Зеленина С. А., Юнусова Т. Т. Поддержка многодетных семей посредством предоставления федеральных налоговых льгот: новации 2019 года // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 2 (83). С. 45-49.
Zelenina S. A., Yunusova T. T. Support for multi-family families by providing federal tax benefits: 2019 news. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 2 (83). Pp. 45-49. (In Russ.)
УДК 330
С. А. Зеленина
Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермь, Россия
Т. Т. Юнусова
Западно-Уральский институт экономики и права, Пермь, Россия
ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ:
НОВАЦИИ 2019 ГОДА
Зеленина Светлана Анатольевна — старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент».
E-mail: zeleninasa@mail.ru
Юнусова Танзиля Талгатовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, финансы, учет и налогообложение».
E-mail: unusovat@mail. ru
Цель статьи — проанализировать состояние федеральных льгот по налогу на имущество физических лиц для многодетных семей. Рассмотрены основные проблемы сбережения народа и всемерной поддержки семей посредством предоставления им налоговых льгот и вычетов, применения пониженных ставок по отдельным видам налогов и прочих инструментов налогового регулирования. Представлена динамика рождаемости, смертности и прироста населения в Российской Федерации. Исследован действующий механизм определения категорий семей, признаваемых многодетными: федеральные и региональные аспекты.
Ключевые слова: федеральные льготы, налог, налог на имущество физических лиц, демографическая ситуация, инструменты налогового регулирования, многодетная семья.
S. A. Zelenina
Perm branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Perm, Russia
T. T. Yunusova
Western Ural Institute of Economics and Law, Perm, Russia
SUPPORT FOR MULTI-FAMILY FAMILIES BY PROVIDING FEDERAL
TAX BENEFITS: 2019 NEWS
Zelenina Svetlana A. — Senior Lecturer at the Department of Economics and Management.
E-mail: zeleninasa@mail.ru
Yunusova Tanzilya T. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics, Finance, Accounting and Taxation.
E-mail: unusovat@mail. ru
The article aims to analyze the state of federal benefits on real estate tax for large families. The main problems of saving people and the full support of families through the provision of tax incentives and deductions, the application of reduced rates for certain types of taxes and other tools of tax regulation are considered. Presents the dynamics of fertility, mortality and population growth in the Russian Federation. The existing mechanism for determining the category of families recognized as having many children is investigated: federal and regional aspects.
Keywords: federal benefits, tax, real estate tax, demographic situation, tax regulation tools, large families.
Президент Российской Федерации В. В. Путин в рамках Послания Федеральному собранию 20.02.20191 (далее — Послание) поставил перед страной новые задачи, ключевые из них — сбережение народа и всемерная поддержка семей посредством предоставления им налоговых льгот и вычетов, применения пониженных ставок по отдельным видам налогов и прочих инструментов налогового регулирования, главным принципом которых является обеспечение преимуществ членов семьи как объединения добровольных налогоплательщиков перед иными плательщиками налогов и сборов.
Основная цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика и (или) отсрочка либо рассрочка платежа. Отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое предоставление бесплатного или льготного кредита.
В Российской Федерации льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах) [1].
Льготы могут быть предоставлены по объектам, по ставкам (например, ставки могут быть понижены, предусмотрены равными нулю), по срокам уплаты (более поздние сроки, налоговые кредиты и др.). Такие льготы распространяются (за отдельными исключениями) на всех налогоплательщиков на равных условиях.
Предусмотренные кодексом налоговые льготы создают кумулятивный эффект, который не только дает государству гарантию получения стабильных доходов от налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками, но и обеспечивает снижение социальной напряженности в Российской Федерации.
Современная демографическая ситуация в России в существенной ее степени обусловлена социально-экономическими процессами начала девяностых годов прошлого века, когда мы наблюдали стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости.
В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн чел., что в расчете на тысячу человек в два раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2-1,5 млн чел.
Рисунок демонстрирует динамику рождаемости и смертности в 2012-2017 годах, по данным Росстата [2].
Послание Президента РФ Федеральному собранию от 20.02.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 26.04.2019).
2 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014). П. 2. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
■—н—н—H—H ■—
2012 2013 2014 2015 2016 2017
ГОДЫ
■ бсего,, человек родившихся
■ 8сегог человек умерших
Рис. Динамика рождаемости и смертности населения в 2014-2017 годах,
по данным Росстата
Таким образом, мы наблюдаем негативную тенденцию сокращения рождаемости в Российской Федерации: в 2017 году в сравнении с 2016 годом — на 198 422 человек, в 2017 году в сравнении с 2015 годом — на 250 272 человек; тогда как численность умерших снижается: 2017/2016 — на 64 890 человек, 2017/2015 — на 82 416 человек, что является положительным фактором.
Но в общей составляющей из-за снижения рождаемости мы наблюдаем уменьшение естественного прироста населения Российской Федерации в 2017 году на 135 818 человек, в 2016 году на 2 286 человек (в процентах 2017/2015 — 40,6 %).
Суммарный коэффициент рождаемости также имеет отрицательную динамику в 2017 году по отношению к 2016 году по всем федеральным округам (ФО), в частности: Центральный ФО — уменьшение на 0,123; Приволжский ФО — на 0,188; Уральский ФО — на 0,158; Северо-Кавказский и Южный федеральные округа соответственно на 0,064 и 0,133 и т. д.
