Научная статья на тему 'Налоговые льготы как способ оказания социальной поддержки для семей с детьми'

Налоговые льготы как способ оказания социальной поддержки для семей с детьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ / ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатовская Ирина Ивановна

Налоговое законодательство, устанавливающее налоговые льготы для семей, имеющих детей, представлено как Налоговым кодексом Российской Федерации, так и налоговыми законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами о налогах представительных органов муниципальных образований. В работе впервые предпринята попытка проанализировать налоговое законодательство регионального и местного уровня семи субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, устанавливающее налоговые льготы для семей, имеющих детей: Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской, Томской, Омской и Кемеровской областей, а также Республики Алтай. Установлено, что если налоговая политика в отношении налоговых льгот для семей, имеющих детей, в Алтайском крае одна из самых лучших в Сибирском федеральном округе, то муниципальные образования в Алтайском крае не имеют финансовой возможности оказывать надлежащую финансовую поддержку семьям, имеющим детей, на уровне, аналогичном муниципальным образованиям других субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа. Основная проблема использования налоговых льгот для семей, имеющих детей, заключается в том, что большинство налогоплательщиков не знает о тех льготах, которые им положены в соответствии с законодательством. На наш взгляд, данная проблема может быть решена посредством дополнительной разъяснительной работы через социальные службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Incentives as Way to Provide Social Support for Families with Children

The tax legislation establishing tax benefits for families with children is represented both by the Tax Code of the Russian Federation, tax laws of subjects of the Russian Federation, and regulatory legal acts on the taxes of representative bodies of municipalities. This article for the first time attempts to analyze the tax legislation of the regional and local level of seven subjects of the Russian Federation in the Siberian Federal district, establishing tax incentives for families with children: Altai and Krasnoyarsk territories, Novosibirsk, Tomsk, Omsk and Kemerovo regions, as well as the Altai Republic. The publication established that if the tax policy in relation to the establishment of tax benefits for families with children in the Altai region is one of the best in the Siberian Federal district, municipal formations in the Altai region do not have the financial ability to provide adequate financial support to families with children on the same level as in the municipalities in other regions of the Russian Federation in the Siberian Federal district. The main problem with the use of tax incentives for families with children is that most taxpayers are unaware of the benefits they have under the law. In our opinion, this problem can be solved through additional explanatory work through social services.

Текст научной работы на тему «Налоговые льготы как способ оказания социальной поддержки для семей с детьми»

УДК 347.73 ББК 67.402.23

Налоговые льготы как способ оказания социальной поддержки для семей с детьми

И.И. Игнатовская

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Tax Incentives as Way to Provide Social Support for Families with Children

I.I. Ignatovskaya

Altai State University (Barnaul, Russia)

Налоговое законодательство, устанавливающее налоговые льготы для семей, имеющих детей, представлено как Налоговым кодексом Российской Федерации, так и налоговыми законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами о налогах представительных органов муниципальных образований. В работе впервые предпринята попытка проанализировать налоговое законодательство регионального и местного уровня семи субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, устанавливающее налоговые льготы для семей, имеющих детей: Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской, Томской, Омской и Кемеровской областей, а также Республики Алтай.

Установлено, что если налоговая политика в отношении налоговых льгот для семей, имеющих детей, в Алтайском крае одна из самых лучших в Сибирском федеральном округе, то муниципальные образования в Алтайском крае не имеют финансовой возможности оказывать надлежащую финансовую поддержку семьям, имеющим детей, на уровне, аналогичном муниципальным образованиям других субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа.

Основная проблема использования налоговых льгот для семей, имеющих детей, заключается в том, что большинство налогоплательщиков не знает о тех льготах, которые им положены в соответствии с законодательством. На наш взгляд, данная проблема может быть решена посредством дополнительной разъяснительной работы через социальные службы.

Ключевые слова: социальная политика, государственная поддержка семей, имеющих детей, налоговая льгота, транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог.

DOI 10.14258/izvasu(2018)3-09

The tax legislation establishing tax benefits for families with children is represented both by the Tax Code of the Russian Federation, tax laws of subjects of the Russian Federation, and regulatory legal acts on the taxes of representative bodies of municipalities. This article for the first time attempts to analyze the tax legislation of the regional and local level of seven subjects of the Russian Federation in the Siberian Federal district, establishing tax incentives for families with children: Altai and Krasnoyarsk territories, Novosibirsk, Tomsk, Omsk and Kemerovo regions, as well as the Altai Republic.

