УДК 339.5
М.Р.Кигинько
Эволюция внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и проблемы современного этапа ее развития
Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации прошла три этапа своего эволюционного развития, а с 1991 года вступила в четвертый этап, при этом каждому этапу свойственны определенные цели, задачи, проблемы. Идентификации особенностей, целевых установок, проблем и задач развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и посвящена данная статья
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации, эволюция развития
M.R.Kigin'ko
Evolution of foreign trade activities in the Russian Federation and problems of the current stage of its development
Foreign trade activities in the Russian Federation has passed three stages of their evolution, and since 1991 entered the fourth stage, with each stage has specific goals, tasks, problems. Identify features, goals, problems and tasks of development of foreign trade activities in the Russian Federation this article is devoted to.
Keywords: foreign economic activity of the Russian Federation, the evolution of development.
нешнеэкономическая деятельность любой страны отражает ее национальные интересы и проводимую внешнеэкономическую политику. В то же время внешнеэкономическая деятельность отображает общее состояние национальной экономики, наличие существующих проблем, факторы и условия развития, потенциальные возможности и фактическое использование имеющихся ресурсов.
Для понимания сущности и выбора альтернатив развития внешнеэкономической деятельности, представляется целесообразным анализ эволюции и идентификация проблем, присущих современному этапу развития. В ходе проведенных изысканий было установлено, что для Российской Федерации характерны четыре этапа развития внешнеэкономической деятельности:
I-й этап - до 1918 г. (дореволюционный период);
II-й этап - 1918-1986 гг.(советский период);
III-й этап - 1986-1991 гг. (перестроечный период);
IV-й этап - 1991 г. (современный период).
До прихода к власти большевиков, внешнеэкономическая деятельность в Российской империи развивалась в основном на тех же принципах, что и в других европейских странах. Государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была установлена в России после революции 1917 года. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 г. декретом "О национализации внешней торговли". В этом декрете отмечалось: "Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и проч.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами" [13]. Декретом устанавливался орган, организующий и управляющий национализированной внешней торговлей - Народный комиссариат торговли и промышленности, при котором был Совет внешней торговли, в 1920 г. преобразованный в Народный комиссариат внешней торговли.
С тех пор государственная монополия на внешнюю торговлю сохранялась все годы существования СССР. Например, в ст. 73 последней Конституции СССР было записано, что "ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат: ... внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии" [12].
Реформы во внешнеэкономической деятельности начались с 1986 г., в период перестройки. Именно в это время были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций, по самостоятельному выходу их на внешний рынок при сохранении монополии государства на внешнюю торговлю, углублению экономической заинтересованности во внешнеэкономической деятельности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. № 991 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СМ СССР, на которую были возложены функции по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с этим Постановлением было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик, а также крупнейшим объединениям и предприятиям, которые имели условия для значительных поставок на экспорт высококачественной продукции.
Следующим шагом, направленным на развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, были постановления СМ СССР от 13 января 1987 г. № 48 и № 49, в соответствии с которыми юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее СМ СССР постановлением № 412 от 16 мая 1989 г. "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом" разрешил юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории зарубежных стран.
Полномочия и права в области внешнеэкономической деятельности все больше делегировались от центральных органов на места. Создавались республиканские министерства внешней торговли и региональные ассоциации делового сотрудничества.
В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989 г. самостоятельного выхода на внешний рынок и ведения на нем оперативно-коммер-
ческой деятельности главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие.
Это право было предоставлено Постановлением См СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений, организаций".
Таким образом, практически любое государственное и кооперативное предприятие могло выйти на внешний рынок.
В основе осуществления экспортно-импортных операций с самого начала был заложен принцип валютной самоокупаемости.
В соответствии с указанным Постановлением, а также Постановлением от 7 марта 1989 г. № 203 "О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" была установлена следующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
• регистрация участников внешнеэкономических связей;
• декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;
• порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;
• оперативное регулирование внешнеэкономических связей.
Лицензионный порядок осуществления экспорта и импорта товаров общегосударственного значения был введен с целью оптимизации раздела имеющихся фондов между внутренним рынком страны и экспортом, а также упорядочения конкуренции экспортеров на внешних рынках. Причинами его были слабая осведомленность советских экспортеров (предприятий, кооперативов, организаций) в особенностях работы на внешнем рынке, отсутствие необходимых знаний в области международных правил, обычаев, коммерческой практики, законодательства, конъюнктуры конкретных рынков, порядке расчета и установления внешнеторговой цены.
