Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 146-152. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2022;(4(36):146-152. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 376.6
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ — ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ ДНР, ЛНР И ВОСТОЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Александр Анатольевич Селютин1, [email protected] Татьяна Сергеевна Воробьева2*, [email protected]
12 Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия
Аннотация. Статья посвящена особенностям социокультурной, языковой, психологической и педагогической адаптации студентов — вынужденных переселенцев из ДНР, ЛНР и восточных областей Украины. Авторы исследуют уже существующие научно-методические наработки по данной проблематике, подчеркивая, что данная категория обучающихся в большей мере нуждается именно в психологическом консультировании. Психологическая адаптация рассматривается исследователями как сложный комплексный процесс, вовлекающий не только студентов непосредственно, но и их семьи (законных представителей), педагогов и иное социальное окружение. В статье подчеркивается, что при работе с несовершеннолетними вынужденными переселенцами из упомянутых регионов необходимо учитывать их предыдущий жизненный опыт, связанный с временным нахождением в зоне ведения военных действий. Авторы приходят к выводу, что пластичность подростковой психики, правильно выстроенная стратегия психологического консультирования, а также создание благоприятных условий в образовательной среде способствуют скорой адаптации студентов профессиональных образовательных организаций и их интеграции в систему российского социума.
Ключевые слова: студенты, обучающиеся-инофоны, социокультурная адаптация, интеграция
Для цитирования: Селютин А. А., Воробьева Т. С. Особенности адаптации студентов — вынужденных переселенцев из ДНР, ЛНР и восточных областей Украины в условиях российской системы профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 146-152.
Original article
PECULIARITIES OF ADAPTATION OF STUDENTS FROM DPR, LPR
AND THE EASTERN TERRITORIES OF THE UKRAINE WITHIN THE RUSSIAN SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION
Alexander A. Selyutin1, [email protected] Tatiana S. Vorobyeva2*, [email protected]
12 Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education, Chelyabinsk, Russia
Abstract. The article is devoted to the peculiarities of socio-cultural, linguistic, psychological and pedagogical adaptation of students from the DPR, LPR and eastern regions of Ukraine. The authors examine the existing scientific and methodological developments on this issue, emphasizing that this category of adolescents is more in need of psychological counseling. Psychological adaptation is considered by researchers as a complex process involving not only youth directly, but also their families (legal representatives), teachers and other social environment. The article emphasizes that when
© Селютин А. А., Воробьева Т. С., 2022
working with adolescents from these regions, it is necessary to take into account their previous life experience associated with temporary stay in the war zone. The authors conclude that the plasticity of the youth psyche, a properly structured strategy of psychological counseling, as well as the creation of favorable conditions in the professional educational environment contribute to the rapid adaptation of students and their integration into the system of Russian society.
Keywords; students, young inophones, adaptation, integration, counseling
For citation: Selyutin AA, Vorobyeva TS. Peculiarities of adaptation of students from DPR, LPR and the Eastern territories of the Ukraine within the Russian system of professional education. Innovative development of vocational education. 2022;(4(36):146-152. (In Russ.).
Введение
Материал настоящей статьи был подготовлен до объявления о проведении референдумов в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях по поводу вхождения в состав Российской Федерации. Таким образом, в статье используется информация по миграционным процессам, касающаяся вынужденных переселенцев в Россию из обозначенных территорий, поскольку данная категория людей нуждается в адаптации и интеграции в той же степени, что и мигранты.
Текущая политическая повестка побуждает Россию развиваться в обстоятельствах постоянных вызовов; среди них стоит особенно выделить трудности, с которыми сталкивается система российского образования при работе со студентами — вынужденными переселенцами, в первую очередь, беженцами из горячих точек — территорий Донецкой и Луганской Народных Республик. Согласно опубликованной на информационном портале РБК статистике, во втором квартале 2022 года в Россию прибыли 507 тысяч граждан ДНР и ЛНР (214 тысяч и 293 тысячи соответственно) [1]. При этом по состоянию на 20 июня 2022 года Челябинская область приняла 719 вынужденных переселенцев, из которых 160 человек — несовершеннолетние [2]. Продемонстрированное статистически значительное количество несовершеннолетних вынужденных переселенцев из ДНР и ЛНР, проходящих через процесс интеграции и адаптации в российском обществе, требует особого внимания со стороны педагогов, психологов и социальных работников. Актуальность проблемы подтверждается также многочисленными научными исследованиями российских ученых.
