Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ'

ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Марина Алексеевна, Андреева Александра Андреевна, Добрынина Мария Владимировна

Рассматривается сущность молодежного предпринимательства как многомерного явления, указывается на его важность, как для интеграции молодых в рынок труда, так и для развития социальной инфраструктуры и инновационной экономики. Анализируются ценностные установки молодых предпринимателей; отмечается ориентированность начинающих бизнесменов на саморазвитие, риск и свободу творчества. Акцентируются три основных направления поддержки молодежного предпринимательства, напрямую ориентированные на устранение барьеров, которые воспринимаются молодыми людьми как препятствия началу собственного бизнеса. Подчеркивается важность интегрирования программ поддержки предпринимательства в систему образования, на примере проектов, реализуемых НИУ МИЭТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаева Марина Алексеевна, Андреева Александра Андреевна, Добрынина Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR YOUTH ENTREPRENEURSHIP: SYSTEM OF POLITICAL ACTIONS AND SOCIO-ECONOMIC E ECTS

The article examines the essence of youth entrepreneurship as a multidimensional phenomenon. The importance of youth entrepreneurship is noted both for the integration of young people into the labor market, and for the development of social infrastructure and innovative economy. The value attitudes of young entrepreneurs are analyzed; the orientation of novice businessmen to self-development, risk and freedom of creativity is noted. It is emphasized that the three main areas of support for youth entrepreneurship are directly focused on removing obstacles that young people perceive as barriers to starting their own business. The importance of integrating entrepreneurial support programs into the education system is emphasized, using the example of projects implemented by NRU MIET.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 1 (33). С. 76—83. Economic and Socio-Humanitarian Studies. 2022. 1(33). С. 76—83.

УДК: 334.021; 338.1 doi:10.24151/2409-1073-2022-1-76-83

Поддержка молодежного предпринимательства: система политических действий и социально-экономических эффектов

Марина Алексеевна Николаева1. Александра Андреевна Андреева2. Мария Владимировна Добрынина3

1-3Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», Москва, Россия

1Mnikolaeva01@yandex.ru

2etf@miee.ru

mic@org.miet.ru

Аннотация: Рассматривается сущность молодежного предпринимательства как многомерного явления, указывается на его важность, как для интеграции молодых в рынок труда, так и для развития социальной инфраструктуры и инновационной экономики. Анализируются ценностные установки молодых предпринимателей; отмечается ориентированность начинающих бизнесменов на саморазвитие, риск и свободу творчества. Акцентируются три основных направления поддержки молодежного предпринимательства, напрямую ориентированные на устранение барьеров, которые воспринимаются молодыми людьми как препятствия началу собственного бизнеса. Подчеркивается важность интегрирования программ поддержки предпринимательства в систему образования, на примере проектов, реализуемых НИУ МИЭТ.

Ключевые слова: предпринимательство, молодежное технологическое предпринимательство, безработица, рынок труда, политика.

Для цитирования: Николаева М. А., Андреева А. А. Поддержка молодежного предпринимательства: система политических действий и социально-экономических эффектов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 1(33). С. 76-83. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-1-76-83

Support for youth entrepreneurship: system of political actions and socioeconomic effects

Marina Alekseevna Nikolaev1. Alexandra Andreevna Andreeva2.Dobrynina Maria Vladimirovna3

1-3National Research University Moscow Institute of Electronic Technology, Moscow, Russia

1Mnikolaeva01@yandex.ru

2etf@miee.ru

mic@org.miet.ru

Abstract: The article examines the essence of youth entrepreneurship as a multidimensional phenomenon. The importance of youth entrepreneurship is noted both for the integration of young people into the labor market, and for the development of social infrastructure and innovative economy. The value attitudes of young entrepreneurs are analyzed; the orientation of novice businessmen to self-development, risk and freedom of creativity is noted. It is emphasized that the three main areas of support for youth entrepreneurship are directly focused on removing obstacles that young people perceive as barriers to starting their own business. The importance of integrating entrepreneurial support programs into the education system is emphasized, using the example of projects implemented by NRU MIET.

Keywords: entrepreneurship, youth technological entrepreneurship, unemployment, labor market, politics.

