающихся развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации (рисунок), показывает, что за последние 5 лет (с 2000 по 2005 гг) внешнеторговый оборот России вырос на 219 млрд долл. США (или на 146,1%) и достиг суммы в 368,9 млрд долл. США. Положительное сальдо было обусловлено главным образом фактором ценовой конъюнктуры.

За 2005 г. экспорт России (по оценке Минэкономразвития) составил 243,6 млрд долл. США, что на 132,00% выше, чем в 2000 г., в том числе со странами дальнего зарубежья - 210,0 млрд долл. США (рост на 131,23%), СНГ - 33,5 млрд долл. США (рост на 134,27%). В 2005 г. (по сравнению с 2004 г.) доля стран дальнего зарубежья в общем объеме товарного экспорта выросла с 83,5% до 86,3%, стран СНГ - уменьшилась соответственно с 16,5% до 13,7%. Это объясняется сокращением объемов торговли с Республикой Беларусь в результате неполной адаптации внешнеторговых организаций и налоговых органов обеих стран к работе с 1 января 2005 г в

условиях взимания косвенных налогов по принципу страны назначения. Определенную роль сыграла активизация мер, направленных на создание в Республике Беларусь импортозамещающих производств, особенно на территориях свободных экономических зон.

ä 400 | 300 | 200 3 100 ! 0

2000 2001 200 2 2003 2004 2005 период

■ внешнеторговый оборот экспорт

импорт

Динамика показателей внешнеторговой деятельности Российской Федерации в 2000 - 2005 гг.1

За 2005 г импорт России (по оценке Минэкономразвития) составил 125,0 млрд долл. США, что на 178,40% выше, чем в 2000 г, в том числе со странами дальнего зарубежья - 104,0 млрд долл. США (рост на 231,21%), СНГ - 21,8 млрд долл. США (рост на 62,69%).

Однако анализ показал, что в 2005 г темпы роста физических объемов импорта замедлились (до 16,2% против 22,5% в 2004 г.), но продолжали опережать темпы роста внутреннего производства и потребления.

Эти показатели вкупе с положительным сальдо внешнеторгового баланса России, который в 2005 г. достиг рекордного значения в 118,0 млрд долл. США. Однако не надо забывать о том, что увеличение экспорта в основном является следствием улучшения мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей, черных и цветных металлов и некоторых других рынках сырья.

Например, увеличение товарооборота в 2005 г. на 31,3% (или на 88 млрд долл. США) по сравнению с 2004 г. было обусловлено следующими причинами.

1. Подавляющая доля прироста стоимостного объема товарного экспорта получена в январе - ноябре 2005 г. за счет увеличения контрактных цен - 86,2%, наращивания физических объемов - лишь 13,8%, в том числе по топливно-энергетическим товарам на долю увеличения контрактных цен в общем росте приходилось 91,4%, металлам и изделиям из них - 70,6%, лесоматериалам - 41,1%, продукции химической промышленности - весь прирост.

2. В 2005 г. цена на российскую нефть марки «Urals» на мировом рынке составила 50,6 долл. за баррель (рост по сравнению с 2004 г. на 46,9%), в том числе в I квартале - 42,9 долл. за баррель (+ 46,9%), во II квартале -48 долл. за баррель (+ 47,6%), в III квартале - 57,2 долл. за баррель (+ 52%), в IV квартале - 53,6 долл. за баррель (+ 39,8%).

3. Среднемесячная контрактная цена на российский природный газ в 2005 г. выросла на 27,6%, в том числе в I квартале - на 14,8%, во II квартале - на 24,5%, в III квартале - на 30,7%, в IV квартале - на 39,6% (по сравнению с соответствующими кварталами прошлого года).

4. Значительно возросли цены на черные металлы.

5. Выросли цены на цветные металлы. Средняя цена на медь выросла на 28,3%, никель - на 6,8%, алюминий - на 10,6%. Основными факторами роста цен на цветные металлы в 2005 г. был высокий спрос на них в мире, особенно со стороны Китая. Рост спро-

са на алюминий был вызван увеличением его потребления в США.

В товарной структуре экспорта доля топливно-энергетических товаров (по данным за 11 месяцев) выросла с 57,6% до 63,8% из-за значительного увеличения контрактных цен (по оценке - на 44%) при росте физических объемов только на 2,9%.

Доля металлов и изделий из них в общей структуре экспорта России уменьшилась за этот период с 16,7% до 14,6% при росте физических объемов на 4,3% и контрактных цен на 12%.

В условиях снижения конкурентоспособности отечественной обрабатывающей продукции, в том числе из-за реального укрепления рубля, экспорт машин, оборудования и транспортных средств снизился на 2,6% при падении контрактных цен на 5,5% и росте физических объемов на 3,1%. При этом их доля в общем объеме экспорта уменьшилась с 7,4% до 5,4%.

В приросте стоимостных объемов импорта на увеличение физических объемов приходилось 78,4%, в том числе по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью - 55,8%, продукции химической промышленности - 56,5%, машинам, оборудованию и транспортным средствам - 100%. Расширение импорта произошло в основном за счет увеличения импорта инвестиционных товаров - на 36,8%2 (полностью за счет физических объемов). В структуре импорта недостаточно полно представлены современные технологии, машины и оборудование, необходимые для функционирования и модернизации экономики страны. Значительное место занимают продовольствие и сельскохозяйственное сырье, алкогольные и другие напитки, сигареты, медикаменты, промышленные товары бытового назначения.