Согласно статистическим данным, собранным Научно-исследовательским центром мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», в профессиональных образовательных организациях Челябинской
области обучается 227 несовершеннолетних переселенцев, из которых 24 являются инофона-ми. Таким образом, на уровне среднего профессионального образования также должна быть организована работа по обеспечению процесса социокультурной, языковой и психологической адаптации, которая на текущий момент проводится в профессиональных образовательных организациях. В связи с тем, что возрастные особенности несовершеннолетних, обучающихся в российских школах и профессиональных образовательных организаций, не трансформируются под формат обучения, мы анализируем данные процессы адаптации как одновекторные и не требующие дифференциации.
Материалы и методы исследования
В исследовании применялся дескриптивный метод для описания текущей ситуации по социокультурной, языковой и психологической адаптации. Также были задействованы эмпирические методы наблюдения и сбора данных. Анализ теоретико-методологических трудов потребовал применения методов классификации и анализа контента. Материалом для исследования послужили научные педагогические работы по проблематике, с помощью которых мы приходим к осознанию лакун и проблемных мест, требующих разработки и решения.
Результаты исследования и их обсуждение
Важность работы с несовершеннолетними студентами-переселенцами в российской системе образования подчеркивает И. Н. Си-маева, информируя о потенциальных рисках вовлеченности этой группы молодежи в террористические группировки и необходимости формирования механизмов превентивного противодействия [3]. При этом исследователь подчеркивает, что векторность работы должна осуществляться по трем ключевым направлениям: психологическому, педагогическому и языковому. Преодоление языкового барьера у студентов-переселенцев и инофонов является феноменом, глубоко изученным как научно, так
и практически. Это позволяет с легкостью применять наработанный багаж знаний в системе образования, в том числе и в начальных классах школы, поскольку именно в данном возрасте происходит первичная социализация ребенка и попадание его в иную языковую среду. В то же время, как справедливо отмечает Н. А. Маркина, «признание этнической культуры ребенка школой способствует позитивной мотивации к учению и создает дополнительные возможности для его самореализации в образовательном процессе» [4, с. 242], т. е. навязывание и принуждение в качестве способа изучения русского языка должны быть полностью отвергнуты как неэффективные.
Необходимо проводить четкую дифференциацию между несовершеннолетними студентами-переселенцами и инофонами. Е. А. Железнякова характеризует инофонов как не владеющих или слабо владеющих русским языком, в отличие от переселенцев, которые владеют русским языком на достаточном уровне, чтобы не испытывать трудностей в общении [5]. В связи с активным использованием русского языка на восточных территориях Украины, а также в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике, вероятность приезда студента-инофона с упомянутых территорий крайне мала, поэтому вынужденные несовершеннолетние беженцы из данных географических областей являются переселенцами. Следовательно, проблема языковой адаптации в данном конкретном случае не стоит остро и может не приниматься во внимание педагогами в силу естественных причин (владение русским языком как родным или приобретенным с ранних лет внутри семьи).
Рассматривая педагогический вектор работы с несовершеннолетними студентами — вынужденными переселенцами, О. В. Гукаленко и В. П. Борисенков обращают внимание на тесную взаимосвязь успешности интеграции несовершеннолетних переселенцев в российское общество и профессиональной компетентности педагогов, призванных помочь эту интеграцию осуществить [6]. В качестве ведущих компетенций, необходимых педагогу для работы со студентами-переселенцами, исследователи выделяют следующие: коммуникативные, социальные, информационные. При этом формирующееся поликультурное общество (класс, школа, ссуз), в центре которого находится педагог, предъявляет к нему определенные требования как к связующему звену между различными социальными институтами и факторами, влияющими на процесс адаптации студентов — вынужденных
переселенцев. Подобная мысль прослеживается и в исследовании С. С. Судариной и В. А. Попова, которые отмечают, что педагогу «необходимо проводить целенаправленную работу, включающую все факторы, влияющие на процесс взаимодействия учащихся разных национальностей» [7, с. 823].
Т. В. Куприна заявляет о важности социокультурной адаптации в рамках деятельности педагога, поскольку студенты-переселенцы часто не знают и не понимают национальные обычаи и традиции, культурные нормы, что приводит к нарушению межкультурного общения субъектами педагогического процесса [8]. В силу исторической общности украинского и русского народов, благодаря схожести культур, норм, традиций студенты из ДНР, ЛНР и восточных областей Украины слабо нуждаются в социокультурной адаптации. В значительной мере это обусловлено наличием устойчивых родственных связей между гражданами России и прибывающими на постоянное проживание беженцами. Однако важно обращать внимание студентов-переселенцев на приверженность России традиционной системе ценностей, которая во многих европейских странах была заменена на «прогрессивную», что не могло не сказаться на Украине, выражающей настойчивое стремление стать частью Европы.