For citation: Nikolaeva M. A. Andreeva A. A. Support for youth entrepreneurship: system of political actions and socio-economic effects // Economic and Socio-Humanitarian Studies. 2022. № 1(33). P. 76-83. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-1-76-83

Сегодня уровень безработицы среди молодежи России остается достаточно высоким, при этом у руководства страны есть понимание экономических и социальных последствий, связанных с незначительным присутствием молодежной когорты в сфере активной занятости.

Ввиду высокого потенциала предпринимательства не только для создания рабочих мест, но и для устойчивого инновационного роста экономики и социальной сферы, благоприятствование молодежному предпринимательству в последнее время является одним из приоритетов повестки дня социально-экономической политики РФ. Самостоятельная занятость и предпринимательство не являются панацеей для решения всех проблем, связанных с молодым поколением, поскольку лишь незначительное число молодых людей обладают теми навыками, идеями и личностными качествами, которые позволяют им заниматься предпринимательством. Однако существует много императивов к превращению России в площадку, благоприятную для развития молодежного бизнеса: помощь молодым людям в превращении их творческих идей в успешные бизнес-планы, способствующие развитию экономики; прямое и косвенное создание рабочих мест в гибких адаптивных инновационных сферах; развитие челове-

ческого капитала и новых компетенций; интеграция России в глобальную экономику.

Отдельные политические меры, направленные на развитие молодежного предпринимательства, организованы вокруг трех основных направлений поддержки: развитие предпринимательского мышления и культуры среди молодежи; развитие деятельности по предоставлению информации, консультаций, коучинга и наставничества молодым потенциальным предпринимателям; и устранение предполагаемых экономических и логистических барьеров.

Молодежное предпринимательство: понятие, сущность. В научной литературе существуют различные определения предпринимательства. Поскольку «предпринимательство» является общим термином, охватывающим множество элементов, эти определения часто пересекаются и конфликтуют, порождая некоторую путаницу и разногласия среди ученых и практиков относительно того, что означает этот термин. Исследователи перечисляют по крайней мере 20 определений предпринимательства и на основе проведенных обзоров формулируют вывод о том, что усилия научного сообщества по достижению консенсуса относительно дефиниции «предпринимательства» до настоящего времени не увенчались успехом [7; 8; 9].

В целом, определение предпринимательства зависит от дисциплинарной оптики исследователя. Социологическая оптика позволяет рассматривать предпринимательство в основном как создание индивидом новой организации, сети, социальной единицы. Психологическая оптика фокусирует взгляд на психических процессах индивида и, следовательно, предпринимательство определяется в терминах когнитивных процессов или психологических черт (обычно упоминаются креативность, мотивация или особенности мышления, порождающие намерение начать бизнес). Наконец, экономистов в основном интересуют структуры и процессы, лежащие в основе роста экономических параметров: число рабочих мест, количество занятых, налогооблагаемая база и др. Учитывая эту неоднородность, определения предпринимательства могут быть объединены в четыре различные группы:

1) ориентированные на социальный эффект, рассматривающие то, какие новые элементы социальности конструирует и воспроизводит предприниматель;

2) отражающие психологические черты, мотивацию и установки предпринимателя;

3) отмечающие, каким образом предпринимательская деятельность отражается на экономике;

4) рассматривающие предпринимательство как многомерную концепцию, которая охватывает все вышеперечисленное [3].

Среди определений, в рамках которых предпринимательство рассматривается как многомерная концепция, мы считаем наиболее емкими два определения. H. Stevenson описывает предпринимательство как «процесс, посредством которого люди осознают владение бизнесом как вариант или жизнеспособную альтернативу, разрабатывают идеи для бизнеса, изучают процесс становления бизнеса и инициируют основание и развитие бизнеса» [10]. Молодежное предпринимательство в фундаментальном труде F. Chigunta (2002) определяется следующим

образом: «Практическое применение предпринимательских качеств, таких как инициатива, инновации, креативность и готовность к риску, в рабочей среде (либо при самостоятельной занятости, либо при трудоустройстве в небольших начинающих фирмах), а также использование соответствующих навыков, необходимых для успеха в этой среде и культуре» [1]. Это определение предполагает, что, принимая решение начать бизнес, молодые люди, во-первых, стремятся к полноценному использованию своих собственных способностей и потенциала, действуя самостоятельно или организуясь в группы; во-вторых, самостоятельно определяют свои собственные проблемы, находят решения и находят ресурсы для реализации своего бизнес-плана; в-третьих, реализуют свой собственный потенциал и бизнес-план, укрепляя уверенность в себе и получая возможность более активного влияния на социальную среду [9].