Массовое стремление многих предприятий и организаций к самостоятельному выходу на внешний рынок привело к неорганизованному экспорту из России ряда товаров, например, угля, металлолома, макулатуры, древесины, цветных и редких металлов, что вызвало нехватку их в стране и падение цен на зарубежных рынках в связи с множественностью советских экспортеров, их неоправданной конкуренцией и продажей продукции по демпинговым ценам. Поэтому Правительство СССР составило перечень лицензируемых товаров на 1989-1990 гг., который охватывал более 90% стоимости советского экспорта и
около 8% импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения, боеприпасов и военной техники, произведений искусства и предметов старины, других предметов, представляющих значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность, а также наркотических и психотропных веществ.
Однако принятые меры привели к снижению возможностей предприятий, кооперативов и организаций самостоятельного выхода на внешний рынок. В условиях действия преимущественно административных методов управления внешнеэкономическими связями жесткая привязка, особенно по экспорту, к необходимости лицензирования значительно ограничивала возможности в экспортно-импортных операциях у непосредственных производителей продукции и услуг и ставила их в зависимость от централизованных органов управления. Последующее Постановление СМ СССР от 11 декабря 1989 г. № 1104 "О дополнительных мерах государственного регулирования в 1990 г. внешнеэкономической деятельности" еще более ужесточало отношения между государственными органами управления внешнеэкономической деятельностью в стране и непосредственными товаропроизводителями, в значительной степени монополизируя действия МТ СССР в сфере экспортно-импортных операций.
С созданием суверенного государства в Российской Федерации (РФ) были осуществлены мероприятия, направленные на существенную демократизацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение самостоятельности в этой области предприятий и организаций всех форм собственности.
Основы становления новой системы государственного регулирования внешнеэкономических связей в России были заложены Указом Президента "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г. № 213.
Прежде всего, Указ отменил специальную регистрацию предприятий и организаций в качестве участников внешнеэкономической деятельности, в том числе и для осуществления посреднической деятельности, которая была обязательной последние три года. Российские предприятия независимо от форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность с момента их создания, т.е. с даты их регистрации в местных органах исполнительной власти. Определенные шаги были сделаны в области валютного и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, снятия ограничений на бартер, сокращения перечня подлежащих лицензированию и квотирова-
нию товаров (работ и услуг), изменения порядка налогообложения и др. Было разработано и внедрено в практику национальное законодательство по ВЭД : ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (с изменениями от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.); ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российскую Федерацию» ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-Ф3, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ; ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (посл. ред. от 12.03.2014); Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. № 5003-I; Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. № 5338-I; Таможенный кодекс РФ и целый ряд других правовых актов. Достигнута внутренняя конвертируемость российского рубля. Фирмы и коммерческие банки, независимо от формы собственности, получили возможность осуществления любых внешнеэкономических операций.
По сравнению с начальным периодом реформ роль внешней торговли в экономике России в количественном выражении заметно повысилась.
Коренные изменения в социально-экономическом строе нашей страны, переход России к рыночной экономике, возвращение ее экономики в мировое хозяйство принципиально изменили сущность и характер ВЭД РФ. ВЭД СССР, правопреемником которого стала Российская Федерация, строилась на принципах государственной монополии внешней торговли, валютной монополии и запрета на иностранные инвестиции, что соответствовало господствовавшей в стране административно-командной экономической системе.
Состояние ВЭД в годы Перестройки (1985-1991г.г.) существенно ухудшилось, что явилось следствием социально-экономического кризиса, абсолютного снижения объемов производства, резкого увеличения внешней задолженности (к концу 1990 г. она составила более 80 млрд. долл.), ограниченных возможностей сырьевого экспорта (в 1985-1990 гг из-за снижения мировых цен на энергоносители было потеряно не менее 45 млрд. долл. экспортной выручки).
Таково было наследство, полученное Российской Федерацией в области ВЭД от СССР
Развитие ВЭД России в 90-е годы XX века проходило в чрезвычайно сложных условиях нарастания кризисных явлений в экономике, вызванных как коренными преобразованиями экономического строя национального хозяйства, так и трудностями переходной экономики, отягощенных неустойчивостью внутриполитической обстановки в стране. Переход к рыночной экономике, вовлечение России
в мировую экономику сделало ее зависимой от происходящих в ней процессов, что отрицательно сказалось на ослабленной экономике (примером может быть влияние мирового финансового кризиса 1997-98 гг., что было одной из причин событий августа 1998 г. - девальвация рубля и дефолт по основным видам государственных долговых обязательств).