Демографическая политика Российской Федерации в качестве важнейших задач на период до 2025 года ставит увеличение показателя рождаемости на одну женщину в 1,5 раза за счет рождения второго ребенка и последующих детей, а также укрепление института семьи и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» определение категории семей, которые признаются многодетными, отнесено к ведению субъектов РФ1, то есть критерии отнесения семьи к многодетной определяются на региональном уровне (например, в Пермском крае многодетной признается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет ).
Наличие статуса многодетного родителя дает его обладателю право на налоговые льготы и вычеты по имущественным налогам (транспортный, земельный и налог на имущество физических лиц) для многодетной семьи, а также на льготы и меры социальной поддержки индивидуального характера.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, поэтому вводится в действие и прекращает действовать на соответствующей территории муниципального образования в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных
1 О мерах по социальной поддержке многодетных семей: указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003). Пп. «а» п. 1 // Рос. вести. 1992. № 11.
2 О социальных гарантиях и мерах социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Пермском крае (принят ЗС ПО 22.08.1996): закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 (ред. от 01.11.2018). Ст. 15. П. 1 // Бюллетень Законодательного собрания и администрации Пермской области. 1996. № 8.
3000000
^ 2000000 tu
о 1000000
(U
т 0
-1000000
образований, соответственно, все средства от его уплаты зачисляются только в доходы местных бюджетов и направляются на решение различных социально-экономических вопросов на территории муниципальных образований.
Плательщиками налога признаются лица, имеющие в собственности недвижимость в РФ (жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место и иные здание, строение, сооружение, помещение), которые уплачивают налог после государственной регистрации права собственности на имущество1.
Налоговые льготы, предоставляемые в отношении недвижимого имущества физических лиц в силу п. 2 ст. 399 и ст. 407 Налогового кодекса РФ, можно представить в виде федеральных, которые могут быть установлены отдельным категориям налогоплательщиков, и местных льгот, устанавливаемых соответствующими нормативно-правовыми актами муниципальных образований (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами).
Пакет мер, озвученный Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному собранию 20 февраля 2019 года, предполагает увеличение мер, направленных на поддержку многодетных семей, в том числе и в части увеличения налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, что важно и потому, что в последние годы произошла серьезная трансформация налога на имущество физических лиц, связанная с переходом к определению налоговой базы по кадастровой стоимости имущества, и, как следствие, увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
В таблице представлены действующие на 1 января 2018 года вычеты по налогу на имущество физических лиц.
Таблица
Федеральные налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом РФ (действующие на 1 января 2018 года)
Вид имущества Размер предоставляемого вычета Примечание
Квартира, часть жилого дома 20 м2 Если у гражданина есть в собственности три квартиры, комната, два жилых дома, то вычет будет предоставлен по каждой из трех квартир, комнате и каждому из домов, к жилому объекту в целом независимо от количества собственников. Например, квартира площадью 100 м принадлежит двум собственникам в равных долях. Вычет на квартиру в целом (на всех собственников) предоставят в размере кадастровой стоимости 20 м2 данной квартиры, то есть каждого собственника освободят от уплаты налога с 10 м .
Комната, часть квартиры 10 м2
Жилой дом 50 м2
Жилое помещение (жилой дом), входящее (ий) в Единый недвижимый комплекс 1 000 000 руб.
При установлении налога на имущество физических лиц нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований определяются в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, основные элементы налога (ставка, база, сроки уплаты), а также могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования.
1 О государственной регистрации недвижимости: федер. закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.01.2019). Ст. 16. Ч. 2 // Рос. газета. 2015. № 156.
Аналитика действующих льгот и вычетов по состоянию на 1 января 2018 года свидетельствует, что из 19 955 муниципальных образований Российской Федерации только в 2 707 предусмотрена возможность предоставления налоговых льгот для многодетных семей, в виде:
- освобождения от уплаты налога — в 1 835 муниципальных образованиях;
- частичного освобождения от уплаты налога (уменьшения суммы или ставки налога и т. д.) — в 872 муниципальных образованиях.
Анализируя налоговые льготы и вычеты по налогу на имущество физических лиц для многодетных семей в Пермском крае, входящем в состав Приволжского федерального округа, по состоянию на 1 января 2018 года мы имеем 22 муниципальных образования из 337 (6,5 %), где нормативно-правовыми актами предусмотрены льготы в виде освобождения от данного налога.
Уровень налоговых обязательств по налогу на имущество в различных регионах Российской Федерации неодинаков и регулируется путем дифференциации налоговых ставок и установления налоговых льгот.
Исходя из этого, принятый 15 апреля 2019 года Федеральный закон, устанавливающий федеральные льготы по налогу на имущество физических лиц, начиная с налогового периода 2018 года, для граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, на федеральном уровне — уменьшение налоговой базы по налогу на имущество на величину кадастровой стоимости 5 м общей площади квартиры (площади части квартиры, комнаты) и 7 м2 общей площади жилого дома (части жилого дома) в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка можно рассматривать как насущную необходимость в свете ухудшающихся демографической ситуации в Российской Федерации и социально-материального положения многодетных семей.
Таким образом, действующая в Российской Федерации система налогов и сборов в отношении физических лиц должна рассматриваться органами государственного управления как инструмент политики стимулирования определенной социальной группы.
Библиографический список
1. Акимова Е. В. Налоговые льготы / под ред. Т. В. Гороховой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2016. 546 с.
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения: 26.04.2019).