В значительном числе определений в качестве атрибутивного признака молодежного предпринимательства используется самозанятость. Очевидно, что такой подход имеет ряд ограничений и может приводить к неполному отражению сути и особенностей молодежного предпринимательства. Например, Лазеар подчеркивал, что для того, чтобы быть (молодым) предпринимателем, требуется более широкое понимание сфер бизнеса и более высокая способность объединять таланты и управлять другими, чем у самозанятых людей, которые часто могут работать в одиночку и могут не обладать всеми навыками, необходимыми для того, чтобы быть предпринимателями [6]. Однако в рамках социологического и экономического подходов предпринимательство многие оценивают как самозанятость, главным образом потому, что на основе относительно легкодоступных данных исследователи могут проследить влияние предпринимательства на сферу занятости и трудовую активность молодежи. Кроме того, многие экономисты по труду ис-

пользуют самозанятость как показатель предпринимательства на том основании, что самозанятые люди всегда, так или иначе, выполняют предпринимательскую функцию, связанную с риском [2]. Согласно классическому определению, самозанятые — это лица, которые не получают никакой заработной платы или оклада и которые получают свой доход, занимаясь своей профессией или бизнесом за свой счет и на свой страх и риск [7, с. 6].

Ценностные установки молодых предпринимателей. Решение молодым человеком стать предпринимателем является сложным и определяется различными микро- и макрофакторами: и социальные, и индивидуальные установки формируют восприятие возможности и степени осуществимости предпринимательства как варианта начала карьеры. Вместе с тем существует закономерность: несмотря на низкую долю молодых предпринимателей, именно когорта молодых людей выказывают заинтересованность в том, чтобы стать предпринимателями: 48 % этой группы считают эту форму занятости желательной, а 41 % считают ее осуществимой [2].

Сравнивая трудовые и общечеловеческие ценности молодых самозанятых людей с ценностями молодых людей, предпочитающих работу по найму, исследователи, на основе анализа данных, отмечают, что предпринимательская личность имеет определенные ценностные предпочтения, которые оказывают значительное влияние на социальное поведение. Обнаруживаются существенные различия между этими двумя группами. В частности, у молодых людей бизнес-потенциал коррелирует с такими ценностными ориентирами, как саморазвитие и самореализация. Согласно шкале ценностей Рональда Инглхарта, молодые бизнесмены в большей степени ориентированы на развитие, чем на безопасность и самосохранение, а также преимущественно на секулярные и индивидуалистские ценности, чем на традицию и ком-ьюнити [2; 4]. Эти результаты свидетель-

ствуют о том, что молодым самозанятым людям важно обладать и ощущать обладание свободой творчества, пробовать и рисковать; молодые предприниматели менее склонны следовать традициям и они не склонны уделять приоритетное внимание созданию безопасной и стабильной среды обитания. Открытость переменам также является специфической поведенческой характеристикой молодых предпринимателей, в то время как конформизм явно в большей степени присущ тем, кто предпочитает наемную работу.

Политический контекст. Молодежь — гордость и главное богатство России. Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. провозгласил: «Молодежь России в период испытаний проявила себя в высшей степени достойно. Мы можем ими гордиться. Сделаем все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни» [14]. Однако нельзя не признать, что в современной России молодым людям достаточно трудно найти свое место в сфере трудовой активности и начать социальное восхождение, поэтому содействие расширению участия молодежи на рынке труда является одним из приоритетов молодежной политики РФ. Согласно Распоряжениям Правительства [11; 12], молодежное предпринимательство является очень важным приоритетом в плане приложения усилий государства в направлении создания рабочих мест и развития человеческого капитала.

Поддержка молодежного предпринимательства: императивы и приоритеты. В соответствии с политической повесткой, поддержка молодежного предпринимательства базируется на следующих императивах:

• Поддержка молодежного предпринимательства должна пониматься как долгосрочная стратегия: политика, направленная на существующие компании с большей вероятностью принесет как ощутимые (новые компании), так и неосязаемые результаты (изменения в общем отношении молодежи

к самозанятости) в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

• Программы поддержки молодых предпринимателей особенно эффективны, когда они обеспечивают сбалансированный, всеобъемлющий спектр поддержки, поскольку возникающие трудности часто взаимосвязаны и требуют комплексного подхода. Эта поддержка должна быть распределена на относительно длительный период времени, чтобы быть полностью эффективной, поскольку первые годы любого предприятия обычно являются наиболее важными.

