Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-БЕЖЕНЦЕВ'

ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-БЕЖЕНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / БЕЖЕНЦЫ / МИГРАНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТЫ / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гребенюк И.Ю.

На сегодняшний день при миграции людей из ДНР и ЛНР на территорию Российской Федерации появляется масса беженцев, мигрантов и переселенцев, дети которых имеют необходимость в квалифицированной психологической помощи. Их психологическое состояние определяется множеством проблем, таких как: неуверенность в ближайшем будущем, повышенная тревога за ближних, переменчивое настроение, социальная дезадаптация, угроза депрессивного состояния и т.д. Для улучшения уровня психологического благополучия беженцев, в том числе студентов, требуется помощь опытных психологов, способствующая созданию дружелюбной атмосферы в учебных заведениях, благоприятной адаптационной среды, безопасных условий жизни. В статье показана необходимость психологического сопровождения студентов-беженцев в ходе интеграции в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гребенюк И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-БЕЖЕНЦЕВ»

УДК 159.99

Гребенюк И. Ю.

студент магистратуры 2 курса психолого-педагогического факультета ВГПУ,

г. Воронеж, РФ. Научный руководитель: Худякова Т. Л.

канд. психол. наук, доц., заведующая кафедрой психолого-педагогического факультета ВГПУ,

г. Воронеж, РФ.

ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-БЕЖЕНЦЕВ

Аннотация

На сегодняшний день при миграции людей из ДНР и ЛНР на территорию Российской Федерации появляется масса беженцев, мигрантов и переселенцев, дети которых имеют необходимость в квалифицированной психологической помощи. Их психологическое состояние определяется множеством проблем, таких как: неуверенность в ближайшем будущем, повышенная тревога за ближних, переменчивое настроение, социальная дезадаптация, угроза депрессивного состояния и т.д. Для улучшения уровня психологического благополучия беженцев, в том числе студентов, требуется помощь опытных психологов, способствующая созданию дружелюбной атмосферы в учебных заведениях, благоприятной адаптационной среды, безопасных условий жизни. В статье показана необходимость психологического сопровождения студентов-беженцев в ходе интеграции в учебный процесс.

Ключевые слова:

психологическое благополучие, беженцы, мигранты, социальная адаптация, психологическая помощь, психологическое сопровождение, образовательные учреждения, образовательный процесс, студенты, учащиеся.

В настоящий момент пред ВУЗами России стоит важная задача: оказать помощь и создать дружелюбную и благоприятную учебную среду для студентов, прибывших из Донецкой и Луганской народных республик.

Обеспечение доступа к образованию для детей и молодежи признано правительством РФ одним из приоритетных направлений, а системой образования принят ряд мер по интеграции учащихся-беженцев в учебные системы.

Министр просвещения Сергей Кравцов на встрече в Государственной Думе сообщил, что готовится совместная группа органов госвласти России, ЛНР и ДНР по вопросам образования. Он пояснил, что делается все возможное для создания благоприятных условий обучения детей и молодежи в образовательных учреждениях [4].

Заместитель Председателя Государственной Думы Анна Кузнецова заявила, что необходимо детально изучить каждую проблему, с которой могут столкнуться учащиеся. «Безусловно, очень важно, что были затронуты не только вопросы качества образования, но и тех смыслов и ценностей, которые мы вместе должны нести нашим детям, заботясь об их будущем, о самосохранении нации и исторической правды», — сказала она [4].

По состоянию на 21 июня 2022 года в России зарегистрировано более 2 млн. беженцев из Украины, в том числе ДНР и ЛНР [14]. Причем значительно долю составляют дети и молодежь. Многие дети и молодые люди стали свидетелями насилия и разрушения, были разлучены или потеряли членов семьи и друзей или пережили другие травмирующие события, как на родине, так и во время своего миграционного пути. По прибытии в Россию также была вероятность, что они столкнутся с различными проблемами, связанными со сложностями адаптации в постмиграционной среде. Эти события могут

спровоцировать чувство горя, отчаяния, гнева, вины, привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) [17], тревожным расстройствам, нарушению сна или депрессии. Предыдущие исследования показывают, что, по сравнению с населением принимающей страны, среди беженцев более распространены психические заболевания, при этом показатели посттравматического стрессового расстройства особенно высоки по сравнению с популяционными нормами. Травматический и стрессовый опыт, который, возможно, пережили молодые люди из ДНР и ЛНР, может оказать долгосрочное влияние на их развитие в отсутствии адекватной психосоциальной поддержки [11,16,6].

