НОВОЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В 2015 ГОДУ. ПЕРВЫЕ ИТОГИ
Аннотация. С 1 января 2015 г. введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. В статье проанализированы нормативные акты муниципальных образований субъектов РФ, которыми был введен налог на имущество физических лиц на соответствующих территориях, отражено, какими правами воспользовались власти. Выделены проблемы в области исчисления, которые возникли после введения налога, предложены возможные пути их решения. Оценена налоговая нагрузка отдельного налогоплательщика.
Ключевые слова: налог, налог на имущество физических лиц, кадастровая и инвентаризационная стоимость, налоговые льготы, налоговая ставка.
NEW IN TAXATION OF PROPERTY OF PHYSICAL PERSONS IN 2015. FIRST RESULTS
Annotation. Chapter 32 «Tax on the property of physical persons» of the Tax code of the Russian Federation was enacted 1st January 2015. In the article were analyzed the normative acts of municipal subjects of Federation by whom the tax on the property of physical persons had introduced at the corresponding territories, was reflected what rights had been used by the authorities. Author highlights problems in calculation of tax on the property of physical persons, suggests the possible ways of solving them, estimates tax burden of an individual taxpayer after the introduction of Chapter 32 «Tax on the property ofphysical persons».
Keywords: tax, tax on the property of physical persons, cadastral value, inventory value, tax benefits, tax rate.
С 1 января 2015 г. федеральным законом № 284-ФЗ от 04 октября 2014 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) введена новая глава 32 «Налог на имущество физических лиц». Ранее действующий Закон РФ № 2003-1 от 09 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» утратил силу. Ключевые отличия 32 главы НК РФ от Закона РФ № 2003-1 от 09 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц».
1. В состав объектов налогообложения включены: машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства.
2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения - их кадастровая стоимость, до 1 января 2015 г. налоговая база по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационная стоимость объекта.
3. Введены вычеты из налоговой базы - 10, 20, 30 квадратных метров и 1 млн руб.
4. Льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида, независимо от количества оснований.
5. Расширены полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению ставок (налоговые ставки, указанные в НК РФ, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза; дифференцированы в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта налогообложения, видов территориальных зон).
6. Предусмотрен порядок расчета налога при оспаривании налогоплательщиком кадастровой стоимости [7].
Проанализируем на конкретном примере, как это нововведение повлияет на сумму налога к уплате. Следует отметить, законодатель «смягчил» переход на новый порядок исчисления налога. Согласно НК РФ, сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка
УДК 336.226.2 М.В. Типалина
Maria Tipalina
© Типалина М.В., 2015
определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, исчисляется по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) ■ К + Н2, (1)
где Н - сумма налога, подлежащая уплате; Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения; К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 НК РФ (кадастровая стоимость); 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, 0,8 - применительно к четвертому налоговому периоду. Начиная с пятого налогового периода, налог исчисляется в общем порядке, без учета указанной выше формулы, исходя из кадастровой стоимости объекта.
Например, определим суммы налога за 2015-2019 гг., которые необходимо будет уплатить в Москве владельцу трехкомнатной квартиры площадью 92,8 кв.м. (таблица 1) [8].
Таблица 1
Расчет суммы налога за 2015-2020 гг.
Налоговый пе- Показатель Сумма, руб. Расчет и итоговая сумма, руб.
риод, календар-
ный год
Кадастровая стоимость 16 345 659,30 Налог за 2015 г. =
объекта [(16 345 659,30 руб. - 3 522 771,40 руб.) ■
Кадастровая стоимость 3 522 771,40 0,15 % - (1 511 343,32 руб. ■ 0,75 %)] ■
налогового вычета 0,20 + 1 511 343,32 руб. ■ 0,75 % = 12 915
Налогооблагаемая база 12 822 887,9
2015 Ставка налога от кадастровой стоимости 0,15 %
Инвентаризационная 1 511 343,32
стоимость объекта
Ставка налога от инвента- 0,75 %
ризационной стоимости
2015 Коэффициент переходно- 0,2
2016 го периода 0,4 14 495
2017 0,6 16 075
2018 0,8 17 654
2019 нет 19 234
Начиная с 2017 г., сумма налога может измениться, так как государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую, была проведена государственная кадастровая оценка. На примере квартиры (см. табл. 1) мы видим значительный рост суммы налога к уплате. Общая сумма имущественных налогов (на имущество физических лиц, земельный, транспортный) к уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, составит значительную величину. Некоторым налогоплательщикам осуществить полную оплату такой суммы разовым платежом не представляется возможным.
Для соблюдения принципа справедливости и снижения возможных недоимок, в целях перераспределения налоговой нагрузки физических лиц во времени, следует пересмотреть срок уплаты налога, предусмотрев не разовый платеж полной суммы налога, а разделить его на два платежа. Например, изложить п. 1 ст. 409 НК РФ в следующей редакции: «Уплата налога производится налогоплательщикам равными долями в два срока - не позднее 15 июня и 15 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом».