• Качество учителей и наставников/консультантов является ключом к успеху инициатив. Молодые предприниматели особенно ценят опыт и ноу-хау более опытных предпринимателей.

Основные направления политики нацелены на снятие барьеров для реализации предпринимательской инициативы. Существует достаточно много исследований, сосредотачивающих внимание именно на предполагаемых препятствиях, стоящих на пути у потенциальных бизнесменов. Здесь важно отметить, что вне зависимости от того, существуют ли предполагаемые молодым человеком барьеры и какова степень их преодоли-мости, эти препятствия, в соответствии с теоремой Томаса, абсолютно реальны. Поскольку ситуация, определяемая как реальная, по своим последствиям является реальной, эти воображаемые препятствия оказывают самое непосредственное воздействие на мотивацию и целеполагание тех, кто задумывается о карьере предпринимателя.

Согласно исследованиям, в России достаточно много молодых людей выказывают желание стать предпринимателем (52, 7 %) на фоне достаточно высокой оценки возможности реализовать в России предпринимательскую карьеру (62,8 %). Однако, оценивая осуществимость предпринимательства, молодые люди следующим образом ранжируют основные препятствия, стоящие на их пути: 1) отсутствие доступной финан-

совой поддержки — 88,7 %; 2) сложные административные процедуры — 76,5 %; 3) недостаточная информация и отсутствие необходимых компетенций — 46,6 % [2].

Сегодня в России реализуется ряд политических мер и инициатив, способствующих развитию молодежного предпринимательства, три из которых обозначают главные, векторные направления политики, причем эти три направления поддержки напрямую коррелируют с тем, какие препятствия встречают молодые люди на этапе принятия решения о том, чтобы открыть собственный бизнес, организовать стартап.

1. Формирование предпринимательского мышления, позитивного отношения к предпринимательству и предпринимательской культуры среди молодежи. В рамках этого направления особое значение имеют инициативы, предлагаемые и реализуемые в рамках системы образования.

2. Предоставление информации, консультаций, инструктажа и наставничества. Это направление также может быть реализовано в рамках системы образования: оно нацелено на помощь молодым предпринимателям в формировании компетенций и предоставления информации, связанной с бизнесом, которая поможет им преодолевать трудности в своей работе.

3. Устранение предполагаемых практических барьеров и облегчение доступа к кредитам, субсидиям, грантам, инвестициям. Они связаны с нехваткой начального капитала и трудностями в получении внешнего финансирования, которые особенно затрагивают молодых предпринимателей, а также с поиском физической инфраструктуры для развития своего бизнеса.

В современной России развиваются кол-лаборации различных площадок, инициатив и программ, создающих многомерную среду, в рамках которой реализуются все названные направления. Потенциальные предприниматели получают информацию, обучаются, формируют новые навыки и компетенции,

обретают наставников и потенциальных инвесторов, разрабатывают собственные проекты, получают гранты и монетизируют реализацию бизнес-планов.

Так, в одном из старейших наукоградов России — Зеленограде — на площадке НИУ МИЭТ создана университетская студия технологического предпринимательства. Зеленоград уже много лет является уникальной площадкой, инкубатором для новых идей, научных направлений, бизнеса и проектов. Выпускники и сотрудники МИЭТа работали на всех континентах. Сегодня на инновационных площадках Зеленограда функционируют и сотрудничают с МИЭТом более 40 инновационных предприятий, среди которых особое место занимает Зеленоградский нанотехлологический центр (ЗНТЦ), в партнерстве с которым организована Студия1. Директор ЗНТЦ А. Ковалев таким образом характеризует идеологию новой Студии: «Рассчитываем, что созданная студия станет площадкой для построения и реализации траектории развития «школьник — студент — стартап» и позволит увеличить количество инновационных идей, воплощенных в реальные технологические решения, — и рассказывает о первых итогах ее работы: разработан и апробирован курс по технологическому предпринимательству для студентов, проведен ряд инновационных конкурсов для поддержки стартапов и реализованы масштабные научно-популярные мероприятия. С 2021 года запущен образовательный курс для школьников, а также программа повышения квалификации «Технологическое предпринимательство» [13]. Таким образом, в Студии важнейшую роль играет образовательное направление: реализация тех программ и курсов, которые проходят сотни

школьников и студентов Зеленограда, создают первичный базис для преодоления будущими предпринимателями тех барьеров, которые связаны с отсутствием навыков, компетенций, полной и достоверной информации и наставника.