Помимо доступа, задача для системы образования состоит в том, чтобы способствовать успешной и значимой интеграции учащихся [2]. Необходимо своевременно и эффективно реагировать на разнообразные социальные и эмоциональные потребности студентов-беженцев и удовлетворять их. Социальные потребности включают в себя способность общаться с другими людьми, устанавливать связь со сверстниками, членами семьи, ощущать чувство принадлежности. Кроме того, учащиеся-беженцы должны развивать сильную личную идентичность для того, чтобы свободно перемещаться между родной и принимающей культурами. Удовлетворение эмоциональных потребностей беженцев включает создание чувства безопасности в учебных учреждениях, а также поддержку при преодолении потерь, травм, разлуки и горя.

Школы и ВУЗы могут стать стабилизирующим фактором в жизни учащихся-беженцев, местом, где они могут чувствовать себя под защитой и в безопасности, общаться со сверстниками и продолжать свое обучение. Образовательные учреждения также могут служить местом для социального и эмоционального развития, которое необходимо для того, чтобы помочь учащимся справиться со своими эмоциями и трудностями, вызванными адаптацией к новой среде [5].

Минобрнауки России провел масштабные исследования с участием 10000 студентов и 250 отечественных университетов. Более 50% ВУЗов имеют штатного психолога. Почти 30% опрошенных студентов знают номер телефона экстренной психологической помощи, а более 70% заявляют, что именно психологическая служба университета может помочь им в случае возникновения личностных проблем [9].

Инициативы, предоставляющие студентам-беженцам возможности для социального взаимодействия, культурного обмена и творческого самовыражения, были реализованы в российской системе образования. Министерство образования оказывает поддержку, в том числе финансовую, «адаптационным группам», которые стремятся укрепить психологическое благополучие студентов посредством творческой деятельности, спорта и других социальных мероприятий.

В 2022 году 15 российских вузов в пилотном режиме запустили сеть психологических служб поддержки студентов. В Донском государственном техническом университете успешно работает отряд психологической помощи «Содействие», в котором трудятся студенты, получающие образование по психологическим дисциплинам. В Южном федеральном университете студенты-психологи и выпускники в качестве волонтеров помогают беженцам с территорий ЛНР, ДНР в пунктах их временного размещения. В Вологодском государственном университете работает центр психологической помощи [8].

Стоит отметить, что беженцы не являются однородной группой, и социальные и эмоциональные потребности вновь прибывших студентов из ДНР и ЛНР могут формироваться под воздействием множества факторов, таких как их возраст, пол, семейные обстоятельства, жизненный опыт до и после миграции [1]. Поэтому важно, чтобы существовали процессы для психологической оценки этих учащихся после их прибытия, чтобы образовательные учреждения могли оказывать соответствующие формы поддержки. Необходима разработка инструментов и руководств, в отношении оценки эмоционального состояния и уровня психологического благополучия студентов беженцев [15].

Важно отметить, что руководители образовательных учреждений и учителя могут не иметь обширной подготовки по вопросам психического здоровья, и поэтому для определения социальных и эмоциональных потребностей учащихся из ДНР и ЛНР может потребоваться помощь штатных психологов

или внешних групп психосоциальной поддержки.

Педагоги, как основные участники формирования учебной среды, играют ключевую роль в обеспечении плавной интеграции учащихся-беженцев, поддержке их социального и эмоционального благополучия. Следовательно, учителя должны обладать необходимыми знаниями и компетенциями посредством предоставления высококачественного непрерывного профессионального обучения. Педагогам следует относятся с пониманием к происхождению своих учеников, уметь распознавать признаки травм и стресса, и, при необходимости, оказывать дополнительную поддержку. Им следует также уметь пресекать дискриминацию и способствовать уважительным отношениям между учащимися в классе. Кроме того, учителям необходимо стремиться к развитию собственных социальных и эмоциональных навыков, размышлять о том, как их мысли, эмоции и отношения могут повлиять на преподавание.