Существенными проблемами в сфере внешнеэкономической деятельности нашей страны являются недостаточное развитие экспорта услуг, преобладание сырьевой направленности экспорта, малая доля прямых инвестиций как иностранных, так и российских. В настоящее время происходит дальнейшее становление системы управления внешнеэкономической деятельностью в России.
Кризис экономической системы государственного социализма, отразившийся в недостаточном и неэффективном развитии ВЭД, сделал необходимым ее реформирование.
Потребность в радикальном реформировании ВЭД была вызвана целым рядом обстоятельств, к числу которых можно отнести:
• государственная монополия внешней торговли порождала оторванность непосредственных хозяйствующих субъектов от мирового рынка и делала невозможной для них использовать преимущества международного разделения труда;
• предприятия, особенно обрабатывающей промышленности, не были заинтересованы в экспорте своей продукции, так как вся экспортная выручка полностью централизовалась государством;
• экспорт носил в основном остаточный характер и преследовал лишь одну цель - получение валютной выручки;
• импорт, особенно в период "застоя", в 70-80 годы XX в. был экономически не обоснован, ввозились, главным образом, потребительские товары и сырье для их производства, что не создавало условий для развития производства и его технического обновления;
• оторванность от мирового технологического рынка, сосредоточение новейших технологий в военно-промышленном комплексе делала неконкурентоспособными отечественные товары, особенно машинно-технической продукции и ряд других факторов.
Реформа ВЭД в общем комплексе радикальных экономических преобразований стала особенно острой по мере исчерпания возможностей экстенсивного развития национальной экономики.
Основными целями реформы ВЭД, по нашему мнению, следует рассматривать:
• включение российской экономики в систему мирового хозяйства;
• использование преимуществ международного разделения труда;
• ускорение экономического и научнотехнического развития на основе использования достижений мировой науки, техники и производства;
• создание заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении экспортно-импортной и других видов ВЭД;
• преодоление монополизма в экономике;
• преодоление отрицательных последствий административно-командной экономики во ВЭД;
• устранение неблагоприятных последствий экономических трудностей в экономике страны в 80-е годы.
В соответствии с названными целями определены и основные направления проведения реформы ВЭД, главными из которых стали:
• демонополизация ВЭД (ликвидация государственной монополии внешней торговли, валютной монополии и запрета на иностранные инвестиции);
• децентрализация ВЭД (передача права ее осуществления непосредственно хозяйствующим субъектам);
• либерализация ВЭД (отмена и существенное ослабление ограничений, порождаемых административно-командной экономикой);
• переход к использованию преимущественно экономических методов государственного регулирования ВЭД;
• решение проблемы конвертируемости российской валюты;
• либерализация ценообразования и приближение внутренних цен к уровню мировых;
• развитие негосударственных структур содействия ВЭД;
• вступление РФ в международные экономические организации;
• коренная реорганизация управления ВЭД на федеральном, региональном и местном уровнях и на уровнях фирм и предприятий;
• разработка законодательства по ВЭД, соответствующего уровню, достигнутому в промышленно-развитых странах и нормам международного права.
Реформа ВЭД проходила в сложных условиях сохраняющейся нестабильности экономической и политической ситуации, полностью не преодоленного экономического кризиса. Успешному проведению реформы ВЭД препятствует ряд факторов объективного и субъективного порядка, имеющих и внешний и внутренний характер. К таким факторам можно отнести:
• сохраняющаяся сырьевая направленность российского экспорта делает неустойчивым его стоимостной объем;
• исчерпание экстенсивных возможностей наращивания экспорта сырьевых товаров;
• стабилизация и рост экспорта происходили, прежде всего, за счет роста его физического объема при заниженных (относительно уровня мировых цен) средних контрактных цен;
• действующие ограничения для участников ВЭД, в частности обязательная продажа государству 50-75% валютной выручки и другие;
• утрата сложившихся внешнеэкономических связей с постсоциалистическими странами;
• усиление конкуренции со стороны фирм промышленно-развитых стран и транснациональных корпораций;
• сохранение рядом стран дискриминационных мер в отношении российских товаров;
• высокие процентные ставки по кредитам;
• неразвитость системы внешнеэкономического страхования, особенно по финансовым рискам;
• недостаточная квалификация кадров, привлекаемых к ВЭД и другие обстоятельства;
• отсутствие четкой долговременной программы реформирования;
• значительное развитие неорганизованной торговли, так называемые "челноки" [ 7].