Таким образом, мы отчетливо видим, что потребность студентов — вынужденных переселенцев из ДНР, ЛНР и восточных областей Украины в педагогической, социокультурной и языковой адаптации, как правило, отсутствует или существенно снижена по сравнению с такой потребностью у выходцев из стран Средней Азии. Однако необходимо помнить о том, что беженцы с территорий ДНР и ЛНР — это семьи, находившиеся в течение продолжительного времени в зоне ведения военных действий, и их переселение вызвано не экономическими соображениями, а необходимостью выживания. Соответственно, несовершеннолетние студенты в этих семьях нуждаются в серьезной психологической поддержке и адаптации в условиях переселения из одной страны в другую.
Результатом адаптации обучающихся — вынужденных переселенцев является их адапти-рованность к новым условиям переселения, что характеризуется способностью личности удовлетворять свои потребности в той или иной ситуации в конкретной социальной среде, а также выполнять следующие функции:
- адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
- выстраивать адекватную систему отношений и общения с окружающими;
- быть способной к обучению, организации досуга и отдыха.
Отметим, что на процессы адаптации влияют социальные установки, ценностно-моти-вационные образования, стратегии поведения детей вынужденных переселенцев, восприятие общины или общиной, соответствие самооценки и уровня притязаний студентов-переселенцев их реальным возможностям и условиям новой социальной среды.
Одним из важных условий адаптации является сознательная деятельность детей вынужденных переселенцев, которая предусматривает непрерывный обмен с новым социальным окружением.
Подобная деятельность возможна только при условии осознания себя как субъекта такого процесса, желания стать частью принимающего общества. Вместе с тем процессы психологической адаптации в новой социальной среде должны проходить без потери собственной индивидуальности.
Стоит подчеркнуть, что успешность вхождения в новое окружение зависит от выбранных адаптационных стратегий, а те, в свою очередь, ведут к различным типам адаптации и, соответственно, к разным ее последствиям.
Необходимо также учитывать, что процесс адаптации к определенной социальной среде является двусторонним. То есть адаптация является взаимообусловленным влиянием обучающе-гося-переселенца и его социального окружения, а следовательно, успешность адаптации зависит не только от индивидуально-психологических особенностей личности студента, но и от готовности нового социального окружения к восприятию такого обучающегося.
Следует учитывать все факторы, которые влияют на успешность процесса адаптации и могут привести к возникновению проблем у обучающихся-переселенцев в этот период. Также на успешность адаптации детей вынужденных переселенцев в значительной степени влияет предыдущий опыт и характер полученной, вероятно, психологической травмы.
Несовершеннолетние студенты-переселенцы с низким уровнем стрессоустойчивости значительно сложнее переживают кризисную ситуацию, опасность, особенно если были потери из числа знакомых или близких. Пережитый стресс пребывания в зоне военных действий вызывает нарушение адаптационных процессов. Преодолевать негативные последствия стрессовых си-
туаций и повышать стрессоустойчивость личности помогают адаптивные ресурсы человека.
Под ресурсами мы рассматриваем внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессоген-ных обстоятельствах. Важным ресурсом сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях является социальная поддержка. Поэтому позитивное социальное окружение может быть одним из важнейших факторов сохранения стрессоустойчивости несовершеннолетнего переселенца.
Данная категория обучающихся нуждается в психолого-педагогической поддержке, которая позволит удовлетворить потребности в близости, защите, информации, разрядке, успокоении и т. п. Такая поддержка будет положительно влиять на характер поведения обучающегося после воздействия стрессогенных факторов.
Следовательно, показателями адаптирован-ности несовершеннолетних вынужденных переселенцев служат: степень удовлетворенности собой, группой, а также различными сторонами своей жизнедеятельности; активное вовлечение в деятельность принимающего окружения; активность в достижении поставленных задач; социальный комфорт; понимание возможности реализации собственных целей в будущем; социально-педагогическая поддержка окружения.
