Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА У ДЕТЕЙ С РАС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ МУЗЫКОТЕРАПИИ'

ПОДДЕРЖКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА У ДЕТЕЙ С РАС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ МУЗЫКОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКОТЕРАПИЯ / РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ПРИЕМ / МЕТОД / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильченко Е.А.

В работе рекомендованы и предложены элементы, методы и приемы музыкотерапии на занятиях с детьми с расстройством аутистического спектра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Васильченко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE EMOTIONAL BACKGROUND SUPPORTINGOF CHILDREN WITH DISABILITIES USING ELEMENTS OF MUSIC THERAPY TECHNIQUES

This paper recommends and proposes elements, methods and techniques of music therapy in classes for children with autism spectrum disorders.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА У ДЕТЕЙ С РАС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ МУЗЫКОТЕРАПИИ»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37

Васильченко Е.А.

музыкальный руководитель муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радонежский» г. Строитель Яковлевского городского округа» (г. Строитель, Россия)

ПОДДЕРЖКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА У ДЕТЕЙ С РАС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Аннотация:в работе рекомендованы и предложены элементы, методы и приемы музыкотерапии на занятиях с детьми с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: музыкотерапия, расстройство аутистического спектра, прием, метод, музыкальная игра.

Музыкотерапия на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных интегративных методик коррекции, особенно для детей с расстройством аутистического спектра (далее как РАС), которым она обеспечивает мощный мультисенсорный опыт. Занятия с использованием элементов методики музыкальной терапии, пение, игра на детских музыкальных инструментах - все это помогает детям исследовать новую сторону себя и окружающего мира.

Основная проблема при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком - это отсутствие его внимания, пребывание на «своей волне», а вот специально подобранные музыкальные произведения привлекают его внимание и помогают организовать устойчивый процесс всего происходящего вокруг. Но

при этом следует заметить, что музыкальная терапия не может излечить аутизм. На время общения с музыкой ребенок уходит от тревожных ситуаций, страхов, переживаний, вступает на новый путь отношений с окружающим миром.

На занятиях по музыкотерапии с детьми с РАС решаются следующие

задачи:

1) поддержка положительного эмоционального фона, снятие нервно-психического напряжения, тревожности, негатива;

2) формирование навыка невербального контакта с окружающими;

3) развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;

4) развитие подражательной деятельности.

В процессе воздействия на эмоционально-личностную сферу ребенка музыка выполняет релаксационную, регулирующую функции. Если ребенок начал двигаться, танцевать - поддержите его, потанцуйте вместе с ним, пусть и совсем немного. В работе с детьми рекомендуется использовать следующие элементы музыкотерапии:

1) слушание музыки («Музыка природы», «Сокровищница мировой классики»);

2) музыкально-ритмические упражнения: ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук, хлопки, притопы, упражнения с предметами;

3)исполнение песенок - инсценировок, повторялок, попевок, песенок без слов; игра на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, маракас).

В свободной деятельности с детьми можно использовать следующие методы и приемы музыкотерапии:

1. Дидактические игры («Тихо-громко»), ритмические игры («Топни-хлопни»), театральные этюды («Мимика и жесты»).

2. Музыкальные игры («Мое тело», «Давай здороваться», «А ну-ка повтори», «Если весело живется», «Что вижу, то пою», «1,2,3 - мое имя повтори», «Музыкальный календарь животных «Кто как поет»).

3. Слушание музыки.

На занятии следует обратить внимание на непроизвольные реакции тела, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр музыки. Ребенок может показать страх, радостное возбуждение или равнодушие. Также он может перейти к осознанному слушанию.

В качестве «фона» великолепно подходят колыбельные песни Шуберта и Шопена в сочетании с шумом прибоя, игра на гитаре, «Времена года» Чайковского и инструментальная музыка современных авторов.

Конечно, расстройство аутистического спектра не изучено до конца, но одно можно утверждать точно уже сейчас - музыка, как лечение, как «таблетка», как «маяк» в пути - навсегда остается помощником.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. М.: Теревинф, 2018. 208 с.

Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. - М: Каро. 2020.

Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. Книга для родителей / Т.В. Лаврентьева. - М.: Дрофа, 2017. 270 с.

Vasilchenko E.A. musicsuperior Radonezhsky Kindergarten of Yakovlevsky district (Stroitel, Russia)

POSITIVE EMOTIONAL BACKGROUND SUPPORTINGOF CHILDREN WITH DISABILITIES USING ELEMENTS OF MUSIC THERAPY TECHNIQUES

Abstract: this paper recommends and proposes elements, methods and techniques of music therapy in classes for children with autism spectrum disorders.

Key words: music therapy, autism spectrum disorder, techniques, method, musical play.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.