Предоставление права выхода на внешний рынок всем предприятиям, без достаточно
разработанной правовой базы, гарантирующей экономическую безопасность страны, без должной ответственности участников ВЭД, при отсутствии достаточного умения проводить экспортно-импортные операции и этики бизнеса нанесло России огромный экономический ущерб.
Дальнейшее развитие ВЭД, продолжение ее реформирования предполагает преодоление неблагоприятной ситуации, создание условий, способствующих прогрессу и ВЭД, и национальной экономики в целом. Одним из важнейших таких условия является разработка долгосрочной стратегии ВЭД России. Посредством внешней торговли, по-прежнему, происходит несанкционированный отток капитала за рубеж. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям конъюнктуры мировых товарных и валютных рынков, ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим важным для страны позициям. Кроме того, отмечается высокая зависимость стабильности и благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических показателей от мировых цен на топливно-сырьевой комплекс.
2013 г.
ЗД
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье {кроме текстильного) минеральные продукты
продукция химическом промышленности, каучук
| древесина и целлюлознобумажные изделия
| металлы, драгоценные камни и изделия из них
машины, оборудование и транспортные средства
Рис. 1. Товарная структура (%) экспорта из Российской Федерации в 2013 году (по данным
Росстата РФ)
СНГ
Структура торговли России по странам в первом полугодии 2012 года
ЕВРАЗЭС 7,7%
14,
АТЭС 23,5%
49,2% ЕС
Структура торговли России по странам в первом полугодии 2013 года
ЕС
АТЭС
Рис. 2. Структура внешней торговли Россиской Федерации по странам в 1 полугодии 2012 и
2013 года
Их колебания существенно сказываются на стабильности экономики, делая ее крайне неустойчивой.
Удельный вес минеральных товаров за 2013 год составил 71,1% всего российского экспорта. Доля в экспорте продукции химической промышленности - 6%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 2%, машин и оборудования - 4,7%. В основе российского экспорта по-прежнему доминирует продукция с низкой добавленной стоимостью, преимущественно необработанное сырье (сырая нефть, газ, металлические руды и металлы, прошедшие лишь первичную обработку, необработанный лес) (рис. 1). Это общая проблема российской экономики, которая усугубляет ее сырьевую зависимость.
Кроме того, интерес к роли науки и инновационного процесса довольно низок в России.
Если в Японии и США расходы на НИОКР достигают 3% ВНП, в странах ЕС - около 2, то в России - меньше 1%. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции составляет только 0,3% - это в 130 раз меньше, чем в США.
По оценкам экспертов ООН, в настоящее время в структуре мирового экспорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности - более 75 % (из них половина приходится на технически сложные товары и машины); 8 % составляют продовольственные товары (в том числе напитки и табак); 15 % - минеральное сырье и топливо.
Россия отстает от ведущих стран запада по уровню внедрения информационных технологий. В наиболее развитых странах Запада доля информационно-коммуникационных технологий в ВНП составляет 2,5-4,5%, а в
России этот показатель не превышает 1% [6].
Объем экспорта и импорта товаров по странам мира - торговым партнерам России, - важный показатель для выявления перспектив развития и эффективности международной торговли.
При определении внешнеэкономической стратегии России необходимо учитывать существенные слабости нашей экономике во внешнеэкономических связях. К основным проблемам ВЭД следует отнести:
• чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства (даже в технологически продвинутых отраслях);
• преобладание неконкурентоспособ-
ных по современным стандартам технологий и методов организации производства;
• существенный, а в отдельных отраслях критический износ основных производственных фондов;
• ограниченные возможности внутреннего накопления;
• слабая мотивация и низкая интенсивность труда;
• значительная неравномерность в экономическом развитии регионов страны и большие разрывы в стандартах жизни между ними;
• разрыв после распада СССР и прекращении деятельности СЭВ сложившихся хозяйственных и торговых связей;
• ощутимая, особенно после распада СССР, иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая внешнеэкономические), высокая доля дальних перевозок на транспорте;
• большая зависимость производственной модернизации и стандартов жизни от импорта и привлечения зарубежных инвестиций;
• инерция бюрократизации экономики и всей системы государственного управления и значительная социально-политическая неустойчивость.