Вне класса неформальное обучение, такое как спортивные, культурные и другие внеклассные мероприятия, играют значительную роль в поддержке благополучия студентов-беженцев из ДНР и ЛНР, предоставляя возможности для социального взаимодействия и культурного обмена. Было признано, что спорт может задать цели и направления для молодых людей, способствует выработке чувства принадлежности, обучает работе в команде, повышает мотивацию и силу воли, помогает в борьбе со стрессом [12,13]. Программы творческого самовыражения, направленные на развитие социальных и эмоциональных навыков с помощью искусства, музыки или драмы, также могут уменьшить симптомы посттравматического стрессового расстройства, тревоги и депрессии у учащихся-беженцев [7].

В результате травмы или стресса, которые мигранты могли пережить, некоторым детям и молодым людям из числа беженцев, вероятно, потребуется специальная психосоциальная поддержка, помимо той, которая может быть оказана в классе или посредством неформального обучения. Школы могут служить местом, где учащиеся могут получить специализированные услуги, предоставляемые обученными специалистами (включая психологов, учителей-специалистов, школьных врачей и логопедов) [3].

Подводя итоги, необходимо выделить основные направления, по которым следует проводить работы, позволяющие улучшить психологическое благополучие студентов-беженцев, в частности студентов из ДНР и ЛНР.

Стрессовые и травмирующие ситуации, с которыми могли столкнуться украинские дети и молодые люди, могут оказать длительное влияние на их развитие, крайне важно, чтобы они имели доступ к профессиональным психосоциальным услугам.

Удовлетворение разнообразных потребностей учащихся-беженцев и содействие их социальному и эмоциональному благополучию требует целостного подхода, охватывающего педагогические стратегии и мероприятия в классе, возможности неформального обучения и терапевтическую поддержку [10].

Поскольку потребности учащихся-беженцев из ДНР и ЛНР могут различаться, важно провести тщательную первоначальную оценку, чтобы определить наиболее подходящие формы поддержки. Поэтому необходимо руководствоваться рекомендациями или инструментами, разработанными и распространяемыми министерствами образования.

Учитывая ключевую роль педагогов в содействии социальному и эмоциональному благополучию учащихся, необходимо предоставлять им возможности для качественного непрерывного профессионального обучения. Важно, чтобы они обладали знаниями и компетенциями для поддержки учащихся-беженцев.

Список использованной литературы: 1. Большакова, Ю. М. Исследование социальных, культурных и психологических практик работы с детьми и подростками вынужденных переселенцев и мигрантов / Ю. М. Большакова // НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 марта 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - С. 63-66. - EDN XESXCQ.

2. Буслаева, М. Е. Проблемы социальной адаптации детей беженцев и мигрантов в контексте профессиональной подготовки студентов / М. Е. Буслаева, В. А. Макарова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1. - С. 155-161. - DOI 10.26170/po16-01-27. - EDN VQUUFR.

3. Васюков, А. В. Анализ вовлеченности социально-общественных институтов для эффективности оказания психологической помощи украинским беженцам / А. В. Васюков // Пензенский психологический вестник.

- 2022. - № 1(18). - С. 54-64. - DOI 10.17689/psy-2022.1.6. - EDN CCHHLO.

4. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации: сайт. - URL: http://duma.gov.ru/news/duma/ (дата обращения: 14.02.2023)

5. Мизюрова, Э. Ю. Формирование толерантной молодежной среды в рамках вузовского образования / Э. Ю. Мизюрова // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 87-5. - С. 111-115. - DOI 10.18411/trnio-07-2022-197. - EDN VSGLIL.

6. Мукомель, В. И. Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества / В. И. Мукомель // Россия реформирующаяся. - 2016.

- № 14. - С. 411-467. - EDN WBLZPF.

7. Покровская, Е. М. Кросскультурная коммуникация в контексте творческой самореализации личности / Е. М. Покровская, М. Ю. Раитина, Г. И. Илюхина // Сервис plus. - 2017. - Т. 11. - № 3. - С. 71-78. - DOI 10.22412/1993-7768-11-3-8. - EDN ZFDGDR.

8. Помогут лучше узнать себя и справиться с проблемами: в вузах создадут сеть психологических служб: [электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: сайт. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-podvedomstvennykh-uchrezhdeniy/50666/ (дата обращения: 14.02.2023)

9. Психологическим службам вузов доверяют более 70% студентов: [электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/49598/ (дата обращения: 14.02.2023)

10. Руонала, Л. А. Подходы к обучению мигрантов как фактор их успешной психологической адаптации / Л. А. Руонала, О. И. Миронова // Педагогика и психология образования. - 2022. - № 3. - С. 78-92. - DOI 10.31862/2500-297X-2022-3-78-92. - EDN CYFRMX.