The publication established that if the tax policy in relation to the establishment of tax benefits for families with children in the Altai region is one of the best in the Siberian Federal district, municipal formations in the Altai region do not have the financial ability to provide adequate financial support to families with children on the same level as in the municipalities in other regions of the Russian Federation in the Siberian Federal district.

The main problem with the use of tax incentives for families with children is that most taxpayers are unaware of the benefits they have under the law. In our opinion, this problem can be solved through additional explanatory work through social services.

Key words: social policy; state support of families with children; tax relief; transport tax; personal property tax; land tax.

Введение. Социальная политика является одним из важнейших направлений деятельности любого государства, в том числе и Российской Федерации. Государственная поддержка традиционно оказывается социально незащищенным категориям граждан: многодетным семьям, неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, опекунам (попечителям) несовершеннолетних детей, детям-сиротам и т.п. Рассмотрение особенностей правового регулирования порядка предоставления налоговых льгот по региональным и местным налогам для семей, имеющих детей, в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа является основной целью данного исследования. Анализ налогового законодательства осуществляется в отношении семи субъектов Российской Федерации, являющихся «соседями» Алтайского края в Сибирском федеральном округе: Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краев, а также Республики Алтай.

Методы исследования. Основными методами, использованными в данном исследовании, являются статистический и сравнительно-правовой. Общим методологическим основанием публикации является диалектика, которая позволяет всесторонне рассмотреть проблему финансовой поддержки семей, имеющих детей, в том числе посредством предоставления налоговых льгот.

Полученные результаты и их обсуждение. В ходе проведенного исследования был сделан обоснованный вывод о том, что финансовая поддержка в виде предоставления налоговых льгот по транспортному налогу для семей, имеющих детей, в Сибирском федеральном округе лучше всего предоставляется в Алтайском крае. Вместе с тем финансовая помощь в виде налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу для семей, имеющих детей, в Алтайском крае предоставляется на недостаточном уровне. Только два муниципальных образования Алтайского края (Барнаул и Рубцовск) имеют возможность поддерживать семьи, имеющие детей, налоговыми льготами по местным налогам.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Социальное государство — это многоаспектное понятие. Современные представления о социальном государстве базируются на его характерных признаках: доступность социальной поддержки государства для всех членов общества; наличие социального законодательства; обеспечение занятости; существование системы социального обеспечения, включающей социальную поддержку за счет бюджетных средств; принятие государством

ответственности за уровень благосостояния своих граждан; наличие гражданского общества [2, с. 8486]. И это не просто «мертвые» принципы, записанные на бумаге. Это положения, которым уделяется в Российской Федерации много внимания и которые постоянно претворяются в жизнь.

В настоящее время в связи с необходимостью решать демографические проблемы большое внимание уделяется социальной поддержке семей, имеющих детей, в том числе финансовой. На это обращает внимание в своем послании и Президент Российской Федерации В.В. Путин: «У демографической проблемы есть и экономическое измерение... В 2017 году, например, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на миллион. Необходимо ответить на эти вызовы и в предстоящее десятилетие обеспечить устойчивый естественный рост численности населения России. Наша демографическая политика доказала свою результативность. И мы продолжили, расширили ее. Продлили программу материнского капитала, предусмотрели адресные выплаты при рождении первенца, второго и третьего ребенка» [3].

Одним из способов оказания финансовой поддержки семьям, имеющим детей, является установление налоговых льгот. За счет налоговых льгот снижается налоговая нагрузка на такие семьи и, по сути, оказывается финансовая помощь за счет бюджетных средств.

В соответствии со статьей 56 НК РФ устанавле-но, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [4].

Прежде всего уместно отметить, что льготы по региональным налогам устанавливаются как федеральным налоговым законодательством, так и законами субъектов Российской Федерации о налогах, т.е. субъекты Федерации вправе вводить дополнительные льготы, не предусмотренные на федеральном уровне [5, с. 74]. Аналогично ситуация обстоит и с местными налогами.