Ситуация по налоговой нагрузке на физических лиц на территории Российской Федерации неравномерна, поскольку на 1 января 2015 г. ряд субъектов РФ (Республика Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Мордовия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Амурская, Архангельская области и Ненецкий АО, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край, Москва, Ханты-Мансийский АО-Югра, Ямало-Ненецкий АО) приняли решение о расчете налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости [10]. Помимо права введения налога на своей территории полномочия представительных органов муниципальных образований (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в части налога на имущество физических лиц достаточно широки: определение налоговых ставок в пределах, установленных НК РФ; уменьшение до нуля или увеличение, но не более чем в три раза налоговых ставок в отношении жилых домов (помещений), объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов, гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. ми которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; дифференцирование налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта налогообложения, видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения; увеличение размеров налоговых вычетов, предусмотренных п. 3-6 ст. 403 НК РФ (количество квадратных метров, уменьшающее кадастровую стоимость квартиры (комнаты, жилого дома) при исчислении налога); установление налоговых льгот, не предусмотренных НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками [1].
Анализ нормативных актов муниципальных образований указанных выше субъектов Федерации показал, что власти по-разному воспользовались своими правами. Практически все воспользова-лись правом увеличения ставок и введения дополнительных льгот. Например, Решение Совета депутатов городского округа Саранск № 368 от 21 октября 2014 г. (ред. от 20 ноября 2014 г.) «Об установлении налога на имущество физических лиц» предусматривает дифференцирование ставок от 0,1 % до 0,3 % в зависимости от кадастровой стоимости жилых помещений (квартира, комната), 0,1 % для хозяйственных строений, 0,3 % для жилых домов, единых недвижимых комплексов, гаражей и машино-мест, объектов незавершенного строительства, 2 % для объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300,0 млн руб., 0,5 % прочих объектов налогообложения; предусмотрен дополнительный перечень льгот [3]. Решение Казанской городской Думы № 338 от 20 ноября 2014 г. «О налоге на имущество физических лиц» предусматривает 0,1 % в отношении хозяйственных строений, 0,2 % в отношении жилых помещений (квартир, комнат), 0,3 % в отношении жилых домов, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства, гаражей и машино-мест, 2 % в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300,0 млн руб., 0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения. В отдельном приложении предусмотрены 15 категорий налогоплательщиков, в отношении которых установлены дополнительные льготы [4]. Решение Городской думы г. Ижевска № 658 от 20 ноября
2014 г. (ред. от 27 ноября 2014 г.) «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ижевск» предусматривает 0,1 % в отношении жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства, гаражей, машино-мест, хозяйственных строений; 1,2-2 % в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики, в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.; 0,5 % - в отношении прочих объектов налогообложения; определены 4 категории налогоплательщиков, в отношении которых установлены дополнительные льготы [5].
В нормативных актах муниципальных образований всех указанных выше субъектов Федерации власти по-разному реализовали свои права в части налога на имущество физических лиц, что приводит к неравномерности налогообложения в разных субъектах Российской Федерации, особенно в части налоговых льгот и налоговых ставок. В «Основных направлениях налоговой политики на
2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в качестве одной из налоговых новаций выделены подходы к установлению налоговых льгот. Основная идея - изменить подходы к установлению новых налоговых льгот, обязательным элементом процесса введения новой льготы должна быть оценка их эффективности, принятие новой льготы должно сопровождаться определением «источника» для такого решения. В документе указано, что при принятии решений о новых льготах необходимо передавать соответствующие полномочия (как по введению таких льгот, так и по определению параметров их предоставления) на уровень соответственно органов государственной власти субъектов Рос -сийской Федерации и органов местного самоуправления. Вместе с тем, такая политика возможна только в тех в случаях, когда различные параметры налоговых льгот и освобождений в разных субъектах Российской Федерации не создают препятствий для налогового администрирования [6].
По первым итогам введения налога на имущество физических лиц предлагается в ст. 407 НК РФ «Налоговые льготы» закрепить полный перечень налоговых льгот, которые могут предоставляться по выбору представительных органов муниципальных образований на своих территориях. Данная мера позволит унифицировать предоставляемые льготы и аннулирует препятствия для налогового администрирования и оценки эффективности, оставив, безусловно, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления права по введению льгот, так и по определению параметров их предоставления, но из закрепленного перечня. По анализу уже введенных актов муниципальных образований к таковым можно отнести льготы в отношении следующих категорий налогоплательщиков: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие возраста 18 лет, а также обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; одинокие матери, получающие пособия; почетные граждане, граждане, относящиеся к категории «многодетные семьи», малоимущие граждане. Данные налоговые льготы применили практически все рассматриваемые муниципальные образования.