Можно сказать, что, несмотря на существенные сдвиги в структуре экспорта в пользу обрабатывающей промышленности, большинство отраслей являются неконкурентоспособными и неготовыми к вступлению нашей страны в ВТО. Нельзя забывать и о том, что присоединение к ВТО качественно поменяет торгово-политичес-кую ситуацию для нашей страны, наделяя ее правами и возможностями по преодолению дискриминационных ограничений на внешних рынках. Однако эффективное использование этих возможностей в решающей степени зависит от согласованных и квалифицированных действий российской стороны, что делает необходимой активную разъяснительную работу с отечественными производителями и экспортерами, направленную на формирование у них ответственного отношения к торгово-политическим процедурам. Поэтому возникает необходимость поддержки ВЭД российских предприятий со стороны российского государства, резко возрастает роль стимулирующей функции государственной внешнеэкономической политики, охватывающей собой все стадии и виды ВЭД российских предприятий. Реализация этой функции не может быть эффективно обеспечена в отрыве от мер и механизмов, направленных на повышение национальной конкурентоспособности.

Важнейшее направление стимулирования ВЭД - информационное обеспечение участников ВЭД. Здесь нельзя ограничиваться обеспечением публичного в режиме реального времени доступа всех заинтересованных лиц к имеющимся у государства ресурсам внешнеторговой информации. Необходимо проводить целенап-

♦-

равленное адресное информирование участников ВЭД о существующих коммерческих возможностях, рекламно-информационные и разъяснительные акции по различным аспектам ВЭД, развивать специализированные структуры, оказывающие информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Особый акцент необходимо делать на российских предприятиях, относящихся к среднему и малому бизнесу, которые занимаются выпуском продукции.

Продолжая совершенствовать информационную поддержку участников ВЭД, необходимо увеличивать влияние государства, направленное на развитие национальной информационной инфраструктуры и современных информационных технологий в сфере внешнеторговой деятельности. Для решения этой задачи надо осуществлять следующие мероприятия и задачи:

• сформировать общенациональный банк данных внешнеторговой информации, доступный через сеть Интернет. В настоящее время получение такой информации крайне затруднено;

• создать интегрированную информационно-поисковую систему внешнеэкономической информации, которая объединила бы в единой базе данных информационные ресурсы всех имеющихся источников, включая загранпредставительства Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства и их региональные аппараты, органы власти субъектов Российской Федерации, организации деловых кругов, самих участников ВЭД;

• учредить на базе федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и зарубежных представительств информационно -консультационные центры для оказания услуг участникам ВЭД и разработать стандартный пакет услуг, оказываемых такими центрами.

Государственная поддержка экспорта должна стать приоритетным направлением не только внешнеэкономической политики Российской Федерации, но и экономической политики страны в целом. В условиях обострения международной конкуренции необходимо сделать акцент на использовании наиболее действенных, напрямую влияющих на издержки экспортеров механизмов и инструментов стимулирования экспорта - финансовых и связанных с продвижением отечественной продукции на внешние рынки (это содействие в установлении деловых контактов через привлечение российских компаний к участию в зарубежных выставках и ярмарках, организация тематических торговых делегаций, коммерческих презентаций, практических конференций и т.д.). Поэтому необходимо обеспечить для российских экспортеров благоприятные условия деятельности на внешних рынках, позволяющих добиваться успеха в острой конкуренции, что требует создания общенациональной системы поддержки экспорта:

• координируемой из единого центра специализированным уполномоченным органом федеральной исполнительной власти в статусе федерального агентства;

• предоставляющей весь комплекс современных экспортных услуг, для чего необходимо соответствующее ресурсное, институциональное, организационное и кадровое обеспечение;

• предполагающей активное участие в продвижении экспорта всей системы российских загранпредставительств;

• опирающейся на фиксированную долю средств, выделяемых на поддержку экспорта в расходной части федерального бюджета;

• предусматривающей минимизацию административных и технических барьеров в области осуществления экспортной деятельности;

• ориентированной на эффективное использование будущих прав России как члена ВТО, а также всего спектра инструментов господдержки, разрешенных правилами международной торговли.

Реализация комплекса универсальных мер содействия экспорту должна сопровождаться целевыми мероприятиями по развитию экспорта определенных категорий участников ВЭД, товаров и услуг, прежде всего предприятий малого бизнеса, начинающих экспортеров, приграничных территорий, машинно-технической продукции, частей и компонентов машинно-технической продукции, комплектного оборудования и инженерно-строительных услуг, наукоемкой продукции и услуг

Успешной реализации политики содействия экспорту будет способствовать комплекс мер по улучшению возможностей доступа предприятий к предоставляемым государством услугам для участников ВЭД.

По мере углубления интеграции России в мировое хозяйство наряду с поддержкой экспорта все большее значение будут приобретать меры, направленные на усиление коммерческого присутствия Российской Федерации на зарубежных рынках.

Все меры, принимаемые государством в ВЭД, должны способствовать стабилизации и расширению экспорта путем создания фирменной сбытовой и сервисной сети, организации сборочных производств на основе российских комплектующих, оптимизации и диверсификации бизнеса путем приобретения конкурентоспособных зарубежных активов.

В ближайшей перспективе значительно возрастет роль торговой политики и торгово-политических инструментов как эффективного средства защиты и продвижения интересов российского бизнеса на мировом рынке.

В предстоящий период должны быть максимально задействованы резервы экономического влияния Рос -сийской Федерации в странах - должниках по советским долгам для расширения национального экспорта, приобретения коммерчески эффективных активов, увеличения инвестиционных доходов Российской Федерации.

Официальная помощь развитию, реализуемая посредством «связанных» кредитов, в ближайшие десятилетия может стать для России эффективным средством стимулирования экспорта пока еще недостаточно конкурентоспособной на мировом рынке продукции обрабатывающей промышленности, прежде всего машин и оборудования.

1 Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/wps/portal.

2 Данные Минэкономразвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.