В Налоговом кодексе предусмотрено большое количество налоговых льгот для разных категорий налогоплательщиков. Однако для социальных льгот, т.е. льгот, обусловленных деятельностью социального государства, как отмечает В.М. Зарипов, необходимо обоснование оптимальности финансовой поддержки в виде налогового льготирования по сравнению с прямой денежной поддержкой или иными формами финансирования социальных потребностей [6, с. 6]. Пока же в большинстве

случаев установление льгот является интуитивным и законодатель стремится поддержать именно те категории налогоплательщиков, которые объективно в этом нуждаются. Так, В.Н. Герасимов указывает на то, что многодетная семья не в состоянии предоставить своим детям надлежащего уровня содержания и обеспечения интересов, не может создать условия всестороннего развития детей, а потому необходимо увеличить государственную поддержку многодетным семьям путем налоговых льгот и дополнительных социальных пособий и постараться максимально стимулировать многодетность [7, с. 1].

К сожалению, очень часто налогоплательщики не знают о существующих для них льготах и соответственно ими не пользуются. Для разрешения данной ситуации и ведения разъяснительной работы Федеральная налоговая служба Российской Федерации подготовила письмо от 16 февраля 2018 года «О налоговых льготах и вычетах» [8], в котором представлена статистическая информация о льготах для семей, имеющих детей. Изучение данной информации позволяет провести сравнительный анализ льгот для семей, имеющих детей, в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа.

Если рассматривать региональные и местные налоги, уплачиваемые физическими лицами, то прежде всего необходимо анализировать транспортный налог (региональный налог), налог на имущество физических лиц и земельный налог (местные налоги). Действующее федеральное законодательство налоговых льгот для семей, имеющих детей, не предусматривает, отдавая решение этого вопроса на региональный и местный уровень [4, ст. 361.1, 395, 407].

В Алтайском крае при уплате транспортного налога предусмотрен достаточно широкий круг интересующих нас субъектов, которым предоставляются налоговые льготы. В частности налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты транспортного налога (налоговая ставка равна 0) на транспортные средства категории «Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно» предоставляется многодетным семьям (имеющим троих и более детей (усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), приемных), в том числе достигших совершеннолетия); семьям, на обеспечении которых находятся дети-инвалиды; детям до 18 лет, находящимся под опекой (попечительством), на которых зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации [9, ст. 3].

Анализ регионального законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа позволяет сде-

лать вывод, что в Алтайском крае установлен самый большой перечень налоговых льгот для семей, имеющих детей, которым предоставляется полное освобождение от уплаты налога. Так, в Томской области и Республике Алтай для семей, имеющих детей, льготы по транспортному налогу не предусмотрены вообще. В Кемеровской, Омской и Новосибирской областях предусмотрено лишь частичное льготирование в виде установления налоговой ставки в размере 50% для одной-двух категорий семей, имеющих детей (чаще — для многодетных семей). И только в Красноярском крае, как и в Алтайском, предусматривается возможность уплаты транспортного налога по ставке 0 рублей для семей, имеющих детей-инвалидов, а также льгота в размере 50% транспортного налога для многодетных семей и опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей [8].

Уплата налога на имущество физических лиц и земельного налога регулируется нормативными актами представительных органов муниципальных образований. Соответственно установление налоговых льгот по уплате местных налогов находится в компетенции данных органов и во многом зависит от экономических возможностей местных бюджетов.

При анализе нормативных актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих уплату налога на имущество физических лиц, можно отметить, что самое большое число налоговых льгот для семей, имеющих детей, установлено в Красноярском крае и Новосибирской области. В Красноярском крае 60 муниципальных образований из 540 (11%) полностью освобождают от уплаты налога на имущество физических лиц многодетные семьи; 40 муниципалитетов — семьи, имеющие детей-инвалидов (7,4%); 13 муниципалитетов предоставляют льготу для неполных семей (2,4%); 69 муниципальных образований — детям-сиротам (13%), а один — даже учащимся общеобразовательных учреждений. В Новосибирской области 74 муниципальных образования из 460 (16%) полностью освобождают от уплаты налога на имущество физических лиц многодетные семьи; 27 муниципалитетов — учащихся общеобразовательных учреждений (5,9%); семь муниципальных образований предоставляет льготу семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-сиротам, опекунам (попечителям) несовершеннолетних детей (1,5%).