11. Стегний, В. Н. Проблемы адаптации беженцев из Украины в России / В. Н. Стегний, К. А. Антипьев // Власть. - 2015. - № 6. - С. 138-145. - EDN UCTMBF.

12. Тарасов, В. А. Социальные ценности спортивного движения и профилактика мигрантофобии / В. А. Тарасов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - № 2(13). - С. 123-128. - DOI 10.47370/2078-1024-2021-13-2-123-128. - EDN EPDODO.

13. Ходжиев, М. Физиологическое определение степени адаптационно-приспособительных реакций к трудовому и учебному процессам у мигрантов и студентов / М. Ходжиев, Л. В. Прокопенко, О. И. Юшкова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. - 2019. - № 3(312). - С. 22-28. - DOI 10.35627/22195238/2019-312-3-22-28. - EDN YFSHNR.

14. Число прибывших в РФ беженцев из Донбасса и с Украины превысило 2 млн человек: [электронный ресурс] // Известия - новости политики, экономики, спорта, культуры: сайт. - URL: https://iz.ru/1352986/2022-06-21/chislo-pribyvshikh-v-rf-bezhentcev-iz-donbassa-i-s-ukrainy-prevysilo-2-mln-chelovek (дата обращения: 14.02.2023)

15. Шипилова, М. А. Межкультурная коммуникация и освоение культуры в процессе социокультурной адаптации иностранцев в принимающих обществах / М. А. Шипилова // Общество: философия, история, культура. - 2023. - № 1(105). - С. 120-126. - DOI 10.24158/fik.2023.1.18. - EDN VPLVGM.

16. Шмонина, М. А. Миграционные процессы населения / М. А. Шмонина, Е. В. Смирнова // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-10. - С. 1499-1501. - EDN ZKAEPP.

17. Eisenbruch, M., de Jong, J.T.V.M., van de Put W. Bringing order out of chaos: Aculturally competent approach to managing the problems of refugees andvictims of organized violence// Journal ofTraumatic Stress.2004. №17. Pp.123-131

© Tpe6eHroK M.^., 2023

УДК 159.99

Корбут О.Л.,

магистрант 2 курса, Северный государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ),

Архангельск, Россия Научный руководитель: Харькова О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный

государственный медицинский университет

(ФГБОУ ВО СГМУ), Архангельск, Россия

ЭКСТРАВЕРСИЯ/ИНТРОВЕРСИЯ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, НЕОБХОДИМОЕ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Аннотация

Целью данной работы явилось изучение личностных характеристик экстравертов и интровертов и возможностей их применения в деятельности с целью самореализации в современном обществе. В результате проведенного анализа было выявлено, что для экстраверта наиболее всего подойдут сферы деятельности направления «человек-человек». Интроверту же следует обратить внимание на профессии типа «человек-техника» или «человек-знаковая система».

Ключевые слова

экстраверт, интроверт, самореализация, самоактуализация, психотипы, типология личности

Введение

Считается, что экстравертов значительно больше, чем интровертов [6]. Интроверты, живя в мире экстравертов, испытывают постоянное психологическое давление. Хотя и экстраверт, пытаясь удовлетворить свои амбиции, нередко совершает промахи в процессе самореализации [4]. Однако любой человек, имея личностные особенности, стремиться к самовыражению.

Экстраверт и интроверт - две противоположности, у каждого из которых есть определенный набор качеств, как положительных, так - и отрицательных. Эти качества невозможно изменить, но можно научиться работать с ними [6].

В современном мире успешность в самореализации принято измерять через призму профессиональной деятельности. Самореализация - процесс осознанного волевого комплексного раскрытия и воплощения посредством деятельности социальных, личностных, профессиональных, творческих, гендерных и прочих аспектов личности [3]. Именно в профессии человек наилучшим образом раскрывает свои способности и таланты. И если его свойства личности соответствуют выбранной сфере деятельности, то, скорее всего, он достигнет успехов.

Таким образом, целью данной работы явился анализ данных о роли экстраверсии/интроверсии в профориентационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.