К образовательным проектам примыкают те программы, которые помогают молодым предприимчивым талантам преодолеть и основной барьер, препятствующий началу карьеры бизнесмена, — их опасения не получить финансирования. Это программы «Платформа университетского технологического предпринимательства» и «Получи грант на свой стартап». Согласно программным документам, программы рассчитаны на создание не менее 30 тысяч стартапов на базе университетов России, что позволит создать не менее 30 тысяч новых университетских стартапов2. Более того, программы предполагают расширение грантовой поддержки молодых людей на конкурсной основе.

Таким образом, большинство инициатив по стимулированию творчества молодежи и развитию предпринимательского духа могут и должны вытекать из политики в области образования и профессиональной подготовки. Действия государства, образовательных учреждений и бизнес-сообщества должны базироваться на стратегической политической основе и содержать элементы, способствующие развитию предпринимательского мышления и стимулирующие большинство молодых людей заниматься предпринимательской деятельностью.

Формирование предпринимательской культуры и предпринимательского мышления посредством образования и обучения должны стать одним из образовательных приоритетов, тем более в области высшего технического образования. Программы предпринимательства могут быть включены

1 Студия технологического предпринимательства МИЭТ объединит уже действующие проекты: StartUp Кухня, StartUp Pizza, Преакселератор, Science Slam. Среди них также Школа технологического предпринимательства, где только за 2021 году уже проработано более 30 инновационных проектов. Под руководством успешных стартаперов и представителей компаний-партнеров молодое поколение получит возможность не только прокачать свои предпринимательские навыки, но и пройти ознакомительные курсы на заводах и предприятиях.

2 А также 150 тысяч высокотехнологичных рабочих мест, согласно заявлениям вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко.

в учебные программы (например, элективные курсы) для развития предпринимательских навыков и взглядов у молодежи и повышения их осведомленности о возможности открытия собственного бизнеса.

Список источников:

1. Chigunta F. Youth entrepreneurship: Meeting the key policy challenges / Oxford University. Oxford. 2002. 312 с.

2. New forms of employment // Eurofound. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. 480 с.

3. Working together for Europe's young people: A call to action on youth unemployment // European Commission. Brussels. 2013. [COM 447 final].

4. Inglehart R. F. After Post-materialism: An Essay on China, Russia and the United States: A Comment // Canadian Journal of Sociology. 2016. Vol. 16, No. 2. P. 213-222.

5. Inglehart R. F. [et al.] Cultural Change, Slow and Fast: The Distinctive Trajectory of Norms Governing Gender Equality and Sexual Orientation / R. F. Inglehart, E. Ponarin , R. C. Inglehart // Social Forces. 2017. Vol. 95, No. 4. P. 1313-1340.

6. Lazear E. P. 'Entrepreneurship' // Journal of Labor Economics. 2005. Vol. 23. Р. 649-680.

7. Parker S. C. The economics of self-employment and entrepreneurship, Cambridge University Press, Cambridge, 2004. 413 с.

8. Parker S. C. The economics of entrepreneurship. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 550 р.

9. Schnurr J., Newing В. A conceptual and analytical framework for youth enterprise and livelihood skills development: Defining an IDRC niche / International Development Research Centre. Canada. 1997. 408 р.

10. Stevenson H. H. A perspective on entrepreneurship // Harvard Business School Working Paper: Harvard Business School Reference Note 384-131. Boston, 1983.

11. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. Доступ из информ.-правов. обеспеч. ГА-

РАНТ: https://base.garant.ru/70813498/ (дата обращения: 21.02.2022).

12. Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. N 3581-р. Доступ из информ.-правов. обеспеч. ГАРАНТ: https://base.garant.ru/403236100/ (дата обращения: 21.02.2022).

13. Совершенный бизнес: как в Москве создается экосистема технологического предпринимательства [Электронный ресурс] // Ведомости: справочник компаний: [сайт]. 17 декабря 2021. URL: https://www.ve-domosti.ru/press_releases/2021/12/17/sovershennii-biznes-kak-v-moskve-sozdaetsya-ekosistema-tehno-logicheskogo-predprinimatelstva (дата обращения: 21.02.2022).

14. Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Президент России: информационный проект. 21.04.2021. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-poslanija-vladimira-putina-federalnomu-sobraniyu-21-04-2021.html (дата обращения: 21.02.2022).

References

1. Chigunta F. Youth entrepreneurship: Meeting the key policy challenges / Oxford University. Oxford. 2002. 312 s.

2. New forms of employment // Eurofound. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. 480 s.

3. Working together for Europe's young people: A call to action on youth unemployment // European Commission. Brussels. 2013. [COM 447 final].

4. Inglehart R. F. After Post-materialism: An Essay on China, Russia and the United States: A Comment // Canadian Journal of Sociology. 2016. Vol. 16, No. 2. P. 213-222.

5. Inglehart R. F. [et al.] Cultural Change, Slow and Fast: The Distinctive Trajectory of Norms Governing Gender Equality and Sexual Orientation / R. F. Inglehart, E. Ponarin , R. C. Inglehart // Social Forces. 2017. Vol. 95, No. 4. P. 1313-1340.

6. Lazear E. P. 'Entrepreneurship' // Journal of

Labor Economics. 2005. Vol. 23. R. 649-680.

7. Parker S. C. The economics of self employment and entrepreneurship, Cambridge University Press, Cambridge, 2004. 413 s.

8. Parker S. C. The economics of entrepreneurship. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 550 r.

9. Schnurr J., Newing V. A conceptual and analytical framework for youth enterprise and livelihood skills development: Defining an IDRC niche / International Development Research Centre. Canada. 1997. 408 r.

10. Stevenson H. H. A perspective on entrepreneurship // Harvard Business School Working Paper: Harvard Business School Reference Note 384-131. Boston, 1983.

11. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj mo-lodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Jelektronnyj resurs]: Rasporjazhenie Pra-vitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r. Dostup iz in-form.-pravov. obespech. GARANT: https://base.ga-rant.ru/70813498/ (data obrashhenija: 21.02.2022).

12. Ob utverzhdenii Dolgosrochnoj pro-grammy sodejstvija zanjatosti molodezhi na period do 2030 g. [Jelektronnyj resurs]: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 14 dekabrja 2021 g. N 3581-r. Dostup iz inform.-pravov. obespech. GARANT: https://base.garant.ru/403236100/ (data obrashhenija: 21.02.2022).

13. Sovershennyj biznes: kak v Moskve sozdaetsja jekosistema tehnologicheskogo predprinimatel'stva [Jelektronnyj resurs] // Vedomosti: spravochnik kom-panij: [sajt]. 17 dekabrja 2021. URL: https://www.ve-domosti.ru/press_releases/2021/12/17/sovershennii-biznes-kak-v-moskve-sozdaetsya-ekosistema-tehnol-ogicheskogo-predprinimatelstva (data obrashhenija: 21.02.2022).

14. Stenogramma Poslanija Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniju [Jelektronnyj resurs] // Pre-zident Rossii: informacionnyj proekt. 21.04.2021. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-pos-lanija-vladimira-putina-federalnomu-sobraniyu-21-04-2021.html (data obrashhenija: 21.02.2022).

Информация об авторах М. А. Николаева — студент 4 курса, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (124498, г. Зеленоград, пл. Шо-кина, 1).

А. А. Андреева — кандидат экономических наук, доцент кафедры ЭМФ, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (124498, г. Зеленоград, пл. Шо-кина, 1);

М.В. Добрынина — Кандидат политических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансов, начальник Управления внешних коммуникаций (УВК), Национальный исследовательский университет МИЭТ (Россия, Москва, Зеленоград, площадь Шокина, 1).

Information about the authors M. A. Nikolaeva — 4th year student, National Research University «MIET» (124498, Zele-nograd, Shokin sq., 1).

A. A. Andreeva — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the EIF Department National Research University «MIET» (124498, Zelenograd, Shokin sq., 1); M.V. Dobrynina - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Finance, Head of the Office of External Communications (OEC), National Research University MIET (Russia, Moscow, Zelenograd, 1 Shokina Square).

Статья поступила в редакцию 12.03.2022.

The article was submitted 12.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.