Собственный опыт работы авторов статьи с переселенцами из ДНР и ЛНР позволяет определить следующие главные функции специалиста, осуществляющего психологическую помощь:
1) психологическая адаптация:
- проработка тяжелых стрессовых состояний;
- помощь в восприятии изменений и возвращении к жизни;
- помощь в ассимиляции и интеграции полученного опыта и создании новых жизненных перспектив;
2) социальная адаптация: помощь переселенцам в адаптации к новым социальным условиям.
Стоит отметить, что несовершеннолетние студенты специфически переживают травматическую ситуацию. Нередко из-за отсутствия навыков обсуждения своих переживаний, возрастных особенностей, сильного эмоционального потрясения они не высказываются открыто о своих неприятных состояниях. Вместе с тем, наблюдая за ними, можно обнаружить подростков, переживающих стрессовую ситуацию. Последствия стресса заметны в их
эмоциональных, поведенческих проявлениях или представлены на телесном уровне.
Компенсаторные механизмы психики несовершеннолетнего студента — вынужденного переселенца достаточно гибкие, и в значительном количестве случаев последствия стрессовых обстоятельств преодолеваются естественным образом. Подростки склонны «лечить» себя с помощью игры со сверстниками, фантазирования, рисования, эмоционального отреагирова-ния ситуации и т. п. Стоит помнить о природных механизмах защиты этой категории населения и способах их активизации. Нередко сами взрослые невольно блокируют доступ несовершеннолетнего к его естественным механизмам саморегуляции.
Следует помнить, что необходимо заниматься адаптацией не только несовершеннолетнего студента, но и всей его семьи. Недостаточно отреагировать эмоции подростка лишь во внутри-учебной среде; важно, чтобы такая возможность была и у родителей.
Работу с родителями лучше начинать строить с первичного интервью, придерживаясь следующей схемы:
1) первое впечатление переселенца;
2) жалобы и проблемы клиента; определенные ситуации, в которых они проявляются;
3) положительные стороны жизни клиента, приносящие ему радость, удовлетворение; социальное окружение, которое может или способно предоставить эмоциональную поддержку, его состав и доступность (например, семья, сообщество земляков и т. п.);
4) как клиент сам воспринимает свои проблемы, как их оценивает социальное окружение; идеи по поводу того, что было причиной или спровоцировало проблемы клиента;
5) травматический опыт, пережитый переселенцем;
6) стрессовые факторы, под влиянием которых находится клиент (например, неопределенный юридический статус; имущество без надзора, которое пришлось оставить; беспокойство, связанное с родственниками, которых пришлось оставить, и т. п.);
7) признаки вероятного наличия психиатрических симптомов;
8) вид помощи, которую ожидает клиент, или причины ее отторжения (например, неудачная встреча с психологом в пункте приема беженцев и др.).
Психологическая помощь данной категории обучающихся должна быть комплексной и стратегически продуманной. Работа специалистов
с несовершеннолетними студентами, которые находились в ситуации острого стресса, идет по трем основным направлениям: работа со средой, в которой находятся подростки; работа с близким окружением подростка; работа с подростком. Среда, способствующая восстановлению естественных механизмов исцеления несовершеннолетних, имеет следующие признаки: безопасность, константность, ритмичность, последовательность, предсказуемость, господство атмосферы уважения. Работа с близким окружением несовершеннолетнего студента включает в себя психологическую, просветительскую и консультативную работу с его родителями (или лицами, их заменяющими) и коллективом, в котором он находится.
Содержание психологической работы с подростками, которые подверглись воздействию стрессовых факторов, раскрывается в восстановлении ощущения безопасности; восстановлении и укреплении психологических ресурсов; отреагировании негативных переживаний, связанных со стрессовыми факторами; активации естественных механизмов самоисцеления; адаптации к новым обстоятельствам. Наиболее успешными техниками, которые зарекомендовали себя в работе с подростками, подвергшимися воздействию острых стрессовых факторов, являются техники телесно ориентированной психотерапии, арт-терапии (рисование, лепка из пластилина и глины), песочной психотерапии, игровой психотерапии.
Заключение
Таким образом, рассмотрев особенности адаптации студентов-переселенцев, в том числе в условиях профессиональных образовательных организаций, как сложный многосторонний процесс, мы приходим к выводу, что основным вектором адаптации подростков, прибывающих из ДНР, ЛНР и восточных областей Украины в качестве беженцев, должен быть вектор психологический, который включает в себя не только работу непосредственно со студентом, но и взаимодействие с его законными представителями. При этом следует учитывать предыдущий жизненный опыт несовершеннолетнего вынужденного переселенца и его семьи, а именно — нахождение в зоне ведения военных действий. Успешность оказания психологической помощи во многом зависит от правильно выбранной стратегии и комплексности подхода.