На втором месте в нашем импровизированном рейтинге субъектов РФ Сибирского федерального округа находится Республика Алтай (имеющая возможность в 18 муниципальных образованиях из 103 предоставить налоговую льготу многодетным семьям (17,5%), в трех — семьям, имеющим детей-инвалидов (3%)) и Кемеровская область, где 58 муниципальных образований из 210 предостав-

ляют льготу по налогу на имущество физических лиц для детей-сирот (28%), а два — для многодетных семей (1%).

И меньше всего предоставляется налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц для семей, имеющих детей, в Алтайском крае (два муниципальных образования из 660 (0,3%), в Томской и Омской областях — по одному муниципальному образованию из 120 и 392 муниципалитетов соответственно (0,8% и 0,3% соответственно).

Примерно аналогичную ситуацию мы можем наблюдать и сфере установления налоговых льгот по земельному налогу для семей, имеющих детей. Лишь при установлении налоговых льгот по земельному налогу представительные органы муниципальных образований не только предоставляют полное освобождение от уплаты земельного налога, но и достаточно часто используют уменьшение размера земельного налога на 50%.

Наибольшее количество льгот по земельному налогу для семей, имеющих детей, установлено в муниципальных образованиях Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областей. Так, например, в Новосибирской области 90 муниципальных образований из 460 предоставляют льготу в качестве полного освобождения от уплаты земельного налога для многодетных семей (19,6%), а 25 муниципалитетов для многодетных семей предоставляют 50%-ю скидку на уплату земельного налога (5,4%); 11 муниципальных образований полностью освобождают от уплаты земельного налога семьи, имеющие детей-инвалидов (2,4%). В Кемеровской области больше муниципальных образований устанавливают льготы в виде полного освобождения от уплаты земельного налога именно для семей, имеющих детей-инвалидов (15,2%), многодетных семей (9%) и для детей-сирот (8,5%). В Красноярском крае льготы по земельному налогу предоставляют многодетным семьям (43 муниципальных образования из 540, или 8%) и детям-сиротам (25 муниципальных образований, или 4,6%).

На втором месте по количеству муниципальных образований, предоставляющих налоговые льготы по зе-

мельному налогу для семей, имеющих детей, расположились Омская, Томская области и Республика Алтай. Причем для муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации характерно не полное освобождение от уплаты земельного налога, а предоставление льготы в размере 50% для многодетных семей и неполных семей. Только в Республике Алтай 17 муниципалитетов полностью освобождают многодетные семьи от уплаты земельного налога (16,5%).

И только в Алтайском крае представительные органы власти муниципальных образований либо не знают о своих возможностях устанавливать льготы по земельному налогу, либо не имеют финансовой возможности в силу дефицитности и дотационности своих бюджетов. Только три муниципальных образования из 660 муниципальных поселений и городских округов в Алтайском крае имеют возможность установить налоговую льготу по земельному налогу в виде полного освобождения для многодетных семей (0,5 %), а два (Барнаул и Рубцовск) — для детей-сирот (0,3%) [8]. Конечно же, это «капля в море». Необходимо и в Алтайском крае изыскивать возможность поддерживать семьи, имеющие детей, льготами не только по транспортному налогу, но и по местным налогам. И возможно, доведение информации об опыте налогового льготирования в муниципальных образованиях других субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа поможет исправить ситуацию с налоговыми льготами для лиц, имеющих детей, в муниципальных образованиях Алтайского края. Тем более что это в полной мере вписывается в социальную политику Российской Федерации: о необходимости уделять внимание защите социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышать качество их жизни, включая предоставление налоговых льгот, говорится и в Указе Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [10].

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. — М., 2006.

3. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://home.garant.ru.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.

5. Региональное финансовое право : моногр. / отв. ред. И.Б. Лагутин. — М., 2017.

6. Зарипов В.М. Правовые инструменты повышения эффективности налоговых льгот // Закон. — 2014. — № 2.

7. Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. — 2011. — № 2.

8. Письмо Федеральной налоговой службы от 16.02.2018 № ММВ-17-11/46 «О налоговых льготах и вычетах» [Электронный ресурс]. — URL: http://home.garant.ru.

9. Закон Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (с изм. от 30.11.2017) // Алтайская правда. — 2002. — 25 октября. — № 284-286.

10. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 4. — Ст. 637.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.