Другой важной проблемой является определение налоговой ставки при установлении дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложе -ния. Например, данный механизм реализован в г. Москве. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, хозяйственных строений (при соблюдении требований НК РФ) в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения. В таблице 2 представлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в г. Москве [2].
Таблица 2
Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в г. Москве в отношении жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов,
хозяйственных строений
Кадастровая стоимость объекта налогообложения Ставка налога, %
До 10 млн руб. (включительно) 0,1
Свыше 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) 0,15
Свыше 20 млн руб. до 50 млн руб. (включительно) 0,2
Свыше 50 млн руб. до 300 млн руб. (включительно) 0,3
Соответственно, чем выше кадастровая стоимость объекта, тем выше ставка, по последнему интервалу установлена максимально возможная ставка (0,3 %).
При возможной дифференциации налоговой ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта могут возникать спорные ситуации по порядку применения ставок. Данный вопрос будет являться существенным для тех плательщиков, у которых при применении вычета величина налоговой базы попадет в раздел шкалы с применением пониженной ставки. Проиллюстрируем на примере. Например, кадастровая стоимость квартиры площадью 80 кв. м. - 12 млн руб., вычет из кадастровой стоимости - 3 млн руб., следовательно, база для исчисления налога - 9 млн руб. Какая ставка должна применяться? 0,1 % или 0,15 %? «Цена вопроса» для налогоплательщика в данном случае - 4500 руб. Во избежание подобных вопросов необходимо закрепить порядок применения дифференцированной налоговой ставки в НК РФ. Таким образом, предлагается решить данный вопрос в пользу налогоплательщика.
Кроме того, в целях уменьшения спорных ситуаций с налогоплательщиками в будущем следует расширить механизм информирования физических лиц об указанном налоге. Например, посредством разработки «калькулятора налога». Попытка реализовать данную идею предпринята Департаментом экономической политики и развития города Москвы, который предлагает «Калькулятор налога на имущество физических лиц» [9], предназначенный для примерного расчета суммы налога по новому порядку «от кадастровой стоимости», исходя из введенных параметров. Результаты расчета калькулятора носят информационный характер и не являются платежным документом. Предлагается для информирования населения подобный механизм реализовать ФНС России по всем субъектам, в которых введен налог на основе уже реальной базы данных, содержащей информацию о кадастровой стоимости объектов. Например, в рамках личного кабинета налогоплательщика.
Таким образом, первые итоги анализа применения положений главы 32 НК РФ показали.
1. Изменение состава объектов налогообложения, новый порядок определения налоговой базы, ограничения в применении льгот, расширение полномочий представительных органов муниципальных образований по установлению ставок.
2. Увеличение налоговой нагрузки физических лиц. В целях перераспределения налоговой нагрузки целесообразно производить оплату налогов не разовым платежом в один срок, а двумя платежами в разные сроки (до 15 июня и 15 декабря).
3. Целесообразность разработки полного перечня налоговых льгот, которые могут предоставляться по выбору представительных органов муниципальных образований на своих территориях. Данная мера позволит унифицировать предоставляемые льготы и аннулирует препятствия для налогового администрирования и оценки эффективности.
4. Необходимость уточнения порядка применения налоговой ставки при возможной дифференциации в зависимости от кадастровой стоимости.
5. В целях исключения спорных ситуаций с налогоплательщиками целесообразно расширить механизм информирования физических лиц об указанном налоге. Например, посредством разработки «калькулятора налога».
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 [Электронный ресурс]: федеральный закон № 117 от 05.08.2000 (ред. от 08.03.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
2. «О налоге на имущество физических лиц» [Электронный ресурс]: закон г. Москвы от 19.11.2014 № 51. -Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
3. «Об установлении налога на имущество физических лиц» [Электронный ресурс]: решение Совета депутатов городского округа Саранск от 21.10.2014 № 368 (ред. от 20.11.2014). - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
4. «О налоге на имущество физических лиц» [Электронный ресурс]: решение Казанской городской Думы от 20.11.2014 № 3-38. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
5. «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ижевск» [Электронный ресурс]: решение Городской думы г. Ижевска от 20.11.2014 № 658 (ред. от 27.11.2014). -Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
6. «Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
7. Публичная кадастровая карта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maps.rosreestr.ru/ PortalOnline (датаобращения: 05.03.2015).
8. Имущественные налоги: ставки и льготы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/ service/tax/ (дата обращения: 05.03.2015).
9. Департамент экономической политики и развития города Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://depr.mos.ru/napravleniya_deyatelnosti/1402528/ (датаобращения: 05.03.2015).
10. Типалина М.В. Новый порядок налогообложения имущества физических лиц // Управление экономикой в стратегии развития России: материалы Международного управленческого форума. Вып. 3. - М.: ГУУ, 2014. - 299 с.