Также необходимо понимать значимость построения векторности работы по социокультурной адаптации и интеграции несовершеннолетних студентов в рамках профессиональных
образовательных организаций, поскольку специфика подготовки к ведению профессиональной деятельности создает дополнительные воз-
можности для успешной и скорой интеграции несовершеннолетнего студента в российское общество в качестве полноценного гражданина.
Список источников
1. ФСБ раскрыла количество приехавших из ДНР и ЛНР. URL: https://www.rbc.ru/society/17/ 08/2022/62fcca2f9a79473c83a92d7a?ysclid=l889l3d42q697532063 (дата обращения: 21.09.2022).
2. Более 700 украинских и донецких беженцев приняла Челябинская область. URL: https://eanews.ru/news/boleye-700-ukrainskikh-i-donetskikh-bezhentsev-prinyala-chelyabinskaya-oblast_20-06-2022?ysclid=l8bit8c1ka440659732 (дата обращения: 21.09.2022).
3. Симаева И. Н. Дети-мигранты в системе образования России: новый тренд научных исследований // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. № 1. С. 84-90.
4. Маркина Н. А. Проблемы диалога культур в преподавании русского языка детям мигрантов в многонациональной российской школе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 4-1. С. 237-242.
5. Железнякова Е. А. Дети мигрантов в современной российской школе: пути языковой адаптации // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 774-778.
6. Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 86-94.
7. Сударина С. С., Попов В. А. Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 822-824.
8. Куприна Т. В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obuchenie-detey-migrantov-v-shkolah-rossii-problemy-i-puti-ih-resheniya.
References
1. The FSB revealed the number of people who arrived from the DPR and LPR. URL: https://www. rbc.ru/society/17/08/2022/62fcca2f9a79473c83a92d7a?ysclid=l889l3d42q697532063. (In Russ.).
2. More than 700 Ukrainian and Donetsk refugees were received by the Chelyabinsk region. URL: https://eanews.ru/news/boleye-700-ukrainskikh-i-donetskikh-bezhentsev-prinyala-chelyabins-kaya-oblast_20-06-2022?ysclid=l8bit8c1ka440659732. (In Russ.).
3. Simaeva IN. Migrant children in the education system of Russia: a new trend in scientific research. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Filologija, pedagogika, psi-hologija = Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant. Series: Philology, Pedagogy, Psychology. 2017;(1):84-90. (In Russ.).
4. Markina NA. Problems of the dialogue of cultures in teaching the Russian language to children of migrants in a multinational Russian school. Problemy iperspektivy razvitija obrazovanija v Rossii = Problems and prospects for the development of education in Russia. 2010;(4-1):237-242. (In Russ.).
5. Zheleznyakova EA. Children of migrants in the modern Russian school: ways of language adaptation. Izvestija PGU im. V. G. Belinskogo = Izvestiya PGU name after V. G. Belinsky. 2012;(28):774-778. (In Russ.).
6. Gukalenko OV, Borisenkov VP. Training of teachers to work with migrant children in a multicultural educational space. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika = Domestic and foreign pedagogy. 2016;1(28):86-94. (In Russ.).
7. Sudarina SS, Popov VA. The problem of socialization of migrant students in the pedagogical process. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2014;(6(65):822-824. (In Russ.).
8. Kuprina TV. Education of migrant children in Russian schools: problems and ways to solve them. Mnogojazychie v obrazovatel'nom prostranstve = Multilingualism in the educational space. 2017;(9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-detey-migrantov-v-shkolah-rossii-proble-my-i-puti-ih-resheniya. (In Russ.).
Информация об авторах
А. А. Селютин — заведующий сектором по разработке программ социокультурной адаптации и интеграции иностранных студентов и детей-инофонов Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде, кандидат филологических наук.
Т. С. Воробьева — научный сотрудник сектора психологии деструктивных проявлений в образовательной среде Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде.
Information about the authors
A. A. Selyutin — Head of the Sector for the development of programs for socio-cultural adaptation and integration of foreign students and foreign children of the Research Center for Monitoring and Prevention of Destructive Manifestations in the Educational Environment, Candidate of Philological Sciences.
T. S. Vorobieva — researcher in the Department of Psychology of Destructive Manifestations in the Educational Environment of the Research Center for Monitoring and Prevention of Destructive Manifestations in the Educational Environment.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 28.10.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 03.11.2022 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.12.2022