87% российского экспорта приходится на промышленно развитые страны. Именно они покупают отечественные природные ресурсы и энергоносители. На долю же бывших союзных республик СССР, сотрудничающих ныне в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), приходится лишь 13% нашего нынешнего экспорта, но 58% импорта. При этом Россия все время сталкивается с конфликтными ситуациями в торгово-экономических отношениях со странами СНГ. Они охотно приобретают российские товары, особенно сырье и энергоносители, но крайне проблематично их оплачивают. Из-за этого правительству России приходится постоянно вести тяжелые переговоры о погашении долгов этих стран перед российскими поставщиками.
Структура внешней торговли России со странами ЕС, АТЭС, ЕВРАЗЭС и СНГ представлена на диаграммах(рис.2).
Успешному решению проблем международных экономических отношений России должно способствовать развитие механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещающего производства на микро- и макроуровне; дальнейшее развитие инфраструктуры ВЭД.
Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции высокой степени переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.
Экспортный потенциал представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. В этой связи приоритетной и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны, а также импортозамещения.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (с изменениями от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.)
2. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российскую Федерацию» ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ
3. ФЗ от 29.11.2007 N 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле"
4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
5. Быркова Е. «Анализ экспорта и импорта Российской Федерации за 6 месяцев 2013 года». URL: www.провэд. рф (дата обращения: 15.06.2014).
6. Клеева Л.П., Воробьев И.В. Оценка уровня инновационного развития отечественной экономики // Креативная экономика, 2011. № 9 (57).
7. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность / 2-е изд., пер. и доп.. М. : Юрайт, 2014.
8. Юдаева К., Ясин Е. Стратегия 2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики, 2008. № 5. С. 4-21.
9. Аналитический центр «Эксперт» URL: http://www.expert.ru (дата обращения: 15.06.2014).
10. Деловой справочник по странам и отраслям. URL:http://www.polpred.com (дата обращения: 15.06.2014).
11. Информационно-аналитическое издание «ПроВЭД». URL:http://www.провэд.рф (дата обращения: 15.06.2014).
12. Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ РФ). URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 15.06.2014).
13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru (дата обращения: 15.06.2014).
2.
3.
4.
5.
6. 7.
9.
10. 11. 12.
13.
REFERENCES
Federal Law "On state regulation of foreign trade activity" dated October 13, 1995 no.157-FZ (as amended on July 8, 1997, February 10, 1999)
Federal Law "On foreign investments in the Russian Federation" as amended by the Federal laws from 21.03.2002 no. 31-FL, dated 25.07.2002 no. 117-FL, dated 08.12.2003 no. 169-FL
Federal Law dated 29.11.2007 no 283-FL "On amendments to the Federal law "On export control"
The decree of the President of the Russian Federation of may 12, 2009, no. 537 "On the national security Strategy of the Russian Federation to 2020"
Byrkova E. Analysis of exports and imports of the Russian Federation within 6 months of 2013. Available at: www. proved.rf (accessed 15 June 2014).
Kleeva L.P, Vorob'ev I.V. Assessment of the level of innovation development of the national economy. Kreativnaia ekonomika - Creative economy, 2011, no.9 (57) (in Russian).
Pokrovskaia V. V. Vneshneekonomicheskaia deiatel'nost' [Foreign economic activity]. Moscow, Iurait, 2014.
Iudaeva K., Iasin E. Strategy 2050: will Russia with the challenges of globalization?. Voprosy ekonomiki - Problems of Economics, 2008, no.5, pp. 4-21 (in Russian).
Analytical center "Expert". Available at: http://www.expert.ru (accessed 15 June 2014).
Business Handbook for countries and industries. Available at: http://www.polpred.com (accessed 15 June 2014). Information-analytical edition "Proved". Available at: http://www.proved.rf (accessed 15 June 2014).
The Ministry of economic development and trade (MEDT Russia). Available at: http://www.economy.gov.ru (accessed 15 June 2014).
Federal service of state statistics. Available at: http:// www.gks.ru (accessed 15 June 2014).
Информация об авторе: Кигинько Мария Романовна
(Россия, Москва)
Магистрант кафедры инновационного предпринимательства Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Information about the author:
Kigin'ko Mariia Romanovna
(Russia, Moscow)
Graduate student of the Department of innovative entrepreneurship Bauman Moscow State Technical University